Маркировка давления шин на пожарных автомобилях

Обновлено: 04.07.2024

Утверждены приказом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МЧС России от 27 декабря 2002 г. № 51.

Дата введения в действие 1 января 2003 г.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.
ПОЖАРНЫЙ ШТАБНОЙ АВТОМОБИЛЬ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE ENGINEERING.
COMMAND VEHICLE.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.
TEST METHODS

НПБ 311-2002

Дата введения 01.01.2003 г.

1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные штабные автомобили (АШ), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на базе автобусов.

1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АШ, а также при сертификационных испытаниях.

В настоящих Нормах применены следующие термины с соответствующими определениями.

Пожарный штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения.

АШ создает на месте пожара (аварии, катастрофы) условия для работы оперативного штаба и обеспечения его каналами оперативной связи.

Оперативный штаб (на пожаре) - временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, создаваемый руководителем тушения пожара (РТП) при привлечении на тушение пожара сил и средств пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара, и (или) организации на месте пожара трех и более боевых участков, и (или) необходимости детального согласования действий по тушению пожара с инженерно-техническим персоналом объекта и местной администрацией.

Главный параметр - один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля и различной технологии его изготовления, служащий для определения числовых значений других основных параметров.

Основные параметры - параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям.

Базовое шасси - автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ.

Салон - замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами.

Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатные места выхода.

Электросиловая установка - (ЭСУ) совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии.

Основной источник питания - электроагрегат для питания всего электрооборудования АШ, производящий электрическую энергию с помощью двигателя внутреннего сгорания.

Внешний источник питания - электроагрегат или промышленная сеть с регулировочными характеристиками, по частоте и напряжению аналогичными основному источнику питания.

Снаряженная масса автомобиля - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного штабного автомобиля, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ), средств связи и освещения.

Полная масса автомобиля - сумма снаряженной массы АШ и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ.

Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении А .

3.1. Обозначение пожарного штабного автомобиля должно иметь следующую структуру:

Тип пожарного автомобиля

Главный параметр АШ

Индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности

Обозначение модели АШ в системе разработчика с указанием модернизации (А - первая, Б - вторая и т.д.)

Две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, где находится предприятие-изготовитель

Обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ)

3.2. Пример условных обозначений.

4.1. В качестве главного параметра АШ принимают число мест боевого расчета оперативного штаба пожаротушения (включая место водителя), выбираемое из ряда: 3, 5, 7. Другие значения главного параметра АШ (при необходимости) устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.

5.1. Общие требования

5.1.3. АШ должен соответствовать климатическому исполнению по ГОСТ 15150 , с учетом возможной эксплуатации автомобиля в атмосфере типа 2. Требования к размещению автомобиля в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (в помещениях с температурой воздуха не ниже 10 °С).

5.1.4. АШ должен быть оборудован противотуманными фарами и двумя фарами-искателями, одна из которых расположена на кабине водителя, другая - в задней части кузова. Управление передней фарой-искателем - из кабины, с рабочего места водителя. Требования к размещению и подключению противотуманных фар - по ГОСТ 25478.

5.1.5. Размещение и крепление оборудования, электросиловой установки (ЭСУ), СИЗОД и ПТВ на АШ должны обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения, при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенного для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг.

5.1.6. Уровень вибрации на рабочих местах и на полу салона для боевого расчета АШ - в соответствии с ГОСТ 12.1.012 .

5.1.8. Углы свеса АШ должны быть:

а) неполноприводное шасси, не менее - передний 20°, задний 15°;

б) полноприводное шасси, не менее - передний 25°, задний 25°;

в) автобуса - в зависимости от класса по ГОСТ 20774.

5.2. Составные части АШ

5.2.1. Пожарный штабной автомобиль должен состоять из следующих основных частей:

а) базового шасси;

б) кабины (отсека) водителя;

в) штабного салона;

г) грузового отсека;

5.2.2. Комплектация штабного автомобиля должна включать следующие виды оборудования:

а) средства радиосвязи и проводной телефонной связи;

б) аппаратуру звукозаписи и звукоусиления;

в) средства вычислительной техники;

г) внешний источник питания;

д) выносной штабной стол.

5.3. Требования к базовым шасси

5.3.1. Шасси, используемые для изготовления АШ, должны быть сертифицированы в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, а также иметь необходимую сопроводительную документацию.

5.3.5. Остекление кабины и салона - травмобезопасное по ГОСТ 5727 .

а) уровень внешнего и внутреннего шума - по ГОСТ 27435 , ГОСТ 27436;

б) содержание окиси углерода в отработавших газах шасси с бензиновыми двигателями - по ГОСТ 17.2.2.03;

в) дымность отработавших газов шасси с дизельными двигателями - по ГОСТ 21393 .

5.3.7. Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность транспортирования АШ средствами наземного транспорта в соответствии с ГОСТ 15150 , ГОСТ 2349 .

5.3.8. Источник питания (аккумуляторная батарея, генератор) АШ должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяков, прожекторов, фар-искателей, радиостанций и др.).

5.3.9. Эксплуатационная технологичность, трудоемкость технического обслуживания и ремонта техники - по ГОСТ 21624 .

5.4. Требования к кабине водителя

5.4.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032 .

5.4.2. Рабочее место водителя АШ на автобусном шасси должно быть изолировано от салона перегородкой или иметь ограждение.

5.4.3. Кабина АШ должна быть оборудована подножками и поручнями, если нижняя кромка дверного проема находится выше 650 мм от уровня дорожного полотна.

5.4.4. Внутренние замки дверей должны иметь устройство, исключающее их самопроизвольное открытие во время движения АШ. Ручки запорных механизмов должны иметь травмобезопасную форму.

5.4.5. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее 75°) положениях.

5.4.6. Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм.

5.5. Требования к салону

5.5.1. Салон АШ должен обеспечивать возможность оперативной посадки и высадки личного состава, удобство и безопасность его размещения, а также установку необходимого вывозимого оборудования, инструмента и ПТВ.

5.5.2. Салон АШ должен состоять из двух отсеков, разделенных перегородкой и предназначенных для размещения:

а) личного состава;

б) боевой одежды начальствующего состава, СИЗОД и другого пожарно-технического вооружения.

5.5.3. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, их обслуживание и демонтаж, а также предусматривать необходимое количество рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АШ.

5.5.4. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032 . Конструкция салона АШ должна обеспечивать сохранение жизненного пространства для личного состава при опрокидывании, лобовом столкновении, наездах сбоку и сзади.

5.5.5. Уровень шума в салоне АШ во время работы ЭСУ - по ГОСТ 27435 , на рабочих местах (снаружи АШ) - по ГОСТ 27436 и ГОСТ 12.1.003 .

5.5.6. Уровень освещенности (в соответствии со СНиП 23-05 ) прохода салона - не менее 20 лк, подножек и ступеней на уровне их поверхностей - не менее 10 лк, рабочего штабного стола - не менее 100 лк на уровне 1 м от пола.

5.5.7. Оборудование и ПТВ в салоне необходимо размещать с учетом обеспечения пассивной безопасности для личного состава. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения АШ.

5.5.8. Схема размещения в АШ оборудования, аппаратуры, снаряжения и инструмента должна обеспечивать оперативность боевого развертывания.

5.5.9. Управление дверьми салона боевого расчета АШ на базе автобуса должно осуществляться с места водителя с помощью дистанционного привода. Дистанционный привод каждой двери должен дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет.

Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АШ должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей.

5.5.10. АШ на автобусном шасси должен иметь не менее двух аварийных выходов с каждой боковой стороны и, кроме того, не менее одного аварийного люка в крыше - при габаритной длине автобуса до 7,5 м включительно и двух люков в крыше - при большей габаритной длине.

5.5.11. Аварийная (запасная) дверь должна соответствовать базовому шасси и удовлетворять следующим требованиям:

а) ширина в свету не менее 550 мм;

б) высота не менее 1250 мм;

в) дверь должна иметь ручки для открывания изнутри и снаружи;

г) наружная ручка должна устанавливаться на высоте не более 1800 мм от поверхности дороги;

д) аварийная дверь должна открываться наружу, иметь только одну створку.

5.5.14. Система отопления салона АШ должна соответствовать требованиям ГОСТ 50993 и обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15 °С на уровне 1,5 м от пола при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С.

5.6. Требования к комплектации АШ и размещению СИЗОД

5.6.1. ПТВ, входящее в комплектацию АШ, должно быть сертифицировано в области пожарной безопасности. Должна быть сертифицирована электросиловая установка АШ.

5.6.2. АШ должен быть оснащен СИЗОД с временем защитного действия не менее 90 мин, СИЗОД должны храниться в отсеках, предохраняющих их от повреждения и загрязнения.

5.6.3. АШ должен быть укомплектован в соответствии с перечнем специального оборудования и аппаратуры, размещаемых в салоне и отсеках АШ в соответствии с вариантами комплектации, приведенными в приложении Б.

5.7. Требования к внешним источникам питания, приемникам электроэнергии, разветвительным коробкам, кабельным катушкам и электробезопасности

5.7.2. В качестве основных источников питания ЭСУ АШ должны применяться генераторы однофазного и трехфазного тока с приводом от двигателей базовых шасси АШ и автономных двигателей внутреннего сгорания для переносных ЭСУ, имеющих соответствующую мощность, частоту и направление вращения приводного вала.

5.7.3. Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ АШ должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили (ПА), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения. В стандарте устанавливаются основные параметры, общие технические требования и методы испытаний ПА, создаваемых на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) и Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России.

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.

Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 1 декабря 1997 г. № 76.

Дата введения в действие 1 декабря 1997 г.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

4. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

5. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

6. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6.1. Характеристики (свойства)

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

9.5. Приемочные и квалификационные испытания

9.6. Сертификационные испытания

9.7. Предъявительские испытания

9.8. Приемо-сдаточные испытания

9.9. Периодические испытания

9.10. Контрольные испытания на надежность

9.11. Типовые испытания

9.12. Эксплуатационные испытания

9.13. Специальные испытания

10. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

10.1. Условия испытаний

10.2. Средства испытаний

12. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

13- ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (рекомендуемое)

Нормы Государственной противопожарной службы
МВД России

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА.
ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Общие технические требования. Методы испытаний

FIRE-FIGHTING TECHNICS.

FIRE EXTINGUSHING TRUCKS

General technical reguirements. Test methods

Дата введения 01.12.97

Настоящие нормы (далее по тексту - нормы) распространяются на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили (автомобили тушения), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения, и устанавливают общие технические требования и методы испытаний.

В нормах устанавливаются основные параметры и общие технические требования к основным пожарным автомобилям общего применения, созданным на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью от 2 до 12 т.

Требования к качеству продукции, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества личного состава и населения, изложены в разделе 7 и обязательном приложении 4.

Настоящие нормы могут применяться при сертификационных испытаниях основных пожарных автомобилей в Системе сертификации в области пожарной безопасности.

Нормы не распространяются на основные пожарные автомобили с грузоподъемностью базового шасси менее 2 и более 12 т. Требования к этим автомобилям, а также к основным пожарным автомобилям специального применения, требования к общим параметрам которых не отражены в разделе 5 настоящих норм, устанавливаются в нормативно-технической документации на конкретные модели.

В настоящих нормах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия. Правила построения, изложения и оформления.

ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 2.602-68* ЕСКД. Ремонтные документы.

ГОСТ 4.332-85 СПКП. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей.

ГОСТ 9.014-78 ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования.

ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.

ГОСТ 9.104-79 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации.

ГОСТ 9.301-86 ЕСЗКС. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования.

ГОСТ 9.303-84 ЕСЗКС. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору.

ГОСТ 9.402-80 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием.

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.

ГОСТ 12.2.033-78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования.

ГОСТ 12.2.037-78 ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности.

ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности.

ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения.

ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения.

ГОСТ 17.2.2.03-87 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности.

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

ГОСТ 112-78 Е Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия.

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия.

ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы "крюк-петля" автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования.

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия.

ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Общие технические требования.

ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования.

ГОСТ 5727-88 Е Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия.

ГОСТ 6134-87 Насосы динамические. Методы испытаний.

ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия.

ГОСТ 6964-72 Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия.

ГОСТ 7502-89 Рулетки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 7877-75 Рукава пожарные напорные прорезиненные из синтетических нитей. Общие технические условия.

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости.

ГОСТ 9544-93 Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов.

ГОСТ 10984-74 Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Световые и цветовые характеристики. Нормы и методы испытаний.

ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования.

ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры.

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия.

ГОСТ 14167-83 Счетчики холодной воды турбинные. Технические условия.

ГОСТ 14192-77 Маркировка грузов.

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

ГОСТ 17822-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний.

ГОСТ 18099-78 Эмали МЛ-152. Технические условия.

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции.

ГОСТ 18374-79 Эмали ХВ-110 и ХВ-113. Технические условия.

ГОСТ 20306-90 Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний.

ГОСТ 20961-75 Световозвращатели транспортных средств. Общие технические условия.

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры.

ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработав­ших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности.

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий.

ГОСТ 21752-76 Система "человек - машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования.

ГОСТ 21753-76 Система "человек - машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования.

ГОСТ 22061-76 Машины и техническое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения.

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования.

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования.

ГОСТ 23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие технические требования.

ГОСТ 24333-80 Знак аварийной остановки. Общие технические условия.

ГОСТ 24555-81 Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения.

ГОСТ 26336-84 Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы.

ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений.

ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений.

ГОСТ 28070-89 Автомобили легковые и грузовые, автобусы. Обзорность с места водителя. Общие технические требования. Методы испытаний.

ГОСТ 28262-89 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений и устройств для их крепления, а также характеристик подголовников, которые могут устанавливаться на эти сиденья.

ГОСТ 28345-89 Единообразные предписания, касающиеся конструкции маломестных транспортных средств общего пользования (правила ЕЭКООН N52).

ГОСТ 28352-89 Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры.

ГОСТ 28443-90 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств в отношении замков и устройств кропления дверей.

ГОСТ 28559-90 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств в отношении их наружных выступов, расположенных перед задней панелью кабины водителя.

ГОСТ Р 50401-92 Сетки всасывающие. Технические условия.

ГОСТ Р 50574-93 Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.

ГОСТ Р 50577-93 Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры.

ГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности.

РД 50-690-89 Надежность в технике. Методы оценки показателей надежности по экспериментальным данным. Методические указания.

Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Правила устройства электроустановок.

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства.

(Измененная редакция. Изм. №2,.).

В настоящих нормах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Основные пожарные автомобили (ПА) (автомобили тушения) - пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

3.2. Тип пожарного автомобиля - пожарные автомобили, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, видов вывозимых или используемых огнетушащих веществ и способов их подачи.

3.3. Огнетушащее вещество (ОТВ) - по ГОСТ 12.1.033 .

3.4. Главный параметр - один из основных (базовых) параметров, определяющих функциональное назначение пожарного автомобиля, отличается стабильностью при технических усовершенствованиях и служит для определения числовых значений других основных параметров.

3.5. Базовое шасси - колесное шасси, полно - или неполноприводное, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, с демонтированным или переоборудованным штатным кузовом, предназначенное для размещения на нем салона боевого расчета и пожарной надстройки.

3.6. Салон - пространство, предназначенное для водителя и боевого расчета и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, окнами, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения; тип салона - с одним, двумя или тремя рядами сидений.

3.7. Пожарная надстройка - совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов и коммуникаций для подачи огнетушащих веществ, емкостей для огнетушащих веществ, отсеков кузова для размещения пожарно-технического вооружения.

3.8. Специальные агрегаты и их привод - совокупность агрегатов, служащих для выполнения пожарным автомобилем основной задачи по тушению пожара и включающих в себя механизм отбора мощности от основного двигателя (двигателя шасси) или автономный источник энергии, специальные агрегаты (насосная установка; электрогенератор и т. п.) или устройства, а также средства передачи мощности от источника к специальным агрегатам (коробка отбора мощности, карданные и промежуточные валы и пр.).

3.9. Насосная установка - пожарный насос с коммуникациями всасывания, нагнетания, забора, смешения и дозирования пенообразователя.

3.10. Пожарный насос :

а) насос нормального давления - одно- или многоступенчатый пожарный центробежный насос, работающий при давлении на выходе до 1,5МПа (15кгс/см 2 );

б) насос высокого давления - многоступенчатый пожарный центробежный насос, работающий в диапазоне давлений от 2 до 5МПа (от 20 до 50кгс/см 2 );

в) насос комбинированный - пожарный насос, состоящий из ступеней (насосов) нормального и высокого давления.

3.11. Снаряженная масса автомобиля - масса пожарного автомобиля в полностью заправленном состоянии (топливом, охлаждающей жидкостью, смазкой), укомплектованного инструментом и запасным колесом (если они предусматриваются в качестве комплектующего оборудования заводом-изготовителем), но без водителя, боевого расчета, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

3.12. Полная масса автомобиля - сумма снаряженной массы автомобиля и перевозимого им боевого расчета, включая води теля, ОТВ, пожарно-техническое вооружение, заявленная предприятием-изготовителем ПА в нормативно-технической документации.

3.13. Коэффициент поперечной устойчивости - отношение высоты центра тяжести автомобиля с полной массой к ширине колеи.

3.14. Общий запас огнетушащих веществ - суммарное количество огнетушащих веществ любого вида, вывозимых на пожарном автомобиле.

3.15. Подача насосной установки номинальная - подача насосной установки с геометрической высоты всасывания 3,5 м при заданных величинах напора и частоты вращения рабочего (рабочих) колеса (колес) насоса.

3.16. Напор насоса - по ГОСТ 17398 .

3.17. Напор насоса номинальный - напор, обеспечивающий номинальную подачу при номинальной частоте вращения; номинальная частота вращения - частота вращения рабочего колеса при номинальной подаче.

3.18. Геометрическая высота всасывания - расстояние по вертикали от горизонтальной оси насоса до уровня поверхности жидкости в водоеме.

3.19. Рабочее давление - давление перед пожарным стволом (лафетным, ручным и т.п.), обеспечивающее заданные параметры этого механизма.

3.20. Модельный очаг пожара - очаг пожара установленной формы и размеров.

3.21. Специальный модельный очаг пожара класса В - круглый противень из листовой стали диаметром 100 мм, высотой 50 мм. Горючая жидкость - бензин марки А-76 ГОСТ 2084 , заливается высотой слоя 10 мм на слой воды высотой от 3 до 6 мм.

3.22. Базовый гарнизон пожарной охраны - гарнизон, назначенный для подконтрольной эксплуатации ПА с целью получения информации об их эксплуатационных надежности и технологичности.

3.23. Расход огнетушащего вещества через лафетный ствол номинальный - пропускная способность лафетного ствола при рабочем давлении.

3.24. Дальность струи при подаче лафетным водяным (пенным) стволом - расстояние от насадка до крайних капель водяной (пенной) струи.

3.25. Дальность струи при подаче лафетным (ручным) порошковым стволом - максимальное расстояние от насадка до середины специального модельного очага пожара класса В, расположенного на оси струи и потушенного при подаче огнетушащего вещества.

4.1. Основные пожарные автомобили (ПА) в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ (ОТВ) и способа их подачи классифицируются на следующие типы:


Автолестница пожарнаяАЛ-30 (ЗИЛ-131)


Основные технические характеристики АЛ-30

Двигатель:
тип
мощность

карбюраторный (carburetor)
110 (150)

Высота подъема лестницы, м

Нагрузка на вешину лестницы, кг

Угол поворота стрелы вправо и влево, (°)

не ограничен (unlimited)

Расход лафетного ствола, л/с

Макс. Скорость, км/ч

Масса полная, кг

Габаритные размеры, м



Предназначена для доставки к месту проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования; подъема боевого расчета, ПТВ и оборудования на высоту до 37 м; обеспечения возможности эффективного проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ и тушения очагов пожаров на высоте; подачи огнетушащих веществ с вершины лестницы.
Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С. Допустимый угол наклона площадки при работе автолестницы – 6°.


Основные технические характеристики:


Автолестница пожарная АЛ-50 (КамАЗ-53229)Основные технические характеристики АЛ-50:

Читайте также: