Опрокидывание автомобиля это дтп или нет

Обновлено: 30.06.2024

Дорожно-транспортное происшествие в 2022 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.

Официальная трактовка на 2022 год?

Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До изменения После изменения
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения . Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб .

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

Важное замечание!

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:

  1. автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
  2. транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
  3. машина должна участвовать в этом событии,
  4. следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
    • причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
    • автомобиль (любой) должен быть повреждён,
    • причинён вред здоровью людей,
    • произошла гибель людей.

Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы "при котором", должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.

Обязанности водителя при аварии

То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить "аварийку",
  3. если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
  4. иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.

Все эти пункты не нужно выполнять, если та "передряга", в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.

И ответ на данный вопрос достаточно прост:

  • если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
  • если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Также не являются ДТП такие происшествия:

  • поджог машины пешеходами,
  • угон,
  • любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.

А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.

Слегка притёрлись (зеркалами)

Ещё одна важная тонкость ПДД 2022 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.

Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.

Но на практике 2022 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что. другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления. Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.

Каждый водитель, садясь за руль транспортного средства и выезжая на дорогу, рискует попасть в аварию. Что такое ДТП или авария на дороге? Последствия происшествия могут быть самые различные – от лёгкого испуга до смертельного исхода. Также существует множество нюансов, которые должны знать все водители.

Определение ДТП

Определение ДТП – это дорожно-транспортное происшествие, участниками которого стали автотранспортные средства. Результат происшествия может быть разным. Регулируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 года.

Признаки ДТП

Чтобы правильно квалифицировать произошедшее на дороге происшествие, нужно определить признаки:

  • Происшествие произошло по обстоятельствам, зависящим от действий или бездействия человека. Последствия происшествия разворачиваются без участия человека.
  • Хотя бы одно транспортное средство должно находиться в движении. Если повреждение авто стало следствием отлетевшего от дорожного полотна камня – это не ДТП.
  • Происшествие произошло в результате дорожного движения. Движение во дворах, на прилегающих территориях должно осуществляться с соблюдением ПДД. Если транспортные средств столкнутся на замёрзшей реке – это не ДТП.
  • В аварии задействовано как минимум одно транспортное средство – техническое устройство, разработанное таким образом, чтобы осуществлять перевозку людей и грузов по дорогам. Мотоблок со специальным прицепным устройством, которое идёт как дополнение к нему, не является ТС. Если он станет участником происшествия на дороге – это не будет считаться ДТП.
  • Последствия носят материальный или физический характер – ранения и увечья людей, повреждение авто, прочее.

Важно! Если водитель сбивает пешехода, но последний не пострадал никоим образом, происшествие не будет отнесено к ДТП, хотя водитель нарушил ПДД. Но, если пешеход уронил и разбил телефон, это уже материальный вред. Произошедшее будет квалифицировано как дорожно-транспортное происшествие и, одновременно, нарушение правил.

Признаки ДТП

Причины ДТП

Могут быть различными, но всегда присутствует человеческий фактор. Основная причина – нарушение правил, по которым необходимо осуществлять движение по дорогам. Водители нередко игнорируют дорожные знаки. Причинами происшествия на дороге могут быть:

  • пренебрежение дорожными знаками;
  • несоблюдение скоростного режима;
  • нарушение правил проезда перекрёстков;
  • игнорирование запрещающего сигнала светофора;
  • нахождение водителя в нетрезвом виде или ином опьянении;
  • несоблюдение правил проезда ж/д переездов;
  • иные причины.

Важно! Пешеход так же может стать причиной аварии на дороге. Например, он переходил дорожное полотно в неположенном месте, водитель, чтобы не совершить наезд, пересёк сплошную линию, врезался во встречную машину. Оба водителя ехали по правилам, причиной ДТП стал нерадивый пешеход.

Причины ДТП

Классификация видов ДТП

Законодательно выделяют несколько видов ДТП. Классификация происходит по признакам аварии. Определение вида ДТП необходимо для правильного составления протокола.

Классификация видов ДТП

Столкновение

Это физический контакт одного транспортного средства с другим. Может быть несколько ТС. Если у авто происходит физический контакт с поездом, что стало следствием нарушения правил пересечения ж/д переездов, происшествие будет классифицировано, как столкновение.

Опрокидывание

Если движущаяся машина переворачивается на бок или на крышу, происшествие будет квалифицировано как опрокидывание. Причиной является потеря водителем контроля над ТС.

Важно! Если авто перевернулось на крышу или на бок в результате сильнейшего столкновения с другим авто, происшествие так же будет классифицировано как опрокидывание.

Наезд на пешехода

Это наезд на пешехода, переходящего дорогу в положенном или неположенном месте. Не играет роли, получил пешеход травмы и увечья или нет.

Наезд на велосипедиста

Велосипедист является таким же участником дорожного движения, как автомобили и мотоциклы. Ситуация очень похожа на предыдущую, но пострадавший идёт не пешком, а едет на велосипеде.

Провокатором ДТП может быть сам велосипедист или водитель. Происшествие классифицируется как наезд.

Наезд на велосипедиста

Наезд на гужевой транспорт

К гужевому транспорту относятся повозки, телеги и прочие средства передвижения, которые управляются с помощью животных (не обязательно лошадей). В черте города такие повозки не встречаются, но вероятность аварии увеличивается в сельской местности.

Не имеет значения, кто стал инициатором ДТП – авто или гужевая повозка. Авария будет считаться наездом.

ДТП с участием более двух автомобилей

Если сталкиваются несколько авто – это также ДТП, но с участием более двух ТС. Аналогичная ситуация, если итогом происшествия стали травмы у нескольких пешеходов.

Порядок возмещения ущерба пострадавшим сторонам определяется в зависимости от многих факторов. Взаимодействуют сразу несколько страховых компаний, которые определяют размер ущерба по ОСАГО и занимаются возмещением. В таких случаях нередки судебные разбирательства.

Бесконтактные ДТП

На дороге может произойти ситуация, когда авто или пешеход не испытывают определённого контакта с другим авто или пешеходом, при этом получают урон.

На парковке

Авария может произойти и со стоящим автомобилем. Часто подобное ДТП происходит на парковках – стационарных или возле жилых домов.

ДТП на парковке

Столкновение с предметами (наезд на препятствие)

Авто может столкнуться со препятствием – стационарным предметом. Например, с фонарным столом, рекламным столбом. Не имеет значения – наехал водитель на предмет или столкнулся с ним. Происшествие будет расценено как ДТП, потребуется оформление соответствующих документов.

Столкновение автомобиля с препятствием

Категории участников ДТП

Если применять классификацию с точки зрения ДТП, которое уже произошло, то можно выделить следующие категории участников движения:

  • Владелец ТС – собственник или иное лицо, пользующееся авто на законных основаниях.
  • Виновник – человек, по вине которого произошло происшествие на дороге.
  • Виновник в причинении ущерба – лицо, по вине которого произошло причинение имущественного или морального вреда участнику аварии на дороге. Не всегда, но оба понятия могут быть заключены в одном человеке. Но виновником ущерба также может быть признано стороннее лицо. Например, механик в автосервисе, который плохо закрутил винты, когда менял колёса. Колесо отлетело – спровоцировало ДТП.
  • Потерпевший – лицо, которому причинён вред различной категории.

Ответственность за ДТП

Если присутствует человеческий фактор, то виновного нужно привлекать к ответственности. Вид ответственности, к которому нужно привлечь виновного, зависит от вида ДТП и степени тяжести ущерба. Иногда виды ответственности пересекаются между собой и виновного привлекают по нескольким статьям законодательства.

Ответственность за ДТП

Гражданско-правовая

Редкая авария обходится без привлечения человека к гражданско-правовой ответственности. Это денежная компенсация, которую виновный выплачивает пострадавшему. Согласно ст. 1079 ГК РФ, данный вид ответственности наступает, если возможно определить виновника. То есть, авария не стала следствием, например, стихийного бедствия.

Когда виновник ДТП будет выявлен и установлен, он должен оплатить весь ущерб, который причинил. В состав входит:

  • Материальный вред, который был причинён предметам, принадлежавшим пострадавшему – ТС, груз внутри.
  • Вред, который был причинён зданиям, сооружениям, находящимся вокруг места аварии.
  • Компенсация расходов, которые понёс пострадавший для восстановления здоровья – медобслуживание, покупка медикаментов, приобретение специальных устройств для реабилитации.
  • Расходы на погребение, если следствием аварии стала смерть человека.
  • Моральный вред – взыскивается не всегда и только по решению суда (иногда по договорённости между сторонами).

Важно! Сумма морального вреда должна быть обоснована. Например, после лечения пострадавшему потребовалась помощь психолога. Расходы на него не включишь в смету медицинских расходов. Но взыскать траты в качестве морального вреда можно.

Административная. Штрафы

Административная ответственность наступает в том случае, если авария произошла по причинам, прописанным в КоАП РФ. С юридической точки зрения, ответственность наступает не за происшествие на дороге, а за нарушение ПДД.

Виновнику ДТП нужно заплатить штраф, если следствием аварии стал лёгкий или средней тяжести вред здоровью. Сумма штрафа отличается – от 2 до 25 тысяч рублей. Водителя также могут лишить прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Уголовная ответственность

Наступает в том случае, если следствием аварии стали тяжёлые травмы людей или смерть. Причина происшествия на дороге определяется как нарушение ПДД или нарушение правил эксплуатации ТС.

Смертельным исходом считается смерть человека не только сразу же после ДТП, но и в течение 7 суток после происшествия.

Виновника привлекают по ст. 264 УК РФ. Последствия могут быть следующие:

  • Следствием аварии стал тяжкий вред здоровью. Виновнику могут ограничить свободу на 3 года, приговорить к принудительным работам на 2 года, арестовать на полгода или полностью лишить свободы на срок до 2 лет. Применяется один из видов наказания, а не в совокупности.
  • Следствием происшествия на дороге стал тяжкий вред здоровью, а виновник находился в состоянии алкогольного или иного опьянения. Его могут приговорить на 3 года к принудительным работам или к тюремному заключению сроком до 4 лет.
  • Следствием аварии стал смерть одного человека – принудительные работы на 4 года или тюремное заключение сроком до 5 лет.
  • Следствием аварии стала смерть одного человека, а у виновника доказано алкогольное или иное опьянение. Наказывают только в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет.
  • Следствием происшествия на дороге стала смерть 2 и более людей. Наказать могут так – приговорить к принудительным работам на срок до 5 лет или к тюремному сроку до 7 лет.
  • Следствием аварии стала смерть 2 и более людей, виновник был пьян (факт доказан) – реальный тюремный срок от 4 до 9 лет.

Важно! Во всех случаях человека, который виноват в произошедшем, лишают возможности заниматься определённым видом деятельности или занимать конкретные должности на 3 года.

Оставление места ДТП

Вне зависимости, кто виноват в аварии, если один из участников покинет место происшествия – его можно привлечь к ответственности. Наказанием будет лишение прав или арест на срок до 15 суток.

Норма прописана в ст. 12.27 КоАП РФ.

Порядок действий при аварии

Если на дороге произошло происшествие, необходимо предпринять следующие действия:

  • остановить ТС, даже если оно мешает прочим участникам движения;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • дождаться их приезда.

Порядок действий при ДТП

Обязательно нужно выставить знак аварийной остановки. Знак должен быть в двух местах:

  • на багажнике авто каждого участника аварии;
  • на дорожном полотне.

Убрать знак можно только тогда, когда сотрудники ГИБДД закончат оформление документов.

Порядок действий при ДТП нужно соблюдать неукоснительно. Это позволит достичь максимально положительного результата при проведении разбора произошедшего.

Если есть свидетели, рекомендуется взять их номера телефонов. Они могут не дождаться инспекторов ГИБДД (спешат, не хотят принимать участие или иное). Но их показания могут пригодиться при судебных разбирательствах, если придётся отстаивать свою позицию и доказывать правоту в суде.

Заключение

ДТП, даже с минимальным ущербом, всегда неприятно! Важно соблюсти порядок действий, не паниковать и не нервничать. Сотрудники ГИБДД предложат пройти медицинское освидетельствование – отказываться ни в коем случае нельзя! Отказ приравнивается к признанию алкогольного или иного опьянения. Степень вины от этого будет отягчена нежелательными причинами и последствиями.

Любой владелец транспортного средства должен представлять все возможные риски, связанные с эксплуатацией автомобиля. В целях учёта ДТП и разработки мер, направленных на профилактику подобных случаев, была создана классификация всех типов аварий, случающихся при вождении.
Из данной статьи можно узнать о том, как подразделяются ДТП по тяжести последствий и по виду происшествия

Как подразделяются ДТП?

Столкновение

Возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
  2. Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
  3. ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.

По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:

  1. Выезд на встречную полосу.
  2. Несоблюдение безопасной дистанции.
  3. Невнимательности при перестроении и поворотах.
  4. Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
  5. Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.

Опрокидывание

Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.

Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.

Важно! Опрокидывание рассматривается ПДД как дорожно-транспортное происшествие (ДТП) только при движении такового. Например, опрокинутый автокран непосредственно на строительном объекте не считается ДТП, т.к. движется не по дороге.

Наезд

Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.

Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).

ДТП в этом случае считаются наезды:

  1. На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
  2. На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.

Падение пассажира

Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.

Бесконтактное ДТП

Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.

Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.

Иные случаи

Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.

Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?

Из самого определения, данного в ПДД и других инструкциях, становится ясным, что ДТП случается при движении ТС. Любые происшествия, случившиеся на стоянке или парковке не рассматриваются как ДТП.

Остановка ТС до 5 минут или на большее время (если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, разгрузки и загрузки ТС) считается процессом дорожного движения. Поэтому при падении предметов на крышу или другие части ТС ситуация рассматривается как ДТП.

Обратите внимание: при падении предметов на кузов ТС страховка покрывает только те происшествия, которые были получены при непосредственном движении или остановке на положенный промежуток времени.

Классификация по тяжести последствий

Исходя из определения самого ДТП выделяют 3 возможных последствия происшествия:

  • со смертельным исходом;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом;
  • смешанный тип.

В свете этого определения вина определяется степенью ущерба и категорией телесных повреждений (лёгкие, средней тяжести, тяжелые, особо тяжкие).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.10 г. N 346н обязует учреждения по судебно-медицинской экспертизе производить действия в строгой последовательности и в полном объёме, чтобы определить степень тяжести травм при авариях.

При получении телесных повреждений лицо считают раненым. При этом ранение предполагает госпитализацию минимум на одни сутки или амбулаторное лечение, точнее его необходимость.

Лёгкие повреждения определяются краткосрочным расстройством здоровья, которое ограничивает трудоспособность пострадавшего не более, чем на 5%.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.08 г. N 194н устанавливаются критерии вреда здоровью средней и тяжёлой степени. Средние повреждения, в отличие от тяжелых, не представляют угрозы для жизни и предполагают долгое расстройство здоровья (более 21 дня). Повреждения тяжёлой степени характеризуются стойкой потерей трудоспособности.

Смертельный исход фиксируется, если смерть наступила непосредственно на месте аварии или в амбулаторных условиях в течение 7 последующих суток. Последствия ДТП считают особо тяжкими, если погибших не менее 4 или раненых больше 15 человек.

Материальный ущерб может затронуть любую часть инфраструктуры дорожного движения. Он выражает сумму ущерба от повреждений ТС, грузов, дорожного покрытия и сооружений, стоимость прочих услуг, которые использовались на месте ДТП.

При несоответствии расстояния видимости нормативным требованиям или в результате неудовлетворительных метеоусловий решение Суда может быть изменено с поправкой на фактический результат расследования.

Подробнее о методиках служебного расследования ДТП можно узнать тут.

Под понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП) попадают только ситуации, возникшие при движении машины. В этом случае негативные последствия наступают всегда в виде причинения различных травм или смерти, а также материального ущерба.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇


Любое передвижение автомобильным транспортом может закончиться аварией. Спровоцировать ДТП может множество причин, от обычной неосторожности водителя до плохой видимости на дороге.

Законодательство довольно четко определяет виды ДТП. Сам термин трактуется, как происшествие на дороге, как событие, произошедшее по вине одного или нескольких транспортных средств, водителей мотоциклов или пешеходов. Вследствие аварии может быть нанесен материальный или физический урон.

виды дтп

Что не считается ДТП

Не каждый случай, произошедший на дороге, может расцениваться как определенный вид ДТП. Речь идет о ситуациях, когда неприятность произошла с машиной, но время ее стоянки не превысило 5 минут. Исключением является столкновение.

Не относится к категории ДТП падение дерева на автомобиль, хулиганские действия третьих лиц. К примеру, царапины, нанесенные на кузов машины, уже расцениваются как административное правонарушение.

Такие действия могут покрываться КАСКО, главное, это прописать в страховом договоре.

иной вид дтп что это

Виды и причины ДТП

Статистические данные говорят о том, что число аварий на дороге с каждым годом только возрастает. Связано это не только с увеличением количества автомобилей, а с неопытностью, неосторожностью, излишней самоуверенностью и фактическим незнанием правил ПДД водителями.

Классификацией ДТП занимались и занимаются многие практики и теоретики в области права. Речь идет об известных правоведах: Городокине В.А., Ефимове Б.Д., Исаеве В.Д. и многих других. Всем им удалось создать определенную структуру, позволяющую классифицировать аварии по ряду признаков.

виды и причины дтп

ДТП: основные виды

Правила учета и анализа ДТП № 168 от 29.05.1998 года со всеми поправками имеют следующую классификацию:

  1. Столкновение. Под этим термином подразумевается столкновение машины с другим авто, мотоциклом, с подвижным составом ж/д, независимо от наличия или отсутствия технических средств регулирования движения.
  2. Наезд на велосипедиста. Речь идет не только о наезде непосредственно на велосипедиста, но и когда последний натолкнулся на машину.
  3. Наезд на гужевой транспорт. Классификация подразумевает не только наезд на животное, но и на повозку.
  4. Опрокидывание. Главное условие этого типа классификации: транспортное средство в момент опрокидывания должно находиться в состоянии движения.
  5. Наезд на машину, которая находится в стоящем состоянии. В категорию подпадают также наезды на полуприцепы и прицепы.
  6. Наезд на препятствие. Речь идет о ситуациях, когда машина наезжает на дерево, опору моста, столбы или ограждение.
  7. Наезд на пешехода. Под классификацию подпадают даже ситуации, когда пешеход пострадал от груза, который находился в машине.

Последняя категория из этой классификации – падение пассажира из самого автотранспортного средства или в салоне. Если машина не двигается, то происшествие не относится к данному типу аварии.

Бесконтактное происшествие

К данной категории относят также падение груза, который был в машине.

Причины нарушения ПДД

По тяжести последствий

Виды ДТП в данной категории представлены следующими характеристиками:

  • с особо тяжкими последствиями;
  • со смертельным исходом пострадавшего или с телесными повреждениями;
  • происшествие с ущербом, ограниченным только материальным вредом.

К особо тяжким ДТП относят происшествия, вследствие которых погибло 5 и больше человек, или от 10 пострадавших.

Во вторую группу входят даже аварии, в результате которых пострадавший умер на протяжении 30 суток со дня ДТП.

Другой тип аварии

Иной вид ДТП: что это? Есть и такое понятие. Чаще всего в такую аварию попадают водители с небольшим опытом вождения. Речь идет о ситуациях, когда владелец автотранспортного средства не соблюдает правила переезда перекрестка и поворачивает налево, когда это запрещено. В результате такого маневра происходит авария с машиной, движущейся навстречу.

Обычно найти виновную сторону в таком ДТП не представляет никакого труда. После составления схемы сразу становится понятно, кто неправильно пересекал перекресток.

дтп основные виды

Распространенные причины

Специалисты в области права выделяют несколько основных причин возникновения аварий на дорогах:

  1. Водители. В этот блок можно включить более 25 причин, от нетрезвого состояния до игнорирования сигналов светофора.
  2. Пешеходы. Увы, но эта категория участников дорожного движения не меньше нарушает ПДД. Это и переход дороги в неположенном месте, и то же игнорирование светофора.
  3. Неисправность транспортного средства. Чаще всего аварии происходят на фоне неисправности тормозной системы или из-за износа протекторов шин.
  4. Неблагоприятные дорожные условия. Это не только ямы и выбоины, но и гололед, плохая видимость.
  5. Нарушение правил велосипедистами. Естественно, что отсутствие велодорожек в нашей стране стимулирует увеличение количества ДТП, но лица, управляющие велосипедами, также не всегда соблюдают ПДД. Они часто выезжают из ряда, по которому должны двигаться, пренебрегают светоотражающей одеждой.

Каждый участник дорожного движения не только должен знать типы происшествий, столкновений, но и помнить, что авария может произойти с каждым. От неукоснительного соблюдения ПДД зависит безопасность каждого водителя, велосипедиста, пешехода.

Читайте также: