Организация связи и порядок оповещения водителей снооп

Обновлено: 07.07.2024

При возникновении чрезвычайной ситуации самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Системы связи и оповещения в ГО

Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Оповещение населения по радиоканалам

Оповещение населения по радиоканалам

Федерального регионального и территориального уровня

Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.


  • руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
  • диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
  • населения;
  • органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

Местные

  • дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
  • руководству ГО города и сельских районов;
  • населению.

Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации их последствий начало внедрение новых КТС типа П-166 после проведенных успешно испытаний. Их главным плюсом является то, что деятельность П – 166 сопряжена с устаревшим типом П – 160, что предполагает их постепенную замену.

Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

Локальная ГО и ЧС

В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.

Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.

Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:

  • Крупные техногенные аварии с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
  • Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
  • Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, сходы лавин, быстро распространяющиеся лесные пожары, оползни, наводнения.

Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших убежищ (при необходимости укрытия).

Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.

Объектовые

(Действующие в пределах организации)

В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

Управление оповещением в системе ГО

Система ГО

Управление системой – диспетчер

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.


Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Подробное видео про системы оповещения

Важными элементами деятельности ПСФ МЧС России являются оповещение и связь.

  • схему вызова спасателей, специалистов и должностных лиц;
  • ежемесячно уточняемую карту местности с указанием места жительства вызываемого, наличия у него средств связи;
  • схему сбора на случай тревоги, полного сбора всего личного состава или вызова оперативно-спасательной группы.

Каждый вызываемый должен иметь четкие инструкции и немедленно выполнять предписанные ему действия, в том числе связываться с оперативным дежурным и уточнять задачу; немедленно прибывать в точку сбора, где будут находиться транспортные средства, проводить дальнейшее оповещение по цепочке.

Связь — это важнейший элемент четкой организации и оперативного проведения поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ. Одним из основных видов связи является радиосвязь.

При выдвижении в зону ЧС она может быть налажена KB— и УКВ-радиостанциями из командно-штабных машин или других транспортных средств.

  • своевременную передачу распоряжений подразделениям при подготовке к маршу;
  • непрерывное управление в движении, в местах погрузки (выгрузки) в транспорт (железнодорожный, авиационный и др.) и в местах отдыха;
  • своевременное получение данных о ЧС от подразделений разведки и непрерывное управление ими;
  • управление подразделениями технического и тылового обеспечения;
  • прием сигналов оповещения.

Порядок проведения радиопереговоров устанавливается заблаговременно и доводится до командиров экипажей, станций, операторов связи и других задействованных специалистов.

  • защиту средств связи и личного состава от поражающих факторов ЧС;
  • своевременное установление требуемой связи и предоставление ее должностным лицам пунктов управления;
  • удобство пользования средствами связи;
  • возможность быстрой эвакуации в случае возникновения угрозы воздействия поражающих факторов ЧС;
  • возможность оперативного управления связью.

Для обеспечения быстрого и четкого развертывания узлов и станций связи в зоне ЧС задачи на развертывание должны ставиться личному составу перед перемещением в зону; по прибытии они могут уточняться в соответствии со сложившейся обстановкой.

При выборе места размещения узлов связи и их элементов следует учитывать условия организации и обеспечения радио-, радиорелейной и проводной связи, возможность размещения средств связи и их охрану.

Радиосвязь осуществляется по радионаправлениям и по радиосетям круглосуточно или сеансами. Основной вид используемой коротковолновой радиосвязи — телефонная в режиме однополюсной модуляции (ТФ ОМ). Основной вид ультракоротковолновой радиосвязи — телефонная в режиме частотной модуляции (ТФ ЧМ).

Для обеспечения связи в зоне ЧС силами ПСФ могут применяться радиостанции малой (0,1-500,0 Вт) и средней (500-1000 Вт) мощности. Радиостанции средней мощности используются, как правило, в соединениях войск ГО, а радиостанции малой мощности — во всех подразделениях ПСФ.

В зависимости от диапазона рабочих частот радиостанции подразделяются на коротковолновые (KB) — от 1,5 до 30,0 Мгц и ультракоротковолновые (УКВ)-от 30 до 800 Мгц.

Связь радиорелейными средствами в районе ЧС организуется, как правило, по направлениям, силами и средствами подразделений связи органов управления РСЧС, и соединений (частей) войск ГО, ПСФ.

Большое значение имеют выбор места развертывания радиостанций, установки антенн, определение рабочих и запасных частот.

При действии в городах узлы и станции связи развертываются, как правило, вблизи объектов работ с учетом возможности подключения к узлам связи городской сети, народнохозяйственных объектов или Министерства обороны РФ. В целях увеличения дальности УКВ-радиосвязи возможна установка радиостанций на крышах зданий. При этом дистанционное управление ими может обеспечиваться с использованием телефонных аппаратов типа ТА-57 (ТА-88) в качестве оконечных средств. В качестве линии управления можно применить полевой кабель типа П-274М. Данный способ позволяет увеличить дальность УКВ-радиосвязи в два раза и более.

В зданиях, сооружениях из-за экранирующего действия ограждающих конструкций УКВ-радиосвязь может быть неустойчивой.

При потере радиосвязи для ее восстановления следует выйти на открытую в сторону корреспондента местность или воспользоваться оконными проемами зданий. Радиосвязь в таком случае может осуществляться сеансами в установленное время.

В зонах радиоактивного, химического и биологического заражения должны использоваться радиостанции, отвечающие требованиям эксплуатации в данных условиях: носимые радиостанции малой мощности типа Р-147, Р-148, Р-159, P-163-IV и др.

Связь проводными средствами развертывается по направлениям и по оси. Первая организуется, как правило, между пунктами управления соединений, частей, отдельных подразделений и формирований с прокладкой полевых кабельных линий. Вторая — между несколькими пунктами управления по одной кабельной линии. В основном используется проводная телефонная связь. Для ее обеспечения в зонах ЧС применяются коммутаторы, полевые кабели и телефонные аппараты. Оконечными средствами в полевых условиях служат аппараты ТА-57, работающие в системах МБ-ЦБ с индукторным вызовом. Они либо включаются в коммутаторы МБ или ЦБ, либо используются для дистанционного управления радиостанциями. Питание их осуществляется от ГБ-10У-1.3 (5-6 месяцев работы).

Перед каждым выключением радиостанции или в случае временного прекращения ее работы нужно предупредить об этом центральную станцию, которая, в свою очередь, предупреждает об этом все радиостанции своей зоны.

При ответе вызываемой радиостанции первым называют ее позывной, а затем — свой.

При радиотелефонной передаче каждое слово следует произносить четко, правильно ставя ударение. Краткий текст должен быть написан заранее, потом он зачитывается непосредственно с листа.

Для поддержания связи между спасателями и руководителями при проведении ПСР используются мобильные и переносные радиостанции в установленном для МЧС

России диапазоне 120-160 МГц. Руководитель работ имеет радиостанцию УКВ-диапа-зона, обеспечивающую работу на частоте МВД России (146-172 МГц) и частоте МЧС России (120-160 МГц).

С целью поддержания взаимодействия руководители работ могут иметь гражданскую радиостанцию, частотой 27 МГц.

Для поддержания связи с больницами и другими организациями, а также с силами, находящимися на значительном расстоянии, используется сотовая связь, а также радиостанции СВ и УКВ-диапазона, мощностью от 10 до 100 Вт. Поисково-спасательные службы МЧС России при ликвидации последствий ДТП используют следующие средства радиосвязи.

Средства связи региональных поисково-спасательных отрядов МЧС России

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о системе и порядке оповещения и информирования

в __________________________________
(наименование учреждения)

1. Общие положения

  • приема и передачи распоряжения (сигнала) на перевод общеобразовательного учреждения с мирного на военное положение;
  • оповещения и информирования руководящего состава, работников и обучающихся (далее - личный состав) общеобразовательного учреждения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • совершенствования и поддержания в постоянной готовности системы оповещения.

1.4. Прием сигналов оповещения и доведение его до руководящего состава ГО и ЧС общеобразовательного учреждения, органов управления и личного состава формирований, осуществляется звеном связи и оповещения школы согласно схеме оповещения и спискам оповещаемых.
1.5.

  • система оповещения АПС;
  • звонковая сигнализация;
  • оповещение голосом.

1.6. Данное положение об оповещении и информировании распространяется на весь руководящий состав гражданской обороны и работников школы (населения). Техническое управление системами оповещения и связи в общеобразовательном учреждении производится с мест установки аппаратуры, управление посыльными - командиром звена связи и оповещения.



скачать: Документация по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 02.09.2021г!

2. Задачи системы оповещения и информирования

2.1. Основная задача системы оповещения и информирования (далее – система оповещения) - обеспечение своевременного доведения до руководящего состава органов управления ГО и ЧС общеобразовательной организации, личного состава формирований, работников и обучающихся распоряжений о проведении мероприятий гражданской обороны (ГО), сигналов и информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени и принятии мер по защите от чрезвычайных ситуаций.

  • комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ);
  • штаб по делам ГО и ЧС;
  • управление мобилизационной подготовки, ГО и защиты от ЧС, в состав которого входит начальник штаба по делам ГОЧС;
  • эвакуационная комиссия (ЭК);
  • оперативная группа в безопасной зоне (загородной зоне).

2.2. Система оповещения используется в целях реализации задач защиты личного состава и территории общеобразовательного учреждения от ЧС природного и техногенного характера, пожара, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Сигналы оповещения

3.1. Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление в области ГО и ЧС.
3.2. Для оповещения в общеобразовательном учреждении установлен сигнал два коротких и один длинный звонок или сирена автоматической пожарной сигнализации (АПС).

4. Порядок создания, совершенствования и поддержания в готовности системы оповещения

4.1. Система оповещения в школе создается заблаговременно, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности к задействованию по распоряжению руководителя ГО – директора общеобразовательного учреждения.
4.2. Ответственные лица по средствам связи, объектовой системы оповещения, охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и пожаротушения проводят в общеобразовательном учреждении комплекс организационно-технических мероприятий, по исключению несанкционированного задействования технической системы оповещения.
4.3. В целях поддержания в готовности систем оповещения ответственными лицами проводятся проверки готовности к задействованию и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание автоматических систем оповещения, штабом Го и ЧС проводятся тренировки звена оповещения и связи.
4.4. Руководители органов управления ГО и ЧС школы планируют и организуют проверки системы оповещения на основании утвержденных планов проверок.
4.5. Для оповещения и сбора руководящего состава и органов управления председателем КЧС и ПБ, начальником штаба ГОЧС разрабатывается схема, и составляются списки оповещения должностных лиц.

5. Задействование системы оповещения

5.1 Решение на задействование системы оповещения принимает только руководитель ГО - директор школы, а в случаях, не терпящих отлагательства, - председатель КЧС и ПБ или начальник штаба ГОЧС, с немедленным докладом руководителю гражданской обороны общеобразовательного учреждения.
5.2. Обо всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения осуществляется доклад руководителю гражданской обороны общеобразовательной организации.
5.3. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются командиром звена связи и оповещения, вне всякой очереди с использованием всех имеющихся средств связи и оповещения. При необходимости задействуется личный состав формирования – посыльные.
5.4. Порядок задействования системы оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются руководителем ГО – директором общеобразовательного учреждения.
5.5. Обо всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем автоматического оповещения докладывается руководителю гражданской обороны.

6. Управление системой оповещения и информирования

6.1. Общее руководство объектовой системой оповещения и информирования осуществляется руководителем гражданской обороны - директором общеобразовательного учреждения.
6.2. При введении установленной степени готовности гражданской обороны или режима функционирования РСЧС управление объектовой системой оповещения и информирования осуществляется из помещения учительской.
6.3. Для оповещения через сеть громкоговорителей, размещенных в помещениях и коридорах общеобразовательного учреждения, используется оборудованное с этой целью помещение – радиорубка.
6.4. Непосредственное руководство объектовой системой оповещения, комплектование звена оповещения и связи осуществляется штабом по делам ГО и ЧС общеобразовательного учреждения.

7. Порядок оповещения и информирования руководящего состава, работников и обучающихся

  • система оповещения АПС;
  • звонковая сигнализация;
  • телефонная связь;
  • сотовая телефонная связь;
  • посыльные.

8. Режимы функционирования системы оповещения и информирования и осуществляемые мероприятия

  • поддержание объектовой системы оповещения и информирования в состоянии постоянной готовности к задействованию, с этой целью периодически проводятся объектовые тренировки, технические проверки готовности оборудования оповещения к работе;
  • проведение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию, совершенствованию и развитию автоматической системы оповещения в общеобразовательном учреждении.
  • усиление состава дежурных служб объектовой системы оповещения и информирования;
  • проверка готовности средств объектовой системы оповещения к экстренному задействованию;
  • подготовка к работе каналов сети связи общего пользования и мобильных средств оповещения и информирования.
  • задействование объектовой системы оповещения для оповещения и информирования должностных лиц, штаба по делам ГО и ЧС, сил и формирований РСЧС и ГО, работников и обучающихся общеобразовательного учреждения;
  • задействование мобильных средств оповещения и информирования в зоне чрезвычайной ситуации;
  • проверка состояния технических средств объектовой системы оповещения в зоне чрезвычайной ситуации и проведение работ по восстановлению их работоспособности.

9. Проверка дееспособности системы оповещения

9.1. Для поддержания системы оповещения и информирования школы в постоянной готовности к использованию по предназначению, повышения уровня подготовки личного состава звена связи и оповещения, а также оценки состояния готовности технических средств, должны планироваться и регулярно проводиться в школе проверки дееспособности системы оповещения.
9.2.

  • наличие документов, определяющих порядок организации оповещения в общеобразовательном учреждении;
  • утвержденная инструкция по действиям звена оповещения и связи при получении и передаче распоряжений о введении установленные степеней готовности;
  • разработанные и утвержденные схемы оповещения;
  • списки оповещения должностных лиц системы управления ГО и ЧС школы;
  • журнал приема распоряжений о введении степеней готовности и порядок его ведения;
  • порядок хранения документации по оповещению;
  • практические навыки состава звена оповещения и связи при получении (передаче) распоряжений о введении степеней готовности, в том числе при проведении тренировок;
  • работоспособность технических средств оповещения и связи в общеобразовательной организации.

9.3. Основным видом проверки работоспособности технических средств оповещения и связи является проверка с доведением до должностных лиц и работников школы проверочных сигналов оповещения по мобильным или служебным телефонам (циркулярно или выборочно) - один раз в пол года.
9.4. Планы проведения проверок в общеобразовательном учреждении утверждаются руководителем ГО, проводятся начальником штаба по делам ГО и ЧС.

10. Документация по приему и передаче сигналов (распоряжений)

  • инструкция по действиям звена оповещения и связи при получении и передаче распоряжений о введении установленных степеней готовности;
  • схемы оповещения о введении установленных степеней готовности;
  • списки оповещения должностных лиц и работников школы;
  • журнал приема распоряжений о введении степеней готовности.

10.2. Журнал приема распоряжений о введении степеней готовности обеспечивает учет по времени принимаемой информации, докладов соответствующим должностным лицам школы и выполнение мероприятий по оповещению в соответствии с действующей инструкцией.

11. Заключительные положения

11.1. Настоящее Положение о порядке информирования и оповещения работников и обучающихся является локальным нормативным актом школы, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора – руководителя ГО общеобразовательного учреждения.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



скачать: Документация по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 02.09.2021г!

Новые правила создания и обслуживания Локальных систем оповещения вступили в силу с 1 января 2021 года.

С 1 января 2021 года вступают в силу два нормативных акта МЧС России и МинЦифРаз России существенно влияющих на создание и обслуживание систем оповещения, в том числе и на локальные системы оповещения (ЛСО).

Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития РФ № 578/365 утверждает новое Положение о системах оповещения населения, а приказ N 579/366 утверждает Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения.

Для сотрудников организаций эксплуатирующих и создающих ЛСО на опасных производственных объектах I и II классов опасности необходимо разобраться в изменившихся требованиях к созданию и эксплуатации ЛСО. Мы рассмотрим все изменения и рассмотрим все аспекты создания и эксплуатации ЛСО.

Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), для этого на объектовом уровне создаётся локальная система оповещения (ЛСО).

Вся представленная в данном разделе информация, касающаяся стоимости систем, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса РФ.

Стоимость создания локальной системы оповещения определяется расчётом на основании полученных исходных данных. Предоставляется по запросу.

Последние реализованные проекты по проектированию, модернизации, монтажу и пуско-наладке локальных и объектовых систем оповещения

Модернизация управляющего комплекса ЛСО Новатэк Усть-Луга
Ленинградская Обл.

Создание ЛСО под ключ

Полный комплекс работ по созданию ЛСО "Бурейского НПЗ" г.Бурейск

Модернизация управляющего комплекса ЛСО ЦБК
Ленинградская Обл.

Модернизация управляющего комплекса АО "Еврохим СЗ" г. Кингисепп

Монтаж и пуско-наладка локальной системы оповещения ГТС Отказненского водохранилища
Ставропольский край с.Отказное

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Уникальное предложение - Локальная система оповещения "под ключ"
от 1 000 000 рублей за 3 месяца.

В состав предложения входит:
- Проектирование;
- Поставка оборудования;
- Монтаж и пуско-наладка;
- Сдача локальной системы оповещения в эксплуатацию.

Состав системы:
Блок сопряжения с РАСЦО/КСЭОН - 1 шт.;
Автоматизированное рабочее место дежурного диспетчера - 1 шт.;
Трансляционный усилитель звуковой частоты -1 шт.;
Комплект громкоговорителей - 1 комплект;
GSM шлюз -1 шт., GSM модем - 1 шт.;
Источник бесперебойного питания - 1 шт. с АКБ - 2 шт.;
Монтажный комплект.

Система соответствует требованиям ГОСТ-Р 42.3.01- 2021 "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"



  • по команде оператора;
  • по телефону;
  • по SMS;
  • при нажатии кнопок ДУ;
  • срабатывании внешних датчиков типа "сухой контакт";
  • при получении информации от информационной системы.

Сроки создания локальной системы оповещения:
Проектирование - 21 рабочий день при наличии исходных данных;
Поставка оборудования - 21 рабочий день;
Строительство, монтаж и пуско-наладка - 21 рабочий день;



Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

1. Где создаются локальные системы оповещение?

Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

2. Зоны действия локальной системы оповещения?

Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).

Примечание:

Постановление №178 устанавливает радиусы действия локальных систем оповещения:
в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Каким же именно нормативным документом необходимо руководствоваться организации при определении границы зоны действия локальной системы оповещения?

Фактически новое положение узаконивает механизм разработки и применения Специальных технических условий (СТУ ЛСО) для определения границы зоны действия ЛСО.
Это наиболее точный механизм определения границы зоны действия локальной системы оповещения. Если собственник хочет сократить зону действия ЛСО для Химически опасного объекта он разрабатывает специальные технические условия (СТУ ЛСО) для определения зоны действия ЛСО. Для взрыва-пожароопасных объектов разработка СТУ ЛСО вообще является обязательным пунктом, т.к. ни 178 Постановление, ни новое Положение не определяет эти границы.

Вид опасного производственного объекта I и II классов опасности;Зона действия ЛСО;ОПО НПА определяющий зону ЛСО;Примечание

Радиационные особо опасные производства и объекты; 5 км; ПП №178 от 1 марта 1993 года; включая поселок объекта Ядерные особо опасные производства и объекты; 5 км; ПП №178 от 1 марта 1993 года; включая поселок объекта Гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности; до 6 км от объектов; ПП №178 от 1 марта 1993 года; в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии Гидротехнические сооружения высокой опасности;до 6 км от объектов;ПП №178 от 1 марта 1993 года; в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии Химически опасных объектов;в радиусе до 2,5 км;ПП №178 от 1 марта 1993 года;вокруг объектов Взрывоопасные объекты; Определяется СТУ; Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития РФ № 578/365; Рассчитывается на основании паспорта безопасности Пожароопасные объекты; Определяется СТУ; Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития РФ № 578/365; Рассчитывается на основании паспорта безопасности

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

3. Задачи и назначение локальной системы оповещения

Задачи и назначение локальной системы оповещения

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (и информирования), и экстренной информации до:
· руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий, объектового звена РСЧС;
· объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
· единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
· руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
· людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.

Что же конкретно должна выполнить локальная система оповещения при ее задействовании?

Первое и самое главное – оповестить персонал предприятия, руководство и ДДС предприятия – эти действия направлены на сокращение возможных человеческих и материальных потерь в результате ЧС. Фактически автоматические алгоритмы ЛСО должны организовать эвакуацию персонала и руководства предприятия.
После того как эвакуация, а фактически спасение человеческих жизней началось необходимо организовать мероприятия по сокращению последствий ЧС с этой целью оповещаются объектовые аварийно-спасательные формирования, в том числе специализированные, а также единые дежурно-диспетчерских службы муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения. ЕДДС МО направляют муниципальные аварийно-спасательные формирования на помощь объектовым аварийно-спасательным формированиям.
Следующий шаг — это расширение зоны оповещения в случае выхода зоны поражения за границы предприятия - это оповещение руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения, а также населения, находящегося в границах зоны действия локальной системы оповещения.

4. Порядок задействования локальной системы оповещения населения.

Задействование по предназначению ЛСО планируется и осуществляется в соответствии с:
· положением о системе оповещения населения (локальной системе оповещения);
· планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны);
· планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС (в том числе и опасных производственных объектов I и II классов опасности), получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС объектового уровня.

5. Решение на задействование локальных систем оповещения.

Решение на задействование локальных систем оповещения принимается руководителями организаций.

Руководители штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Границы зоны чрезвычайной ситуации соответствуют границам зоны оповещения ЛСО.

6. Режимы функционирования локальной системы оповещения:

Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

В автоматическом режиме функционирования локальные системы оповещения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.

В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) локальных систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) локальной системы оповещения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.

В ручном режиме функционирования уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, так же задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.

Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации.

Требования к локальной системе оповещения.

- прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня; включение (запуск) не менее чем с одного пункта управления ГО и РСЧС для муниципальных и локальных систем оповещения;
- взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления о задействовании ЛСО;
- автономное (децентрализованное) управление локальными системами оповещения;
- автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска локальной системы оповещения; обмен информацией со взаимодействующими системами мониторинга техногенных чрезвычайных ситуаций в:
* автоматическом;
* автоматизированном;
* ручном режимах;

Порядок хранения информации документирования определяется положениями о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения. Срок хранения информации документирования составляет не менее трёх лет. Формат сохраняемой информации документирования определяется применяемыми в системе оповещения населения техническими средствами оповещения.

Технические средства оповещения транспортной инфраструктуры и транспортных средств должны соответствовать требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и правилам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности".

Читайте также: