Можно ли не оформлять дтп при согласии сторон

Обновлено: 08.07.2024

С каждым годом количество автомобилей в России только растёт, что приводит к увеличению аварийных ситуаций на дороге. Именно поэтому, сегодня ДТП являются ежедневным атрибутом, как крупных, так и небольших населённых пунктов. Среди них наибольший процент составляют мелкие происшествия, которые приводят к несущественным убыткам. В статье подробно рассмотрена схема поведения водителя во время лёгкой аварии, а также описан порядок юридически правильного действия водителя для её разрешения.

Какое ДТП считается мелким Видео: Мелкое ДТПЧто делать при мелком ДТП Виновнику Пострадавшему Нужно ли вызывать сотрудников ГИБДД Как оформить мелкую аварию самостоятельно Как определить степень ущерба Вызвать представителя страховой компании Вызвать аварийного комиссара Провести независимую экспертизу Что будет если скрыться с места аварииvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Какое ДТП считается мелким

Чтобы отличить такое происшествие от остальных, достаточно взглянуть на характер повреждений, нанесённых каждой стороне. Это, прежде всего, небольшие царапины, сколы и трещины во всевозможных кузовных элементах автомобиля. Также, к незначительным повреждениям относят и нарушение целостности фар, дворников, антенны и прочих внешних элементов, выступающих за пределы кузова, в том числе и декоративных. Согласно действующему законодательству и ПДД, к мелким дорожно-транспортным происшествиям относят ситуации, которые отвечают следующим требованиям:в происшествии приняло участь не более 2 транспортных средств;ДТП прошло без каких-либо последствий для здоровья его участников;в результате аварии не наблюдается ущерб для третьих лиц;общий размер убытков для каждой из сторон не превышает 100 тыс. рублей.

Видео: Мелкое ДТП

Что делать при мелком ДТП

Незначительное происшествие — это ещё не повод для самостоятельного решения ситуации и её последствий. Оно должно регулироваться в законодательно установленном порядке с соблюдением всех юридических норм. При этом каждый водитель должен обязательно понимать, что в дальнейшем для возмещения убытков по ОСАГО или КАСКО потребуется ряд документов, удостоверяющих факт страхового случая.

Действия пострадавшего также регламентированы общими Правилами дорожного движения, в частности и пунктом 2.5. Кроме выше перечисленных правил поведения, описанных для виновника, противоположной стороне рекомендуется по возможности отыскать не менее 1–2 свидетелей. У них следует взять письменные либо устные показания о сложившейся ситуации, а также записать их контакты. В случае судебного разбирательства это поможет прояснить все обстоятельства, а также избежать обвинений в каких-либо правонарушениях.

Во избежание каких-либо юридических неточностей при оформлении ДТП пострадавшей стороне рекомендуется проверить наличие действующего ОСАГО у виновника аварии. Сделать это можно при помощи номерных знаков авто в специальной онлайн форме на официальном сайте ГИБДД либо портале rsa.su.

Нужно ли вызывать сотрудников ГИБДД

Нередко водители решают отказаться от вызова сотрудников полиции, особенно если причинённый общий ущерб минимален. Федеральный закон № 40 от 25.04.2002 года даёт возможность водителям самостоятельно разрешать мелкие споры, возникшие во время ДТП без привлечения сотрудника ГИБДД. Однако для этого должны сформироваться особые условия:у каждой стороны есть действующий полис ОСАГО;в аварии участвовало не более 2 автомобилей;общая сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей;отсутствие пострадавших;имущество третьих лиц в ходе ДТП повреждено не было;водители не находятся под воздействием алкоголя либо наркотических веществ;стороны пришли к обоюдному согласию, сами определили уровень материальной ответственности и пути её погашения.

Как оформить мелкую аварию самостоятельно

Если все противоречия в ходе столкновения между автомобилистами были решены и соблюдаются все условия для законного отказа в вызове ГИБДД, прежде всего, следует приступить к фиксации происшествия на фото и видео. Нужно обязательно снять общее положение транспортных средств, план участка, в том числе и тормозной путь и повреждения каждого авто (сколы, царапины и прочее). Также, обязательно нужно сфотографировать или записать номерные знаки противоположной стороны.

Рекомендуем для прочтения:

Экспертиза автомобиля после ДТП

Трасологическая экспертиза после ДТП: что это такое

Должен ли виновник ДТП сообщать в свою страховую компанию

Что делать при ДТП: порядок действий по новым правилам

Большинство водителей убирают свои авто для фиксации ДТП на фото и видео к обочине, чтобы не перекрывать движение. Это является грубейшей ошибкой, которая нередко приводит к отказу страховой в возмещении убытков по ОСАГО либо КАСКО. Решить её можно только при помощи справки о ДТП из Госавтоинспекции, однако для этого потребуется вызвать на оформление сотрудников полиции. При этом часто такие ситуации завершаются потерей лишнего времени.

Как определить степень ущерба

Оценка общей суммы ущерба является главным камнем преткновения, который препятствует разрешению мелкого ДТП на месте. Достаточно часто водители не в силах оценить всевозможные ремонтные работы, которые потребуются для восстановления транспортного средства. Особенно остро этот вопрос стоит для неактивных либо молодых водителей, которые имеют минимальный опыт обращения в специализированные СТО. Для разрешения таких споров используется сразу несколько методов, среди которых наиболее популярным является экспертное заключение.

Вызвать представителя страховой компании

Наиболее часто именно сотрудник страховой компании становится главным лицом, способным разрешить все финансовый споры, возникшие в результате ДТП. В ходе осмотра транспортных средств, за короткое время такой специалист может точно рассчитать не только стоимость работ, но и их примерные сроки выполнения. Также он может помочь водителям составить все необходимые документы, которые сведут к минимуму риски, связанные с отказом в признании страхового случая.

Однако, достаточно часто, штат страховых компаний насчитывает не более нескольких выездных агентов, поэтому нередко его ожидание может продолжаться до нескольких часов. Кроме того, представитель страховщика может оценить ущерб только для водителей с действующим ОСАГО или КАСКО, отсутствие их даже у одной стороны может стать причиной отказа.

Вызвать аварийного комиссара

Аварийным комиссаром является частное физическое или юридическое лицо, уполномоченное проводить экспертную оценку убытков, возникших в ходе ДТП. Такие Комиссары действуют от имени одной либо нескольких страховых компаний, поэтому их контакты можно узнать у страховщика. Их решения и оценки не только беспрепятственно признаются страховщиками, но и являются практически неоспоримыми. Кроме защиты имущественных интересов такой специалист проводит и оказывает правовую помощь клиентам, в том числе и при оформлении специальных документов. Главным минусом комиссара можно назвать дороговизну его услуг, что не всегда может быть рационально при мелком ДТП.

Провести независимую экспертизу

Независимая судебная экспертиза — это наиболее дорогой путь разрешения любых финансовых претензий после ДТП, особенно в случае незначительных повреждений авто. Проводят её специальные независимые частные компании, в штате которых содержаться квалифицированные специалисты. К ним нередко обращаются и судебные органы, во время всевозможных следственных действий при оценке ущерба от аварии. Стоимость независимой экспертизы зависит от общей суммы ущерба и стартует от 2-3 тыс. рублей. Сегодня на рынке существует множество компаний, предоставляющих услуги независимого эксперта, среди которых наиболее рейтинговыми согласно множеству отзывов являются:

Независимка.Ру; Атлант Оценка;APEX GROUP; Паритет-Консалтинг; Inhelp; СКПО Авто.

Что будет если скрыться с места аварии

Действующее законодательство не рекомендует бросать место столкновения, как виновнику, так и потерпевшему. Попытки избежать наказания и скрыть факт ДТП могут стать отягощающим фактором при определении ответственности водителей. Такие действия согласно статье 12.27 КоАП России могут привести к двукратному увеличению возможных штрафных взысканий. Кроме того, противоположная сторона может совершенно беспрепятственно сфальсифицировать все факты происшествия и вызвать полицию, в таком случае доказать свою вину и правоту в ходе судебного разбирательства будет не просто.

Даже небольшое ДТП требует обязательного оформления. Это требование закреплено законодательно, поэтому его несоблюдение может привести к административной ответственности. Провести процедуру можно самостоятельно и с помощью представителя ГИБДД.

Порядок оформления ДТП, произошедшего на дороге, установлен Правилами в пунктах 2.5-2.6.1. Существуют и другие законы, касающиеся данной проблемы, но основные условия описаны именно в ПДД. В них уже несколько раз за последнее время происходили изменения.

Когда можно не оформлять аварии в 2022 году? В какой ситуации можно не оформлять документы и не вызывать полицию? Что делать, если инспектор ГИБДД не приехал? Когда обязательно требуется заполнять европротокол? Что делать, если участники аварии разъехались, а позже возникли проблемы и понадобились документы об аварии? Об этом узнаем в нашем обзоре.

Можно ли по новым Правилам не оформлять ДТП

Такое возможно, но разговор идет о том, чтобы не оформлять через инспекторов ГИБДД. Это допускается, если нет пострадавших с причинением вреда здоровью, или погибших. В прошлой версии ПДД была установлена четкая линия не оформлять ДТП, если у участников отсутствуют претензии. Это означает, что они между собой договорились, а вред нанесен только машинам. В этом случае допускается не регистрировать аварию, а уехать с места происшествия.

В новой версии текста Правил такое указание отсутствует. Без оформления документов по закону не получится. Дело состоит в неверной трактовке закона по оформлению. Теперь, если вы не желаете оформлять происшествие, то все равно необходимо заполнить бланк европротокола. Это нужно для соблюдения формальности, а передавать его страховщикам нет необходимости. Если ДТП вообще никаким образом не оформлено, то в таком случае вас могут лишить прав.

В чем здесь проблема? Давайте выясним причины, согласно логике законодательства. В Правилах есть пункт 2.6.1, который устанавливает порядок действий участников ДТП, которое совершено без пострадавших. Он определяет, что документы можно не заполнять и уехать с места происшествия, если это допускает законодательство о страховании. Другими словами, ПДД в данном вопросе дает ссылку на закон об ОСАГО.

Давайте разберемся, о чем сказано в этом законе о страховании. Ответ можно найти в Федеральном законе об ОСАГО в статье 11.1 пункте 1.

В нем указано, что оформлять аварию без инспектора ГИБДД можно при соблюдении следующих факторов:

  1. В ДТП участвовало два транспортных средства.
  2. Оба участника имеют правильные полисы страхования.
  3. Пострадавшие люди отсутствуют.
  4. Условия аварии и повреждения автомобилей всем понятны, и с ними согласны оба участника.
  5. Автовладельцы заполнили европротокол.

Из последнего пункта видно, что если вызывать полицию не требуется, то оформлять европротокол нужно в обязательном порядке. Но при этом не требуется передавать документы страховщикам или в другие инстанции.

Инспектор ГИБДД не оформляет

Часто бывает, когда вы вызвали наряд полиции на место аварии, но никто не приехал. Если такое происходит, то существуют законные и незаконные способы действий.

Вас заставляют заполнять европротокол

Такие действия полиции незаконны. Правила, устанавливающие, в каких ситуациях водитель должен, а в каких нет вызывать инспектора, определяют именно эти действия. Ни один закон прямо не указывает на то, что участники происшествия на дороге должны в обязательном порядке оформлять европротокол.

То же самое изложено и в инструкциях для сотрудников ГИБДД, которые определяют, что они могут предложить автовладельцам оформить европротокол, но не принуждать к этому. Такое указание отмечено в Административном регламенте пункте 284, который утвержден Приказом МВД №664. Если ознакомиться с пунктом 285 того же регламента, то в нем указаны действия сотрудника полиции, если автовладелец отказывается от оформления европротокола. В таком случае ему будет предложено прибыть на пост ГИБДД и оформить аварию как положено.

Практически часто бывает так, что сотрудники приезжают, ДТП не оформляют, а заставляют заполнять европротокол для страховщика, а затем уезжают. При этом необходимо повторно позвонить в дежурную часть полиции, и высказать жалобу на действия сотрудников, сообщить, что вы по-прежнему стоите и ждете их для оформления документов.

Чтобы не портить отношения с сотрудниками полиции, можете сообщить им, что у вас нет бланков европротокола, нечем писать.

Сотрудники предложили прибыть в ГИБДД

Такие действия будут вполне законными. В пункте 2.6.1 ПДД сказано, что участник ДТП должен выполнять указания инспектора, который предлагает прибыть для оформления в определенное место. В Административном регламенте в пункте 285 об этом также имеется указание для сотрудников.

Чтобы правильно оформить происшествие на посту ДПС или в отделении ГИБДД, вначале нужно сделать фотоснимки дорожного происшествия. Только после этого можно составить схему аварии на листе бумаги от руки.

Практически можно прибегнуть к такой хитрости. Согласно Правилам, вы должны сделать снимок места происшествия в обязательном порядке. Исключением является тот случай, когда на ДТП прибывают сотрудники полиции. Это означает, что при отсутствии у вас возможности сделать фотографии или записать видео, нужно ждать прибытия автоинспекторов. По телефону сообщите дежурному, что у вас нет фотоаппарата и видеокамеры.

Аварийные комиссары

Существует другой вариант событий, когда к вам отправят аварийных комиссаров, либо они прибудут самостоятельно до приезда сотрудников. Если вы не можете отличить сотрудников ГИБДД и комиссаров, то дело обстоит хуже. Отличие между ними большое – аварийный комиссар не относится к сотрудникам полиции, и для вас он не играет важной роли.

Поэтому, если происшествие оформлено с участием комиссара, это считается действием без сотрудников ГИБДД. В таком случае лучше не прибегать к их помощи.

Если участник ДТП не прибыл в ГИБДД

В Административном кодексе 2022 года можно найти две части статьи 12.27, которые подходят под наш случай:

  • Первая часть определяет наказание за оставление места происшествия на дороге -лишением водительского удостоверения до 1 года 6 месяцев.
  • Вторая часть содержит ответственность за иные нарушения по ДТП и штраф за них 1000 рублей.

Первая часть содержит более мягкое наказание, и сразу кажется, что она подходит под случай, когда вы не прибыли в ГИБДД для оформления. Ведь вы сами сообщили о происшествии на дороге, просто решили не оформлять аварию.

На самом деле ситуация обстоит по-другому, теперь за это могут изъять водительское удостоверение. Это связано с нарушением Правил, ведь водитель уехал с места происшествия. Наказание при этом будет не за то, что он скрылся, а только за оставление, независимо от того, что вы самостоятельно сообщили о ДТП дежурному.

Если решили не оформлять, а виновник не хочет платить

Разберем ситуацию сложнее, когда вы попали в ДТП, но решили ее сразу не оформлять. Договорились с виновником, что он оплатит повреждения машины. Но позже он отказался платить, называя различные причины. Это может случиться, если у него нет полиса страхования, он просрочен, либо не вписан в страховку.

Если в такой ситуации вы вызовете сотрудников полиции, когда прошло много времени, то на вас могут выписать постановление о лишении вас права управления автомобилем. Это предусмотрено Административным кодексом статьей 12.27 частью 2. Европротокол вы не оформили, а Правила не разрешают при отсутствии страховки не вызывать наряд инспекторов.

Как поступить

В такой ситуации есть один вариант. Можно оформить в суд гражданский иск на виновника ДТП. Но при этом у вас также могут изъять права, но не всегда это делают.

Риск остаться без прав небольшой по следующим причинам:

Но подобный вариант может получиться, если у вас имеются подтверждения события. Виновник наверняка откажется в суде, что ДТП вообще было. В этом случае помогла бы расписка, которую неплохо было бы получить с виновника об обещании выплаты ущерба. Кроме того, устроит в качестве доказательства видеозапись автомобильного регистратора самого происшествия. На нем должны хорошо различаться лицо нарушителя и его автомобиль с номером.

img

Юрист по автомобильному законодательству России. Больше 9 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей по юридическим вопросам. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Нацелен на победу даже в самых сложных делах. Много выигранных дел и довольных клиентов. Работаю только в рамках правового поля.

Процедура оформления дорожно-транспортного происшествия регламентирована пунктами 2.5-2.6.1 Правил ДД. Несмотря на существование и других нормативных документов относительно обсуждаемого вопроса, автомобилисты могут руководствоваться только предписаниями ПДД.

Порядок оформления за период своего существования многократно подвергался изменениям. В 2021 году собственники транспортных средств в некоторых случаях могут не фиксировать факт ДТП. Стоит ознакомиться с причинами, по которым автовладельцы могут разъехаться и не заполнять бумаги.

Можно ли не оформляться по новым ПДД?


Ответ краток — да. Есть только одна существенная оговорка. Речь в данном случае идет об оформлении сотрудниками Госавтоинспекции. У автовладельцев такая возможность появляется только при условии отсутствия пострадавших лиц.

В соответствии с устаревшей редакцией Правил ДД у собственников авто была возможность не оформлять происшествие при взаимном отсутствии претензий. Если ущерб был нанесен исключительно материальный (автотранспорту), лица могли разъезжаться без заполнения документов.

Действующие Правила исключают описанную возможность. Автомобилисты обязаны оформлять документы даже при отсутствии разногласий. Нюанс заключается в нечетком регламенте порядка оформления бумаг в подобных случаях.

Водители в 2021 году при фиксации ДТП без сотрудников обязаны составить Европротокол. Этот документ можно назвать формальностью, так как не предполагается его передача страховщику. Если водители пренебрегут составлением, против них могут быть выдвинуты санкции в виде лишения водительского удостоверения.

Строгая мера ответственности за такой небольшой проступок, как несоставление документов, аргументируется следующими нормативными положениями:

  1. Пункт 2.6.1 Правил ДД о порядке действий после аварии, в результате которых был причинен только имущественный ущерб. Положение регламентирует возможность разъезда без составления документов, если такой вариант допускается законом о страховании.
  2. Законодательство об обязательном страховании (пункт первый статьи 1.11 Федерального закона) указывает на возможность оформления ДТП без инспекторов только при выполнении следующих условий:
    1. в ДТП только два автомобиля-участника;
    2. каждый из двух водителей имеет полис ОСАГО;
    3. в результате аварии не был причинен ущерб жизни или здоровью граждан;
    4. автомобилисты оформили Европротокол.

    Обязательно выполнение всех выдвинутых условий. Следовательно, оформить аварию на месте можно без сотрудников Госавтоинспекции только при наличии заполненных бланков Европротокола. Причем обязанности автомобилистов куда-либо предоставлять заполненные документы не зафиксировано.

    Если представители ГИБДД не оформляют

    В 2021 году автомобилисты могут столкнуться с ситуацией, в который вызванные представители закона не приезжают на место происшествия. Если обозначенная ситуация произошла, могут последовать как легальные, так и нелегальные варианты решения проблемы.

    Сотрудники обязывают прибегнуть к составлению Европротокола

    Такое действие со стороны сотрудников ГИБДД незаконно. Обязанность представителей Госавтоинспекции явиться на вызов зафиксирована в пункте 2.6.1 ПДД. При этом ни один законодательный акт страны не регламентирует обязанность автомобилистов в какой-либо ситуации оформлять Европротокол.

    Сотрудники могут только порекомендовать собственникам автотранспорта оформить протокол. Настоятельно побуждать к этому действию им запрещено согласно административному регламенту, действующему на основании Приказа №664 МВД РФ. Пункт 285 указывает, что в случае отказа со стороны автомобилиста сотрудник должен предложить добраться до поста ГИБДД, где будут оформлены документы. Второй допустимый вариант — ожидание инспекторов.

    Как показывает практика, сотрудники Госавтоинспекции порой все равно отказываются от оформления. В такой ситуации необходимо сделать телефонный звонок дежурному и доложить о некомпетентности представителей закона. В разговоре важно отметить намерение ожидания указаний для оформления документов с участием полицейских. Далее придется подать жалобу в режиме онлайн через приемную Госавтоинспекции.

    Если автомобилисты предпочитают не открывать прямой конфликт с сотрудниками, они могут нейтрально сослаться на отсутствие принадлежностей для заполнения бланков. Водитель может даже сказать, что не умеет писать.

    ДПС указали проехать в отделение

    Это действие со стороны сотрудников вполне законно. На основании последнего абзаца пункта 2.6.1 участник ДТП обязан следовать всем указаниям представителей ГИБДД на месте фиксации происшествия. Схожее для инспекторов указано в пункте 285 регламента.

    Чтобы зафиксировать аварию на посту по указанию сотрудника при звонке, нужно позаботиться о наличии фотоматериалов события. Также важно схематично изобразить ДТП на бумаге: указать ориентиры, расположение машин и прочие детали.

    Можно поступить и иным образом. Согласно Правилам ДД автомобилисты обязаны зафиксировать аварию с помощью фото- и видеосъемки во всех случаях, когда в процедуре оформления не участвуют сотрудники ГИБДД. Если же у водителя нет аппаратуры для съемки, инспектор обязан выехать на место происшествия.

    Аварийные комиссары

    Третий из возможных вариантов заключается в вызове аварийных комиссаров по назначению сотрудника ГИБДД. Вполне возможно, что указанный представитель приедет раньше полиции. Важно знать, чем отличаются комиссары от сотрудников ДПС.

    Разница заключается в том, что аварийные комиссары не числятся в штабе полиции и не имеют полномочий в оформлении аварии. Это означает, что заполненные в их присутствии бумаги не будут иметь силы.

    Фактически водители оформят документы без участия представителей закона. Это приведет к правовым последствиям. По этой причине нужно проверять у приехавших на место наличие формы и значка Госавтоинспекции.

    Если водитель не поехал оформлять в отделение


    По состоянию Административного кодекса на 2021 год существуют всего два положения, которые имеют значение в обсуждаемой ситуации:

    • Часть вторая статьи 12.27 регламентирует наказание за оставление места аварии. В качестве данного нарушения рассматривается также отказ от составления документов. Грозит такое пренебрежение ПДД лишением прав на срок от года до полутора лет.
    • На основании части первой указанной статьи автомобилист будет привлечен к ответственности за прочие нарушения по ДТП. Размер материального взыскания составит тысячу рублей.

    Можно заметить, что первая часть статьи отличается более мягкой мерой ответственности. Порой водители полагают, что именно это положение предусмотрено за отказ в оформлении ДТП в отделении по просьбе дежурного. Это мнение ошибочно.

    Действующее на 2021 год законодательство предполагает лишение водительского удостоверения за такой проступок. Аргументация проста: автомобилист оставил место ДТП. Причем ответственность наступит именно за оставление, а не за скрытие. Наказание последует, даже если водитель сам сообщил о случившемся.

    Если договорились с водителем без оформления, но он отказывается платить

    Порой автомобилисты договариваются о возмещении на месте, но после обмена контактами второй участник отказывается переводить средства за нанесенный ущерб. Такая ситуация происходит, когда у виновной стороны отсутствует или утратил силу страховой полис.

    Если водитель решит сообщить об аварии спустя время после происшествия, обоих собственников авто осудят по части второй статьи 12.27 Административного кодекса. Оба водителя лишатся удостоверения. Отсутствие полиса обязательного страхования не является основанием для невызова сотрудников.

    Единственный безопасный с правовой точки зрения вариант — подача гражданского иска в судебную инстанцию. Заявление подается на виновника аварии.

    В этом случае пострадавший рискует потерять водительское удостоверение, но в гораздо меньшей степени, так как:

    • Суд редко пытается выяснить, было ли оформлено ДТП. Пострадавший может сослаться на составление Европротокола до обнаружения факта, что у второго участника нет полиса ОСАГО. Виновник также будет заинтересован в подтверждении сказанных истцом слов (в противном случае он лишится прав).
    • Срок привлечения зачастую истекает до назначения даты суда. Согласно нормам изъятия ВУ данный период длится всего 3 месяца с момента аварии. Даже если судья выяснит факт отсутствия фиксации, сотрудники не смогут лишить автомобилиста прав.

    Указанная схема будет работать только при наличии доказательств факта ДТП. Чаще всего виновники отрицают, что они участвовали в какой-либо аварии. Для подтверждения подойдет любая расписка о задолженности, составленная на месте происшествия. Возможно предоставление записи с видеорегистратора, если на ней отчетливо видно авто нарушителя и сам ответчик.

    Уезжать с места аварии даже по обоюдному согласию с другим участником происшествия чревато лишением прав. Как ни странно, даже если у другой стороны нет к вам претензий, они остаются у государства.

    Уезжать с места аварии даже по обоюдному согласию с другим участником происшествия чревато лишением прав. Как ни странно, даже если у другой стороны нет к вам претензий, они остаются у государства.

    Вот конкретный пример.
    Некто Дмитрий Олейник выезжал из двора на своей "Тойота Аурис". С ним случилась неприятность: он задел "Субару Форестер". Касание было незначительно: буквально уголок бампера чиркнул по уголку другого бампера. Дмитрий вместе с хозяином "Субару" осмотрел повреждения, которые даже обнаружить невооруженным глазом было сложно. Убедившись, что ничего страшного нет, они решили разъехаться. Дмитрий свою вину не отрицал, но очень спешил - у его ребенка был день рождения, нужно было успеть купить подарки. Оба водителя решили, что из-за таких мелочей беспокоить ГИБДД не стоит. А страховых бланков извещений о ДТП под рукой не оказалось. Поэтому они составили на бумажке схему ДТП, Дмитрий написал расписку, что претензий к водителю "Субару" не имеет, оставил свои координаты и паспортные данные и поехал по своим делам.

    Однако водитель "Субару", у которого машина была застрахована по КАСКО, решил на всякий случай обратиться к своему страховщику. Тот настоял на вызове ГИБДД, а иначе претендовать на оплату ремонта этого повреждения по КАСКО даже не стоит. Через три часа на место происшествия приехали представители автоинспекции. Не обнаружив виновника, они завели на него административное дело как на оставившего место ДТП. А за это в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность: лишение прав на год-полтора или административный арест. И это решение выносит суд.

    Дмитрий объяснял, что, если бы он хотел скрыться, не оставлял бы координат, данных паспорта и страхового полиса. Кроме того, второй участник аварии заявлял, что не имеет никаких претензий, но. претензии остались у государства.

    Как пояснили "РГ" в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в правилах предусмотрено три сценария действия для аварии без пострадавших.

    Вызвать на место происшествия сотрудников ДПС, которые оформят ДТП.
    Самим зафиксировать на схеме положение транспортных средств и подъехать на ближайший пост для оформления происшествия.
    Третий вариант - это действовать в соответствии с законом и правилами ОСАГО. А они разрешают обойтись без ГАИ только при соблюдении довольно большого количества условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, если оба они застрахованы по ОСАГО, если при этом не пострадали люди, если у обоих участников ДТП нет разногласий в обстоятельствах происшествия, если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.

    А теперь самый важный момент: при этом оба участника должны заполнить извещение о ДТП и подписаться под ним. Только после этого участники аварии каждый со своим экземпляром могут разъехаться и никто к ним не сможет предъявить претензий, что они оставили место ДТП.

    Это тот случай, которые в страховании называется упрощенная система выплат (Европротокол). К сожалению, ею не часто пользуются.
    Во-первых, согласие у водителей - довольно редкий случай, во-вторых, не всегда есть уверенность, что ремонт обойдется дешевле, чем в 25 тысяч рублей.
    В КАСКО такой системы вообще не предусмотрено, поэтому у таких застрахованных вообще нет альтернативы, кроме оформления ДТП автоинспектором.

    Надо сказать, что, несмотря на существование ОСАГО, при незначительных повреждениях многие водители стремятся разобраться, что называется, на месте. То есть заплатить, чтобы, с одной стороны, не терять времени, а с другой - при оформлении нового полиса обязательного страхования платить придется больше в полтора раза, с учетом коэффициента 1,5.

    Однако такой расчет на месте может грозить тем, что вашу машину объявят в розыск, и, даже если у вас будет на руках расписка второго участника, что он к вам претензий не имеет, закончиться эта история может для вас однозначно - лишением прав.
    Именно так она закончилась и для Дмитрия. Суд второй инстанции подтвердил решение мирового судьи, и Дмитрий лишился прав на один год.

    Правозащитники считают, что это довольно суровое наказание за, казалось бы, нарушение, которое и нарушением сложно назвать. Это тот самый случай, когда дух закона подменяется его буквой. Лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков предлагает переписать нормативные акты таким образом, чтобы предоставить право страховым компаниям решать, кого считать оставившим место ДТП.

    Читайте также: