Особенности использования специальных знаний при расследовании дтп

Обновлено: 04.07.2024

Cпециальные знания, используемые при расследовании преступлений — это система знаний, навыков и умений в области науки, техники, искусства или ремесла, применяемых субъектами расследования уголовного дела при выполнении процессуальных, следственных, организационных действий, оперативно-разыскных мероприятий, в разных их формах выражения.

Привлечение лиц, обладающих познаниями в науке, технике и ремесле, обычно вызвано либо требованиями уголовно-процессуального закона (ст. 57, 58, 168, 178, 179, 196 УПК), либо необходимостью выполнения сведущими лицами действий вне следственных мероприятий, но в интересах проводимого расследования.

Круг лиц, обладающих специальными познаниями, довольно широк. Это сотрудники экспертных учреждений Минюста России, сотрудники экспертно-криминалистических подразделений полиции, представители контролирующих органов, банковских и иных органов, инженеры, финансисты, экономисты, бухгалтеры, механики и другие специалисты предприятий, сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, а также иные лица, имеющие специальную подготовку.

Субъектами использования специальных знаний являются: эксперт, специалист, следователь, дознаватель, прокурор, судья, оперативный работник.

Достижения наук широко используются в различных формах привлечения специалистов к производству следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

Содержание

Формы использования специальных знаний в расследовании преступлений

На предварительном следствии специальные познания можно использовать в двух условно выделяемых формах: в форме консультаций и в форме участия специалистов в следственных действиях (в том числе в производстве экспертиз).

Консультативная форма — это привлечение специалиста в случаях, не оформленных как следственное действие. По существу, эта форма представляет собой приглашение специалиста для освещения вопросов узкопрофессионального характера в областях знаний, где следователь не компетентен.

Консультация специалиста может иметь вид как справочной, так и исследовательской деятельности. В первом случае следователь рассчитывает на получение справок по общим вопросам.

Справочная деятельность специалиста дает возможность следователю правильно ориентироваться в создавшейся обстановке, принимать решения о назначении экспертиз, определять круг вопросов, адресованных эксперту и т.п. Сущность ее заключается в том, что следователь в устной или письменной форме задает вопросы специалисту, который дает ответ на них в виде справки, не проводя специального исследования. Справка приобщается к материалам уголовного дела или первичным материалам проверки. Подобные справки не содержат выводов о каких-либо обстоятельствах совершенного деяния, но дают некоторую предварительную и очень важную для следствия информацию. Полезность этой формы взаимодействия делает необходимым дальнейшее накопление опыта подобного участия специалистов в деле.

Исследовательская деятельность специалиста заключается в оценке им соответствия определенного факта требованиям ведомственных норм и правил, в выявлении разного рода нарушений и отклонений. Такая деятельность осуществляется либо согласно ведомственным инструкциям, либо по требованию следователя или адвоката.

Широко распространено мнение о том, что если ответ на интересующий следствие вопрос обязывает специалиста проводить какие-то исследования, то необходимо назначение экспертизы. Однако этот вопрос касается не существа, а формы. Выбор же формы обусловлен интересами следствия. Безусловно, специалист может исследовать свойства предметов, взаимосвязь процессов, происхождение определенных явлений и т.п. Другое дело — в какой форме следователь будет использовать результаты этого исследования: в форме экспертизы или консультации.

Перечень следственных действий, участие в которых принимают специалисты, ограничен уголовно-процессуальным законом.

В период подготовки и проведения осмотров, следственных экспериментов, проверок показаний на месте и других следственных действий специалист участвует в составлении планов совместных действий, помогает следователю в выдвижении версий, определении вопросов, подлежащих выяснению. В некоторых ситуациях специалист оказывает содействие в выборе оптимального момента производства следственных действий, использовании наиболее экономичных приемов, быстром и точном ориентировании в сложной обстановке.

Специалист, привлекаемый для участия в следственных действиях, своими консультациями, советами помогает в обнаружении, закреплении и изъятии широкого круга доказательств, дает пояснения по поводу выполняемых действий, оказывает содействие в технически грамотном оформлении протокола. Следователь обязан зафиксировать в протоколе, какие технические средства имелись у специалиста и какие объекты, материалы ему были предоставлены.

Использование специальных познаний в форме экспертизы не ограничивается перечисленным. В каждом конкретном деле необходимы скрупулезный поиск специалистов и установление тех отраслей знаний, которые могли бы помочь в получении достоверных и достаточных сведений.

Непроцессуальные формы использования специальных знаний

К непроцессуальным формам относятся:

  • консультативно-справочная деятельность сведущих лиц;
  • осуществление предварительного исследования материальных объектов;
  • участие специалистов в подготовке к проведению отдельных оперативно-разыскных мероприятий;
  • оказание технической помощи следователю или оперативному сотруднику;
  • производство ревизионных, оценочных и аудиторских действий и т.п.

Основная цель непроцессуальной деятельности заключается в своевременном получении следователем от специалистов криминалистически значимой информации, позволяющей правильно выбрать порядок, время и место процессуального действия, подо-брать его участников, научно-технические средства и методы, тактические приемы, правильно сориентироваться в создавшейся обстановке и т.д.

Консультации можно обозначить как научно обоснованный профессиональный совет, даваемый специалистом по поводу использования конкретных научно-технических приемов и средств для разрешения возникающих задач с учетом возмоyностей криминалистических исследований в определенной следственной ситуации.

Консультации и справки специалистов даются как в письменной, так и в устной форме. Письменная информация приобщается к уголовному делу или к материалам предварительной проверки.

Справочная информация,как правило, основывается на криминалистических учетах и предполагает использование информации: концентрирующейся в картотеках, следотеках, коллекциях; составляющей содержание какой-либо отрасли знания; полученной путем умозаключений специалистов одной или различных областей знаний.

Наиболее распространенная непроцессуальная форма помощи специалиста — проведение исследований. Основанием для его назначения служит письмо, составленное следователем или дознавателем. Виды исследований встречаются самые разнообразные, они ничем не ограничены: криминалистические, физические, химические, биологические, исследование пищевых продуктов и т.д.

Результаты исследований специалист излагает в справке, содержащей следующие данные:

  • наименование подразделения или специалиста, производившего исследование;
  • перечень представленных объектов;
  • вопросы, поставленные на разрешение;
  • краткое изложение процесса исследования и выводы.

Специалист в отличие от эксперта не осуществляет инструментальных исследований материальных объектов (ч. 3 ст. 80 УПК).

Деятельность специалиста в условиях оперативно-разыскной деятельности используется также в форме консультаций, исследования, выдачи справок, технической помощи и др. Непосредственное участие в оперативно-разыскных мероприятиях, которые проводятся как гласно, так и негласно, заключается:

  • в осмотре различных объектов и выявлении на них следов рук или изменений, вызванных расследуемым событием;
  • в отборе образцов для сравнительного исследования;
  • в сборе информации, основанной на изучении следов и других объектов, обнаруженных в ходе самого мероприятия;
  • в воспроизведении (моделировании) отдельных обстоятельств;
  • в составлении субъективных портретов и т.д.

Оказывая техническую помощь, специалист может:

  • установить существенные признаки разыскиваемых объектов по их отображениям;
  • сгруппировать объекты или их отображения по определенным классификационным признакам;
  • отобрать те или иные объекты для последующего изъятия и исследования;
  • составить схемы, планы рисунки;
  • сделать техническое описание объектов;
  • изготовить слепки, копии документов и т.п.

Проведение ревизии (документальной проверки) имеет целью проверку соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства РФ при осуществлении хозяйственных и финансовых операций и их обоснованности, проверку наличия и движения имущества и выполнения субъектом обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В зависимости от объема проверяемой деятельности ревизии могут быть полными или частичными, в зависимости от объема документов, подвергающихся исследованию, сплошными и выборочными. При комбинированных ревизиях исследование одной части документов осуществляется сплошным способом, а другой — выборочным. Кроме того, могут быть выделены: полные ревизии, проводимые сплошным методом; полные ревизии, проводимые выборочным методом, и т.д.

В зависимости от того, кому следователь поручает производство ревизии, проверки, она может быть проведена специалистом, состоящим в отделе (штате) какой-либо организации, занимающейся их проведением, либо лицом, сведущим в области бухгалтерского учета, но не работающим в контролирующей организации.

При наличии в материалах предварительной проверки акта ревизии (документальной проверки) необходимо его проанализировать. Этот анализ включает проверку соблюдения установленной формы документа, изучение его реквизитов, выявление логических ошибок и противоречий, а также оценку содержащихся в нем фактических данных.

К этой же форме использования специальных знаний при расследовании преступлений относятся специальные проверочные обследования должностными лицами; ведомственные проверки и исследования.

Результаты ревизий и иных проверок отражаются в актах, составляемых в установленной соответствующими ведомствами форме.

Результаты такого использования непроцессуальных форм специальных знаний не имеют доказательственного значения, поскольку содержатся в источниках, не предусмотренных процессуальным законодательством, но широко применяются как ориентирующая информация при розыске скрывшегося преступника, установлении способа совершения и сокрытия преступления, выявлении признаков готовящегося или совершенного преступного акта.

Процессуальные формы использования специальных знаний

К процессуальной форме использования специальных познаний относится привлечение соответствующих специалистов к проведению следственных действий, перечень которых установлен уголовно-процессуальным законом:

1) использование следователем собственных специальных знаний;

2) участие специалиста в процессуальных и следственных действиях (ст. 58, 168 УПК);

3) производство экспертизы (ст. 195 Кодекса).

По способу реализации специальных знаний различают два вида участия специалистов: обязательное и факультативное. К обязательному участию относится использование специальных знаний самим следователем как субъектом расследования преступления.

Специальные знания следователя или дознавателя — это система или совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков в области науки, техники, искусства и ремесла, приобретенных посредством специальной подготовки или профессионального опыта и применяемых в целях расследования преступлений.

Следователь, обладая специальными знаниями и соответствующими научно-техническими средствами, в некоторых наиболее простых ситуациях может обойтись без помощи специалиста.

Случаи обязательного участия прямо указаны в законе:

1) участие педагога в допросе потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, по усмотрению следователя — при допросе субъекта в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 191 УПК);

2) участие переводчика (ст. 18, 59, 169 УПК);

3) участие судебного медика, а при невозможности его участия — иного врача при наружном осмотре трупа (ст. 178 УПК);

4) участие врача в освидетельствовании двух видов (ч. 4 ст. 179, ч. 2 ст. 290 УПК): освидетельствование, проводимое следователем в поисках на одежде и теле следов и повреждений; освидетельствование, проводимое врачом при необходимости обнажения освидетельствуемого.

Факультативное участие возможно во многих непроцессуальнных формах и некоторых процессуальных: в осмотре места происшествия, местности, помещения, предметов и документов, наружном осмотре трупа, эксгумации, выемке, обыске, следственном эксперименте, получении образцов для сравнительного исследования и производстве экспертизы.

Участие специалиста в следственных действиях является одной из важных форм использования специальных знаний при расследовании преступлений. Многие важные следы, вещественные доказательства и обстоятельства, имеющие значение для расследования и раскрытия преступлений, как правило, выявляются именно в тех случаях, когда в следственных действиях принимает участие специалист. Уголовно-процессуальный закон определяет круг следственных действий, в проведении которых может участвовать соответствующий специалист. Решение о привлечении специалиста к участию в следственном действии следователь принимает по собственному усмотрению на основе оценки сложившейся следственной ситуации. Следственными ситуациями определяются также особенности тактического взаимодействия следователя и специалиста в ходе следственных действий. При этом выбор тактики зависит от ряда факторов: степени осведомленности следователя о том, какую информацию и каким способом можно получить в ходе следственного действия; трудностей поискового характера, которые могут возникнуть; знании следователя о возможных приемах действий специалиста по выявлению, фиксации и предварительному совместному изучению каких-либо следов и объектов.

Если следователь недостаточно хорошо знаком с криминалистической и иной техникой, используемой специалистом, то специалист проявляет бОльшую самостоятельность в оказании следователю помощи в обнаружении, фиксации и изъятии вещественных доказательств. В этих случаях следователь имеет меньше возможностей для контроля за деятельностью специалиста, но в любом случае он должен поставить перед специалистом задачу и по возможности определить район поиска следов и вещественных доказательств, а затем оценить полученные результаты, а в случае необходимости сформировать новые задания.

На выбор тактики совместной работы следователя со специалистом влияет и то, как часто они вместе работали по уголовным делам. Длительная совместная работа в ходе расследования упрощает тактику их взаимодействия. Специалист использует свои специальные знания и навыки для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств, оказывает помощь в постановке вопросов эксперту, а также дает разъяснения по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию. Сведения о фактах, установленных специалистом, и его разъяснения фиксируются в протоколе следственного действия. Устные консультации специалиста или его письменные разъяснения, оформленные в виде заключения, также являются доказательствами (ст. 58 УПК).

При детальном структурировании виды специальных познаний, используемых при расследовании уголовных дел, выглядят следующим образом:

1) самостоятельное использование специальных знаний следователем;

2) консультационно-справочная деятельность специалиста;

3) участие специалиста в производстве процессуальных и следственных действий;

4) организация и проведение исследований, ревизий, документальных и иных проверок в рамках возбужденного уголовного дела;

5) назначение экспертиз.

Главным критерием при выборе организационной формы использования специальных знаний в расследовании преступления является четкое представление о ее сущности и возможностях.

Использование специальных познаний в расследовании ДТП (методическое пособие)

Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. - Минск: Харвест, 2004. - 132 стр.
Приведены практические рекомендации по проведению осмотра места ДТП, следственных экспериментов, назначению экспертиз.
Предназначена для следователей, судей, работников ГИБДД и прокуратуры, адвокатов.

Аверьянов В.Н. и др. Словарь основных терминов судебной автотехнической экспертизы

  • формат djvu
  • размер 5.78 МБ
  • добавлен 07 сентября 2010 г.

Словарь содержит определения основных терминов судебной автотехнической экспертизы. Он предназначается для экепертов, а также работников правоохранительных органов, использующих заключения экспертов при расследовании и рассмотрении уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях. Задача составителей словаря — содействовать достижению единообразия при формулировании и использовании экспертных заключений, подготовке научных работ и обучении эксп.

Бекасов В.А., Боград Г.Я., Зотов Б.Л., Индиченко Г.Г. Автотехническая экспертиза

  • формат doc
  • размер 16.66 МБ
  • добавлен 31 мая 2011 г.

Изд-во "Юридическая литература" М. 1967г. Автотехнической экспертизе принадлежит существенное значение в расследовании и судебном рассмотрении дел о дорожно-транспортных происшествиях. В данной работе рассматриваются причины дорожно-транспортных происшествий, задачи и основные принципы назначения и производства судебной автотехнической экспертизы, её роль в предупреждении и расследовании этих происшествий, методика экспертного анализа механизма д.

Венгеров И.А. (ред.) Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте

  • формат pdf
  • размер 1.67 МБ
  • добавлен 25 апреля 2011 г.

Методическое пособие / Авторский коллектив: Абрамов В. А., Белов П. П., Булатов С. А., Евлампиева М. Н., Ибраев К. А., Касьянова И. Т., Коровушкина Н. А., Крутова Т. Н. , Лебединец О. Л., Матанцева О. Л., Минаев С. Н., Платонов С. Н., Титов А. Е., Ширяева Е. С., Чебышев А. Е., Чуков В. И., Юров А. П. - М. : 2000. - 408с. Учебное пособие по курсу подготовки специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения в организациях.

Кирьянов В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника

  • формат djvu
  • размер 2.44 МБ
  • добавлен 02 сентября 2011 г.

Учебно - методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. - М., Издательский Дом "Третий Рим", 2006, 88 страниц. В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы обеспечения дорожной безопасности детей младшего школьного возраста, проблемы их обучения и воспитания. Авторы - специалисты в области педагогики и психологии - адаптировали правила (обязанности пешеходов и пассажиров) для понимания и ус.

Корухов Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП (Диагностические исследования) Выпуск 1

  • формат pdf
  • размер 21.71 МБ
  • добавлен 17 марта 2011 г.

Методическое пособие для экспертов, следователей судей. ВНИИ судебных экспертиз 1988г. Выпуск 1 пособия подготовлен: докт. юрид. наук проф. Г. Л. Грановским (§ 1 гл. 1), докт. юрид. наук проф. Ю. Г. Коруховым (введение, § 1 гл. II), И, В. Горской (§ 3 гл. II), Ю. А. Шлеповым (§ 2 гл. III), Н. М. Кристи (остальные параграфы выпуска), а также сотрудниками Таджикской ЦНИЛСЭ В. М. Бояровым (§ 3 гл. III) и Ленинградской ЦНИЛСЭ И. М. Рожковым (§ 4 тл.

Корухов Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП (Диагностические исследования) Выпуск 2

  • формат pdf
  • размер 24.72 МБ
  • добавлен 17 марта 2011 г.

Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. ВНИИСЭ 1988г. 104с. Выпуск 2 пособия подготовлен: Н. М. Кристи (глава 1, глава 2 — в соавторстве) и сотрудником НИИ судебной медицины МЗ СССР канд. мед. наук В. С. Тишиным (глава 2 — в соавторстве). Ответственный редактор докт. юрид. наук проф. Ю. Г. Корухов

Корухов Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП (диагностические исследования). Часть 1

  • формат djvu
  • размер 1.22 МБ
  • добавлен 21 марта 2011 г.

М.: Библиотека эксперта, 2006. – 149 с. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Издание второе, переработанное и дополненное.

Корухов Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП (диагностические исследования). Часть 2

  • формат djvu
  • размер 1.77 МБ
  • добавлен 21 марта 2011 г.

М.: Библиотека эксперта, 2006. – 170 с. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Издание второе, переработанное и дополненное.

Полунин Г.А. Безопасность жизнедеятельности

  • формат docx
  • размер 1.75 МБ
  • добавлен 02 августа 2011 г.

Чава И.И. Судебная автотехническая экспертиза. Исследование обстоятельств ДТП

  • формат djvu
  • размер 1.07 МБ
  • добавлен 21 марта 2011 г.

М.: Библиотека эксперта, 2007. – 98 с. Учебно-методическое пособие. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Предмет, объект и задачи судебной экспертизы обстоятельств ДТП ГЛАВА 2. Решение основных задач судебной экспертизы обстоятельств ДТП математическими методами ГЛАВА 3. Экспертная оценка действий участников дорожного движения ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ

Читайте также: