Обязанности водителя трамвая при работе на линии

Обновлено: 07.07.2024

- Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила эксплуатации автотранспортных средств и перевозки пассажиров;

- приказы, распоряжения и другие нормативные акты, относящиеся к работе водителя трамвая;

- правила технической эксплуатации трамвая;

- правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В;

- инструкцию о порядке допуска персонала к работе при эксплуатации электроустановок;

- систему технического обслуживания и ремонта трамваев;

- устройство, принцип действия и возможные неисправности обслуживаемых трамваев и их оборудования;

- способы выявления и устранения неисправностей, возникающих во время движения;

- порядок вызова технической помощи, подачи заявок на ремонт трамваев и оформления возврата трамвая в трамвайное депо по технической неисправности;

- инструкцию по производству маневровых работ на территории трамвайного депо;

- инструкцию по сцепке и буксировке трамваев;

- инструкцию о порядке эксплуатации подвижного состава на участках с тяжелыми условиями движения;

- правила пользования трамваем;

- способы связи с оперативным персоналом службы движения и трамвайного депо;

- схему, профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута;

- расположение конечных станций маршрута;

- особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях;

- порядок действия работников городского электрического транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозы террористических актов;

- режим труда и отдыха водителей трамвая;

- порядок прохождения предрейсовых медосмотров;

- методы экономии электроэнергии;

- порядок оформления поездной документации;

- положение о книжке водителя;

- действующие формы оплаты проезда;

- существующие формы проездных билетов;

- устройство звукоусилительной установки;

- правила пользования медицинской аптечкой;

- Правила внутреннего трудового распорядка организации городского электрического транспорта;

- правила и нормы по охране труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности;

1.3. Водитель трамвая должен иметь при себе:

- удостоверение на право управления трамваем;

- удостоверение о проверке знаний правил эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

- полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня водитель трамвая:

- проходит в установленном порядке предрейсовые медицинские осмотры;

- регулярно посещает технические занятия, инструктивные совещания и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и техники безопасности, проводимые руководством организации городского электрического транспорта;

- предъявляет диспетчеру трамвайного депо по выпуску удостоверение на право управления трамваем и книжку водителя;

- получает путевой лист, расписание движения, книгу трамвая, набор инструментов, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета;

- принимает трамвай, расписывается в книге поезда и путевом листе;

- проверяет в книге трамвая наличие подписи мастера, подтверждающей, что трамвай технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии;

- проверяет полноту и правильность экипировки, внешнее и внутренне состояние кузова, качество уборки салона, исправность узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения;

- получает билетно-учетный лист, абонементные талоны и проездные билеты и разменные деньги для расчетов с пассажирами;

- получает в диспетчерской прогноз погоды и информацию об изменениях в организации движения по маршруту следования;

- проходит при необходимости инструктаж по охране труда;

- проходит в установленном порядке проверку знаний правил эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

2.2. В процессе работы водитель трамвая:

- соблюдает Правила дорожного движения;

- выполняет расписание движения при обеспечении безопасности движения;

- обеспечивает сохранность подвижного состава;

- экономно расходует электроэнергию;

- соблюдает правила техники безопасности;

- контролирует выполнение пассажирами правил пользования трамваем;

- производит осмотр трамвая, проверяя внешний вид;

- проверяет тормозную систему, сцепные приборы, колесные пары, токоприемники;

- поддерживает чистоту номерных знаков;

- поддерживает чистоту в кабине;

- заменяет маршрутные указатели при переходе на другой маршрут;

- производит очистку подножек ото льда и снега;

- после каждого оборотного рейса осматривает салон и технологические отсеки трамвая с целью выявления посторонних предметов;

- соблюдает правила технической эксплуатации трамвая;

- немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

- оказывает первую (доврачебную) помощь пострадавшим при травмировании, отравлении в аварийных ситуациях и внезапном заболевании;

- соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;

- в случае обнаружения какой-либо неисправности немедленно уведомляет диспетчера депо;

2.3. В течение рабочего дня водитель трамвая:

2.3.1. Обеспечивает безопасную перевозку пассажиров и соблюдение регулярности движения.

2.3.2. Производит остановку трамвая на всех остановочных пунктах маршрута, независимо от наполнения салона.

2.3.3. Объявляет названия остановочных пунктов.

2.3.4. Открывает двери для высадки и посадки пассажиров только после полной остановки трамвая.

2.3.5. Следит за выходом и входом пассажиров, по возможности не допуская посадки через переднюю дверь лиц, не имеющих на это право.

2.3.6. Следит за наполнением трамвая в пределах установленной нормы и предупреждает пассажиров об окончании посадки при полном наполнении салона трамвая.

2.3.7. При необходимости осуществляет продажу пассажирам абонементных талонов и проездных билетов только на остановочном пункте.

2.3.8. Перед отправлением с остановочного пункта водитель:

- объявляет пассажирам об окончании посадки "Осторожно, двери закрываются";

- закрывает двери салона;

- объявляет название следующего остановочного пункта;

- плавно трогается с места, убедившись, что все двери закрыты и нет опасности для начала движения.

2.3.9. Останавливает трамвай:

- на остановочных пунктах маршрута следования;

- на остановочных пунктах при следовании нулевым рейсом;

- при запрещающем сигнале светофора или регулировщика дорожного движения;

- при угрозе наезда или столкновения;

- при пропуске транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы, шествий воинских частей, группы детей, пешеходов с ограниченным зрением;

- по требованию работников ГИБДД, работников службы движения и ревизоров по безопасности движения;

- при наличии препятствий для движения;

- при внезапном толчке, стуке;

- при тревожных сигналах пассажиров и пешеходов;

- если на междупутье при встречном движении трамваев оказался пешеход;

- при отрыве или резком колебании провода контактной сети;

- при обнаружении повреждений рельсового пути.

Остановка трамвая экстренным торможением разрешается в случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей.

2.3.10. Выбирает скорость движения в пути следования и дистанцию между трамваем и впереди идущим транспортом в зависимости от сложившейся ситуации, при соблюдении Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации трамвая.

2.3.11. Обеспечивает пониженную скорость движения (не более 5 км/час) при недостаточной видимости (менее 300 м) и прекращает движение при видимости менее 30 м.

2.3.12. При обнаружении неисправностей контактной сети (вышел провод из зажима и т.п.) останавливает трамвай и предупреждает водителя сзади идущего трамвая о наличии неисправности.

2.3.13. Выполняет инструкцию по безопасности при проезде спецчастей контактной сети.

2.3.14. Соблюдает инструкции по эксплуатации трамвая в осенне-зимний период эксплуатации.

2.3.15. Выполняет требования Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии, принимает возможные меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызывает "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях принимает меры к отправке пострадавших в лечебное учреждение.

2.3.16. После оформления дорожно-транспортного происшествия в ГИБДД водитель трамвая дает письменное объяснение в депо о случившемся.

2.3.17. Немедленно высаживает пассажиров и сообщает о случившемся в диспетчерскую:

- при вынужденной остановке на железнодорожном переезде;

- в случае схода трамвая с рельсов;

- при вынужденной остановке трамвая в тоннеле, под мостом, эстакадой или путепроводом.

2.3.18. Обеспечивает постановку трамвая на запасной путь своим ходом или на буксире при невозможности устранить неисправности на месте.

2.3.19. Следует укороченным рейсом или измененным направлением только по разрешению диспетчера конечной станции или линейного работника службы движения при наличии соответствующей записи в путевом листе.

2.3.20. При задержке трамвая в пути (скоплении транспорта, неисправности контактной сети или трамвайного пути, сходе трамвая с рельсов) немедленно сообщает в диспетчерскую о причине задержки, инвентарный номер трамвая, маршрут следования и место стоянки, аварии, дорожно-транспортном происшествии.

2.3.21. Проявляет вежливость и предупредительность в обращении с пассажирами, разъясняет порядок оплаты проезда.

2.4. Во время работы на линии водителю трамвая запрещается:

- отвлекаться от управления трамваем;

- провозить в кабине кого-либо, кроме стажера в период его работы и закрепленного за маршрутом водителя-инструктора;

- разговаривать, продавать абонементные талоны и проездные билеты;

- пользоваться радиоприемником и магнитофоном;

- производить посадку и высадку пассажиров на перегонах между остановочными пунктами, за исключением аварийных случаев и вынужденной остановки вне остановочного пункта длительностью свыше 2-х минут (кроме стоянки у светофоров);

- производить посадку и высадку пассажиров до полной остановки трамвая;

- начинать движение и вести трамвай с открытыми дверями;

- оставлять трамвай без надзора во время работы на линии и при остановке по неисправности;

- оставлять управление трамваем при возникновении опасности аварии или дорожно-транспортного происшествия;

2.5. Водитель трамвая в конце рабочего дня:

- передает управление трамваем сменщику, указанному в наряде, водителю-инструктору, закрепленному за маршрутом, а также стажеру, указанному в путевом листе (при наличии у них удостоверений на право управления трамваем);

- информирует сменяющего водителя о техническом состоянии трамвая и обо всех случаях неисправности и повреждениях, которые имели место в течение смены, о полученных распоряжениях, в частности о режиме движения трамвая, о состоянии пути и контактной сети;

- сдает установленную отчетность и выручку;

- выполняет гигиенические процедуры, производит осмотр (самоосмотр);

3. Права

При выполнении своих обязанностей водитель трамвая обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, водитель трамвая привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.

4.2. Водитель трамвая несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенного ему транспортного средства.

4.3. Водитель трамвая за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

5. Заключительные положения

5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Московские трамвайщики

Обязанности водителя трамвая
1. Основной обязанностью водителя трамвая является обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения.

2. Водитель трамвая обязан явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить диспетчеру трамвайного депо по выпуску удостоверение на право управления трамваем и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу трамвая, набор инструментов, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета.

При работе без кондуктора дополнительно получить звукоусилительную установку, билетно-учетный лист, абонементные талоны и проездные билеты.

3. Водитель трамвая должен проверить в книге трамвая наличие подписи мастера, подтверждающей, что трамвай технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии.

При наличии в книге трамвая заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов проверить наличие подписи мастера об их устранении. Если неисправности не устранены, сообщить об этом диспетчеру трамвайного депо по выпуску, дать повторную заявку. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями диспетчера по выпуску.

Водитель трамвая должен также проверить наличие действительного талона государственного технического осмотра ГИБДД, который храниться в книге трамвая, и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

4. При приемке трамвая водитель трамвая должен проверить:

полноту и правильность экипировки;

внешнее и внутренне состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины трамвая производится водителем);

исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;

наличие калиброванных предохранителей низковольтных и высоковольтных электрических цепей;

состояние токоприемника, контактной вставки;

состояние сцепных приборов;

регулировку всех видов тормозов;

исправность освещения салона, контрольной лампы (зуммера), ламп освещения подножек, в зимнее время — обогревов салона и кабины водителя, работу стеклообогревателя кабины;

работу сигнала, звонка из салона, фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, дверных механизмов, сигналов указателей поворотов, действие световых сигналов положения дверей салона, стеклоочистителей, песочниц, звукоусилительной установки;

исправность колесных пар (внешним осмотром);

напряжение аккумуляторной батареи;

правильность установки и исправность кресла водителя, зеркал заднего вида, солнцезащитного козырька;

на трамваях, работающих по системе многих единиц, исправность межвагонных соединений и сцепных приборов;

состояние предохранительной сетки;

наличие сухого песка в песочницах, двух противооткатных упоров (башмаков), двух порошковых или углекислотных огнетушителей (по одному в салоне и кабине), медицинской аптечки, знака аварийной остановки, буксировочной сцепки.

В случае обнаружения какой-либо неисправности водитель трамвая должен заявить об этом диспетчеру депо.

При отсутствии неисправностей водитель трамвая должен расписаться в путевом листе и книге трамвая о приемке трамвая в технически исправном состоянии.

5. Перед выездом из депо водитель трамвая должен поставить в кассету фамильную вставку, при бескассовом обслуживании установить код компостеров.

Алексей Агалаков

6. При выезде из депо водитель трамвая должен проверить действие тормозов, песочниц, работу генератора, работу токоприемников при прохождении спецчастей контактной сети, убедиться в свободном ходе трамвая на выбеге, в отсутствии постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель обязан остановить трамвай, сообщить об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику службы движения и действовать по их указанию.

Проверка исправности перечисленных выше узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, должна производиться водителем трамвая без пассажиров на участке пути, определенном приказом по организации городского электрического транспорта.

8. Во время работы на линии водитель трамвая обязан:

соблюдать правила дорожного движения;

строго выполнять расписание движения при обеспечении безопасности движения;

обеспечивать сохранность подвижного состава;

экономно расходовать электроэнергию;

культурно обслуживать пассажиров;

соблюдать правила техники безопасности;

после каждого оборотного рейса осматривать салон и технологические отсеки трамвая с целью выявления посторонних предметов;

соблюдать правила технической эксплуатации трамвая;

соблюдать инструкцию по бескондукторному обслуживанию.

9. Во время движения водителю трамвая запрещается:

отвлекаться от управления трамваем;

провозить в кабине кого-либо, кроме стажера в период его работы и закрепленного за маршрутом водителя-инструктора;

разговаривать, продавать абонементные талоны и проездные билеты;

пользоваться радиоприемником и магнитофоном;

производить посадку и высадку пассажиров на перегонах между остановочными пунктами, за исключением аварийных случаев и вынужденной остановки вне остановочного пункта длительностью свыше 2-х минут (кроме стоянки у светофоров);

производить посадку и высадку пассажиров до полной остановки трамвая;

начинать движение и вести трамвай с открытыми дверями;

10. Следовать укороченным рейсом или измененным направлением водитель трамвая может только по разрешению диспетчера конечной станции или линейного работника службы движения при наличии соответствующей записи в путевом листе.

11. Водитель трамвая обязан производить остановку трамвая на всех остановочных пунктах маршрута, независимо от наполнения салона.

12. При задержке трамвая в пути (скоплении транспорта, неисправности контактной сети или трамвайного пути, сходе трамвая с рельсов), аварии, дорожно-транспортном происшествии водитель трамвая должен немедленно сообщить о происшедшем линейному работнику службы движения, а при его отсутствии — старшему (центральному) диспетчеру, указав причину задержки, инвентарный номер трамвая, маршрут следования и место стоянки.

13. При управлении трамваем водитель трамвая должен соблюдать следующие правила:

Алексей Агалаков

13. При управлении трамваем водитель трамвая должен соблюдать следующие правила:

пуск и разгон производить плавно без рывков, равномерно переводя контроллер водителя с первой на последующие позиции;

не допускать продолжительной езды на маневровой позиции контроллера водителя во избежание перегрева пусковых резисторов;

служебное торможение следует осуществлять плавно, максимально используя выбег;

во избежание порчи электродвигателей, карданного вала и редуктора запрещается производить торможение переводом реверсора контроллера водителя в положение "назад";

при исчезновении напряжения в контактной сети немедленно отключить контроллер и остановить трамвай.

14. При подъезде к остановочному пункту водитель трамвая обязан:

снизить скорость движения с таким расчетом, чтобы остановка трамвая была произведена плавно;

произвести остановку так, чтобы передняя площадка вагона находилась против указателя остановки;

объявить название остановочного пункта;

после полной остановки трамвая открыть двери для высадки и посадки пассажиров.

15. На остановочном пункте водитель трамвая обязан следить за выходом и входом пассажиров, по возможности не допуская посадки через переднюю дверь лиц, не имеющих на это право.

Водитель трамвая обязан следить за наполнением трамвая в пределах установленной нормы и предупреждать пассажиров об окончании посадки при полном наполнении салона трамвая. Водитель трамвая при необходимости должен осуществлять продажу пассажирам абонементных талонов и проездных билетов только на остановочном пункте.

16. Перед отправлением с остановочного пункта водитель трамвая обязан:

объявить пассажирам об окончании посадки "Осторожно, двери закрываются";

закрыть двери салона;

объявить название следующего остановочного пункта;

убедившись, что все двери закрыты и нет опасности для начала движения, плавно тронуться с места.

17. Водитель трамвая обязан останавливать трамвай:

на остановочных пунктах маршрута следования;

на остановочных пунктах при следовании нулевым рейсом;

при запрещающем сигнале светофора или регулировщика дорожного движения;

при угрозе наезда или столкновения;

при пропуске транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы, шествий воинских частей, группы детей, пешеходов с ограниченным зрением;

по требованию работников ГИБДД, работников службы движения и ревизоров по безопасности движения;

при наличии препятствий для движения;

при внезапном толчке, стуке;

при тревожных сигналах кондуктора, пассажиров и пешеходов;

если на междупутье при встречном движении трамваев оказался пешеход;

при отрыве или резком колебании провода контактной сети;

при обнаружении повреждений рельсового пути.

Водитель обязан остановить трамвай экстренным торможением в случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей.

18. Скорость движения в пути следования и дистанция между трамваем и впереди идущим транспортом выбирается водителем трамвая в зависимости от сложившейся ситуации, но при всех условиях должны соответствовать правилам дорожного движения и правилам технической эксплуатации трамвая.

19. При недостаточной видимости (менее 300 м) водитель трамвая обязан двигаться с максимальной осторожностью и пониженной скоростью (не более 5 км/час), обеспечивающей безопасность движения.

20. В туман, ливень, град, метель, снегопад (если видимость более 30 м) водитель трамвая обязан включить фары, габаритные фонари и все группы освещения салона трамвая и двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, подавая короткие звуковые сигналы.

При видимости менее 30 м водитель трамвая должен прекратить движение.

Московские трамвайщики

21. При приближении к сходной стрелке двух трамваев преимущественным правом проезда пользуется трамвай, следующий с правой (по ходу движения) стороны.

22. В случае необходимости выйти из трамвая (на конечной станции или в пути) водитель трамвая обязан затормозить его стояночным тормозом, убедиться, что трамвай удерживается на месте, выключить все высоковольтные и низковольтные цепи, поставить вал реверсора контроллера в положение "0", снять и взять с собой ручку контроллера водителя (где это предусмотрено конструкцией трамвая), одеть сигнальный жилет, закрыть кабину и выйти из трамвая.

На уклоне поставить противооткатный упор под колесо вагона со стороны уклона. Оставлять трамвай на уклонах без надзора водителю трамвая запрещается.

23. В осенне-зимний период эксплуатации, во избежание юза, водитель трамвая обязан:

особенно внимательно вести поезд с учетом возможности торможения в связи с внезапным появлением препятствий на пути следования и увеличением тормозного пути;

подъезжать к остановке выбегом, не допуская резкого торможения, могущего привести к возникновению юза.

При возникновении юза в процессе торможения водитель трамвая должен немедленно растормозить трамвай с таким расчетом, чтобы колеса начали вращаться, а затем начать вновь плавное торможение с подачей песка на рельсы.

24. При проезде участков трамвайных путей, залитых водой или покрытых мокрым снегом, водитель трамвая не должен превышать скорость движения выше 5 км/час. Если уровень воды или мокрого снега над головкой рельса превышает 100 мм, движение трамвая прекращается, о чем немедленно сообщается старшему (центральному) диспетчеру.

25. При проезде спецчастей контактной сети водитель трамвая должен соблюдать следующие правила:

снизить скорость до пределов, обеспечивающих безопасность движения;

при проезде секционных изоляторов и других обесточенных участков контактной сети быстро отключить контроллер для получения выбега, затем, определив по контрольной лампе или сигналу зуммера, что обесточенный участок пройден, быстро установить контроллер в положение, соответствующее достигнутой в указанный момент скорости движения;

не допускать остановки поезда на обесточенных участках контактной сети;

проходить линейный контакт автоматической стрелки при левом направлении движения при включенных двигателях, при правом направлении — выбегом.

26. При обрыве контактного провода водитель трамвая обязан сообщить об этом старшему (центральному) диспетчеру, обеспечить вызов бригады скорой технической помощи и находиться до ее прибытия около провода (не ближе чем за 5 метров), не касаться и не подпускать к нему людей и предупреждать об опасности водителей проходящего транспорта.

27. При обнаружении неисправностей контактной сети (вышел провод из зажима и т.п.) водитель трамвая обязан остановить трамвай и предупредить водителя сзади идущего трамвая о наличии неисправности. Только после этого он может следовать дальше, а водитель следующего трамвая поступает аналогичным образом. О неисправности контактной сети водитель должен сообщить ближайшему работнику службы движения, а при его отсутствии — диспетчеру конечной станции.

28. В случае короткого замыкания, вспышки в кабине или салоне водитель трамвая должен немедленно остановить трамвай, затормозить его стояночным тормозом, отключить все электрооборудование, поставить реверсор в положение "0", вынуть ручку контроллера (где это предусмотрено конструкцией), принять меры к высадке пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе, оттянуть токоприемники от контактного провода и приступить к ликвидации огня.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Водитель трамвая относится к категории технических исполнителей
и подчиняется непосредственно __________________________________________.
1.2. На должность водителя трамвая назначается лицо, имеющее
профессиональную подготовку по установленной программе без предъявления
требований к стажу работы.
1.3. Назначение на должность водителя трамвая и освобождение от нее
производится приказом руководителя предприятия.
1.4. Водитель трамвая должен знать:
- устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных
вагонов и их оборудования;
- правила дорожного движения, технической эксплуатации и пользования
трамваями;
- особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях и порядок
эксплуатации их на маршрутах с тяжелыми условиями движения;
- устройство компостеров и радиоустановки; инструкцию по экономии
электроэнергии; периодичность осмотров и ремонтов трамваев;
- формы проездных билетов, порядок оформления проездной
документации;
- профиль и особенности обслуживаемого маршрута;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты;
- приемы и методы оказания первой доврачебной медицинской помощи;
- _________________________________________________________________.

2. Должностные обязанности

Водитель трамвая выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Управление трамвайными составами, эксплуатируемыми в данном
хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения.
2.2. Проведение сцепки вагонов.
2.3. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров,
погрузкой и выгрузкой грузов.
2.4. Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов
и порядка оплаты проезда.
2.5. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и
после возвращения в парк.
2.6. Устранение возникших на линии простейших неисправностей
подвижного состава.
2.7. Продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.
2.9. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с
целью выявления заболеваний, несовместимых с обязанностями водителя
трамвая.
2.10. _____________________________________________________________.

Водитель трамвая имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися его деятельности.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по
совершенствованию методов выполняемой им работы и повышения качества
обслуживания пассажиров.
3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.4. ______________________________________________________________.

Водитель трамвая несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в
пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской
Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных действующим административным,
уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба, - в пределах, определенных
действующим трудовым и гражданским законодательством Российской
Федерации.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Водитель трамвая – профессия не самая прибыльная и легкая, зато одна из самых востребованных в современном обществе. И в связи с бурным развитием электротранспорта во всех странах ее можно считать еще и перспективной.

Что нужно для того, чтобы стать водителем трамвая?

Если человек хочет стать водителем трамвая, то он должен соответствовать ряду квалификационных требований. Следовать нужно такому алгоритму:

Прохождение медкомиссии. В отношении работы водителем трамвая нет каких-либо гендерных ограничений. Работать здесь могут и женщины. Однако установлены возрастные ограничения принимают только тех, кто старше 21 года. Кроме того, нужно будет пройти медкомиссию и взять справку о том, что соискатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кстати, перед каждой поездкой водитель должен проходить обязательный медосмотр, а контролируют при этом артериальное давление, слух и зрение.

Водитель трамвая

После прохождения медосмотра соискатель заключает с электротранспортным предприятием ученический договор, в котором будут сразу прописаны условия, на которых водитель сначала будет проходить обучение, а уже затем полноценно работать. На теоретическую подготовку отводятся 2-3 месяца, в течение которых соискателя обучают не только ПДД, но и основам работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием, а также основы управления трамваем.

Также устраивают практические занятия – для начала на тренажерах, при этом они достаточно сложны. Такие тренажеры полностью имитируют кабину транспортного средства. Во время обучения многие предприятия выплачивают стипендию от 7.5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости ученика. Также ему предоставляется место в общежитии, а еще начинающий водитель может рассчитывать на бесплатное питание.

Учебная практика в трамвайном парке. Этот этап длится от трех недель до месяца. После этого нужно будет сдать экзамен по вождению и по теории управления. Сначала практическая часть, и оценивать ее будут сотрудники учебно-курсового комбината.

Водитель трамвая

Экзамен в ГИБДД. Это уже только теоретическая часть. По итогам экзамена соискатель получает водительские права. Если не удалось сдать с первого раза, ничего страшного не произойдет, можно пересдать экзамен.

Стажировка. После того, как соискатель получит права, его направят на стажировку в парк, и там он, скорее всего, и будет потом работать уже на постоянной основе. В среднем пассажирская практика занимает 205 часов. В это время у специалиста нет права работать самостоятельно. Он управляет трамваем только под руководством инструктора. Но его труд все равно оплачивается. Это не зарплата, а стипендия, но она примерно равна оплате труда начинающего водителя и составляет 20-23 тысячи рублей.

Только после успешного преодоления всех этапов можно будет устраиваться на работу на постоянной основе.

Обязанности водителя трамвая

В общих чертах все обязанности оговорены в нормативных документах. Тем не менее, всем, кто захочет устроиться на работу водителем трамвая, нужно понимать, что их ждет. Первая смена на большинстве маршрутов начинается очень рано, в 4 утра. Понятия стандартной рабочей недели здесь нет. У каждого водителя есть свой рабочий график, он включает в себя 4 дневные смены и 4 ночные, но они идут не подряд, а чередуются с выходными. Ночные смены на самом деле являются вечерними, поскольку заканчиваются в 12 часов ночи.

Водитель управляет транспортным средством, то есть трамваем, а также в рамках своих полномочий занимается техническим обслуживанием этой техники. Кроме того, он должен собирать оплату за проезд. От водителя трамвая требуется быть вежливым и сохранять спокойствие, хотя конфликтных ситуаций в общественном транспорте и на дорогах всегда хватает. Понятно, что такая работа требует определенного уровня стрессоустойчивости.

В отношении расчета зарплаты водителя в России действуют требования Трудового кодекса и отраслевого законодательства. В общем виде она состоит из оклада и премии. Оклад непосредственно зависит от продолжительности смены и от квалификации водителя. Кроме того, действуют правила, согласно которым на маршрутах с большим потоком пассажиров платят водителям намного больше. По этой причине в столице и городах-миллионниках у водителей к концу месяца может набегать солидная сумма.

Что же касается премиальных, то тут все зависит от конкретного транспортного предприятия. Это поощрительная выплата, и некоторые компании платят водителям еще процент за перевыполнение плана.

Наконец, существуют также и компенсационные надбавки. Их выплачивают в обязательном порядке согласно требований трудового законодательства за работу в ночные часы (считается как двойной оклад за конкретно отработанное время), за выход на работу в выходные дни и государственные праздники.

Водитель трамвая

Дополнительные выплаты и льготы

Хотя в современных условиях работу водителя трамвая можно считать достаточно надежной и стабильной, из-за стрессового фактора ему нужна дополнительная мотивация. Тем более что оплата труда хотя и бывает достаточно высокой, у начинающих водителей она будет практически минимальной, так что особого энтузиазма не вызывает. В то же время мотивация обычно носит нематериальный характер. Например, водителям трамваев положено дополнительно 12 дней к оплачиваемому отпуску. Также им гарантирован бесплатный проезд городским транспортом, в том числе и на метро, а это существенная экономия.

Для иногородних работников привлекательным может оказаться факт предоставления места в ведомственном общежитии – особенно это касается столицы, где снимать квартиру очень дорого. Ну а для семейных сотрудников еще один бонус – бесплатные путевки для детей на популярные отечественные базы отдыха.

Водитель трамвая

Заработная плата водителя трамвая в России

Как уже было отмечено ранее, заработная плата водителя трамвая зависит от его опыта или класса. Но к тому же она может в значительной степени варьировать в разных регионах. Неудивительно, что самые высокие зарплаты у водителей трамвая в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах проложены и крупнейшие трамвайные системы. Начинающий водитель здесь получает около 20-22 тысяч рублей в месяц. Опытный водитель трамвая может получать в Москве до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также в Челябинской области зарплата водителя составляет 35-40 тысяч рублей.

Следует также помнить, что в некоторых регионах существуют надбавки за работу в сложных климатических условиях. Поэтому в таких городах как Иркутск, Омск, Красноярск зарплата водителя трамвая может быть даже выше, чем в столице. Там она составляет 45-50 тысяч рублей. В других регионах, таких как Краснодар, Казань, Калининград, Самара, Нижний Новгород зарплата водителя трамвая составляет 30-35 тысяч рублей. В Новороссийске, Новочеркасске, Иваново, Пятигорске и Таганроге фиксируют самый низкий уровень оплаты труда водителей – до 20-25 тысяч рублей.

Зарплата водителя трамвая

Трамваи как вид городского электротранспорта популярны в Австрии и Германии, где водители получают в месяц порядка 3000 евро. В Британии опытный водитель может получать до 28 тысяч фунтов в год, к тому же ему положены различные льготы и социальные выгоды. В Финляндии водитель трамвая в месяц получает до 2500 евро. В Италии среди стран Западной Европы самый низкий уровень оплаты для подобной профессии – всего 1000-1100 евро в месяц. В Чехии же такой работник получает до 100 крон в час. Примерно такой же уровень оплаты труда в Польше, где приглашают на работу водителей из Украины и Беларуси.

В Австралии водитель городского электротранспорта получает в месяц порядка 3200 австралийских долларов. А вот в Китае, где электротранспорт считается одной из самых перспективных отраслей, несколько лет подряд попытались запустить трамвай-беспилотник. Правда, повсеместного распространения такой опыт пока не получил, поскольку возникает слишком много трудностей, в том числе и по соображениям этики, а не только безопасности. Но и расходы на прокладку маршрута тоже достаточно высоки.

Возможные трудности в работе

Работа водителя трамвая достаточно сложна. Это только на первый взгляд кажется, что она представляет собой нечто рутинное. На самом деле от водителя требуется, чтобы он постоянно находился в тонусе, всегда был сконцентрирован на своей работе, поскольку отвечает за своих пассажиров.

Читайте также: