Опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров

Обновлено: 04.07.2024

Подушки безопасности лишь с недавнего времени стали устанавливать на отечественные LADA, а UAZ до сих пор считает их использование нецелесообразным. Быть может, ульяновцы правы и от эйрбегов толку нет? Тем более, что в ряде случаев они могут действительно навредить.


Наверное, вы уже поняли, что столь ироничное вступление – не более, чем наш привет российским автопроизводителям. Конечно, подушка безопасности – это одно из главных средств защиты седока от травм и даже летального исхода.

Впрочем, эксперты (разумеется, не Ульяновского завода) полагают, что она является больше вспомогательным атрибутом, а основным все же остается ремень безопасности. Бесспорно, ведь именно ремешок спасает человека от удара, как в случае резкого раскрытия эйрбега, так и после того, как он начал сдуваться.

Представьте опрокидывание или серию столкновений – поможет ли вам подушка? Отнюдь! А вот водителя и пассажиров, пристегнутых к креслу, по крайней мере не размотает по салону и не вышвернет через лобовое стекло. Кроме того, никакая подушка не сработает при ударе в заднюю часть автомобиля, тут спасает только ремень.


– Подушка безопасности срабатывает только при фронтальном и кософронтальном столкновении, купол раскрывается под давлением газов за 30–50 миллисекунд со скоростью 250–350 км/ч, – поясняет руководитель академии водительского мастерства Stability Control Виталий Кабышев.

– Ее эффективность обусловлена слишком коротким промежутком времени и очень ограниченным объемом пространства. Поэтому задача ремня – не только удержать седока в кресле, но и отцентрировать его так, чтобы при раскрытии эйрбега он находился в нужном положении в определенный момент времени.


Любая подушка безопасности может превратиться в заряженную пушку, если относиться к ней не так, как требуют правила. На руле и торпеде запрещается ставить навигаторы, пластиковые крепления для планшета, металлические иконы, массивные усилители для мультимедийной установки и прочие предметы, которые при срабатывании пиропатрона аэрбега могут попасть в человека или в потолок машины.

Опасными могут оказаться и очки — самый распространенный предмет, которым пользуются водители. Какие же раны рискует получить человек, если во время пустяковой аварии ударится лицом в очках в раскрытую подушку безопасности?

Непристегнутый водитель

Опасность зависит от формы очков, их материала и размеров. Если в очках используются массивные стеклянные линзы, которые еще и плохо закреплены, то водитель действительно сильно рискует. При ударе такие очки ломаются, стекло вылетает одним краем поперек оправы и превращается в острый нож, который нацелен в глазное яблоко. Последствия непредсказуемы.


Самое опасное — когда водитель в очках попадает в аварию непристегнутым. Тогда при лобовом ударе о препятствие он гарантированно отклоняется вперед и подставляет голову и лицо под встречный удар раскрывающейся подушки. В таком положении слетевшие очки могут причинить максимальный вред.

Соскакивающая оправа

Если ремень все-таки пристегнут, то шанс травмирования снижается, хотя и не до нуля. При ударе ремень сдерживает отклонение тела водителя вперед и направляет его на подушку. Очки же по инерции слетают с носа и устремляются вперед, к лобовому стеклу. Таким образом, в момент контакта головы и раскрытого аэрбега они не попадают на подушку безопасности, так как успевают улететь за рулевую колонку еще до срабатывания пиропатрона. Затем очки рикошетят о лобовое стекло и падают на пол.

Однако, когда водитель использует очки с загнутыми дужками или с удерживающими их устройствами, травмирования избежать трудно. Цепочка, запрокинутая за шею, или крепкие фиксаторы за ушами не дают очкам слететь при ударе. Очки остаются на человеке и при ударе о подушку переворачиваются, ломаются, линзы встают перпендикулярно и впиваются в лицо хозяина. Кроме того, травмы может причинить поломавшаяся металлическая оправа.

Безопасные очки

Поэтому при езде на автомобиле необходимо подбирать травмобезопасные очки в пластиковых оправах, которые не ломаются под нагрузкой, а лишь гнутся. Стекла могут быть тоже пластиковыми со специальным напылением фильтрующего слоя, препятствующего прохождению ультрафиолетовых лучей.


То же самое касается и любителей ездить в солнцезащитных очках. Их пластиковые стекла должны быть травмобезопасными, то есть не трескаться и не переламываться при ударах. Кроме того, они не должны крепко фиксироваться на голове владельца.

Немаловажен и цвет солнцезащитных очков. Он влияет на психофизическое состояние водителя и косвенно отражается на его поведении на дороге. К примеру, линзы-хамелеоны очень утомляют зрение, так как создают области на стекле с неравномерным цветом. Желтый снижает концентрацию. Благоприятны для глаз цвета, лежащие в области серых, коричневых, зеленых и черных оттенков.

Все пластиковые очки должны иметь специальный фильтр, не пропускающий ультрафиолет. Кроме того, солнцезащитным линзам не помешает и поляризующий фильтр, который отсекает солнечные блики и заметно снижает утомляемость водителя в яркий солнечный день.

IMG_2477




Меня удивило, что подушка стрельнула при такой незначительной деформации ТС. Судя по внешнему состоянию конструктивные элементы ТС не повреждены. Почему сработала подушка для меня непонятно. Возможно из-за неправильно работы датчика деформации.

Из Википедии:
Подушка безопасности — система пассивной безопасности (SRS, Supplementary Restraint System) в транспортных средствах.

- При наличии рядом с местом водителя или пассажира хотя бы одной подушки безопасности обязательно использование ремней безопасности. Алгоритм раскрытия подушек разрабатывается в предположении, что водитель (пассажир) во время их раскрытия пристегнут ремнем. Поэтому срабатывание подушек в момент неконтролируемого резкого смещения тела человека при аварии может привести к непредсказуемым последствиям. Например, при фронтальном ударе непристегнутый водитель получит раскрывающейся подушкой безопасности удар в голову, по силе превосходящий удар о переднюю панель (скорость раскрытия подушки — свыше 300 км/ч). В некоторых современных автомобилях раскрытие подушек безопасности при непристегнутых ремнях блокируется, так как даже современные подушки являются эффективными только при одновременном использовании коленного или плечевого ремней безопасности.

-Необходимо находиться на расстоянии около 25 см от подушки безопасности. Расстояние замеряется от центра руля до грудины. Слишком близкое расстояние опасно и может повлечь серьезные травмы.

-Подушка может серьезно ранить или убить непристегнутого ребенка, который сидит слишком близко к ней или же был выброшен вперед при экстренном торможении. Дети до 12 лет должны ездить закрепленными в правильно установленом, соответствующем возрасту автомобильном кресле на заднем сиденье.

-Следует избегать курения трубки при вождении. Если подушка раскроется и ударит по трубке, когда та находится во рту, это может привести к летальному исходу даже при небольшом ударе.

-От удара подушкой могут вылететь стёкла из оправы очков и воткнуться в глаза водителя или пассажира.

В некоторых машинах датчика присутствия пассажира нет. В подушке сиденья, устанавливается датчик присутствия пассажира - в кругах сервисмэнов просто - весы. Он определяет есть ли человек на сиденье или нет, что бы открывать или не открывать подушку. Если никто не присутствует на сиденьи то, никакого смысла стрелять подушку за 1000 баксов, и рвать панель нет.

9b0b66998d62

Так выглядит датчик присутствия пассажира. Устанавливается в подушку сиденья.
Стоит он дорого - несколько сотен долларов. Выходит из строя за 3-5 лет.
Обычно его никто не меняет, а просто перекодируют блок управления SRS,
чтобы блок SRS считал, что там всегда пассажир.

Подушка водителя стреляет автоматически. Подразумевается, что машиной управляет водитель и он находиться за рулем. Например, в Мерседесе подушки стреляют при скорости от 40 км\ч и заведенном моторе. Считается, что при при движении менее 40 км\ч не имеет смысла подушки открывать. Кстати, если машина стоит на месте, хоть и заведенная, но не двигается, и в нее въедет другая машина, то подушки не откроются. Это я так намекаю, что лучше пристегнутым быть даже в стоячей машине.

Если машина попроще, то подушку надо отключать кнопкой или еще как-нибудь. Если машина подороже, то пассажирские весы могут понимать пассажир сидит или детское кресло. Детское кресло давит на переднюю часть сиденья, а человек своей задницей на заднюю часть сиденья, так весы определяют, что находиться, и в зависимости от этого блок управления SRS решает открывать ли ему подушку и стрелять ли пиропатрон в ремне безопасности. Пиропатрон выстреливает в катушке ремня безопасности и не дает ремню вытягиваться, тем самым держит человека летящего на встречу открывающейся подушке.

AVTO0562_6-28


После отключения подушки безопасности должен
загореться соответствующий сигнализатор и гореть
постоянно в подтверждение того, что подушка
безопасности отключена.

Надеюсь вы уже сами поняли, что если пассажир не пристегнется ремнем, а датчика присутствия в сиденьи нет, то подушка не откроется, потому что блок SRS берет информацию с замка ремня безопасности. А если замок разомкнут, т.е. пассажир не пристегнут ремнем безопасности, то подушка не откроется.

В задних сиденья весов нет, поэтому если не пристегнут задний пассажир, то никакие подушки сзади не откроются.

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля?

Любой водитель, который садится за руль транспортного средства автоматически находиться под угрозой попадания в дорожно-транспортное происшествие. Зачастую причиной ДТП могут быть собственная невнимательность или ошибки других участников дорожного движения. Даже невысокая скорость таит в себе опасность для водителя и его пассажиров. Столкновения машин при скорости в 60 км/час могут привести к летальному исходу. Именно для защиты водителя и пассажиров в случае ДТП были придуманы подушки безопасности.

История появления подушек безопасности для автомобиля

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля?

Увеличение количества автомобильного транспорта на дорогах повлекло за собой стремительный рост ДТП. Правила на заре автомобилестроения находились ещё в зачаточном состоянии и контроль со стороны правоохранительных органов был налажен недостаточным образом. Ещё только появлялись первые подразделения дорожной полиции, не имевшие опыта.

В силу недостатков конструкции и значительной массы машин многие ДТП заканчивались смертельным исходом или глубокой инвалидностью участников столкновения. Согласно статистике количество жертв на дорогах увеличивалось с каждым годом в силу возрастания использования автомобильного транспорта.

Первым конструктивным элементов призванным снизить количество жертв ДТП было появление ремня безопасности. Его использование позволило снизить печальную статистику на 30%. До 90-х годов прошлого века в силу особенностей развития технического прогресса не удавалось инженерам автомобильных компаний внедрять новые системы безопасности в машины. Ремень безопасности оставался единственным шансом для водителя и пассажиров минимизировать вредные последствия ДТП.

Появление подушек безопасности в автомобилях стало переломным моментом в деле повышения безопасности участников движения. В конце 90-х годов прошлого века в США на законодательном уровне закрепили обязательную комплектацию машины подушками безопасности. При лобовых столкновениях подушки безопасности снижают риск смерти водителя и пассажиров на 30-40%. Главная задача подушки безопасности минимизировать возможный ущерб для организма человека при столкновении с другим движущимся транспортным средством или недвижимым объектом.

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля?

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Устройство подушки безопасности выполнено таким образом, чтобы обеспечить её срабатывание при сильном ударе. После столкновения с другим движимым или недвижимым объектом датчики, расположенные в передней части машины передают сигнал пиропатрону, активизирующему срабатывание подушки.

Порядок срабатывания подушки безопасности следующий:

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Реакция датчиков кузова на сильный удар.

Непосредственно датчик удара представляет собой стеклянную трубочку с отверстием. Внутри её находиться небольшой по размеру шарик со ртутью. При столкновении автомобиля ртутный шарик приходит в движение и активизирует датчик. Он в свою очередь, посылает электрический импульс к пиропатрону с порохом.

Пиропатрон.

Взрыв пиропатрона приводит в действие натяжители ремней безопасности. Ремень плотно прижимает тело человека к автомобильному сиденью и надёжно фиксирует его на несколько секунд.

Взрыв пороха в пиропатроне активизирует подушки безопасности. Они за очень короткое время наполняются газом, образующимся в результате смешивания азида натрия и нитрата калия. Отвечает за их смешивание система наддува, которая и закачивает практически мгновенно образовавшийся газ в подушки безопасности автомобиля.

Подушка безопасности.

Смешивание двух химических веществ приводит к образованию газообразного азота. В результате реакции происходит мини-взрыв практически мгновенно заполняющий подушки газом. Очень удобная и практически безотказная система.

Именно раскрывающаяся подушка безопасности мгновенно заполняет пространство между водителем и панелью приборов тем самым, исключая их контакт, зачастую приводящий к получению серьёзных травм.

Главная задача подушки безопасности снизить скорость движения пассажира или водителя до нулевой отметки. При этом на все действия должны уходить секунды для того, чтобы действительно обеспечить высокий уровень защиты людей.

Сегодня на дорогах страны становится всё меньше автомобилей, которые не оборудованы подушками безопасности. Невозможно увидеть новый автомобиль, не использующий этот важный элемент активной защиты водителя и пассажиров.

Устройство современной подушки безопасности

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Конструкция подушки безопасности современного автомобиля проста и эффективна в использовании. Необходимо помнить, что применять её можно только один раз и потом система требует восстановления и установки новых комплектующих элементов. После срабатывания подушек практически все основные элементы требуют полной замены.

Всего можно выделить 3 составные части подушки безопасности:

Сумка.

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Представлена крепкой нейлоновой тканью, которая может выдерживать очень серьёзные кратковременные нагрузки. Она хранится до срабатывания в специальной шине закрытой пластиковой или матерчатой накладкой.

Датчик удара.

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Главная задача датчика удара своевременно активизировать подушку безопасности на начальной стадии столкновения. Не каждый удар приводит к срабатыванию подушек безопасности, и датчик обязательно учитывает силу, с которой происходит столкновение.

Дополнительно с датчиками устанавливают акселерометры, определяющие положение автомобиля в режиме реального времени. Система защиты водителя и пассажиров настроена таким образом, чтобы обеспечить срабатывание подушек безопасности за секунды. От этого во много зависит человеческая жизнь.

Система надува.

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Служит для оперативного заполнения газом подушки безопасности с целью мгновенного увеличения её объёма. На всё про всё уходят доли секунды.

В принципе случаев, когда происходил отказ работы системы не зафиксировано. Необходимым условием срабатывания подушек безопасности является использование ремня безопасности. Если водитель или пассажир не пристёгнуты ремнями безопасности срабатывания подушек, может и не произойти.

Правила использования подушек безопасности

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Мало знать принцип работы подушек безопасности ещё с ними надо правильным образом взаимодействовать для того, чтобы избежать вреда от их срабатывания при ДТП. Риск получения повреждений при активизации подушки безопасности минимален, но он всё равно существует. Зачастую отдельные водители получали тяжёлые травмы именно потому, что не знали правил использования подушек безопасности.

Детское автомобильное кресло.

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Многие родители зачастую неправильно устанавливают детское автомобильное кресло на пассажирское сиденье рядом с водителем и тем самым подвергают своего ребёнка серьёзной опасности. Они устанавливают кресло не спинкой вперёд, а наоборот. Лицо ребёнка, оказывается прямо перед открывающейся подушкой безопасности. Делать это категорически запрещено. Выстрелившая подушка безопасности может поломать шейные позвонки неокрепшего молодого организма.

Наклейки.

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Использование наклеек в местах срабатывания подушек безопасности недопустимо. Заклеивание отстреливающих элементов салона может привести к нарушению порядка срабатывания подушки безопасности. Эффективность защиты в этом случае значительно уменьшается.

Ремень безопасности.

Как срабатывают подушки безопасности автомобиля

Игнорирование ремня безопасности в автомобиле зачастую приводит к тому, что подушка не срабатывает и не выстреливает. Тем самым существует серьёзный риск получения увечий или даже гибели.

Регулировка рулевой колонки.

Если рулевая колонка автомобиля имеет возможность регулирования не стоит этим злоупотреблять. Задранный вверх руль может привести к тому, что подушка безопасности сработает неправильно и выстрелит под углом. Это очень часто приводит к получению водителем серьёзных травм.

Заключение

Каждый водитель и пассажир автомобиля обязательно должен помнить, что использование ремней безопасности является залогом срабатывания подушек безопасности. Жизнь и здоровье бесценны и не стоит пренебрегать системами защиты автомобиля.

Читайте также: