Можно ли ездить на одном колесе на мотоцикле

Обновлено: 05.07.2024

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь" внесены изменения и дополнения, касающиеся правоприменительной деятельности ГАИ.

Таким образом, с 29.08.2018 в Республике Беларусь вводится специальная норма, предусматривающая ответственность лица, управляющего мотоциклом (мопедом).

В случае, если водитель совершает любое из вышеуказанных действий (движение на одном колесе, движение не держась за руль или не держа ноги на педалях (подножке), его деяние полежит квалификации по части 9 1 статьи 18.14 КоАП РБ.

Если в результате действий водителя мотоцикла (мопеда) будет создана аварийная обстановка другому участнику дорожного движения, то действия водителя мотоцикла (мопеда) подлежат квалификации по части 10 статьи 18.14 КоАП РБ.

С 29.08.2018 исключается специальная норма, предусматривавшая ответственность лица, не имеющего права на управление, которое совершило одно из действий, предусмотренных частями 1-9 статьи 18.14 КоАП РБ.

С 29 августа вводится ответственность за движение на мотоцикле и мопеде без рук или на одном колесе.

мотоциклисты

В случае, если водитель совершает любое из вышеуказанных действий (движение на одном колесе, движение, не держась за руль или не держа ноги на педалях (подножке), его деяние подлежит квалификации по части 9-1 статьи 18.14 КоАП.

Если в результате таких действий водителя мотоцикла (мопеда) будет создана аварийная обстановка, то его действия подлежат квалификации по части 10 статьи 18.14 КоАП




При маневрах, приближенных к экстремальным (например, обгон по узкой дороге с выездом на встречную полосу), помните, что в самый ненужный момент может чихнуть двигатель, закончиться бензин, или обгоняемый автомобиль резко вильнет, объезжая яму или собаку. Старайтесь сами не создавать помехи для окружающих, соблюдайте рядность и скоростной режим. Если Вы движетесь медленнее основного потока, то у Вас появляется больше шансов быть “подрезанным”.
Следуя за автомобилем, помните, что он может пропустить препятствие между колес, и соответственно выбирайте свое положение за ним. Желательно всегда иметь в запасе место для перестроения, т. е. двигаясь в плотном потоке, лучше держаться за автомобилем так, чтобы можно было его без особых усилий объехать без торможения. Обращайте внимание, есть ли на впереди идущей машине зеркала, и видит ли вас ее водитель. Для этого всегда нужно держать зажженной фару. За грузовиками лучше не ездить вообще, если не хотите получить в лоб вылетевшим из-под колес камнем.

При езде в пробке не мчитесь между рядами. Если все стоят, то Ваша скорость — 10-20 км/ч. Не лишним будет напомнить, что пальцы всегда должны быть на рычагах тормоза и сцепления. Не рекомендую выезжать на встречную или разделительную полосы. На разделительной, кстати, всегда много песка.


Если у Вас есть страх перед определенными ситуациями (прохождение поворота, экстренное торможение, езда по “гребенке”), то советую специально тренироваться либо на треке, либо в городе, если позволяет дорожная ситуация. Например, можно ездить по той же гребенке, раз за разом увеличивая скорость или проходить один и тот же поворот каждый раз с большей скоростью.
При торможении избегайте резких движений. Резкое инстинктивное торможение может привести к срыву колеса на юз. Прежде чем тормозить в экстремальной ситуации, подумайте, а стоит ли это делать вообще — может, лучше уйти в сторону с наименьшими потерями. Если же нужно тормозить, то нажмите на рычаг не со всей “дури”, а так, чтобы мотоцикл успел клюнуть носом, а затем дожимайте его, следя за тем, чтобы не кувыркнуться через переднее колесо. Описанный процесс происходит в доли секунды, так что не пренебрегайте тренировками по мере возможности — когда-нибудь это может избавить вас от неприятностей.


Если у вас есть пассажир, то ваш тормозной путь существенно увеличится. Если столкновение неизбежно, то нужно быть готовым к “катапультированию”. Всегда лучше падать подальше от мотоцикла, и не надо бояться это делать — это гораздо безопаснее, чем кувыркаться вместе. Даже если вы видите, что удара по касательной не избежать, то все равно лучше оттолкнуть мотоцикл от себя в сторону предполагаемого удара. К этому нужно быть готовым в любую секунду и не расслабляться. Езда на мотоцикле — не игра в шашки и даже не шахматы…

Напоследок: если вы мотоциклист начинающий, не убегайте от ГАИ и не состязайтесь с отморозками, даже если вы думаете, что вы уже “классно водите”. Это аутоэйфория. За рулем будьте внимательны и спокойны.


Эффективность торможения на мотоцикле.

Чтобы добиться максимально эффективного торможения, от мотоциклиста требуется освоить всего лишь несколько основных навыков.
Готовность к осуществлению маневра: неважно, насколько быстры Ваши рефлексы, или как хорошо Вы владеете тормозами — если Вы не видите нужды останавливаться, то, соответственно, не остановитесь. Прежде всего Вам потребуется некоторое время, чтобы распознать угрозу и решить, как на нее среагировать, после чего за дело принимаются рефлексы, и тут уже важно, насколько хорошо они у Вас развиты.
Недостаточно активное торможение не менее опасно, чем излишне агрессивное. Рассмотрим пример на конкретных цифрах, чтобы понять, в каком масштабе времени все происходит. Для распознавания угрозы тратится обычно около 0.7 секунды. С момента осознания опасности до момента начала торможения человеку с нормально развитыми рефлексами требуется еще порядка 0.3 секунды. В сумме это дает нам целую секунду — от возникновения угрозы до начала замедления. При скорости 96 км/ч мотоцикл за секунду проходит почти 27 метров!
То, что на распознавание угрозы у Вас уйдет никак не меньше 0.7 секунды — неизбежная реальность. Но терять еще 0.3 с — роскошь, без которой вполне можно обойтись. Простая привычка ездить с охватом рычага переднего тормоза двумя пальцами — и Вы выигрываете целых 0.1 секунды (треть этого времени!). А это почти 3 метра спасительной дистанции! Предположим, что у Вас имеются достаточно хорошие навыки экстремального торможения.
Давайте закрепим пройденный материал еще несколькими цифрами. Инженеры-конструкторы путем исследований установили, что на сухой поверхности дороги человек со средними способностями сможет безопасно затормозить движущееся транспортное средство с отрицательным ускорением примерно 4.57 м/с2. Имеется в виду, что при такой скорости торможения человек еще может контролировать замедление и удерживать транспортное средство без опасения потерять управление. При наличии влажного дорожного покрытия эта цифра снижается до 3 м/с2. Предположим, что мотоцикл движется по влажной дороге со скоростью 96 км/ч. При скорости замедления 3 м/с2 водителю для полной остановки потребуется 8.8 секунды (или 9.8 секунды с момента возникновения опасности). Таким образом, путь до полной остановки составит почти 145 метров. Если же дорога сухая, то на остановку потребуется 6.9 секунды (включая 1 секунду на распознавание опасности и время реакции), а путь до остановки будет чуть более 105 м. Понятно, что чем более эффективным будет торможение, тем меньше времени потребуется для остановки и тормозной путь будет более коротким.
Полагаю, каждый из вас знает, что мотоциклы могут оттормаживаться намного эффективнее, чем автомобили. На самом деле, профессиональные мотогонщики при активном торможении могут создавать отрицательное ускорение до 1 g и более (9.75 м/с2). После приобретения определенной практики и навыков любой из нас при торможении сможет достичь отрицательного ускорения порядка 6 м/с2.
Что это означает в рассматриваемом нами случае? Вы сможете оттормозиться до остановки за 5.4 с! (с учетом той самой секунды). А путь до остановки составит менее 86 метров! Получается, что только за счет тренировок и приобретения опыта вождения ты сможешь снизить путь до полной остановки почти на 20 метров и уменьшить время на 1.5 с по сравнению с “нормальными” результатами. А еще метра три сэкономите, если возьмете за правило всегда держать палец на рычаге тормоза. А 23 метра — это длина четырех-пяти автомобилей! Охватывай рычаг переднего тормоза, не переставай тренироваться — и тебе удастся выжить на дороге.


На мотоцикле по городу.

Советы для тех, кто только что начинает ездить на мотоцикле. Для начала нужно привыкнуть соблюдать правила дорожного движения (ПДД), Ваша безопасность напрямую зависит от соблюдения правил, как в физическом, так и в юридическом плане. Некоторые водители уверены, что ПДД не являются абсолютной правдой жизни и считают, что их не только можно, но и нужно нарушать. Потому, на самом деле, вероятно стоит соблюдать и учитывать не только ПДД, но и характерные особенности движения на вашей территории.

Если в вашем городе принято из крайнего правого ряда поворачивать налево, то стоит учитывать эту особенность автомобилистов.

Предполагается, что безопаснее всего (как на автомобиле, так и на мотоцикле) передвигаться со скоростью, на 20% превышающую скорость основного потока. В этом случае зона, которую необходимо контролировать, сужается до сектора впереди себя.

Езда по городу требует от вас предельного внимания. Если вы водите и автомобиль, то помните: сколько раз вам в стекло влетал камень от впереди идущей машины, сколько раз вы задевали за чужие зеркала, сколько раз вы слегка касались своей машиной чужую… и более серьезные аварии (требующие в последствие ремонта автомобиля).
А теперь проиграйте в голове все эти ситуации с одним только изменением — вы попали в них на мотоцикле. Камень от машины попал в ваш шлем (надеюсь вы его одели). Вместо легкой помятости крыла — открытый перелом колена. Вместо пробитого радиатора при ударе о впереди стоящую машину — сотрясение мозга, перелом позвоночника. Вам все еще хочется кататься на мотоцикле ?

Для мотоцикла очень важно состояние дорожного покрытия. Если открытый люк для автомобиля — это гнутый диск и/или ремонт подвески, а если Вы на мотоцикле, то красоте вашего полета позавидуют каскадеры (только падают они на подготовленные площадки, а вы нет).
Очень сильно поведение мотоцикла зависит от установленной резины, температуры воздуха, влажности дорожного покрытия.

На обычной, дорожной резине типа Michelin Hi Sport, Michelin Pilot sport, проблемы со сцеплением с дорогой начинаются уже при температуре ниже 10-12 градусов в сухую погоду. Проблемы выражаются в увеличении тормозного пути, ощущение легкого проскальзывания в повороте, некоторого виляния задом при разгоне. В любом случае, чем ниже температура, тем больше вниманию надо уделать прогреву резины, тем плавнее надо все делать. Думаю, что если температура упала ниже 5 градусов, можно считать, что едешь по льду. Особенно стоит быть внимательным в межсезонье, когда очень велика разница между дневной температурой и утренней/вечерней. Стоит так же учитывать, что нас больше волнует температура поверхности дороги. Так, при 10 градусах воздуха и ярком солнце, температура дорожного полотна может быть выше температуры воздуха и сцепление будет лучше. С другой стороны, при такой же температуре и холодном ветре и отсутствии солнца, температура полотна будет ниже. Со временем вы начнете чувствовать дорожное покрытие, но помните, известно много случаев, когда человек падает именно из-за проблем с недогревом колес.

Грязь (песок, масло…) — на прямой дороге, при равномерном движении это еще можно пережить. Но не дай бог что-то, что резко ухудшает сцепление с дорогой попадется вам в повороте. Окажитесь на земле и пискнуть не успеете.
Аналогично при торможении. Если в нормальных условиях мотоцикл очень эффективно тормозит, то попадание на грязные участки дороги при торможении с большой вероятностью приведет к падению.

Среди мест, с повышенной вероятностью загрязнения дорожного полотна стоит отметить: перекрестки, заправки, выезды со стройплощадок и автобаз, места аварий, разделительные полосы, места ремонтов дорог и другие.

В дождь ездить вполне можно. Это начинаешь понимать посмотрев (или приняв участие в) дождевые гонки. Стоит только учитывать, что сцепление с мокрой дорогой сильно хуже чем с сухой. Кроме этого, из за воды охлаждается резина, что так же приводит к ухудшению сцепления.

Будьте особенно осторожны на разметке, трамвайных путях, полосах движения, примыкающих к газонам, гудроновых полосах, лужах, местах со снятым и свежим асфальтом и всех потенциально опасных местах, который были описаны ранее. Стоит так же учитывать, что в дождь ухудшается видимость для водителей автомобилей — они становятся более опасны. Вообще, для того, чтобы нормально ездить в дождь стоит потренироваться на треке в мокрую погоду. Незабываемые ощущения вам гарантированны. Стоит так же помнить, что разная резина ведет себя по разному.

О резине можно говорить долго, но вот несколько основных вещей.

Резина должна быть в хорошем состоянии, с нормальным давлением и подходящая для данного вида использования мотоцикла. Если вы преимущественно катаетесь по городу, то не стоит использовать гоночную резину (слики и резины с индексами race, soft, supersoft, race soft и так далее). Все дело в том, что мало того, что гоночая резина быстрее изнашивается, она обычно приспособлена для более узкого диапазона температур, рабочих давлений и “мест использования”. Например, гоночая резина делается специально так, чтобы улучшить стабильность в поворотах с максимальным углом наклона мотоцикла и максимальной скоростью. При этом, теряется некоторая стабильность при движении по прямой. Гоночная резина обычно делается с меньшим протектором, что приводит к лучшему сцеплению с дорогой на чистой и сухой трассе, но резко ухудшает ее свойства при езде по городу в сырую погоду. Кроме того, некоторые составляющие гоночной резины очень быстро испаряются, что приводит к ухудшению ее сцепных свойств.




Советы начинающим мотоциклистам.

Надеюсь, что эта статья поспособствует уменьшению количества тяжелых аварий и смертельных случаев на дороге. Большая часть приведенных ниже советов применима к езде по дорогам общего пользования, но часть из них можно использовать и на треке. Тем кто “верит в судьбу” на дороге делать нечего, т.к., при управлении мотоциклом — твоя судьба в твоих руках и все зависит от тебя самого. Те же новички, кто считает, что с ними ничего не может случиться, в этом скоро разубедятся. Каждый, кто ездил на мотоцикле — когда-нибудь падал, а если не падал — все еще впереди. Если у Вас стиль езды сильно зависит от настроения (возникает желание открутить по полной), то это будет длиться не долго.

Итак, эта информация для тех, кто садится или собирается сесть на первый мотоцикл в своей жизни.

Первое что хочется сказать — чем мощнее будет первый мотоцикл, тем больше у Ваших родственников и знакомых шанс оказаться на Ваших похоронах. Известны лишь единичные случаи когда первый мотоцикл человека был радикальный спорт и этот человек обходился без серьезных проблем в первый сезон, но такие случаи единичные. А вот случаев попадания в морг или в лучшем случае в больницу с серьезными травмами гораздо больше больше. Но, если Вы все-таки не можете себе отказать в желании купить сразу что-то очень резвое, имеет смысл потратить немного денег на обучение в мотошколе на чужих, “спокойных” мотоциклах. Это сильно увеличивает ваши шансы на пожить подольше.


Если это Ваш первый мотоцикл, то не надо пытаться забрать его из магазина своим ходом. Попросите знакомых, продавца, наймите в конце концов грузовик. Вы же пока еще не знаете, как дорого сейчас медицинское обслуживание и мотосервис. У вас еще все впереди. Вероятность того, что Вы упадете в первый день близка к 1 (надеюсь Вы знаете, что вероятность не измеряется в процентах?).
Прежде чем садится на мотоцикл, приобретите себе необходимую защиту — мотоэкипировку. Она вам поможет. Джинсы, кожа и кости стираются по асфальту очень быстро. А заживают последствия асфальтовой болезни очень медленно.
Шлем — обязателен. Перчатки — обязательны. Мотоботы — очень желательны (ни каких кроссовок и т.п.). Штаны и куртка: идеально, купить все это с встроенной защитой. В крайнем случае, подойдут и отдельные наколенники, налокотники и защита спины.
Не верите в необходимость защиты, попробуйте упасть с велосипеда на асфальт, лучше перед травм.пунктом. Надо запомнить — с мотоцикла падают все! На месте, на маленькой скорости, на треке, в городе, на большой скорости. Неважно, какой у вас мотоцикл, неважно, как хорошо вы катались в детстве на велосипеде — вы будете падать.


Учиться лучше всего в хорошей мотошколе. Если мотошколы нет, то под присмотром человека с опытом езды на мотоцикле, если и этого нет, то в тихом и спокойном месте. Научиться вождению на мотоцикле ни чуть не проще, если не сказать — сложнее, чем на автомобиле. А научиться надо обязательно — любая ошибка в управлении мотоциклом, скорее всего, будет приводить к падению.
Не надо с первых дней испытывать максимальную скорость вашего мотоцикла (тем более если еще владеете техникой торможения). Все надо делать не торопясь. Сначала научиться трогаться и останавливаться, потом потихоньку поворачивать. Для нормального человека хватает пары недель для того, чтобы хоть как то освоить вождение мотоцикла.


Прочтите сами, покажите маме, бабушке и жене, чтобы немного развеять их страхи относительно двухколесного транспорта и тех, кто на нем ездит


Это самое распространенное и самое вредное заблуждение, имеющее под собой некоторые основания. Современные мотоциклы действительно дают большой простор для незапланированного суицида. Можно выехать из салона на абсолютно стандартной модели и разогнаться до 299 км/час, а после тюнинга и того быстрее. Но с ростом мощности техника становится и более послушной, уменьшается вес, совершенствуется подвеска, тормоза, практически на все новые мотоциклы ставится АБС, на большинство мощных моделей — трекшн-контроль, электронная система, страхующая от пробуксовки и всех связанных с ней неприятностей. Буквально за десять лет технологии очень сильно шагнули вперед, и чтобы уронить мотоцикл при наличии необходимых навыков, приобретаемых во время учебы, и некоторого инстинкта самосохранения надо еще постараться. Для человека разумного мотоцикл — источник бесконечного удовольствия. Для неуравновешенного и неспособного к самоконтролю — постоянных неприятностей. Впрочем, последнее с небольшими поправками можно сказать про автомобиль, велосипед или горные лыжи.


Этот миф родился в советские годы, когда специальная экипировка мотоциклиста не пользовалась большой популярностью по целому ряду причин, в первую очередь из-за ее отсутствия или неэффективности. Даже спортсмены ездили на соревнования в валенках или кирзовых сапогах, шлемы конструкцией и внешним видом напоминали ночные горшки, носить такое желающих было мало, так что, даже несмотря на небольшие скорости тех мотоциклов, падали больно и с травмами. Сейчас экипировочные технологии совершенствуются, покрытие одежды выдерживает продолжительное скольжение по асфальту на скоростях свыше 300 км/час. В замедленной съемке с соревнований бывает хорошо видно, как из-под упавшего гонщика идет дым, через сто метров он останавливается и на своих ногах идет поднимать мотоцикл. Даже обычные с виду джинсы оснащаются кевларовыми вставками. Конструированием щитков и шлемов занимаются большие лаборатории, готовая продукция проходит сложную сертификацию на устойчивость к самым разным воздействиям. К тому же падения не всегда происходят на больших скоростях. Поэтому при надлежащей экипировке шанс серьезно повредиться достаточно мал, истории известны случаи, когда люди падали десятки раз и при этом ни разу не попадали в больницу.


Пригодный для езды новый малокубатурный мотоцикл из континентальной Азии стоит от 100000 рублей. Примерно с этой же цифры начинаются цены на относительно работоспособный секонд-хенд из более уважаемых в мотомире регионов. Новый мотоцикл от производителя с именем приличной кубатуры, которого хватит на несколько лет беспроблемной езды — от 400000 рублей. Не так дорого в сравнении с автомобилями. Если смотреть на характеристики, мотоцикл за полмиллиона будет разгоняться и поворачивать с той же скоростью, что и в десятки раз более дорогой суперкар. Эксплуатационные расходы тоже заметно ниже. Обязательно платить за место на стоянке, но это окупается меньшим расходом бензина и более простым обслуживанием. Ну а экономию времени и положительные эмоции трудно оценить в денежном эквиваленте.




Брюнетка в короткой юбке на заднем сиденье мотоцикла — еще один распространенный романтический штамп. Действительно, вокруг мотоциклистов постоянно крутятся девушки. Но тут трудно сказать, что первично, яйцо или курица, то есть сначала появился мотоцикл, потом они, или наоборот. Достоинства хорошего человека двухколесный транспорт, несомненно, подчеркивает. Но если ты уныл и скучен, можешь купить хоть самый дорогой и красивый байк, все равно не поможет, Марлоном Брандо или Микки Рурком ты не станешь. Жены тоже могут не беспокоиться, верного мужа мотоцикл вряд ли спровоцирует на измену. Но на всякий случай открутить пассажирские подножки все-таки стоит.


Лучший способ наладить контакт с мотоциклистом — спросить его о цене, расходе топлива и максимальной скорости его мотоцикла


Есть мотоциклы со встроенными багажными кофрами, способные увезти достаточно вещей первой необходимости для двухнедельного путешествия вдвоем, если, конечно, в число этих вещей не входят шуба, виолончель и йоркширский терьер. Техника попроще может поставляться без каких-либо емкостей. Но практически на любой мотоцикл можно установить либо специализированные, либо универсальные багажные системы, благодаря которым грузоподъемность резко увеличивается. А еще бывают совсем недорогие и простые в использовании рюкзаки и багажные сетки.


Это верно, если ты решил сэкономить на мотоцикле и экипировке. Через несколько минут ты будешь насквозь мокрый стучать зубами от холода, получать в лицо грязные волны через поднятый запотевший визор шлема и вздрагивать от ужаса, проезжая скользкую разметку. Если такие перспективы не устраивают, есть смысл получше экипироваться. Дождевик, мембранные мотоботы и перчатки, шлем с хорошей вентиляцией и антизапотевающим визором, мотоцикл с подогревом руля, антиблокировочной и антипробуксовочной системами делают поездку в дождь вполне приемлемой. Мототуристы неделями наматывают тысячи километров под ливнями, и при этом получают удовольствие.


А это уже не совсем миф. Как говорится, четыре колеса возят тело, два — душу. Из распространенных видов наземного транспорта мотоцикл — самый эмоциональный. Он дает мало с чем сравнимое чувство свободы как в ежедневных поездках на работу, так и в путешествиях, когда между тобой и окружающим миром нет барьера из автомобильного кузова. При этом помимо эмоциональной составляющей присутствует и рациональная. Времена, когда мотоцикл был редким, рисковым и дорогим развлечением, постепенно уходят, сейчас все больше людей садятся на два колеса, поскольку это дешевле и быстрее, чем толкаться в пробках и искать парковки на машине.

Читайте также: