Медицинские последствия дтп на воздушном транспорте

Обновлено: 05.07.2024

Авиационная катастрофа, как правило, возникает в полете или на земле в процессе руления самолета по взлетно-посадочной полосе и приводит к гибели людей, разрушению или повреждению воздушного судна.

Среди основных причин авиационных катастроф выделяют следующие:

  1. человеческий фактор (ошибки пилотов, других членов экипажа и ошибки авиадиспетчеров) - 57%;
  2. технические неисправности (неполадки, отказы техники, ошибки при техническом обслуживании) - 21%;
  3. неблагоприятные погодные условия - 12%;
  4. саботаж (терроризм, боевые действия) - 9%;
  5. другие причины (роковые случайности, столкновения с птицами и т.д.) - 1%.

Основными поражающими факторами при авиакатастрофе являются: пожар, взрыв, удар воздушного судна о землю (воду), декомпрессия во время полета.

При авиакатастрофах (ударе о землю/воду, при столкновении самолетов) высока вероятность гибели людей. В случае аварийной посадки характерными травмами у людей являются многочисленные переломы, повреждения черепа, ушибы и раны мягких тканей, порезы и разрывы внутренних органов.

24 августа 1981 г. на Дальнем Востоке столкнулись пассажирский самолет Ан-24 и бомбардировщик Ту-16 на высоте 5 220 м. Среди 38 человек, находящихся в этих двух самолетах, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая, возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. Девушку спасло то, что она находилась в хвостовой части пассажирского самолета, кусок фюзеляжа вместе с ней упал на островок березняка. Через три дня ее с тяжелыми травмами обнаружили спасатели. Лариса Савицкая дважды упомянута в Книге рекордов Гиннеса: как выжившая в авиакатастрофе и как получившая самую маленькую компенсацию - 75 рублей.

При возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на аварийную посадку.

Так, 7 сентября 2010 г. самолет Ту-154М выполнял регулярный пассажирский рейс из г. Удачный в г. Москву. Через 3,5 часа полета на высоте более 10 тыс. м на самолете отказала система электропитания, которая привела к отключению всей бортовой навигации. Экипаж произвёл аварийную посадку самолета в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на непригодную для самолетов этого типа взлетно-посадочную полосу без светосигнального оборудования. После посадки самолет выкатился за пределы давно выведенной из эксплуатации взлетно-посадочной полосы. Никто из 9 членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал. Командиру экипажа и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а остальные члены экипажа были награждены Орденами Мужества.

Во время полета может произойти декомпрессия (разгерметизация) - разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон наполняется пылью и туманом. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. Разгерметизация кабины имеет два поражающих фактора: первый - холод, второй - резкий перепад давления. Перепад давления приводит к потере сознания только в случае, когда разгерметизация происходит очень резко. В современных лайнерах давление в салоне поддерживается обычно на уровне давления на высоте 4 000 метров. Если отверстие в обшивке самолета незначительное (не более 1 м2), то перепад давления не приведет к потере сознания. Обычно, если происходит разгерметизация, самолеты должны быстро спуститься на высоту 3 000 метров, где дополнительного снабжения кислородом не требуется.

К числу наиболее распространенных чрезвычайных ситуаций на борту самолета относится пожар, при этом наибольшую опасность представляет дым, а не огонь.

Общие правила безопасности на авиационном транспорте

В аэропорту

  1. Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью или болезням. Приезжайте в аэропорт заблаговременно, за 2-3 часа до отлета.
  1. проникать в контролируемую зону, самовольно передвигаться по летному полю без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  2. курить, за исключением специально отведенных для этого мест;
  3. распивать алкогольные и спиртосодержащие напитки, за исключением точек общественного питания;
  4. употреблять наркотические средства или психотропные вещества, находиться в состоянии наркотического опьянения;
  5. находиться в пачкающей, зловонной одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том числе напитками и мороженым в открытой таре), которые могут испачкать пассажиров, багаж и элементы конструкции;
  6. нарушение общественного порядка: навязчивые действия в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах;
  7. засорять, загрязнять и наносить повреждения сооружениям, устройствам, оборудованию, эскалаторам, элементам конструкции аэровокзального комплекса;
  8. прослушивать аудиоаппаратуру с уровнем громкости, препятствующим восприятию акустической информации в здании аэропорта и причиняющим беспокойство другим пассажирам;
  9. подключать в группы розеток, обеспечивающих работу технологического оборудования аэропорта, электрическую нагрузку (электробритвы, ноутбуки, зарядные устройства и прочие электроприборы) без письменного разрешения администрации;
  10. создавать ситуации, мешающие движению пассажиропотока;
  11. принимать к перевозке предметы от посторонних лиц;
  12. перемещаться по территории аэропорта на велосипедах, мотоколясках, тележках и других транспортных средствах, за исключением больных пассажиров и пассажиров с ограниченной подвижностью;
  13. иметь при себе животных без намордника и поводка, длина которого не позволяет контролировать их поведение;
  14. выгуливать животных на территории аэропорта (здание аэропорта, привокзальная площадь, стоянки, перрон);
  15. иметь при себе холодное и огнестрельное оружие, колющие и легко бьющиеся предметы без чехлов (упаковки), в том числе лыжи и коньки, мелкий садовый инструмент с открытыми острыми частями;
  16. употреблять пищу вне точек питания;
  17. категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества.

На территории Российской Федерации действуют ограничения по перевозке жидкостей, гелей и аэрозолей в ручной клади авиапассажиров.

Ограничение распространяется на:

  1. воду и другие напитки, супы, сиропы;
  2. кремы, лосьоны и масла;
  3. духи;
  4. спреи;
  5. гели, включая гели для волос и для душа;
  6. содержимое баллончиков, включая пенку для бритья, другие пенки и дезодоранты;
  7. пасты, включая зубные;
  8. смеси жидких и твердых веществ;
  9. тушь;
  10. любые иные подобные вещества.

В больших, чем указано, объемах разрешается перевозить в ручной клади только детское питание, необходимое во время полета, и необходимые во время полета лекарства. Пассажиры, при прохождении досмотра должны быть готовы к тому, что их могут попросить доказать необходимость этих предметов и веществ в полете.

По-прежнему разрешается:

  1. перевозить перечисленные вещества в багаже;
  2. приобретать напитки и духи в расположенных в аэропортах и на борту воздушных судов магазинах беспошлинной торговли. Если они проданы в специально опечатанной упаковке, не нарушайте ее целостность до прохождения досмотра, в противном случае содержимое упаковки может быть конфисковано при досмотре на пункте специального контроля.
  1. в течение всего полета подчиняйтесь распоряжениям членов экипажа;
  2. после того как уложите вещи, проверьте, чтобы полка для багажа была плотно закрыта - оттуда могут выпасть тяжелые вещи и нанести травму;
  3. заняв место в самолете согласно вашему билету, отрегулируйте ремень безопасности по своему размеру, потренируйтесь в его быстром застегивании и расстегивании;
  4. перед взлетом внимательно прослушайте инструктаж о правилах поведения в салоне и неукоснительно их выполняйте, запомните: где на самолете расположены аварийные выходы, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами, какую фиксированную позу нужно занять при аварийной посадке;
  5. если в течение всего полета вы собираетесь сидеть, не вставая, или спать, оставьте ремни безопасности застегнутыми. Это поможет легче перенести воздушные ямы, убережет Вас от травм в случае резких толчков при возникновении турбулентности.

На борту самолета запрещено

  1. повышать голос, неуважительно и агрессивно относиться к другим пассажирам и членам экипажа;
  2. вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, при взлете и посадке;
  3. использовать аварийно-спасательное оборудование без указания членов экипажа;
  4. курить;
  5. пользоваться мобильными телефонами и электронными приборами в течение всего полёта, чтобы не создавать помехи для работы чувствительных навигационных устройств самолета.

Действия населения при авиационных авариях и катастрофах

При попадании самолета в зону турбулентности

  1. при тряске, сильной вибрации, попадании в воздушные ямы следуйте указаниям членов экипажа самолета;
  2. застегните ремни безопасности;
  3. оставайтесь на своих местах, примите безопасную позу: пригните голову к коленям и обхватите ее руками. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло;
  4. не покидайте своего места до нормализации полета или полной остановки самолета.

Во время декомпрессии

  1. немедленно наденьте кислородную маску;
  2. пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению
  1. старайтесь делать вдохи реже, дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные ткани, по возможности смоченные водой;
  2. защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледом и т.п.;
  3. пробирайтесь к выходу, ориентируйтесь по креслам и двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, т.к. внизу салона за-дымленность меньше. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
  4. после выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше, так как возможен взрыв.

При посадке на воду

  1. наденьте спасательный жилет (он находится под сиденьем) и сохраняйте спокойствие;
  2. идите к выходу, указанному бортпроводником, для посадки в спасательный плот.

В любой аварийной ситуации на авиатранспорте действуйте без паники и решительно, слушайте и четко выполняйте команды членов экипажа, это поможет вашему спасению, уменьшит риск травмирования.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям.

Ежегодно в России происходит 50-60 авиакатастроф, в результате которых погибает до 200 человек.

Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, т.к. они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. При этом они случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

К авариям приводят:

1. Разрушения отдельных конструкций самолета.

2. Отказ двигателей.

3. Нарушения работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования.

4. Недостаток топлива.

5. Ошибки в действиях экипажа.

При аварийной вынужденной посадке необходимо:

- освободить проходы и занять места в своих креслах, спинки которых приведены в вертикальное положение;

- снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы;

- снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и расcтегнуть воротник;

- положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища;

- застегнуть и туго затянуть привязные ремни;

- наклониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить на руки, которыми обхватить колени.

После остановки самолета необходимо расстегнуть ремни и приготовиться к эвакуации. Для экстренного покидания самолета используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные с левой и правой стороны фюзелажа (в местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде). При этом выходы, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение.

При пуске по надуваемому спасательному трапу не следует брать с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади, т.к. его острые углы и находящиеся в нем предметы могут повредить трап.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом необходимо прыгать на него, а не садиться на край, а затем съезжать вниз.

При декомпрессии самолет (разрежение воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации) наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух и его нельзя задержать. Возникают звон в ушах и боль в кишечнике. Причем быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае немедленно надевается кислородная маска. Нет нужды оказывать кому-то помощь, до того как маска надета (даже ели это близкий человек), т.к. без нее человек теряет сознание и больше никому помочь не сможет. После этого следует пристегнуть ремни безопасности и приготовиться к резкому снижению.

При пожаре в самолетенеобходимо помнить, что на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышать следует через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, смоченные водой.

К выходу следует двигаться пригнувшись или на четвереньках. От прямого воздействия огня защищаются любой одеждой, пледами и т.д.

После приземления и остановки самолета необходимо направляться к ближайшему выходу и быстро покидать самолет, т.к. высока вероятность взрыва. Следует избегать выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета следует удалиться от него как можно дальше и лечь на землю, прижав голову руками (возможен взрыв самолета).

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 минут. Однако , если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении. Самолеты, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на подготовку практически не бывает. В одном случае самолет может коснуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом – может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по команде командира экипажа или бортпроводника: надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в плот.

- травмы, не совместимые с жизнью – 20%
- задержка скорой помощи – 10%
- неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

Обеспечение безопасности на месте ДТП.

1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.

2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.

3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:

Последовательность оказания помощи при ДТП.

1. Вызываем скорую помощь.

2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.



Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.

3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.

4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:

Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.

Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:

- отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;

- изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).

Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.

Общие принципы реанимации:

- пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;

- под шею подкладывается валик во избежание западания языка;

- непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.




Признаки эффективной реанимации:

- появление пульсации на сонной артерии;

- кожные покровы обретают розовый цвет;

- появление самостоятельного дыхания.

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.

- при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;

- при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;

- обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.

Автомобильная аптечка.

В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.

Несчастные случаи на воздушном транспорте и при космических полетах

V95 Авария оснащенного силовым двигателем воздушного транспортного средства, ставшая причиной травмы находившегося в нем лица

  • столкновение с любым объектом (закрепленным, способным двигаться или движущимся)
  • поломка
  • взрыв
  • пожар
  • вынужденная посадка
  • воздушного транспортного средства (оснащенного силовым двигателем) или на воздушном транспортном средстве

V95.0 Авария вертолета, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V95.1 Авария сверхлегкого, микролегкого или оснащенного силовым двигателем планера, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V95.2 Авария другого воздушного транспортного средства с фиксированным крылом, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V95.3 Авария коммерческого воздушного транспортного средства с фиксированным крылом, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V95.4 Аврия космического транспортного средства, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V95.8 Авария воздушного транспортного средства другого типа, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V95.9 Авария неуточненного воздушного транспортного средства, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

  • Несчастный случай с воздушным транспортным средством БДУ
  • Авария воздушного транспортного средства БДУ

V96 Авария не оснащенного силовым двигателем воздушного транспортного средства, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

  • столкновение с любым объектом (закрепленным, способным двигаться или движущимся)
  • поломка
  • взрыв
  • пожар
  • вынужденная посадка
  • воздушного транспортного средства, не оснащенного силовым двигателем или на воздушном транспортном средстве

V96.0 Авария воздушного шара, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V96.1 Авария дельтаплана, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V96.2 Авария планера (не оснащенного силовым двигателем), ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V96.8 Авария другого воздушного транспортного средства, не оснащенного силовым двигателем, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

V96.9 Авария неуточненного воздушного транспортного средства, не оснащенного силовым двигателем, ставшая причиной травмы лица, находившегося на нем

  • Несчастный случай, связанный с воздушным транспортным средством, не оснащенным силовым двигателем, БДУ

V97 Другие уточненные аварии воздушного транспортного средства

Включены: случаи с лицами, не находившимися на воздушном транспортном средстве

V97.0 Лицо, находившееся в воздушном транспортном средстве, пострадавшее в результате других уточненных аварий воздушных транспортных средств

  • Падение в воздушном транспортном средстве при аварии или падение из него либо на него

Исключена: травма при посадке или выходе (V97.1)

V97.1 Лицо, пострадавшее при посадке в воздушное транспортное средство или выходе из него

V97.2 Парашютист, пострадавший при аварии воздушного транспортного средства

Исключено: лицо, катапультировавшееся после аварии воздушного транспортного средства (V95-V96)

V97.3 Лицо, находившееся на земле и пострадавшее в результате аварии воздушного транспортного средства

  • Удар предметом, выпавшим из воздушного транспортного средства
  • Травма, причиненная вращающимся пропеллером
  • Засасывание в сопло реактивного двигателя

V97.8 Другие несчастные случаи, связанные с воздушным транспортным средством, не классифицированные в других рубриках

Читайте также: