Момент затяжки лямбда зонда

Обновлено: 05.07.2024

Здесь Вы найдете полезные сведения и важные советы о лямбда-зонде для автомобилей.

Лямбда-зонд определяет остаточное содержание кислорода в отработавших газах и подает на блок управления двигателем электрический сигнал для регулирования состава смеси. Прочитайте эту страницу и узнайте о различных вариантах, их принципе действия, методах испытания и важных указаниях для профессиональной замены лямбда-зондов.

Важное указание по технике безопасности
Следующая информация и практические советы были составлены HELLA для профессиональной помощи автомастерским. Информация, предоставленная на этом веб-сайте, должна применяться только соответствующим образом подготовленными специалистами.

Принцип действия лямбда-зонда

Последствия неисправности лямбда-зонда

Диагностика неисправностей лямбда-зонда

Проверьте лямбда-зонд мультиметром, осциллографом, тестером лямбда-зонда, анализатором отработавших газов

Проверка нагрева лямбда-зонда

ПРИНЦИП РАБОТЫ ЛЯМБДА-ЗОНДА : ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Для обеспечения идеальной скорости преобразования в катализаторе необходимо оптимальное сгорание. Для этого в бензиновом двигателе должна быть смесь из 14,7 кг воздуха на 1 кг топлива (стехиометрическая смесь). Эта оптимальная смесь обозначается греческой буквой λ (лямбда). Лямбда выражает соотношение теоретической потребности в воздухе и фактического объема подаваемого воздуха:

λ = объем подаваемого воздуха: теоретический объем воздуха = 14,7 кг : 14,7 кг = 1

Принцип действия лямбда-зонда основан на сравнительном измерении содержания кислорода. Это означает, что остаточное содержание кислорода в ОГ (0,3 – 3 %) сравнивается с содержанием кислорода в окружающем воздухе (прибл. 20,8 %).

Если остаточное содержание кислорода в отработавших газах составляет 3 % (обедненная смесь), то из-за разницы в содержании кислорода в окружающем воздухе образуется напряжение 0,1 В.

Если остаточное содержание кислорода составляет менее 3 % (смесь с высоким содержанием кислорода), то напряжение зонда увеличивается до 0,9 В пропорционально увеличению разницы. Остаточное содержание кислорода измеряется с помощью различных лямбда-зондов.

Как правило, работоспособность лямбда-зонда проверяется во время периодической проверки отработавших газов. Однако, поскольку он подвержен определенной степени износа, его следует регулярно проверять (примерно каждые 30 000 км), чтобы убедиться в безупречной работе, например, во время техосмотра.

В связи с ужесточением законов, направленных на сокращение выбросов отработавших газов транспортных средств были усовершенствованы и способы их обработки с целью снижения токсичности.

Зонд со скачком напряжения

Этот зонд состоит из пальцеообразной, полой внутри керамической оболочки из диоксида циркония. Особенность этого твердого электролита состоит в его проницаемости для ионов кислорода при температуре около 300°C. Обе стороны этой керамической оболочки покрыты тонким пористым слоем платины, который служит электродом. Отработавшие газы обтекают через керамическую оболочку, а внутренняя часть оболочки заполняется эталонным воздухом.

Из-за различной концентрации кислорода с обеих сторон свойства керамики вызывают перемещение ионов кислорода, что в свою очередь приводит к образованию напряжения. Это напряжение используется в качестве сигнала для блока управления, который изменяет состав смеси в зависимости от остаточного содержания кислорода в отработавших газах.

Этот процесс – измерение остаточного содержания кислорода и обогащение или обеднение смеси – повторяется несколько раз в секунду, и при необходимости регулируется стехиометрическая смесь (λ = 1).

Зонд со скачком напряжения

Зонд со скачком сопротивления

В зонде данного типа керамический элемент выполняется из двуокиси титана с применением многослойной толстопленочной технологии. Диоксид титана обладает свойством изменения своего сопротивления пропорционально концентрации кислорода в отработавших газах. При высоком содержании кислорода (λ > 1) он имеет более низкую электропроводность, а при низком содержании кислорода (богатая смесь λ

Нагрев лямбда-зонда

Первые лямбда-зонды выполнялись без нагрева, поэтому они устанавливались возле двигателя, чтобы они как можно быстрее достигали рабочей температуры. Современные лямбда-зонды оснащаются системой нагрева зонда. Поэтому они также могут устанавливаться на удалении от двигателя.

Преимущество:
теперь зонды больше не подвергаются высокой тепловой нагрузке. Благодаря нагреву зонды достигают рабочей температуры за очень короткое время, поэтому время деактивации лямбда-регулирования очень короткое. Нагрев также предотвращает чрезмерное охлаждение во время работы на холостом ходу, когда температура отработавших газов не так высока. Лямбда-зонды с нагревом имеют более короткое время реакции, что положительно влияет на скорость регулирования.

Широкополосный лямбда-зонд

Этот лямбда-зонд показывает богатую или обедненную смесь в диапазоне λ = 1. Широкополосный лямбда-зонд позволяет измерять точное количество воздуха как в обедненном (λ > 1), так и в обогащенном диапазоне (λ

Использование нескольких лямбда-зондов

С момента внедрения европейской системы бортовой диагностики (EOBD) необходимо также контролировать работу каталитического нейтрализатора. Для этого за каталитическим нейтрализатором устанавливается дополнительный лямбда-зонд. Он используется для определения способности каталитического нейтрализатора накапливать кислород.

Принцип действия этого зонда аналогичен принципу действия зонда перед каталитическим нейтрализатором. Амплитуды лямбда-зондов сравниваются в блоке управления. Из-за способности каталитического нейтрализатора накапливать кислород амплитуды напряжения зонда после каталитического нейтрализатора очень малы. Если способность каталитического нейтрализатора накапливать кислород уменьшается, то амплитуды напряжения зонда после каталитического нейтрализатора увеличиваются из-за повышенного содержания кислорода.

Величина амплитуд зонда после каталитического нейтрализатора зависит от текущей способности каталитического нейтрализатора накапливать кислород, которая изменяется в зависимости от нагрузки и частоты вращения. Поэтому при коррекции амплитуд зондов учитывается нагрузка и частота вращения. Если амплитуды напряжения обоих зондов примерно одинаковы, то емкость каталитического нейтрализатора достигается, например, ввиду старения.

НЕИСПРАВНОСТЬ ДАТЧИКА КИСЛОРОДА : ПРИЗНАКИ

При выходе лямбда-зонда из строя могут проявляться следующие признаки неисправности:

  • высокий расход топлива,
  • низкая мощность двигателя,
  • высокий уровень выбросов отработавших газов (токсичность ОГ),
  • загорание контрольной лампы двигателя,
  • сохранение кода ошибки.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПРАВНОСТИ КИСЛОРОДНОГО ДАТЧИКА : ПРИЧИНА ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ

Выход из строя может быть обусловлен различными причинами:

  • внутренние и внешние короткие замыкания,
  • отсутствие заземления/электропитания,
  • перегрев,
  • отложения/загрязнения,
  • механические повреждения,
  • использование этилированного топлива/присадок.

Имеется ряд типичных, широко распространенных неисправностей лямбда-зондов. В следующем списке приведены причины диагностированных неисправностей:

Зонды без подогрева

Диагностированная неисправность Причина
Защитная трубка или корпус зонда засорены остатками масла Не сгоревшее масло попало в систему ОГ, например, из-за неисправности поршневых колец или уплотнений штока клапана
Неправильное всасывание воздуха, отсутствие опорного воздуха Зонд установлен неправильно, отверстие опорного воздуха засорено
Повреждения из-за перегрева Температура превышает 950 °C из-за неправильного момента воспламенения или зазора клапана
Плохое соединение на штекерных контактах Окисление
Обрыв кабельных соединений Плохая прокладка кабелей, следы износа, повреждения грызунами
Отсутствие соединения с массой Окисление, коррозия на системе ОГ
Механические повреждения Слишком высокий момент затяжки
Химическое старение Очень частые поездки на короткие расстояния
Свинцовые отложения Использование этилированного топлива

ДИАГНОСТИКА ЛЯМБДА-ЗОНДА : ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автомобили, оснащенные функцией самодиагностики, могут обнаруживать неисправности в контуре управления и сохранять их в памяти неисправностей. Об этом обычно сигнализирует контрольная лампа двигателя. Для диагностики неисправностей данные памяти неисправностей можно считать с помощью диагностического прибора. Однако более старые системы не могут определить, вызвана ли неисправность дефектным компонентом или, например, дефектом кабеля. В таком случае механик должен провести дополнительные проверки.

В ходе диагностики с применением европейской системы бортовой диагностики (EOBD) контроль лямбда-зондов был расширен за счет следующих проверок:

  • замыкание линии,
  • готовность к эксплуатации,
  • короткое замыкание на землю блока управления,
  • короткое замыкание на положительный полюс,
  • обрыв кабеля и старение лямбда-зонда.

Для диагностики сигналов лямбда-зонда блок управления использует частоту сигнала.

Для этого блок управления рассчитывает следующие данные:

  • максимальное и минимальное значения напряжения зонда,
  • время между положительным и отрицательным фронтами,
  • управляющую переменную лямбда-регулятора – богатая и обедненная смесь,
  • порог срабатывания лямбда-регулирования,
  • напряжение зонда и продолжительность периода.

Амплитуда: максимальное и минимальное значения больше не достигаются, определение богатой/обедненной смеси больше не выполняется.

приступать к замене лямбда-зонда необходимо тогда, когда его проверка показала, что он не работает, а значит, его необходимо заменить.

Стоит отметить, что аналогичный лямбда-зонд желательно приобрести на замену, чтобы не прибегать к пайке разъемов или модели с таким же количеством разъемов.

Например, большой популярностью пользуются кислородные датчики компании BOSCH, которая производит лямбда-зонды как для иномарок, в частности автомобилей Ford, так и для отечественных автомобилей ВАЗ, Москвич и так далее. И большинство из них взаимозаменяемы.

Снятие старой лямбды

  • Найдите лямбду, расположенную на выпускном коллекторе.

Как заменить лямбда-зонд, пошаговая инструкция для новичков

Как заменить лямбда-зонд, пошаговая инструкция для новичков

Как заменить лямбда-зонд, пошаговая инструкция для новичков

Как заменить лямбда-зонд, пошаговая инструкция для новичков

Как заменить лямбда-зонд, пошаговая инструкция для новичков

Казалось бы, все так просто, но этого не было.

В большинстве случаев снять лямбду с первого раза проблематично, это связано с тем, что она установлена ​​на выпускном коллекторе, который нагревается до высоких температур, а кислородный датчик просто прикрепляется к нему в резьбовом соединении.

Поэтому, если гаечный ключ не помог, берем:

  1. Баллон (газовый ключ);
  2. Молоток;
  3. Отвертка с крестообразным шлицем, а не тонкая;
  4. Электродрель со сверлами, чтобы отвертка могла войти в отверстие.

Ручка газового ключа имеет большой рычаг, поэтому шансы открутить датчик O2 довольно высоки.

Если не получилось, начнем сверлить отверстие в лямбда-зонде, прямо в гайке.

Затем в отверстие вставляется отвертка и делается новая попытка вынуть лямбда-зонд. Отвертку можно заменить другим, более прочным инструментом, так как вам, скорее всего, придется ударить по ней молотком.

Также читайте — Признаки неисправности лямбда-зонда на ВАЗ 2110, 2112, 2114, Лада ПРИОРА и других автомобилях.

Главное не сдаваться

Если все ваши усилия напрасны и замена лямбда-зонда становится невыполнимой задачей, есть последний способ решить эту проблему, но вам нужно будет удалить катализатор и обзавестись газовой горелкой или паяльной лампой.

Как заменить лямбда-зонд, пошаговая инструкция для новичков

С помощью одного из приборов прогреваем место прикручивания лямбды, даем немного остыть и откручиваем лямбду ключом.

Если вы сомневаетесь, что все вышеперечисленные способы дают результат не сразу, сразу начинайте с последнего способа.

Как заменить лямбда-зонд, пошаговая инструкция для новичков

Как проверить лямбда-зонд тестером мультиметром, осциллографом своими руками

Установка лямбда зонда

Если у вас нет аналогичного лямбда-зонда, нужно провести правильную разводку по схеме:

Например, для ВОЗ.

Как заменить лямбда-зонд, пошаговая инструкция для новичков

Если датчик такой же, просто вкрутите, затяните гаечным ключом, чтобы не выходили выхлопные газы, закрепите провода, подключите датчик к разъему.

Обязательно через блок OBD сервис должен пройти IT-адаптацию, иначе замена лямбда-зонда будет напрасной.

Подводим итог

Как видите, для замены лямбда-зонда не требуется большого ума.

Основные проблемы здесь — выбор подходящей модели датчика кислорода, желательно совпадение количества разъемов.

В другом случае придется позаботиться о пайке контактов, а это дано далеко не каждому.

В случае проблем с разборкой лямбды придется включить мозг и серьезно повозиться, а это под силу далеко не всем драйверам.

И в любом случае придется делать компьютерную адаптацию, здесь без автосервиса точно не обойтись.

Поэтому каждый автовладелец должен решить, заменять ли лямбда-зонд или обратиться к профессионалам индивидуально.

Лямбда-датчики играют особую роль во многих автомобилях. Потому что они отвечают за создание правильной топливовоздушной смеси, которая необходима для зажигания автомобиля и, следовательно, для его работы. Повреждение лямбда-зонда обычно очень быстро и заметно. Мы покажем вам, как распознать повреждения и дефекты лямбда-зонда, как заменить лямбда-зонд и на что всегда следует обращать внимание при замене.

Подробное описание лямбда-зонда и его функции.

Лямбда-зонд встроен в выхлопную систему двигателя, где он подвергается воздействию тепла и влаги .

Лямбда-зонд выполняет важную функцию: он контролирует состав топливовоздушной смеси для двигателя и, таким образом, обеспечивает его правильную работу.

Если в лямбда-зонде есть дефекты , он больше не может выполнять свою задачу. Вся двигательная система вышла из строя. Если не устранить повреждение, может произойти необратимое повреждение системы двигателя. По этой причине вы должны как можно раньше отреагировать на неисправный лямбда-зонд.

Эти симптомы указывают на неисправность датчика кислорода.

Есть некоторые симптомы и особенности, указывающие на неисправность лямбда-зонда. Важно знать, что некоторые из этих симптомов могут возникать и при других типах повреждений. Поэтому по возможности обращайте внимание на комбинацию отдельных симптомов или, на всякий случай, проверяйте не только лямбда-зонд, но и другие возможные источники ошибок.

Симптомы включают:

- Автомобиль ускоряется значительно хуже, чем обычно.
- Автомобиль дергается при ускорении.

- Производительность автомобиля снижается
с определенной скорости.
- Вы можете заметить значительно более высокий уровень выбросов выхлопных газов на холостом ходу или во время движения.
- Двигатель автомобиля подскакивает при загрузке в аварийной ситуации программа.
- Расход топлива вашего автомобиля значительно увеличился.
- Выбросы выхлопных газов вашего автомобиля превышают норму.
- Контрольная лампа двигателя на приборной панели загорается.

Если возникает только один из этих симптомов, сначала это можно отнести к случайности. Однако, если симптом сохраняется или сопровождается другими признаками, можно многое сказать о неисправном лямбда-зонде в вашем автомобиле.

Неисправный лямбда-зонд необходимо немедленно устранить.

Если лямбда-зонд неисправен , вам следует как можно скорее устранить повреждение или отремонтировать его. Из-за неправильно составленной топливовоздушной смеси ваш автомобиль больше не может полностью раскрыть свой потенциал.

Кроме того , в долгосрочной перспективе может произойти повреждение двигателя, которое также требует больших затрат на ремонт.

Однако помните, что новый лямбда-зонд довольно чувствителен. Не распаковывайте его, пока старый зонд не будет удален. Таким образом можно избежать случайного повреждения.

Мастерская или накрутка: что лучше?

  • В принципе, снятие и замена лямбда-зонда не требует больших усилий .
  • Однако это может варьироваться от автомобиля к автомобилю и от типа к типу. Специализированная мастерская часто может произвести замену в очень короткие сроки .
  • Однако, если вам нравится работать над своим автомобилем самостоятельно и есть необходимые инструменты, нет причин не заменить его самостоятельно. Потому что с технической точки зрения обмен не связан с трудностями .
  • Однако из-за его расположения на лямбда-зонде может очень быстро образоваться ржавчина. Чем старше автомобиль и чем дольше использовался зонд, тем выше вероятность возникновения проблем при его снятии. В таком случае важно немного терпения и усилий.

Износятся ли детали лямбда-зондов?

Сами по себе лямбда-зонды не являются изнашиваемыми деталями, так как они не подвержены износу .

Однако датчики встроены в выхлопную систему автомобиля, где они подвергаются как постоянной влажности, так и высоким уровням тепла . Поэтому повреждение лямбда-зонда не всегда является редкостью. Однако нет никаких указаний относительно того, когда следует заменять лямбда-зонд. Лямбда-датчики - это один из компонентов автомобиля, который заменяют только в случае неисправности.

Эти инструменты необходимы для обмена:

- Домкрат с предохранительным устройством или подъемной платформой
- Трещотка на
1/4 дюйма
- Удлинитель на 1/4 дюйма - Гнездо размером 10
- При необходимости кусачки

Замена лямбда-зонда: пошагово.

- Сначала автомобиль поднимается с помощью подъемной платформы.
- В качестве альтернативы можно использовать комбинацию домкрата и предохранителя.
- Теперь снимите черную защитную крышку разъема.
- Используйте трещотку на 1/4 дюйма, удлинитель на 1/4 дюйма и гнездо в размер 10.
- Теперь необходимо отвинтить обе гайки M6.
- Теперь ослабьте заглушку
лямбда-зонда - Сам лямбда-зонд обычно очень тугой.
- Используйте накидной гаечный ключ, чтобы ослабить лямбда-зонд.
Для этого отсоедините вилку - если лямбда-зонд расшатался, его можно будет снять.
- Снимите транспортную защиту с нового лямбда-зонда.
- Вкрутите новый датчик и установите разъем.
- Снова установите крышку.
- Наконец, вы должны стереть память неисправностей автомобиля или стереть ее.

На это нужно обращать внимание при замене лямбда-зонда.

- Не применяйте силу. С датчиком и соответствующим кронштейном необходимо обращаться осторожно.
- не используйте средство для удаления ржавчины на старом лямбда-зонде. Потому что это не должно попасть в новый зонд.
- в случае очень сильной коррозии выхлоп необходимо удалить.


Всем доброго времени суток. Пишу, а на душе кошки гадят, поэтому буду писать мало, но, по сути.
Ранее писал, что намереваюсь менять ЛЗ, так как старый — выдавал ошибку при тесте и ХХ были не ровные.
Так вот настал этот день Х.
Освободился теплый гараж с ямой и инструментом, а значит можно приступать к рабочему процессу.
Что понадобилось: WD-40 и рожковый ключ на 22 (ООО этот волшебный ключ на 22, такой же размер ключа служит и для снятия руля), сам ЛЗ (брал оригинал, не универсальный, а как доктор Менгеле прописал), для лучшей следующей разборки медная смазка от LIQUI MOLY Kupfer-Spray (для заказа артикул 3969).
Весь процесс занял время, но никто в спину не толкал ибо шел параллельно другой процесс обновлений в машине.





Для большей картины скажу – снимал со штанов М20 через верх капота, предварительно накинув ткань на крыло. Через 7-мь часов одним средним усилием резьба поддалась и ЛЗ выкрутился как родной. По факту вскрытия обнаружилось, что WD-40 проникла на 3/4 всей резьбы.
Установка нового ЛЗ началась с того, что я почистил спиртом старое посадочное место, на резьбу нового ЛЗ нанес слой медной смазки (мне показалось, что то, что на заводе нанесли — окажется мало та и лучше подстраховаться). Все заворачивается и подсоединяется на место, провод укладывается в пазы на корпусе машины.

Сделаю отступление (читать вторую часть трилогии), запускаю двигатель – остатки WD-40 которые были на штанах — выгорают, двигатель работает аки швейцарские часы, обороты 750 и ни оборотом ниже. Расход по факту упал, но об этом третья часть трилогии.
Самочувствие фрау – более чем удовлетворительное, настроение у владельца на тот момент – супер.

Всем ровных дорог, успехов во всем и семейного благополучия



Если новый датчик не имеет штатного коннектора, а предназначен для установки со сращиванием проводов (такие наборы есть в ассортименте DENSO), то можно срезать провода со старого датчика и применить обычный накидной ключ.

В случае если провода не дают использовать накидной ключ, придется обзавестись специальным съемником для лямбда-зондов. Фактически это головка на 22 усиленной конструкции и со специальной прорезью, куда можно завести провода от датчика Производством таких съемников занимаются все крупные инструментальные компании.

Также необходимо помнить, что демонтаж с разогревом — крайняя мера, т. к. сильный разогрев металла с его последующим охлаждением на воздухе приводит к отпуску. Металл становится более пластичным, но менее прочным. Резьбу посадочного места под лямбда-зонд после разогрева гораздо проще сорвать. Если речь идет о демонтаже из коллектора, то здесь проблема будет не так видна, поскольку металл толще и изначально спроектирован под высокую температуру выхлопа. Но если разогревался датчик на выхлопной трубе, то в дальнейшем это место будет склонно к более быстрому износу и прогару.

При монтаже нового датчика используйте антипригарную (медную) смазку, которая облегчит последующие процедуры. Смазку нужно наносить на резьбу самого лямбда-зонда, следя за тем, чтобы она не попала на чувствительный элемент. Комплекты лямбда-зондов DENSO имеют фирменную смазку внутри. Также следует соблюдать момент затяжки (обычно 35–45 Н∙м), указанный на упаковке нового лямбда-зонда DENSO.


В отделе гарантийного тестирования NGK заметили, что повреждения кислородных датчиков может быть вызвано моторным маслом.

Сейчас постараемся объяснить технические причины возникновения неисправности и методы её избежания.

Как смазка попадает на датчик?

В негерметичных компонентах двигателя, которые подключены к той же проводке, что и лямбда-зонд (например, датчики давления масла) смазочный материал под давлением попадает в проводку – многожильные провода, состоящие из очень маленьких, отдельных скрученных жилок.

Масло движется вдоль провода, пока не достигнет разъема на блоке управления двигателем. Там оно рассеивается и среди других проводов, достигая проводов ведущих к датчикам кислорода. Пройдя по проводу и через разъем датчика, масло в конечном итоге достигает лямбда-сенсора.


Почему масло вредит лямбда-зонду?

Лямбда-зонд сравнивает количество кислорода в выхлопных газах, с количеством кислорода в окружающей среде. Внешний воздух внутри датчика достигает его скрытых вентиляционных отверстий.

Подобные процессы внутри датчика приводят к тому, что напряжение сигнала датчика становится всё ниже с увеличением количества масла внутри. Через некоторое время напряжение сигнала уменьшается до нуля, и датчик теряет свою работоспособность.

Как определить, что лямбда-зонд был поврежден смазкой?

Проверку стоить начать с тщательного визуального осмотра внутренней части разъема датчика. Даже если разъем на первый взгляд кажется совершенно сухим, тщательный визуальный осмотр (с помощью увеличительного стекла) часто позволяет обнаружить небольшие жирные следы на электрических контактах.

Ещё один способ – использование фильтровальной бумаги: необходимо прислонить внутренний контакт к бумаге. Даже минимальный след масла является признаком загрязнения.


Что делать, если масло обнаружено внутри разъёма?

Простой замены датчика кислорода не достаточно. Обязательно необходимо найти и устранить источник утечки масла. В противном случае, после короткого периода времени, масло будет всасываться через провода нового датчика, что приведет к выходу его из строя.

Чаще всего источником масла в проводах являются: течь датчиков давления масла, негерметичные клапаны контроля распределительных валов.

Читайте также: