Назовите категории водителей наиболее подверженные монотонии

Обновлено: 02.07.2024

ВОДИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА / ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ИНТРОВЕРТ / ЭКСТРАВЕРТ / НЕЙРОТИЗМ / ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА / ОПРОСНИК "УТОМЛЕНИЕ МОНОТОНИЯ ПРЕСЫЩЕНИЕ СТРЕСС" / БОСТОНСКИЙ ТЕСТ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / THE DRIVER OF PUBLIC TRANSPORT / TYPE OF TEMPERAMENT / RESISTANCE TO STRESS / INTROVERT / EXTROVERT / NEUROTICISM / THE PERSONAL QUESTIONNAIRE BY G. AYZENK / THE QUESTIONNAIRE "EXHAUSTION MONOTONY SATIATION STRESS" / THE BOSTON STRESS TEST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна

Динамика параметров сердечно-дыхательного синхронизма у студентов при различных уровнях стрессоустойчивости

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS RESISTANCE OF THE DRIVERS OF PUBLIC TRANSPORT

Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОИЧИВОСТИ .

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS RESISTANCE OF THE DRIVERS OF PUBLIC TRANSPORT

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Увеличение количества транспорта на дорогах привело к росту числа аварийных ситуаций, в том числе ДТП с летальным исходом. При этом значительную долю дорожно-транспортных происшествий составляют те, причиной которых является человеческий фактор. Следовательно, работа по снижению аварийности на дорогах должна вестись не только с позиции технического контроля качества автодорог и транспортных средств, но и с точки зрения индивидуально-психологических особенностей людей, получающих возможность управления автотранспортом. Наиболее важен учет личностных особенностей для водителей, которые управляют общественным транспортом, поскольку жизнь пассажиров зависит не только от их мастерства, но и от особенностей личности. Водители городских маршрутов работают в экстремальных условиях. Дело в том, что им приходится совмещать монотонную работу (движение по одному и тому же маршруту в течение всего рабочего дня) и разнообразную деятельность, связанную с общением с пассажирами и соблюдением ПДД, особенно в час-пик.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой про-

блемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Психологические особенности личности рассматриваются в словарях и учебниках по психологии (К.К. Платонов [1], А.В. Петровский, В.А. Петровский [2], Л.Д. Столяренко [3], В.А. Бодров [4], П.Б. Зильберман [5], В.А. Крутецкий [6] и др.), общей психологии (О.В. Лозгачева [7], Е.В. Распопин [8], А.Л. Рудаков [9] и др.). Разнообразные методики на выявление особенностей личности предлагают издания по практической психологии [10]. Кроме того, множество исследований посвящено непосредственно изучению индивидуальных особенностей личности (М.Р. Кораблина [11], В.Л. Романова [12], B.C. Мерлин [13], В.Д. Небылицын [14], К.В. Судаков [15] и др.). Проблема стресса и его преодоления представлена в монографических работах М.В. Гамезо, И.А. Домашенко [16], Е.П. Свитко [17], Н.И. Спиридонова [18], Л.Л. Горячевой [19], Н.И. Даникова [20], А.Н. Дружинина, Б.С. Дехтяра [21], Л.Ю. Хрусталевой [22] и т.п., а также в журнальных статьях В.А. Пономаренко [23], С.Н. Ениколопова [24], А.Б. Леоновой [25], Н.В. Тарабриной [26], И.В. Герасимова [27], М.А. Кленовой, Ю.С. Захаровой [28], А.Н. Цветкова [29], Л.Ю. Кириной [30] и др.

Petrash Irina Aleksandrovna, Loseva Lyudmila Yurevna

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS .

Психологи и медики обозначили наиболее значимые аспекты психологических особенностей личности, а также проанализировали причины возникновения стресса и способы его преодоления.

Рисунок 1 - Диаграмма распределения водителей общественного транспорта по типам темперамента

В ходе использования опросника Г. Айзенка было выявлено, что основная часть водителей обладает типом темперамента сангвиник. Для водителей-сангвиников типична высокая работоспособность и эмоциональная константность. В условиях оживленного городского движения они проявляют себя достаточно хорошо, но при этом малоустойчивы к однообразным раздражителям. Если они двигаются по продолжительным прямым участкам дороги, где ландшафт однообразен, то легко могут заснуть за рулем. Поэтому водители-сангвиники отдают предпочтение дорогам с крутыми виражами, где имеются внезапные повороты и большое число пере-

крестков. Водители общественного транспорта, у которых преобладают черты сангвиника, более надежны именно в городской езде, нежели в поездках на далекие расстояния.

Водители-холерики - люди со стремительными реакциями, сильными чувствами, которые внезапно появляются и ярко проявляются внешне. Для них свойственна порывистость, эмоциональность, легковозбудимость, они склонны к неадекватным и эмоциональным вспышкам. Кроме того, холериков отличает высокая работоспособность, но, при этом, чрезмерная активность, которая, в свою очередь, связана с большим расходом нервной и психической энергии, что оказывает влияние на быстрое утомление. В течение половины дня они могут быть достаточно активными, а на протяжении последующего времени будут уставшими. Такие водители общественного транспорта меньше, чем остальные боятся опасностей, они достаточно решительны, инициативны, причем, недостаточно сдержаны, у них часто наблюдается бессистемность в работе. Водители, которые часто превышают скорость, как правило, именно люди с данным типом темперамента. При управлении транспортом они все время нуждаются в постоянном контроле или самоконтроле.

Небольшая доля водителей общественного транспорта обладают таким типом темперамента, как флегматик и меланхолик. Флегматики очень спокойны, уравновешены, практически никогда не нервничают, у них очень редко может возникнуть стресс. Этих людей трудно вывести из себя, как правило, прежде чем что-то сказать, они это обдумают. Жесты и мимика у них невыразительны и однообразны. Прежде, чем что-то сделать или принять какое-либо решение, они долго будут это обдумывать, анализировать. Такие водители отлично подходят для дальних рейсов, поскольку у них высокая устойчивость к монотонным раздражителям, они не будут засыпать за рулем при однообразном пейзаже. Но реакция водителей-флегматиков обычно замедленная, что затрудняет действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени. Медлительность водителя с флегматическим темпераментом может компенсироваться профессиональным опытом, благодаря которому он заранее и достаточно точно будет прогнозировать развитие дорожной обстановки.

У меланхоликов слабая реакция, медленно меняется настроение. Они достаточно тяжело переживают жизненные трудности, часто замыкаются в себе, малообщительны, все их движения однообразны и медлительны. Водители общественного транспорта, для которых свойственна склонность к колебаниям, растерянность в сложной ситуации, нерешительность, наименее пригодны для водителей общественного транспорта.

Половина опрошенных водителей общественного транспорта обладает средним уровнем нейротизма (таблица 1). Такие водители проявляют спокойствие, уверенность, уравновешенность, но в стрессовых ситуациях могут проявить нерешительность, тревожность, может появиться паника. Практически у всех водителей общественного транспорта часто присутствует утомление, монотония, психологическое пресыщение и стресс.

степень ненротнзм утомление монотония пресыщение стресс

высогаш vpoEera 35 % 10 % 10% 5 % 10 %

средннн уровень 50% 80 % S5 % 80 % 90 %

ннжнн уровень 15 % 10 % 5 % 15 % -

У основной части водителей общественного транспорта в течение половины рабочего дня наблюдается высокая работоспособность, активность, но к концу дня она снижается и возникает утомление, что, в свою очередь, небезопасно. Утомление у водителей возникает от однообразной работы. У 10% водителей низкая работоспособность, активность у них проявляется крайне ред-

Петраш Ирина Александровна, Лосева Людмила Юрьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ .

ко, достаточно часто присутствует чувство усталости. Такие водители могут допускать ошибки в процессе управления транспортным средством (например, из-за утомления не заметят пешехода, переходящего пешеходный переход, или не обратят внимание на встречный автомобиль). У большей части водителей общественного транспорта присутствует монотония, вследствие чего решения принимаются медленнее обычного. Это происходит от того, что каждый день водители городского транспорта вынуждены действовать в условиях однообразия. Они часто бывают нервными, у них могут присутствовать только негативные эмоции, зачастую грубят пассажирам. Очень часто эти водители чувствуют сонливость, могут быть неторопливы. У водителей общественного транспорта часто возникает стресс, присутствуют негативные эмоции, что может возникнуть в силу разных причин.

Рисунок 2 - Диаграмма стрессоустойчивости водителей общественного транспорта

Наибольшее число водителей общественного транспорта достаточно активны, подвижны, легко справляются с различными задачами, быстро выполняют просьбы начальства. Они всегда находятся в хорошем настроении, умеют найти общий язык, как с коллегами, так и с пассажирами. В условиях оживленного городского дорожного движения проявляют себя достаточно хорошо, но, при этом, они недостаточно устойчивы к монотонным раздражителям. Также для водителей общественного транспорта свойственно сильное сопротивление стрессу. К стрессовым ситуациям они достаточно устойчивы, почти никогда не нервничают, а спокойно и адекватно подходят к любой проблеме, их трудно вывести из себя. Чтобы все решилось самым лучшим образом, ищут разные способы решения проблемы и часто прибегают к логике. Для таких людей свойственная гармоничная, спокойная жизнь, без гнева, негативных эмоций. Они меньше, чем остальные, подвержены неврозу. Имеют хорошее душевное равновесие, вполне удовлетворены жизнью, что сказывается не только на настроении, душевном состоянии, отношениях с окружающими, но и на работе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Уровень стрессоустой-чивости водителей общественного транспорта напрямую зависит от психологических особенностей личности, в первую очередь от типа темперамента. Сангвиники, для которых свойственна сообразительность, активность, общительность, эмоциональная устойчивость, имеют сильное сопротивление стрессу. К любой возникающей на дороге проблеме стараются подойти спокойно и адекватно ее решить. С окружающими поддержива-

ют хорошие отношения, у них всегда отличное настроение. Такие водители практически никогда не грубят пассажирам, вежливо разговаривают и, если им кто-то нагрубил, не станут грубить в ответ, просто промолчат или спокойно ответят. Водители-холерики решительны и инициативны на дороге, но при этом недостаточно сдержаны, в силу чего могут нарушать правила дорожного движения. Поэтому для водителей общественного транспорта с холерическим типом темперамента необходим постоянный самоконтроль. Для меланхоликов и флегматиков свойственно спокойствие, медлительность, замкнутость. У водителей с данными типами темперамента присутствуют негативные эмоции, часто возникает раздражительность, стресс; они могут долго переживать, нервничать даже из-за небольшой неприятности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2014. 459 с. ISBN 4-9211-406756-7.

7. Лозгачева О.В. Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 452 с. ISBN 5-7563-5002-6.

8. Распопин Е.В. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 2014. 452 с. ISBN 6-5552-13327-5.

10. Немов Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 320 с. ISBN 5-8056-5369-8.

13. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 2014. 296 с. ISBN 5-94444-57356-7.

14. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избр. психологические труды. М., 2016. 378 с. ISBN 5-2336-5363227-4.

15. Судаков К.В. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2016. 207 с. ISBN 555-5369-1023-5.

16.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Стресс и его причины. М., 2015. 257 с. ISBN 5-4589-1556-7.

17. Свитко Е.П. Все о стрессе. М.: АСТ, Олимп, 2017. 192 с. ISBN 5-10236-5246-8.

20. Даников Н.И. Депрессия. Неврозы. Страхи. Стрессы. На вашей стороне сама природа. М.: Этерна, 2017. 148 с. ISBN 4-2144580223-7.

21. Дружинин А.Н. Как защитить себя от стресса/ А.Н. Дружинин, Б.С. Дехтяр. М.: Фаир-Пресс, 2015. 176 с. ISBN 5-9636-57356-7.

22. Хрусталева Е.Ю. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. М.: Технологии развития ООО, 2016. 368 с. ISBN 213-530124-246-1.

24. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998. № 3. С. 50-56.

25. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитаци-онной работы. 2001. № 11. С. 2-16.

26. Тарабрина Н.В. Психологические последствия воздействия стрессоров высокой интенсивности: посттравматический стресс // Психологический журнал. 2012. Т. 33, .№ 6. С. 20-33.

29. Цветкова А.Н. Роль стресса в жизни // Электронный на-

Petrash Irina Aleksandrovna, Loseva Lyudmila Yurevna

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STRESS .

Статья поступила в редакцию 29.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

Состояние монотонии характеризуется сонливостью, замедлением реакции, снижением остроты восприятия дорожной обстановки.

Одним из основных условий профилактики монотонии является соблюдение режимов труда и отдыха, полноценный отдых перед рейсом и полноценный сон.

Дорожно-транспортные происшествия, причиной которых явилось возникшее состояние монотонии водителя, особенно в ночное время, отягчаются высокой тяжестью последствий.

По результатам проведенных исследований выявлено существенное различие между самооценкой водительской квалификации, и ее реальным уровнем. Только 4 % водителей из нескольких тысяч опрошенных признали необходимость повышения своего профессионального мастерства. Последствия такой самонадеянности с точки зрения безопасности движения очень серьезны. Величина превышения реального уровня водительского мастерства и уровень опасности поведения в различных ДТС, тесно связаны. Чем значительнее превышение, тем больше рискованных действий совершает водитель при управлении автомобилем.

На рис. 1. приведена зависимость изменения уровня самооценки водителя от опыта управления автомобилем.


Рис. 1. Изменение самооценки мастерства водителя в процессе
приобретения опыта управления автомобилем.

На представленном графике выделяются три наиболее характерные стадии. Граница первой находится при пробеге 20 - 25 тыс. км; на этой стадии большинство водителей склонно к реальной оценке своих возможностей или даже к их некоторой недооценке. Установлено, что причины происшествий, возникающих в течение этого периода времени, объясняются, в первую очередь, недостатком знаний и навыков поведения в дорожном движении. Меньшее влияние на возникновение ДТП оказывает несовершенство технического мастерства; доля дорожно-транспортных происшествий у молодых водителей, вызванных сознательными нарушениями или рискованным поведением, невысока.




Ошибки, совершаемые водителями, очень разнообразны как по характеру, так и по причинам. Для того, чтобы их систематизировать, воспользуемся схемой (рис. 2), иллюстрирующей деятельность по управлению автомобилем в виде двух блоков из четырех функций. При выполнении каждой из функций может быть допущена ошибка.

Ошибки восприятия выражаются в том, что потенциальная опасность либо полностью не обнаруживается, либо обнаруживается с опозданием. Например, остался незамеченным пешеход, вышедший из-за стоящего автобуса, или знак, предупреждающий об опасности и т.п.

Когда признаки опасности ДТС обнаружены вовремя, то и в этом случае могут возникнуть ошибки оценки параметров ситуации. Например, водитель обнаружил автомобиль, подъезжающий к нерегулируемому перекрестку справа, но из-за неправильной оценки скорости автомобиля сделал неправильное предположение о возможности проезда пересечения первым. Ошибки оценки обычно являются результатом неверного определения таких параметров ситуации, как скорость, дистанция, ускорение, расположение на проезжей части, расстояние до объекта.


Рис. 2. Условная схема принятия решений водителем.

Еще одна группа ошибок связана с принятием решения. Можно вовремя и правильно оценить ситуацию, но принять неверное решение. Например, несмотря на то, что впереди на близком расстоянии движется встречный автомобиль, начать обгон. Или увеличить скорость движения перед крутым поворотом дороги. Причины таких ошибок чаще всего связаны с сознательным риском.

И, наконец, ошибка выполнения действий. И опасность воспринята своевременно, и оценка верна, и решение принято правильное, например, объехать препятствие, но вращение руля выполнено так резко, что это привело к опрокидыванию автомобиля.

Причины возникающих ошибок при управлении транспортным средством чрезвычайно разнообразны. Типовые ошибки водителей, встречающиеся наиболее часто, представлены в таблице 6.

Ошибки водителя представляют своеобразный индикатор, характеризующий его профессиональное мастерство не только с количественной, но и с качественной стороны. Известно, что с приобретением водительского стажа, число ошибок уменьшается, а сами ошибки становятся иными.

Каким же образом изменяется тип ошибок с увеличением водительского стажа?

Рассмотрим результаты опроса водителей. Водителям, имеющим различный стаж работы, была предложена анкета, в которой перечислялись различные типы ошибок. Требовалось отметить ту, которая явилась на их взгляд главной причиной дорожно-транспортного происшествия или критической ситуации, возникшей по их вине в течение последних 4 - 5 месяцев. Оказалось, что наиболее серьезными ошибками, приводящими к опасным инцидентам на дороге, являются ошибки оценки ситуации. По мнению водителей, они были главными причинами в 47 % случаев всех опасных инцидентов (рис. 3). Далее следуют ошибки восприятия, принятия решений и выполнения действий. Результаты опроса показали, что подавляющее число ошибок связано со способностью воспринимать и оценивать опасности в дорожном движении.

1. Психофизиологические основы деятельности водителя и безопасность движения

4. Надежность водителя – это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего

Профессиональная пригодность
водителя
состояние здоровья
познавательные
способности
личностные качества
Профессиональная
подготовленность водителя
профессиональные знания и
навыки

Состояние здоровья
Постановление
Правительства РФ от 29
декабря 2014 г. N 1604 О
перечнях медицинских
противопоказаний,
медицинских показаний и
медицинских ограничений к
управлению транспортным
средством
психические заболевания:
шизофрения, органические
психические расстройства,
расстройства настроения,
стрессовые неврозы,
возрастные расстройства
личности, умственная
отсталость, последствия
от употребления
психоактивных веществ
и эпилепсия.
заболевания зрения:
ахроматопсия (недостаток зрения, вследствие
которого различение цветов делается
невозможным) и слепота обоих глаз.

7. функции коры головного мозга человека, которые обеспечивают познание окружающего мира и реакции человека на то, что происходит

Познавательные
способности
функции коры головного мозга человека, которые обеспечивают
познание окружающего мира и реакции человека на то, что
происходит в этом мире.
1.
2.
3.
4.
5.
Ощущения
Восприятие
Внимание
Память
Мышление

10. Слуховая система

11. Зрение. Характеристики зрения

1. ОСТРОТА ЗРЕНИЯ
способность различать форму и
детали предметов.
Острота бокового зрения ниже в 4
раза, чем центрального
Близорукий водитель хорошо
видит показания приборов на
приборной панели, но плохо дорогу, а дальнозоркий,
наоборот, четко видит дорогу и
хуже - показания приборов.

2. ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
пространство, видимое глазу при неподвижном взгляде и
голове. Бинокулярное поле зрения (двумя глазами)
составляет 120-130 градусов и охватывает почти всё
пространство перед автомобилем.
Лица, у которых поле зрения сужено более чем на 20°, к
управлению автомобилем не допускаются.

3. Видимость
возможность различать особенности окружающей
обстановки, которая зависит от освещенности
предметов и прозрачности воздушной среды.
• ухудшается в темное время суток, в тумане, в дождливую
погоду, при снегопаде и движении по пыльной дороге, при
ослеплении глаз водителя светом фар транспортных
средств
В темное время суток почти невозможно цветоощущение
предметов, и их различают не по цвету, а по контурам и яркости.
Ночью расстояние обнаружения объектов
сокращается вдвое по сравнению со
светлым временем, хотя водителю
может казаться, что они находятся далеко.

4. Адаптация после ослепления
Как должен поступить
водитель
автомобиля, если его
ослепил дальним
светом автомобиль,
движущийся
навстречу?
Включить
аварийную
световую
сигнализацию
и, не
перестраивая
сь, снизить
скорость
движения и
остановиться.

Виды нарушений зрения
Дальтонизм
Снижение остроты зрения
Сужение поля зрения
Оптические (зрительные) иллюзии

25. ВОСПРИЯТИЕ

Качество
восприятия
водителя
зависит от
способности
правильно и
быстро
воспринимать
пространство и
время, что
лежит в основе
водительского
расчета.
При восприятии пространства (формы, объема предмета и расстояния
между предметами) для водителя автомобиля наиболее важна оценка
расстояния между предметами и удаленности их от него.

27. Иллюзии перспективы

28. Иллюзия освещенности

29. Искажение восприятия расстояния и скорости в зависимости от цвета автомобиля:

Темные автомобили:
Скорость кажется меньше
Расстояние кажется дальше
Светлых цветов :
(белого, красного)
Скорость кажется больше
Расстояние кажется меньше
Именно этим объясняется, то
что
автомобили
темных
цветов значительно чаще
попадают в аварии.

30. Искажение восприятия расстояния и скорости в зависимости от размера автомобиля:

Скорость крупных транспортных
средств (автобусов,
автопоездов) кажется меньше
Скорость более мелких
(мотоциклов, легковых
автомобилей) кажется больше,
чем на самом деле.

Определение
безопасной
дистанции
до впереди идущего
автомобиля относится
к вопросам
зрительного
восприятия.

32. это процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации

33. Виды памяти, связанные с видами восприятия и необходимые водителю:

• зрительная (позволяет запоминает ориентиры на
дороге, ее характер и особенности);
• слуховая (позволяет на слух контролировать работу
двигателя и других агрегатов автомобиля);
• двигательная (обеспечивает выполнение различных
движений при работе с органами управления
автомобилем).

Отвлечение
внимания
обеспечивает
сосредоточение
сознания на самых
важных задачах и
отсеивает всю ненужную
информацию.
это потеря
направленности
сознания на важный
для безопасного
управления
транспортным
средством объект и
переключение
внимания на другой
объект, неважный в
данный момент для
обеспечения
безопасности.

37. Причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством

• Использование телефона
• Поведение пассажиров
• Курение, принятие пищи или
напитков
• Громкая музыка
• Плохое настроение и
раздражительность

Свойства внимания:
Объем внимания
Распределение внимания
Переключение внимания
Концентрация внимания
Устойчивость внимания

Время, затраченное на поиск, у здорового человека
с хорошим вниманием составляет 25-30 секунд на
одну таблицу

41. Объем внимания – 7+2 единицы Количество объектов или их элементов, способных восприниматься одновременно с одинаковой степенью

отчетливости и ясности
Знаки
Транспорт
Сфетофоры
Контролирует работу двигателя
Считывает показания приборов
Разговаривает с пассажирами

Распределение внимания
способность рассредоточить внимание на
значительном пространстве информационного
дорожного поля, параллельно выполнять несколько
видов деятельности или совершать несколько
различных действий.

Переключение внимания
– это умение переключать сознание между
различными объектами на дороге и в
автомобиле.
Водитель, чтобы не допускать
ошибок при управлении автомобилем, должен быстро
переключать внимание с
одного объекта на другой,
своевременно прекращать
начатые действия, а нередко
изменять их на
противоположные. Скорость
переключения внимания
зависит от опыта водителя

Концентрация внимания
– это способность сосредоточиться на
главном, отсекая все лишнее, что
находится за пределами главной задачи.
Устойчивость внимания
— состояние сосредоточенности на
каком-либо объекте, предмете
деятельности, не отвлекаясь и не
ослабляя концентрации

ОПАСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ НА
УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
нарушение
внимания
искаженное
восприятие
реальности
обман чувств
замедление
реакции
неправильная
оценка скорости
и расстояния
притупление
чувства
опасности

46. Влияние медикаментов на восприятие дорожной обстановки

Под воздействием монотонии
ухудшение внимания и кратковременного
запоминания
нечувствительностью к внешним
раздражителям
затормаживание всех процессов –
увеличение времени реакций
субъективное ощущение скуки
сонливость, вялость

Способы профилактики
монотонии
не следует сосредоточивать свое
внимание на однообразной дороге,
думайте о посторонних вещах
обращайте внимание на окружающую
природу — на особенности ландшафта,
облака, пролетающих птиц
жевание сушеных фруктов или кислых
конфет, жевательная резинка

Способы профилактики усталости
1.Позаботьтесь о здоровом сне
2. Обеспечьте проветривание салона автомобиля
ВАЖНО: Не допускайте длительной работы кондиционера в режиме
рециркуляции (забора воздуха из салона).
3. Время от времени проводите зарядку
4. Выполняйте зарядку для глаз
5. Сделайте массаж биологически активных точек
6. Если у вас нет медицинских противопоказаний, выпейте кофе
ВАЖНО: Употребление кофе может вызвать повышение артериального
давления, что особенно опасно для людей, страдающих гипертонией. Прежде
чем употреблять тонизирующие напитки, убедитесь, что это не навредит
вашему здоровью!
7. Используйте эфирные масла

53. МЫШЛЕНИЕ

процесс установления существенных связей между
предметами и явлениями, между причиной и следствием, процесс
решения задач и принятия решений.
Основные задачи для водителя – это задачи реагирования на
изменение дорожной обстановки.
Мышление организует процесс принятия решений и действий
водителя в различных дорожных ситуациях.
Мышление водителя совершенствуется в процессе
профессиональной деятельности.

Умение анализировать — это прежде всего умение
классифицировать все встречаемые объекты по определенным
категорям в зависимости от их влияния на безопасность
движения автомобиля. Можно выделить три основные категории
объектов.
Объекты,
угрожающие
безопасности
движения
автомобиля. К ним могут относиться неподвижные препятствия,
такие, как стоящие автомобили или столбы, движущиеся
препятствия — пешеходы, автомобили, велосипедисты и
препятствия, закрывающие обзор, — холмы, строения, деревья.
Объекты информационного характера. К ним относятся
дорожные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика.
Объекты, не представляющие опасности для движения
автомобиля, — реклама, пешеходы, идущие по тротуару, и т. д.

сила нервных процессов
- человек сохраняет высокую работоспособность длительное время
- в сложных ситуациях держит себя в руках.
- не раним, слабо реагирует на слова, взгляды, насмешки
- обладает устойчивым вниманием по отношению к мелким воздействиям
Слабый тип нервной системы ведет себя соответственно с точность наоборот.
уравновешенность нервных
процессов
- ведет себя спокойно в
раздражающей обстановке
- без труда подавляет ненужные
эмоции.
- работает равномерно
- прогоняет отвлекающие
мысли
подвижность нервных процессов
- быстро и адекватно реагирует на
изменения в ситуации
- легко отказывается от выработанных
стереотипов в поведении.
- без труда переходит от покоя к активной
деятельности
- быстро возникают и ярко проявляются
эмоции

Энергичность
Динамичность и
стремление решать
новые задачи.
У сангвиника
нервные процессы более
сбалансированы.
Такие водители могут
долго оставаться за
рулем.
Иногда излишняя
энергичность
способствует
совершению ошибок на
дороге.

Флегматик
Водят автомобиль
спокойно и уверенно
Ездят на невысокой
скорости
Быструю езду не
любят, так как это
чревато для них
серьезными ошибками.
Флегматичные люди
редко рискуют ради
удовольствия.

Женский
стиль
вождения?
Российские водители-мужчины
попадают в ДТП почти в 6 раз чаще
женщин, при этом число
смертельных исходов в авариях
по вине мужчин превышает
"женский" показатель более чем в 10
раз. Такие данные приводятся
в опубликованном ГИБДД МВД
России статистическом отчете.

67. Основы эффективного общения на дороге, страхи за рулем и решение конфликтов на дороге

Основными причинами
конфликтов на дороге являются
- конкуренция с другими
водителями
- неуважительное отношение друг к
другу.

Эмоции, переживания - это свойственное
человеку своеобразное субъектное
отношение к окружающей
действительности и самому себе.
Эмоциональный стресс - состояние ярко
выраженного психоэмоционального
переживания человеком конфликтных
жизненных ситуаций, которые остро или
длительно ограничивают удовлетворение
его социальных или биологических
потребностей.

Держитесь подальше от машин, едущих слишком
медленно или слишком быстро. Возможно, за рулём
находится не совсем адекватный человек.
Если водитель ругается или демонстрирует вам грубые
жесты, никогда не проявляйте грубость в ответ. Постарайтесь
не обращать внимания на его агрессию. Старайтесь не
смотреть на этого человека в упор.
Если агрессивный водитель приближается к вам, не выходите
из своей машины, закройте двери.
Если ситуация вышла из-под контроля, вызовите полицию.

— особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

Основы эффективного общения:

— понятие общения, его функции, этапы общения;

— стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как восприятие и понимание других людей);

— характеристика вербальных и невербальных средств общения;

— качества человека, важные для общения;

— барьеры и межличностном общении, причины и условия их формирования;

— общение в условиях конфликта;

— особенности эффективного общения;

— правила, повышающие эффективность общения.

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов:

— эмоции и поведение водителя;

— эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация);

— изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях;

— управление поведением на дороге;

— экстренные меры реагирования;

— способы саморегуляции эмоциональных состояний;

— конфликтные ситуации и конфликты на дороге;

— причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения;

— тип мышления, приводящий к агрессивному поведению;

— изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов;

— влияние плохого самочувствия на поведение водителя;

— правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Практические навыки. Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта . Психологический практикум.

Билеты к зачету по предмету

БИЛЕТ №1

  1. Память — это
  • психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности
  • отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств
  • психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей
  • познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.
  1. К познавательным функциям не относится:

2) логика

БИЛЕТ №2

1) Качество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

2) Количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

  1. Спокойный, неспешный, любящий размеренность и обстоятельность человек по типу темперамента:

2) флегматик

БИЛЕТ №3

  1. Характер человека — это совокупность индивидуально-психологических особенностей, проявляющаяся в:

1) задатках и способностях

2) сенсорной организации личности

3) способах типичного реагирования

4) стратегиях решения мыслительных задач

  1. Выберите правильную последовательность видов мышления в процессе онтогенеза:
  • наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
  • наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое.
  • словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное.

1) возникает независимо от воли и намерения человека, а лишь благодаря воздействия раздражителей.

2) направляется на объекты под влияниям принятых решений и поставленных человеком сознательных целей.

БИЛЕТ №4

  1. К нарушениям подвижности мышления относятся:
  • Ускоренное мышление
  • Обстоятельное мышление
  • Вязкое мышление
  • Замедленное мышление

5) Детализированное мышление

  1. Водителю приходится выполнить большое количество действий по управлению автомобилем. Назовите причины ошибочности некоторых действий:
    • Дефицит времени приема информации
    • Дефицит общения с пассажирами
    • Дефицит времени переработки информации
  1. Преимущественная направленность личности описывается парой понятий:

1) интроверсия-экстраверсия

БИЛЕТ №5

  1. Перечислите основные факторы влияющие на видимость дороги:
  • Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС
  • Геометрические характеристики поперечного профиля, геометрические характеристики продольного профиля, индивидуальные свойства слуха, обзорность с места водителя, скорость движения ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС
  • Геометрические характеристики продольного профиля, геометрические характеристики поперечного профиля, индивидуальные свойства зрения, обзорность с места водителя, масса ТС, обустройство придорожной полосы, метеорологические условия, время суток, дальность и эффективность свечения световых приборов ТС
  1. Переживания отношений к предметам и явлениям — это:

1) эмоции

  1. Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента
  • Фаза I Активация.
  • Фаза II Эскалация.
  • Фаза III Кризис.
  • Фаза IY Восстановление.
  • Фаза Y Стабилизация.

БИЛЕТ №6

  1. Активность, связанная с достижением частных целей деятельности, называется:

5) действие

  1. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы — обязательная черта таких познавательных процессов, как:
  • ощущение
  • восприятие
  • мышление
  • воображение
  • внимание
  1. Уровень агрессии индивида тем выше
  • Чем ниже уровень его социализированности
  • Чем выше уровень его социализированности

БИЛЕТ №7

  1. Чаще всего агрессивное поведение развивается под действием следующих факторов:
  • Злоупотребление психоактивными веществами,
  • Детские психические травмы и дефекты воспитания.
  • Проблемы в личной жизни, неустроенность, социально – бытовые трудности.
  • Накопление нервного напряжения, отсутствие полноценного отдыха.
  • Все ответы правильные
  1. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:
  • абсолютным верхним порогом ощущений
  • абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
  • болевым порогом
  • дифференциальным порогом ощущений
  • оперативным порогом ощущений

БИЛЕТ №8

  1. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?
  • адаптация;
  • сенсибилизация;
  • реминисценция;
  • иллюзия.
  1. Выберите черты характера положительно влияющие на надежность водителя
    • Объяснение неудач обстоятельствами
    • Спокойствие
    • Внимательность
    • Эгоцентризм
  1. Объем внимания взрослого человека составляет:
  • 5-7 простых фигур
  • 6-9 простых фигур
  • 9-11 простых фигур
  • 12-13 простых фигур

БИЛЕТ №9

  1. Выберите черты характера отрицательно влияющие на надежность водителя:
    • Доброжелательность
    • объяснение неудач своими ошибками

3) склонность к риску

4) беспечность, самоуверенность

  1. Выберите правильную очередность развития конфликта;

1) предметная ситуация, разрешение конфликта, конфликтное взаимодействие

Монотония - так называется функциональное состояние, при котором снижается работоспособность и пропадает интерес к работе

Монотония – это в психологии состояние пресыщения, снижения работоспособности при длительном выполнении одной и той же работы или при выполнении монотонной деятельности. Больше остальных людей этому подвержены спортсмены, автомобилисты, операторы станков на заводах. Однако в целом с таким состоянием можно столкнуться где угодно: на работе, в учебе и даже в быту (бытовая монотония).

Что такое монотония простыми словами

Какая работа считается монотонной, ее элементы:

  • многократное повторение одних и тех же действий;
  • малая продолжительность цикла действий по времени (60 секунд и меньше);
  • не больше 4-5 элементов в производственных операциях;
  • простота действий.

Важно не путать монотонию с состоянием усталости. Последнее может возникнуть при выполнении любой деятельности, длительном напряжении. Первое – только в ответ на монотонную работу.

Симптомы и признаки монотонии

Признаки и симптомы монотонии:

При дополнительном усилии человек может побороть все названные проявления, но это требует больших волевых затрат. Поэтому при продолжительном насилии над собой человек неизбежно оказывается в состоянии истощения.

Тогда наблюдаются такие симптомы:

На запущенных стадиях иногда наблюдаются галлюцинации. Например, при монотонной деятельности и дефиците общения человек может начать слышать голоса.

признаки монотонии
признаки монотонии
признаки монотонии

Состояния, противоположные монотонии: психическое напряжение и возбуждение, страсть, азарт, интерес.

Состояние монотонии и его формы

водители больше других людей подвержены монотонии

В психологии принято выделять два вида монотонии:

  1. Сенсорная монотония. Человеку не хватает общения, эмоций, впечталений. Иногда этот вид называют информационным голодом.
  2. Двигательная монотония. Человеку не хватает разнообразия движений. То есть речь идет о монотонной работе в одной и той же позе и/или за счет одних и тех же мышц.

Формы проявления монотонии встречаются как по отдельности, так и вместе.

Причины монотонии

Особенности монотонной работы мы уже рассмотрели, это же можно отнести к причинам. А также к причинам возникновения относится дефицит творчества в работе, низкий или очень высокий темп работы (суть – несоответствие индивидуальной работоспособности сотрудника).

Кроме этого, психологи отмечают связь монотонии и стресса. Что еще может привести к монотонии водителя, спортсмена, оператора станка и любого другого человека:

Вот как соотносятся монотония и стресс (графики отражают работоспособность человека):

стресс и монотония

Тест на устойчивость к монотонии

Одни люди более устойчивы, другие менее. Это зависит от ряда индивидуально-психологических особенностей:

  • темперамента;
  • типа нервной системы;
  • установок личности;
  • профессиональной подготовки работника.

Определить устойчивость можно при помощи специальных тестов на выявление устойчивости к монотонии. Их используют при отборе кадров на рабочее место. Например, можно использовать диагностическую методику по выявлению устойчивости к монотонии, оценки монотоноустойчивости личности Н.П. Фетискина (тест на монотоноустойчивость личности).

На основе полученных характеристик личности опрашиваемого тест делит людей на монотофилов (те, кому нравится выполнять монотонную работу) и монотонофобов – тех, кто боится монотонной работы и категорически не приемлют ее.

тест на устойчивость к монотонии
тест на устойчивость к монотонии
тест на устойчивость к монотонии

тест на устойчивость к монотонии

Подсчет баллов проводится по 8 шкалам (за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл, потом подсчитывается общий балл шкалы):

Последняя шкала – проверка искренности опрашиваемого человека. Если балл по этой школе больше 5, то результаты теста стоит признать недостоверными, недействительными.

Определение степени монотоноустойчивости по отдельным шкалам:

  • низкий уровень: 1-2 балла по шкалам I, V и VI и 1 балл по шкалам II, III, IV и VII;
  • средний уровень: 3-4 балла по шкалам I, V и VI и 2-3 по II, III, IV и VII;
  • высокий уровень: 5 баллов по I, V и VI и 4 по II, III, IV и VII.

Кроме этого, можно посчитать общий балл по шкалам и определить уровень монотоноустойчивости по следующему ключу:

О чем говорит низкий уровень монотоноустойчивости:

  • повышенная чувствительность к работе в условиях монотонности;
  • в работе преобладает мотив нереализованности личного потенциала;
  • при монотонном труде отсутствует личный смысл;
  • нравится творческая работа, изучать что-то новое;
  • при монотонной работе падает эффективность труда, случаются перепады в темпе и качестве.

О чем говорит средний уровень монотоноустойчивости:

  • нейтральная чувствительность к монотонной работе;
  • предпочитает привычную, малооперационную, репродуктивную (повторяющуюся за кем-то, по инструкциям) работу;
  • высокая способность к привыканию к однотипной работе;
  • доминирование нейтральных или позитивных эмоций при монотонном труде;
  • нестабильные результаты и эффективность труда при монотонной работе.

О чем говорит высокий уровень монотоноустойчивости:

  • низкая чувствительность к работе в условиях монотонности;
  • предпочтительна привычная деятельность;
  • нелюбовь к творческой работе;
  • высокая эффективность и производительность труда при однотипной работе;
  • стабильные показатели качества труда при монотонной работе.

Здесь вы можете бесплатно скачать тест Методика оценки монотоноустойчивости личности Н.П. Фетискина в формате Word (вопросы, ключи для подсчета, интерпретация результатов).

Диагностика монотонии

Для выявления монотонии проводят дифференциальную диагностику. Важно отличить нарушение от других схожих состояний, например, усталости, выгорания, стресса и т.д. Психолог анализирует жалобы клиента, а также проводит тестирование.

Предлагаем и вам ознакомиться с одной из популярных методик выявления монотонии – Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС). Авторы – А. Б. Леонова и С. Б. Величковская. Диагностируемые в опроснике состояния: утомление, монотония, пресыщение, стресс.

Оцените, насколько каждое из следующих высказываний соответствует вашему обычному состоянию на работе:

диагностика монотонии тест
диагностические методики выявления монотонии

методика выявления монотонии

Посчитайте баллы по каждому из диагностируемых состояний по формулам (в них указаны номера вопросов, вы должны вместо этого вписать свои баллы по этим вопросам):

  1. Утомление (ИУ): ((9 + 11+ 12+21+32) – (2+10+14+27+28)) + 25
  2. Монотония (ИМ): ((5 + 6+ 23+24+33+35) – (3+25+30)) + 15
  3. Пресыщение (ИП): ((4 + 13+ 15+19+36+39) – (1+17+20+26)) + 20
  4. Стресс (ИС): ((7 + 18+ 22+31+34+37+40) – (8+29+38)) + 15

Оцените степень выраженности каждого из состояний:

диагностика монотонии

Здесь вы можете бесплатно скачать полную версию теста Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) в формате Word.

Методы борьбы с монотонией

чтобы избежать монотонии водителю, нужно брать попутчиков

Лучшим способом преодоления состояния монотонии является кратковременный отдых. Вот какие приемы помогают избавиться от этого состояния:

  • дыхательная гимнастика;
  • гримасничанье (просто покорчите различные рожицы);
  • гимнастика для глаз;
  • движение челюстями;
  • разминка.

Кроме этого, нужно вернуть себе контроль. Для этого давайте сами себе задания, модернизируйте привычную работу. Например, водитель может дать себе такое указание: только плавно переключать передачи. А также важно концентрировать внимание на раздражителях из окружающего мира.

Что еще помогает избавиться от монотонии и предотвратить ее:

  • повышение интереса к работе (придумывайте сами себе дополнительную мотивацию, промежуточные цели);
  • изменение ритма выполнения задач или их последовательности;
  • внесение элемента новизны (любая мелочь даст положительный результат, например, сделайте перестановку на рабочем столе);
  • усиление влияния раздражителей (яркий свет, музыка, свежий воздух и т.д.).

Приемы, которые не помогают бороться с монотонией:

  • выпить кофе или другой энергетик;
  • выкурить сигарету;
  • побить себя.

И еще пара рекомендаций по видам деятельности.

Как преодолеть монотонию спортсменам:

  • менять спарринг-партнеров;
  • читать перед соревнованиями книги или смотреть фильмы и размышлять над ними.

Что помогает водителю противостоять монотонии:

  • прослушивание музыки или аудиокниг;
  • беседы с попутчиками или по телефону;
  • пение за рулем.

Если вы столкнулись с монотонией в жизни, то это означает, что вам не хватает ярких красок и новых впечатлений. Пришло время сменить круг общения, найти новое увлечение, поменять имидж. Возможно, вы решите переехать или сменить работу, профессию.

Чем опасна монотония

Чем опасна работа в условиях монотонии? Монотония приводит к снижению производительности и качества работы, а также к другим нежелательным последствиям. Например, водитель в состоянии монотонии может не заметить и сбить человека на дороге. Монотония – одна из главных причин несчастных случаев на производстве и аварий на дорогах.

Состояние монотонии может сохраняться на длительное время, что приводит к замкнутости человека, его изолированности от мира. Монотония в работе может перерасти в апатию в жизни.

Профилактика монотонии

В качестве профилактики монотонии психологи рекомендуют обратить внимание на основные мероприятия по борьбе с монотонией:

  • организация и соблюдение режима труда и отдыха;
  • чередование интеллектуального и физического труда, разминки;
  • обогащение содержания трудовых операций, внедрение творчества даже в автоматизированные процессы;
  • соотношение работоспособности отдельно взятого человека и требований к темпу выполняемой работы (индивидуальный подход в труде);
  • регулярное тонизирование работников на производстве (музыка, игры).

Эти же рекомендации может использовать любой человек, чувствующий, что его охватывает монотония. Рекомендуется делать все это до того, как почувствуете первую усталость. Например, через каждые 45 минут работы рекомендуется устраивать 15-минутные перерывы и разминку.

О сайте

Современный обширный справочник по фобиям, страхам и другим синдромам. Информация представлена в ознакомительных целях, не пренебрегайте консультацией специалиста.

Psichophobia 2021 © Все права защищены

Важная информация

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Читайте также: