Наезд на гужевой транспорт дтп

Обновлено: 25.06.2024

Начинающий водитель никогда не предполагает, что дорожно-транспортное происшествие произойдет именно с ним. Конечно, если он соблюдает необходимые меры предосторожности при управлении автомобилем, не нарушает Правил дорожного движения, выполняя все указания дорожных знаков, то вероятность попасть в неприятную ситуацию невелика. Однако следует помнить, что на дороге вы не один, и другие водители могут быть не столь дисциплинированны. Поэтому, если вы действительно не хотите попадать в аварии, никогда не отвлекайтесь от дороги! Оставьте мелкие дела, которые, как вам кажется, можно сделать на ходу, до момента остановки у светофора или перед пересечением с главной дорогой, не ведите разговоров, если при движении они вас сильно отвлекают, и будьте внимательны, ибо внимательность – первейшее условие не только безопасной, но и правильной, умелой, грамотной езды.

Наблюдая за опытным водителем, трудно заметить его постоянную напряженность, автомобилем он управляет как бы между прочим. Газ убавляет до момента, когда пешеход, не заметивший его, оглянется; мимо велосипедиста на краю шоссе проезжает не тормозя, но можно заметить, как его правая нога немного нажала на тормозную педаль, чтобы при необходимости мгновенно затормозить. Вдруг он тормозит, когда дорога вроде пуста, однако тут же из-за деревьев показывается огромный рефрижератор. Можно только удивляться его прозорливости, шестому чувству.

На самом деле это не шестое чувство, а лишь опыт, предельная сосредоточенность и самоконтроль берегут его от опасности.

Обстоятельства, при которых возникают дорожно-транспортные происшествия, очень разнообразны, их анализ дает возможность выявить некоторые сходные черты, что, в свою очередь, дало возможность разработать классификацию происшествий для изучения причин их возникновения и разработки мероприятий по их предупреждению.

Под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Таким образом, для дорожно-транспортного происшествия характерны следующие обстоятельства: в происшествии принимает участие хотя бы одно транспортное средство (любые трагические события на дороге без участия транспортных средств к дорожно-транспортным происшествиям не относятся); транспортное средство, участвовавшее в происшествии должно обязательно находиться в движении (например, автомобиль загорелся во время проведения ремонтных работ на стоянке, это событие к дорожно-транспортным происшествиям не относится); в результате происшествия произошла гибель или ранение людей либо нанесен материальных ущерб. Например, если на загородной дороге водитель превысил скорость, не справился с управлением и автомобиль вышел за пределы дороги, не получив при этом повреждений, такое событие является следствием нарушения Правил дорожного движения, за что водитель должен быть наказан, но оно не относится к дорожно-транспортным происшествиям, так как транспортное средство, участвовавшее в происшествии, обязательно должно находиться в движении.

Все дорожно-транспортные происшествия подразделяются на несколько видов.

Столкновение– происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К столкновению относится и наезд на внезапно остановившееся транспортное средство, например, перед светофором или из-за технической неисправности.

Опрокидывание– происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство– происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство (кроме внезапно остановившегося), а также на прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие– происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет.

Наезд на пешехода– происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство, или пешеход пострадал от перевозимого транспортным средством груза.

Наезд на велосипедиста– происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт– происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

Наезд на животных– происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Падение пассажира– происшествие, при котором произошло падение пассажира из движущегося транспортного средства или из салона (кузова) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства, например при посадке или высадке, не является дорожно-транспортным происшествием.

Прочие происшествия– происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам, такие как падение перевозимого груза на человека или на другое транспортное средство, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо) и другие происшествия, связанные с движущимся транспортным средством и вызвавшие указанные в определении ДТП последствия.

Внутри каждого из видов дорожно-транспортных происшествий могут быть выделены несколько групп. Например, столкновение может быть встречным и попутным. В свою очередь попутное столкновение может быть столкновением двух транспортных средств или цепным. Несмотря на то, что цепное столкновение происходит при относительно меньших скоростях, чем встречное, ущерб от них достигает большой величины за счет участия нескольких транспортных средств. Так, одна из катастроф началась со столкновения двух автомобилей, двигавшихся на большой скорости, на которые, не успев затормозить, наезжали другие. В результате столкнулись около 200 легковых и 30 грузовых автомобилей. Участники аварии заняли участок дороги более 2 км. Два человека погибли, шесть тяжело ранены, десятки получили легкие травмы. Одна из наиболее распространенных причин подобных столкновений заключается в том, что водители часто не выдерживают дистанцию до идущего впереди автомобиля, которая не соответствует скорости движения. В таких условиях даже экстренное торможение не позволяет избежать столкновения.

Особую опасность представляют встречные столкновения транспортных средств. Последствия таких столкновений очень тяжелы: разбитые или уничтоженные автомобили, погибшие люди, тяжелые ранения. Огромная энергия, которой обладают мчащиеся навстречу друг другу автомобили, за несколько сотых долей секунды превращается в энергию уничтожения. Встречные столкновения чаще всего являются следствием нарушения Правил дорожного движения. Поэтому снижать тяжесть последствий встречных столкновений следует совершенствованием пассивной безопасности, а именно: садясь за руль автомобиля, обязательно пристегивать ремень безопасности. К сожалению многие начинающие водители не пользуются ремнями безопасности, которые являются эффективным средством пассивной безопасности.

Ремень безопасности является шансом начинающего водителя не пострадать в аварии. Он предохранит от выпадения из автомобиля, при этом вероятность остаться в живых возрастают примерно в пять раз; замедлит поступательное движение тела вместе с автомобилем. Если автомобиль резко остановится, вы будете продолжать двигаться с той же скоростью до тех пор, пока не ударитесь о приборный щиток или ветровое стекло. При скорости 50 км/ч удар по силе будет равен падению с крыши трехэтажного дома. Ремень безопасности не позволит вам перемещаться вдоль сиденья при неожиданных остановках и поворотах, а значит, даст возможность управлять автомобилем. При боковом столкновении водителя может отбросить к противоположной дверце, ремень удержит вас за рулем. У человека, выброшенного из автомобиля, вероятность погибнуть в 40–50 раз выше, чем у оставшегося в машине.


Рис. 29. Регулировка ремня безопасности

Чтобы ремень эффективно выполнял функцию безопасности, его следует отрегулировать: кисть руки должна туго входить под него на уровне груди (рис. 29). Подголовник устанавливают так, чтобы он препятствовал движению головы назад и в его среднюю часть упирался затылок.

В настоящее время во многих странах применение ремней безопасности является обязательным. Пренебрежение грозит крупным штрафом, а водитель, не пристегнувшийся ремнем, в случае аварии не получает страховки. В других государствах использование ремней безопасности увеличивает сумму страховки на 25 %. В Швейцарии закон о ремнях безопасности был принят в 1976 году, после референдума, на котором сторонники получили преимущество над своими противниками всего в 0,8 %. Однако благодаря закону число тяжелых травм в результате дорожно-транспортных происшествий снизилось в 5 раз, а легких – в 3 раза.

В Японии подсчитали, что применение ремней безопасности помогает избежать гибели в 75 случаях из 100. В США ремни безопасности помогают избежать смерти при столкновении в 77 случаях из 100, а при опрокидовании – в 91 случае. В Швеции, где проживает 8,3 млн. человек, за год в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 640 человек. В той же Швеции на 1 млн. жителей приходится 76 погибших в авариях, в Литве – 235. Литовцы не ездят хуже шведов. Просто в Швеции пристегиваются ремнями безопасности 83 % водителей, а в Литве – 30 %. В России по некоторым подсчетам пока, к огромному сожалению, пристегиваются всего 2 водителя из 31.

Сейчас в западных странах производится все больше автомобилей, которые или сигнализируют перед началом поездки, что водитель не пристегнулся, или отказываются заводиться, пока сидящий за рулем не воспользуется ремнем безопасности. Такие автомобили появились и на улицах российских городов.

Специалисты установили развитие событий, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на какое-либо препятствие.

Спустя 0,026 с после удара вдавливается бампер; сила, в тридцать раз превышающая силу тяжести автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры – если они не пристегнуты ремнями безопасности – продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч. Спустя 0,039 с водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 см; через 0,044 с он грудной клеткой ломает руль; спустя 0,050 с скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственную силу тяжести; спустя 0,068 с водитель с силой 9 т ударяется о приборный щиток; спустя 0,092 с водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головами в лобовое стекло и получают смертельные повреждения черепа; спустя 0,100 с повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв; спустя 0,110 с автомобиль начинает слегка откатываться назад; спустя 0,113 с сидящий за водителем пассажир – если он также не пристегнут ремнем безопасности, оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения; на 0,150 с наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю.

Все окончено менее чем за две десятых доли секунды!

При столкновении на скорости 80 км/ч выделяется колоссальная энергия, достаточная для того, чтобы подбросить легковой автомобиль, который в среднем имеет массу 1 т, на высоту почти 30 м, то есть выше семиэтажного дома.

Начинающий водитель должен обязательно пристегивать ремень безопасности и, сознавая чрезвычайную опасность встречного столкновения, принимать все меры к том, чтобы избежать его. Однако в этом случае многое зависит от механизма дорожно-транспортного происшествия и конкретной ситуации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Где с авиалайнерами случается больше происшествий – на земле или в воздухе?

Где с авиалайнерами случается больше происшествий – на земле или в воздухе? Статистика авиационных происшествий показывает, что на земле (во время разбега самолета при взлете, в процессе торможения при посадке и даже просто при выруливании к нужному месту летного поля) с

Анализ причин дорожно-транспортных происшествий

Анализ причин дорожно-транспортных происшествий Положение и скорость автомобиля на дороге, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения, является безопасной дорожно-транспортной ситуацией. Положение и скорость автомобиля на дороге, при которых в

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Причины распада:

4.2. Причины возникновения землетрясений и их классификация

4.2. Причины возникновения землетрясений и их классификация В недрах земли постоянно происходят сложные процессы накопления энергии, высвобождение которой и вызывает сейсмический толчок. Момент высвобождения этой энергии, которую принято называть энергией

Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий

Роль водителя в предупреждении дорожно-транспортных происшествий Управление автомобилем требует от человека выдерживания такого безопасного режима движения, который учитывал бы постоянное изменение ситуации. Эту сложную психическую деятельность выполняет мышление,

Глава 3. Дорожно-транспортные происшествия и их причины

Глава 3. Дорожно-транспортные происшествия и их причины Классификация дорожно-транспортных происшествий Автомобильный транспорт наиболее опасный из всех видов транспорта. Каждый год в мире происходит около 55 миллионов дорожно-транспортных происшествий, в которых

Классификация дорожно-транспортных происшествий

Классификация дорожно-транспортных происшествий Автомобильный транспорт наиболее опасный из всех видов транспорта. Каждый год в мире происходит около 55 миллионов дорожно-транспортных происшествий, в которых ежегодно погибает более 300 тысяч человек и примерно в 30 раз

Документирование происшествий

Документирование происшествий Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД по возможности точнее с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей,

Классификация происшествий и документы

Классификация происшествий и документы Для учета и анализа ДТП подразделяются на 10 видов, в зависимости от их характера[18], их формулировки желательно знать, чтобы правильно указывать в документах.? Столкновение — происшествие, при котором движущиеся механические

Разбор происшествий

Разбор происшествий Как правило, дело о нарушении ПДД, повлекшим материальный ущерб, рассматривается в подразделении ГИБДД по месту ДТП. Дело должно рассматриваться в присутствии участников.Оказавшись участником ДТП — виновным или потерпевшим, вспомните свои права

Виды дорожно-транспортных происшествий

Виды дорожно-транспортных происшествий 1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства сталкиваются между собой, либо с внезапно остановившимся транспортным средством (из-за неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, жестом

Краткий анализ дорожно-транспортных происшествий

Краткий анализ дорожно-транспортных происшествий Причины ДТП могут быть субъективными (нарушение ПДД любым участником движения, правил безопасности движения, правил технической эксплуатации транспортных средств) и объективными (недостатки в обустройстве и

Важнейшей характеристикой, отражающей механизм дорожно-транспортного происшествия, является его вид. Различают 9 видов ДТП:

3) наезд на препятствие;

4) наезд на пешехода;

5) наезд на велосипедиста;

6) наезд на животное;

7) наезд на гужевой транспорт;

8) наезд на стоящее транспортное средство;

9) прочее происшествие.

Определение вида ДТП, на первый взгляд, не представляет трудностей, однако на практике нередко производится неточно. Для исключения возможных ошибок необходимо запомнить следующие особенности отдельных видов происшествий.

1. К столкновениямотносятся только те происшествия, при которых движущиеся ТС столкнулись между собой либо с подвижным составом железных дорог, либо с транспортным средством, внезапно остановившимся вследствие технической неисправности, резкого торможения перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т. п.

Столкновения могут быть:

2. . К опрокидываниямотносятся происшествия, при которых движущееся ТС теряет устойчивость и опрокидывается вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, а также из-за применения неправильных приемов управления.

Если автомобиль опрокинулся вследствие превышения критической скорости движения на повороте - это опрокидывание. Если же водитель резко изменяет направление движения автомобиля после незначительного касательного столкновения сдругими ТС и вследствие этого совершает опрокидывание, то возникшее происшествие квалифицируется как столкновение.

3. К наездам на препятствиеотносятся ДТП, при которых транспортное средство наехало на неподвижный предмет (столб, дерево, опоры моста, ограждения, кучи строительных материалов) или ударилось о него.

4. Кнаездам на пешеходов причисляются случаи наезда на людей, передвигающихся пешком, катающихся на самокатах, санках, коньках, лыжах, инвалидных колясках без двигателя. К данному виду ДТП принято относить наезды на детей, передвигающихся на трехколесных велосипедах, а также происшествия, при которых выступающие за габарит транспортных средств части или грузы нанесли телесные повреждения пешеходам. Наездом на пешехода считаются случаи, когда человек получает травму, натолкнувшись на движущееся ТС.

Гражданин К., будучи в нетрезвом состоянии, стоял на обочине дороги. В момент, когда мимо него проезжал грузовой автомобиль, он покачнулся в сторону проезжей части и был сбит запирающим крюком правого борта грузовика. Происшествие квалифицируется как наезд на пешехода.

5. Кнаездам на велосипедиста относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде без двигателя, или когда сам велосипедист наехал на движущееся ТС.

6. Кнаездам на стоящее транспортное средство относятся происшествия, при которых одно ТС наехало на другое стоящее ТС либо на прицеп.

7. Кнаездам на гужевой транспорт относятся происшествия, при которых ТС наехало на упряжных животных или гужевые повозки, а так же происшествия, когда упряжные животные или гужевые повозки сами ударились в движущееся ТС.

8. Кнаездам на животных относятся происшествия, при которых ТС наехало на птиц, диких или домашних животных (в том числе вьючных и верховых) либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9. Кпрочим происшествиям относятся:

1) сходы трамваев с рельсов, не вызванные столкновениями или опрокидываниями;

2) падения перевозимого груза или отброшенного колесом ТС предмета на человека, животное или другое ТС;

3) наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;

4) наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, дерево, деталь автомобиля);

5) падение пассажиров с движущегося ТС или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения.

Падения пассажиров, возникающие при столкновениях, опрокидываниях или наездах ТС на препятствия, к прочим происшествиям не относятся.




Пассажир получил телесные повреждения, упав от толчка, возникшего при наезде автобуса на бордюрный камень. Данное происшествие будет квалифицироваться как наезд на препятствие.

Чтобы избежать наезда на пешехода, водитель автомобиля ГАЗ-33021 резко повернул руль влево, выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с движущимся во встречном направлении автобусом ПАЗ-5269. При ударе из кузова автомобиля ГАЗ-33021 выпал пассажир, который получил тяжкие телесные повреждения. Происшествие квалифицируется как столкновение, так как именно столкновение вызвало падение пассажира.

В результате поломки рулевой тяги водитель автомобиля МАЗ-64226 совершил наезд на человека, который косил траву на полосе отвода дороги. Данное ДТП по виду относится к прочим происшествиям, поскольку пострадавший не являлся участником дорожного движения.

В осмотре мест данных происшествий непременно участвуют сотрудники ДПС. Причем степень их участия весьма значительна. На них возлагаются: охрана места ДТП, обеспечение безопасности работы СОГ, восстановление движения, оказание помощи следователю в составлении схемы происшествия, осмотре ТС и выполнения других неотложных действий.Это объясняется не только мобильностью данной службы и наличием у ее должностных лиц соответствующих полномочий, но и объективными трудностями формирования и обеспечения своевременного выезда на места происшествий полноценных следственно-оперативных групп, большой трудоемкостью предстоящих поисковых мероприятий.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ВИДЫ ДТП: СТОЛКНОВЕНИЕ / НАЕЗД / ОПРОКИДЫВАНИЕ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ / ПРОЧИЕ ДТП / TRAFFIC ACCIDENT / TYPES OF TRAFFIC ACCIDENTS / CAR CRASH / RUN OVER / TYPES OF TURNOVER AND OTHER TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Недбайло Константин Александрович, Легошин Владимир Данатович

Дана классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и приведены некоторые особенности ликвидации последствий ДТП, обусловленные характером их видов.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Недбайло Константин Александрович, Легошин Владимир Данатович

Взаимодействие структурных образований различных ведомств при ликвидации дорожно-транспортных происшествий

Types of Traffic Accidents

Types of traffic accidents classification and specific nature of traffic accident consequences elimination is given in the article.

Civil Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

Виды дорожно-транспортных происшествий

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Л.Г. Одинцов, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) К.А. Недбайло, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) В.Д. Легошин, Центроспас МЧС России

Дана классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и приведены некоторые особенности ликвидации последствий ДТП, обусловленные характером их видов.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, виды ДТП: столкновение, наезд, опрокидывание и их разновидности, прочие ДТП.

Types of traffic accidents

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

Types of traffic accidents classification and specific nature of traffic accident consequences elimination is given in the article.

Key words: traffic accident, types of traffic accidents, car crash, run over, types of turnover and other traffic accidents.

Основные виды столкновений Основные виды наездов Прочие виды ДТП Выводы

Технологии гражданской безопасности, том 6, 2009, № 1-2 (19-20)

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) подразделяются на столкновения, наезды, опрокидывания и прочие ДТП [1—3]. В зависимости от вида ДТП и его масштабов, для ликвидации последствий, определяются технология и применяемые технические средства.

Столкновение — ДТП, при котором движущиеся транспортные средства (ТС) сталкиваются между собой, с элементами конструкций дороги, с неподвижными препятствиями на дороге или на прилегающей к дороге территории, с подвижным или остановившимся составом железных дорог.

Основные виды столкновений

Лобовое (фронтальное) столкновение — столкновение транспортных средств (ТС) при встречном движении. Кузов ТС сильно деформируется, в результате чего происходит сложное сдавливание пострадавших элементами кузова ТС, а сами пострадавшие получают серьезные травмы.

Боковое столкновение — столкновение лобовой (передней) части одного ТС с боковой стороной другого ТС. Имеют высокую степень травмоопасности из-за малого расстояния между боковыми поверхностями корпуса ТС и его пассажирами. В большинстве случаев при деформации кузова остается очень незначительное свободное пространство для работы спасателей.

Касательное столкновение — столкновение одного или нескольких транспортных средств, при встречном движении или движении в одном направлении. Последствиями такого вида столкновений могут быть опрокидывание ТС или столкновение с другим ТС, или с придорожным препятствием.

Опрокидывание — падение ТС на крышу или на бок в результате столкновения, резкого поворота или других факторов. Дополнительным фактором, осложняющими проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является деформация конструкции крыши ТС, в результате которой перекрывается оперативный доступ к пострадавшим, и становятся более продолжительным по времени процесс стабилизации ТС и извлечения из него пострадавших.

Наезд — ДТП, при котором ТС наезжает на неподвижное ТС, на препятствие, либо на другой медленно двигающийся объект.

Основные виды наездов

Наезд на стоящее транспортное средство — ДТП, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС или на прицеп (полуприцеп).

Наезд на препятствие, не являющееся участником дорожного движения — ДТП, при котором ТС наехало на столб, дерево, стену, строение, открытый колодец и т.п.

При определении стратегии проведения АСДНР необходимо учитывать также вероятное наличие пострадавших в прилегающих к дороге поврежденных строениях и сооружениях.

Основная опасность при таком виде ДТП — возможное проявление вторичных поражающих факторов в зоне проведения АСДНР в виде: обрыва и падения электропроводов, нависание и падение частей поврежденных препятствий, и т.п.

Наезд на гужевой транспорт — ДТП, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС.

Наезд на пешехода — ДТП, при котором ТС наехало на стоящего или движущегося человека.

Наезд на животных — ДТП, при котором ТС наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди и причинен материальный ущерб.

При наездах из-за резкой остановки ТС кузов ТС обычно сильно деформируется, что приводит к сложному сдавливанию пострадавших (при столкновении с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч, не пристегнутый ремнем безопасности пострадавший продолжает двигаться вперед с такой же скоростью, а пристегнутый весом 70 кг давит на ремень с силой около 3 т).

Прочие виды ДТП

Особые виды дорожно-транспортных происшествий

— ДТП, осложненные опасными факторами и во многих случаях требующие привлечения дополнительных сил и средств.

Падение перевозимого груза — ДТП, при котором перевозимый груз, упавший с ТС или предмет, отброшенный колесом ТС, причинил физический ущерб людям и животным или материальный ущерб другому ТС.

Дорожно-транспортное происшествие с падением транспортного средства в воду — ДТП, при котором ТС по каким либо причинам падает в реку, озеро, море, проваливается под лед и т. п., и для доступа к пострадавшим требуется привлечение дополнительного специального или водолазного оборудования, а так же спасателей, допущенных к водолазным спускам и к обеспечению водолазных работ.

Дорожно-транспортные происшествия на участке железной дороги — ДТП, при котором ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на не предназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на не предназначенном для переезда участке железной дороги.

Дополнительными опасными факторами при этом являются:

— обрыв контактного провода сети с высоким напряжением (на электрифицированных ж/д) требует принятия мер по электробезопасности;

^П Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

— проходящие мимо места ДТП ж/д составы (для обеспечения безопасности необходимо выставить предупреждающие знаки на максимально возможном расстоянии от места ДТП);

— возможное наличие на ТС и ж/д составах опасных грузов.

Попадание транспортного средства под завал — ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений, попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.

В зависимости от масштаба и сложившейся обстановки для поиска пострадавших в завалах могут использоваться кинологические подразделения и различные поисковые приборы.

Дорожно-транспортные происшествия в туннеле (путепроводе) — ДТП осложненное спецификой ограниченного пространства, затрудняющее доступ к месту ДТП, проведение АСДНР и эвакуацию пострадавших. Основная опасность при ликвидации последствий ДТП такого вида — это возможное возникновение пожара, в результате чего возникают вторичные факторы поражения.

При проведении АСДНР спасатели должны быть одеты в боевую одежду пожарного, иметь в готовности к применению изолирующий дыхательный аппарат (ИДА) и средства пожаротушения.

Дорожно-транспортное происшествие с транспортными средствами перевозящими опасные грузы — дорожно-транспортное происшествие с ТС попадают под категорию опасных, если в результате него произошла утечка (выброс, возгорание и т. п) опасного вещества или существует опасность возникновения такой ситуации. К основным опасным грузам относятся:

• аварийно химически опасные вещества (АХОВ);

• радиационно и биологически опасные вещества;

• взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы (ВВ; ВОП).

В зависимости от вида АХОВ (его опасности для окружающих), масштаба аварии и сложившейся обстановки, к ликвидации последствий в зоне аварии могут привлекаться подразделения радиационной химической и биологической защиты (РХБЗ), ПСС и АСФ, имеющие в штате спасателей, прошедших специальную химическую подготовку, средства индивидуальной защиты спасателей и пострадавших, указанные в аварийной карточке для данного вида АХОВ, а также специальное оборудование (приборы радиационной, химической разведки, средства дегазации и прочее).

Аварийно-спасательные формирования, прибывшие к зоне аварии, разворачиваются в безопасной зоне, указанной руководителем работ подразделения РХБЗ, и поступают в его распоряжение.

Аварийно-спасательные формирования, проводящие АСДНР в зоне ДТП должны руководствоваться в своих действиях Наставлением по организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на

химически опасных объектах [4]. Основными задачами АСФ при АСДНР такого вида ДТП являются:

— проведение разведки (определение размеров зоны заражения, обнаружения пострадавших и т.д.);

— деблокирование и эвакуация пострадавших в чистую зону;

— оказание пострадавшим первой помощи (ПП) и первой медицинской помощи (ПМП);

— ликвидация утечки АХОВ.

При проведении АСДНР спасатели должны иметь в готовности к применению средства индивидуальной защиты, указанные в аварийной карточке для данного вида вещества.

При ДТП с ТС, перевозящими взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, существует угроза детонация ВВ и ВОП, вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

Поражающие факторы взрыва:

При выезде на ликвидацию последствий ДТП необходимо вызывать специалистов взрывотехников (МВД России, ФСБ России или МО России), которые могут перед началом АСДНР определить степень угрозы и контролировать безопасность их проведения. Весь личный состав АСФ должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (бронежилет и защитный шлем) и защиты пострадавших (бронежилеты, бронео-деяла и т.п).

Основная опасность при ликвидации последствий ДТП с ТС, перевозящими легковоспламеняющиеся вещества — это возникновение в результате столкновения пожара или возможное его возникновение в процессе проведения АСДНР, в результате которого появляются опасные факторы:

— большая площадь горения;

— выделение токсичных веществ;

Развитие пожара зависит от места его возникновения, характера и количества горючего материала.

Основные задачи спасателей — принятие мер, направленных на предотвращение возникновения пожара, эвакуация пострадавших в безопасную зону, техническая помощь в тушении пожара, проведение мероприятий по экологической защите окружающей среды.

Дорожно-транспортные происшествия с участием трамвая (троллейбуса) — ДТП, при котором трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали другие ТС или люди.

Дополнительными опасными факторами при этом являются:

Технологии гражданской безопасности,

— обрыв и падение на ТС или в зоне ДТП токонесущих проводов;

— наличие высокого напряжения (около 550 в) в сети трамвая (троллейбуса);

— большая влажность и атмосферные осадки.

При наличии напряжения в оборванных токонесущих проводах или при наличии напряжения на кузове ТС в результате повреждения сети, в случае срочной эвакуации пострадавших и пассажиров из аварийного ТС при угрозе возникновения вторичных факторов поражения, необходимо объяснить пассажирам правила безопасного выхода из салона ТС (прыжок на землю на обе ноги или на постеленный токоизолирующий материал и удаление в безопасную зону, на расстояние не менее 8 метров, короткими шаркающими шажками, не отрывая ног от земли). Запрещается касаться металлических частей корпуса аварийного ТС, находящегося под напряжением и подхватывать выходящих из него пассажиров.

Срочная эвакуация пострадавших, не имеющих возможности самостоятельно покинуть аварийное ТС, находящееся под напряжением, производится только с соблюдением правил электробезопасности и с применением диэлектрических защитных средств.

Характер травм у пострадавших в ДТП и характер повреждений автомобиля непосредственно связан с видом ДТП, поэтому знание классификации видов ДТП и быстрое определение и оценка этих видов, разновидностей позволяет спасателю более точно и квалифицированно проводить работы по ликвидации последствий ДТП.

том 6, 2009, № 1-2 (19-20) /35 Литература_

1. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2002, 161 с.

2. Руководство по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007, 90 с.

4. Наставлением по организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 1999.

Сведения об авторах_

Леонид Григорьевич Одинцов: главный научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. т. н.

Константин Александрович Недбайло: начальник направления Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Эта аббревиатура на слуху у всех. Даже большинство детей понимают смысл термина ДТП. Его используют, если речь идет об аварийной ситуации, возникшей на дороге. При этом понятие и определение транспортной аварии в ПДД более многогранно, поэтому нельзя все ситуации свести воедино. О том, какие происшествия относят к ДТП, кто по закону является участником аварии, и как действовать, оказавшись в подобной ситуации, расскажет этот обзорный материал.

Определение понятия

Аббревиатура ДТП расшифровывается, как дорожно-транспортное происшествие. Определение понятия закреплено в ст. 2 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года и в п. 1.2 ПДД РФ. Дорожно-транспортное происшествие — это событие, к возникновению которого привело движение автомобиля по проезжей части и с его участием. Результатом произошедшего может стать гибель людей, нанесение вреда их здоровью или причинение материального ущерба.

Дорожно-транспортное происшествие: памятка водителю при ДТП

Из определения вытекают основные признаки ДТП:

  1. ДТП признается только ситуация, в которой принимал непосредственное участие автомобиль. Так, если из окна машины была выброшена бутылка, которая попала в пешехода, это не будет являться ДТП. Однако к транспортным авариям относятся ситуации, при которых, велосипед, находящийся в движении, упал на пешехода, — случившееся будет являться ДТП.
  2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором принимает участие движущееся ТС. Так, если автомобиль наехал на пешехода, произошло ДТП. Если пешеход упал на автомобиль, случившееся дорожно-транспортным происшествием не признается.
  3. Ситуация является ДТП, если в ней был нанесен вред имуществу или жизни и здоровью человека. Так, если машины слегка задели друг друга, даже не поцарапав покрытие, дорожно-транспортное происшествие не произошло. ГИБДД вызывать не обязательно. Если в результате столкновения был нанесен вред автомобилям, иному имуществу или людям, считается, что произошло ДТП.

Если дословно трактовать определение, то получается, что в событии должно участвовать минимум 2 транспортных средства. Однако, если имеет место наезд на пешехода или причинение вреда имуществу, ДТП может возникнуть и при участии только одного автомобиля.

Кто признается участниками

Это положение позволяет начать поиск виновного. Поэтому, говоря об авариях, стоит выяснить, кто именно является участником ДТП по закону. В действующих нормативно-правовых актах не содержится определение понятия как таковое. Однако оно вытекает из самого термина.

Мужчина и женщина попавшие в аварию

Участником ДТП признается субъект, который в результате действия или бездействия принял участие в дорожно-транспортном происшествии. Это значит, что, помимо водителей, в ДТП могут участвовать:

Условно участников делят на 2 категории:

ДТП всегда происходит по чьей-то вине. Обычно виновником произошедшего признается водитель одного из транспортных средств. Выявить потерпевшего сложнее. В первую очередь им признается водитель второго автомобиля. Однако пострадать во время случившегося могут пешеходы и пассажиры. Их также могут признать потерпевшими.

Основные причины возникновения ДТП

На основании статистических данных специалисты выявили причины, вызывающие дорожно-транспортные происшествия и их последствия. Около 85% ДТП происходит в результате нарушения положений ПДД РФ. При этом виновниками в 70—75% случаев являются водители. Причинами травматизма и аварий на автомобильном транспорте являются:

  • езда на неисправном автомобиле;
  • отвлекающие факторы;
  • нарушение ПДД;
  • вождение автомобиля в состоянии опьянения;
  • движение на автомобиле в неблагоприятную погоду;
  • плохая дорога;
  • усталость водителя;
  • превышение установленного режима скорости.

Условно причины ДТП разделяют на 2 категории — объективные и субъективные. В первую входят дорожные ситуации, возникшие по независящим от водителя причинам. Сюда относятся:

К субъективным причинам, которые вызывают возникновение аварий и катастроф на дорогах, относятся ситуации, к которым привели непосредственно действия водителя. В категорию включают действия лица, управлявшего транспортным средством, стиль езды, нарушение ПДД и правил эксплуатации авто. Обычно возникновение аварий и катастроф на дорогах происходит в результате совокупности факторов. Поэтому важно четко выявить причины случившегося, чтобы понять, какую ответственность будет нести каждый участник происшествия.

Виды ДТП — классификация и характеристика

Виды дорожно-транспортных происшествий закреплены законодательно. Чтобы узнать, на сколько типов подразделяются аварии на транспорте, стоит обратиться к Приказу МВД РФ №328 от 18 июня 1996 года. В нем содержатся основные типы происшествий и их характеристика. Согласно приказа МВД РФ, существует 9 основных видов ДТП, в список которых входят:

Наезд на стоящее транспортное средство

  1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
  2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
  3. Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
  4. Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).
  5. Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т. п.).
  6. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
  7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
  8. Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
  9. Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Повреждения автомобиля в результате ДТП

Повреждения автомобиля в результате столкновения и травмы при ДТП могут сильно различаться в зависимости от вида произошедшей аварии. При этом на сколько бы типов ни подразделялись аварии на транспорте, последствия каждого из них могут быть очень серьезными.

Статистика ДТП в России и в мире

Статистические данные позволяют оценить существующую проблему. Чтобы оценить её масштаб, рекомендуется узнать, сколько людей гибнет в автокатастрофах в мире и в РФ в год. Согласно статистике, выложенной на официальном сайте ГИБДД , число смертности людей в результате ДТП по России за 2018 год составило 16412 человек, а 192959 участника аварий получили ранения. В общей сложности за этот период произошло 151291 ДТП.

Мировая статистика ДТП довольно неоднозначна. Согласно данным ВОЗ, каждый день в автокатастрофах погибает около 3000 человек. Около 100 000 участников аварий получают тяжелые травмы. За год жертвами ДТП становится около 1,25 млн человек. Значение показателя установилось еще в 2007 году и с тех пор остается примерно на 1 уровне. Статистика ДТП по странам имеет следующий вид:

Нередко причиной ДТП становится алкогольное опьянение. Статистика аварий на дорогах по вине пьяного водителя по разным странам показывает, что в 2022 году в России жертвами нетрезвых или отказавшихся проходить освидетельствование автолюбителей стали чуть больше 3800 человек. Еще 22900 человек получили ранения разной степени тяжести. В США и Австралии по вине пьяных водителей происходит около 33% всех ДТП со смертельным исходом, а Новой Зеландии — 31%. При этом Всемирная Организация Здравоохранения также не удовлетворена антиалкогольным законодательством в некоторых государствах ЕС — Франции, Финляндии и Испании. В среднем в экономически развитых странах на долю пьяных водителей приходится приблизительно 20% аварий со смертельным исходом.

Как действовать при ДТП

Оказавшись в ДТП, водители часто впадают в панику и не знают, как поступить. Порядок действий закреплен в п. 2.5 ПДД РФ. В нем говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Человек выставляющий треугольник на дороге

Дальнейшие действия напрямую зависят от того, пострадали ли в результате аварии люди, или вред нанесен только имуществу. Порядок действий в первой ситуации фиксирует п. 2.6 ПДД РФ.

Норма содержит следующую информацию:

Если вред причинен только имуществу, в соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ водитель обязан зафиксировать произошедшее при помощи фото- и видеосъемки, а затем убрать транспортное средство с проезжей части, если оно мешает движению других автомобилей. Закон обязывает заснять:

Если участникам аварии не удается прийти к общему мнению в отношении определения виновников или иных нюансов произошедшего, необходимо записать имена и адреса проживания очевидцев произошедшего, а затем обратиться в полицию для получения дальнейших указаний.

Если обстоятельства разногласий не вызывают, необходимость в обращении в уполномоченный орган отсутствует. Схема действия в сложившейся ситуации может быть следующей:

  • оформить документы о происшествии, посетив ближайший пост ДПС или отделение полиции, предварительно зафиксировав случившееся при помощи фото- и видеосъемки;
  • оформить документы без привлечения уполномоченных лиц, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с нормами Положений о правилах ОСАГО владельцев ТС;
  • не оформлять документацию, если повреждено только имущество участников ДТП, но такой вариант может обернуться проблемами при получении компенсаций по страховке или договоренности.

При этом точный порядок действий после ДТП зависит от индивидуальных нюансов сложившейся ситуации.

Возможные последствия

Если водитель стал виновником ДТП, его могут привлечь к 1 из 3 видов ответственности. Гражданская ответственность наступает вне зависимости от того, был ли нанесен вред жизни и здоровью людей. В соответствии с нормами статьи 1079 ГК РФ, виновник происшествия должен компенсировать нанесенный ущерб. Обязанность в возмещении может быть наложена сразу на несколько лиц — на человека, находившегося за рулем, и на гражданина, предоставившего транспорт. Владелец машины может избежать гражданской ответственности только в том случае, если автомобиль был угнан.

Судейский молоток

Если действия гражданина стали причиной создания угрозы безопасности движения, а также жизни или здоровью человека, виновника происшествия могут привлечь к административной ответственности. В соответствии со статьей 12.24, за нанесение легкого вреда полагается штраф в размере 2500-5000 руб. или лишение прав на 1—1,5 года. Если был нанесен вред средней степени тяжести, размер взыскания возрастет до 10000-25000 руб. Альтернативой может стать лишение прав. Гражданин не сможет управлять автомобилем 1,5—2 года. В п. 6 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, говорится:

Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом — судебно-медицинским экспертом.

Если пострадавший получил тяжелые телесные повреждения или погиб, виновника происшествия привлекут к уголовной ответственности. Наказание зафиксировано в статье 264 УК РФ. В ней говорится:

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Автомобильные ключи и горлишко бутылки

Нахождение в момент аварии в состоянии алкогольного опьянения повышает суровость наказания. В соответствии с п.2 статьи 264 УК РФ, водителя привлекут к принудительным работам на срок до 3 лет или лишат свободы на срок до 4 лет. Если действия гражданина повлекли за собой гибель человека, продолжительность отработки увеличится до 4—5 лет. Альтернативой станет лишение свободы на срок до 5—9 лет. Во всех ситуациях водителя лишат прав на управление авто на 3 года.

Профилактика транспортных аварий

Государство старается предупредить возникновение некоторых аварийных ситуаций. В уполномоченных органах неоднократно поднимался вопрос о том, как можно снизить влияние человеческого фактора на возникновения ДТП и уменьшить число аварий. В соответствии с положениями ФЗ №196 от 10.12.1995 года, ИП и юр. лица обязаны допускать к управлению транспортом только водителей, имеющих соответствующую квалификацию. Дополнительно организации должны принимать участие в обеспечении безопасности дорожного движения с целью предотвращения ДТП.

В приказе Минтранса №7 от 15.01.2014 закреплен перечень требований, предъявляемых к профессионализму водителей. Дополнительно утверждена Программа занятий с водителями транспортных компаний. План мероприятий по предупреждению и профилактике аварийности на автотранспорте в обязательном порядке должен включать проведение соответствующих уроков. Итогом обучения становится проведение зачета.

Знак пешеходного перехода на дороге

Памятка водителю при ДТП

В первую очередь нужно заботиться лично о себе и собственной семье, а также окружающих. Для этого водителю необходимо знать, как не попасть в ДТП и не создать аварийную ситуацию. Эксперты советуют строго соблюдать ПДД РФ, выезжать только на исправном автомобиле и проявлять максимальную внимательность на дороге. Употребление алкоголя за рулем недопустимо. Риск аварии существует всегда. Однако соблюдая правила, водитель максимально обезопасит себя от возникновения подобной ситуации.

Если человек все же стал участником аварии, не стоит паниковать. Оценка ситуации и первые действия на месте ДТП должны выполняться на основании п. 2.5 ПДД РФ. Закон четко регламентирует, какие манипуляции обязан осуществить водитель.

Инструкция действий при аварии имеет следующий вид:

  1. Участники происшествия оказывают первую помощь раненым, если они присутствуют, и способствуют их доставке в медицинские учреждения.
  2. Водители оценивают состояние пострадавших в аварии машин. , если требуется.
  3. Подготавливаются документы для обращения к страховщику.
  4. Водитель дожидается решения о возмещении.

Эксперты советуют контролировать каждый этап оформления аварии. Виновник происшествия должен не допустить неправильной трактовки своих действий и преувеличения нанесенного ущерба.

Читайте также: