Обязан ли водитель предоставлять транспортное средство медицинским

Обновлено: 06.07.2024

О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.

О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.

Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.

Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.

Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (приказ МинТранса № 542).

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:

выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

оснащать транспортные средства тахографами.

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:

снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А что на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ О проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров


Обзор документа

Письмо Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ О проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152) в путевом листе должны проставляться:

- даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр);

- дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль).

Установлена ли последовательность (очередность) проведения указанных осмотра и контроля для целей заполнения путевого листа? Может ли медицинский осмотр проводится позже технического контроля?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2019 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента:

обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;

обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В. Луговенко

Обзор документа

Минтранс выпустил разъяснения для организаций и ИП, занимающихся в т. ч. автоперевозками пассажиров, и указал:

- обязательные предрейсовые медосмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель совершает один рейс или более;

- обязательные послерейсовые медосмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один рейс и более.

При оформлении путевого листа последовательность предрейсовых медосмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством не установлена.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

На балансе организации есть легковой автомобиль. Машиной пользуются по работе многие сотрудники ежедневно. Организация нетранспортная. Как в данной ситуации оформлять путевые листы, раньше оформляли один на месяц. Нужно ли предрейсовое и послерейсовое медицинское освидетельствование? Нужны ли отметки о технической исправности перед выездом? Как правильно организовать и можно ли упростить ведение путевых листов в нашей ситуации, чтобы не было претензий со стороны ГИБДД?

Оформление путевых листов обязательно, в том числе и для организаций, которые не осуществляют коммерческие перевозки (нетранспортные). Единственное исключение, позволяющее не оформлять путевой лист, ситуация, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения (не перевозит грузы и не перемещает иных лиц) и при этом не работает в должности водителя.

Путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские освидетельствования не обязательны, при условии, что транспортным средством управляет сотрудник, который не является водителем и в трудовую функцию которого не входит управление транспортным средством.

Организация, осуществляющая перевозки для собственных нужд легковыми автомобилями, не обязана проставлять в путевом листе отметки о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

Во избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо придерживаться норм действующего законодательства при оформлении путевых листов.

ОБОСНОВАНИЕ

П. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта": запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Порядок оформления путевого листа на транспортное средство предусмотрен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Порядок). Порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили (п. 2 Порядка).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое организацией, в частности, для осуществления перевозок грузов и пассажиров, даже если организация не занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов (п. 9 Порядка, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529).

Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.

При осуществлении перевозок для собственных нужд путевой лист может быть выдан (п. п. 4, 10 Порядка): на один рабочий день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня); на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня).

Путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).

Из чего следует, путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.

Что касается проведения медицинского осмотра, то согласно действующему законодательству сведения о проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя отражаются в путевом листе в случае, когда проведение медицинского осмотра обязательно. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Из чего следует, что проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов, поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 N Ф10-863/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

Есть другая позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников (неводителей), чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).


Ю.Ю. Лата,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Необходимо ли организации проводить медосмотры водителям легковых автомобилей, используемых для собственных нужд?

Ответ юриста

Работодатель должен организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей служебных легковых автомобилей (далее - водители). Данный вывод следует из анализа ст. 69, абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Закон N 196-ФЗ).

Такие медосмотры обязаны проходить как работники (абз. 6 ст. 214 ТК РФ), так и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Предусмотрены, в частности, следующие виды обязательных осмотров водителей:

1) предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ);

2) периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ);

3) предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Указанные медосмотры проводятся за счет средств работодателя (абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ). На период их прохождения за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 185, абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей

До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний. Это следует из положений ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения. Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). К ним отнесена работа по управлению наземными транспортными средствами.

Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей

Периодические медицинские осмотры нужно организовывать для водителей не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). А для тех работников-водителей, кому еще не исполнился 21 год, - ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медосмотров работников).

Правила их проведения определены в разд. I, III Порядка проведения медосмотров работников.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выяснить, можно ли допустить водителя к работе и сможет ли он должным образом выполнять свои обязанности (п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона об охране здоровья, п. 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Такой медосмотр не нужно проводить, только если водитель управляет автомобилем, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 1 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Согласно разъяснениям Минтранса России предрейсовые медосмотры следует проводить перед первым рейсом как в случаях, когда в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов, так и в случае, когда длительность рейса составляет более одного дня.

Если вы осуществляете перевозку пассажиров или опасных грузов, то нужно также организовывать послерейсовые медосмотры (абз. 4 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 2 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Их следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ).

Правила проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров определены в Порядке проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей (КонсультантПлюс, 2019)

Таким образом, организация должна проводить медосмотры (предварительный, периодический, предрейсовый и послерейсовый) в отношении водителей легковых автомобилей, используемых служебный автомобиль для собственных нужд (для перевозки сотрудников и руководства организации).

Подборка документов:

Вопрос: Обязательно ли проводить медицинский осмотр персонального водителя директора организации, который перевозит только его? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Ростовской обл., 2018)

Вопрос: Необходимо ли организации проводить послерейсовые медосмотры водителей, если она осуществляет только перевозку работников с работы и на работу? (Консультация эксперта, 2019)

Вопрос: . Сколько медосмотров надо проводить, если водитель в течение рабочего дня выполняет несколько рейсов с перерывом между ними? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Вологодской обл., 2017)

Готовое решение: Как организовать периодические медосмотры водителей (КонсультантПлюс, 2019)

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данная консультация прошла контроль качества:

Рецензент - к.ю.н., доцент кафедры трудового права и основ правоведения ИПСУБ УдГУ, заслуженный юрист Удмуртской Республики, Соболев Сергей Анатольевич

Иногда на дороге может возникнуть ситуация, когда водитель должен предоставить своё транспортное средство в распоряжение третьих лиц. В соответствии с действующим законодательством РФ, существует чётко определенный список должностных лиц, в пользу которых требуется передать авто по их запросу. Отказ в предоставлении автомобиля будет приравниваться к нарушению ПДД и наказываться соответствующим образом.

Кому нужно передавать транспортное средство

В связи с тем, что передача личного авто определённым лицам происходит крайне редко, не каждый водитель знает о том, кому он должен передавать в управление личное транспортное средство.

В соответствии с пунктом 2.3.3 действующей редакции ПДД, водитель обязан передавать автомобиль:

  1. Полицейским, представителям госохраны, сотрудникам федеральной службы безопасности.
  2. Медицинскому персоналу, при необходимости перевезти пострадавших граждан в медучреждения.

Если владелец авто потребует возмещение убытков, которые он понёс при передаче автотранспорта в пользу госслужащих, то структура, которая использовала данное транспортное средство, обязана возместить все расходы и причинённый ущерб.

Это происходит после возврата транспортного средства. Служба, сотрудник которой использовал частный автомобиль, проводит анализ повреждений транспортного средства, делает заключение о масштабах повреждений и производит выплату.

В случае, если служебная поездка на авто не представляет опасности жизни и здоровью пассажиров, то за рулём транспортного средства может оставаться и его владелец. Если же ожидается, что на пути следования автотранспорта может возникнуть опасность, то владелец авто должен будет его покинуть.

Также запрещено высаживать владельца автотранспорта вне пределов населенных пунктов, а также в случае неблагоприятных погодных условий на улице.

Передача сотрудникам полиции и ФСБ

  • В случае необходимости преследования преступника либо пресечения преступления;
  • При необходимости оперативно добраться к месту совершения преступления;
  • В случае, если требуется отбуксировать авто с места ДТП.

Использование автотранспорта допускается как в случаях, не терпящих отлагательств, так и в исключительных ситуациях.

Предоставление авто представителям гос охраны

Перечень случаев, когда служащий гос охраны имеет право воспользоваться автомобилем юридического лица либо гражданина РФ, совпадает со списком случаев передачи авто полицейским и сотрудникам ФСБ. Существует лишь несколько различий, которые касаются возможности использования авто, а также порядка возмещения причинённого ущерба транспортному средству.

  • Представители гос охраны имеют право использовать чужое транспортное средство в любой ситуации, а не только в безотлагательных случаях;
  • Законодательно представители гос охраны не обязаны возмещать владельцам транспортных средств причинённый ущерб. Данная обязанность прописана только в ПДД.

Любой из представителей силовых и охранных структур, при потребности использовать чужой автомобиль, должен изначально использовать автотранспорт юрлиц и учреждений и лишь потом – гражданского населения.

Передача авто медработникам

Вторая часть пункта 2.3.3 ПДД, обязует владельцев транспортных средств предоставлять их представителям медицинских учреждений, а также фармацевтам в случае таковой потребности. Основная причина, по которой может быть использовано транспортное средство гражданина – угроза жизни пострадавшему и потребность оперативно доставить его в медучреждение.

Ни в ПДД, ни в каких-либо других законодательных актах не указана обязанность медицинского работника возмещать ущерб владельцу авто.

Порядок оформления справки о передачи авто

В соответствии с правилами дорожного движения лицо, которое использовало автомобиль гражданина либо учреждения должно выдавать справку либо специальный талон, которые подтверждают факт использования авто. Данный документ выдаётся только после возврата транспортного средства своему законному владельцу.

В справке обязательно должна быть указана следующая информация:

  • ФИО и должность лица, использовавшего транспортное средств, а также наименование службы, к которой относится сотрудник, принимающий авто;
  • Данные документа, удостоверяющего личность;
  • Продолжительность использования авто и фактически пройденное расстояние.

Однако прежде, чем передавать авто неизвестному лицу, обязательно нужно удостовериться в том, что оно является представителем именно той структуры, о которой говорит. Для этого обязательно нужно проверить его служебное удостоверение и, по возможности, сфотографировать его.

Также обязательно нужно удостовериться о наличии у этого человека водительского удостоверения, поскольку передача права управлять авто лицу без соответствующих прав будет означать нарушение и серьезную сумму штрафа для владельца автомобиля.

Где забирать транспортное средство

В зависимости от того, представитель какой спецслужбы использовал автомобиль в служебных целях, будет отличаться и место его получения.

Так, если авто было передано представителю полиции, то забрать его водитель сможет в дежурной части. С владельцем транспортного средства свяжется сотрудник полиции и оповестит о месте нахождения машины. Также водителя могут известить о сроке и месте возврата автомобиля в момент его получения представителем госструктур.

После пригона автомобиля в дежурную часть сотрудники полиции составляют рапорт, в котором описывают состояние транспортного средства, а также перечень имущества, которое в нем находится.

Если автомобиль был принят в пользование другой структурой, то и получать его нужно в подразделении данной службы.

Наказание за непредоставление авто

Не каждый водитель захочет, чтобы его транспортное средство использовалось в целях погони либо при задержании преступника, поэтому он может отказать в его предоставлении представителям специальных служб. В этом случае отказ является нарушением ПДД и на водителя накладывается штраф в соответствии со статьёй 12.25 КоАП. Размер штрафа за невыполнение требований по предоставлению авто сотрудникам полиции либо других служб составляет 500 рублей.

Учитывая то, что размер штрафа за отказ в предоставлении автомобиля сотрудникам специальных госструктур минимальный, многие владельцы автотранспорта откажутся его передавать в пользование.

Каждый человек в праве сам решать судьбу своего имущества, однако необходимо понимать, что гражданская позиция также является важным составляющимся и помощь в трудную минуту может потребоваться каждому человеку. Поэтому, помогая другим в сложной ситуации, человек может рассчитывать на то, что и в случае возникновения трудностей у него, ему также придут на встречу другие водители и владельцы транспортных средств.

Читайте также: