Оценка работы водителя автомобиля

Обновлено: 02.07.2024

Проведение СОУТ водителей

СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования.

Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

СОУТ водителя легкового автомобиля представляет собой идентичный процесс и предъявляет аналогичные требования к проверке нестационарного рабочего места и определения его класса вредности.

Факторы, влияющие на класс вредности

В отличие от АРМ, СОУТ водителей теперь предусматривает идентификацию. Процедура проводится представителем аккредитованной экспертной организации, который обязан выявить факторы, влияющие на водителей, и сравнить их с предложенным Минтрудом классификатором. Проводившаяся ранее аттестация рабочих мест предусматривала оценку ряда факторов:

  • особенности освещенности;
  • присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
  • уровень вибрации, как общий, так и локальный;
  • напряженность рабочей обстановки;
  • шумность и наличие инфразвука;
  • тяжесть труда.

Согласно предложенному Минтрудом документу:

  • параметры освещенности могут влиять только на особо точные работы;
  • оценка микроклимата применяется, если оборудование на рабочем месте является его источником;
  • виброакустический фактор берется в расчет, если имеется оборудование, которое служит его источником.

Эти особенности проведения СОУТ водителей повлияли на количество льгот, которые раньше получали сотрудники на данной должности.

Как сохранить компенсацию?

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей может привести к сокращению количества льгот. Чтобы избежать этого — сохранить класс вредности, а с ним и объем компенсации — нужно выполнить следующие рекомендации:

  1. Внести предложения по коррекции перечня изучаемых факторов. Специалист экспертной организации может не учесть отдельные факторы, руководствуясь общим представлением об идентификации, однако в приложении к приказу Минтруда №31 от 2014 года есть конкретная информация, что конечный список факторов формируется комиссией работодателя, а не экспертом. Потому можно провести оценку тех воздействий, на которые жаловались работники, привлечь факторы, влияющие на развитие профессиональных заболеваний и дополнить предложение ссылкой на СП 4616-88.
  2. Если когда-либо проводилась АМР, следует проанализировать полученный результат. Если уже есть факторы, которым присваивался вредный класс, они должны учитываться и в процессе СОУТ.
  3. Оценить напряженность трудового процесса. В процессе идентификации, при анализе документов, касающихся режима труда и отдыха, нужно уделить внимание среднему количеству сигналов, как звуковых, так и световых, поступающих за час работы. Допустимое число 175 за час, но оно может достигать и четырехсот. Итоговый класс, присвоенный рабочему месту, будет зависеть от количества часов управления за смену.

Следуя таким рекомендациям, можно добиться сохранения вредного класса для сотрудников на водительской должности.

Чего ждать водителям от СОУТ в будущем?

Процесс СОУТ с учетом изменений может привести к негативу со стороны персонала. Рекомендуется, во-первых, всегда оповещать работников о том, что проводится процедура спецоценки, во-вторых, не пренебрегать сбором пакета документов и требовать от экспертной организации изменений, которые помогут сохранить класс вредности. Прежде чем отдать водителям карту СОУТ для ознакомления, стоит проверить ее самостоятельно.

Минтруд отметил особенности СОУТ водителей городского пассажирского транспорта, поэтому сейчас находится в разработке документ, который позволит оценивать их труд иначе. Это позволит работникам не лишится привычной компенсации.

Чем отличается спецоценка водителей от оценки, которая осуществлялась при аттестации?

СОУТ водителя легкового автомобиля отличается от АРМ тем, что не каждый фактор из списка, который раньше рассматривался при определении объема льгот и компенсаций, сегодня учитывается экспертом. Проводится процедура идентификации. Если работодатель не подойдет к вопросу разумно, сотрудник может потерять компенсации, так как рабочие условия будут признаны допустимыми.

Нужна ли специальная оценка условий труда для водителей?

Проведение СОУТ водителей является обязательным, как и специальная оценка рабочих мест в любых других отраслях. Работодатели обязаны проводить процедуру, иначе к ним могут предъявляться штрафные санкции.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

Процедура идентификации, которая проводится в рамках СОУТ, требует:

  • не учитывать освещенность, если сотрудник не выполняет точные работы;
  • исключить факторы микроклимата и виброакустики, если они не производятся технологическим оборудованием;
  • исключить эмоциональную и интеллектуальную нагрузку.

Видоизменился учет монотонности труда и сенсорной нагрузки. Все эти изменения привели к тому, что класс вредности не присваивается, а значит, исключаются и компенсации.

Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования

1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования (далее соответственно - водители, рабочие места) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, а также с учетом настоящих Особенностей.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5555; 2011, N 17, ст.2310; N 45, ст.6326; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4320; 2014, N 6, ст.566, N 49, ст.6928; 2015, N 17, ст.2477; N 29, ст.4374; 2016, N 27, ст.4191) к городскому наземному пассажирскому транспорту общего пользования относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991; 2014, N 26, ст.3366; 2015, N 29, ст.4342; 2016, N 18, ст.2512.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Особенностей, работодателями (объединением работодателей) может создаваться единая комиссия по проведению специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Полномочия руководителя комиссии по проведению специальной оценки условий труда делегируются представителю одного из работодателей, проводящих специальную оценку условий труда.

4. Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах водителей осуществляется во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя.

Организация и порядок выполнения указанного специального рейса определяются работодателем и оформляются протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

5. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах исследованиям (испытаниям) и измерениям в обязательном порядке подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:

б) электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);

в) виброакустические факторы;

г) параметры микроклимата;

д) тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении);

6. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряженности трудового процесса на рабочих местах водителей следует учитывать наличие следующих объектов одновременного наблюдения:

а) предусмотренных Правилами дорожного движения наблюдаемых водителем дорожных знаков, в том числе временных; сменных сигналов светофоров (красный, желтый, зеленый, лунный) и световых информативных устройств, дорожной разметки; издаваемых транспортными средствами при их движении, остановке или маневрах световых и звуковых сигналов (сигналы поворота, стоп-сигналы, ходовые огни, огни заднего хода), специальных сигналов регулировщика;

Утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст.5521; 2000, N 18, ст.1985; 2001, N 11, ст.1029; 2002, N 9, ст.931; N 27, ст.2693; 2003, N 20, ст.1899; N 40, ст.3891; 2005, N 52, ст.5733; 2006, N 11, ст.1179; 2008, N 8, ст.741; N 17, ст.1882; 2009, N 2, ст.233; N 5, ст.610; 2010, N 9, ст.976; N 20, ст.2471; 2011, N 42, ст.5922; 2012, N 1, ст.154; N 15, ст.1780; N 30, ст.4289; N 47, ст.6505; 2013, N 5, ст.371, 404; N 24, ст.2999; N 29, ст.3966; N 31, ст.4218; N 52, ст.7173; 2014, N 14, ст.1625; N 21, ст.2707; N 32, ст.4487; N 38, ст.5062; N 44, ст.6063; N 47, ст.6557; 2015, N 1, ст.223; N 15, ст.2276; N 17, ст.2568; N 27, ст.4083; N 46, ст.6376; 2016, N 5, ст.694; N 23, ст.3325; N 31, ст.5018, 5029; N 38, ст.5553; 2017, N 14, ст.2070).

б) пешеходов, находящихся на проезжей части, при выполнении на перекрестках поворота налево или направо;

в) предусмотренных правилами технической эксплуатации транспортных средств путевых сигналов (спецчасти контактной сети, спецчасти рельсового пути, знаки ограничения скорости, указательные знаки, спецзнаки городского электротранспорта);

г) процесс открытия и закрытия дверей пассажирского салона для посадки и высадки пассажиров на остановках городского транспорта, а также показаний сигнализации открытия и закрытия дверей на панели приборов транспортного средства;

д) процесс высадки и посадки пассажиров в салон транспортного средства, наблюдаемый через боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства;

е) действия и поведение пассажиров в салоне транспортного средства, наблюдаемые через салонное зеркало заднего вида транспортного средства;

ж) показаний индикаторов на панели приборов транспортного средства.

а) при начале движения - 6;

б) при остановке для посадки (высадки) пассажиров - 12;

в) при прибытии на остановочный пункт - 6;

г) при замедлении скорости - 6;

д) при маневрировании (перестроении из ряда в ряд, повороте, развороте, движении задним ходом) - 12.

8. При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень.

9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц.

10. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не допускается использование приборов и (или) поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества, а также опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества.


Используя статистические данные ГИБДД в Российской Федерации за 2013г. рассмотрена необходимость учета психофизиологических особенностей водителя при проведении профессионального подбора и отбора, а также мероприятий с использованием поощрительных механизмов за безаварийную работу, т. к. принимаемые в настоящее время меры не в должной мере способствуют повышению уровня безопасности дорожного движения.

Ключевые слова:водитель, безопасность дорожного движения, психофизиологические особенности водителя, маршрутные такси.

В перевозочном процессе большая степень ответственности за безопасность движения относится к водителю. По статистическим данным ГИБДД в 2013 году в РФ совершено 204000 ДТП, что на 0,2 % больше, чем в 2012 году. Кроме того, изменение законодательства повлияло на количество ДТП, где водители скрылись с места происшествия. Таких ДТП в 2013 году произошло 9761, что на 18,3 % больше, чем годом ранее. Ужесточаются законы, принимаются программы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, но каждый год в России десятки тысяч получают травмы различной тяжести, погибает порядка 30 тыс. человек:

в 2012 -27991человек;

По тем же статистическим данным по вине водителей совершается около 87 % ДТП (так в 2013 году произошло 179 017 ДТП, что на 0,9 % больше, чем в 2012-м) [1].

1. Водитель маршрутки должен знать тарифы и выполнять обязанности кондуктора (прием денег, денежные расчеты). Кроме того, несмотря на имеющуюся информацию о тарифах в салоне, он по просьбе пассажиров дополнительно информирует о стоимости проезда до определенной остановки.

2. Повышенный шум в салоне (разговоры по мобильным телефонам, разговоры между пассажирами и т. п.)

3. Остановки по требованию пассажиров, а не по установленным остановкам данного маршрута.

Выполнение данных операций параллельно с управлением транспортных средством приводит к тому, что:

- водители менее эффективно выполняют торможение;

- увеличивается время реакции;

- ошибочная оценка дорожной обстановки, в том числе и состояния дорог.

Все перечисленные ситуации влияют на психическое состояние водителя в данный момент, что приводит к росту вероятности возникновения ДТП.

Ошибочные действия водителя транспортного средства могут быть зафиксированы несколько раз в смену из-за сложной обстановки на дороге, неопределенности поступающей к нему информации, т. к. он не может предвидеть поведение других участников движения, изменения дорожной обстановки. Необходимо учитывать и такие факторы как:

- высокая температура летом, в том числе и духота, холод — зимой;

- состояние дорог, часто несоответствующие безопасному движению ТС;

- возможные такие явления, как туман, снег;

- неработающие дождевые канализации.

Все перечисленные факторы создают предпосылки для совершения ошибок в сложной дорожно-транспортной ситуации, затрудняют процесс восприятия и переработки информации. Кроме того, водитель маршрутных такси работает в отрыве от своего трудового коллектива, т. е. он должен самостоятельно принять необходимое решение в данной дорожной ситуации, а это также влияет на психическое состояние водителя.

Водителю, осуществляющему перевозки людей, необходимо длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, что позволит своевременно реагировать на дорожную ситуацию и выбирать правильное решение, а иногда и единственно правильное решение

При приеме на работу водителя маршрутного такси допускаются водители, имеющие водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории «D« и возраст не менее 21 года, стаж управления автомобилем или стаж работы в качестве водителя не менее трёх лет. Лицо, принимающее водителя на работу, чаще всего действует по интуиции. Таким образом, при приеме на работу не учитываются качества важные для надежного вождения. Практика показывает, что за рулем нередко оказываются лица, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить безопасность движения. Также следует отметить, что отсутствует взаимосвязь между результатами расследования ДТП и компетентностью водителей из-за отсутствия методики психофизиологического анализа причин аварий.

Психофизиологический отбор — выявляет лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской профессии. Большинство ученых считают, что водителей можно разбить на 3 группы: предрасположенные или склонные к ДТП, нейтральные или индифферентные водители, безопасные или надежные водители.

Количество ДТП по вине водителей можно уменьшить, если наконец-то начать учитывать психофизиологические особенности водителей, а для этого периодично проводить психофизиологические экспертизы среди водителей. Открытие психофизиологических классов по оценке состояния водителей, в которых они будут учиться концентрировать внимание, овладевать другими приемами биоуправления, позволит в дальнейшем водителю маршрутных такси и другого общественного транспорта длительно сохранять психофизиологическое состояние и соответственно наиболее качественно и быстро воспринимать информацию. В настоящее время, с целью определения наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе, используя определенные методы, проводятся предрейсовые медицинские осмотры. В обязательном порядке контролируют артериальное давление и пульс. Но в настоящее время, ни в одной организации водителей не проверяют на предмет тремора и усталости, хотя данные факторы зачастую становятся основными причинами аварий. При таких условиях работа водителя становится одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности. Кроме того, если проводить ежедневный предрейсовый контроль времени реакции у водителя, то водитель ежедневно перед рейсом будет знать текущее (на данное время) время реакции, и он сам может себе дать рекомендации по наиболее безопасному вождению. Данный параметр, в процессе будет восприниматься также естественно, как и замер пульса, и артериального давления.

У водителей маршрутных такси должен быть полноценный отдых. Надеяться, что будут осуществляться профилактические мероприятия руководством фирм, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров не приходится, так как ими рассматривается приоритет бизнес — задач над безопасностью. В этом случае должны быть определены мероприятия, которые будут способствовать укреплению здоровья, в том числе и психического состояния водителей. Должны работать программы, которые позволят исключить текучесть кадров, повысить квалификацию водителей и в то же время позволят почувствовать водителю преимущество его работы, т. к. исход аварийной ситуации в подавляющем большинстве случаев зависит от действий водителя.

2. Правила дорожного движения Российской Федерации.-М.:Эксмо, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, время реакции, дорожная ситуация, ДТП, психофизиологическая особенность водителя, работа водителя, такси, артериальное давление, дорожная обстановка.

Характеристика на работника может потребоваться в различных случаях: в суд, при поступлении в высшее учебное заведение, при переводе на вышестоящую должность. Документ необходим для объективного описания профессиональных и личностных качеств работника. Разберемся, как составить характеристику на водителя для награждения.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец характеристики на водителя автомобиля для награждения

Сумароков Дмитрий Иванович выполняет следующие трудовые функции: управление автомобилями, содержание их в исправном состоянии, заполнение соответствующей документации, заправка рабочего транспорта и т.д.

Работник производит управление автомобилями аккуратно и экономно, всегда проверяет транспортное средство перед поездками. При появлении неисправностей Дмитрий Иванович вовремя принимает все необходимые меры для их ликвидации. Простые неисправности может устранить без привлечения механиков. Работник использует в своей деятельности методы продления периода службы автомобильных шин, аккумуляторов и другого оборудования.

Менеджер по персоналу

Никанорова / Е.Ю. Никанорова
2 ноября 2020 года

Как написать характеристику на водителя

Документ пишут в свободной форме, унифицированного бланка не существует. Важно не допускать употребления в тексте разговорных слов и выражений. Используют для написания официально-деловой стиль речи. Не должно быть двусмысленности, текст должен быть понятен читающему его лицу.

Что нужно указать в характеристике:

  1. Наименование документа.
  2. ФИО и должность работника, на которого составляют характеристику.
  3. Анкетные данные. Сюда относят дату или просто год рождения водителя, его образование, в каком году и какое образовательное учреждение он окончил, какую специальность получил.
  4. С какого времени работник трудится в организации, где работал до этого.
  5. Краткий перечень обязанностей водителя.
  6. Профессиональные качества работника. Здесь же нужно указать, были ли за время работы нарушения правил дорожного движения, аварийные случаи на дорогах и другие важные моменты, которые относятся к работе водителя. Это основная часть характеристики, ей нужно уделить особое внимание.
  7. Подвергался ли работник дисциплинарным взысканиям, нарушал ли трудовую дисциплину. Поощрения и награды также входят в этот пункт.
  8. Личностные качества водителя и его взаимоотношения с коллективом.

В конце документа расписывается работник, который его составил.

Некоторые нюансы составления характеристики

В случае с награждением характеристика требуется для руководства организации, в которой трудится водитель, ведь не все сотрудники знают друг друга лично. Она необходима для принятия решения о награждении работника. Составлением документа занимается работник отдела кадров или непосредственный руководитель шофера. Документ подписывает его составитель, поскольку характеристика нужна для внутренних нужд компании. Глава организации подписывает бумагу, если она нужна для представления в какие-либо ведомства.

При написании нужно сделать акцент на профессиональных качествах водителя, на его достижениях в работе (отсутствие штрафов, грамотное обслуживание транспортного средства и т.д.). Для награждения, как правило, пишут положительную характеристику, даже если работник совершал за время труда в компании мелкие ошибки.

Нужно указывать только достоверные сведения о работнике. Не следует включать в текст информацию, которая не относится в профессиональной сфере водителя, например, о его личной жизни, хобби, политических взглядах и т.д.

Читайте также: