Обозначение ладов на гитаре

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы во время чтения с нотного листа у гитариста не возникало затруднений с тем, каким пальцем и на какой позиции нужно играть ту или иную ноту, в гитарной музыке применяют специальные обозначения. В прошлой статье мы говорили о том, каким образом на гитарном нотном письме обозначаются пальцы правой руки. Сегодня поговорим об обозначениях левой руки, струн и ладов гитары.

Пальцы левой руки

Если пальцы правой руки обозначаются в большинстве нотных изданий буквами латинского алфавита – p, i, m, a, то пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами.

1 – указательный палец левой руки,

2 – средний палец,

3 – безымянный и

4 – мизинец.

Большой палец левой руки не участвует в звукоизвлечении. Его функция – поддерживать шейку грифа гитары и служить опорой для удобного нажатия на струны остальными четырьмя пальцами левой руки.

Струны гитары

Струны гитары изображаются арабскими цифрами в кружочках, как это представлено на рисунке снизу.

Лады гитары

Лады гитары на нотном письме обозначаются римскими цифрами.

I – это первый лад,

III – третий лад,

IV – четвертый лад,

Лады гитары соответствуют позициям.

Теперь, зная, каким образом обозначаются пальцы правой и левой рук, а также струны и лады гитары вам значительно легче будет разбираться в нотах, написанных для исполнения на гитаре.

Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса : 90 минут!

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.


Как работают лады?

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада - это теоретический способ ее обозначения:

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

D дорийский лад

1 2 b 3 4 5 6 b 7

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

E фригийский лад

1 b 2 b 3 4 5 b 6 b 7

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

Далее находится обзор 7-ми гармонических ладов C мажорной гаммы, их формулы и соответствующий им аккорд:

I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7

II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7

III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7

V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7

VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7

VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don't Play Like My Aunt Lucy ( я не играю как моя тетя Люси ).

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

1. C ионийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 7

Родственный аккорд: Cmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

2. D дорийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: Dm7

Используется поверх минорных аккордов

3. E фригийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Em7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

4. F лидийский лад

Родственный аккорд: Fmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

5. G миксолидийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: G7

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

6. A эолийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Am7

Используется поверх минорных аккордов

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

7. B локрийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Родственный аккорд: Bm7b5

Используется поверх полууменьшенных аккордов

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

Андрей Лешуков

! Постановка левой руки

Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть
в полусогнутом положении. Струны прижимаются кончиками
пальцев, за исключением игры приемом баррэ. Пальцы в
суставах не прогибаются; исключение представляет
указательный палец, который прогибается в том случае,
когда он прижимает одновременно две или три струны.
Большой палец струн не прижимает, он служит опорой для
четырех пальцев, прижимающих струны, поэтому он не
должен быть виден из-под, грифа. Струны надо прижимать
около ладов (металлических пластинок), но не сдвигать
их в сторону.
Условные обозначения пальцев левой руки (аппликатуры):

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами:
Указательный - 1
Средний - 2
Безымянны - 3
Мизинец - 4
Способы извлечения звука

Звук на гитаре извлекается посредством щипка, или,
точнее, удара по струнам кончиками пальцев правой руки.
Большой палец производит щипок от себя, указательный,
среднийи безымянный пальцы производятщипокксебе.
Приготовленный для удара палец должен
находитьсяперпендикулярно по отношению к струне. При
таком положении соприкосновение придает большую силу
удару, делая его более 6огатым обертонами. Извлекать
звук на струне можно от подставкии до грифа. Если мы
будем извлекать звук с одинаковой силой, постепенно
передвигая руку от подставки к грифу, то тембр
инструмента будет заметно изменяться. Отрезок, на
котором возможно извлекать звук, нужно разграничить на
три части:

1 верхнюю - у грифа(верхняя часть звуковой розетки),
2 среднюю - у нижней части звуковой розетки,
3 нижнюю - у подставки.

Самое сильное и яркое звучание инструмента - в середине
(у нижней части звуковой розетки). Здесь в основном и
извлекаются звуки. В нижней части (у подставки)
инструмент звучит довольно сильно и резко. Верхней и
нижней частью пользуются для перемены тембра. В
музыкальном произведении могут встретиться две
одинаковые фразы. Чтобы звучание одной фразы отличалось
от другой, следует дать разные тембры, - одну фразу
сыграть в верхней части, а другую - в нижней.
Чтобы инструмент звучал ровно и ярко, нужно помнить
следующее:
1. Удары пальцев по одной струне должны быть,
сосредоточены в одной точке.
2. При ударе по разным струнам пальцы должны
располагаться по прямой, перпендикулярной струнам

Андрей Лешуков

Примечание.
Если пальцы будут расположены в разных точках, звучание
инструмента будет плохое. Чем меньше задерживаются
пальцы на струнах во время удара, тем сильнее и ярче
звучит инструмент.

Существуют два способа извлечения звуков:
1. Ногтевой способ, когда звук извлекается, при помощи
ногтей на пальцах правойруки.
2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью)
пальцев правой руки.
Первый способ считается наиболее употребительным и
заключается в следующем: кончики подушечек пальцев
(ближе к ногтю) касаются струн и почти одновременно
струна скользит на ноготь, которыйизаставляет струну
звучать. От такого удара звук делается сильным и ярким.
При игре ногтевым способом ногти не должны быть
длиннее, чем на 1, 5-2 мм над уровнем подушечек
пальцев, должны иметь полукруглую форму и концы их
должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом
способе извлекает звук краем подушечки. Второй способ
извлечения звука состоит в том, что кончики пальцев
правой руки при ударе касаются только подушечками
пальцев, без участия ногтей. Таким способом концертанты
почти не пользуют, так как инструмент звучит гораздо
тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук
только мякотью пальцев, то ногти, разумеется, должны
быть коротко острижены. При извлечении звуков надо
овладеть двумя приемами, так как на них построена вся
техника правой руки: апояндо и тираидо.
Апояндо. Удары указательного, среднего и безымянного
пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть
по направлению к деке.
Тпрандо. Удары указательного, среднего и безымянного
пальцев, направленные снизу вверх, то есть от деки.
Удары пальцев правой руки, направленные сверху вниз и
снизу вверх, должны быть примерно под углом 45° по
отношению к деке.

Баррэ – это прием прижатия струн. Он заключается в том,
что указательный палец левой руки одновременно
прижимаетна одном ладу несколько струн или все струны.
Прижатие трех или четырех струн называется малым баррэ.
Прижатие пяти шести струн называется большим баррэ.
Указательный палец при приеме баррэ должен быть прямым,
его нельзя прогибать в суставах. (при исполнении
некоторых аккордов может возникнуть необходимость
незначительного прогиба этого пальца).
Чтобы звучание струн не сопровождалось дребезжанием
(что часто бывает у новичков) большой палец должен быть
под грифом, приблизительно против второго пальца.
Прижимайте струны около ладовой перегородки, постарайся
ощутить каждую струну под указательным пальцем и найти
оптимальное место прикосновение струны к пальцу. В
дальнейшем положение большого пальца будет определяться
сложностью данного аккорда. Когда указательный палец
выполняет баррэ, остальные пальцы должны свободно
перемещаться по струнам для прижатия нужных нот в
аккордах.
Баррэ в нотах может обозначен вертикальной квадратной
скобкой, но обычно он обозначается римской цифрой,
указывающийлад, на котором помещается указательный палец.

Позицией называется расположение пальцев левой руки на
грифе гитары, дающее возможность извлечь несколько
звуков разной высоты разными пальцами без перемещения
левой руки. При смене позиций левой руки на грифе
необходимо перемещать всю кисть руки сразу. Нужно
следить за тем, чтобы пальцы не слипались, а оставались
разомкнутыми. Каждый палец долженнаходиться над своим
ладом идержать как можно ближе к струнам.


В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).

Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.


Итак у нас есть цепь из 7 квинт. За тонику можно принять любой из 7 звуков.
Получаем 7 натуральных семизвучных ладов (если в звукоряде выбрать тонику - получим лад). Даю их в порядке убывания мажорности(от лидийского).

Справа вверху количество минорных и мажорных звуков. Большой буквой Т далее буду обозначать тонику

Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.

Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).


В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).

C мажор C фригийский

Звукоряд пентатоники

Звукоряд пентатоники

Существуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:

Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):


К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:

Звукоряды параллельных ладов

Звукоряды параллельных ладов

На квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.

Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:

Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи

Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи

Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:

Ещё 3 новых интервала

Ещё 3 новых интервала

Разберемся как образуются названия нот и интервалов.

Названия нот и интервалов

Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.

Здесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы

Здесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы

А теперь разберёмся, что такое гамма.

Гамма - это схема для музыкального инструмента с делениями, позволяющая получить последовательность звуков определенной частоты. Гаммы используют как для построения звукорядов ладов так и для околомузыкальных целей(музыканты "гоняют" разнообразные гаммы на инструментах для тренировки мышечной памяти и мышц рук). Ступень гаммы — порядковый номер звука(обозначают римскими). Схема отражает последовательность интервалов гаммы от предыдущей ступени до следующей. Основной интервал гаммы — тон, на инструменте с двенадцатиступенным делением октавы занимает 2 полутона.
Так выглядит мажорная гамма на фортепиано:

Мажорная гамма от до

Мажорная гамма от до

Уточнение разницы в понятиях

Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:

Звукоряд гаммы до мажор

Звукоряд гаммы до мажор

Интервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.

Читайте также: