Можно ли работать инструктором по вождению после лишения прав

Обновлено: 02.07.2024

Казалось бы, все просто: не нарушай - не будет проблем с законом. Но это правило действует ровно до того момента, пока сам не попадешь в ситуацию, после которой останется только один вопрос: "Почему явная несправедливость у нас узаконена?" Да, и так бывает.

Государственные органы регулярно принимают новые законы, вносят изменения в уже существующие, пытаясь найти баланс между за и против. Пробелы, естественно, остаются, причем вопиющие. Отвечают за такие "естественные издержки" обычные люди.

Эта история - об инструкторе автошколы из Витебска, у которого один рабочий день превратился в целую эпопею, закончившуюся потерей работы и изъятием водительского удостоверения.

В редакцию ABW.BY обратился мастер производственного обучения вождению витебской автошколы Олег Коновка, для удобства будем называть его просто инструктором автошколы:

"Тот день начался обычно для инструктора автошколы: подготовил путевой лист, ведомость, прошел медицинское освидетельствование, подтвердившее отсутствие у меня признаков алкогольного опьянения. А дальше - на выход, вернее, на выезд. Курсанты автошколы преимущественно ожидают группами на улице в специально отведенных для этого местах.


13 апреля 2019 года у меня было несколько курсантов, с которыми нужно было провести занятия по различным упражнениям, в том числе и по управлению автомобилем в условиях городского движения. Первым был Александр из 7-й группы, обычный парень, ничем особо не выделялся в своих навыках вождения, но и не хуже остальных. Он сел за руль, я - рядом, на место пассажира (инструктора). Все приготовления (пристегнуться, снять "ручник", показать поворот) он выполнил - выехали в город. Время было половина девятого утра, поэтому движение уже достаточно интенсивное. В какой-то момент в наш учебный автомобиль сзади с левой стороны врезался другой участник дорожного движения на Volvo. Ничего не поделаешь - придется разбираться. Как выяснилось, повреждений всего ничего.


Но это все же повреждения, влекущие за собой затраты. Водитель Volvo свою вину не отрицал, это выглядело бы глупо, но сумма, которую он предложил мне для компенсации ущерба, оказалась просто смешной. Тут нужно отметить, что автомобиль, на котором я обучаю вождению, принадлежит мне. По договору аренды я передал его автошколе и на нем же работаю - обучаю вождению курсантов. Но это так, для уточнения. Поскольку разойтись полюбовно не удалось, вызвали сотрудников ГАИ, которые стали оформлять ДТП. Когда все подходило к концу, инспектор ГАИ попросил меня позвать курсанта, чтобы он расписался в протоколе как свидетель, поскольку водителем по закону не является.

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной). К водителю приравнивается лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной) и при этом находящееся в нем (ней), а также всадник, погонщик скота.


Так что курсант автошколы за рулем автомобиля - это по ПДД не водитель, а я - водитель, хоть и сижу на месте пассажира, вся ответственность на мне. Когда курсант в документах расписался, инспектор ГАИ сказал мне, что обнаружил у курсанта признаки алкогольного опьянения: мол, "запах странный", нужно отвезти "трубку продуть". Нужно так нужно. "Везите", - говорю инспектору. Я-то никакого запаха от этого курсанта не учуял.


Результаты медицинского освидетельствования курсанта показали: по первому "продуву" - 0,34 промилле, по второму - 0,29. По результатам забора крови - 0,41 промилле. Для меня это было полной неожиданностью. После этого на меня был составлен протокол об административном правонарушении по статье 18.16 КоАП РБ.

1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года.


В нем было указано, что я передал гражданину такому-то право управления транспортным средством, не убедившись, что последний не находится в состоянии алкогольного опьянения. С такой формулировкой я не согласился. Во-первых, в автошколах на инструкторов или иных лиц не возложена обязанность проводить медицинский осмотр курсанта. Освидетельствуется только сам инструктор перед выездом, у меня перед выездом все было в норме. Все, что мы можем делать и делаем, - осматриваем курсанта внешне, без составления каких-либо документов, имеющих юридическое значение. И если, на наш взгляд, некие подозрительные признаки имеются, отправляем таких домой.

Постановление СМ РБ "Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ"

… Запах алкоголя изо рта, затруднения при сохранении равновесия, нарушения речи, выраженное изменение окраски кожных покровов лица, покраснение глаз, сужение или расширение зрачков глаз, шатающаяся походка, спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в сторону (нистагм).


Во-вторых, что значит официальная формулировка ГАИ "передал право управления"? Это как? Я никому ничего при обучении курсантов не передаю, я обучаю навыкам вождения. И если исходить из такой формулировки, то сотни (если не тысячи) инструкторов в стране ежедневно несколько раз на день нарушают ПДД, а именно статью 18.19 КоАП РБ.

Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.


Потому что инструкторы, если следовать такой логике, сажая курсанта за руль, передают ему право управления. А у курсанта водительского удостоверения нет, он не водитель по закону вовсе . Этим обстоятельством я озадачил инспекторов ГАИ при разбирательстве, но должного эффекта оно не возымело.


Постановлением заместителя начальника межрайонного отдела ГАИ мне были назначены штраф в размере 1530 белорусских рублей и лишение права управлением транспортным средством сроком на три года.

"За что?" - спрашиваю я. Я же трезвый был. Из-за курсанта? Если абстрагироваться от этой конкретной ситуации, то какие "внешние признаки" алкогольного опьянения я мог увидеть при 0,34 промилле в выдыхаемом воздухе курсанта? И могут ли они вообще быть? Вполне возможно, что могут, но я не специалист по определению неких состояний организма других людей при таких "пограничных" показателях. Это может сделать либо специалист (инспектор ГАИ, например), который с подобным сталкивается регулярно, либо медицинский работник. Я ни к тем, ни к другим не отношусь. Сел в машину курсант, внешне опрятен, побрит, с запахом туалетной воды, зрачки нормальные, цвет лица в норме, язык не заплетается.

А по факту я лишен "прав" на три года, огромный штраф "в плечи", про страховку, даже притом что я потерпевший в ДТП, забудь: закон не предусматривает выдачу страхового возмещения потерпевшему (владельцу автомобиля), если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения. А водитель, напоминаю, по ПДД - я, а не курсант, фактически управлявший автомобилем. Вот так.

Еще и безработным останусь, ведь не могу же я быть инструктором по вождению без водительского удостоверения. Решение ГАИ я обжаловал, но что получится в итоге, не знаю, надежд сильно не питаю".


Редакция ABW.BY

Ситуация, конечно, из ряда вон выходящая. Если исходить из предоставленных документов, таких как протокол и постановление ГАИ, то в них сказано, что инструктор "не принял все предусмотренные законом меры, чтобы убедиться, что курсант автошколы не находился в состоянии алкогольного опьянения". А какие меры он должен был принять? Где прописаны эти меры и закреплены законодательно? Медицинское освидетельствование курсантов автошкол не предусмотрено. "Внешние признаки" весьма субъективны, тем более при 0,32 промилле, тут мы с героем этой истории согласимся.

Не определен в законодательстве Республики Беларусь и четкий статус курсанта автошколы. На сегодняшний день он не является водителем. Получается, что законодатель исключил из числа водителей лиц, обучающихся управлению транспортным средством, указав при этом, что функция водителя возложена на лиц, обучающих вождению и находящихся непосредственно на месте инструктора, рядом с водительским сиденьем.

На сегодняшний день законодатель не делит курсантов автошкол по признаку находящихся и не находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нигде не определяет, что трезвые курсанты автошкол в случае учебной езды на специально оборудованном автомобиле являются лицами, обучающимися управлению механическим транспортным средством, а курсанты автошкол, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в случае учебной езды на специально оборудованном автомобиле являются водителями, то есть им было передано управление транспортным средством.

Курсанты автошкол, как определяет законодатель, в случае учебной езды на специально оборудованном автомобиле, при наличии лица, обучающего управлению механическим транспортным средством, независимо от своего состояния (трезвое или нетрезвое) всегда являются лицами, обучающимися управлению механическим транспортным средством, а не водителями. Автошкола же в соответствии с программой обучения на каком-то этапе допускает курсанта к обучению практическому вождению механическим транспортным средством, а не передает последнему управление механическим транспортным средством.

Вместе с тем ни в Международной Венской конвенции "О дорожном движении", ни в ПДД близлежащих государств (Российская Федерация, Украина) определения данного понятия мы не найдем. Упоминание о передаче транспортного средства есть в статье Головко В.В., Иванова О.А. "К вопросу об административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения". Вот что здесь говорится:

"Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, означает, что такая передача осуществляется добровольно и водителю заведомо известно (или он должен предполагать), что человек, которому он передает управление, находится в состоянии опьянения".

Однако и такого мнения для оценки нашей ситуации недостаточно. Авторы сделали упор на форму вины, оставив без внимания само понятие "передача управления транспортным средством", то есть сущность объективной стороны правонарушения.

И "задачка" от ABW.BY: согласно п.2.8 ПДД Беларуси курсант автошколы не водитель. К водителю приравниваются лица, обучающие вождению, и лица, принимающие квалификационный экзамен на право управления. Если первые - это инструкторы по вождению, то вторые именуются просто - экзаменаторы. Если такое же ДТП произойдет во время сдачи экзамена, то "прав" лишится сотрудник ГАИ?

К слову, в новой версии ПДД, которая вынесена на общественное обсуждение, экзаменаторов из определения "водитель" убрали. И если такая инициатива будет впоследствии узаконена, то дилемма станет еще сложнее: при сдаче экзамена в автомобиле будут находиться два "не водителя": курсант, водителем не являющийся, и экзаменатор, тоже водителем не являющийся. Кто же тогда должен за происходящее отвечать?

Нередко водители, получившие права, задумываются о том, можно ли заработать, обучая вождению других людей. Наличие автомобиля в семье уже давно перестало считаться роскошью в нашей стране, поэтому вопрос, как стать автоинструктором, актуален. Ведь даже в маленьком населенном пункте всегда есть желающие сдать на права и научиться уверенно водить. Но по закону не каждый автолюбитель может осуществлять образовательную деятельность, к тому же различаются требования к сотрудникам автошкол и частным специалистам.

Требования к инструктору по вождению

Сразу после получения прав нельзя стать инструктором, такая возможность дается только лицам в возрасте от 21 года, имеющим опыт вождения не менее трех лет. В соответствии с требованиями ГИБДД для работы в автошколе обязательны следующие условия:

Не допускаются к данному виду образовательной деятельности граждане, которые в течение последних трех лет хотя бы один раз лишались права управления автомобилем. Некоторые автошколы предоставляют свою машину, в таком случае инструктору не нужно переоборудовать и оформлять транспортное средство. Но естественно, заработная плата с сотрудников, работающих с транспортом фирмы, всегда ниже.

Требования к инструктору по вождению | Как стать инструктором по вождению

Поскольку для обучения все чаще используются различные компьютерные программы, при устройстве в автошколу может потребоваться пройти дополнительное обучение. Несмотря на необходимость наличия опыта, в требованиях ГИБДД не учитывается, сколько километров проехал человек. Но водителей с большим опытом на работу берут охотнее.

Меньшее количество требований предъявляется к частным инструкторам. В данном случае водителю необязательно заканчивать курсы и предъявлять свидетельство. Но для ведения законной деятельности придется регистрировать на себя предприятие – ИП или ООО. Естественно, нужно сдавать декларации в налоговую инспекцию и вести бухгалтерию. Чтобы не запутаться, удобно скачать таблицу с информацией, какие документы нужны для работы автоинструктором:

Какие нужны документы для записи на курсы подготовки инструктора

  • Паспорт гражданина РФ + ксерокопия.
  • Удостоверение водителя.
  • Свидетельство – необходимо, если ранее были окончены курсы по другой категории.
  • Справка об успешном прохождении медицинской комиссии.
  • Две фотокарточки размером 3×4 см, напечатанные на матовой бумаге.

Если на курсы записывается мастер производственного обучения специализированного центра или автошколы, требуется меньшее количество бумаг. Необходимо предъявить диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, удостоверение личности и водительские права. При личной подаче документов важно заранее сделать ксерокопии.

Какие нужны документы для записи на курсы подготовки инструктора | Как стать инструктором по вождению

Переоборудования автомобиля в учебный

Ученик на практических занятиях будет находиться в кресле водителя, а инструктору для контроля ситуации понадобятся дополнительные педали. С их помощью можно управлять автомобилем, что позволит избежать аварийных ситуаций и ускорить процесс обучения. Также после установки педалей снизится вероятность повреждения КПП в процессе обучения. Ведь начинающий водитель может забыть зажать сцепление при переключении передач. Инструктору в данной ситуации будет несложно избежать повреждения механизма.

Переоборудования автомобиля в учебный | Как стать инструктором по вождению

Дублирующие педали на учебном автомобиле

В зависимости от типа коробки, монтируют одну или две педали. Чаще ставят тросовый вариант, так как он меньше подвержен поломкам. Стоимость услуги по установке составит около 12 000 рублей для легковой машины, для грузовиков цена выше на 2-3 тысячи рублей.

Не выпускаются универсальные педали, придется покупать запчасти для определенной марки и модели автомобиля. К счастью, большинство автомобилей уже укомплектованы дополнительным набором педалей. На легком авто их устанавливают справа или слева от водительского места, а в автобусах — ставят позади водителя.

Переоборудования автомобиля в учебный | Как стать инструктором по вождению

Чтобы обеспечить хорошую видимость боковых препятствий для инструктора, монтируют дополнительные зеркала. Только в этом случае учитель сможет в полной мере контролировать ситуацию на дороге и действия ученика, находясь в пассажирском кресле. Их прикрепляют к штатным зеркалам – заднего вида и боковым. Крепиться они могут как выше, так и ниже штатных, в зависимости от выбранного крепежа.

Переоборудования автомобиля в учебный | Как стать инструктором по вождению

К самой машине особых требований нет, подойдет как отечественная машина, так и иномарка. Конечно, некоторые люди отказываются учиться на российских авто, считая их неудобными. Но покупать иномарку необязательно, так как на качество обучения марка авто не влияет.

Как стать инструктором: порядок действий при оформлении документов

Список операций, перечисленных в списке, зависит от того, планируется ли открытие собственного предприятие или работа в автошколе в качестве наемного сотрудника:

Подробнее о порядке действий и стоимости все этапов по становлению инструктором по вождению можете ознакомиться в таблице ниже.

Курсы автоинструкторов – можно ли пройти онлайн-обучение

Срок обучения составит от 14 дней до 2,5 недель. В зависимости от выбранного учреждения, курс может состоять только из теоретического материала или включать практические занятия. Если нет возможности лично посещать занятия, можно записаться в онлайн автошколу. Такие учреждения имеют необходимое программное обеспечение, чтобы подготовить специалиста.

Курсы автоинструкторов – можно ли пройти онлайн-обучение | Как стать инструктором по вождению

Во время занятий по интернету используются программы-тренажеры, которые позволяют отточить навыки вождения. По окончании онлайн обучения нужно пройти тестирование, и если водитель наберет достаточное количество баллов, ему вышлют по почте документ о прохождении курсов. Но для тренировки навыков желательно все же взять пару практических уроков.

Поиск работы инструктора по вождению

Пример рекламы частного инструктора по вождению

Если водитель получил сертификат об окончании инструкторских курсов и собрал полный пакет документов, он может получить официальное трудоустройство. Для этого достаточно посмотреть сайты с объявлениями о работе или подать запросы о вакансиях в понравившиеся автошколы. Можно также разместить свое резюме в интернете, чтобы привлечь потенциальных работодателей.

Частный инструктор должен искать учеников сам, размещая рекламу. Это может быть объявление на сайте, наружная реклама и прочие маркетинговые приемы. Если нет знакомых, желающих взять уроки вождения, придется какое-то время ждать первых клиентов. И оплату за услуги нужно контролировать самостоятельно.

Обычно недостаточно пары объявлений в интернете или местных газетах. Большинство специалистов открывают личные сайты, на которых выкладывают портфолио и всячески привлекают клиентов. Часто такой вариант выбирают таксисты и занимающиеся перевозками люди, у которых уже есть круг клиентов. Деятельность частников регулируется статьей 21 ПДД РФ, Налоговым Кодексом и основными положениями по безопасности дорожного движения.

Поиск работы инструктора по вождению | Как стать инструктором по вождению

Пример удостоверения инструктора

Как работать: в автошколе или частным инструктором

В автошколе обычно обучаются люди, не имеющие опыта вождения. Записавшись на занятия, человек скорее всего пройдет весь курс до конца. Часто автошколы предлагают фиксированную оплату труда плюс проценты от каждого ученика. Средняя заработная плата для инструкторов в автошколах по Москве – от 20 000 до 50 000 рублей. Конечно, это не миллионы, но появляется возможность заработать, не занимаясь поиском учеников самостоятельно.

Частные специалисты работают с почасовой оплатой. Стоимость услуг частников в Москве может составлять 500-1500 рублей/час, есть люди, которые берут и по 3000 рублей, но таких мало, и они являются очень опытными водителями с наработанной клиентской базой. Высокооплачиваемый инструктор будет использовать для занятий дорогой автомобиль зарубежного производства, чтобы привлечь богатых клиентов. Получается, что при наличии достаточного количества клиентов можно зарабатывать больше, чем в автошколе.

Как работать: в автошколе или частным инструктором | Как стать инструктором по вождению

Основное количество клиентов в данном случае – успевшие обзавестись правами водители, которые не чувствуют себя на дороге уверенно. Таких людей немало, ведь всегда есть автошколы, в которых особого внимания практике не уделяют. Минус самостоятельного ведения бизнеса – в один день может быть наплыв клиентов, а в следующие два не придет никто. Обычно частным инструкторам приходится то работать даже по выходным в усиленном темпе, то по несколько дней ждать клиентов. Выгоднее иметь постоянных учеников, так как многие берут всего пару уроков.

Таким образом, стоит решить, что лучше конкретно для будущего инструктора — возможность иметь график, который можно подстраивать под себя, и заработок, который зависит только от своей трудоспособности, но при этом самостоятельно заниматься поиском клиентов, либо иметь над собой работодателя, стандартный график и фиксированный заработок, но не задумываться о том, как и где заполучать клиентов.

Заключение

Работа автоинструктором – это отличный вариант для тех, кто не хочет целыми днями сидеть в офисе и разбирать бумаги. Если человек не только хорошо водит машину, но и может передать свои знания другим людям, он сможет реализовать себя в этой отрасли. Но для ведения деятельности потребуются капиталовложения – от оплаты курсов до переоборудования машины. Однако стать инструктором все же проще, чем получить свои первые права, а все расходы окупятся с появлением первых клиентов. Даже в кризис люди продолжают покупать автомобили, а для получения прав и обучения безопасному вождению всегда нужны квалифицированные преподаватели.

Количество желающих сесть за руль неуклонно растет, а потому сомневаться в востребованности инструкторов по вождению не приходится. Но не все так просто. Чтобы стать инструктором по вождению, нужна квалификация и огромный запас терпения — ведь в основе его деятельности лежит постоянная работа с людьми.

Требования к соискателю

До обучения курсантов, допустят только опытного водителя. Это понятие включает:

  • действующее удостоверение категории B;
  • минимум трехлетний стаж за рулем;
  • отличное знание правил поведения на дороге;
  • наличие машины, оборудованной для обучения новичков, плюс все сопутствующие документы;
  • успешное окончание курсов инструкторов.

Последний пункт не относится к числу обязательных для тех, кто не собирается стать штатным специалистом учебного центра или обучать учеников с нуля. Наличие своего автомобиля также нужно не во всех случаях.

Прохождение спецкурса в ДОСААФ дает не просто свидетельство, а документ, с которым допустят к ученикам.

Это еще и специальные знания о:

  • Основах права.
  • Нормах обучения клиентов в разных условиях, в том числе — при особенно интенсивном уличном движении. В последнем даже бывалые автолюбители не обходятся без ошибок. Курсанту же ошибка чревата непринятием экзамена и даже попаданием в аварию.
  • Технической стороне — как правильно переоборудовать свое авто в учебное, снабдить дополнительным комплектом педалей;
  • Правильной работе с людьми — ведь инструктору приходится устанавливать контакт с самыми разными людьми, и не все грамотно себя ведут в сложной ситуации на дороге.

Разберемся, как же стать инструктором по вождению

Соискателям, которые не видят себя автоинструкторами в качестве основного вида деятельности, можно не получать такое свидетельство. Клиенты будут. Среди желающих нанять инструктора немало тех, кто уже получил права, но опыта езды еще не приобрел, а выезжать сразу в город страшно.

Этот вариант предпочтителен для тех, кто планирует только подрабатывать обучением, основное время отдавая иному роду деятельности.

Кто не сможет стать инструктором?

В принятии на работу откажут, если кандидат:

  • не получил водительского удостоверения по планируемой категории;
  • не достиг возраста 21 года;
  • имеет наложенные судом ограничения на образовательную деятельность;
  • не получил профессионального образования;
  • не проходил аттестацию на должностное соответствие;
  • провел за рулем менее трех лет;
  • лишался по суду водительских прав за последние пять лет;
  • имеет медицинские противопоказания.

Специально оборудованное учебное авто также входит в список обязательных требований.

Имеет значение и страховка. Полис обычного авто гораздо дешевле учебного. Да, закон об обязательном страховании автогражданской ответственности не содержит никаких увеличительных коэффициентов и прямо не утверждает, что автоинструкторам предстоит тратиться больше. Водитель выбирает сам, платить ему или не платить за дополнительную услугу -использование машины в качестве учебной. Никто не может гарантировать, что ученик все сделает правильно и не случится аварии. Водителем юридически считается не тот, кто сидит за рулем, а обучающий.

Так что если владельцу не все равно, что будет с его автомобилем и кто оплатит ремонт в случае происшествия, то он платит и за соответствующий полис ОСАГО, и дополнительно за КАСКО. В противном случае, ему все расходы предстоит покрывать самостоятельно, еще и машину чинить. Помятое в аварии авто — антиреклама, мало кто захочет сесть в такую машину и довериться экстремальному инструктору.

Где требуются специалисты?

Инструктора нужны везде, особенно отмечают высокую востребованность в столичных регионах, на Урале и в Республике Башкортостан. Именно в этих зонах инструкторам платят больше — начиная от 45 тысяч рублей за месяц.

В остальных регионах России зарплата в среднем составляет 30 тысяч рублей.

Автоинструктор, получив квалификацию, выбирает, где ему лучше работать:

Есть и нелегальные инструкторы — те, которые ищут доверчивых клиентов и не заботятся о своей репутации. Гораздо выгоднее и спокойнее работа легального учителя по вождению.

Разберемся, как же стать инструктором по вождению

Обучение на автоинструктора

Разберемся, как же стать инструктором по вождению

Будущий автоинструктор получает документ, который называется свидетельством на право обучения вождению ТС. Для этого проходят спецкурс в ДОСААФ, который состоит из:

  • теоретического и практического курса (126 часов);
  • самостоятельной подготовки (130 часов).

Стоимость обучения зависит от региона и программы.

Поэтому будущему учителю езды следует внимательно изучить, чему его будут конкретно учить. Привлекательная цена здесь не главное. В регионах обеих столиц такие курсы стоят не менее 10 тысяч рублей.

Но учеба и страховка — не единственные траты. Переоборудование машины тоже требует финансовых вливаний:

  • оснащение дублирующим оборудованием (сцепление, тормоз, предпочтительно и газ) — до 15 тысяч рублей;
  • техническая экспертиза (примерно 5 тысяч рублей);
  • прикрепление знака учебной машины (от 1,5 тысяч рублей).

Разберемся, как же стать инструктором по вождению

Только при этих условиях машину в ГИБДД перерегистрируют в качестве учебной.

Где и как искать работу?

Для начала будущий учитель определяется, на каких началах он хочет работать и в каком режиме. Исходя из своих потребностей и возможностей, он подает резюме на сайт поиска работы в соответствующий раздел, либо собирает документацию для оформления частного предпринимателя. По поводу заработной платы — здесь многое зависит от уровня учебного центра и от региона.

На что обращают внимание работодатели?

Нанимателям интересно все, что имеет принципиальное значение для автоинструктора. Это:

  • стаж вождения;
  • наличие квалификации;
  • присутствие трений с законом, судимости в прошлом или настоящем;
  • учебный автомобиль, его состояние;
  • предыдущий стаж работы, причина резкой смены деятельности, если таковая произошла;
  • психологический фактор, настроенность кандидата на работу с людьми, его лояльность.

Конечно, не на последнем месте стоит медицинский фактор.

Предпочтение всегда будут отдавать сильным, крепким людям, не имеющим проблем с алкоголем.

Требования к оформлению специалиста

Если кандидат устроил по всем параметрам, его берут в штат, для чего заключают с ним трудовой договор, к нему — дополнительное соглашение об условиях сотрудничества.

В трудовую книжку вносится соответствующая запись. Принятого на работу также инструктируют по охране труда и знакомят под личную роспись с локальной документацией учреждения.

Как происходит работа инструктора?

Учитель вождения — скорее призвание, чем просто работа. Огромный опыт и даже виртуозность собственного вождения не гарантирует, что человек состоится как преподаватель.

Ученик приходит на автодром, смотрит на предложенную ему машину, садится, далее следует знакомство. Инструктор оговаривает правила их сотрудничества и требования к ученику. Понятно, что без доверия к учителю ни о каком продуктивном сотрудничестве не идет и речи, ведь сама по себе машина — источник повышенной опасности. Поэтому педагогу важно не просто внедрить и закрепить необходимые навыки у подопечных. Важно, чтобы ученик проявлял осторожность, но в то же время, не боялся двигаться вперед, маневрировать в процессе езды, зная, что рядом сидит гарант его безопасности.

Основа высокого заработка инструктора — не столько его мастерство вождения, сколько его репутация педагога.

Сколько получают специалисты?

Получить примерные представления о заработке инструкторов можно из таблицы:

Город Примерная зарплата, в рублях
Москва 30 000 — 100 000
Санкт-Петербург от 25 000
Кострома от 25 000
Краснодар от 35 000- 45 000
Екатеринбург от 50 000

Особенности работы индивидуальным специалистом

Конечно, частные предприниматели получают больше. Частный специалист имеет за урок до 2 тысяч рублей, в автошколе обычно в четыре раза ниже. Это, однако, не означает, что всем надо идти в бизнес. Ведь автошкола обеспечит учителя стабильным количеством учеников и постоянным, пусть не самым высоким, доходом. В бизнес имеет смысл уходить, когда уже наработаны солидная репутация и хотя бы минимальная клиентская база.

Беспокойства у частников тоже больше — это и налоги, и неготовность всех учеников до конца проходить обучение (в автошколах такое явление — редкость).

Важно учитывать также сезон и особенности экономической ситуации в стране и конкретном регионе.

Плюсы и минусы работы инструктором

Конечно, работа учителя по вождению имеет свои преимущества и минусы. Так, среди бесспорных бонусов:

  • высокая зарплата;
  • получение опыта работы с людьми;
  • наработка клиентской базы;
  • всегда находящиеся клиенты (да, их может быть больше или меньше, но машины люди покупают всегда!).

К минусам можно отнести:

  • повышенную юридическую ответственность;
  • высокий уровень стресса;
  • высокую утомляемость;
  • траты на содержание автомобиля и подготовку его к учебе;
  • сложности психологического взаимодействия с разными категориями людей.

Правило здесь действует то же самое, что и в остальных профессиях: не любой виртуоз своего дела станет обязательно таким же виртуозным педагогом.

Для этого нужно иметь особый настрой, терпение и готовность, по крайней мере, поначалу, больше отдавать, чем получать. Нелишне будет пройти и специальные курсы по умению работать с людьми, ведь у такого учителя клиентов всегда больше.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Каждый автомобилист, который учился управлять машиной или только собирается осваивать водительское мастерство, знает, кто такой инструктор по вождению. Это человек, который даёт базовые навыки управления авто и прививает студенту культуру вождения.

Фактически преподавать может любой опытный шофёр, у которого есть удостоверение. Однако юридически вести инструктаж по управлению мото- и автотранспортом и практические занятия может не каждый. Этим вправе заниматься люди, которые соответствуют определённым требованиям и выполняют предписания законов.

Какие требования предъявляются к инструктору по вождению

Требования к инструктору по вождению

До вступления в силу законодательного акта особые требования к представителю профессии не предъявлялись. Достаточно было иметь водительское удостоверение нужной категории и документ, разрешающий готовить будущих водителей. Согласно текущим нормам, помимо наличия основных документов инструктор должен:

  • быть старше 21 года;
  • иметь стаж вождения не менее 3 лет;
  • получить среднее профессиональное образование;
  • не допускать нарушений ПДД, за которые лишают прав, на протяжении 5 лет.

Кроме того, в приказе № 603н перечислены условия допуска к работе. К ним относятся:

  • прохождение медосмотра;
  • инструктаж по охране труда;
  • успешная аттестация на занимаемую должность;
  • отсутствие запретов на педагогическую деятельность.

Также раз в 3 года рекомендуется повышать свою квалификацию.

Переоборудование проводят специализированные техцентры, у которых есть лицензия на предоставление соответствующих услуг. При этом должны соблюдаться нормы ГОСТ Р 55887-2013.

Пробные выезды студентов проводятся с нарастающей сложностью. Сначала отрабатываются простые маршруты, к ним постепенно подключаются более сложные участки и транспортные развязки.

Какие документы должны быть у инструктора

Чтобы обучать студентов вождению, у автоинструктора должны быть при себе такие документы:

  • водительское удостоверение;
  • документ дающий право преподавать вождение соответствующей категорией;
  • должностная инструкция образовательного учреждения;
  • копия лицензии автошколы, заверенная нотариально;
  • соответствующая запись в свидетельство о регистрации ТС с отметкой об установке дублирующих педалей и зеркала заднего вида;
  • действующая диагностическая карта о прохождении техосмотра;
  • полис ОСАГО.

Если кандидат в инструкторы раньше не преподавал и не обучал людей вождению, он должен пройти специальное обучение. Водитель имеющий желание стать инструктором, должен пройти обучение в специализированном центре, по окончанию которого, он должен получить Диплом о переквалификации по соответствующей категории. Только в этом случае он получит разрешение на педагогическую деятельность. Преподаватель должен не только уметь хорошо водить машину, но и проводить инструктаж, практические занятия, учитывая возрастные и психологические особенности учеников.

Нужно ли инструктору свидетельство или лицензия

Наличие документа о прохождении лицензированных курсов — одно из главных требований к инструктору по вождению. Выбирая преподавателя, желающие научиться водить авто интересуются официальной информацией о потенциальном наставнике. Наличие документов гарантирует прохождение профессиональных курсов. Если документа нет, деятельность инструктора считается нелегальной.

Автошкола, в которой работает инструктор, обязана иметь лицензию на образовательную деятельность. Если у автоинструктора нет удостоверения на право обучать вождению или же отсутствует копия лицензии учебного заведения, нельзя передавать руль ученику. Это нарушает ПДД и считается противозаконным.

В соответствии со статьёй 12.7 Кодекса об административных нарушениях:

  • за передачу руля обучающемуся вождению без прав инструктору грозит штраф в размере 30 тыс. рублей;
  • управление ТС лицом, не имеющим водительского удостоверения, наказывается штрафом в 5–15 тыс. рублей.

В Кодексе указано, что езда без водительского удостоверения в рамках обучения законна. Однако легальность проведения обучения необходимо доказать документально.

Необходима ли страховка для учебного автомобиля

Закон предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности для всех автомобилей. Учебные машины не исключение. Покупка полиса ОСАГО страхует владельца автотранспорта на случай, когда виновником ДТП выступает именно он.

КАСКО — добровольное страхование своего авто на случай угона, повреждения, ДТП, кражи запчастей. Такая страховка приобретается исключительно по желанию владельца машины.

В заключение стоит отметить, что по закону инструктором может быть исключительно сотрудник автошколы. Чтобы доказать легальность проведения уроков вождения, у преподавателя должен быть при себе перечень необходимых документов. Потребовать бумаги могут не только сотрудники полиции, но и ученики, чтобы убедиться, что деятельность школы законна.

Читайте также: