Особенности расследования дтп курсовая

Обновлено: 17.05.2024

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ROAD ACCIDENTS / ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ / CAUSES / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / CRIMINALISTICS CHARACTERISTIC / ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ / FEATURES OF THE INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базан А.В., Ненашев Л.Н.

В статье рассмотрены способы и особенности расследования дорожно-транспортных происшествий , дана их криминалистическая характеристика , а также указаны причины.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Базан А.В., Ненашев Л.Н.

Особенности проведения допроса водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, при расследовании дорожно-транспортных происшествий

Особенности расследования причин и условий дорожно-транспортных проишествий следственно-опреративной группой ОВД

METHODS OF INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

This article describes basic terminology, classification, methods of investigation of road accidents . The authors make a conclusion about the causes of road accidents , crime characteristics and peculiarities of the investigation of road accidents .

А.В. Базан, Л.Н. Ненашев МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

В статье рассмотрены способы и особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, дана их криминалистическая характеристика, а также указаны причины.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, причины возникновения, криминалистическая характеристика, особенности расследования.

A.V. Bazan, L.N. Nenashev METHODS OF INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

This article describes basic terminology, classification, methods of investigation of road accidents. The authors make a conclusion about the causes of road accidents, crime characteristics and peculiarities of the investigation of road accidents.

Key words: road accidents, causes, criminalistics characteristic, features of the investigation.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - несоблюдение привычного установленного правилами дорожного движения передвижения автотранспорта по проезжей части, вследствие которого возникают угрожающие жизнедеятельности человека факторы. Нарушения, исходя из наступивших последствий, предусмотрены как уголовным законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

К возникновению аварийных ситуаций на проезжей части, прежде всего, приводит возрастание количества автотранспорта, неудовлетворительное состояние дорог, использование старого технически неисправного автотранспорта, недисциплинированность лиц управляющих автотранспортом, в том числе и употребление водителем алкогольной продукции, наркотических средств, психотропных и других одурманивающих веществ, а также прочие стечения условий. Количество ДТП возрастает с каждым годом, увеличиваются тяжкие последствия аварий. По этой причине обеспечение безопасности дорожного движения давно стало одним из приоритетных направлений политики не только нашего государства, но и всего мирового сообщества [1, c. 5].

Ключевыми видами ДТП являются:

- столкновение автотранспорта с преградой;

- столкновение автотранспорта друг с другом;

- копотирование (опрокидывание) автотранспорта;

- наезд автотранспорта на человека, в том числе и передвигающегося на велосипеде;

- наезд автотранспорта на домашнее или дикое животное.

Участок местности, где совершено ДТП, содержит важнейшие, часто малозаметные для обывателя, но в то же время значимые для сотрудника, проводящего расследование, сведения о причинах и условиях произошедшего.

При осмотре места совершения ДТП необходимо учитывать следующие особенности обследуемого участка:

1. Покрытие автодороги, погодные условия, различимость предметов и просматриваемость, искусственная или естественная освещенность.

2. Исходные, ключевые обстоятельства, полученные в результате автопроисшествия, объединённые воедино действия и их последствия. К таким моментам относятся: месторасположение автотранспорта, имеющего отношение к ДТП на определенном промежутке автодороги и примыкающему к ней участку местности; следы (оттиск, трасса) автотранспорта; месторасположение тел погибших, если таковые имеются; следообразование (следы скольжения автотранспорта, осколки автостекол, деформированные и оторванные вследствие удара части автотранспорта, пятна различных веществ и многое другое).

3. Технические характеристики участка автодороги, откуда начинается и где заканчивается автопроисшествие (наличие склона, покрытие дорожного полотна, погодные условия и т.д.).

Успешному расследованию ДТП способствует организация первоначальных действий на месте произошедшего события, которые заключаются в следующем:

3. Проведение оперативно-розыскных действий в случае, если водитель на автотранспорте покинул место происшествия.

4. Объективное изучение обстоятельств, полный сбор и документальная фиксация вещественных доказательств [2, с. 158].

На первой стадии расследования ДТП, возникают следующие ситуации:

1) все участники присутствуют на месте произошедшего события к моменту прибытия сотрудников ОВД. В таком случае осуществляется осмотр места события и осмотр автотранспорта; проверка водителя на наличие алкоголя в крови (не только алкоголя, но и на предмет наркотического или токсического опьянения); допрос потерпевшего лица c акцентом на полученные им в результате ДТП травмы, подозреваемого лица, свидетелей; последующее назначение определенной экспертизы. В ходе допроса потерпевшего необходимо выяснить, каким образом он переходил дорогу, в каком месте, темп движения, сколько он прошел по дороге и т.д. Эти обстоятельства имеют огромное значение для дальнейшего проведения следственного эксперимента, в ходе которого устанавливается время, которое прошло с момента возникновения опасности для движения водителя до произошедшего наезда (когда потерпевший переходил дорогу);

2) водитель покинул место ДТП, оставив автотранспорт. На этой стадии следователь осуществляет осмотр места события и осмотр автотранспорта, особое внимание уделяется поиску следов лица, управлявшего автотранспортом; допрашивает потерпевшего, делая акцент на полученных им в результате ДТП травмах, а также на действиях водителя (оказывал ли водитель помощь пострадавшему, его приметы и т.д.); принимает меры для поиска водителя, покинувшего место ДТП;

3) водитель скрылся с места ДТП с автотранспортом. В данной ситуации осуществляется осмотр места события и осмотр следов автотранспорта, значительное внимание уделяется поиску улик; допрос потерпевшего лица, свидетелей; последующее назначение определенной экспертизы, а также принятие мер для поиска водителя, покинувшего место события, и автотранспорта [4, а 683].

Если известно, что автотранспорт имеет серьезное повреждение, которое затруднит ему движение, или не позволит далеко уехать, то должна быть осмотрена территория, прилегающая к месту происшествия.

При обнаружении груза, оставшегося на месте происшествия, можно примерно установить место погрузки. Далее следует выяснить, кто получал данный груз в день происшествия, на каком автотранспорте он перевозился. По следам протекторов шин на месте происшествия можно определить тип и модель автотранспорта. Затем установить по данным учетов ГИБДД, в какой организации имеется данный автотранспорт, где находился в день произошедшего события. Если имеются сведения oб индивидуальном регистрационном номере автомобиля или части его и o типе автотранспорта, то по данным учетов ГИБДД устанавливают, кому он принадлежит. В целях розыска автотранспорта, покинувшего место происшествия, информацию передают во все посты ДПС, сообщают приметы автотранспорта и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть

осмотрено [2, c. 156]. Также по данным учетов ГИБДД, если имеются сведения об автотранспорте, можно узнать владельца.

Нередки случаи, когда водитель, скрывшийся с места происшествия, оставляет где-либо свой автотранспорт, а затем заявляет в полицию о его краже. Доказать причастность такого водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты биологической экспертизы, если она дала заключение, что следы наложения биологического вещества на рулевом колесе и рычаге переключения скоростей оставлены одним человеком, а именно водителем, образцы (буквальные эпителии) которого предоставлены на сравнительную экспертизу. Кроме того, распространённым способом установления места автомобиля является определение места, откуда поступил звонок заявителя о краже. Как правило, такой заявитель сообщает о краже, находясь в непосредственной близости от брошенного им автомобиля, и исходит из того, что, чем быстрее после ДТП он позвонит в полицию, тем правдоподобнее будет его алиби неучастия в ДТП.

Список использованной литературы

1. Зубенко Е.В., Степанюгин К.В. Организация деятельности органов внутренних дел на первоначальном этапе раскрытия и расследования оставления в опасности при дорожно-транспортном происшествии: учебно-практическое пособие. Хабаровск, 2015. 188 с.

2. Ищенко П.П. Методика расследования ДТП // Криминалистика: учебник: В т. 2. Волгоград, 2008, 458 с.

3. Зубенко Е.В. К вопросу об установлении состояния опьянения по уголовным делам о дорожно-транспортных преступлениях // Правовые и организационные механизмы реализации уголовно-процессуального законодательства: сб. науч. статей. М.: Академия управления МВД РФ, 2017. С. 230-235.

4. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н., «Криминалистика для следователей и дознавателей: научно-практическое пособие. М.: Контракт, 2010. 683 с.

5. Зубенко Е.В., Лаптев С.А. Особенности организации и проведения розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-

транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности // Транспортное право. 2014. № 4. С. 15-19.

6. Грибунов О.П., Трубкина О.В., Третьякова Е.И. Тактические особенности проведения следственного осмотра: учебное пособие. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. 92 с.

События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с УК РФ. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.

По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1)происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и другие) и 2)происшествия, которые обусловлены не преодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и тому подобное), а также случайным стечением обстоятельств.

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; не подачи или неправильной подачи предупредительного сигнала; не правильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость; и другие.

Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного средства движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; и другие.

Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств (например, с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов) лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных уголовным законом, влечет уголовно-правовую ответственность.

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП.

Расследуя дела данной категории, необходимо учитывать, что дорожно-транспортные происшествия происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств, когда один водитель превысил скорость и нарушил правила обгона, а другой – правила маневрирования и перестроения из ряда в ряд). Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие дорожно-транспортное происшествие.

В дорожно-транспортном происшествии можно выделить три фазы: 1) начальную; 2) кульминационную и 3) конечную. Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, предопределяет развитие последующей. Для начальной фазы дорожно-транспортного происшествия характерны условия движения транспортного средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения дорожно-транспортного происшествия и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической возможностью предотвращения дорожно-транспортного происшествия, и оно становится неизбежным. Кульминационная фаза дорожно-транспортного происшествия характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелыми последствиями (повреждения автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Это фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) развивается на участке дороги небольшой протяженности. Конечная фаза дорожно-транспортного происшествия следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки.

Знание механизма дорожно-транспортного происшествия позволяет определить круг криминалистически значимых признаках, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия следователь в первую очередь сталкивается с реальной обстановкой, в которой протекало событие, то есть местом происшествия. Именно в его обстановке чаще всего необходимо отыскать следы, по которым можно судить о характере произошедшего события, механизме его развития, а через них и о характере и последовательности преступных и им противостоящих действий при развитии события (следы скольжения, торможения, характер повреждений на транспортных средствах или неподвижных препятствиях и так далее).

Обстановка совершения дорожно-транспортного происшествия включает в себя не только обстановку места происшествия, но и сумму дополнительных факторов, относящихся к водителю, транспортному средству и дорожной среде на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития указанного происшествия.

Такими факторами являются время, место, дорожные, погодно-климатические условия, состояние водителя, состояние транспортного средства и некоторые другие.

Исследование личностных свойств участников дорожно-транспорт­ного происшествия, и в первую очередь виновных в произошедшем событии, показывает, что при сборе информации о них следователю необходимо наряду с социально-психологическими, эмоционально-волевыми выявлять профессионально-функциональные и медико-биоло­гические особенности личности. Комплексное выявление этих особенно­стей и их верное осмысление могут во многом повлиять на правильность оценки имеющихся данных о других элементах криминалистической ха­рактеристики.

Неодушевленные объекты, именуемые средствами преступления, также являются индивидуальными следообразующими объектами, влияющими на другие элементы криминалистической характеристики. Они, как и личность, обладают специфическим своеобразием, выступают в роли информационных источников, обеспечивающих успех расследова­ния. В то же время их материальное отображение может иметь доказа­тельственное значение. В структуре криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия наличие такого средства преступ­ления, как транспорт, является обязательным, без него отпала бы необхо­димость говорить о преступлении.

Как правило, для дорожно-транспортного происшествия характерна быстротечность событий, его неожиданность для очевидцев, а иногда и для участников происшествия, и, как следствие этого, кратковременность его восприятия и ограниченность объема воспринятой информации. На характер и полноту восприятия обстановки и обстоятельств механизма дорожно-транспортного происшествия влияют неблагоприятные объективные и субъективные факторы (недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, болезненное состояние, трагический исход происшествия, состояние стресса и так далее). Эти обстоятельства настоятельно диктуют необходимость установление всех очевидцев происшествия и проведения весьма обстоятельного допроса осведомленных лиц.

Лица, совершающие дорожно-транспортные происшествия, как правило, действуют по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Известны однако случаи умышленного совершения дорожно-транспортных происшествий с целью сокрытия следов другого ранее совершенного преступления.

При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить:

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Сыктывкарский государственный университет

факультет параллельного образования и экстерната

Кафедра УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

Контрольная работа

Тема: Методика расследования дорожно-транспортных происшествийПроверил:

профессор Е.А. Логинов

Выполнил студент 4 курса,

6400 группы, Мантарков Г.Х. Сыктывкар 2004 Содержание:

Криминалистическая характеристика ДТП Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования Начальный этап расследования

Осмотр места происшествия Осмотр транспортного средства Осмотр трупа Судебно-медицинская экспертиза Допрос потерпевших Допрос свидетелей Допрос водителя

Список использованной литературы Введение Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом и другим механическим транспортным средством.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это - результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:

Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП; Выявить типовые ситуации,

Похожие работы

2014-2022 © "РефератКо"
электронная библиотека студента.
Банк рефератов, все рефераты скачать бесплатно и без регистрации.

"РефератКо" - электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Читайте также: