Особенности действий личного состава амг при ликвидации последствий чс связанных с крупными дтп

Обновлено: 02.07.2024

При работе с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями возможен риск последствий в виде аварий и иных чрезвычайных ситуаций. На данный момент ни в законодательстве, ни в судебной практике не сформирован единый подход к определению источников финансирования ликвидации последствий аварий на производстве, а также перечень лиц, ответственных за ликвидацию таких последствий.

В качестве финансовых источников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве законодателем предусматривается обязательное формирование эксплуатирующими организациями финансовых резервов для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, а также возможность финансирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет резервного фонда в установленных законом случаях.

В рамках настоящей статьи нами будут рассмотрены способы и порядок создания финансовых резервов для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайный ситуаций на производстве, а также источники финансирования мероприятий по ликвидации таких последствий в случае банкротства предприятия.

I. Когда создаются финансовые резервы

Действующее законодательство предусматривает следующие случаи обязательного формирования финансовых резервов в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. При эксплуатации опасных производственных объектов.

Отсутствие документарного подтверждения наличия резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий является нарушением требований промышленной безопасности и, как следствие, основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке статьи 9.1 КоАП РФ.

2. При получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.

Однако нужно учитывать, что аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.

3. С целью ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По общему правилу, государство не несет ответственности по долгам (обязательствам) юридических лиц и граждан. Однако отсутствие денежных средств у организаций требует государственного финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку от этого зависит защита окружающей среды, жизни и здоровья граждан. Таким образом, в противоречие общему правилу государство фактически несет субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств у причинителя вреда.

4. При эксплуатации гидротехнических сооружений.

Необходимо обратить особое внимание на обязанность по созданию финансовых ресурсов для ликвидации последствий на производстве, закрепленную в законе как за собственниками гидротехнического сооружения, так и за эксплуатирующими организациями.

Соответственно, несоблюдение обязанности по созданию финансовых ресурсов может повлечь административную ответственность в порядке ст. 9.2 КоАП РФ как собственников гидротехнических сооружений, так и эксплуатирующих организаций (7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015).

Усиленные меры законодателя по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений продиктованы их длительным износом, а также тем, что большинство из них не подвергались ремонту с момента создания предприятия. Несоблюдение эксплуатирующими организациями, а также собственниками гидротехнических сооружений условий безопасности, в том числе непроведение текущего и капитального ремонта, порождает повышенные риски возникновения аварийных ситуаций на производстве.

II. Способы формирования финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок и способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий. Ответы на указанные вопросы содержатся в отдельных разъяснениях органов государственной власти.

1) выделением на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств;

3) заключением договора банковской гарантии;

4) иными способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Нужно отметить, что суды придерживаются разъяснений Ростехнадзора при разрешении споров между производственными предприятиями (10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО) и надзорными органами (11. например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014).

Рассмотрим перечисленные способы подробнее.

1. Выделение денежных средств на отдельном расчетном счету организации

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве встречается в практике чаще остальных. Документами, подтверждающими наличие сформированных финансовых резервов, являются: приказ руководителя эксплуатационной организации о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, а также справка из банка о наличии соответствующей суммы на расчетном счету эксплуатирующей организации.

Так, в рамках Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012
по делу № А66-6039/2012 суд признал неправомерным заключение надзорного органа об отсутствии у общества резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий после того как в материалы дела был представлен приказ руководителя общества о создании такого резерва.

2. Заключение договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

В письме указано, что формирование таких резервов может осуществляться через механизм страхования. При этом государственный орган считает данный способ формирования финансовых резервов наиболее эффективным для тех предприятий, которые испытывают нехватку финансовых средств.

3. Заключение договора банковской гарантии

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий аварий на производстве практически не регламентирован на законодательном уровне и не используется на практике.

приказ по организации о создании финансовых резервов;

справка-подтверждение банка о размещении финансового резерва, безотзывная банковская гарантия, страховой полис.

В заключении настоящего раздела отметим, что формирующие резервы финансовые средства должны находиться на счетах эксплуатирующей организации и могут быть использованы по назначению только в результате произошедшей аварии. Проверка наличия денежных средств на счетах компании для локализации и ликвидации аварий на производстве осуществляется регулирующими органами (Ростехнадзором) при проведении плановых проверок. Выявление факта отсутствия соответствующего резерва на расчетных счетах компании является основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

III. Расчет суммы финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок расчета суммы финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, которым могут руководствоваться организации, эксплуатирующие ОПО. Вопрос формирования резерва финансовых средств разъясняется государственными органами.

Полный ущерб формируется из суммы всех предполагаемых затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварий, включая затраты на локализацию, ликвидацию и расследование аварий.

В свою очередь, затраты на локализацию и ликвидацию последствий аварий включают:

1. расходы, связанные с локализацией и ликвидацией последствий аварий, в том числе:

непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при локализации и ликвидации аварии;

стоимость электрической энергии, израсходованной при локализации и ликвидации аварий;

стоимость материалов, израсходованных при локализации и ликвидации аварий;

стоимость услуг специализированных организаций по ликвидации и локализации аварий.

2. расходы на расследование аварий, включая:

оплату труда членов комиссии по расследованию аварии;

затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии;

стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии и оценку последствий аварии.

Суммы перечисленных расходов носят предположительный характер и должны соответствовать стоимости реальных затрат в случае их возникновения.

Таким образом, размер финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве определяется индивидуально для каждой организации с таким расчетом, что сумма сформированного резерва полностью компенсирует расходы от аварий и их последствий.

Что касается учета финансовых резервов в целях налогообложения прибыли, то гл. 25 НК РФ носит закрытый характер и не предусматривает создание в налоговом учете резерва финансовых средств (резерва предстоящих расходов) для целей локализации и ликвидации последствий аварий (для ликвидации чрезвычайных ситуаций).

При этом информация о сформированных финансовых резервах отражается в бухгалтерской отчетности организации.

IV. Финансирование в случае банкротства эксплуатирующей организации

Как нами указывалось ранее, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Однако на практике может возникнуть ситуация, когда необходимость ликвидации последствий аварий возникает на стадии банкротства предприятия. В этом случае мероприятия по ликвидации последствий аварий на производстве будут осуществляться за счет так называемых текущих платежей.

При этом квалифицирующим признаком при разрешении вопроса об отнесении платежей к текущим является момент возникновения денежного обязательства. Текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в одной процедуре банкротства.

Соответственно, расходы на ликвидацию последствий аварий на производстве, возникшие до возбуждения банкротного дела, не относятся к текущим платежам и должны быть рассмотрены в рамках дела о банкротстве (18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу № А40-150529/09-150-1021), расходы, возникшие после возбуждения дела о банкротстве, относятся к текущим платежам (19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу № А33-10246/2016), в связи с чем не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне очереди, за счет конкурсной массы.

В качестве примера, иллюстрирующего описанное выше, рассмотрим два судебных дела о взыскании убытков, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

Таким образом, затраты организации на ликвидацию последствий аварий на производстве в процессе процедуры банкротства признаются текущими платежами и возмещаются за счет конкурсной массы вне очереди.

В практике есть случаи, когда собрание кредиторов принимает решение о продлении процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление), чтобы организация могла производить текущие платежи на ликвидацию последствий аварий. Так, в рамках Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 № 15АП-516/2007 по делу № А53-6581/2007-С3-39 собранием кредиторов принято решение о продлении стадии наблюдения процедуры банкротства, чтобы организация могла производить текущие платежи и вести работы по ликвидации последствий аварии. Кроме того, за стадией наблюдения следует стадия финансового оздоровления, которая позволяет не только выплачивать текущие платежи, но и аккумулировать денежные средства для расчета с кредиторами, которые учтены или будут учтены в реестре кредиторов.

После завершения процедуры банкротства бремя ответственности за локализацию и ликвидацию последствий аварий на производстве возлагается на нового собственника ОПО. В случае отсутствия покупателя на имущественный комплекс или ОПО, требующие проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, нереализованное имущество переходит в собственность органов местного самоуправления или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти

Отказ органов местного самоуправления или органов исполнительной власти от принятия нереализованного имущества законом не предусмотрен. В случае уклонения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти от принятия имущества, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

Резюмируя сказанное, финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварий на производстве осуществляется за счет сформированных финансовых резервов организации, эксплуатирующей ОПО или гидротехнические сооружения. В случае недостаточности финансовых резервов финансирование мероприятий осуществляется из средств резервного фонда. Таким образом, в конечном итоге основное бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приходится на государственный бюджет.

При этом, нужно отдельно отметить, что предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - это разные вещи. Так, предотвращение аварий на производстве осуществляется только за счет организаций - собственников ОПО, ликвидация последствий аварий на производстве осуществляется в первую очередь за счет средств собственника ОПО и только в случае нехватки средств, привлекаются денежные средства из резервного фонда. Нельзя, к примеру, осуществить ремонт оборудования на ОПО за счет государственного бюджета, основываясь лишь на том, что отсутствие ремонта может впоследствии привести к чрезвычайной ситуации. Фактически федеральные органы власти берут на себя только бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве и только в субсидиарном порядке.

7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015.

10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО.

11. См., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014.

12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу
№ А62-2161/2013.

16. Консультация эксперта, 2016, С.В. Разгулин.

18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу
№ А40-150529/09-150-1021.

19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу
№ А33-10246/2016.

Теоретическое занятие 2 часа. Практическое занятие 1 час.

Пожарная и аварийно-спасательная техника

Тема № 10. «Аварийно-спасательное оборудование и пожарный

Гражданская оборона и мобилизационная подготовка

Оказание первой помощи

Ø преодоление 100-метровой полосы с препятствиями;

Ø подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни;

Ø пожарная эстафета 4x100 м;

Ø установка и подъем по трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни;

Ø боевое развертывание.

к Порядку подготовки личного состава
пожарной охраны

ЖУРНАЛ

учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава дежурных караулов (смен)

(номер караула (смены), наименование подразделения)

начат ________________ 20

(оборот титульного листа)

Правила ведения журнала

1. Журнал ведется в каждом дежурном карауле (смене). Для каждого раздела отводится необходимое количество страниц.

4. Журнал ведется чисто и аккуратно, заполняется чернилами. Листы журнала пронумеровываются и прошиваются. Исправления заверяются лицом, допустившим ошибку.

5. По окончании учебного года журнал хранится в подразделении три года.

6. Учет посещаемости и успеваемости ______________________________

(наименование раздела обучения)

№ п/п Фамилия, инициалы обучаемого Дата проведения занятий Кол-во часов Дата, тема занятий, метод проведения, подпись лица, проводившего занятия

7. Учет результатов отработки (выполнения) нормативов по ГДЗС, пожарно­строевой подготовке

№ п/п Фамилия, инициалы обучаемого Дата и номер отработанного (выполненного) норматива
Результаты (оценка / время)

8. Учет результатов отработки (выполнения) нормативов по физической подготовке

№ п/п Фамилия, инициалы обучаемого Дата и номер отработанного (выполненного) норматива
Результаты (оценка / время)

9. Учет выполнения индивидуальных заданий

№ п/п Дата выдачи задания Ф.И.О. обучаемого Содержание задания Срок исполнения Оценка выполнения задания Лицо, выдавшее задание
Ф.И.О Подпись

10. Учет результатов проверки в течение учебного года

№ п/п Дата проверки Результаты проверки (какие указания даны, должность, ФИО проверяющего, подпись) Что сделано по устранению недостатков, дата, должность, ФИО, подпись

к Порядку подготовки личного состава
пожарной охраны

начальник органа управления, подразделения пожарной

(должность, звание, Ф.И.О.)

проведения занятий с группой

Вид занятия: Отводимое время (ч.)

Литература, используемая при проведении занятия:

Развернутый план занятия:

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение
(в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса, включая контроль занятий

Учебный вопрос № 1 - наименование, время (мин.)

Учебный вопрос № 2 - наименование, время (мин.)

Пособия и оборудование, используемые на занятии:

(должность, звание, Ф.И.О. лица, составившего план-конспект) (подпись)

к Порядку подготовки личного состава
пожарной охраны

проведения занятий с группой ____________________

Вид занятия: _____________________________________________________ Отводимое время ______(ч.)

Цель занятия: _____________________________________________________________________________

Литература, используемая при проведении занятия: ____________________________________________

Развернутый план занятия

№ п/п Учебные вопросы (включая контроль занятия) Время (мин.) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

Пособия и оборудование, используемые на занятии: ___________________________________________

Задания для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: ___________

Руководитель занятия. _______________________________________

(фамилия, и.о.) (дата, подпись)

к Порядку подготовки личного состава
пожарной охраны

Рекомендуемый перечень тем по боевой подготовке личного состава специализированных пожарно-спасательных частей ФПС и специализированных частей по тушению крупных пожаров ФПС

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Сегодня, 21 февраля, в целях обеспечения готовности сил и средств МЧС России к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации проверена готовность аэромобильной группировки академии.

В ходе построения личного состава АМГ, проверили укомплектованность тревожного имущества и обеспеченность материальными средствами, а также знания и выучку курсантов.

Итоги проверки показали высокую готовность личного состава к выполнению задач по предназначению в составе АМГ в период выходных и праздничных дней.
Еженедельно с личным составом аэромобильной группировки Дальневосточной пожарно-спасательной академии проводятся плановые тренировки по отработке задач и вопросов по предназначению в случае ЧС на территории Российской Федерации. Основными задачами АМГ академии является ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками, лесными пожарами, разрушениями зданий и сооружений.

В результате аварии на химически опасном объекте может произойти нарушение технологических процессов, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу химически опасных веществ(ХОВ) в атмосферу в количествах, вызывающих массовое поражение людей, животных, а также химическое заражение воды, почвы и т.п. При этом образуется зона химического заражения.

В зависимости от физико-химических свойств АХОВ, условий использования, хранения и транспортировки, в результате аварий на ХОО могут возникать ЧС четырех основных типов, отличающиеся друг от друга характером воздействия поражающих факторов, организацией и технологией локализации и обеззараживания источника химического заражения:

  • -- с образованием только первичного облака АХОВ;
  • -- с образованием пролива, первичного и вторичного облаков АХОВ;
  • -- с образованием пролива и только вторичного облака АХОВ ;
  • -- с заражением территории (грунта, воды) малолетучими АХОВ.

Первичное облако - облако паров АХОВ, образующееся в результате практически мгновенного (1-3 мин) перехода в атмосферу пролитого (выброшенного) при аварии вещества.

Вторичное облако - облако паров АХОВ, образующееся в результате постепенного испарения разлившегося вещества из поддона или подстилающей поверхности.

При авариях на химически опасных объектах могут возникнуть чрезвычайные ситуации с химической обстановкой четырех основных типов.

Первый тип ЧС может возникнуть в случае мгновенной разгерметизации (например, в результате взрыва) емкостей или технологического оборудования с газообразными (под давлением), криогенными, перегретыми сжиженными АХОВ, в результате чего образуется первичное парогазовое или аэрозольное облако АХОВ с высокой концентрацией токсичного вещества в воздухе. Пролива жидкой фазы, как правило, при этом не происходит или пролитое вещество быстро (за несколько минут) испаряется за счет тепла окружающей среды. В зависимости от метеоусловий облако АХОВ распространяется на прилегающую к аварийному объекту территорию, неся смертельную опасность для проживающего на ней населения. Первый тип ЧС является наиболее опасным как с точки зрения интенсивности воздействия поражающих факторов, так и трудности быстрого реагирования на ЧС органов управления и сил РСЧС для предотвращения или снижения потерь.

Основным поражающим фактором при этом является ингаляционное воздействие на людей и животных высоких (смертельных) концентраций паров АХОВ. При этом масштабы поражения зависят от размеров первичного облака (количества выброшенного в воздух АХОВ), концентрации ядовитого вещества в нем, скорости ветра, состояния приземного слоя атмосферы (инверсия или конвекция), плотности паров вещества (легче или тяжелее воздуха), времени суток (ночное или дневное), характера местности (сельская местность или городская застройка), плотности населения, проживающего в вероятной зоне химического заражения и других условий. В этих условиях аварийно-спасательные работы необходимо организовать и провести в возможно короткие сроки.

Второй тип ЧС - может возникнуть при аварийных проливах АХОВ на ХОО, использующих (хранящих, транспортирующих) сжиженные ядовитые газы (аммиак, хлор и др.), перегретые летучие токсичные жидкости с температурой кипения ниже температуры окружающей среды (окись этилена, фосген, окислы азота, сернистый ангидрид, синильная кислота и др.). При разгерметизации емкостей или технологического оборудования с указанными АХОВ часть вещества (обычно не более 10%) мгновенно испаряется, образуя первичное облако паров со смертельными концентрациями, а часть выливается в обвалование или на подстилающую поверхность и постепенно испаряется за счет тепла окружающей среды, создавая вторичное облако паров с поражающими концентрациями. В зависимости от времени года, метеоусловий, характера и геометрических размеров пролива время испарения может составить от десятков минут до нескольких суток.

Второй тип ЧС характеризуется ингаляционным поражающим действием (кратковременно) первичным облаком АХОВ со смертельными концентрациями паров и более продолжительное время (часы и сутки) вторичным облаком с опасными поражающими концентрациями паров.

Кроме того, пролитый продукт может заражать грунт и воду. Указанный тип ЧС также очень опасен для населения, но в отличие от первого позволяет по времени привлечь достаточное количество сил и средств, для эффективного проведения аварийно-спасательных работ.

Третий тип ЧС - может возникнуть при крупных авариях на ХОО в результате больших проливов в поддон (обвалование) или на подстилающую поверхность сжиженных (изотермическое хранение) или жидких АХОВ с температурой кипения ниже или близкой к температуре окружающей среды, когда, вследствие испарения пролитого продукта, образуется только вторичное облако паров токсичного вещества с поражающими концентрациями, которое, при благоприятных метеоусловиях, может распространиться на значительные расстояния от места аварии. Указанный тип ЧС может возникнуть, например, при аварийном проливе фосгена или компонента ракетного топлива. К этому типу ЧС могут быть отнесены и случаи крупномасштабного горения нитрофоски или комковой серы с образованием вторичного облака токсичных продуктов горения.

Третий тип ЧС менее опасен для населения, чем первые два, так как позволяет по времени принять эффективные меры по защите населения и ликвидации последствии аварии. Основными поражающими факторами при указанном типе ЧС являются ингаляционное воздействие вторичного облака и заражение грунта и воды на месте пролива. В зависимости от физических свойств АХОВ, характера и размеров пролива, метеоусловий и эффективности работ по локализации и обезвреживанию пролива АХОВ время его испарения может составлять от нескольких часов до нескольких суток, следовательно, у органов управления и сил РСЧС, как правило, будет достаточно времени для защиты населения и успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Четвертый тип ЧС - при крупных авариях на ХОО может возникнуть, в результате аварийного выброса (пролива) значительного количества малолетучего АХОВ (жидкого, с температурой кипения значительно выше температуры окружающей среды или твердого), в связи с чем может произойти заражение местности (грунта, воды) с опасными последствиями для живых организмов и растительности. Вторичного облака паров с поражающими концентрациями при этом не образуется, но длительное пребывание на зараженной территории без средств индивидуальной защиты органов дыхания при определенных метеоусловиях может привести к ингаляционному отравлению.Поражающим фактором при указанном типе ЧС является возможное пероральное или в ряде случаев резорбтивное воздействие на организм. К числу АХОВ, которые могут при авариях на ХОО стать причиной ЧС четвертого типа могут быть отнесены несимметричный диметилгидразин, фенол, сероуглерод, ацетонитрил, диоксин, металлическая ртуть, соли синильной кислоты, ряд боевых отравляющих веществ.

При четвертом типе ЧС опасность поражения людей может быть сведена к минимуму, так как зона заражения при эутом, как правило, невелика и может быть быстро локализована, если своевременно будут проведены работы по локализации и ликвидации последствии аварии.

Наибольшую опасность при указанной ЧС представляет заражение АХОВ рек и водоемов, которые служат источниками питьевой воды для населения.

Основными способами локализации и обеззараживания источников химического заражения являются:

  • * при локализации облаков ХОВ постановка водяных завес, рассеивание облака с помощью тепловых потоков;
  • * при обеззараживании облаков ХОВ - постановка жидкостных завес с использованием нейтрализующих растворов, рассеивание облаков воздушно-газовыми потоками;
  • * при локализации пролива ХОВ - обвалование пролива, сбор жидкой фазы ХОВ в приямки - ловушки, засыпка пролива сыпучими сорбентами, снижение интенсивности испарения покрытием зеркала пролива полимерной пленкой, разбавление пролива водой, введение загустителей;
  • * при обеззараживании (нейтрализации) пролива ХОВ - заливка нейтрализующим раствором, разбавление пролива водой с последующим введением нейтрализаторов, засыпка нейтрализующими веществами, засыпка твердыми сорбентами с последующим выжиганием, загущение с последующим вывозом и сжиганием.

К ликвидации последствий аварии, связанной с разливом (выбросом, истечением) ХОВ, в первую очередь приступает личный состав штатной газоспасательной службы объекта. Главная задача газоспасательной службы - выполнение спасательных работ, эвакуация работающих из опасных мест, оказание пострадавшим первой медицинской помощи. Личный состав газоспасательной службы включает сложные аварийные работы в газоопасных местах, где требуется обязательное использование изолирующих (кислородных) противогазов.

Аварийно-спасательные формирования локализуют и ликвидируют аварии, ведущие к образованию очагов заражения ХОВ. Порядок действий при локализации очагов с ХОВ в каждом конкретном случае зависит от вида ядовитого вещества, характера повреждений, технологической схемы производства и других условий. На коммуникациях с ХОВ перекрываются краны и другие запорные устройства, чтобы прекратить поступление ядовитых веществ (газа, жидкостей) в поврежденный участок трубопровода, или закрывают его концы деревянными (металлическими) пробками, а на трещины накладывают муфты. При наличии на объекте обваловки, препятствующей растеканию ядовитой жидкости, разлившуюся жидкость из мест застоя перекачивают в закрытые емкости, а остатки её дегазируют.

Наиболее распространенными и опасными ХОВ являются аммиак и хлор.

При авариях с выбросом аммиака отключают поврежденный участок коммуникации. Вылившийся аммиак обильно орошают водой (10 ч. воды на 1 ч. аммиака). В случае повреждения емкости с аммиаком включают автоматическую установку, перекачивают аммиак из поврежденной емкости в исправную, место разлива аммиака орошают водой. Для защиты органов дыхания в помещениях, где разлит аммиак, используют шланговые противогазы с активной подачей воздуха.

При аварии с выбросом жидкого хлора отключают поврежденный участок на коммуникации, после прекращения или ослабления утечки хлора поврежденный участок трубопровода поливают водой, на дефектное место трубопровода надевают хомут. При необходимости перекачивают хлор в запасную емкость, место повреждения обильно орошают водой. Работы ведутся в противогазах.

После локализации очагов разлива ХОВ приступают к обеззараживанию (дегазации) очагов заражения. В первую очередь дегазируют подъездные пути и внутризаводские дороги (дворы жилых зданий), затем обеззараживают участки местности и объекты, которые могут быть источниками заражения воздуха. Ядовитые вещества обеззараживают путем поливки дегазирующими растворами, для чего используют поливо-моечные машины, автоцистерны, мотопомпы, пожарные автомобили и другие машины, и механизмы, приспособленные для разлива жидкостей. С участков местности и дорог без покрытия для удаления ХОВ бульдозерные звенья срезают зараженный слой грунта или засыпают зараженный участок незараженным грунтом.

Для оказания помощи пострадавшим в очаг поражения вводятся подразделения радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, спасательные подразделения и силы для проведения работ по ликвидации последствий проливов ХОВ. Их основные усилия направляются на оказание немедленной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию на незараженную местность, а также на проведение обезвреживания проливов ХОВ. Эти силы выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с газоспасательной службой объектов.

В первую очередь эвакуации подлежат лица, находящиеся без средств защиты органов дыхания. Затем эвакуируют людей, имеющих противогазы и уже получивших первую доврачебную помощь. В последнюю очередь эвакуируют людей, укрытых в убежищах с фильтровентиляционными установками. Пункты сбора поражённых располагают на незараженных участках, с наветренной стороны от зоны разлива ХОВ.

Эвакуация поражённых и непоражённых из очага поражения потребует выделения необходимого количества транспорта. Для розыска, выноса и посадки поражённых людей на транспорт привлекаются носилочные звенья формирований различного назначения. Эвакуация непоражённого населения, находящегося в убежищах, зданиях, укрытиях производится пешим порядком, а также на любом виде общественного и личного транспорта.

В ходе спасательных работ во вторичном очаге заражения основные усилия направляются на локализацию источников заражения.

Продолжительность работы личного состава одной смены в очаге химического поражения зависит от времени допустимого непрерывного пребывания в средствах индивидуальной защиты (при температуре воздуха от +24 до +20 ° С - 40-50 мин., от +19 до + 15 ° С - 2 ч., при температуре ниже + 15 °С - 3 ч. и более).

Очаги химического поражения считаются ликвидированными, когда пребывание людей без средств защиты в них становится безопасным.

После окончания работ в районе сбора должны быть проведены мероприятия по специальной обработке техники и личного состава формирований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны знать химически опасные объекты на подведомственной территории, тип и количество ХОВ на этих объектах, иметь прогноз образования возможных зон химического заражения при авариях, организовать мониторинг химически опасных объектов, предусмотреть в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимые мероприятия по ликвидации последствий возможных химических аварий.

Читайте также: