Ремонт рулевого механизма маз 6312

Обновлено: 04.07.2024

Описание назначения, устройства и принципов работы рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008. Изучение основ технического обслуживания и ремонта данного устройства. Ознакомление с основными неисправностями. Основы охраны труда.

Рубрика Транспорт
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 03.08.2014
Размер файла 28,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

рулевой гидроусилитель автомобиль ремонт

1. Назначение, устройство, принципы работы рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008

1.1 Описание назначения, устройства и работы рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008

1.2 Принцип работы: рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ - 643008

2. Техническое обслуживание рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008

2.1 Техническое обслуживание рулевого управления гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008

2.2 Неисправности рулевого управления

Список используемой литературы

Автомобильный транспорт имеет важное значение в общей транспортной системе нашей страны. Автомобили широко применяются в различных отраслях народного хозяйства. Они используются для доставки различного сырья на промышленные предприятия и вывоза с предприятия готовых изделий и конструкций. Без автомобиля сейчас невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия или строительной организации.

От наличия и состояния автомобильной техники во многом зависят маневренность частей и соединений, выполнение ими поставленной задачи. Твердое знание устройства и работы агрегатов автомобилей, умение грамотно их обслуживать позволит водителям полнее использовать возможности автомобильной техники в процессе её эксплуатации.

Седельный тягач МАЗ-643008 предназначен для перевозки различных грузов в составе автопоезда. Сиденья водителя и пассажира подрессоренные; шумоизоляция кабины; АБС ("WABCO"); система ограничения скорости; спойлер. МАЗ производят в Беларуси.

Целью данной письменной экзаменационной работы является:

Углубление полученных теоретических знаний и их практическое применение при обслуживании, ремонте рулевого управления с гидроусилителем.

Для достижения цели поставлены задачи:

1. Развить навыки самостоятельной работы с учебной технической и

справочной литературой, нормативными документами;

2. Овладеть навыками самостоятельного анализа при определении всего комплекса мероприятий при техническом обслуживании и ремонте рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008.

3. Рассмотреть порядок по определению основных неисправностей.

1. Назначение, устройство, принципы работы рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008.

1.1 Описание назначения, устройства и работы рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008

Гидроусилитель МАЗ - один из самых важных элементов грузового автомобиля. Именно эта запчасть маз облегчает процесс управления авто, так как с помощью гидроусилителя водитель без каких-либо усилий сможет поворачивать руль транспортного средства.

Особенности гидроусилителя и его функции.

Представленная запчасть маз представляет собой агрегат, который состоит из силового цилиндра и распределителя. Первый элемент служит для преобразования давления жидкости в работу поршня и штока. Распределитель регулирует работу полостных систем. Также в систему гидроусилителя руля маз, артикул 643008, входят трубопроводы и бочок для масла, шестеренчатый насос, который устанавливается на двигателе.

Рулевое управление МАЗ включает в себя:

- Детали рулевой трапеции;

Во время движения автомобиля МАЗ для выполнения поворота авто к рулевому колесу прикладывается усилие. Однако при повороте вращается и вал автомобиля.

Таким образом, срабатывает рулевой механизм, который поворачивает сошку. Затем перемещается продольная тяга, связанная с гидроусилителем МАЗ.

Усилие от данной запчасти постепенно передается на рычаг, который в последствии поворачивает и цапфу левого колеса (переднего).

Одновременно поворачивается правое колесо за счет работы нижнего рычага.

Кроме уменьшения усилий при повороте руля гидроусилитель МАЗ, артикул 643008 служит и для поглощения ударов на рулевое колесо, передаваемых во время движения автомобиля от дороги.

Также улучшает безопасность водителя, так как даже при разрыве передних шин сохраняет управляемость транспортного средства.

1.2 Принцип работы: рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ - 643008

Принцип работы гидроусилителя руля

Необходимость снизить усилие, которое водители прилагают к рулевому колесу, и привело к появлению усилителей.

Сейчас мы будем рассматривать принцип работы гидроусилителя руля, его устройство и рекомендации по эксплуатации.

Гидроусилители большое распространение получили благодаря тому, что кроме основной функции они:

- сохраняют возможность управление автомобиля при выходе усилителя из строя;

- смягчают удары, передающиеся на руль от неровной дороги, снижается утомляемость водителя и помогает удержать руль при разрыве передней шины;

- уменьшается передаточное отношение рулевого механизма, между его крайними положениями снижается количество оборотов руля, увеличивая маневренность;

- обеспечивает кинематическое следящее действие и "чувство дороги".

Чтобы гидроусилитель раньше времени не вышел из строя, нужно следить, чтобы он был в норме и соблюдать требованиям инструкции по эксплуатации автомобиля.

2. Техническое обслуживание рулевого управления с гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008

2.1 Техническое обслуживание рулевого управления гидроусилителем автомобиля МАЗ-643008

Рулевое управление - это такая система, которая следит за направлением движения автомобилей при помощи рулевого колеса. В нашей статье поговорим про техническое обслуживание и технический ремонт рулевого управления с гидроусилителем.

Для начала хочется перечислить основные признаки неисправности управления руля:

- стуки в рулевом управлении,

- заедание в рулевом механизме или тугое вращение рулевого колеса,

люфт ход (повышенный свободный) рулевого колеса.

Повышенный свободный ход рулевого колеса может быть по следующим причинам: нарушение регулировки зацепления ролика или червяка повышенный износ данных деталей, в шарнирах рулевых тяг передних колес могут быть зазоры, износ оси маятникового рычага или втулок, ослабление крепления кронштейна маятникового рычага или картера рулевого механизма. Чтобы определить зазоры в шарнирах рулевых тяг, мы рекомендуем одному человеку быстрыми движениями поворачивать руль влево-вправо, а второму на визуально или ощупь выявлять зазоры, прижатием пальцев к двум деталям, которые соединяют шарнир. Если перемещается одна из деталей соединения, а вторая является неподвижной, то имеет место люфт; если же будут перемещаться две детали вместе, то люфт отсутствует.

Определить люфт в соединениях шарниров можно через перемещения тяги продольно руками. Если, к примеру, продольная тяга придвигается вместе с сошкой, то люфта в таком шарнирном соединении нет.

Если обнаружен даже небольшой зазор в шарнире его надо устранить, поменяв шарнир. Нарушение регулировки зацепления ролика и червяка или увеличенный их износ тоже могут быть определены при резком покачивании колеса руля (влево-вправо от среднего положения), если будут возникать стуки в рулевом механизме, то нарушение имеет место. Также это можно сделать непосредственно, через прокачку сошки рулевого привода рукой.

Такая неисправность регулировки зацепления ролика и червяка в большинстве случаев устраняется заменой деталей. Износ оси маятникового рычага или втулок определяется по стукам и скрипу при повороте колес влево и вправо, а также при прямом покачивании маятникового рычага вниз и вверх.

Неисправность можно устранить через подтяжку гайки оси маятникового рычага или замену изношенных деталей.

Ослабление крепления кронштейна маятникового рычага и картера рулевого механизма - устраняется подтяжкой соответствующих гаек и болтов.

В случае течи смазки из картера руля, которая может быть вызвана износом сальника червяка или вала сошки, повреждения прокладок или ослабления прилегания крышки картера. Дефект устраняется заменой поврежденных прокладок или изношенных сальников, также надо подтянуть разболтавшиеся детали.

На машинах с гидравлическим усилителем руля люфт надо проверять при работающем моторе.

Зачастую, рулевой механизм с гидроусилителем обуславливается высокой надежностью и при эксплуатации машины не требует постоянного обслуживания. Даже если будет произведен отказ насоса усилителя, движение на машине можно продолжать, однако для поворачивания руля в таком случае надо будет приложить значительно больше усилий, чем в случае с автомобилем без гидроусилителя. Причина полного выхода из строя гидроусилителя руля чаще всего - обрыв приводного насосного ремня. Поэтому нужно регулярно проверять состояние ремня - он может быть слабо натянут или изношен. Одним из признаков слабого натяжения является появление обратного толчка (отдачи) на руле. Лучше всего это заметно, когда машина трогается с места, тут колеса повернуты до отказа. Постоянно надо поддерживать на нужном уровне количество жидкости в усилителе. Если это нужно, то долейте жидкость марки, указанной в руководстве пользования.

Надо учесть, что жидкость, которую используют на автоматических коробках передач не всегда пригодна гидроусилителям.

В продаже имеется много разных марок жидкостей. Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Потому как жидкость используется не только в роли рабочего тела гидросистемы, но и в роли смазочного материала, весьма важно, чтобы ее уровень не был ниже нормы, в противном случае может выйти из строя насос. Следить надо также и за чистотой работающий жидкости. Просроченная или грязная жидкость быстро разрушит уплотнения гидросистемы и насос, которые расположены на реечном механизме, а ремонт может занять у вас много времени. Менять саму жидкость надо не очень часто.

Если вам потребуется слить жидкость, надо открыть крышку бачка, вытащить один из трубопроводов системы и пару раз повернуть руль из стороны в сторону, чтобы выдавить жидкость из гидросистемы.

Правильная эксплуатация запчасти гидроусилитель руля МАЗ.

Если вы заинтересованы в долгой службе данной запасной части МАЗ - соблюдайте несколько простых правил:

- Следите за уровнем масла;

- Два раза в год меняйте и масло в системе, и масляные фильтры. При изменении цвета масла до срока замены рекомендуем заменить его;

- При сбое работы гидроусилителя маз, при утечках масла - немедленно проводите осмотр автомобиля;

- Следите за натяжением ремня привода. По необходимости делайте регулировку.

Как правило, при правильной эксплуатации запчасти гидроусилитель руля МАЗ не возникнут поломки автомобиля. Однако если вы столкнулись с неисправностями, советуем тщательно осмотреть маз.

При странном поведении автомобиля на дороге, к примеру, если для нормального движения требуется постоянное выравнивание машины с помощью руля, проверьте рулевое колесо. Если свободный ход повышен, отрегулируйте его. Также советуем следить за состоянием деталей винтовых пар.

Если они изношены, то срочно замените их. Однако если и после всех замен автомобиль неустойчив на дороге - обратите внимание на реактивные плунжеры, которые располагаются в корпусе клапана управления запчасти гидроусилитель руля МАЗ, золотника. Если деталь заедает - промойте ее.

Повреждение запчасти может возникнуть и из-за засорения фильтра. Поэтому если вы обнаружили пену в бачке или мутное масло - замените фильтр, промойте всю систему. Не забудьте посмотреть на прокладку коллектора. При изношенности замените детали.

Прокачка гидроусилителя МАЗ

После ремонта запчасти необходимо как следует прокачать гидроусилитель руля МАЗ, так как воздух в системе ГУР препятствует нормальной работе механизмов. Для правильной прокачки рекомендуем сделать следующие действия:

- На домкратах приподнимите передние колеса автомобиля;

- На рулевом механизме открутите перепускной клапан;

- Для максимального сжатия центрирующих пружин проверните руль до упора влево;

- Аккуратно залейте в насос масло;

- Включите двигатель. Добавляйте масло в бачок так, чтобы не возникали пузыри из шлангов. Все это нужно делать на минимальных оборотах;

- На рулевом механизме закрутите клапан;

- До упора поверните руль вправо, далее - влево. Затем заново открутите перепускной клапан, выпуская воздух, обратно закрутите его;

- Повторяйте последнее действие несколько раз.

2.2 Неисправности рулевого управления

Раскрыть основные неисправности рулевого управления с гидроусилителем. На машинах с гидравлическим усилителем руля люфт надо проверять при работающем моторе. Зачастую, рулевой механизм с гидроусилителем обуславливается высокой надежностью и при эксплуатации машины не требует постоянного обслуживания. Даже если будет произведен отказ насоса усилителя, движение на машине можно продолжать, однако для поворачивания руля в таком случае надо будет приложить значительно больше усилий, чем в случае с автомобилем без гидроусилителя. Причина полного выхода из строя гидроусилителя руля чаще всего - обрыв приводного насосного ремня. Поэтому нужно регулярно проверять состояние ремня - он может быть слабо натянут или изношен. Лучше всего это заметно, когда машина трогается с места, тут колеса повернуты до отказа. Постоянно надо поддерживать на нужном уровне количество жидкости в усилителе. Если это нужно, то долейте жидкость марки, указанной в руководстве пользования.

Рулевое управление МАЗ 5440. Устройство

Рулевое управление МАЗ 5440 состоит из:

  1. рулевого механизма;
  2. распределителя;
  3. колонки;
  4. рулевого колеса;
  5. силового цилиндра;
  6. насоса;
  7. масляных баков;
  8. шлангов.

Гидроусилитель, в свою очередь, в своей конструкции с силовым цилиндром, включает узлы: соединяющий трубопровод, нагнетающий насос, распределитель, отвечающий за поток рабочей жидкости, силовой цилиндр. На левом лонжероне большегруза крепятся силовой цилиндр и распределитель. Один конец штока прикреплён к раме, а другой — с поршнем перемещаются внутри цилиндра. Золотник и шарнир со стаканами — это конструкция распределителя, крепящегося к цилиндру резьбовым соединением. Пазы золотника соединяются с трубопроводами, внутри которых масло подаётся от нагнетающих насосов.

Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения

К возможным неисправностям и способам устранения рулевого управления большегруза МАЗ 5440 можно отнести:

Увеличение усилия рулевых колёс с неравномерным их вращением.

Когда во время движения или при повороте колёс ощущаются рывки, либо данное действие приходится совершать с усилием, это может говорить о слабом натяжении насосных приводящих ремней, или о том, что масло в системе заканчивается. Как способ устранения проблем: долить масло, отрегулировать ремни. Если осмотр не выявил проблемы в обозначенных местах, стоит обратить внимание на клапан плунжера расхода давления, который мог просто загрязниться. Как следствие, стоит тщательно его прочистить.

Плохая управляемость в целом.

К признакам поломки гидроусилителя относятся:

Самопроизвольный поворот колёс.

Достаточно проверить работу механизмов, связанных с функционированием золотника.

Отдача в руль на неровной поверхности.

Как правило, в масляный фильтр, при возникновении таких неисправностей, попадает воздух. В данном случае необходимо прокачать воздух, выполняя процедуру на минимальных оборотах, закрывая и открывая перепускной клапан у рулевого механизма. Дополнительно, не заглушая двигатель, следует поворачивать руль до крайних положений вправо и влево. Останется открыть перепускной клапан и выпустить попавший воздух. Таким образом процедуру следует повторить несколько раз.

Стоит помнить: любая возникшая неисправность может привести к поломке прямо во время движения.

Рулевое управление в целом

Когда автомобиль двигается прямо, золотник находится в нейтральном положении. Из насоса рабочая жидкость поступает к расточке, находящейся посередине, по маслопроводу корпуса золотника и посредством маслопровода на слив через две крайние расточки. Рабочая жидкость заполняет реактивные камеры и полости силового цилиндра через плунжеры и каналы в корпусе.

Когда поворачивается рулевое колесо против часовой стрелки и, как следствие, входного вала, втулка с золотником перемещается по оси вверх по шлицам вала. Пока давление незначительное, торсион, воздействующий на вал, создаёт усилие на рулевом колесе. Золотник перемещается благодаря винтовому соединению, которое в целом не нагружается. Как только золотник перемещается до зазора, рабочая жидкость перестаёт поступать к кольцевой крайней расточке. Она поступает к средней и через трубопровод, минуя канал в корпусе, в силовой цилиндр, его подпоршневую полость. Благодаря этому, сошка с валом сектора поворачивается, воздействуя через продольную тягу на поворот колеса влево. Далее рабочая жидкость по маслопроводу и каналу в корпусе из штоковой полости в силовом цилиндре поступает в крайнюю кольцевую расточку и через маслопровод в масляный бак.

Когда колесо поворачивается по часовой стрелке, втулка и золотник перемещаются вниз, а жидкость к крайней кольцевой расточке прекращает поступать. Она, через среднюю расточку, по каналу и маслопроводу поступает в цилиндровую полость. Шток и поршень перемещаются, поворачивая сошку против часовой стрелки, тем самым посредством силовой тяги поворачивают колёса. После этого жидкость возвращается обратно в масляный бак.

Когда увеличивается момент сопротивления поворота управляемых колёс, в системе и реактивных камерах давление рабочей жидкости также увеличивается, вызывая на рулевом колесе увеличение усилия. Такое положение создаёт у водителя ощущение под названием "чувство дороги".

Когда насос не работает, либо, когда эффективность гидроусилителя недостаточна, в щлицевом соединении двух валов выбирается "п"-зазор. Усилие, в данном случае, передаётся к колёсам как при ручном управлении, но без усилителя. В данном случае рабочая жидкость обратным клапаном перепускается в силовом цилиндре из одной полости в другую.

Рулевой механизм

Рулевой механизм, включает: шариковую гайку-рейку и винт, которые находятся с зубчатым сектором в зацеплении. Канавки на гайке и винте образуют спиралевидный канал, заполняющиеся высокоточными шариками при сборке руля. Зубчатый сектор расположен в подшипниках скольжения, которые запрессованы во втулки. Зубчатое зацепление — регулируемое поворотом втулок, за счёт смещения осей наружной поверхности втулок и отверстий подшипников. Регулируется натяжение подшипников прокладками.

Гидроусилитель, встроенный в рулевое управление МАЗ 5440, золотникового типа. Корпус золотника имеет 3 расточки в виде кольца. Средняя (в её канал ввёрнут обратный клапан) отвечает за подвод от насоса рабочей жидкости, а крайние — с отводом жидкости. 3 реактивных камеры корпуса вмещают плунжеры, строение которых позволяет им перемещаться по оси. Золотник, установленный в отверстии центрального корпуса, закреплён на втулке упорными подшипниками, а она в свою очередь без зазора сбоку соединена шлицами с винтом рулевого механизма. Строение предполагает свободное осевое перемещение. С входным же валом втулка соединяется винтом, а вот соединение винта и вала уже выполнено с зазором, который обеспечивает полный ход золотника. Дополнительно входной вал соединён с винтом рулевого механизма торсионом.

Повышенный угловой люфт входного вала

Проблема повышения углового люфта входного вала распространена, так как появляется после определённого эксплуатационного срока. Вариантов устранения несколько: можно отрегулировать натяжение подшипников и надёжно зафиксировать гайку-рейку на сектор. Другой вариант — заменить винт со всеми деталями.

Течь масла по манжетам входного вала и вала сектора

Через манжеты валов течь масла у большегруза МАЗ 5440 может обнаружиться внезапно. Причин такой поломки может быть четыре:

В целом, необходимо тщательно проверять детали, и производить их замену.

Люфт в соединении входного вала и винта с торсионом

Наличие люфта проверяется поворотом входного вала вправо и влево до того, как торсион начнёт закручиваться, застопорив вал сектора в это же время. Отрегулировать люфт необходимо сняв крышку и повернув все вкладыши на один угол по часовой стрелке, тем самым исключив зазор в зубчатом зацеплении. Установить крышки обратно.

Насос рулевого гидроусилителя с клапаном расхода и давления

Силовой цилиндр

У силового цилиндра МАЗ 5440, как правило, изнашивается быстрее всего рабочая поверхность. Поэтому, как только будут замечены глубокие царапины или повреждения на золотнике, штоке или цилиндре, необходимо задуматься о приобретении новых запчастей.

Масляный бак

В масляном баке необходимо проверять уровень масла. Если его недостаточно, следует открыть бак, и во время работы двигателя, наполнить его маслом до верхней отметки на щупе. Останется лишь проверить герметичность системы и, в случае нахождения там воздуха, устранить его.

Рулевая колонка

Рулевая колонка состоит из кронштейна, реек, секторов, самой рулевой колонки, педали и пружины. Когда сначала нажимается педаль, из строя выходит рейка, обеспечивающая регулировку положения колеса исключительно по углу наклона. Далее, когда перемещается педаль на полный ход, из зацепления выходит вторая рейка, которая обеспечивает регулировку положения по высоте и углу наклона рулевого колеса. После того, как рулевая колонка будет установлена в удобное положение, педаль отпускают. Сектор и первая рейка выполняют роль травмобезопасного устройства посредством зубчатого сцепления. При воздействии на них рулевого колеса, зубья срезаются.

Рулевое управление автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 включает в себя рулевой механизм с встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак, а также шланги.

Рулевой механизм автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с встроенным распределителем и клапаном ограничения давления рабочей жидкости показан на рисунке 22.

Ось наружной поверхности вкладышей 8, 15 смещена относительно ося отверстия подшипников 11 на величину эксцентриситета "h", что дает возможность регулировать зубчатое зацепление поворотом вкладышей 8, 15.

Регулировка натяга подшипников 29 осуществляется с помощью прокладок 1.

Распределитель гидроусилителя руля - золотникового типа, встроен в рулевой механизм.

Уход за рулевым управлением автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 и его регулировка

Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, а также проверке герметичности всех уплотнений. Регулировка натяжения ремней привода насоса на автомобилях с двигателем ЯМЗ осуществляется винтом.

При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 39 Н (4 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм. После регулировки винт законтрить гайкой.


Рис.22. Рулевой механизм Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1 - регулировочные прокладки; 2 - винт; 3 - гайка-рейка; 4 - корпус 5 - распределитель; 6 - канал; 7 - сектор; 8. 15 - эксцентриковые вкладыши; 9 - штифт; 10. 16. 28 - крышка; 11. 29 - подшипники; 12 -отверстие; 13 - клапан ограничения давления; 14 - кольцевая расточка; 17. 27 - боковая грань; 18, 26 - ролик; 19, 25 - рычаг; 20 - шток; 21 - гайка; 22 - пробка; 23 - корпус; 24 - контргайка; 30 - пробка

При смене масла в гидросистеме, которая производится при ремонте, следует поднять переднюю ось автомобиля. Для слива масла из системы:

- отвернуть заливную пробку и сливную пробку масляного бака, слить масло из бачка и промыть фильтр и бачок дизельным топливом;

- слить масло из картера рулевого механизма, для чего отвернуть пробку 30 (рисунок 22);

- отсоединить от распределителя трубопроводы гидроцилиндра и опустить их в емкость и, медленно поворачивая рулевое колесо вправо и влево до упора, слить масло из гидроцилиндра.

При заливке масла полностью удалить воздух из системы. Для этого залить масло в бачок и медленно повернуть рулевое колесо два раза до упора вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла в бачке. Произвести доливку масла при необходимости.

Фильтр масляного бачка при установке двигателя MAN заменить после обкатки, а в дальнейшем менять после каждых 30000 км пробега.

Регулировка рулевого механизма автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Регулировка рулевого механизма автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки - рейки.

Регулировку механизма следует начинать с подшипников винта в такой последовательности:

- снять рулевой механизм:

- слить рабочую жидкость из рулевого механизма, отвернув сливную пробку:

- закрепить рулевой механизм в тисках и проушины корпуса в горизонтальном положении вверх сектором;

- поворотом входного вала (рис.22) установить гайкурейку 3 и сектор 7 в одно из крайних положений (левое или правое);

- определить момент, необходимый для проворачивания входного вала по направлению из крайнего положения в среднее (примерно на угол 30°). если момент меньше 0,9 Нм, необходимо отрегулировать натяг в подшипниках 29, уменьшив количество прокладок 1.

После регулировки рулевого механизма автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 момент, необходимый для проворачивания входного вала, должен находиться в пределах 0.9-1,5 Нм (0,10-0,15 кг/см).

Для проверки наличия люфта в зубчатом зацеплении нужно вращением входного вала установить гайку-рейку и зубчатый сектор в среднее положение (полное число оборотов входного вала делится пополам), установить сошку на вал сектора 7.

Покачиванием сошки в обе стороны определить наличие люфта (при наличии люфта слышен стук в зубчатом зацеплении и, кроме того, вал сектора поворачивается, а входной вал неподвижен).

Наличие люфта можно также определить поворотом входного вала влево и вправо до начала закрутки торсиона, застопорив при этом вал сектора.

Для регулировки зубчатого зацепления в рулевом механизме Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 необходимо снять крышки 10 и 16 и повернуть вкладыши 8, 15 по часовой стрелке на один и тот же угол (если смотреть со стороны вала сектора) так, чтобы исключить зазор в зубчатом зацеплении.

Установку крышек 10 и 16 производить таким образом, чтобы штифты 9 вошли в отверстия во вкладышах 8, 15, расположенных в одной диаметральной плоскости с резьбовыми отверстиями в корпусе под крепление крышек.

При незначительном несовпадении отверстий с резьбовыми отверстиями корпуса вкладыши 8, 15 повернуть в ту или другую сторону до совпадения вышеуказанных отверстий, обратив при этом внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Штифты 9 должны располагаться друг против друга по одной линии.

После регулировки крышки 10, 16 при установке можно повернуть на 90, 180 и 270 градусов относительно первоначального положения.

После установки крышек момент, необходимый для проворачивания входного вала в среднем положении, должен быть в пределах 2,9 - 4,5 Нм (0,29 - 0,45 кг/см).

После проведения регулировочных работ рулевой механизм установить на автомобиль и, подсоединив его к рулевой колонке и гидроцилиндру, проверьте работу рулевого управления.

В процессе эксплуатации допускается увеличение свободного хода рулевого колеса, но не более 18°.

Регулировка углов поворота сектора 7 (рисунок 22), при которых происходит срабатывание клапана ограничения давления 13, осуществляется непосредственно на автомобиле Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 следующим образом:

Для увеличения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес влево до заданной величины, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23, и поворачивать пробку 22 против часовой стрелки, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будет перемещаться вниз, обеспечивая удаление ролика 18 от боковой грани 17 сектора 7.

После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от поворота пробку 22.

Для уменьшения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес до заданной величины влево, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23 и, поворачивать пробку 22 по часовой стрелке, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будут перемещаться вверх, обеспечивая приближение ролика 18 к боковой грани 17 сектора 7.

После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от проворота пробку 22.

Для увеличения или уменьшения угла поворота сектора и, следовательно, управляемых колес до заданной величины вправо аналогичной регулировкой ролик 26 с рычагом 25 удаляется или приближается к грани 27 сектора 7.

Рулевая колонка автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Регулировка рулевой колонки автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 по углу наклона и высоте осуществляется при нажатии на педаль 8 (рисунок 23).

В начальный момент нажатия на педаль выходит из зацепления рейка 4 и обеспечивается регулировка положения рулевого колеса только по углу наклона.


Рис.23. Рулевая колонка Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 с кронштейном

1 - кронштейн; 2,4- рейка; 3,5- сектор; 6 - рулевая колонка; 7 - пружина, 8 - педаль

При перемещении педали на полный ход выходит из зацепления и рейка 2, при этом обеспечивается регулировка положения рулевого колеса по углу наклона и высоте.

После установки рулевой колонки в удобное положение рулевого колеса педаль отпустить.

Роль травмобезопасного устройства выполняет зубчатое зацепление рейки 4 и сектора 5. При воздействии на рулевое колесо зубья зубчатого зацепления срезаются.


Насос МАЗ ГУР играет важную роль в работе системы рулевого усиления. Благодаря слаженной работе всех компонентов узла обеспечивается упрощенное и удобное управление машиной.

Признаки проблемы

  • руль стал проворачиваться с большим трудом при выполнении маневров;
  • при управлении, на поворотах можно заметить зазор и услышать удары руля;
  • насосное устройство стало функционировать шумно;
  • в системе гидроусилителя недостаточно или вообще нет масла;
  • на обратном ходу руль может задерживаться.

Как снять насос ГУР

Для демонтажа механизма с автомобиля делается следующее:

  1. Откидывается кабина авто. В большинстве моделей МАЗ без этого не получится произвести диагностику наличия смазывающей жидкости в системе и добраться до насосного устройства. Используя слесарную монтажку, на задней части кабины откройте замок.
  2. Сбросьте в сторону страховочный трос. Справа увидите насос гидравлического привода кабины. На механизме располагается специальный рычаг. С помощью слесарной монтажки устройство прокачивается, пока кабина не поднимется до конца.
  3. При помощи инструмента ослабьте контргайку, отмеченную цифрой 8 на схеме. Открутите регулировочный болт, это позволит ослабить натяжку приводных ремешков.
  4. Отсоедините шланги от устройства. В магистралях может быть часть смазывающего масла, подготовьте тряпки.
  5. Выкрутите винты, фиксирующие подвижной кронштейн насосного механизма к силовому агрегату.
  6. Выполните демонтаж самого насоса, вместе с ним снимается натяжной механизм.

Перед снятием насоса ГУР на автомобиле МАЗ надо демонтировать приводные ремешки.

Как установить

Установка нового насоса гидроусилителя руля МАЗ выполняется в обратном порядке.

Нужно выполнить такие действия:

  1. Установите запчасть, поставьте на место подвижный кронштейн.
  2. Приводные ремешки устанавливаются на первый шкив насосного устройства. Неподвижный кронштейн, отмеченный цифрой 5 на схеме, фиксируется на силовом агрегате.
  3. Регулировочным болтом, маркированным цифрой 7, выполняется регулировка натяжки приводных ремешков. На этом этапе надо быть внимательным, поскольку правильная работа ремня важна для авто. Если изделие натянуто качественно, то в средней его части величина прогиба при нагрузке 30 Н должна быть не более 1,5 и не менее 1 см.
  4. Когда регулировка будет завершена, контргайка под номером 8 затягивается.
  5. Подключаются обратно магистрали системы гидроусилителя. Через бачок заливается часть масла, которая вылилась при их отсоединении.

Причины поломки

Причины, почему может не работать насосное устройство:

Канал TRUCK13 Service рассказал о причинах неисправностей и ремонте механизма ГУР на МАЗе.

Где купить и сколько стоит

Приобрести насос ГУР для МАЗ можно у себя в городе или онлайн-магазинах запчастей больших машин.

Цены на новый насос гидроусилителя руля для автомобиля МАЗ варьируются в районе 5700 рублей в среднем. Стоимость работ по замене зависит от региона и города, где они будут выполняться, а также от самого СТО и квалификации специалистов.

Средние цены на замену механизмов в Москве:

  • поменять устройство без кронштейна стоит около 1500 рублей;
  • замена механизма с кронштейном обойдется потребителю примерно в три тысячи рублей;
  • полная замена рулевого механизма будет стоить не менее пяти тысяч рублей.

О диагностике системы гидроусилителя с насосом специальным стендом рассказывает канал vdm melitopol.

Читайте также: