Опасные и вредные производственные факторы для водителя автомобиля

Обновлено: 04.05.2024

Написала в континге лиц , подлежащих медосмотру водителя легкового автомобиля и указала вредный фактор производственная вибрация и шум.

Меня обсмеяли в Ропотребнадзоре (

У Вас очень толковые люди в Роспотребнадзоре работают, Вам повезло.

Написала в континге лиц , подлежащих медосмотру водителя легкового автомобиля и указала вредный фактор производственная вибрация и шум.

Меня обсмеяли в Ропотребнадзоре (

У Вас очень толковые люди в Роспотребнадзоре работают, Вам повезло.

Но смеялись они громко, что даже стыдно.

Написала в континге лиц , подлежащих медосмотру водителя легкового автомобиля и указала вредный фактор производственная вибрация и шум.

Меня обсмеяли в Ропотребнадзоре (

У Вас очень толковые люди в Роспотребнадзоре работают, Вам повезло.

Но смеялись они громко, что даже стыдно.

Нашему Роспотребнадзору хватает и обычной водительской справки водителя (без вынужденной позы). Ну а некоторые РПНадзоровцы весь 83 приказ пишут.

Написала в континге лиц , подлежащих медосмотру водителя легкового автомобиля и указала вредный фактор производственная вибрация и шум (Аттестацию рабочего места и замера шума и вибрации не делали).

Меня обсмеяли в Ропотребнадзоре (

Хотя я точно помню вычитывала в научной статье, что на водителей легкового автоомбиля эти факторы воздействуют.

Стыдно теперь в Ропотребнадзор идти.(

_________________
Если сомневашься, воздержись.
Никто не осудит вас за то, чего вы не говорили.

Так вы теперь не идите Вы пошлите, только не их,а почтой письмо или курьером, атот мол ничего не знаю, я человек сторонний просили передать

Локальная вибрация у водителей реально существует (как минимум - от рулевого колеса), показатели зависят от марки, года и места выпуска ТС, от технического состояния. Работники РПН зря над Вами потешаются - на основании 90 приказа МО водители должны проходить ежегодно. Машин без баранок на наших дорогах почему-то не видно.

Выкладываю полезную вещичку по вредным факторам водителя автомобиля.
Как вам фраза из этого документа: "Измерение условий шума и вибрации (п. п. 1.7 и 1.8 ) не проводить до выхода государственных стандартов или методических указаний по проведению измерений и гигиенической оценке шума и вибрации на рабочем месте водителя".

Согласен с трактористкой, что п.17 прил.2 приказа 83 необходим (Работы по непосредственному управлению транспортными средствами). Прил.2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 (а не 90-й приказ) регламентируют и выбор врачей и оценку функций вестибюлярного и слухого аппарата, как принадлежность профессии.
А вот дополнительно, врачи могут не знать, что водитель перевозит углеводороды, скажем бензин, или уголь или другие химические вещества из прил.1 приказа 83, а может он водитель газоспасательной службы или геологоразведки в отдаленных местностях - думаю, эти нюансы и необходимо указывать в перечне контингентов, а про позу, нагрузки шум и вибрацию все и так все знают и при медосмотре обязательно должны посмотреть

Подскажите пожалуйста, какие вредные и опасные производственные факторы нужно писать в контингеты для водителя легкового автомобиля?

По итогам аттестации рабочих мест водителя легкового а/м (машины иномарки, ~5 лет):
химический фактор (азота оксиды, бензин, проп-2-ен-1-аль, углерод оксид), шум, инфразвук, микроклимат, вибрация общая, вибрация локальная, микроклимат, тяжесть труда, напряженность труда.

Так как шум только при превышении по Пр. 90, инфразвук по пр.83 должен быть в любом количестве, микроклимат - все в норме, исключаю, локальная и общая вибрация при превышении ПДУ , то остаются: химические факторы, инфразвук, тяжесть труда и напряженность труда (эмоциональные нагрузки и монотонность нагрузок).
Так как не нашла конкретный вид напряженности труда, то поставила им как при работе с ПК.

Итого в контингенте:
химический 1.1,2.5,1.2,1.32; 1.2.1, 1.3.5, 1.2.2, 1.2.37 инфразвук -; 3.7 тяжесть труда 6.1.3; 4.1.2 напряженность труда 6.2.3; 4.2.3
Приказ 90 Приказ 83
p.s. Если я правильно поняла Методические рекомендации. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта. (утв. Минтрансом РФ 21.12.2001), параграф 4, то в химических факторах 2 лишних: проп-2-ен-1-аль (акролеин) -это для а/м на дизеле, а бензин- это если бы водители его перевозили, но оставила как есть в АРМ.

Здравствуйте. Подскажите может ли работать водителем (категории В и С, или только В) человек с болезнью Бехтерева и 3-й группой инвалидности? Существует ли в природе перечень болезней или диагнозов с противопоказаниями по трудоустройству?

Исчерпывающий перечень противопоказаний к конкретной профессии/категории есть в в Приложении №2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, перечень общих для всех профессий - в Приложении №3 к этому же приказу.

Как предупредить профессиональные заболевания водителей


Каждая профессия определённым образом воздействует на человека и может сделать его нетрудоспособным. Не является исключением и работа водителя.

Какие же именно профессиональные заболевания водителей довольно часто становятся проблемой тех, кто большую часть своей жизни проводит за рулём? С чем они связаны, и как этого можно избежать?

Многие болезни связаны с тем, что многие часы или даже дни водитель находится в сидячем положении и практически без движения.

И это относится не только дальнобойщикам или водителям общественного или грузового транспорта. Многие большие города диктуют свои правила, и автомобиль уже стал далеко не роскошью, а прямой .

Для людей поездка на работу из-за постоянных пробок может длиться не один час, а, значит, без движения ежедневно обычный человек находится порой более 4–5 часов.

Можно сказать, что профессия водителя является бомбой замедленного действия для здоровья и жизни человека.

Происходит это из-за:

  1. длительного рабочего дня;
  2. наличия сверхурочных часов;
  3. частого нервно-психического напряжения.
  4. вибрации транспортного средства;
  5. слишком сильного напряжения мышц конечностей и туловища;
  6. вредного воздействия производственной среды;
  7. постоянного шума;
  8. ответственности за сохранность грузов;
  9. постоянной необходимости принимать срочные решения;
  10. работы в положении сидя;
  11. ответственности за жизнь пассажиров;

Совокупность вышеуказанных факторов может вызвать различные профессиональные болезни водителей.

Водитель автомобиля вредные факторы для медосмотра

Ответ на вопрос: Вопросы прохождения предварительного и периодического медосмотра регулируются Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских… В приказе Минздравсоцразвития № 302 есть 2 приложения.

Первое приложение касается вредных факторов на рабочем месте, а Приложение №2 определяет виды работ, при выполнении которых обязательны медицинские осмотры. В приложении 1 ряд вредных и опасных факторов, как основание для медицинского осмотра прямо указан – с учетом аттестации рабочих мест (или по результатам аттестации рабочих мест): это температурных режим, световой режим и др. Так, шум, являясь общебиологическим раздражителем, не только действует на органы слуха человека, но и может вызывать расстройство сердечнососудистой и нервной систем, пищеварительного тракта, а также способствовать возникновению гипертонической болезни.

Кроме того, шум является одной из причин быстрого утомления работающих, что может привести к несчастному случаю.

Вибрация — это сложный колебательный процесс, возникающий при периодическом смещении центра тяжести тела, или системы тел от положения равновесия, а также при периодическом изменении формы тела, которую оно имело в статическом положении. Вибрация возникает при работе машин и механизмов, имеющих неуравновешенные вращающиеся или совершающие возвратно-поступательное движение узлы и детали.

Справочник факторов приказа 302н по профессиям версия 2

Наименование производство, предприятие Направление на медосмотр.

Вредные факторы код -механик по обслуживанию ТС(транспортных средств) нефтедобывающие предприятия

Смотреть 874 автоклавер больницы

Смотреть 773 автослесарь (топливной аппаратуры) автотранспортные предприятия

Смотреть 767 автоэлектрик автотранспортные предприятия

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта.

СОГЛАСОВАНЫ: Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Сорокин Ю.Г.

07.12.2001 г. УТВЕРЖДЕНЫ: Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Пинсон А.Б.

21.12.2001 г. Настоящие Методические рекомендации разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с , ст.14), , Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство )*, требованиями ГОСТ, нормативной технической документации и предназначены для организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм, эксплуатирующих автотранспортные средства для перевозки грузов или пассажиров. ________________ * Действует , здесь и далее по тексту.

Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в

Водитель автомобиля относится ли к вредным условиями труда

/ / 17.04.2018 835 Views Внимание В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля?

Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда.

В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень. Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ.

Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто.


Таким образом, все компенсации сохраняются в полном объеме по старым нормам до проведения специальной оценки условий труда (далее СОУТ). И решение работодателя о том, что те компенсационные выплаты, которые были установлены работникам по результатам аттестации рабочих мест, необходимо отменить с 1 января 2014 г.

в связи с вступлением в силу Закона № 421-ФЗ, будут неправомочны. Если работодатель хочет пересмотреть ранее установленные доплаты за вредность, он может согласно ч.

4 ст. Содержание: Вредные производственные факторы по профессиям — основные моменты Вопрос-ответ по специальной оценке условий труда 1.

Вредные условия труда водителя легкового автомобиля

— — Что изменилось в оценке уровня шума?

Ранее уровень шума оценивался по гигиеническим критериям, базировавшимся на санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (Утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 36). Данным документом устанавливались предельно допустимые уровни (далее – ПДУ) шума в зависимости от класса автомобиля.

Для легковых автомобилей ПДУ по шкале А составлял 60 дБ, для грузовых – 70, для спецтехники – 80. Таким образом, один и тот же фактор оценивался по-разному.

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда.

А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных.

Такие различия в оценке вызывали споры.


Таким образом, если у организации работодателя была проведена аттестация рабочих мест водителей, где была выявлена вредность по уровню шума. То теперь проведя спецоценку со снижением вредности до допустимого уровня, работодатель значительно сэкономит на социальных выплатах и отчислениях дополнительных отчислений в пенсионный фонд.

Внесены нововведения и в оценку напряженности трудового процесса при управлении транспортным средством.

Вредные условия труда водителя

Указанная позиция Верховного суда РФ, несомненно, должна найти отражение в будущих разъяснениях официальных органов по вопросу применения указанных правовых актов бывшего Союза ССР. Однако до появления таких разъяснений мы не считаем целесообразным руководствоваться Определением Верховного суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317 при решении вопроса о назначении или отмене работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях.При специальной оценке условий труда водителя автомобиля важным условием считается обязательное страхование, иначе деятельность будет незаконна.


Ответственность, в следствие использований результата оценивания условия труда, должно быть застраховано не менее миллиона рублей.На настоящий момент существует разъяснение (Информационным письмом Минтруда от 13 февраля 2013 г.) по применению 870 постановления, которое было официально вывешено на сайте Минтруда, но с недавних пор убрано, как написано в архив, но и там его не найти, зато есть в Консультанте, и так оно гласит: « …работодатель может самостоятельно установить одну или несколько компенсаций в соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г.

Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды)

Водитель автомобиля вредные условия труда

Специальная оценка условия труда водителей Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

Но так ли это на самом деле? Общие принципы оценки условий труда водителя В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса: Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались.

Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2.


Важно Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда. А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда.

В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля? Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда.

В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень.

Это разные автомобили.

Какие производственные вредные факторы у водителей автомобиля

/ / 19.04.2018 4,284 Views

  1. запросить бланки направлений у медицинского учреждения, с которым заключен договор на прохождение работниками (и кандидатами) обязательных медосмотров;
  2. разработать бланк самостоятельно.

В бланке обязательно должны быть следующие поля:

  1. цель медосмотра и т.д.(3*).
  2. наименование должности (профессии), которую занимает работник или планирует занять кандидат в работники;
  3. перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, действующих на рабочем месте по указанной профессии (должности);
  4. наименование работодателя;
  5. наименование медицинского учреждения, его адрес;
  6. фамилия, имя, отчество лица, направляемого на обязательный медосмотр, его пол, возраст, место проживания;

В заключение отметим, что предложенная позиция по ситуации основана на анализе законодательства, аналитических материалов.


ГОСТ Р 50866-96. Автотранспортные средства.

Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности.

Правила по охране труда на автомобильном транспорте.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. ГОСТ Р 51206-98. Автотранспортные средства.

Содержание вредных веществ в воздухе салона и кабины.

Важно Нормы и методы определения.

ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

Профессиональные вредности водителя. Профессиональные болезни водителей

Профессиональные заболевания водителей условно можно разделить на несколько групп.

Первая — это заболевания позвоночника и малого таза. Связаны они с неудобным функциональным положением за рулем, в котором длительное время находится водитель. Сюда можно отнести радикулиты, остеохондрозы.

Разные причины способствуют возникновению этой болезни — тут и курение, и выпивка, но у водителя первоочередная — застой циркуляции кровообращения в малом тазу, а к нему, не побоюсь повториться, приводит неудобная поза, в которой постоянно находится человек за рулем. Конечно, по сравнению с геморроем, простатит для мужчины более опасен, а полноценное действие этой составной организма наиболее важно, поскольку заболевание простаты, как правило, ведет к развитию импотенции. Вторая группа заболеваний связана с повышенной эмоциональной нагрузкой.

Постоянное напряжение за рулем вызывает сердечно-сосудистые заболевания. Потому-то у водителей наиболее часты инфаркты, гипертония, сбои сердечного ритма.

Третья группа — болезни желудочно-кишечного тракта, связанные с нерегулярным и неполноценным питанием во время работы. Но эти заболевания — удел профессионалов, большей частью шоферов-дальнобойщиков и в меньшей степени любителей.

По большому счету перечисленным заболеваниям меньше подвержены автолюбители.

Профессиональные вредности водителя. Профессиональные болезни водителей и правило

Каждая профессия определённым образом воздействует на человека и может сделать его нетрудоспособным.

Не является исключением и работа водителя. Какие же именно профессиональные заболевания водителей довольно часто становятся проблемой тех, кто большую часть своей жизни проводит за рулём? С чем они связаны, и как этого можно избежать?

Водители имеют большие шансы развития некоторых заболеваний Многие болезни связаны с тем, что многие часы или даже дни водитель находится в сидячем положении и практически без движения. И это относится не только дальнобойщикам или водителям общественного или грузового транспорта.

Многие большие города диктуют свои правила, и автомобиль уже стал далеко не роскошью, а прямой .

Для людей поездка на работу из-за постоянных пробок может длиться не один час, а, значит, без движения ежедневно обычный человек находится порой более 4–5 часов.

Можно сказать, что профессия водителя является бомбой замедленного действия для здоровья и жизни человека. Происходит это из-за:

  1. ответственности за сохранность грузов;
  2. постоянного шума;
  3. слишком сильного напряжения мышц конечностей и туловища;
  4. вибрации транспортного средства;
  5. вредного воздействия производственной среды;
  6. наличия сверхурочных часов;
  7. частого нервно-психического напряжения.
  8. работы в положении сидя;
  9. длительного рабочего дня;
  10. постоянной необходимости принимать срочные решения;
  11. ответственности за жизнь пассажиров;

Совокупность вышеуказанных факторов может вызвать различные профессиональные болезни водителей.

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

24.02.2015 11 027Темы: ,


Методика специальной оценки условий труда существенно изменила подход к определению количества и уровней вредных факторов на рабочих местах водителей.Почему это надо знать?По результатам аттестации рабочих мест водителей их условия труда часто признавались вредными.

Однако сейчас ситуация может измениться.

С чем связаны такие ожидания? Почему труд водителя из вредного перейдет в класс допустимого?

Необходимо понять, чего ожидать работодателям от использования новой методики.

Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации.

Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда (Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда.

А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ.

И рабочее место попадало в категорию вредных.

Оглавление:Порядок и условия присвоения звания ветеран труда в Санкт-Петербурге в 2022 годуМинимальный стаж для получения ветерана труда в санкт петербургеКак.

Оглавление:Автоюрист онлайнВозмещение материального ущерба при дтп: образец искового заявления в суд о взыскании и возмещении ущерба и морального вреда с.

Оглавление:О минимальном размере оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностяхОб установлении оклада менее МРОТ для лиц.

Оглавление:Бизнес для начинающих предпринимателей55 лучших бизнес идей для начинающих с минимальными вложениямиС чего начать свой бизнес — пошаговый план с нуля.

Оглавление:Неполное рабочее время: кому и сколькоКак задать начисление для неполной неделиОсобенности оплаты труда в режиме неполного рабочего времени.


ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Сорокин Ю.Г. 07.12.2001 г.

Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Пинсон А.Б. 21.12.2001 г.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Методические рекомендации разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (17 июля 1999 г. N 181-ФЗ, ст.14), постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.755-99)*, требованиями ГОСТ, нормативной технической документации и предназначены для организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм, эксплуатирующих автотранспортные средства для перевозки грузов или пассажиров.

Методические рекомендации являются межотраслевыми.

Методические рекомендации предназначены для работников предприятия, ответственных за проведение аттестации рабочих мест, назначенных приказом по предприятию, и специалистов испытательных лабораторий для практического руководства.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации устанавливают цели, порядок проведения аттестации рабочего места водителей (РМВ) по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации.

Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.

Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей проводится с целью:

обоснования предоставления компенсаций водителям, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда в предусмотренном законодательством порядке;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) дальнейшей эксплуатации транспортного средства в связи с возникшей угрозой здоровью водителя;

ознакомления водителей с условиями труда на рабочем месте;

планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

сертификации работ по охране труда;

составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме N 1-Т (условия труда);

включения в трудовой договор условий труда водителей.

При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда. Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей.

При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ.

При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. В связи с этим для оценки условий труда на рабочем месте водителей выбраны требования, обеспечивающие безопасные условия его труда, из действующих нормативных документов, которые приведены в таблице 1.

Водитель автомобиля. Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей.

Выполнение специальной оценки условий труда сейчас обязательно для всех рабочих мест вне зависимости от их характера. Единственное исключение, предусмотренное законодательством, включает места работы надомных и удаленных сотрудников. При этом позиции работников с разъездным, сезонным и иным характером работы наравне с другими подлежат проведению оценки.

Общие правила выполнения спецоценки определены положениями федерального закона, а также отдельным приказом Минтруда, который содержит действующую методику реализации этой процедуры. Однако в отношении некоторых категорий рабочих мест, характеризующихся, например, повышенным риском для работника, сложными условиями труда и так далее, может быть введен особый порядок выполнения СОУТ.

Общие правила выполнения спецоценки

Каким бы ни было рабочее место, законодательство обязует работодателя проводить СОУТ. Специальная оценка условий труда водителей проводится по общим правилам с одним исключением, под которое попадают водители внутригородского пассажирского транспорта. Стандартный порядок организации СОУТ предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  • работодатель создает в организации комиссию по СОУТ для определения списка рабочих мест, подлежащих оценке, и выбирает исполнителя работ;
  • после подписания договора исполнитель согласовывает с работодателем график выполнения работ и приступает к их реализации;
  • специалистами уполномоченной организации проводится идентификация наличия вредных и опасных факторов на местах работников;
  • в случае, если такие факторы обнаружены, проводится измерение степени интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных замеров исполнителем составляется отчет, который передается на утверждение работодателю;
  • после согласования отчета стороны выполняют необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, включая информирование сотрудников об условиях работы, публикацию результатов СОУТ на сайте организации и проч.

Водитель автомобиля. Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей.

СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования. Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

При проведении СОУТ всегда учитывается ряд факторов:

  • особенности освещенности;
  • присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
  • уровень вибрации, как общий, так и локальный;
  • напряженность рабочей обстановки;
  • шумность и наличие инфразвука;
  • тяжесть труда.

Список категорий работников, в отношении мест которых применяются особые правила выполнения спецоценки, определен постановлением Правительства. Этот нормативный документ содержит четкое указание на несколько профессий и специальностей, для которых должны быть сформированы специальные правовые акты, устанавливающие порядок организации СОУТ. Что касается водителей разных видов транспорта, то упоминание об этой профессии содержится в пункте 14 приведенного постановления: его действие распространяется на водителей внутригородского пассажирского транспорта наземного типа. Это значит, что процедура спецоценки для остальных представителей этой профессии, включая СОУТ водителя грузового автомобиля, проводится по общим правилам.

Для водителей внутригородского пассажирского транспорта в самом деле разработан отдельный приказ Минтруда от 30 июня 2017 г. № 543н, который содержит особые правила выполнения СОУТ. В сравнении со стандартной процедурой, например, СОУТ водителя погрузчика, процесс спецоценки рабочих мест лиц, управляющих наземным пассажирским транспортом, характеризуется следующими особенностями:

  • работодатели, которые эксплуатируют одинаковые транспортные средства в пределах одного населенного пункта, могут объединяться для выполнения СОУТ. В этом случае они могут признавать рабочие места, подлежащие спецоценке, идентичными;
  • выполнение необходимых замеров и других служебных процедур производится во время специального рейса, в котором участвуют сотрудники уполномоченной организации, производящей спецоценку. Правила выполнения такого рейса устанавливаются работодателем и фиксируются комиссией по СОУТ;
  • при организации измерений и других служебных процедур запрещается применение приборов и аппаратуры, содержащих опасные вещества и элементы, включая ртуть, токсичные и летучие соединения и т.д.;
  • в случае, если в транспортном средстве, которым управляет водитель, отсутствуют инструменты для регулирования температуры в салоне, то степень вредности условий труда для этой позиции повышается на одну ступень;
  • для всех категорий водителей наземного транспорта, выполняющего перевозку пассажиров, степень вредности условий труда повышается на одну ступень в сравнении с результатам измерений в связи с повышенным уровнем ответственности и психологической нагрузки при осуществлении работ.

Водитель автомобиля. Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей.

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей может привести к сокращению количества льгот. Чтобы избежать этого — сохранить класс вредности, а с ним и объем компенсации — нужно выполнить следующие рекомендации:

  1. Внести предложения по коррекции перечня изучаемых факторов. Специалист экспертной организации может не учесть отдельные факторы, руководствуясь общим представлением об идентификации, однако в приложении к приказу Минтруда №31 от 2014 года есть конкретная информация, что конечный список факторов формируется комиссией работодателя, а не экспертом. Потому можно провести оценку тех воздействий, на которые жаловались работники, привлечь факторы, влияющие на развитие профессиональных заболеваний.
  2. Если когда-либо проводилась аттестация рабочих мест, следует проанализировать полученный результат. Если уже есть факторы, которым присваивался вредный класс, они должны учитываться и в процессе СОУТ.
  3. Оценить напряженность трудового процесса. В процессе идентификации, при анализе документов, касающихся режима труда и отдыха, нужно уделить внимание среднему количеству сигналов, как звуковых, так и световых, поступающих за час работы. Допустимое число 175 за час, но оно может достигать и четырехсот. Итоговый класс, присвоенный рабочему месту, будет зависеть от количества часов управления за смену.

Следуя таким рекомендациям, можно добиться сохранения вредного класса для сотрудников на водительской должности.

Процесс СОУТ с учетом изменений может привести к негативу со стороны персонала. Рекомендуется, во-первых, всегда оповещать работников о том, что проводится процедура спецоценки, во-вторых, не пренебрегать сбором пакета документов и требовать от экспертной организации изменений, которые помогут сохранить класс вредности. Прежде чем отдать водителям карту СОУТ для ознакомления, стоит проверить ее самостоятельно.

Минтруд отметил особенности СОУТ водителей городского пассажирского транспорта, поэтому разработали приказ, который позволит оценивать их труд иначе. Это позволит работникам не лишится привычной компенсации.

Читайте также: