Маркировка электрических шин и расшифровка их обозначений

Обновлено: 06.07.2024

Каким образом обозначаются шины при постоянном токе?

Это было явление термоэлектричества, т.е. электроны приводились в движение при помощи нагрева.

Аналогично и действие определённых растворов. Если мы опустим две проволоки из разных металлов в раствор соли, то атомы металлов могут, оставив свои электроны в проволоке, перейти в раствор в виде положительных ионов. Это стремление у разных металлов различно, поэтому количество перешедших ионов и оставшихся электронов будет различно. Если свободные концы проволочек присоединить к очень маломощной лампочке, то она загорится. А соль нужна для того, чтобы переносить электрический заряд в растворе, т.е. чтобы цепь замкнулась.

Вот вкратце и всё.

Наймите профессиональных электриков. Я тоже в детстве много что пихал в розетки и ничего. Сейчас по профессии электрик. Открою секрет, все электрики боятся поражение током, так как знают что это такое.

Из-за огромных потерь при такой передаче. И дело даже не в скин-эффекте.

Стандарты разрабатывались во времена, когда электричество начало применяться массово в производстве. В расчет принималось как сам процесс производства генераторов и двигателей, так и их себестоимость и расчетные потери при той или иной частоте тока. Так как в разных странах применяют разные технологии и различные материалы во время производства, поэтому одни страны приняли за стандарт 50, а другие 60 герц.

Виды материала для изготовления шин

В зависимости от материала, из которого изготавливается шина, выделяют следующие шины электрические:

Последний вариант представляет собой сердечник, выполненный из оцинкованных стальных проводов, вокруг которого повиты провода из алюминия.

Алюминиевые шины обладают следующими преимуществами:

  • Устойчивы к возникновению коррозии.
  • Обладают высоким показателем электропроводности.
  • Небольшой вес.
  • Стоимость их ниже, чем других видов.

Для их производства используются пластичные марки алюминия с минимальным количеством примесей. Могут быть использованы низколегированные сплавы алюминия, магния и кремния. Дополнительные элементы позволяют увеличить прочность, пластичность, упругость.

шины электрические медные

Как обозначаются шины при постоянном токе?

Ответы Ростехнадзора по электробезопасности (ЭБ) для электротехнического персонала организаций, осуществляющего эксплуатацию электроустановок потребителей по аттестационным вопросам на тестовые задания. Вопросы с правильными ответами подтверждаются выдержкой из нормативной документации по которым составлены тесты Олимпокс.

Как обозначаются шины при постоянном токе?

• Положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная (-) — синим и нулевая рабочая М — голубым цветом

• Положительная шина (+) — синим цветом, отрицательная (-) — красным и нулевая рабочая М — голубым цветом

• Положительная шина (+) — зеленым цветом, отрицательная (-) — красным и нулевая рабочая М — голубым цветом

• Положительная шина (+) — желтым цветом, отрицательная (-) — зеленым и нулевая рабочая М — голубым цветом

Выдержка из нормативной документации:

Правила устройства электроустановок-1

1.1.30. Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми. Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе: шины фазы A — желтым, фазы B — зеленым, фазы C — красным цветом;

2) при переменном однофазном токе шина B, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом, шина A, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

3) при постоянном токе: положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная (-) — синим и нулевая рабочая M — голубым цветом. Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

На сайте Тест24.ру подготовлены и размещены тесты по электробезопасности актуальные на 2020 год. Вы можете пройти онлайн тестирование по курсам ЭБ 1260.9, ЭБ 1259.8, ЭБ 1258.8, ЭБ 1257.8, ЭБ 1256.8, ЭБ 1255.8, ЭБ 1254.8 и ЭБ 1547.3 для подготовки к сдаче экзамена на едином портале тестирования Ростехнадзора на группу допуска до и выше 1000 В.

Классификация по форме сечения

Классифицируется шинопровод, в дополнение к теме, как обозначаются шины при постоянном токе, по материалу изготовления, исполнению, изоляции и геометрической форме сечения. В результате бывает медная, алюминиевая, сталеалюминевая, гибкая, жесткая, изолированная или неизолированная, а также прямоугольная, двухполосная и трехполосная, коробчатая и трубчатая.

Обладает гибкостью, высокой степенью натяжения. Оборудуется виброгасителем и гибкой перемычкой, отвечающей за температурное натяжение.

Проводники, имеющие плоское прямоугольное сечение, отличаются хорошей проводимостью тепла. Недостаток их в том, что их сложно собирать, есть неравномерно распределенный ток.

Обратите внимание! Устройства с коробчатым сечением используются там, где есть сетевое напряжение в 10 киловольт. Используются в турбогенераторах.

Трубчатая форма сечения самая эффективная. Отличается хорошей тепловой проводимостью и прочностью. Способна равномерно распределять электрополе и препятствовать появлению коронирования.



Плоская разновидность для массивной цепи

Цветовое и буквенное обозначение проводников и шин

Цифровая и буквенная маркировка проводов

  1. РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов должны иметь:
      проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также
  2. нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины.
  3. N и голубым цветом обозначаются нулевые рабочие (нейтральные) проводники.
  4. PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах должны иметь совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники.

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :

  1. при переменном трехфазном токе:
      фазы А — желтым,
  2. фазы В — зеленым,
  3. фазы С — красным;
  4. при переменном однофазном токе:
      шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
  5. шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
  6. Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
  7. при постоянном токе:
      положительная шина (+) — красным,
  8. отрицательная (-) — синим и
  9. нулевая рабочая М — голубым цветом.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

  1. Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
  2. Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.

Маркировка буквами

Буквенная маркировка призвана давать пользователю правильно читать схему, точно знать, как обозначаются шины при переменном трехфазном токе, и определять тип шинопровода. Как и цвета, буквы обладают своим значением и имеют соответствующий образ обмотки. Все существующие буквы со значением нулевых и положительных ответвлений сети источника указаны на рисунке ниже.

Обратите внимание! Важно отметить, что они обязательны и регулируются на законодательном уровне.

В целом, шины — необходимый элемент любой электроустановки, который позволяет сделать меньше площадь установки с расходом материала и трудозатратами. Они нужны там, где требуется низкое активное с реактивным сопротивлением. Существует классификация по материалу изготовления, исполнению, изоляции и геометрической форме сечения. Обозначаются шины при переменном однофазном токе желтым цветом. Также имеют буквенную маркировку.

Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ

В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

  1. при горизонтальном расположении:
      одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
  2. одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  3. при вертикальном расположении:
      слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
  4. наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  5. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
      при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
  6. при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.

При постоянном токе шины должны располагаться:

  1. сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
  2. сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
  3. ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

  1. при горизонтальном расположении:
      одна под другой: сверху вниз А-В-С;
  2. одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  3. при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
      слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  4. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
      при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
  5. при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

Цвета проводов в однофазной сети

Разные цвета изоляции проводов становятся наиболее актуальны когда монтаж электрической проводки проводит один человек, а ремонт и обслуживание проводит другой. Основной задачей цветной маркировки является легкость и быстрота в определении назначения какого-то из проводов.

Цвета фазных проводов

Согласно ПУЭ фазные провода в однофазной электрической сети могут иметь следующий цвет изоляции – черный, красный, коричневый, серый, фиолетовый, розовый, оранжевый, белый, бирюзовый. Такая цветная маркировка довольно удобна – увидев провод с таким цветом изоляции становится понятно, что перед вами фаза (но все равно лучше перепроверить, так как на практике бывают случаи, когда маркировка не соблюдается).

Нулевой рабочий проводник или нейтраль

Нейтраль или нулевой рабочий проводник (N) принято выполнять проводом с голубым цветом изоляции.

Нулевой защитный проводник и нулевой совмещенный проводник

Нулевой защитный проводник (PE) имеет желто-зеленый цвет изоляции. Совмещенный же нулевой и рабочий проводник (PEN) имеет голубой окрас с желто-зелеными метками на конце или наоборот – желто-зеленый окрас с голубыми метками на конце.

Если у вас нет провода подходящего по цвету, то монтаж можно выполнить проводом любого цвета (кроме имеющего расцветку защитного PE проводника) пометив концы данного провода цветной изолентой или термоусадочной трубкой, которые имеют цвет, обозначающий назначение проводника. Также можно пометить концы проводника нужным цветом и в случае, когда монтаж уже выполнен проводником другого цвета.

Ниже показаны цвета, которыми обозначают фазные, нулевые, защитные и совмещенные проводники:

Цвета нулевого, фазного и защитного проводников

Обозначение электропроводки

ПУЭ, -Минэнерго РФ, -6-е изд., перераб. и доп., с измен., 2003.

Согласно российского ПУЭ электропроводка должна обеспечивать возможность легкого распознания по всей длине проводников по цветам:

  • голубого цвета — для обозначения нулевого рабочего или среднего проводника электрической сети;
  • двухцветной комбинации зелено-желтого цвета — для обозначения защитного или нулевого защитного проводника;
  • двухцветной комбинации зелено-желтого цвета по всей длине с голубыми метками на концах линии, которые наносятся при монтаже — для обозначения совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводника;
  • черного, коричневого, красного, фиолетового, серого, розового, белого, оранжевого, бирюзового цвета — для обозначения фазного проводника.

Цвета проводов и шин в сети переменного тока при трехфазном подключении

Для соблюдения правильного чередования фаз при подключении трехфазных потребителей электрической энергии тоже применяют цветную маркировку шин и кабелей. Это значительно облегчает жизнь монтажникам и ремонтникам, так как по цвету кабеля или шины можно определить фазу, которая подключена или будет подключена к этому кабелю или шине. В отличии от однофазных потребителей, где фазный провод может быть выполнен кабелями с разными цветами изоляции (перечень выше), для трехфазных потребителей цвета, которыми могут обозначать фазы строго регламентированы ПУЭ.

При трехфазном подключении фаза А должна обозначатся желтым цветом, фаза В – зеленым, фаза С – красным. Нулевой рабочий, защитный и совмещенный проводники имеют такой же окрас, как и при однофазном подключении.

Цвета изоляции при трехфазном подключении электроприемников

Допустимо выполнение цветовых обозначений кабелей и шин не по всей их длине, а только в местах присоединения кабелей или шин, как это показано на рисунке выше.

Также цветовые коды могут соответствовать международному стандарту IEC 60446 или же могут применять кодировку принятую внутри страны соответствующими регламентирующими документами. Например, в США и Канаде для заземленных и незаземленных систем используют различные цветовые коды. Ниже приведена таблица, в которой показаны для сравнения цветовые кодировки кабелей и шин различных стран:

Таблица маркировки фаз для трехфазных подключений разных стран

Для чего необходима маркировка

Конкретные цвета в электрике выбраны неслучайно. Цветная проводка необходима для безопасного проведения электромонтажных работ, чтобы избежать короткого замыкания и поражения электрическим током. Раньше цвет проводников был черным или белым, в результате электрикам это приносило большие неудобства.

Раньше при расключении необходимо было подать питание в проводники, после чего при помощи контрольки определяли ноль и фазу. Использование расцветки избавило от всех этих мук, потому что все стало очень понятно.

Цветовая маркировка почти всегда наносится по всей длине проводника. Она помогает установить предназначение каждого проводника к определенной группе, чтобы облегчить их коммутации. Существуют три вида проводов в электрике: фаза, ноль и заземление.

Цвета проводов и шин в цепях постоянного тока

В цепях постоянного тока обычно используется только две шины, а именно плюс и минус. Но иногда цепи постоянного тока бывают со средним проводником. Согласно ПУЭ шины и провода подлежат следующей маркировке в цепях постоянного тока: положительная шина (+) – красная, отрицательная (-) – синяя, нулевая рабочая М (при ее наличии) – голубая.

Цветовая маркировка шин при трехфазном подключении и подключении постоянным током

Цветовое обозначение по функциональному назначению

Цветовая идентификация проводников по функциональному назначению цепей, в которых используют (согласно ГОСТ 12.2.007.0):

Согласно шестого издания ПУЭ в электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным их элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка).

Буквенно-цифровое и цветовое обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе:

  • шины фазы A - желтым цветом,
  • шины фазы B - зеленым,
  • шины фазы C - красным,
  • нулевая рабочая N - голубым,
  • эта же шина, используемая в качестве нулевой защитной, - продольными полосами желтого и зеленого цветов;

2) при переменном однофазном токе:

  • шина A, присоединенная к началу обмотки источника питания, - желтым цветом,
  • шина B, присоединенная к концу обмотки, - красным.

3) при постоянном токе:

  • положительная шина [+] - красным цветом,
  • отрицательная [−] - синим,
  • нулевая рабочая M - голубым;

4) резервная как резервируемая основная шина; если же резервная шина может заменять любую из основных шин, то она обозначается поперечными полосами цвета основных шин.

• Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или для антикоррозийной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым только в местах присоединения шин; если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462* "Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям".

Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т. ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

  • 1) при переменном трехфазном токе: шины фазы A - желтым, фазы B - зеленым, фазы C - красным цветами;
  • 2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, - красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, - желтым цветом. Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
  • 3) при постоянном токе: положительная шина (+) - красным цветом, отрицательная (−) - синим и нулевая рабочая M - голубым цветом.

* Прим.: ГОСТ Р 50462 заменён на ГОСТ Р 50462-2009.

Обозначение электропроводки

Согласно ПУЭ-7 электропроводка должна обеспечивать возможность легкого распознания по всей длине проводников по цветам:

    • голубого цвета - для обозначения нулевого рабочего или среднего проводника электрической сети;
    • двухцветной комбинации зелено - желтого цвета - для обозначения защитного или нулевого защитного проводника;
    • двухцветной комбинации зелено - желтого цвета по всей длине с голубыми метками на концах линии, которые наносятся при монтаже - для обозначения совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводника;

    черного , коричневого , красного , фиолетового , серого , розового , белого , оранжевого , бирюзового цвета - для обозначения фазного проводника.

    Цветовое обозначение по функциональному назначению

    Цветовая идентификация проводников по функциональному назначению цепей, в которых используют (согласно ГОСТ 12.2.007.0):

    • для проводников в силовых цепях - черный ;
    • для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации переменного тока - красный ;
    • для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации постоянного тока - синий ;
    • для нулевых защитных проводников - комбинация зеленого и желтого ;
    • для проводников, соединенных с нулевым рабочим проводником и не предназначенных для заземления, - голубой .

    Идентификация проводов

    Согласно ГОСТ МЭК 60204-1-2002 "ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ" если для идентификации проводов применяют маркировку цветом, могут быть использованы следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (включая светло-голубой), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый [1] .

    В целях безопасности цвета зеленый и желтый не должны использоваться, если имеется возможность спутать их с двухцветным сочетанием зеленый - желтый .

    Защитный провод должен быть легко распознаваем благодаря своей форме, расположению, маркировке или цвету. Когда используют обозначение цветом, это должно быть двухцветное сочетание зеленый - желтый . Его используют по всей длине провода. Это сочетание предназначено только для защитного провода.

    На изолированных проводах двухцветное сочетание зеленый - желтый должно быть таким, чтобы на длине 15 мм один из цветов покрывал не менее 30%, но не более 70% поверхности провода, а другой цвет - оставшуюся часть.

    Когда защитный провод легко различим благодаря своей форме, конструкции, расположению (например, провод с оплеткой) или когда изолированный провод труднодоступен, цветовое кодирование не является обязательным по всей длине. Однако концы или доступные части должны четко маркироваться графическим символом 417-МЭК-5019 [2] или двухцветным сочетанием зеленый - желтый .

    Когда цепь включает нулевой провод, обозначаемый цветом, последний должен быть светло-голубым (МЭК 60446, 3.1.2). Если возможно разночтение, светло-голубой цвет не должен использоваться для обозначения других проводов. При отсутствии нулевого провода светло-голубой провод может быть использован для других целей, но только не в качестве защитного провода.

    Когда используют обозначение цветом, применяемые в качестве нулевых неизолированные провода должны маркироваться светло-голубой полосой шириной от 15 до 100 мм, цвет, который дублируют на каждой оболочке, оборудовании или в каждом доступном месте, или же окрашивают в светло-голубой цвет по всей длине.

    Идентификация других проводов должна осуществляться с помощью цвета (или целиком, или одной, или несколькими полосами), цифр, букв, а также путем их сочетания. Цифры должны быть арабскими, буквы - латинскими (прописными или строчными).

    • Изолированные однополярные жесткие провода должны иметь следующее цветовое обозначение:

    Символы электрических схем автомобилей

    Электрические системы автомобилей со­держат большое количество электрических и электронных устройств для управления двигателем и для систем обеспечения безо­пасности и комфорта. Обзор сложных цепей автомобильных электрических систем воз­можен только при наличии понятных сим­волов и электрических схем. Вот о том, какими бывают символы электрических схем автомобилей, мы и поговорим в этой статье.


    Электрические схемы — принципиальные схемы и схемы контактов — помогают при диагностике, упро­щают монтаж дополнительных устройств и обеспечивают надежное подключение при модификации автомобильного электрообо­рудования.

    Символы электрических схем автомобилей

    Символы электрических схем автомобилей, показанные в табл. «Схематические символы по EN 60617«, представляют собой подборку стан­дартизированных символов, подходящих для автомобильной электрики. Но, за редким ис­ключением, они соответствуют стандартам Международной электротехнической комис­сии (IEC).

    Таблица схематических символов электрических схем автомобилей по EN 60617

    электрических схем автомобилей




    • Общие области применения часть 2;
    • Проводники и соединительные устройства часть 3;
    • Пассивные компоненты часть 4;
    • Полупроводники и электронные лампы часть 5;
    • Производство и преобразование электроэнергии часть 6;
    • Коммутационная и контрольная аппаратура и защитные устройства часть 7;
    • Измерительные приборы, лампы и сигнальные устройства часть 8;
    • Телекоммуникационное передающее, коммутационное и периферийное оборудование часть 9;
    • Телекоммуникации, передающее оборудование часть 10;
    • Архитектурные и топографические монтажные схемы часть 11;
    • Двоичные элементы часть 12;
    • Аналоговые элементы часть 13.

    Требования к символам электрических схем

    Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором

    Символы электрических схем-это мельчайшие элементы для упрощенного графического представления электрического устройства или его части. Символы электрических схем показывают принцип работы устройства и функциональные связи технического порядка. Символы электрических схем не учитывают форму и размеры устройства, и положение соединений на нем. Обособленное представление на принципиальной схеме возможно лишь абстрактно.

    Символы электрических схем должны об­ладать следующими свойствами: они должны легко запоминаться, быть легко понятными, несложными в графическом отображении и логично вписываться в классификационную группу.

    Символы электрических схем состоят из элементов и указательных символов. Вот не­сколько примеров указательных символов: буквы, цифры, символы, математические знаки и символы, символы единиц измерения и характеристические кривые.

    В случае интегральных схем, обеспечиваю­щих высокую степень экономии пространства (это синонимично высокому уровню интегра­ции функций в компоненте) предпочтительно упрощенное изображение схемы.

    Изображение символов электрических схем

    Символы схем и соединительные линии (электрические провода и механические со­единения) имеют одинаковую ширину линии.

    Механические связи у многопозиционного выключателя

    Соединения могут изображаться и с точ­кой, и без точки. Если в месте пересечения нет точки, значит нет электрического соеди­нения. Точки соединения на устройствах большей частью не отображаются специфи­чески. Точка соединения, штекер, гнездо или резьбовые соединения обозначаются симво­лами схем лишь в точках, необходимых для монтажа и снятия. Другие места соединения стандартно обозначаются точками.

    Электрические схемы

    Классификация электрических схем

    • Она должна соответствовать требованиям стандартов, а какие-либо отклонения должны объясняться;
    • Пути прохождения тока должны рас­полагаться таким образом, чтобы поток проходящих сигналов или механическое действие имели место слева направо и сверху вниз.

    В автомобильной электрике блок-схемы без отдельных входов/выходов и внутренних схем позволяют оперативно понять принцип работы системы или устройства. Схематиче­ское отображение различными способами (расположение символов схем) является подробным представлением для определе­ния функции и выполнения ремонта. Схема контактов (с указанием мест расположения контактов устройств) используется службами послепродажного обслуживания при замене или модификации устройств.

    В зависимости от способа отображения различают:

    • Отображение с одной или несколькими линиями и по расположению символов схемы;
    • Отображение в смонтированном, полусмонтированном виде, обособленное и топографическое отображения, которые могут сочетаться в одной и той же элек­трической схеме.

    Блок-схема

    Блок-схема на примере ЭБУ Motronic

    Устройства отображаются в виде квадратов, прямоугольников и кругов с отмеченными на них указательными символами, аналогично EN 60617, часть 2. Линии в большинстве слу­чаев чертятся в виде одиночных линий.

    Принципиальная схема

    Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления

    Принципиальная схема должна содержать:

    • Электрическую цепь;
    • Идентификацию устройств (EN 61346, часть 2);
    • Обозначение штырьков и контактов (DIN 72552).

    Принципиальная схема может содержать:

    • Полное отображение с внутренней схе­мой для упрощения проверки, диагно­стики, обслуживания и замены (моди­фикации);
    • Контрольные обозначения для упрощения поиска символов схем, особенно при обо­собленном представлении.

    Отображение электрической цепи

    В принципиальных схемах в основном ис­пользуется многолинейное представление. Для символов схем стандарт EN 61346 часть 1 предусматривает следующие способы отображения, которые могут сочетаться в одной и той же схеме.

    Монтажная схема

    Связь отдельных деталей должна опреде­ляться с помощью системы идентификации, согласно EN 61346, часть 2. Идентификатор устройства располагается на каждом от­дельно отображаемом символе схемы для этого устройства. Устройства, отображаемые обособленно, после сборки должны быть обозначены в какой-либо точке на электри­ческой схеме, если это необходимо для по­нимания электрической схемы.

    Топографическое представление В этом представлении положение символов схемы полностью или частично соответствует пространственному расположению в устрой­стве или детали.

    Обозначение массы

    Представление массы

    Для большинства автомобилей в силу своей простоты предпочитается однопроводная система, в которой масса (металлические детали автомобиля) служит возвратным проводником. Если идеально проводящее соединение отдельных деталей заземления не гарантируется или если имеет место на­пряжение более 42 В, то возвратный прово­дник также прокладывается изолированно от массы.

    Все отображаемые на электрической схеме символы массы электрически соединяются между собой через массу устройства или автомобиля.

    Все устройства, содержащие символ массы, должны подключаться к массе авто­мобиля и быть электрически проводимыми.

    Пути протекания тока и провода

    Электрические схемы изображаются таким образом, чтобы они читались как можно проще. Отдельные пути протекания тока, предпочтительно в направлении слева на­право или сверху вниз, должны проходить параллельно краю электрической схемы, как можно более линейно, по возможности без пересечений и изменения направления.

    При наличии нескольких параллельных линий они группируются в пучки по три ли­нии, с промежутками между пучками.

    Разделительные и рамочные линии

    Разделительные и рамочные линии из точек и тире ограничивают детали электрических схем, чтобы отобразить функциональную или конструктивную связь устройств или деталей.

    Линия из точек и тире в автомобильной электрике обозначает непроводящее ограни­чение устройств или деталей. Она не всегда соответствует корпусу и не используется в качестве массы. В силовых системах эта ограничительная линия часто соединяется с линией, также из точек и тире, обозначающей провод защитного заземления.

    Точки разрыва, идентификатор, обозначение пунктов назначения

    Соединительные линии (провода и механиче­ские связи), занимающие большую длину на принципиальной схеме, для большей ясности можно прерывать. Отображаются только на­чало и конец соединительной линии. Связь этих точек разрыва должна легко опреде­ляться. Для этого используются идентифи­катор и обозначение пунктов назначения.

    Обозначение точек разрыва

    Код раздела (путь тока)

    Маркировка устройств, деталей и символов

    Устройства, детали и символы схем иденти­фицируются на электрических схемах буквой и числом в соответствии с EN 61346, часть 2. Эта маркировка размещается слева от сим­вола схемы или под ним.

    Указательный символ, стандартно указы­ваемый для типа устройств, можно опустить, если это не вызовет путаницы.

    В случае со встроенными устройствами, одно устройство является составной частью другого, например, стартер со встроенным сцепляющим реле Кб. В этом случае обозна­чение устройства будет таким: — М1 — Кб.

    Обозначение связанных символов схем при обособленном отображении: каждому отдельно отображаемому символу схемы для того или иного устройства дается обозначе­ние, привычное для этого устройства.

    Обозначения штырьковых контактов (на­пример, по DIN 72552) должны наноситься снаружи символа схемы, а при наличии огра­ничительной рамочной линии — предпочти­тельно с выносом за эту линию.

    Там, где пути тока проходят горизон­тально: спецификации, относящиеся к от­дельным символам схемы, наносятся под ними. Обозначение контактов располагается непосредственно за символами схемы, над соединительной линией.

    Там, где пути тока проходят вертикально: спецификации, относящиеся к отдельным символам схемы, наносятся слева от них. Обозначение контактов располагается не­посредственно за символом схемы, справа, если формат горизонтальный, и слева рядом с соединительной линией, если формат вер­тикальный.

    Схема выводов

    Схема выводов показывает расположение выводов электрических устройств и под­ключенные внешние и при необходимости внутренние проводные соединения (линии).

    Отображение выводов

    Отдельные устройства показываются в виде квадратов, прямоугольников, кругов или символов и даже в виде схем с монтажным изображением деталей и могут быть распо­ложены топографически. Для изображения точек вывода используются круг, точка, ште­керное соединение или просто линия вывода.

    Пример схемы выводов

    В автомобильной электрике обычно ис­пользуются следующие способы отображе­ния:

    Схема выводов в обособленном виде

    Маркировка выводов

    Монтажная схема

    Пример монтажной схемы системы запирания дверей

    Дополнительные описания на монтажных схемах

    • Двигатель;
    • Кузов;
    • Шасси/подвеска;
    • Трансмиссия.

    Обозначения для электрических устройств

    Кодовые буквы для обозначения электрических устройств


    Обозначения выводов

    Обозначения выводов


    Дополнительно могут, использоваться обозначения выводов, соответствующие стандартам DIN-VDE для электрического обо­рудования. Множественные соединители, для которых уже недостаточно количества обозначений выводов по DIN 72552, нумеру­ются порядковыми номерами или буквами, для которых стандарты не регламентируют распределения функций.

    Обозначения общего применения. ГОСТ 2.721. Часть 2

    6в. Обозначения электрических связей, проводов, кабелей и шин

    1. Линия электрической связи, провода, кабели, шины, линия групповой связи.

    1. Допускается защитный проводник (РЕ) изображать тонкой штрихпунктирной линией

    2. При необходимости для линий групповой связи применяются утолщенные линии

    3. При наличии текста к линии электрической связи, кабелю, шине или к линии групповой связи текст помещают:

    б) в разрыве линии

    в) в начале или в конце линии

    2. Графическое разветвление (слияние) линий электрической связи в линию групповой связи, разводка жил кабеля или проводов жгута.

    1. Расстояние между соседними линиями, отходящими в разные стороны, должно быть не менее 2 мм.

    2. Для облегчения поиска отдельных линий связи можно указывать направление каждой линии при помощи излома под углом 45°, при этом:

    а) точка излома должна быть удалена от групповой линии связи не менее чем на 3 мм;

    б) наклонные участки соседних линий, изображенных по одну сторону от групповой линии связи, не должны пересекаться или иметь общие точки

    3. Графическое разветвление (слияние) линий групповой связи

    4. Графический излом линий электрической связи, линий групповой связи, провода, кабеля, шины:

    б) под углом 135°

    5. Пересечение линий электрической связи, линий групповой связи электрически не соединенных проводов, кабелей, шин, электрически не соединенных.

    Линии должны пересекаться под углом 90°

    Примечание. Линия, имеющая излом под углом 135°, не должна пересекаться с другой линией в точке излома

    6. Линия электрической связи с ответвлениями:

    1. Ответвления допускается изображать под углами, кратными 45°

    2. Линию электрической связи с одним ответвлением допускается изображать без точки

    3. При изображении ответвлений электрической связи не допускается в качестве точек ответвления использовать элементы условных графических обозначений, имеющие вид точек, изломов, пересечений и т.д.

    4. Если при выполнении схем автоматизированным способом линии групповой связи выполняют неутолщенными, то для графического отделения этих линий от пересекающихся с ними или параллельных им линий электрической связи на линию групповой связи наносят наклонные штрихи.

    7. Линии электрической связи, графически сливаемые и расположенные:

    Примечание. На месте знаков Х и Y должны быть указаны условные обозначения линий по ГОСТ 2.702-75

    8. Обрыв линии электрической связи.

    Примечание. На месте знака Х указывают необходимые данные о продолжении линии на схеме

    10. Ответвление шины

    11. Шины, графически пересекающиеся и электрически не соединенные

    12. Отводы (отпайки) от шины.

    13. Группа проводов, подключенных к одной точке электрического соединения:

    б) четыре провода

    в) более четырех проводов

    14. Линия электрической связи с ответвлением в несколько параллельных идентичных цепей.

    Внутри обозначения ответвления указывают общее количество параллельных цепей, включая изображенную цепь, например:

    15. Группа линий электрической связи, имеющих общее функциональное назначение, изображенная:

    Группа линий электрической связи однолинейно - обозначение на схеме.

    1. В однолинейном изображении буква n заменяется числом, указывающим количество линий в группе, например группа линий электрической связи, состоящей из семи линий

    2. При многолинейном изображении группы для облегчения поиска линий допускается разбивать группу линий на подгруппы при помощи интервалов. При этом в каждой подгруппе должно быть одинаковое количество линий; крайняя подгруппа может содержать меньшее количество линий

    3. В однолинейном изображении группы линий электрической связи, состоящей из 2 - 4 линий, допускается изображать:тоящей из 2 - 4 линий, допускается изображать:

    а) группу из двух линий

    б) группу из трех линий

    в) группу из четырех линий

    16. Переход группы линий электрической связи, имеющих общее функциональное назначение, от многолинейного изображения к однолинейному (например, восемь линий)

    Переход группы линий электрической связи, имеющих общее функциональное назначение, от многолинейного изображения к однолинейному - обозначение на схеме.

    17. Группа линий электрической связи, имеющих общее функциональное назначение, каждая из которых имеет ответвление

    18. Группа линий электрической связи, имеющих общее функциональное назначение и осуществляемых многожильным кабелем, например семижильным, изображенная:

    19. Группа линий электрической связи, четыре из которых осуществлены многожильным кабелем

    20. Группа линий электрической связи, осуществленная n скрученными проводами, например, шестью скрученными проводами, изображенная:

    21. Группа линий электрической связи, четыре из которых осуществлены скрученными проводами

    22. Линия электрической связи, осуществленная гибким проводом

    23. Экранированная линия электрической связи, провод и кабель с экранированием.

    Примечание. При необходимости обозначение экранирования можно показывать не по всей длине линии, а на отдельных ее участках

    24. Частично экранированные линия электрической связи, провод и кабель

    25. Экранированная линия электрической связи с ответвлением

    26. Экранированная линия электрической связи с ответвлением от экрана

    27. Группа индивидуально экранированных линий электрической связи, имеющих общее функциональное назначение

    28. Группа индивидуально экранированных линий электрической связи, имеющих общее функциональное назначение и ответвления

    29. Группа линий электрической связи в общем экране, например, восемь линий электрической связи, изображенные:

    Группа линий электрической связи в общем экране однолинейно - обозначение на схеме.

    30. Группа линий электрической связи, четыре из которых находятся в общем экране.

    Примечание к пп. 23 - 30. Соединение экрана:

    31. Экранированный провод или кабель с отводом на землю:

    а) от конца экрана

    б) от промежуточной точки экрана

    32. Коаксиальный кабель

    33. Коаксиальный кабель:

    а) соединенный с корпусом

    34. Коаксиальный экранированный кабель.

    УГО

    Примечание к пп.32-34. Если коаксиальная структура не продолжается, то касательная к окружности направлена в сторону изображения коаксиальной структуры

    Коаксиальный экранированный кабель - обозначение на схеме.

    6г. Обозначения рода тока и напряжения

    1. Постоянный ток, основное обозначение.

    Примечание. Если невозможно использовать основное обозначение, то используют следующее обозначение.

    2. Полярность постоянного тока:

    3. m проводная линия постоянного тока напряжением U, например:

    а) двухпроводная линия постоянного тока напряжением 110 В

    б) трехпроводная линия постоянного тока, включая средний провод, напряжением 110 В между каждым внешним проводником и средним проводом 220 В - между внешними проводниками

    4. Переменный ток, основное обозначение.

    Примечание. Допускается справа от обозначения переменного тока указывать величину частоты, например:

    переменного тока частотой 10 кГц

    Переменный ток частотой 10 кГц - обозначение на схеме.

    переменного тока в диапазоне частот от 100 до 600 кГц

    5. Переменный ток с числом фаз m, частотой f,

    например, переменный трехфазный ток частотой 50 Гц

    Переменный ток с указанием числа фаз и частоты - обозначение на схеме.

    Переменный трехфазный ток частотой 50 Гц - обозначение на схеме.

    6. Переменный ток с числом фаз m, частотой f, напряжением U, например:

    а) переменный ток, трехфазный, частотой 50 Гц, напряжением 220 В

    б) переменный ток, трехфазный, четырехпроводная линия (три провода, нейтраль) частотой 50 Гц, напряжением 220/380 В

    Переменный ток, трехфазный, четырехпроводная линия (три провода, нейтраль) частотой 50 Гц, напряжением 220/380 В - обозначение на схеме.

    в) переменный ток, трехфазный, пятипроводная линия (три провода фаз, нейтраль, один провод защитный с заземлением) частотой 50 Гц, напряжением 220/380 В

    г) переменный ток, трехфазный, четырехпроводная линия (три провода фаз, один защитный провод с заземлением, выполняющий функцию нейтрали) частотой 50 Гц, напряжением 220/380 В

    Читайте также: