Мотоциклист это водитель или нет

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций на дороге во время управления мотоциклом, мопедом или другим транспортным средством, необходимо строго придерживаться ПДД. Существует также свод правил относительно провоза граждан. О том, нужен ли водительский стаж для перевозки людей на мотоцикле, каким он должен быть, какое наказание предусматривается за перевоз пассажиров без стажа, в каком размере выплачивается штраф и есть ли на него скидка, читайте ниже.

Какой нужен стаж

Важно! Чтобы перевозить людей на мопеде, водителю необходим стаж минимум 2 года. При этом не имеет значения, какой категории и подкатегории удостоверение на право управлять ТС у человека.

Правила относительно провоза людей на мототранспорте гласят:

И водитель, и пассажиры обязаны быть в шлемах, которые необходимо застёгивать до начала движения ТС. Данное правило является основным, оно действует при любых условиях. Шлем должен быть на голове вне зависимости от того, осуществляется поездка по селу, посёлку или по городу, ночью или днём, в ясную или пасмурную погоду. Также не имеет значения скорость движения ТС и длительность маршрута. Шлем — защита головы в чрезвычайных ситуациях на дороге.Если мотоцикл без прицепа (коляски), водитель имеет право взять только одного пассажира. Однако в этом случае обязательно должно быть заднее сидение, исправная подножка и ручка, прочно прикреплённая к ТС.Для перевозки двух людей подходят исключительно мотоциклы с боковым прицепом: один человек должен сидеть за спиной водителя, а второй — в коляске.Перевозить людей в кузове спортивного или грузового мототранспорта запрещено.Брать и высаживать людей можно исключительно после того, как мотоцикл будет полностью остановлен. Пассажиры обязаны выходить только со стороны пешеходной дорожки или обочины. Осуществлять посадку и высадку со стороны проезжей части строго запрещено!Если ТС неисправно, мотоциклист обязан прекратить движение, в обязательном порядке высадить пассажиров и предложить им покинуть проезжую часть.

Езда в одиночку и езда с пассажиром отличаются друг от друга. Когда позади водителя есть кто-либо, поворачивать и изменять скорость движения ТС намного сложнее, поскольку смещается центр тяжести. По этой причине заниматься перевозом граждан разрешается только опытным водителям с минимальным двухлетним стажем управления мотоциклом. Начинающие мотоциклисты не могут обеспечить безопасность пассажира и других участников движения.

Размер штрафа за нарушение

Перевозка людей на мотоцикле без должного стажа — нарушение, за которое водителя привлекают к ответственности. Наказанием за такую езду является штраф. Это указано в статье 12.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КОАП РФ). Провинившийся мотоциклист может оплатить штраф в Сбербанке или в любом отделении Госавтоинспекции.

Провоз людей на мототранспорте без стажа

Штраф (500 рублей)

Езда без мотошлемов на голове водителя и пассажира

Взыскание (1000 рублей)

Перевоз людей, занимающих места, которые не предназначены для этого

Штрафные санкции (1000 рублей)

Отсутствие прав на транспортировку детей

Штраф (2500 рублей) и лишение права управлять ТС

Езда без водительских прав

Административное взыскание (5000 рублей), арест водителя на 15 суток и эвакуация мототранспорта на стоянку ГИБДД

Существуют нюансы перевоза детей:

Важно! Пассажира, находящегося в боковом прицепе, защищает как шлем, так и тент, который нужно закрыть до начала движения ТС. Согласно Правилам дорожного движения, пассажир не имеет права во время езды разводить руки в стороны, подниматься с сидения и отцеплять тент.

ТС может двигаться со скоростью не более 50 км/час.Во время движения водитель обязательно должен делать остановки, чтобы у ребёнка была возможность отдохнуть. Ехать весь день, не останавливаясь, запрещается.Управлять мототранспортом необходимо спокойно: нельзя делать крутые манёвры, небезопасные и пугающие ребёнка.Для детей предназначены специальные мотошлемы со смягчающими подушечками, небьющимся стеклом и прочными ремешками. Застёгивать шлем на ребёнке нужно до начала движения. Шлем должен подходить по размеру головы, не давить и не быть слишком большим.Разрешается везти двух пассажиров, сидящих за спиной мотоциклиста, если один из них — ребёнок, а второй — взрослый. При этом сидение должно быть допустимой длины для троих.В случае необходимости водитель может воспользоваться специальными приспособлениями для фиксации ребёнка на месте (кенгуру, слингами). Благодаря этому пассажир не будет мешать движению.Ребёнок младше 12 лет может садиться в коляску, если в боковом прицепе есть детское автокресло. Если такого нет, ребёнок должен сидеть в коляске только со взрослым.

Есть ли скидка на штраф

В 2016 году в статью 32.2 КОАП РФ были внесены некоторые изменения. Появилась поправка, предоставляющая возможность мотоциклистам оплачивать штраф со скидкой в 50%. Речь здесь не идёт о серьёзных нарушениях, из-за которых был нанесён вред здоровью человека. В случаях повторного нарушения или вождения в нетрезвом виде водитель лишается возможности оплаты штрафа со скидкой.

Знаете ли вы? Северная Ирландия — страна, где есть врачи-мотоциклисты. Им разрешено двигаться со скоростью 290 км/ч, чтобы как можно скорее прибывать на место происшествия (в основном, на мотогонки).

Статья 12.23 КОАП о транспортировке граждан на мотоцикле без стажа попадает под действие поправки. Водитель может оплатить штраф со скидкой в 50%, если успеет сделать это до того момента, как сведения о проступке появятся в базе данных ГИБДД. Мотоциклист имеет возможность выплатить половину суммы в течение 20 дней после вынесения постановления.

Как избежать штрафа

Перевоз граждан на мотоцикле начинающими водителями (со стажем менее 2 лет) — повод для наложения административного взыскания. Избежать штрафа никак не удастся. К ответственности будут привлечены все водители, нарушившие ПДД.

Рекомендуем для прочтения:

Особенности страховки ОСАГО на мотоцикл: нужна ли, условия страхования

Максимально разрешённая скорость на дорогах России, штрафы за превышение, исключения из правил

Где можно посмотреть штраф ГИБДД по номеру машины

ПДД за 2019 год о том, как перевозить детей

Мотоциклисты должны осознавать, что они в ответе за жизнь и здоровье пассажиров, которых перевозят, и поэтому обязаны действовать строго по закону.

Таким образом, к перевозке людей на мотоцикле необходимо подходить со всей ответственностью.

Водитель должен учесть особенности своего ТС (его вес и грузоподъёмность). Заниматься перевозом пассажиров могут только мотоциклисты со стажем минимум 2 года. Не соблюдающие правила водители будут оштрафованы минимум на 500 рублей.


Эта статья не совсем в формате Хабра, но, наблюдая какими темпами растет количество двухколесных на улицах столицы, в том числе и среди ИТ-шников, я всё же рискну — может это спасёт несколько жизней, что не так уж и плохо.

Катаю уже порядка 10 лет. Ездил много на чем. Плюс-минус 18К по Москве за год в любую погоду, кроме снегопада и совсем уж холодов (в -15 заводиться уже сложновато). Участвовал волонтером сначала в Motocitizen, потом в МотоМосква ДТП. В первой занимался статистикой (некоторые цифры будут оттуда, но по памяти), для второй написал и как-то пытаюсь поддерживать мобильное приложение по оповещению об авариях. Неоднократно бывал и на машине и под машиной, но гораздо чаще наблюдал в подобных ситуациях других.

Выбор мотошколы

Как не попасть в аварию

У меня нет ни одного знакомого мотоциклиста, откатавшего хотя бы 3-4 сезона, кто хоть раз не побывал в ДТП. Нет, возможно такие люди есть, но я их не знаю. Так что ставшая в свое время локальным мемом фраза из заголовка имеет мало общего с реальностью. Просто когда садитесь на мотоцикл держите в уме, что вполне можете и не доехать.

Как уменьшить вероятность попасть в аварию

    Тренируйте экстренное торможение. Вот прям вечерком на пустую площадку и разгон-торможение-разгон-торможение-разгон-… Вы должны задницей (это не фигура речи) чувствовать момент срыва заднего колеса. Правая рука и правая нога должны самостоятельно уметь эффективно тормозить, на уровне рефлексов. Вы еще не осознали трагизм ситуации, а задний уже прижат, а через мнгновение пошел передний.

  1. Мотоцикл двигался левее общего потока, автомобиль Volkswagen двигавшийся в попутном направлении начал разворот в нарушение требований дорожного знака, разрешающего только движения прямо или направо.
  2. Водитель автомобиля Mazda 3 при повороте налево не пропустила мотоцикл. Водитель и пассажирка мотоцикла погибли на месте ДТП.
  3. Водитель автомобиля ВАЗ-2109 при развороте не уступил дорогу мотоциклу. Мотоциклист при торможении опрокинул мотоцикл и при столкновении оказался между автомобилем и мотоциклом.

Нижняя половина тела на первом отбойнике. Верхняя — на втором. Между ними требуха. Парень поскользнулся в повороте между Рязанкой и Волгоградкой. Очень не аппетитное зрелище.

Вот тут не будет. Ни разу на такие не выезжал — бог миловал. Но пару раз лично засыпал дорогу кирпичами, когда в междурядье, прямо передо мной, влетал очередной беспечный ездок.

Перебегавший дорогу пьяный подросток аккуратно сложен в черный пакет, мотоциклист увезен в реанимацию. Если очень повезет, то после выздоровления его ждут долгие судебные мытарства с непредсказуемым результатом.

Как увеличить вероятность остаться живым после аварии (желательно одним куском)

По ПДД мотоциклист обязан ездить в шлеме. К сожалению многие этим и ограничиваются. Максимум докупают крутую куртку и моднявые перчатки. Первосезонник обыкновенный: шлем, куртка, перчатки… джинсики и кеды. Бессердечная же сволочь статистика говорит нам, что большая часть всех тяжелых травм приходится именно на ноги (по довольно дырявой статистике Motocitizen — около 45%). А все из-за того, что в большинстве случаев именно они принимают на себя первый удар. Ну вот посадка потому что такая и разность высот мотоцикла и авто. После первого удара, частенько еще приходится поскользить по рашпилю под названием асфальт.

Причем скользить приходится мягкими местами тех же ног. Есть даже такой термин — асфальтовая болезнь, это когда половина задницы размазана тонким слоем по дороге, а вторая содержит вкрапления расплавленных брюк. И да, единственное от чего вас может спасти китайский шлем за тысячу рублей — это от штрафа за его отсутствие.

Два моих первых выезда в качестве волонтера пришлись как раз на травматические ампутации стопы… В кроссовках.

А асфальтовую болезнь прочувствовал лично — очень неприятно должен заметить.

Да, экипировка штука довольно дорогая. Полный и хороший комплект может стоить в половину стоимости мотоцикла, но оно того действительно стоит.

Важное замечание — все вышесказанное также относится и к вашему пассажиру. Даже самая красивая девчонка становится очень некрасивым куском мяса если ездит с вами в миниюбке на голую голову. Уж поверьте — видел.

Что делать если вы попали в ДТП и остались живы

Особенность аварий с участием мотоцикла в том, что сразу после ДТП и в течении получаса после в пилоте содержится лошадиная доза адреналина. Бывали случаи, когда человек вскакивал на переломанные ноги и бросался поднимать мотоцикл на одних мышцах, без каркаса. А минут через 10 зеленел и отключался.

Мотоклуб Ночные волки открыл мотосезон

Так ли опасен мотоцикл?

Как показал опрос, почти половина (47%) россиян считает мотоцикл самым опасным видом транспорта. При этом, по данным ГИБДД, за последние 12 лет количество ДТП с участием мотоциклистов снизилось почти наполовину. Но праздновать победу над опасностью этого вида транспорта пока было бы преждевременно. Число жертв по-прежнему высоко. В 2012 году в авариях погибло 1105 мотоциклистов, 60% которых были молодыми людьми от 22 до 38 лет.

Это мнение подтверждается и данными опроса: основную опасность мотоциклов россияне связывают со слишком быстрой ездой на них (27-41% в зависимости от региона).

Иллюзия опыта

Самая большая проблема мотоциклов кроется в том, что их владельцы, особенно начинающие, не вполне адекватно оценивают уровень опасности этого вида транспорта, полагают эксперты.

Первый год вождения, как правило, обходится без серьезных инцидентов: начинающий пилот боится каждого проезжающего автомобиля, он не развивает высоких скоростей и соблюдает правила, рассказал Павел Курлапов.

Повышаем безопасность

Безопасность езды на мотоцикле напрямую зависит от качества обучения мотоциклистов, отмечают эксперты. Но сегодня, по их мнению, в автошколах вопросам безопасности двухколесного транспорта уделяется очень мало времени, а специализированных школ для мото-транспорта и мотоклубов почти нет, особенно в регионах. Ответственность за приобретение навыков безопасного вождения ложится на самих мотоциклистов.

Кроме того эксперт посоветовал мотоциклистам проявлять уважение к другим участникам движения. И, разумеется, соблюдать правила дорожного движения.

Опыт других стран также показал, что с экономической точки зрения очень эффективным оказывается законодательное повышение с 16 до 18 лет возраста, начиная с которого можно водить мотоцикл.

На средствах защиты экономить не стоит

По данным опроса, большинство российских мотоциклистов задумываются о своей безопасности и принимают меры защиты от травм. Так, например, 88% владельцев мотоциклов и их родных подтверждают у себя наличие шлема. Лишь 15% россиян согласятся на предложение покататься на мотоцикле без этого средства защиты.

В то же время среди водителей двухколесного транспорта распространены мифы, которые прикрывают нежелание некоторых мотоциклистов и скутеристов использовать шлем и защиту в поездках.

На практике оказывается, что мотоциклисты чаще всего погибают от травм головы, поэтому эксперты в первую очередь рекомендуют всегда использовать в поездках качественный шлем и желательно – специальную защиту.

На защите головы экономить не стоит, полагает Павел Курлапов. По его словам, сегодня в продаже можно найти шлемы на любой кошелек, от 800 до 125 000 рублей.

Впрочем, мотоциклисты нередко ограничиваются покупкой шлема. Лишь немногим более 40% опрошенных российских мотолюбителей (в Москве их больше, 67%) считают, что кроме шлема нужно приобрести специальную защиту для тела. Хотя эксперты называют вторым по важности элементом защиты, после шлема, мото-обувь и наколенники. Именно ноги страдают при падениях чаще всего, а лечить коленные и голеностопные суставы очень долго, болезненно и дорого.

Естественно, специалисты не советуют мотоциклистам ездить в футболке и шортах. Даже обычная джинсовая ткань в той или иной степени защищает кожу при скольжении по асфальту, хотя, конечно, лучше купить специальные штаны, куртку и перчатки. Здравый смысл поможет мотоциклистам и здесь.


Мотоциклисты попадают в смертельные ДТП в 29 раз чаще, чем автомобилисты, вычислили эксперты. Шанс погибнуть за рулем байка оцениваются как 1 к 860. При этом путешествовать на автомобиле в 17 раз опаснее, чем на поезде. В России мотоциклы есть у 3% населения, при этом количество погибших в ДТП байкеров составляет не более 4% общего числа жертв.

Шансы погибнуть на дорогах в ДТП у мотоциклистов в 29 раз выше, чем у автомобилистов. К такому выводу пришел сотрудник Северо-Западного университета США экономист Ян Сейвидж, сообщает The Washington Post. Проведя глобальное исследование статистики аварийности с погибшими и пострадавшими с 2001 по 2009 год, он посчитал, что

мотоциклисты, которые ежедневно в течение года совершают поездки средней протяженностью 24 км, могут погибнуть с вероятностью 1 к 860.

Выходит, что в США риск погибнуть в автомобиле в 17 раз выше, чем в поезде (0,43 фатального случая на 1 млрд миль). Путешествовать в метрополитене, автобусе и самолете оказывается еще безопаснее. Для сравнения,

риск погибнуть в авиакатастрофе оценивается как 1 к 85 тыс. при условии, если человек каждый день будет совершать перелеты протяженностью 800 км.

В России, согласно данным МВД, самым аварийным по итогам 2014 года был признан частный транспорт. Так, из 199 тыс. ДТП только 10 тыс. случаев произошли с участием автобусов, 7 тыс. — с лицензируемыми перевозчиками. Получается, что только 5% ДТП произошло с участием автобусов. Число пострадавших пассажиров, перевезенных за последние два года железнодорожным и автобусным транспортом (на 1 млн за последние два года), оказалось не более 0,2.

Отметим, что, согласно статистике ГИБДД,

мотоциклы имеются примерно у 3% россиян и более половины из них никогда не попадали в ДТП.

Более чем у 80% из них водительский стаж составляет более пяти лет, а в Москве более опытные мотоциклисты встречаются в два раза чаще, чем в регионах. В ходе исследования эксперты пришли к выводу, что в России абсолютное большинство погибших мотоциклистов составляют мужчины (99%) в возрасте 22–38 лет (60%). Чаще всего такие ДТП происходят в теплое время года, но рост смертности мотоциклистов начинается уже в апреле и существенно снижается только к ноябрю. Самыми опасными днями для мотоциклистов являются выходные.

Мотоциклистов в России не так много, как, например, в странах Юго-Восточной Азии, и доля жертв среди них составляет около 4% всех погибших в ДТП. С января по март 2015 года в России было зафиксировано 181 серьезное ДТП из-за несоблюдения ПДД водителями мотоциклов. Показатель снизился на 23% по сравнению с январем — мартом 2014 года. Также сократилось число погибших в авариях такого рода — на 28,9% (23 человека) и раненых — на 23,5% (186 человек). Всего, как посчитали в ГИБДД, за последние 12 лет количество ДТП с мотоциклистами сократилось в два раза.

Гибнут, потому что не замечают

«Для мотоциклиста любое, даже небольшое столкновение, небольшая травма могут нести смертельный исход, —

Но и сами мотоциклисты признаются, что допускают ряд серьезных нарушений на дорогах. После опроса, проведенного ГИБДД среди байкеров и автомобилистов, выяснилось, что чаще всего мотоциклисты допускают такое нарушение, как движение между полос. Мотоциклисты также признались, что часто ездят с превышением скорости. Далее в списке нарушений следуют езда без шлема и перестроение без поворотников.

В мае 2014 года в центре столицы шофер руководителя ФАС Игоря Артемьева на седане представительского класса Volkswagen Phaeton сбил на перекрестке мотоциклиста. При проезде перекрестка водитель проигнорировал сразу несколько пунктов ПДД: двигался вне траектории полосы на запрещающий сигнал светофора.

Читайте также: