Обучение вождению это дополнительное образование или нет

Обновлено: 04.07.2024

Уровень безопасности на дорогах, не в последнюю очередь, зависит от степени практической и теоретической подготовленности участников движения. Кандидаты в водители уже успели привыкнуть к тому, что полученные ими знания и умения будут проверяться в три этапа (два из которых они пройдут по месту обучения). И вот в конце 2019 года профильное министерство внесло изменения в порядок приемки практического экзамена. Так называемый Закон об автошколах 2020 года (а на самом деле изменения в Постановление о допуске к управлению ТС №1097) предлагает объединить две практические части испытания и передать их под контроль ГИБДД.

Цели и задачи закона

Порядок допуска граждан к управлению автомобилем и выдачи им водительских удостоверений регулирует сразу несколько постановлений и приказов профильных ведомств:

  • ПДД – Постановление Кабмина №1090;
  • закон о безопасности движения – закон №196-ФЗ;
  • о допуске к управлению и выдаче прав – Постановление Кабмина №1097;
  • регламент проведения испытаний – Приказ МВД №995;
  • актуальные изменения, вступающие в действие уже в 2020 году – Постановление Кабмина №1734.

Каждый из документов направлен на обеспечение максимально полного и объективного контроля за подготовкой будущих водителей (и косвенно, качеством работы обучающих их лиц). До октября 2020 года общая схема проведения экзаменов останется прежней:

Практический экзамен по вождению

С осени 2020 проверка практических навыков на площадке школы и городских улицах объединена

Важно! Практический экзамен для мотоциклистов будет все так же проводиться на закрытых площадках и после 1 октября 2020 года.

Ограничения по возрасту для обучающихся

С 2020 года вводится ограничение по минимальному возрасту обучающегося вождению (этот термин тоже, кстати, появился в ПДД только с 2020 года). Так, к учебной езде на дорогах допустят, п. 21.4 ПДД:

К практическим занятиям при вождении ТС, предназначенных для перевозки 8 и более пассажиров, с 18 лет допустят только тех, кто проходит военную службу и прошел соответствующее профобучение.

В соответствии с требованиями ст. 26 закона №196-ФЗ сами права на управление ученики получат не ранее своего совершеннолетия, за исключением случаев, когда:

  • кандидат учился водить мопед или мотоцикл – права выдаются с 16 лет;
  • человек хочет управлять ТС с 8 и более пассажирскими местами – свое удостоверение он получит не ранее 21 года от роду (военнослужащие – с 19 лет).

ограничение по минимальному возрасту обучающегося вождению

Обучаться вождению можно будет с 16 лет, но сами права, за некоторым исключением, выдадут не раньше совершеннолетия

Изменение правил подачи документов

Несколько расширен список документов, необходимых для допуска к экзамену и получения прав. До 2020 года в комплекте с заявлением установленного образца подавались:

  • паспорт;
  • медсправка;
  • свидетельство о прохождение обучения в автошколе;
  • письменное согласие одного из родителей (для несовершеннолетних);
  • российские права (при наличии, если открывается дополнительная категория, к примеру).

С начала 2020 года кандидату в водители придется подтверждать документально свое право на льготу по уплате госпошлины, размер которой предусмотрен ст. 333.33 НК:

  • национальное водительское удостоверение на простом пластике – 2000 руб.;
  • из материалов нового поколения – 3 000 руб.;
  • права международного образца – 1 600 руб. (без национальных не действительны на территории РФ).

Подать заявление и все приложения к нему можно и дистанционно, через единый портал Госуслуги. Для этого достаточно подписать документ простой цифровой подписью гражданина.

На территории России права международного образца действуют только вместе с национальными

Полезно знать! Оплатить пошлину также можно через портал Госуслуги. В этом случае будущий водитель сэкономит 30% стоимости (например, 1400 руб. вместо 2 000 руб. за национальные права), ст.333.35 НК. Скидка будет действовать до конца 2020 года.

Законодатели также усилили контроль над процедурой представления документов иностранного происхождения. Теперь в допуске к экзамену будет отказано, если заграничное удостоверение не будет соответствовать требованиям международных договоренностей РФ или будет предоставлено без заверенного перевода. Если же по каналам межгосударственного информирования выяснится, что кандидат-иностранец был лишен права на управление ТС или его документ недействителен, то ГИБДД могут аннулировать результаты уже сданных экзаменов.

Кроме того, с 2020 года могут отказать в назначении испытания, если:

  • кандидат не уплатит госпошлину до дня подачи заявления;
  • выяснится, что в период обучения в автошколе образовательное учреждение не имело лицензии (пусть даже и временно).

Обучение в автошколе

Оспаривание результатов экзамена

Принимать экзамены в ГИБДД может только тот сотрудник, который соответствует обязательным минимальным требованиям:

  • возраст – от 25 лет;
  • образование – высшее;
  • стаж вождения – от 5 лет;
  • открытые категории – не ниже той, по которой будет проверяться кандидат;
  • соответствие квалификационным требованиям МВД, наличие соответствующих знаний и навыков (Приказ №179 от 2017 года).

Ни в одном из этих документов не оговаривается, что экзаменатор должен проявлять безусловную объективность при проведении испытания. Хоть это и подразумевается, случаи разногласий между кандидатом и проверяющим не так редки.

С октября 2020 года у потенциальных водителей появится возможность досудебного обжалования неудовлетворительных результатов испытания. Предполагается, что делать это будут в порядке, который предусматривает раздел V Регламента. В данном приказе приведены два возможных срока рассмотрения жалоб – 5 или 15 рабочих дней.

Для того, чтобы лицо, не сдавшее экзамен по вине инспектора, могло доказать свою правоту, в Регламенте МВД предусмотрена возможность истребования видео- и аудиозаписей того, что происходило во время испытания, пп. 172-173 Приказа №995. Сохранность таких материалов должна обеспечиваться, минимум, в течение 30 дней.

Важно! Даже если кандидат сможет доказать, что экзаменатор допустил ошибку при оценивании его навыков, попытка не будет засчитана как успешная. Просто ее не зачтут как несдачу. А саму проверку практических умений на дороге придется пройти еще раз.

Добавление единого практического экзамена

Объединение двух частей практического экзамена в одну вызвало наибольшее количество возражений и споров как со стороны образовательных заведений (особенно тех, которые в свое время потратили немалые средства на переоборудование своих автодромов и внедрение автоматизированных систем), так и со стороны обучающихся там лиц.

Добавление единого практического экзамена

С 1 октября 2020 года сложнее придется тем ученикам, которые хотят продемонстрировать свои навыки в управлении ТС из других категорий (легковые, грузовики и для перевозки 8 и более пассажиров). Свой практический экзамен они будут сдавать на проезжей части с активным движением. Маршрут будет прокладывать проверяющий в соответствии с Приложением 2 к Правилам из Приказа №1097 (в редакции от 2019 года).

Задания, которые должен будет выполнить кандидат, теперь будут определять в соответствии с обновленным п. 14 Правил допуска (Приказ №1097). К примеру:

  • парковка задним ходом, с разворотом на 90 градусов;
  • разворот;
  • проезд перекрестка (с равнозначными и неравнозначными дорогами) и ж/д переезда;
  • обгон, разгон до максимально разрешенной скорости и перестроение;
  • начало движения и остановка для безопасной высадки или посадки пассажиров.

Изменение маршрута практического экзамена

Практический экзамен по вождению

С 1 октября 2020 года из Приложения 2 исчезнет перечень заданий, однако добавятся требования к выбору условий проведения экзамена. Так, экзаменатор обязан будет выбрать такой участок проезжей части, на котором есть:

  • для проверки первоначальных навыков – твердое асфальтовое покрытие с малоинтенсивным движением (это могут быть закрытые автодромы школ, тупики, другие ограниченные участки);
  • для старта и торможения под уклон – участки с продольным наклоном в 8%-16%.

Изменение сроков пересдачи экзаменов

Несколько изменились и сроки проведение повторной проверки знаний и умений.

Вид экзаменаДо 30 сентября 2020 годаС 1 октября
Допуск к практике после сдачи теорииВ течение последующих 6 месяцевВ течение полугода после теории
Вторая попытка после первого провалаНе ранее, чем через 7 календарных днейВ период не ранее 7 и не позднее 60 календарных дней
Третья и последующие попыткиНе ранее, чем через месяц (30 календарных дней)Не раньше, чем через месяц, но не позднее чем, истекут 3 месяца после провала

Пересдача теоретической части может быть назначена не раньше, чем через неделю и не позднее, чем через месяц. Третья и последующие попытки будут назначаться уже в период с 31-го и до 90-го дня после несдачи.

Пересдача теоретической части

Если кандидат не смог пройти практическое испытание в течение 6 месяцев после экзамена по теоретическим вопросам, ему придется пройти весть этот путь заново:

  • повторный экзамен по теории – в течение 30 дней после истечения отведенных 6 месяцев после первого;
  • практика – успеть продемонстрировать приобретенные навыки нужно в течение следующего полугода (включая все пересдачи).

Важно! Кандидат в водители имеет право подать заявление о переносе сроков сдачи экзаменов на более поздние даты.

Другие изменения и последствия принятия закона

Всех участников ситуации (кроме тех, кто успеет сдать последние экзамены до 1 октября 2020 года), теперь волнуют два вопроса:

  • возможность использования закрытых автодромов на территории школ – в новом порядке она прописана, но правила и размер материального возмещения за пользование частным имуществом автошкол не определены;
  • обеспечение объективности – набор, последовательность и условия исполнения практических заданий будут определяться экзаменатором (сюда могут входить также сложные элементы в условиях гололеда, нечищеных улиц или плохой освещенности).

Начинающие водители боятся, в основном, последнего, но инспекторы настаивают на том, что их задача обеспечить подготовленность будущих участников автомобильного движения к любой практической ситуации.

С 2021 года федеральный закон о безопасности дорожного движения претерпел значительные изменения. Даны определения и сформулированы конкретные требования к инструктору, ученику, учебному автомобилю и мест проведения учебы. Подробнее об этом расскажем дальше.

Времена, когда обучать вождению могли родственники, друзья, знакомые, не имеющие на это разрешение от государства, давно прошли. Даже к частным инструкторам закон сейчас довольно суров. Так кто же может учить вождению? Давайте разберемся.

Кто может обучать вождению?

Согласно новому закону, который вступил в силу 01.01.2021, изменены правила организации и допуска к обучающей езде. В первой статье ПДД конкретно указано, кто имеет право учить вождению автомобиля. Это педагогический работник автошколы на должности мастера производственного обучения (инструктор). При этом сотрудник должен быть официально трудоустроен. Вариант сотрудничества с наемным водителем, оформленным как ИП, не рассматривается.

Также у инструктора должно быть:

  • среднее профессиональное образование или педагогическое с длительностью прохождения обучающей программы не менее 250 часов;
  • действующие права с открытыми категориями и подкатегориями, на которые он будет обучать кандидатов в водители;
  • отсутствие судимости;
  • результаты медосмотра, разрешающие профессиональную деятельность;
  • документы, подтверждающие прохождение проф.аттестации.

Преподаватели должны знать инструкции по технике безопасности на рабочем месте, а также проходить курсы повышения квалификации и иметь опыт вождения не менее трех лет. Если инструктора лишали прав в течение последних пяти лет, его деятельность может быть под вопросом.

Эти изменения призваны повысить уровень и качество практической части обучения в автошколах. Теперь большая часть ответственности за это ложится на учебное заведение, так как инструктор становится ее штатным сотрудником. Он подчинен руководству и действует согласно уставу, плану и рекомендациям обучающей организации.

В автошколе ТЕХНИКА такой формат сотрудничества с инструкторами поддерживался с начала ее профессиональной деятельности. Здесь ученик не услышит грубых слов, не ощутит пренебрежительного к себе отношения. Только корректные замечания по делу и поддержку опытных специалистов с педагогическим образованием. Они умеют находить общий язык с любым начинающим водителем и готовы делиться своим опытом.

Можно ли учиться самому, не выезжая на дорогу?

Жесткие требования к обучению вождения коснулись и мест, где происходит приобретение практических навыков. Так, согласно пункту 21.1 ПДД – первоначальные навыки вождения нужно получить, обучаясь на автодроме либо закрытой площадке с инструктором автошколы. До 2020 этот пункт был обязательным только для первого практического урока. Т.е уже после первого занятия на площадке можно было выезжать в город.

Самостоятельная учебная езда на любой территории (дороге, автодроме, дачном участке и пр.) приравнивается к вождению без прав и наказывается штрафом. Если при этом использовалась машина родственника или знакомого, который исполнял роль инструктора, отвечать по закону будут оба. Причем сопровождающему грозит более серьезное наказание за передачу управления ТС лицу без прав.

Можно ли учиться на своем автомобиле с инструктором?

В лицензированных автошколах есть свой парк машин, которые регулярно проходят ТО. Они соответствуют всем требованиям. К примеру, у них:

Все эти изменения в автомобиле вносятся в технические документы машины. Инструкторы тщательно следят за исправностью всех систем и узлов авто, так как от этого зависит жизнь и здоровье их самих, учеников, а также участников дорожного движения при езде в городе.

Теоретически обучаться вождению на своей машине с инструктором можно, если оборудовать ее согласно вышеперечисленным требованиям. Но это сложно и дорого. Поэтому возможности договориться с руководством учебного заведения или инструктором об учебе на своем авто практически нет. Солидная автошкола не будет рисковать своей репутацией и лицензией. А специалист деньгами для оплаты штрафа и работой.

Часто начинающие водители хотят практиковаться именно на своем авто при виде устаревшего автопарка выбранной школы. Чтобы такого не происходило, при выборе учебного заведения нужно заранее узнать, какие машины предоставляются для учебы.

Так, у автошколы ТЕХНИКА собственный парк новых автомобилей как с механической, так и автоматической коробкой передач. Регулярное прохождение технического обслуживания, профессионализм и дисциплинированность инструкторов гарантирует высокий уровень подготовки новичков. Как следствие, пройдя курсы у нас, вы сможете сдать экзамен ГИБДД с первого раза.

С 1 января 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 года №1734, которое внесло изменения в правила дорожного движения и правила сдачи экзаменов в ГИБДД.

Поскольку изменений в постановлении много, мы рассмотрим его в части учебной езды.

Понятия обучающий и обучающийся вождению
Первое нововведение вносится в пункт 1.2 правил дорожного движения:
"Обучающий вождению" - педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

Обучающий вождению - это мастер производственного обучения (автоинструктор), т.е. он:
во-первых, педагогический работник;
во-вторых, он должен официально работать в образовательной организации (автошколе);
в-третьих, он должен соответствовать определенным требованиям:
- иметь образование не ниже среднего специального;
- иметь удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- иметь диплом дополнительного профессионального образования по педагогической деятельности (при отсутствии профильного (в большинстве случаев) - не менее 250 часов);
- проходить программы повышение квалификация по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;
- не иметь ограничений на занятия педагогической деятельностью (отсутствие судимости);
- обязательно проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;
- пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности в образовательной организации;
- проходить инструктаж по охране труда.

Рекомендуется: наличие стажа управления ТС не менее трех лет и отсутствие лишения права управления ТС в течении пяти лет.

Из приведенного выше понятия в ПДД, можно сделать вывод о том, что с 1 января 2020 года частных автоинструкторов на дорогах России больше не будет.

Если человек не работает в автошколе, то обучающим вождению в соответствии с ПДД он не является. То есть человек, не работающий в автошколе, законно обучать вождению кандидатов в водители не имеет права.

Второе новое понятие - обучающийся вождению (ученик (курсант) или кандидат в водители).
"Обучающийся вождению" - лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

Особенно важно:
Если человек (ученик, курсант), не знает требований правил (не сдал зачет по ПДД), не выполнил программу по обучению первоначальным навыкам (не выполнил контрольное занятие на автодроме), то он не является обучающимся вождению (его нельзя выпускать на вождение в город). То есть, когда он садится в учебный автомобиль, то речь не идет об учебной езде. Он просто садится за руль, как человек, не имеющий прав.

А штраф за управление автомобилем без прав гораздо более серьезный - 5 000 - 15 000 рублей курсанту и 30 000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов, для передавшего управление - автоинструктору.

Изменения по требованиям к первоначальным навыкам управления:
П. 21.1. Обучение первоначальным навыкам управления транспортным средством должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

Также, как и раньше, ученик автошколы должен получить первоначальные навыки управления на закрытой площадке или автодроме. Только после этого он станет обучаемым вождению (понятие рассмотрено выше) и сможет выехать на дорогу.

Изменение в пункте 21.1 кажется не существенным, однако, это не так.

Ранее пункт 21.1 можно было прочитать так: "первое занятие проводится на автодроме, затем можно выехать на дорогу". Теперь же он читается так: "пока ученик не усвоит первоначальные навыки управления, он будет ездить только на автодроме". То есть в старой редакции упор был сделан на очередность занятий, а в новой - на фактические навыки ученика. Т.е. контрольное занятие не выполнено – навыков нет, обучающимся не стал!

Минимальный возраст при учебной езде:
П. 21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:

- 16 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий "В", "С" или подкатегории "С1";
- 20 лет - при обучении управлению транспортным средством категорий "D", "Tb", "Tm" или подкатегории "D1" (18 лет - для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26

Федерального закона "О безопасности дорожного движения", - при обучении управлению транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1").
Для легковых и грузовых автомобилей (B, C, C1) возраст начала обучения остался неизменным - он составляет 16 лет.

Изменения затронули следующие транспортные средства:
- Автобусы, троллейбусы, трамваи (ранее можно было начать обучение в 21 год, в новой редакции - в 20 лет).
- Военные автобусы (было - 19 лет, стало - 18 лет).
Условия к обучению вождения мотоциклом не изменились, так как пункт 21.4 относится к вождению в реальных условиях.


Получение водительских прав — словно новый этап в жизни каждого человека, открывающий ранее недоступные возможности. А для молодых людей своего рода аттестат зрелости. Чтобы его получить, надо лишь включить мозги и активировать другие функции организма — для впитывания ПДД и освоения их на практике. Но перед этим нужно подобрать учебное заведение. О том, как это сделать, мы и постараемся рассказать.

Кто помнит, первые постсоветские автошколы представляли собой дикий симбиоз рынка и эсэсэсэровской системы образования. В частных заведениях сдавать экзамены можно было экстерном, вовсе не посещая занятий. Инструкторы по вождению в них гоняли на учебных машинах по своим делам, принимали оплату на руки и постоянно клянчили на бензин. А в РОСТО (бывшее и нынешнее ДОСААФ) бесплатное обучение компенсировали разного рода отработкой — в классе убраться, траву на полигоне скосить. Постепенно автошколы как-то эволюционировали. Но, видимо, недостаточно быстро. Во всяком случае, и в их работе тоже увидели причину большого количества ДТП на дорогах. И взялись за реформацию всерьез. Сначала в 2013-м отменили экстернатуру и ввели новые категории в правах. В 2014 году провели еще более масштабную работу.



Хорошо, что лекции по оказанию первой помощи теперь зачитывают медсотрудники. Но почему курс практики увеличили с 50 всего до 54 и 56 часов в зависимости от типа трансмиссии? Разве не именно за рулем будущий водитель должен учиться управлять? И не зря различные ассоциации автошкол выступали за то, чтобы поделить-таки всех водителей на любителей и профессионалов, снизив нагрузку по теории на первых раза в полтора.

Что еще важнее, ГИБДД обязали аттестовать автошколы на соответствие учебных программ и материальной базы.

Законность обучения: проверяйте документы


Второй — заключение ГИБДД. Выдается не на автошколы в целом, а на конкретные классы/полигон и именно за их соответствие установленным требованиям.


Состояние лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора. Работает он кривовато, к тому же пугает необходимостью ввода неизвестной обывателю информации.


На самом деле достаточно ввести ИНН, который можно взять на сайте ГИБДД, где последняя цифра — код региона. Там после нажатия графы автошколы появляется таблица учреждений, в которой есть идентификационные номера.


Вводим и получаем результат.



Наличие заключения ГИБДД принципиально! Без него автошкола, по сути, теперь не может вести образовательную деятельность. Студенты, обучавшиеся в такой, не будут допущены до экзаменов в госавтоинспекции. Более того, если это вдруг произойдет (например, при оформлении свидетельства об окончании автошколы задним числом), экзамен сдан и права получены, есть риск, что их потом отберут. По крайней мере, подобные случаи имелись. И хотя относительно массово это происходило в 2015–16 гг. (а с тех пор из 11 500 автошкол осталось чуть больше половины), не проверить заключение может оказаться себе дороже.

Стоимость: ищите скидки

Даже несмотря на то, что половина школ в ходе реформы прекратила свою деятельность, выбор учебных заведений остался богатым. А конкуренция, как известно, благоприятно влияет на цены. В нашем случае вообще наблюдается поразительный консенсус. Если не принимать во внимание разные VIP-программы — индивидуальное либо ускоренное обучение и курсы практики на недешевых внедорожниках/кроссоверах — стоимость на категорию B в разных уголках страны очень близка. 25–35 тысяч рублей! В Москве и Санкт-Петербурге она в среднем повыше, но и там можно найти школы, обучение в которых не дороже, чем в Сибири или Приморье.

Выложить за учебу больше? Такие варианты тоже имеются. Как говорилось выше, в Москве есть автошколы, где обучение проходят на всяких X5 и Touareg. Бывает, что подобную услугу предлагают в виде исключения — имеется среди Solaris и Polo один кроссовер или седан бизнес-класса. Стоимость — заметно выше. Один час практики может обойтись и в 1000 рублей, и в 1500 (в то время как обычно он оценивается в районе 500–550), а весь курс — в 50 000–60 000 рублей.


Обманы и неудобства

При большой конкуренции автошколы вынуждены идти на разные уловки, одна из которых — ускоренные программы. Теоретический курс в таких сокращается до 90–100 часов. Практика — до 20–40 часов. В результате учеба якобы занимает 1,5 месяца вместо 2,5–3, а стоимость оказывается ниже процентов на 30.


Заманчиво! Ну а как же обязательная программа? Как к такой вольной ее трактовке отнесутся в ГИБДД? Впрочем, как правило, автошколы до этого не доводят. Валят на внутренних экзаменах и заставляют добирать практические занятия. Получаются те же 54–56 часов или даже больше. Хотя происходит такое и после полного практического курса.

Экзамены

На теоретическом экзамене в ГИБДД надо ответить на 20 вопросов: по пять вопросов в четырех разделах. Допускается совершить две ошибки, но они должны относиться к разным разделам. За каждую придется ответить на пять дополнительных вопросов, и уже без ошибок.

На что еще жалуются студенты?


Читайте также: