Обязанности водителя перед выездом на линию

Обновлено: 30.06.2024

Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции водителя

Должностная инструкция водителя автомобиля

І. Общие положения

1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.

1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.

1.4. Непосредственный руководитель водителя – директор предприятия.

1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.

1.6. Водитель должен быть знаком с :

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка оргаизации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании;
  • правилами дорожного движения, штрафными санкциями за те или иные нарушения ПДД;
  • дорожными картами региона.

1.7. Водитель обязан владеть:

  • полными сведениями о внутреннем устройстве автомобиля, принципах его работы;
  • информацией об оснащенности автомобиля, его технических характеристиках, приборах, механизмах и агрегатах, а также о их назначении и обслуживании;
  • способами и методами выявления неисправностей, а также их устранения подручными средствами;
  • знаниями о последствиях тех или иных поломок и неисправностей в работе двигателя и прочих системах автомобиля;
  • нормами по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе мойке, чистке кузова и салона, содержанию в гараже и т.п.

ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:

  • управление автомобилем,
  • своевременное прибытие на рабочее место и подача автомобиля к подъезду организации, а также постановка автомобиля в гараж после рабочей смены;
  • своевременная заправка топливом, доливка масла, и добавление прочих жидкостей, нужных для работы автомобиля;
  • следование правилам дорожного движения, соблюдение всех дорожных знаков, своевременное ознакомление со всеми изменениями, законодательно вносимыми в ПДД;
  • обеспечение безопасности пассажиров во время нахождения за рулем и движения автомобиля;
  • обеспечение сохранности имущества, находящегося в багажнике автомобиля;
  • контроль за сохранностью и целостностью самого автомобиля, в том числе оставление его на парковках и стоянках только с включенной сигнализацией, блокировка всех дверей и окон как во время движения, так и во время остановок;
  • ежедневный осмотр технического состояния автомобиля, своевременное устранение выявленных неисправностей собственными силами или при помощи специализированных автосервисов;
  • содержание автомобиля в чистоте и порядке, в том числе ежедневное утреннее мытье автомобиля на автомойке и еженедельная химчистка салона;
  • заблаговременная подготовка к дальним поездкам, ознакомление с картой местности и дорожными картами, выбор наиболее коротких маршрутов;
  • исключение употребления любых лекарств, препаратов, продуктов и жидкостей, способных повлиять на работоспособность водителя, концентрацию внимания, координацию движений и реакцию;
  • работа с маршрутными и путевыми листами, в том числе внесение сведений в документы по километражу, расходованию бензина и масла, пунктах назначения поездок и т.д., своевременное предоставление документации для отчетности;
  • выполнение распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
  • бережное отношение к вверенному автомобилю.

ІІІ. Права

3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:

  • делать руководству аргументированные и обоснованные предложения по улучшению и оптимизации работы как себя лично, так и организации в целом;
  • самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности как себя лично, так и пассажиров при движении автомобиля;
  • требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
  • получать всю необходимую информацию от работников автосервисных предприятий о ремонте автомобиля;
  • вносить предложения по оптимизации маршрутного движения, в т.ч. для сокращения финансовых затрат на поездки;
  • участвовать в любых корпоративных мероприятиях (совещаниях, обсуждениях, собраниях), непосредственно касающихся его деятельности;
  • вносить конструктивные предложения для устранения выявленных в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
  • вступать в коммуникации с представителями любых структурных подразделений компании для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
  • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

ІV. Ответственность

Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:

4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,

4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.

4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.

4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.

4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.

4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

Для чего нужна должностная инструкция водителя

Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.

Основные правила составления должностной инструкции водителя

Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:

При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.

Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре, но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.

Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.

Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.

Составление должностной инструкции водителя

В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.

Основные разделы

Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.

После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.

- при получении путевой документации предъявить диспетчеру свое водительское удостоверение на право управления транспортным средством.

При проверке технической исправности автомобиля особое внимание обратить на:

- работу двигателя, тормозной системы, рулевого управления, вспомогательного оборудования (стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации), сцепного и опорного устройства (в составе поезда, тягача), замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, привода управления дверьми (у автобусов), системы отопления, спидометра;

- состояние колес, шин, подвески, стекол, государственных номерных знаков, внешнего вида автомобиля;

- отсутствие подтекания топлива, масла, воды;

- наличие знака аварийной остановки, укомплектованной аптечки, молоточков для разбивания стекол, огнетушителей.

В случае обнаружения неисправностей, при наличии которых, согласно правилам дорожного движения, запрещается эксплуатация транспортных средств выезд на линию до их устранения запрещается. Водитель не имеет права выезжать в рейс, если его отдых между сменами был короче удвоенной продолжительности работы в предыдущей смене, а также с просроченной справкой периодического медосвидетельствования.

На линии:

- следуй только по указанному маршруту, соблюдай установленные нормы вместимости автобуса и грузоподъемности автомобиля;

- начинай движение и двигайся только с закрытыми дверями автомобиля, кроме предусмотренных случаев движения с открытыми дверями (по ледовым переправам);

- избегай резких маневров, плавно трогайся с места и также плавно тормози, увеличивай и замедляй скорости движения постепенно, не делай крутых поворотов;

- поддерживай скорость движения с учетом дорожных, погодных условий и требований дорожных знаков;

- при возникновении неисправности автомобиля, угрожающей безопасности движения, прими меры к ее устранению, а если это невозможно, вызови техническую помощь;

- во время движения не отвлекайся от управления автомобилем, не вступай в разговоры с пассажирами, не оставляй рабочее место до полной остановки автомобиля;

- при вынужденной остановке убедись, что автомобиль находится в
безопасности и не создает помех для других транспортных средств, заглуши двигатель, затормози автомобиль стояночным тормозом и включи низшую передачу, а в горных условиях, кроме того, подложи под колеса башмаки (лучше клиновидные);

- на спусках не разобщай трансмиссию от двигателя, перед затяжными
спусками – подъемами остановись для проверки действия тормозов;

- при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости, не меняя полосы движения, немедленно снизь скорость, включи аварийную световую сигнализацию и остановись;

- в случае дорожно-транспортного происшествия окажи помощь пострадавшим и как можно скорее сообщи о случившемся на свое предприятие и в полицию;

- выполняй указания полиции, по требованию останови автомобиль и предъяви путевую документацию, соблюдая правила остановки;

- в темное время суток и при недостаточной видимости включи фары дальнегоили ближнего света;

- если при работе на маршруте в ночное время наступает дремотное
состояние, остановись, выйди из автомобиля, разомнись и сделай несколько физических упражнений;

- при движении не пользуйся разгоном-накатом, не отсоединяй двигатель от трансмиссии, за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при скорости движения не более 40 км в час;

- проезжая остановки общественного транспорта и пешеходные переходы, водитель должен двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, вступивших на переход;

- сразу же по прибытии на объект, в автопредприятие отметь у диспетчера фактическое время прибытия и сообщи ему об условиях движения на маршруте, на погрузочно-разгрузочных площадях, предъяви дежурному механику автомобиль для проверки его технического состояния, сообщив ему об обнаруженных во время работы на линии технических неисправностей. Пройди послерейсовый медицинский осмотр.

Водителю запрещается:

- превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой автомобиля, а также указанную на опознавательном знаке "Ограничение скорости", установленном на автомобиле;

- перевозка людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля;

В туман, ливень, град, метель, пыльную бурю, когда видимость из кабины водителя менее 50 м, водитель автобуса междугородного и пригородного маршрутов сам принимает решение о временном прекращении движения.

Обеспечить ограничение доступа к автобусу до прибытия компетентных органов.

Постараться записать точное время совершения террористического акта, события предшествующие ему, примерное количество пассажиров, находящихся в салоне автобуса.

Безопасность дорожного движения в автотранспортных предприятиях и коммерческих компаниях, содержащих на балансе автомобили – обязательный комплекс мер, который направлен на предотвращение и профилактику ДТП, обеспечение защиты жизни и здоровья людей, а также сохранности имущества и материальных ценностей при выполнении автоперевозок и эксплуатации транспортных средств.

Согласно ФЗ №196, каждое юридическое лицо или ИП, владеющие автомобилями, должен уделять БДД максимум внимания и соблюдать требования по ее обеспечению. Занимается этим специальный сотрудник по БДД или полноценный отдел безопасности (на предприятиях с числом сотрудников более 200 человек), а частью мер являются предрейсовые инструктажи водителей.

фото 1

Водительский инструктаж: задачи и виды

Перевозка пассажиров и грузов всегда сопряжены с определенными рисками и могут иметь специфические особенности, которые водители должны знать и учитывать в процессе выполнения своих обязанностей. Информирование водителей об особенностях каждой перевозки и мерах, которые позволят сократить риски до минимума, предотвратить ДТП и обеспечить защиту людей и грузов – задача специальных инструктажей, которые проводятся специалистами по БДД.

Каждая автоперевозка имеет свои особенности и список рисков, о чем водителям необходимо донести во время инструктажа. Кроме того, такие мероприятия несут обучающую функцию и позволяют определить уровень подготовки и квалификации штатных водителей, сотрудников с допусками к управлению авто и экспедиторов. Поэтому лекции специалистов по БДД проводятся с определенной регулярностью, по заранее составленным программам и разделены на несколько видов:

  • Вводные – инструктажи водителей, которые принимаются на работу в организацию. В процессе до водителя доносится информация о предприятии, структуре и правилах работы, логистике, графиках рабочего времени и порядке охраны труда и отдыха. Уровень подготовки, водительский стаж и квалификация водителя значения не имеют – инструктаж проходят все новые работники.
  • Первичные – проводятся в начале работы нового сотрудника и при изменении условий работы, включают в себя правила безопасной эксплуатации транспортных средств и общие правила техники безопасности, пожарной и аварийной безопасности. Проводятся для всех водителей.
  • Повторные (периодические) – проводятся ежеквартально, по содержанию идентичны первичному инструктажу и позволяют освежить в памяти водителей полезную информацию. Проводятся для всех водителей.
  • Сезонные – проводятся дважды в год, перед сменой погодного сезона (переход на весенне-летний и осенне-зимний сезон), и содержат информацию об особенностях безопасной эксплуатации автомобилей, соблюдения ПДД и скоростного режима с учетом особенностей погоды, видимости, качества и состояния дорожных покрытий. Проводятся для всех водителей.
  • Специальные – проводятся нерегулярно, а в зависимости от ситуации и изменяющихся условий работы (изменение законодательства, логистики перевозок, режима работы, новых требований труда и отдыха, а также в связи с произошедшим ДТП). Для водителей, участвующих в работе при новых условиях.
  • Предрейсовые (текущие) – проводятся при выполнении перевозки по новому маршруту или на новом транспортном средстве, перевозке детей и пассажиров, транспортировке опасных и специфических грузов. Проводятся для водителей, которые принимают участие в таких перевозках.

Предрейсовый инструктаж не нужен водителям, которые выполняют рейсы по привычным маршрутам и в городских условиях. Те водители, которым необходимо пройти такой инструктаж, должны получить отметку о прослушанной лекции специалиста по БДД в путевом листе.

Содержание предрейсового инструктажа по БДД

Предрейсовые инструктажи относятся к текущим, решение об их проведении принимает руководитель по транспортной безопасности организации и специалист по БДД. На инструктаже водители получают информацию о:

  • маршруте движения, протяженности маршрута, состоянии дорожного покрытия, сезонных и погодных условиях во время перевозки;
  • виде, характере, особенностях грузов, правилах их транспортировки и защиты;
  • особенностях перевозки людей и детей (если перевозятся пассажиры);
  • специфических условиях и потенциальных опасностях рейса, правилах поведения при возникновении экстренной ситуации в дороге;
  • правилах проезда потенциально опасных участков дороги, ж/д переездов перекрестков и пешеходных переходов;
  • времени выезда на линии и времени прибытия в пункт назначения, предполагаемых остановках, режиме труда и отдыха;
  • обязательных мерах защиты транспортного средства и ответственности за его исправность;
  • безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
  • ответственности за отклонение от маршрута, нецелевое использование транспорта и несанкционированный слив горючего.

Кроме того, водитель получает информацию о наличии на трассе маршрута АЗС, СТО им медицинских учреждений, правилах прохождения таможенных и пограничных пунктов пропуска, порядке действий при ДТП, остановке сотрудниками ГИБДД или нарушении графика перевозки, правилах безопасности проезда населенных пунктов (особенно в период школьных каникул) и т.д.

Водителям-пассажироперевозчикам дополнительно сообщается информация о правилах этикета и поведения, порядку и правилам остановок, посадки и высадки пассажиров. При перевозке детей, водители инструктируются по вопросам состояния транспортных средств (не старше 10 лет), наличия тахометра и ГЛОНАСС, предупреждающих знаков, правил посадки-высадки пассажиров, остановок (каждые 100 км или каждые 50 минут, каждые 3-5 часов для приема пищи), времени перевозки (с 6 утра до 123 вечера) и парковок на ночлег.

Важно! Предрейсовый инструктаж проводится непосредственно перед выездом на линию. Его обязаны проходить как водители, так и сопровождающие груз (экспедиторы) лица.

фото 2

Общие требования при предрейсовом инструктаже

Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:

  • перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
  • при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
  • водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
  • во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
  • автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
  • в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
  • в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.

Отметка о проведенном инструктаже также должна быть внесена в путевой лист, иначе сотрудники ГИБДД могут отстранить водителя от выполнения должностных обязанностей, а автомобиль отправлен на штрафстоянку.

Важно! Не прошедшего инструктаж и не получившего отметку о прослушанной предрейсовой лекции по БДД водителя нельзя выпускать на линию. В противном случае, водитель может быть отстранен от рейса, специалист по БДД наказан, а компания оштрафована на крупную сумму за несоблюдение требований по безопасности дорожного движения .

фото 3

Документы по предрейсовому инструктажу

Проведение предрейсовых инструктажей всех видов законодательно регламентируется:

Кроме того, специалист организации по БДД обязан разработать и утвердить Положение (цели и задачи, порядок, время и место инструктажа, план лекций) и Инструкцию по предрейсовым инструктажам водителей с перечнем основных правил и тем для информирования рабочего персонала, порядком проведения медосмотров водителей и техосмотров транспорта, правилами поведения при общении с сотрудниками ГИБДД.

Ответственный по БДД также ведет журналы по предрейсовым инструктажам, где отмечает дату и тему лекций, а также данные водителя, прослушавшего его. Водитель расписывается в журнале и получает отметку в путевом листе.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Что служит подтверждением того, что водитель прошел предрейсовый инструктаж?

Основные данные о прослушанных инструктажах вносятся в журнал проведения инструктажей, который находится на рабочем месте специалиста по БДД. На руках же у водителя есть для этого путевой лист. Там помимо даты, рабочего задания и общей информации о маршруте и грузе, должны быть отметки о пройденном медосмотре и техосмотре транспортного средства, а также отметка о прохождении инструктажа по БДД. Без путевого листа выезжать на линии запрещено. Без отметки специалиста по БДД, путевой лист недействителен.

  1. Зачем водитель должен расписываться в журнале инструктажей?

Подпись водителя в журнале – это доказательство того, что он лично присутствовал на лекции по БДД и прослушал необходимую информацию по безопасности. Если в путевом листе будет стоять отметка, а в журнале подписи нет, водитель будет отстранен от управления автомобилем, ответственный по БДД наказан, а руководство компании оштрафовано.

  1. Кто может проверить подлинность того, что водитель прослушал предрейсовый инструктаж?

Проверить соблюдение требований законодательства по БДД у водителя коммерческого транспорта может инспектор ГИБДД (достаточно проверить отметку в путевом листе), проверку документов и совпадение отметок об инструктажах служба Минтранса. Для компаний-автоперевозчиков (доставка грузов и перевозка пассажиров) главным контролером является УГАДН РФ.

  1. Если водитель перевозит детей в пределах города и на регулярной основе, нужно ли ему проходить предрейсовый инструктаж?

Да, в обязательном порядке, при выполнении перевозки детей, все водители, независимо от опыта, стажа и порядка работы, проходят предрейсовый инструктаж. Этот вид пассажироперевозок опасен и подвергается наиболее жесткому контролю со стороны государства.

фото 4

В заключении следует отметить, что предрейсовый инструктаж водителей – обязательная мера по информированию персонала юридического лица о всех особенностях автоперевозки, что позволяет дать водителям необходимую информацию о самой перевозке, ее климатических, временных и технических особенностях, специфике груза, режима и уровня безопасности транспортировки, а также о мерах обеспечения защиты людей и грузов от аварийных ситуаций.

Проводят инструктажи для водителей специалисты по БДД, которые составляют предварительный график лекций, продумывают их содержание и контролируют прохождение водителями инструктажей в обязательном порядке. Без отметки о прослушанном инструктаже в путевом листе, выезжать на линию нельзя, даже если все остальные документы в полном порядке.








Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе:

• Удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

• Регистрационные документы на транспортное средство (талон техосмотра, свидетельство о регистрации и т д.);

• Путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз, а также лицензионную карточку. Водитель ОБЯЗАН:

• Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), не горящих фарах и задних габаритных огнях

тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости), недействующем со стороны водителя стеклоочистителем (во время дождя или снегопада);

• Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;

• Предоставлять транспортное средство:

1 Сотрудникам милиции для транспортировки повреждённых при авариях транспортных средств, проезду к месту стихийного бедствия;

2. Сотрудникам милиции, федеральных органов государственной безопасности, госнаркоконтроля в случаях, не терпящих отлагательства;

3. Медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания мед помощи;

4. Медицинским работникам, сотрудникам милиции и федеральных органов государственной безопасности, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

Водитель у лиц, воспользовавшихся транспортным средством, должен потребовать справку или произвести запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования организации, а от медицинских работников - получить талон установленного образца.

При дорожно-транспортно происшествии водитель, причастный к нему, ОБЯЗАН:

• Немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализация и выставить знак аварийной остановки;

• Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

• Принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим;

• Освободить проезжую часть, если движение других ТС невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем ТС в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение ТС, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации места объезда ДТП;

• Сообщить о случившемся в милицию и в свое предприятие; заполнить извещение о ДТП, прилагаемое к полису страхования гражданской ответственности;

• Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГАИ.

• Управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном и утомленном состоянии;

• Передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, болезненном или утомленном состоянии, не записанным в путевом лис те и не имеющим при себе водительского удостоверения данной категории транс портного средства;

• Оставлять на дороге предметы (груз), создающие помехи для движения других транспортных средств.

ИНСТРУКЦИЯ №2

Обязанности водителя перед выездом при работе на линии

Перед выездом на линию водитель ОБЯЗАН:

• Пройти предрейсовый медицинский осмотр; убедиться в полной комплектности и технической исправности автомобиля;

• При получении путевой документации предъявить диспетчеру своё удостоверение на право управления транспортным средством. При проверке технической исправности автомобиля особое внимание обратить на:

• Работу двигателя, тормозной системы, рулевого управления, вспомогательного оборудования ( стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации), сцепного и опорного устройства (в составе поезда, тягача), замков дверей и кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, привода управления дверьми (у автобусов), системы отопления, спидометра;

• Состояние колёс, шин, подвески, стёкол, государственных номерных знаков, внешнего вида автомобиля;

• Отсутствие подтекания топлива, масла, воды; наличие знака аварийной остановки, укомплектованной медицинской аптечки, огнетушители (у автобуса 2-х огнетушителей), молоточков для разбивания стёкол;

• 2-х противооткатных упоров (для автобусов и автомобилей с разрешённой максимальной массой свыше 3,5 т).

В случае обнаружения неисправностей при наличии которых согласно Правил дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, выезд на линию до их устранения запрещается.

Водитель не имеет права выезжать в рейс, если его отдых между сменами был короче уд военной продолжительности работы в предыдущей смене, а также с просроченной справкой периодического медосвидетельствования

следуй только по указанному маршруту. Соблюдай установленные нормы вместимости автобуса и грузоподъёмности автомобиля;

начинай движение и двигайся только с закрытыми дверями автомобиля, кроме предусмотренных случаев движения с открытыми дверями (по ледовым переправам);

избегай резких маневров, плавно трогайся и замедляй скорость движения постепенно, не делай крутых поворотов;

поддерживай скорость движения с учётом дорожных, погодных условий и требований дорожных знаков;

при возникновении неисправности автомобиля, угрожающей безопасности движения, прими меры к её устранению, а если это невозможно, вызови техническую помощь;

е во время движения не отвлекайся от управления автомобилем, не вступай в разговоры с пассажирами, не оставляй рабочее место до полной остановки автомобиля;

при вынужденной остановке убедись, что автомобиль находится в безопасности и не создаёт помех для других транспортных средств, заглуши двигатель, затормози автомобиль стоя- НОЧНЫМ ТОРМОЗОМ и включи низшую передачу, а в горных условиях, кроме того, подложи под колёса противооткатные УПОРЫ;

• на спусках не разобщай трансмиссию от двигателя, перед затяжными спусками-подъёмами остановись для проверки действия тормозов;

• при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости, не меняя ПОЛОСЫ движения, немедленно снизь скорость, включи аварийную световую сигнализацию и остановись;

• в случае дорожно-транспортного происшествия окажи помощь пострадавшим и как можно скорее сообщи о случившемся на своё предприятие и в милицию;

• ВЫПОЛНЯЙ указания милиции, по требованию остановки автомобиля и предьяви путевую документацию, соблюдая правила остановки;

• в тёмное время суток и при недостаточной видимости включи фары дальнего или ближнего света;

• если при работе на маршрутах в ночное время наступает дремотное состояние, остановись, выйди из автомобиля, разомнись, сделай несколько физических упражнений;

• при движении не пользуйся накатом, не отсоединяй двигатель от трансмиссии, за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при скорости движения не более 40 км в час;

• проезжая остановки общественного транспорта и пешеходные Переходы, двигайся со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, или остановись, чтобы пропустить пешеходов, вступивших на переход;

• сразу же по прибытии на объект, в автопредприятие отметь у диспетчера фактическое время пребывания и сообщи ему об условиях движения на маршруте, на погрузочно-разгрузочных площадях, предьяви дежурному механику автомобиль для проверки его технического со стояния, сообщив ему об обнаруженных во время работы на линии технических неисправностей. Пройди послерейсовый медицинский Осмотр.

• превышать максимальную скорость, определённую технической характеристикой автомобиля, а также указанную на опознавательном знаке
Масса автомобиля с

3. При движении по ледовой дороге водители транспортных средств должны соблюдать интервалы, установленные в зависимости от веса транспортных средств с грузом. Обгон транспортных средств на ледовой дороге ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

4. Запрещается стоянка транспортных средств на ледовой дороге.

При вынужденной остановке транспортных средств объезд их допускается только с разрешения лиц, ответственных за состояние ледовой дороги.

Запрещается водителям транспортных средств самовольно изменять маршрут, двигаться по участкам ледового покрова рек, озёр и других водоёмов, не предусмотренных для проезда автомобилей.

5. В случае обнаружения трещин на ледовой дороге водители обязаны держать приоткрытыми двери кабины и быть готовыми к спасению пассажиров и эвакуации груза.

6. В случае провала под лёд транспортных средств с находящимися на них людьми, оставшиеся на льду водители, пассажиры, рабочие должны принять меры к немедленному спасению людей, оказавшихся в воде.

ВНИМАНИЕ! Перевозка пассажиров в автобусах по ледовым дорогам ЗАПРЕЩЕНА!

Пассажиры должны преодолевать ледовую переправу пешим ходом!

Инструкция №12

Движение через железнодорожные пути

1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

3. Запрещается выезжать на переезд:

при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);

если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

самовольно открывать шлагбаум;

провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;

без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.

4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.

5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

Читайте также: