Маршрутка это общественный транспорт или нет пдд

Обновлено: 04.07.2024

Рассмотрим Правила Дорожного Движения, действующие для маршрутных транспортных средств. Само по себе понятие маршрутного транспортного средства введено ПДД (п. 1.2) и выглядит следующим образом:

"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Как будет видно из текста ниже, для такого автотранспорта зачастую действуют особые правила, отличающиеся от ПДД для другого транспорта. Это обусловлено тем, что общественный транспорт выполняет крайне важную функцию – обеспечение пассажирских перевозок. Он перевозит одновременно многих людей, а значит, такие транспортные средства должны передвигаться без задержек, этим и обусловлена возможность отступать от некоторых пунктов ПДД.

Выделенные плосы для маршрутных транспортных средств

Для возможности осуществления пассажирских перевозок в условиях городских пробок были введены специальные выделенные полосы для общественного транспорта. Данные полосы выделяются разметкой и дорожными знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:

Запрет движения по таким полосам иных транспортных средств содержится в п. 18.2 ПДД РФ:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Преимущество при начале движения от остановки общественного транспорта

Общественный транспорт имеет преимущество перед другими участниками движения при начале движения от остановки в соответствии с п. 18.3 ПДД:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Когда нужно уступать дорогу автобусу?

Таким образом, уступать дорогу отъезжающему от остановки автобусу, троллейбусу, маршрутке необходимо исключительно в населенном пункте, только если остановка официальная, т.е. обозначена дорожным знаком 5.16.

Пункт 18.3 ПДД содержит требование к водителю маршрутного транспортного средства убедиться в том, что ему уступают дорогу, перед тем, как воспользоваться преимуществом. То есть в случае ДТП с отъезжающим от остановки автобусом или троллейбусом вина может быть как обоюдной, так и водителя автомобиля, не пропустившего маршрутное транспортное средство – как решит инспектор ГИБДД по разбору ДТП.

Какие дорожные знаки не распространяются на автобусы, троллейбусы и маршрутки

Согласно ПДД действие некоторых дорожных знаков на маршрутные транспортные средства не распространяется. Это позволяет устанавливать маршруты движения вне зависимости от установленных правил проезда перекрестков для остального транспорта.
Разумеется, данное преимущество действует только при движении автобусов и троллейбусов по своему установленному маршруту. Если маршрутка сходит с маршрута, например, чтобы объехать пробку, она теряет право не следовать этим знакам. Протицируем ПДД РФ:

3. Запрещающие знаки
Действие знаков не распространяется:
3.1 - 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 - на маршрутные транспортные средства;

Здесь речь идет о следующих дорожных знаках:

4. Предписывающие знаки
Действие знаков 4.1.1 - 4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Таким образом, на маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки) не действуют следующие знаки:

5. Знаки особых предписаний
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

По определению: маршрутное транспортное средство — это транспортное средство общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус), движущееся по специально проложенному маршруту с заранее определёнными местами остановки. Ну с трамваем и троллейбусом всё предельно ясно, если, конечно, знаешь, как они выглядят :) А вот с автобусом возникают вопросы:
1. Является ли легальная маршрутка маршрутным транспортным средством? Подозреваю, что да, ибо это автобус ОМВ, движущийся по специально проложенному маршруту.
2. Является ли нелегальная маршрутка маршрутным транспортным средством? Подозреваю, что нет, ибо это хоть и автобус ОМВ, но его маршрут специально никто не прокладывал.
3. Если п. 1 и п. 2 верны, то как отличить легальных от нелегальных? Цвет номерного знака является критерием?
4. И есть ли какие-то признаки, по которым водитель обязан отличать маршрутное транспортное средство от не маршрутного? Например, от ведомственного, заказного и т. д.

Цитата (Путеводитель)

1. Является ли легальная маршрутка маршрутным транспортным средством? Подозреваю, что да, ибо это автобус ОМВ, движущийся по специально проложенному маршруту.


По опыту могу сказать, что на практике сотрудники ГИБДД не относят маршрутные такси к маршрутным ТС на том основании, что маршрутки не имеют обозначенных остановок (что оговорено в Правилах). Т.е., например, им не надо уступать дорогу при их отъезде от остановки - в отличие от "настоящих" маршрутных ТС, коим уступать дорогу надо.

Цитата (Путеводитель)
4. И есть ли какие-то признаки, по которым водитель обязан отличать маршрутное транспортное средство от не маршрутного? Например, от ведомственного, заказного и т. д.

Нет, нету и, собственно говоря - не должен. А какое это вообще имеет значение для водителей других транспортных средств?

Цитата (Владимир Глазков)
Т.е., например, им не надо уступать дорогу при их отъезде от остановки - в отличие от "настоящих" маршрутных ТС, коим уступать дорогу надо.


Можно попросить Вас четко дать ссылку на пункт ПДД или письменный ответ из ГАИ ГБДД, где черным по белому было бы написано, что отъезжающим от обозначенной остановки маршрутным такси не надо уступать дорогу.

Цитата (Путеводитель)
По определению: маршрутное транспортное средство — это транспортное средство общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус), движущееся по специально проложенному маршруту с заранее определёнными местами остановки. Ну с трамваем и троллейбусом всё предельно ясно, если, конечно, знаешь, как они выглядят :) А вот с автобусом возникают вопросы:

Единственного определения с треми обязательными признаками вполне достаточно, чтобы ответить на данные вопросы. Только цитируйте ПДД точнее: ". движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок."

Цитата (Путеводитель)
1. Является ли легальная маршрутка маршрутным транспортным средством? Подозреваю, что да, ибо это автобус ОМВ, движущийся по специально проложенному маршруту.
2. Является ли нелегальная маршрутка маршрутным транспортным средством? Подозреваю, что нет, ибо это хоть и автобус ОМВ, но его маршрут специально никто не прокладывал.

Если маршрут установлен неким распоряжением, хотя бы внутри компании - он таки установлен. Но, полагаю, более наглядным критерием будут остановки. Если они обозначены - МТС. Если останавливаются там, где не обозначено - не МТС.
А уж при обозначенных остановках отсутствие документов о трассе выглядит маловероятно даже для российских условий.

Если все законные требования для перевозки пассажиров выполняются, то это и есть легальный перевозчик. Наличие прав у водителя, комплекта документов на ТС, лицензии на перевозку пассажиров и т.п.
В юриспруденции не силен, так что не могу сказать, имеет ли местная власть право устанавливать произвольные дополнительные требования к перевозчикам, например, прохождения некого конкурса и заключения договора. Де-факто - устанавливает.

Цитата (Vadims Falkovs)
Нет, нету и, собственно говоря - не должен. А какое это вообще имеет значение для водителей других транспортных средств?

Чтобы знать, нужно ли этому микроавтобусу или же нормальному автобусу уступать дорогу. Поскольку маршрутка может быть именно маршруткой, а может быть нормальным автобусом Мосгортранса. И отъезжающий от остановки автобус БВ вполне может быть каким-нибудь заказным, высадившим человека на остановке, например, потому что ему так удобнее подойти к дому.

Цитата (Иван Садовский)
Чтобы знать, нужно ли этому микроавтобусу или же нормальному автобусу уступать дорогу.

Это совершенно не обязательно. Если устýпите - определённо не ошибётесь. В конце концов, правило "трех Д" ещё никто не отменял.

Цитата (Иван Садовский)
Чтобы знать, нужно ли этому микроавтобусу или же нормальному автобусу уступать дорогу.

Как это "не обязательно", если в правилах есть пункт, согласно которому водитель в населенном пункте обязан уступить дорогу такому транспортному средству?

Цитата (svh)
Как это "не обязательно", если в правилах есть пункт, согласно которому водитель в населенном пункте обязан уступить дорогу такому транспортному средству?

Цитата (Vadims Falkovs)
Если устýпите - определённо не ошибётесь. В конце концов, правило "трех Д" ещё никто не отменял.

Вадим, цитируйте хоть 10 раз - ГИБДД в случае чего будет решать не по "правилу трех Д", а по вполне конкретному пункту ПДД.

Цитата (svh)
Вадим, цитируйте хоть 10 раз - ГИБДД в случае чего будет решать не по "правилу трех Д", а по вполне конкретному пункту ПДД.

Я уже обратил внимание, что основной интерес к ПДД у отдельной части читателей форума формируется по двум основным моментам:
1) кто обязан уступить мне?
2) кому я уступать не должен?

Если водитель не способен отличить немаршрутное транспортное средства от маршрутного, то что он должен сделать? Наверное, остановиться, выйти, обойти вокруг, спрсить у окружающих, позвонить в полицию и проконсультироватья. :)

Так и что решит ГИБДД в случае чего по вполне конкретному пункту ПДД? :)

То и решит - если данный автобус не маршрутный, то виноват в столкновении будет он. Если маршрутный - то будет обоюдка.

Цитата (Vadims Falkovs)
Можно попросить Вас четко дать ссылку на пункт ПДД или письменный ответ из ГАИ ГБДД, где черным по белому было бы написано, что отъезжающим от обозначенной остановки маршрутным такси не надо уступать дорогу.

А вы уступаете и хотите убедиться, что они должны уступать, а не вы?
ПДД общие для всех и там сказано:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.
Вот и все пироги.

Цитата (Vadims Falkovs)
Можно попросить Вас четко дать ссылку на пункт ПДД или письменный ответ из ГАИ ГБДД, где черным по белому было бы написано, что отъезжающим от обозначенной остановки маршрутным такси не надо уступать дорогу.

Цитата
ПДД общие для всех и там сказано:
.
При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.
Вот и все пироги.

В ПДД пирогов много. И один из них
10.1. (ч.2)
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

И не имеет значния, что три зелёных и попутный ветер, маршрутный он или залётный.

Редактировано 1 раз(а). Последний раз 28.08.11 12:42 пользователем Vadims Falkovs.

Цитата (svh)
То и решит - если данный автобус не маршрутный, то виноват в столкновении будет он. Если маршрутный - то будет обоюдка.

И ведь ГИБДД не будет интересовать, смог ли кто-то определить, маршрутный это автобус или не маршрутный. Мораль сей басни такова: уступите - целее будете. :)

Про маршрутки:
1) маршрутное такси - это "такси, движущееся по определенному маршруту. Т.е. маршрутным транспортным средством маршрутка не является, но:
2) существует довольно много городов (например, Новосибирск), где "маршрутное такси". таковым не является! А во всех документах фигурирует как обычный автобус с установленным маршрутом и предписанными остановками (хотя де-факто останавливается где попало). Естественно, что в таком случае ему уступать придется.
3) водители всех маршруток уверены, что при отъезде от остановок все должны уступать им дорогу (а вот как раз автобусники неполотный поток обычно пропускают) - так что, увы, по правилу 3Д - таки лучше уступить, если он прет прямо под удар.


P.S.
Пока я встречал только один город на постсоветском пространстве, где четко разделили автобусы и маршрутки. Там решили просто: ОМВ - это не автобус, МВ,СВ,БВ и ОБВ - это автобус. И зоркие машины стражей порядка жестоко наказывает как МВ (типа Богданов и ПАЗиков) за посадку/высадку вне обозначенной остановки, так и ОМВ (газелеподобных) за движение по полосе с буковкой "А".

Цитата (ailcat)
Про маршрутки:
1) маршрутное такси - это "такси, движущееся по определенному маршруту. Т.е. маршрутным транспортным средством маршрутка не является:

Как раз является, если едет по маршруту, то является маршрутным.

Цитата (ailcat)
Про маршрутки:
1) маршрутное такси - это "такси, движущееся по определенному маршруту. Т.е. маршрутным транспортным средством маршрутка не является:

Вот тут таки я с вами поспорю.
Ибо во всех комментариях к ПДД (начиная, наверное, с конца 80-х, когда появились такие книжечки), равно как и в комментариях на официальном сайте наших (Российских) ГИБДД-шников людьми при погонах утверждается, что маршрутное такси - это все-таки такси, хоть и следует по установленным маршрутам; ибо чтобы стать автобусом - ему еще надо останавливаться исключительно на обозначенных остановках, а не в любой точке маршрута, где остановка не запрещена ПДД.

Вот вам навскидку пример из Ульяновска: http://www.gai.ru/press/news4352-ulyanovskaya-oblast-marshrutnyie-taksi-pomenyayut-status/
(как я уже писал чуть выше - во многих городах маршрутку приравняли к автобусу, чтобы оно стало "маршрутным транспортным средством". Но приравнивание это зафиксировано на локально-законодательном уровне, а не в ПДД).

Цитата (svh)
То и решит - если данный автобус не маршрутный, то виноват в столкновении будет он. Если маршрутный - то будет обоюдка.

И ведь ГИБДД не будет интересовать, смог ли кто-то определить, маршрутный это автобус или не маршрутный. Мораль сей басни такова: уступите - целее будете. :)

Вопрос в другом - в том, что в ПДД должно быть прописано всё однозначно. А по факту слишком много неявных вещей, которые разными водителями могут быть поняты по-разному. Как в обсуждавшемся тут же ранее примере с выездом с прилегающей территории. Типа ехали два водителя по незнакомому району. Один поворачивал из переулка на улицу, решил, что раз знаков никаких нет, то он имеет преимущество как помеха справа, второй посмотрел, что в этот переулок выходит подъездами жилой дом, решил, что это выезд с прилегающей территории и что преимущество имеет он, как едущий по нормальной дороге. Результат очевиден. А таких случаев можно было бы избежать, если бы в ПДД было четко прописано, что выезд с прилегающей территории - это то, что заканчивается тупиком в поле зрения водителя, типа АЗС или парковки у магазина. Или если бы ПДД и ГОСТы четко предписывали оснащать каждое пересечение проезжих частей соответствующими знаками. В том числе знаком "пересечение равнозначных дорог".

Цитата (Vadims Falkovs)
Это совершенно не обязательно. Если устýпите - определённо не ошибётесь. В конце концов, правило "трех Д" ещё никто не отменял.

Тут еще важно вспомнить, что российская культура вождения среди прочего включает в себя массовое пренебрежение указателями поворота. Если водители автобусов еще хоть как-то ими пользуются, то маршруточники этим себя утруждают гораздо реже.

Маршрутные транспортные средства — разновидность общественного транспорта, передвигающегося по определенному маршруту и останавливающегося на заранее определенных остановках. К подобным видам ТС относятся рейсовые автобусы, троллейбусы и трамваи, передвигающиеся согласно маршруту.

Особенности движения маршрутных транспортных средств определяются пунктом 18 ПДД РФ.

Знаки приоритета

Маршрутные ТС (МТС) и другие участники движения имеют равные права на дорогах общего пользования. Однако из этого правила есть несколько исключений, когда МТС обладают приоритетом:

  • если для него выделена отдельная полоса;
  • рейсовый транспорт осуществляет отъезд от остановки;
  • трамвай при равнозначности прав на проезд всегда имеет приоритет, за исключением ситуации выезда из депо.

Разбираемся в нюансах движения маршрутных транспортных средств

Выделенные полосы для МТС обозначаются следующими знаками:

Высадка и посадка пассажиров осуществляется в зоне действия знака 5.16 (для троллейбуса или автобуса) и 5.17 (для трамвая). Согласно пункту 18.3 ПДД РФ, при выезде рейсовых автобусов и троллейбусов с остановки попутные автомобили обязаны предоставить им приоритет. В свою очередь водители общественного транспорта при выезде обязаны убедиться в том, что им уступают проезд. У данного правила есть одно исключение: маршрутное ТС должно в обязательном порядке начинать движение от остановки.

Если общественный транспорт просто проехал через нее, то приоритет при возвращении в ряд ему не предоставляется.

Движение маршрутных ТС запрещено

Подобное положение МТС определено необходимостью быстрой доставки пассажиров в условиях городских заторов.

Для действия такого положения необходимо соблюдение двух условий:

  • движение производится в населенном пункте;
  • ТС движется по установленному маршруту.

Если автобус или троллейбус отклоняется от маршрута, то в своих правах и обязанностях он приравнивается к остальным участникам движения. В такой ситуации на МТС распространяется действие любых запрещающих, ограничивающих или предписывающих знаков.

Полоса для маршрутных ТС

Полоса для маршрутных ТС — выделенный ряд, предназначенный для проезда общественного транспорта и закрытый для движения любых легковых и грузовых автомобилей.

Разбираемся в нюансах движения маршрутных транспортных средств

Передвигаться по выделенной полосе вправе не только рейсовый транспорт, но и:

  • школьные автобусы;
  • такси;
  • велосипедисты, если выделенный ряд расположен у правой кромки дороги;
  • спецтранспорт, определенный органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Начало зоны действия полосы для маршрутных ТС помечается знаком 5.14, конец зоны действия наступает на перекрестке либо обозначен знаком 5.14.1. В случае продолжения полосы для МТС после перекрестка над ней снова должен быть установлен знак 5.14.

Движение по полосе

Движение по полосе дозволяется только маршрутным ТС, однако при определенных обстоятельствах выезд обычному транспорту на нее разрешается для совершения маневров. Для этого разделительная полоса между обычным и выделенным рядом должна быть оформлена прерывистой линией.

Особенности

Встречаются две основных разновидности выделенных полос для движения МТС:

  • попутная — движение осуществляется в ту же сторону, что и у основного потока;
  • встречная — направление движения маршрутного транспорта противоположно потоку, движущемуся в соседних рядах.

В последнем случае выезд на полосу для МТС приравнивается к движению по встречному ряду и грозит нарушителю лишением прав.

Поворот

При повороте направо действуют два правила, связанных с возможностью или запретом въезда обычного транспорта на выделенный ряд.

  1. Если в зоне перекрестка полоса для МТС отделена от соседнего ряда прерывистой линией, то для поворота направо дозволяется перестроиться на выделенку, а затем осуществить поворот.
  2. Если в зоне перекрестка выделенный ряд отделен от соседнего сплошной линией разметки, то заезд на него для поворота запрещен. При совершении маневра транспорт должен выехать на перекресток и повернуть направо без перестроения.

Съезд и выезд

Съезд на второстепенную дорогу либо прилегающую территорию через выделенную полосу разрешается, но только в том случае, если она отделена от соседней прерывистой линией дорожной разметки. Аналогичные правила действуют и при совершении выезда со второстепенной дороги или прилегающей территории.

Во время маневра водитель не должен создавать помех транспорту, движущемуся по выделенному ряду.

Обгон

Опережение или обгон автомобилей с заездом на полосу для МТС запрещается. Опережение разрешено только для МТС, движущихся по выделенной полосе. При совершении маневра опережения нарушитель рискует быть оштрафованным на 1,5 тыс. руб. (ст. 12.17 КоАП).

Обгон с заездом на встречную выделенную полосу нарушителю грозит штрафом в 5 тыс. руб. или лишением прав.

Посадка и высадка пассажиров

Посадка или высадка пассажиров с заездом на выделенный ряд допускается у правой кромки дороги. При совершении маневра должны быть соблюдены несколько условий:

  • в процессе перестроения не происходит пересечения сплошной линии;
  • автомобиль не создает помех транспорту, движущемуся по выделенному ряду;
  • автомашина не расположена в зоне действия разметки остановки, а при ее отсутствии не должна находиться ближе чем за 15 метров от соответствующего дорожного указателя.

Примеры из практики

Наиболее распространенный случай ДТП с участием маршрутного транспорта — столкновение с попутными автомобилями во время отъезда автобуса (троллейбуса) с остановки. Пункт 18.3 предписывает водителю МТС перестраиваться в дорожный ряд лишь в том случае, когда он убедится в предоставлении права преимущественного проезда. Однако в таком случае почти всегда виновным признается водитель автомобиля, так как он не предоставил преимущественное право проезда маршрутному ТС. Штраф за подобное деяние — 500 руб.

Нередко пренебрегают правилами и сами водители маршрутного транспорта. Например, водители автобуса, не находящиеся в рейсе, могут использовать выделенную полосу для объезда заторов. Общественный транспорт, не находящийся на маршруте, не обладает преимущественными правами при движении по выделенке. В подобной ситуации нарушитель должен быть оштрафован в соответствии со ст. 12.17 КоАП РФ на 1,5 тыс. руб. (3 тыс. руб. — в Москве и Санкт-Петербурге).

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Многие автолюбители часто сталкиваются с маршрутными такси на дорогах общественного пользования. Небольшие микроавтобусы считаются наиболее удобными видом городского транспорта для пассажиров. Они выезжают чаще на маршрут, поэтому намного выгодней, чем большие автобусы или другой вид наземного транспорта. Однако для обычных водителей легковых авто, такие маршрутки могут приносить массу неудобств.


К какой категории транспортных средств относится маршрутка

Среди автолюбителей часто возникают обоснованные споры по поводу категории маршрутчиков. Одни утверждают, что маршрутные такси относятся к городскому маршрутному транспорту и их можно ставить в один ряд с рейсовыми автобусами и троллейбусами. Вторая категория водителей считает, что маршрутки не могут быть рейсовым транспортом, так как в большинстве случаев самостоятельно устанавливают необходимые маршруты и сами выбирают, где делать остановки. В этом споре следует отталкиваться от нескольких важных моментов.


Для прояснения вопроса, следует обратиться к пункту №1 действующих Правил дорожного движения. Там четко сказано, что к маршрутному транспорту относятся все транспортные средства общего пользования, которые занимаются перевозкой пассажиров по конкретному маршруту с остановками, имеющими специальное обозначения.


Стоит отметить, что маршрутчики в отличие от автобусов или троллейбусов часто останавливаются в неположенных местах, то есть на остановках без специальных обозначений. Поэтому некоторые водители считают, что такой транспорт нельзя относить к категории маршрутного.

Уступать маршрутным такси или нет

Чтобы разобраться, необходимо снова обратиться к ПДД, а именно пункту №18.3, где четко сказано – все водители легкового транспорта обязаны уступать дорогу маршрутным транспортным средствам (автобусам, троллейбусам и т.д.), если они имеют специальные обозначения. Кроме того, водители пассажирских автобусов обязаны убедиться, что им уступают дорогу, прежде чем начинать движения с остановки. Данное правило действует и для маршрутных такси.



Читайте также: