На первом месте по частоте повреждений у пострадавших в дтп выздоровевших после травм

Обновлено: 07.07.2024

Согласно ст. 1064 ГК РФ, в случае причинения вреда здоровью при ДТП выплаты потерпевшему назначаются виновнику. Возмещение назначается в денежной форме или в виде оплаты лечения. Степень и тип ответственности зависит от серьезности повреждений, полученных пострадавшей стороной. При наличии полиса ОСАГО у виновника возмещение вреда при ДТП проводится страховой компанией. Сроки и размеры выплаты зависят от ряда факторов: тяжесть вреда, условия страхового договора и т.д.

Виды ответственности за причинение вреда здоровью при ДТП

Для виновника ответственность зависит от степени вреда здоровью при ДТП. Выделяют 3 вида ответственности:

  • Гражданско-правовая. При незначительных повреждениях виновник выплачивает необходимую компенсацию для восстановления здоровья и имущества к первоначальному состоянию.
  • Административная. Вместе с обязанностью возмещения ущерба на виновника накладывается штраф, лишение водительского удостоверения и другие административные меры.
  • Уголовная. Наступает в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти. Суровость наказания определяется нормами УК РФ.

Выплаты по здоровью при ДТП назначаются во всех случаях. Если пострадавший погиб, имел иждивенцев, компенсация назначается им. В зависимости от условий страхового договора, ущерб здоровью возмещается компанией или непосредственно виновником аварии.

Как определяется тяжесть вреда

Оценка степени повреждений регламентирована приложением к приказу Минздравсоцразвития №194н. В рамках оценки назначается медицинская экспертиза. Пострадавших обследуют, определяя полученные травмы, патологии, возможную потерю трудоспособности. Выделяют 3 степени вреда здоровью при ДТП:

  • Легкий. Пострадавший человек получил ссадины, царапины. Общий срок лечение не больше 3 недель, потеря трудоспособности не более 10%.
  • Средний. Более тяжелые повреждения со сроком лечения 21-120 дней и потерей трудоспособности до 30%.
  • Тяжкий. Вторая сторона получила серьезные телесные повреждения, проникающие раны головы и внутренних органов. Срок лечения более 120 дней, потеря трудоспособности на 40% и больше.

Также учитывается моральный вред и сопутствующий имущественный ущерб. Даже при наличии одного повреждения пострадавший может получить компенсацию.

Возмещение морального вреда

В российской практике моральный вред компенсируется только по судебному решению. Компенсация за душевные страдания выплачивается виновником происшествия и не входит в страховые случаи по полисам.

Размер выплаты рассчитывается по каждому случаю, взаимосвязан с общим ущербом, взыскивается отдельно. Иски по компенсации душевных страданий оформляются отдельно, не облагаются государственной пошлиной.

Ущерб здоровью при ДТП – таблица

Что влияет на тяжесть наказания

Нанесение вреда здоровью другого человека – серьезное правонарушение. Помимо денежной компенсации, виновнику назначается наказание. Строгость применяемых мер зависит от нескольких факторов. Суд принимает во внимание прошлые правонарушения, отягчающие обстоятельства (опьянение, нарушение ПДД), раскаяние и попытки самостоятельно урегулировать конфликт.

Также суды учитывают наличие иждивенцев и сложную жизненную ситуацию. При небольших авариях с минимальным ущербом, самые значимые последствия для виновника – изменение стоимости договоров ОСАГО и снижение коэффициента езды без правонарушений.

Кто возмещает причиненный вред

Выплаты по здоровью при ДТП перечисляют и физические, и юридические лица. Требование компенсации выносится:

  • Страховой компании. Согласно статьям Федерального Закона №40. Договоры ОСАГО предусматривают покрытие расходов на возмещение ущерба при наступлении страхового случая.
  • Российскому союзу автостраховщиков. Компенсация назначается, если у водителя нет полиса обязательного страхования, у документа истек срок действия или страховщик больше не работает.
  • Виновнику по судебному решению. Пострадавший вправе обратиться в суд, если компенсация вреда здоровью по ОСАГО не покрыла весь полученный ущерб.

Максимальная выплата от физического лица по ОСАГО составляет 500 тыс. руб. Если транспорт корпоративный, расходы оплачивает не водитель, а компания.

Что покроет полис ОСАГО

Возмещение вреда по здоровью регламентируется законодательными нормативами. Каждая травма оценивается отдельно и связана с выплатой определенного размера. Общая сумма не превышает 500 тыс. на 1-го пострадавшего физического лица. Если в аварии пострадало несколько человек, возмещения рассчитываются для каждого и лимиты действуют по отдельности.

Если вместе с фиксированными травмами пострадавший несет дополнительные расходы вне полисов ОМС, их также оплачивает страховая компания. ОСАГО покрывает период лечения, в течение которого лицо потеряло трудоспособность и осталось без дохода.

Что делать, если у виновника нет ОСАГО

Потерпевшие могут подать заявление в союз автостраховщиков. РСА компенсирует убытки на тех же условиях и правилах, что и рядовая страховая компания. Компенсации назначаются на восстановление здоровья и имущества пострадавших в ДТП лиц.

Остались вопросы?
Заполните форму и адвокат свяжется с вами

Ранения при ДТП бывают разнообразными, порой достаточно сложными, но чаще всего существует закономерность: чем выше скорость автомобиля, тем сложнее и тяжелее травмы.

Статистика

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но вначале немного статистики. Все ДТП можно разделить по видам:

  1. Столкновение ТС друг с другом.
  2. Опрокидывание автомобиля.
  3. Наезд одного ТС на неподвижный другой.
  4. Наезд на пешехода, велосипедиста, животных.
  5. Наезд автомобиля на статичное препятствие.
  6. Падение транспортного средства с высоты.
  7. Прочие дорожно-транспортные инциденты.

Основными причинами, наносящими травму человеку, можно назвать:

  • переезд (или наезд);
  • сжатие (сдавливание, деформация);
  • удар;
  • проникновение чужеродных предметов (осколков) в организм человека.

При этом травму может нанести не только сам автомобиль, но и элементы дороги или придорожные конструкции.

Например, широко известен случай, когда пассажир на скорости в 120 километров в час ехал с вытянутой в открытое окно рукой, а близко стоящий к проезжему полотну дорожный знак практически оторвал руку пассажира, когда протянутая рука на большой скорости столкнулась с этим знаком.

Ранения при ДТП бывают разнообразными, порой достаточно сложными, по чаще всего существует закономерность: чем выше скорость автомобиля, тем сложнее и тяжелее травмы.

Самыми тяжелыми при ДТП являются повреждения, полученные при ударе об:

  • дверь;
  • руль;
  • лобовое стекло транспортного средства при лобовом столкновении.

Согласно статистике ДТП, при анализе травм, явившихся причинами смертельного исхода, сотрудники судебной медицины выяснили, что:

  • более 52% повреждений, приведших к смерти пострадавшего от аварии, получены в результате деформации кузова автомобиля;
  • около 40% — от удара пострадавшего о внутренние части салона.

Кроме скорости ТС, на тяжесть и характер травмы может повлиять форма столкновения:

  • по касательной;
  • боковое столкновение;
  • лобовое;
  • марка и масса транспортного средства;
  • наличие или отсутствие подушек и ремней безопасности.

Среди участников аварии, не использующих страховочные ремни, ранения по статистике получают около 46 процентов, а гибнут 3 процента участников ДТП.

Картина с использованием ремня совершенно другая – девятнадцать процентов травмированных и около одного процента смертельных исходов из общего числа попавших в аварию.

Самыми многочисленными и особенно опасными являются:

  • раны шеи;
  • головы, в том числе – тяжелые сотрясения мозга;
  • груди;
  • ребер;
  • органов грудной клетки;
  • брюшной полости;
  • травмы позвоночника.

Среди основных причин смерти пострадавших при аварии статистика называет:

  • сочетание острого обильного кровотечения и шока;
  • черепно-мозговая травма;
  • повреждения, не совместимые с жизнью.

Кроме тяжелых травм, нередко причиной смертельного исходя становятся:

Что представляет собой повреждение от дорожно-транспортного происшествия? Это повреждение, причиненное внутренними или наружными элементами движущегося ТС, либо травма, возникшая при выпадении и автомобиля.

Есть несколько видов автотравм:

  • удар любым элементом конструкции ТС при столкновении с человеком;
  • переезд пострадавшего одним или несколькими колесами;
  • выпадение из ТС при движении;
  • удар о внутреннюю поверхность автомобиля или сдавливание частей тела частями машины в салоне;
  • сдавливание (зажатие) тела между элементами ТС и посторонними предметами;
  • комбинированные.

По результатам исследований статистика травматизма при авариях показывает, что различные части тела травмируются по-разному:

  • чаще всего пострадавшие получают различные травмы головы (около 60% случаев);
  • следующими по частоте повреждений идут переломы или ушибы ног (примерно 10%);
  • третьими названы травмы рук (каждая двенадцатая).

Основные причины получения тяжелого вреда здоровью и летальных исходов названы удары о:

  • приборную панель;
  • ветровое стекло;
  • рулевую колонку.

Тяжесть повреждения зачастую зависит от месторасположения пострадавшего в салоне – чем больше рядом конструктивных элементов, о которые человек может удариться, тем большая вероятность получить повреждение, поэтому самыми травмоопасными в автомобиле являются передние места.

Какие травмы можно получить при аварии

Одной из самых распространенных во время аварии травм являются:

  • переломы;
  • ушибы;
  • другие повреждения костей.

Намного реже происходят:

  • вывихи конечностей;
  • мышечные травмы;
  • часто переломам сопутствуют кровотечения, при этом при существенной потере крови резко падает артериальное давление, и, если пострадавшему не будет быстро оказана первая медицинская помощь, он может погибнуть от потери крови;
  • случается остановка сердца во время резкого удара грудной клеткой о твердую поверхность, например, о руль, при отсутствии подушки или ремней безопасности.

Опасными можно назвать колотые раны в области плевральной полости, особенно когда воздух при вдыхании пострадавшего начинает поступать через рану в саму полость.

Рисунок. Виды травм у пострадавших при различных видах столкновений ТС.

Таблица степени тяжести травм при ДТП

Вред здоровью подразделяется на:

  • легкий;
  • средний;
  • тяжелый;
  • летальный исход.

Любой вред здоровью определяется в соответствии с отдаленными его последствиями: чем тяжелее они, тем более сложный вред здоровью определяется и более суровое наказание ждет виновного в происшествии.

Таблица. Последствия тяжести травм в зависимости от степени тяжести вреда здоровью

Первая помощь

Промедление при оказании первой помощи пострадавшим нередко приводит к смерти раненого. Первую медицинскую помощь при любой аварии подразделяют на самопомощь и взаимопомощь.

Существует три примерных организационных этапа оказания помощи при аварии, которую смогут оказать водители, пассажиры, очевидцы происшествия:

  • • экстренная помощь на месте аварии (извлечение пострадавшего из автомобиля и неотложная помощь при угрозе жизни);
  • вызов скорой помощи;
  • транспортировка всех пострадавших в медучреждение.

Для минимизации физического вреда при травмах рекомендуется следующий алгоритм действий:

  1. Прекратить дальнейшее травмирующее воздействие на пострадавшего (оттащить от горящей машины, по возможности вытащить из обломков и т.п.).
  2. До прибытия скорой помощи поддерживать у раненого жизненно важные функции организма (сердцебиение, дыхание).
  3. Встретить машину скорой помощи, передать медикам пострадавшего.
  4. Если медпомощь задерживается и есть возможность эвакуировать потерпевшего самостоятельно – произвести транспортировку.

В критических ситуациях не все могут сосредоточиться и трезво реагировать на произошедшее, не паниковать, не делать неверных шагов.

Последовательность оказания первой помощи следующая:

  • остановить кровотечение;
  • установить – дышит ли пострадавший самостоятельно, если дыхание отсутствует – делать искусственной или до появления признаков жизни у раненого, или до приезда реанимобиля;
  • пощупать пульс, при его отсутствии – проводить непрямой массаж сердца до приезда медиков;
  • при переломах – наложить шину или хотя бы зафиксировать пострадавшую конечность подручными материалами;
  • обработать раны, наложить повязку.

При проведении неотложных мероприятий стараться, по возможности, не причинять раненому излишней боли.

Как составить исковое заявление для возмещения ущерба

Возмещение ущерба здоровью пострадавшего включает:

  • утраченную на время нетрудоспособности заработную плату или иной доход;
  • затраты на лечение (сюда включаются дополнительное питание, лекарственные препараты, другие средства ухода за раненым);
  • расходы на сиделок, протезирование, лечение в санатории;
  • затраты на профессиональное переобучение.

Причиненный дорожно-транспортным происшествием вред здоровью компенсируется только в судебном порядке.

Для инициации процесса необходимо подать иск о возмещении вреда здоровью и приложить к нему копии документов, которые подтверждают факты, изложенные в исковом заявлении.

Компенсацию вреда здоровью выплачивает лицо, признанное виновным в ДТП, причем, по правилам подсудности, иск рассматривает тот районный суд, который выберет заявитель.

Здесь есть три варианта:

  • по месту жительства истца;
  • по месту проживания ответчика;
  • по месту происшествия.

Рисунок 2. Образец искового заявления по возмещению вреда здоровью.

Образец бланка искового заявления по возмещению вреда здоровью

Порядок оплаты травм

Ответственными за причиненный вред при ДТП считаются страховая компания виновника аварии и сам водитель, по вине которого произошла авария.

Раньше, до апреля 2015 года, пострадавший должен был собирать чеки, документы, подтверждающие затраты на восстановление, а страховую премию можно было получить после полного излечения.

Важный нюанс: если в аварию попал автомобиль организации или предприятия при выполнении производственных обязанностей, то будет считаться, что пострадавший водитель получил производственную травму.

В таких случаях пострадавший работник имеет право дополнительно подать иск по производственной травме в результате ДТП в адрес работодателя. Но рассчитывать на какие-либо льготы после производственной травмы, если ущерб здоровью восстановлен полностью, он не может.

Если виновная сторона в ДТП получила травмы, но имеется страховка по ОСАГО, не будет доказательств, что виновник был в состоянии алкогольного опьянения, то он тоже может рассчитывать на возмещение ущерба здоровью по ОСАГО.

Теперь потерпевший может не ждать выздоровления, достаточно будет предъявить в СК справку из медучреждения, где будут указаны полученные повреждения.

Документы, необходимые для получения выплаты по ОСАГО, если при ДТП пострадавший получил вред здоровью:

  • паспорт;
  • банковские реквизиты, куда необходимо перечислить страховые выплаты;
  • справка о ДТП;
  • документы из ГИБДД, в которых будет указан виновник аварии;
  • медицинские справки, где будут указаны характер травм и их тяжесть;
  • заключение судмедэкспертизы о степени утраты трудоспособности.

Страховая компания не вправе требовать от пострадавшего никаких дополнительных документов.

Конечно, лучше не попадать в дорожно-транспортное происшествие. Конечно, лучше водить ТС аккуратно, соблюдая все правила дорожного движения.

Но если уж вы попали в аварию, лучше для всех будет, чтобы участники ДТП имели хотя бы минимальные знания о травмах, как помочь пострадавшему, как впоследствии получить компенсацию ущерба здоровью.

Видео: Смотреть обязательно ВСЕМ. Как помочь при ДТП и почему автоаптечка опасна.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Согласно данных статистики, по Республике Татарстан за период 2012-2014 гг. число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составило 21084 человека, при этом смертность населения от ДТП на 100 тыс. населения составила свыше 17%. Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, занимают особое место в ряду высокоэнергетических повреждений опорно-двигательного аппарата. Такие травмы отличается значительной степенью повреждения опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы. Внутрибольничная летальность, согласно данным ВОЗ, достигает 60% и выше. В статье представлены ближайшие результаты оказания специализированной помощи 920 пациентам с различными видами повреждений, полученных в результате ДТП за период 2013-2015 гг., доставленных в приемное отделение Центра травмы Республиканской клинической больницы. Определены основные направления и этапы лечебно-диагностических мероприятий у пациентов с тяжелой политравмой в зависимости от вида и тяжести повреждений, тяжести состояния пациентов. Наиболее оправданным и щадящим методом хирургического лечения множественных переломов костей конечностей на первом этапе оказания специализированной помощи является метод чрескостного остеосинтеза аппаратами внешней фиксации. В подавляющем большинстве случаев достигнуты положительные результаты лечения.


1. Агаджанян В.В. Политравма: проблемы и практические вопросы / В.В. Агаджанян // Политравма. – 2006. - №1 – С. 5-8.

2. Гайко Г.В. Превентивная иммобилизация в системе лечения больных с политравмой / Г.В. Гайко, А.Н. Костюк, А.Н. Косяков, О.А. Костюк // Политравма. – 2009. – №2 – С.5-12.

3. Гилев Я.К. Интрамедуллярный остеосинтез штифтами с блокированием у больных с политравмой / Я.К. Гилев, А.А. Пронских, А.Ю. Милюков // Политравма. – 2009. - №1 – С.53-57.

4. Гуманенко, Е.К. Политравма. Актуальные проблемы и новые технологии в лечении / Е.К. Гуманенко // Новые технологии в военно-полевой хирургии и хирургии повреждений мирного времени: материалы междунар. конф.– СПб., 2006.–С.4–14.

5. Гуманенко, Е.К. Политравма: травматическая болезнь, дисфункция иммунной системы, современная стратегия лечения / Е.К. Гуманенко, В.К. Козлов.–СПб., 2008. – 608 с.

6. Корж А.А. Принципы этапного лечения открытых переломов / А.А. Корж // Ортопедия, травматология и протезирование. – 2007. – №2 – С.73-47.

7. Пронских А.А. Тактика лечения повреждений опорно-двигательной системы у больных с политравмой / А.А. Пронских // Политравма. – 2006. - №1 – С. 43-47.

8. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.

Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, занимают особое место в ряду высокоэнергетических повреждений опорно-двигательного аппарата. Как правило, травмирование пострадавших при ДТП происходит в салоне автомобиля при столкновении, либо при наезде на пешехода автотранспортным средством.

Согласно данных статистики, по Республике Татарстан за период 2012-2014 гг. число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составило 21084 человека, при этом смертность населения от ДТП на 100 тыс. населения составила 17,67%.

Высокоэнергетическая травма при дорожно-транспортных происшествиях отличается значительной степенью повреждения различных органов и тканей. В первую очередь, это относится к опорно-двигательному аппарату, внутренним органам, центральной нервной системе. Внутрибольничная летальность при таких повреждениях, согласно данным ВОЗ, достигает 60% и выше [1,3,7,8].

В течении травматической болезни по Е.К. Гуманенко выделяют четыре периода (Гуманенко Е.К., 1999):

- Острый период - период нарушения жизненно важных функций (продолжительность от 4 до 12 часов после травмы). Острый период травматической болезни, как правило, сопровождается явлениями травматического шока, острой кровопотерей, сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью, комой.

- Период относительной стабильности жизненно важных функций (продолжительностью от 12 до 48 часов); характеризуется относительно невысоким риском развития угрожающих жизни осложнений.

- Период максимальной вероятности развития осложнений (продолжительность от 3 до 10 суток после травмы). Наиболее частыми осложнениями этого периода являются: респираторный дистресс-синдром взрослых, ДВС-синдром, тромбоэмболические осложнения, отек головного мозга, пневмонии, синдром полиорганной недостаточности, генерализованные инфекционные осложнения.

- Период полной стабилизации жизненно важных функций. Продолжающийся до выздоровления пациента (Гуманенко Е.К., 1999).

В патогенезе травматической болезни ведущее значение имеют непосредственные следствия повреждения - шок, кровопотеря, системные расстройства микроциркуляции, гипоксия, мощная патологическая ноцицептивная импульсация. Особенности течения травматической болезни определяются также своевременностью и адекватностью хирургического лечения и интенсивной терапии, сопутствующей соматической патологией. Концепция травматической болезни позволяет патогенетически обосновать эффективные методы опережающего лечения пострадавших на основании прогнозирования риска осложнений, сконцентрировать усилия на основных направлениях в борьбе с отрицательными последствиями травмы.

Четкая периодизация травматической болезни позволяет определить оптимальные сроки начала реабилитационных мероприятий у пострадавших с тяжелой сочетанной травмой опорно-двигательного аппарата, в том числе и выполнения оперативных вмешательств, обосновать целесообразность принципа ранней специализированной хирургической помощи, согласно которому хирургические операции наиболее эффективны при их выполнении на фоне достаточности компенсаторных механизмов.

Материалы и методы исследования. Материалы исследования составили 2824 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, доставленных в приемно-диагностическое отделение травмцентра Республиканской клинической больницы Республики Татарстан за период с 01.01. 2013 г. по 31.03. 2015 г. Пострадавших с множественными и сочетанными переломами 920, из них, пострадавших с тяжелой политравмой (тяжелыми множественными переломами костей конечностей и таза, сочетанием переломов с тяжелой черепно-мозговой травмой, травмой груди и живота) 73 (7,9%). Все пострадавшие были доставлены в приемное отделение центра травмы с явлениями травматического шока, что потребовало проведения экстренных реанимационных и лечебно-диагностических мероприятий. В зависимости от тяжести состояния, после проведения комплексных противошоковых мероприятий в условиях шоковой операционной приемного отделения, включая оперативные пособия и манипуляции по экстренным показаниям, пациенты переводились в отделение реанимации для дальнейшего лечения.

Лечение пострадавших с тяжелой политравмой. В зависимости от вида повреждений и тяжести общего состояния пострадавших при их поступлении в приемное отделение многопрофильного стационара, нами определены основные направления оказания специализированной помощи по экстренным и неотложным показаниям.

В условиях реанимационного зала шоковой операционной приемно-диагностического отделения под руководством старшего дежурного врача (врач травматолог-ортопед) производится первичный клинический осмотр и обследование, во время которого оценивается тяжесть состояния пострадавшего (терминальное, критическое, нестабильное, относительно стабильное), определяются жизнеугрожающие последствия и доминирующие синдромы повреждений - травматический шок, острая анемия, острое сдавление головного мозга травматическим отеком, интракраниальными гематомами с нарушением витальных функций, повреждение спинного мозга, повреждения внутренних органов (травмы груди и живота с внутренним кровотечением).

Здесь выполняются следующие лечебно-диагностические мероприятия: общеклинические анализы крови и мочи, УЗИ плевральной и брюшной полостей, рентгенография органов грудной клетки, конечностей, таза, эхоэнцефалоскопия. При необходимости - пункция, дренирование плевральных полостей, лапароскопия, видеолапароскопия органов брюшной полости. При переломах костей конечностей осуществляется полноценное шинирование поврежденных конечностей. Обездвижение костных отломков при переломах является неотъемлемым условием в комплексе мероприятий противошоковой терапии.

При травмах органов брюшной полости с внутренним кровотечением оперативные вмешательства (лапаротомия, остановка кровотечения, удаление селезенки, ушивание разрывов печени) также выполняются по экстренным показаниям.

При отрывах и размозжениях конечностей осуществляется временная остановка кровотечения (наложение жгута или зажима в ране на крупные кровоточащие сосуды); выполнение операции первичной хирургической обработки, формирование культи производится после выведения пострадавшего из шока, нормализации основных клинико-лабораторных показателей.

При переломах костей конечностей и сочетанных повреждениях у пострадавших в относительно стабильном состоянии (баллы по шкале Глазго 11-13) выполнение оперативных вмешательств на фоне противошоковой терапии производится двумя и более бригадами хирургов. Здесь необходимо особо отметить, что полноценная противошоковая терапия, остановка внешнего и внутреннего кровотечений, ликвидация явлений гемо-пневмоторакса, стабилизация переломов костей конечностей являются надежной профилактикой развития ранних фатальных осложнений травматической болезни (синдрома жировой эмболии, тромбоэмболических осложнений, ДВС-синдрома).

При переломах костей конечностей наиболее щадящим и оправданным методом оперативного вмешательства является чрескостный остеосинтез аппаратами внешней фиксации (на основе метода Г.А. Илизарова). Разработанные методики остеосинтеза позволяют в минимальные сроки, без грубого дополнительного нарушения кровоснабжения поврежденных сегментов конечностей производить достижение репозиции и стабильной фиксации переломов.

По выполнении всех необходимых манипуляций и оперативных пособий пациенты госпитализируются в отделение реанимации для дальнейшего лечения. При угрожающей или развивающейся жировой эмболии по экстренным показаниям выполняется операция стабилизации костных фрагментов. Репозиция перелома и стабилизация отломков является надежным элементом противошоковой терапии. При этом наиболее оправданным также является остеосинтез аппаратами внешней фиксации. В подавляющем большинстве случаев вовремя проведенная операция чрескостного остеосинтеза костей конечностей на фоне комплексных лечебных мероприятий по нормализации реологии крови позволяла обеспечить обратное развитие патологического процесса и, таким образом, спасти жизнь пострадавшего.

По выведении пострадавшего из шока, нормализации или значительном улучшении основных клинико-лабораторных показателей возможен перевод пациента в профильное клиническое отделение для дальнейшего лечения.

В условиях профильного отделения травматологии при переломах костей конечностей в зависимости от вида и характера повреждения применялся как остеосинтез различными погружными конструкциями, так и чрескостный остеосинтез аппаратами внешней фиксации. При переломах диафиза трубчатых костей преимущество имеет остеосинтез штифтами с блокированием. При около- и внутрисуставных переломах, как правило, применялся остеосинтез различными пластинами с угловой стабильностью винтов. При этом, качество и конструктивные особенности современных погружных конструкций обеспечивают достаточную стабильность фиксации и не требуют дополнительной внешней иммобилизации конечности. Возможность ранних активных и активно-пассивных движений в суставах поврежденных сегментов конечностей является надежной профилактикой возможного формирования контрактур и деформирующего артроза суставов. При тяжелых внутрисуставных переломах с массивным повреждениям суставных поверхностей костей основным методом лечения являлся чрескостный остеосинтез аппаратами внешней фиксации.

При ранее проведенной в условиях шоковой операционной приемно-диагностического отделения операции чрескостного остеосинтеза переломов, с целью ранней активизации пациентов в ряде случаев (как правило, при переломах бедренной кости, костей голени) возможна замена аппарата внешней фиксации на различные современные погружные конструкции - принцип контроля повреждений (damage control) в травматологии. В процессе повторного оперативного вмешательства производился последовательный демонтаж аппарата внешней фиксации без нарушения ранее достигнутой репозиции перелома. При переломах длинных трубчатых костей применялся остеосинтез штифтами с блокированием. При около- и внутрисуставных переломах, как правило, применялись различные специальные пластины, обеспечивающие стабильный остеосинтез. Это способствовало началу ранних активных движений в суставах, а также нагрузке поврежденных конечностей, что являлось профилактикой возможного развития стойких контрактур суставов, а также условием восстановления функции поврежденных конечностей.

Оценены ближайшие исходы лечения 920 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с множественными переломами и сочетанными повреждениями, находившихся на лечении в Центре травматологии ГАУЗ Республиканской клинической больницы г. Казань Республики Татарстан в 2013-2015 гг.

В подавляющем большинстве случаев (92,7%) достигнуты благоприятные исходы лечения. Достижение благоприятных исходов лечения было обусловлено точностью диагностики всех видов повреждений, адекватностью проведенных реанимационных мероприятий, лечебных пособий, в том числе, правильным выбором методов оперативного лечения с учетом современных требований контроля повреждений.

Из 920 пострадавших с множественными и сочетанными переломами летальные исходы имели место в 67 случаях (внутрибольничная летальность составила 7,3%), из них, в первые 24 часа после поступления летальные исходы отмечены у 18.

Во всех случаях смертельных исходов в первые 24 часа после поступления, это были пострадавшие, доставленные в приемное отделение Центра травматологии в терминальном или критическом состояниях. Проведенные комплексные реанимационные мероприятия успеха не имели. Причина смерти - тяжелый травматический шок, острая массивная кровопотеря, развившаяся молниеносная форма синдрома жировой эмболии.

Причины летальных исходов у 49 пострадавших с тяжелыми множественными и сочетанными переломами также были обусловлены особой тяжестью состояния. Во всех случаях при поступлении в приемное отделение, как правило, имел место шок III-IV ст. Комплексная интенсивная терапия в отделении реанимации успеха не имела. Основная причина смерти при тяжелой сочетанной черепно-мозговой травме - отек головного мозга; при сочетанных и множественных переломах костей - шок, острая сердечно-сосудистая и полиорганная недостаточность, жировая эмболия.

Рецензенты:

Ибрагимов Я.Х., д.м.н., профессор кафедры травматологии и ортопедии ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России, г. Казань;

Валеев Е.К., д.м.н., профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГАУЗ РКБ МЗ РТ, г. Казань.

В этой статье мы поговорим о том, как определить степень вреда здоровью, полученного при ДТП. Важно знать все тонкости, ведь в конечном итоге от той или иной степени зависит ущерб здоровью, а так же размер материального возмещения, которое придётся выплачивать виновнику аварии.

Определяем степень тяжести нанесённого вреда здоровью при ДТП

Минздравсоцразвития России выпустил Приказ номер 194 от 28 апреля 2008 года, который как раз таки и определяет степень тяжести нанесённого вреда здоровью.

В настоящее время степень тяжести делится на три категории:
- лёгкая
- средняя
- тяжкая

Определить степень тяжести визуально нельзя, то есть эксперт может предположить, но окончательное заключение выносится только после экспертизы.

В каких случаях экспертиза проводится в обязательном порядке?
-Если необходимо установить причину смерти.
-Определить характер и степень вреда здоровью.
-В случае, если есть сомнения относительно физического и психического состояния человека, проводится проверка на вменяемость.
- Если нужно проверить подростка на предмет педофилии.
- Выявить наркоманию у подозреваемого.
- Если потерпевший не может давать показания проверяют его состояние.
- Если у человека нет документов, но нужно определить его возраст.

На какие вопросы должен ответить эксперт, когда определяет степень вреда здоровью?
- Могут ли травмы, полученные во время ДТП, спровоцировать смерть.
- Определить последствия травм.
- Определить время, которое человек не сможет работать.
- Определить процент утраты.
- Степень тяжести.

С медицинской точки зрения. Эксперт, при вынесении заключения, опирается на список повреждений и состояний, которые могут угрожать жизни человека. Если говорить проще, то в списке есть заболевание, а оно уже сопровождается определёнными признаками, которые должен распознать специалист. Эксперт провёл полную диагностику и теперь может выявить степень тяжести вреда здоровью.

Тяжкий вред здоровью. Человек, из-за полученных травм, лишился возможности работать и зарабатывать деньги на своё существование. Он болен и его телесные повреждения сопровождаются тяжёлыми последствиями. Есть угроза для жизни.

Последствия можно поделить на группы. К первой мы отнесём ушиб головы, раны, проблемы с позвоночником, различные переломы и разрывы внутренних органов.

Ко второй группе мы отнесем те, которые сопровождаются вмешательством врачей. То есть человек получил такие травмы, с которыми должны будут поработать медицинские работники, может быть потребуется операция.

Есть ещё особая категория, которую тоже можно отнести к тяжкому вреду здоровья, но она не угрожает человеческой жизни.
- Человек утратил способность работать на тридцать процентов и более.
- Сильные повреждения кожи, которые нельзя восстановить.
- Прерывание беременности.
- Наркомания, токсикомания.
- Из-за повреждений у человека развились психические расстройства.
- Нарушение работы органов.
- Возможно человек потерял слух, зрение либо речь.

Средний вред здоровью. Это тот вред, который не несёт смертельных последствий, так же эти травмы не могут перерасти в тяжёлые состояния. Итак, сюда можно отнести:
- Вред здоровью, который может затянуться больше, чем на 21 день.
- Работоспособность потеряна от 10 до 30 процентов. Список можно найти в "Медицинских критериях". Чтобы вы понимали - это, например, потеря остроты зрения. То есть вы можете отличить степени тяжести друг от друга, если к тяжкой мы относим полную потерю зрения, то к средней лишь потерю остроты зрения.
Если говорить коротко, то большинство повреждений носит временный характер.

Лёгкая степень. В этом случае всё намного проще. Повреждения есть, но они не представляют собой особой опасности.
- Работоспособность утрачена на десять процентов и менее.
- Период восстановления составил до 21 дня.

Важно! Во внимание могут приниматься только оригиналы медицинских заключений. В них указываются полные данные о виде повреждений и другая информация.

Наказание для водителя. Как и говорилось ранее, степень и тяжесть вреда будет определять судмедэксперт. Когда суд будет принимать решение о наказании человека, будет учитываться многое, начиная от состояния пострадавшего, заканчивая его поведением в момент аварии.

Если по неосторожности человек погиб, то водителя могут лишить свободы сроком на пять лет. Это является самой строгой мерой наказания.

Если водитель находился за рулём в состоянии алкогольного опьянения и из-за него погиб человек, то его могут посадить на 2-7 лет.

Если из-за пьяного водителя погибли сразу 2-е человек, то его могут ограничить в праве лишить свободы на 4-9 лет.

В ходе аварии пострадавший получил средний вред здоровью. Законодательство в таком случае может наказать водителя штрафом от 10 до 25 тысяч рублей, возможно его могут лишить прав сроком от полутора до двух лет.

Если пострадавшему был причинён лёгкий вред здоровью, то здесь будет всё намного проще. Виновник может получить штраф от двух от половиной до пяти тысяч рублей.

Возмещение ущерба. Если у виновника ДТП имеется договор страхования, то пострадавший может получить выплату за причиненный ущерб средней тяжести здоровья. В этом случае он должен собрать все документы и отнести их в страховую. Порядок возмещения можно увидеть в законе о страховании.

Чаще всего после ДТП выясняется, что у виновника нет полиса страхования, это совсем не хорошо, ведь деньги пострадавшему платить придётся со своего кармана. Конечно же не удивительно, что только 10 процентов отдают нужную сумму добровольно, остальным приходится решать проблему через суд.

В заключении нужно сказать, что эта информация будет полезна всем, как виновной стороне, так и пострадавшей. Человек, который виновен в ДТП, будет знать что ему может грозить, а вот пострадавший сможет требовать материальные выплаты. Будьте аккуратны и внимательны на дороге.

Читайте также: