Особенности расследования убийств водителей автотранспорта

Обновлено: 04.07.2024

Понятие, классификация и уголовно-правовые цели расследования ДТП

В соответствии с Правилами дорожного движения ДТП - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Наряду с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации транспортных средств (ТС) регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинения по ст. 264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования транспортных средств, то есть вождению и эксплуатации транспортных средств. Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями. Первое - эксплуатация должна осуществляться в процессе управления транспортным средством. В этой связи она включает технический осмотр транспортного средства, устранение неисправностей, соблюдения правил перевозки грузов, стоянки и так далее. Второе условие относится к содержанию и эксплуатации, в этом смысле эксплуатация должна быть связана с обеспечением безопасности движения. Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение и так далее, не связаны с обеспечением безопасности движения и поэтому их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза связаны с безопасностью движения, то есть в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.

Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру транспортных средств, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению транспортных средств и так далее.

Преступление может быть совершено как действием, так и бездействием. Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неподчинение сигналам светофора и жестам регулировщика, несоблюдением очередности проезда перекрестков, неправильном обгоне, игнорирование дорожных знаков и так далее. К видам нарушения правил эксплуатации относятся: эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов и так далее. Нарушение Правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при различных видах работ - ремонтных, разгрузочно-погрузочных - не посягают на общественную безопасность, поэтому не могут квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Лица, допустившее подобные нарушения, подлежит ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Согласно п.1 ч.1 ст. 73 УПК РФ одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию по любому уголовному делу, являются характер и размер вреда, причиненного преступлением. Дела о ДТП в этом отношении не исключение, тем более что вред может наступить в виде крупного ущерба, а также в случае наступления смерти потерпевшего.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве различают моральный, физический и имущественный вред или ущерб.

Моральный вред может быть причинен как физическим, так и юридическим лицом, однако по уголовным делам о ДТП факт причинения ущерба юридическим лицом не входит в предмет доказывания, а потому может быть установлен лишь в порядке гражданского судопроизводства.

В отношении физических лиц моральный вред имеет значение в тех случаях, когда в результате ДТП погиб потерпевший и закон презюмирует, что факт его гибели причиняет нравственные страдания его близким родственникам, которые должны признаваться потерпевшими. Факт причинения морального вреда может послужить основанием для предъявления гражданского иска при условии причинения в результате ДТП тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, либо крупного ущерба.

Физический вред по делам о ДТП выражается в наступлении смерти потерпевшего либо в причинении тяжкого или среднего вреда здоровью потерпевшего.

Материальный ущерб состоит в том, что в результате совершения ДТП уменьшается объем имущественных благ определенного гражданина, учреждения или организации.

Материальный ущерб по делам о ДТП может быть обусловлен тем, что вследствие причиненного физического вреда потерпевший временно утрачивает трудоспособность и соответствующую часть заработка. По этой же причине потерпевший или его законный представитель вынуждены понести денежные расходы на лечение, протезирование, усиленное питание, погребение и т.д. Затраченные при этом суммы включаются в понятие материального ущерба от преступления.

Далее следователь должен спланировать расследование - как специальное, всестороннее, полное и объективное установление всех обстоятельств и причин совершения ДТП от производства начальных следственных действий и до окончания расследования, направления уголовного дела в суд. При этом происходит процесс построения следственных версий. Следственная версия - это предположение, исходящее от следователя, основанная на фактических данных, на событиях преступления и его отдельных обстоятельствах, подлежащих проверке. Версия является рабочим инструментом следователя и должна обладать гибкостью и способностью развиваться и изменяться в ходе расследования.

Практика расследования ДТП показывает, что наиболее типичными версиями являются:

  • 1) нарушение водителем либо другими участниками дорожного движения Правил дорожного движения (ПДД);
  • 2) нарушение им (ими), а равно другими ответственными лицами Правил эксплуатации транспортных средств;
  • 3) грубая неосторожность самого потерпевшего;
  • 4) самоубийство пострадавшего;
  • 5) случайное стечение обстоятельств, не охватываемое предвидением водителя и другими участниками дорожного движения;
  • 6) умышленное убийство с использованием механического транспортного средства в качестве орудия убийства;
  • 7) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого, как правило более тяжкого преступления.

Из каждой вышеизложенной версии вытекают другие, так называемые частные версии. Так при проверке того обстоятельства, что преступление стало возможным вследствие нарушения водителем Правил дорожного движения, выдвигаются такие версии:

  • 1) сознательно и грубо нарушены правила дорожного движения;
  • 2) хотя водитель своевременно воспринял опасность продолжение движения, но легкомысленно рассчитывал ее предотвратить;
  • 3) водитель неправильно расценивал дорожную ситуацию, либо не предвидел возникающую (возникшую) опасность, хотя, исходя из конкретных обстоятельств дела, должен был, мог, и обязан был ее предвидеть;
  • 4) неправомерные (не правильные) действия водителя стали ответной реакцией на нарушение правил дорожного движения другими лицами и так далее.

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия среди причин называет показатели, характеризующие состояние транспортного средства, состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия, в которых протекало движение, а также перечень нарушений Правил дорожного движения. Всего действующая карточка учета ДТП включает 76 таких показателей. Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителя транспортных средств. Среди них: превышение скорости в опасных условиях; выезд на полосу встречного движения; несоблюдение дистанции; управление транспортом в состоянии опьянения и др. Среди причин, связанных с поведением водителя, подлежат учету и такие, как физический недостаток водителя, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность водителя и другие. Всего в карточке перечисляются 25 подобных причин. Среди причин, относящихся к состоянию транспортных средств, - неисправные тормоза и рулевое управление, неисправные или не отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин и др. Эти причины проявляют себя в 3% ДТП. Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они, согласно статистике, оказывают влияние на 8% происшествий. Самой главной субъективной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Под дорожным движением понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Данное определение может иметь существенное значение и на практике. Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны помимо ПДД соблюдать и другие соответствующие правила, инструкции, положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности, исходя из особенностей их транспортировки, однако они не должны противоречить ПДД.

В соответствии с существующей классификацией ДТП подразделяются на 9 видов.

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду также относятся: столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или технической неисправности) и столкновение подвижного состава железных дорог с остановившемся (оставленным на путях) транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, обусловленные другим происшествием.

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп и полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, строительные материалы, ограждения и так далее).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и так далее).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущиеся транспортные средства.

Наезд на животных - происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого и отброшенного колесами транспортного средства предмета на человека, животного или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется также Правилами учета. В них предусматривается, что к числу погибших относятся люди не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течении 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия. К раненым относят каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.

В литературе есть данные, что: «анализ большого числа дорожно-транспортных происшествий позволил установить, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих фактов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в процессе его развития, влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного происшествия необходимо выявить все причинно-следственные связи. В противном случае, установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествующих дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные.

Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит:

  • - превышение установленной скорости движения;
  • - несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств;
  • - нарушение правил обгона в зоне ограниченной видимости, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках;
  • - въезд на полосу встречного движения;
  • - управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии;
  • - несоблюдение очередности проезда;
  • - нарушение правил перестроения, поворота или разворота;
  • - другие нестандартные причины: резкое торможение, неподача световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков.

ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданно выбежавшим на дорогу пешеходом в нетрезвом состоянии и так далее.

Задачей следователя является: дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП, с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию транспортного средства, действиям водителя (водителей), потерпевшего и т.п.

В расследовании ДТП преступление считается раскрытым, если установлено: а) нарушение правил дорожного движения, технической эксплуатации автомобильного или городского электротранспорта, пользования трамваем, троллейбусом и автобусом, в результате которого принесен тяжкий вред здоровью или гибель человека, либо причинен крупный ущерб; б) лицо, нарушившее указанные правила; в) наличие причинной связи между действиями лица допустившего нарушение этих правил и наступившими общественно-опасными последствиями; г) наличие в действиях (бездействии виновного лица) деяния, совершенного в форме легкомыслия или небрежности.

В случаях причиненного ДТП имущественного ущерба задачами расследования являются установление ущерба и принятие мер к его возмещению либо к созданию предпосылок для возмещения ущерба судом.

В соответствии с принципом публичности органы предварительного расследования обязаны установить все обстоятельства ДТП, как изобличающие обвиняемого, так и определяющие или смягчающие его ответственность.

Конечной целью предварительного расследования по делам о ДТП является правильное применение уголовного закона, которое находит свое выражение в вынесении постановления о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого, а по окончании расследования - обвинительного заключения или постановления о прекращении дела в связи с отсутствием события, либо отсутствием в деяниях лица состава преступления, или за недосказанностью участия обвиняемого в совершении преступления. Эти задачи решаются с момента получения информации о ДТП и до окончания производства по уголовному делу.

На практике, при расследовании ДТП необходимо помнить о сложности любого ДТП, каждое ДТП является индивидуальным автопроисшествием как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств, комплексу причин вызвавших его, а также непосредственной причинной связи между действием и наступившими последствиями. В следственной и судебной практике из-за ошибок допущенных в стадии предварительного следствия: не выясняют, какие конкретно правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств нарушены, не всегда правильно устанавливают последствия допущенного нарушения, размер материального ущерба.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Терновский Дмитрий Анатольевич

Следственный осмотр как способ собирания доказательств по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспорта

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных

Основным требованием методики расследования дорожно-транспортных преступлений является своевременный выезд следственно-оперативной группы на место происшествия. Осмотр места происшествия по делам рассматриваемой категории преступлений имеет первостепенное значение. Осмотр места происшествия - это неотложное и важнейшее следственное действие при расследовании дорожнотранспортных преступлений. Можно сказать, что по уголовным делам этой категории преступлений от качества проведения осмотра места происшествия зависит ход всего расследования и правильность принимаемых решений. В результате осмотра места происшествия у следователя должно сложиться представление об обстановке происшествия, о последовательности и взаимосвязи событий, приведших к аварии или наезду на людей, определен правильный выбор версий, обеспечивающих успешность расследования. Кроме того, в процессе осмотра места происшествия могут быть получены достоверные исходные данные, которые будут положены в основу экспертного исследования. На месте дорожно-транспортного происшествия, как правило, остаются многочисленные следы случившегося: трупы пострадавших, разбитое транспортное средство, обломки деталей транспортных средств, следы протекторов покрышек транспортного средства и множество иных следов, по которым можно судить об обстоятельствах наезда или столкновения, о направлении и скорости движения транспортного средства, приметах скрывшегося транспортного средства и т.п. И надо иметь в виду, что кроме следов, характерных только для дорожно-транспортного происшествия, могут быть и иные, но имеющие отношение к конкретному ДТП. Задача следователя состоит в том, чтобы эти следы обнаружить, собрать и закрепить. Фотографическая съемка производится на протяжении всего осмотра. В зависимости от характера происшествия и обстоятельств дела отдельно могут фотографироваться участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, общий вид центра месте происшествия, следы, которые могут быстро исчезнуть под воздействием погодных и иных факторов. Надо помнить, что фотографирование надо проводить таким образом, чтобы имеющиеся на местности следы остались в целости и сохранности до окончания осмотра. Учитывая постоянное совершенствование видеоаппаратуры рекомендуется шире применять видеозапись при осмотре места дорожно-транспортного происшествия, транспортных средств, проведении проверочных мероприятий и следственных экспериментов. Достоинства видеозаписи по сравнению с другими средствами фиксации

Итак, место дорожно-транспортного происшествия - всегда открытое место, подверженное действию погоды, транспорта и людей. Нахождение на проезжей части транспортных средств и потерпевших влияет на дорожные условия, создает помехи для движения (сами испытываем это даже в том случае, когда происшествие носит административный характер). В ряде случаев водители транспортных средств, непричастных к происшествию, стремятся быстрее проехать данный участок, зачастую прямо по месту происшествия, не задумываясь о том, что их действия могут привести к изменению обстановки. В этой связи очень важно не допустить уничтожения следов. Всякое перемещение предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию (транспортных средств, обломков деталей транспортных средств, осколков стекла, трупов, одежды, различных вещей и т.п.) влечет за собой изменение обстановки места происшествия и негативно сказывается на расследовании. Сотрудниками ГИБДД, первыми прибывшими на место дорожно-транспортного происшествия, в первую очередь должны быть приняты необходимые меры для охраны места происшествия.

Первыми прибывшие на место дорожно-транспортного происшествия сотрудники ГИБДД обязаны, кроме обеспечения охраны места происшествия, установить очевидцев происшествия, получить информацию о транспортных средствах, причастных к данному происшествию, и т.п. Полученная информация позволит сконцентрировать внимание на обстоятельствах, непосредственно относящихся к механизму дорожно-транспортного происшествия, ограничить территорию осмотра в разумных пределах, скорректировать деятельность членов следственно-оперативной группы, что положительно отразится на сроках проверки обстоятельств ДТП.

При осмотре места дорожно-транспортного происшествия существенна роль понятых и желательно, чтобы они были водителями или работниками, имеющими отношение к транспорту, ориентировались в дорожной обстановке, поскольку, как

правило, впоследствии их допрашивают в суде в качестве свидетелей. Большое значение имеет начало осмотра, т.е. с чего начинать осмотр места дорожно-транспортного происшествия. о прибытии на место необходимо определить границы осмотра места дорожно-транспортного происшествия и начинать осмотр от дальних границ к центру, и т.п. Однако, как показывает практика, осмотр места дорожно-транспортного происшествия надо начинать с установления точки соприкосновения, т.е. точки, где произошел первоначальный контакт транспортного средства с препятствием.

В том случае, если это был наезд на пешехода или велосипедиста необходимо устанавливать первоначальную точку соприкосновения с пешеходом или велосипедистом, или точку первоначального соприкосновения транспортных средств (в том случае, если это было столкновение двух и более транспортных средств).

Если произошло опрокидывание транспортного средства, необходимо установить наличие обстоятельств, приведших к опрокидыванию, и т.п.

Для определения точки соприкосновения, первоначального контакта, прежде всего, необходимо установить динамические и статистические следы колес транспортного средства, например, таких как:

- резкое отклонение следа колес от первоначального направления движения, возникающее при ударе по транспортному средству;

- следы бокового сдвига катящихся или заблокированных колес;

Следы горюче-смазочных материалов и охлаждающей жидкости из двигателя и радиатора, жидкости из тормозной системы, выброс которых мог произойти при ударе о препятствие, а также осыпей грунта с частей транспортного средства при его столкновении, которые, как правило, остаются на дорожном покрытии именно в месте удара.

В ряде случаев место первоначального контакта транспортных средств можно определить с учетом следов перемещения транспортных средств после столкновения. Место столкновения определится как точка пересечения линий, проведенных по этим следам в направлении, противоположном перемещению транспортных средств.

Следует внимательно осмотреть отброшенные предметы с целью выявления оставленных следов, по которым можно предположить направление перемещения отброшенного предмета. В частности, осматривается и фиксируется расположение предметов и вещей, принадлежавших пострадавшему (сумка, трость, зонт, головной убор, обувь и т.п.), следы их перемещения.

Далее, внимательному осмотру и обязательной фиксации подлежат:

- осколки стекол фар и частицы лакокрасочных покрытий, следы крови, волосы и другие следы биологического происхождения, и т.д.;

- следы скольжения транспортного средства; царапины, выбоины, притертости на покрытии дороги, оставленные поврежденными частями и узлами транспортного средства (разрушенной подвеской, коробкой передач, ободом колеса при повреждении шины или подвески колеса, рассоединении карданного вала, сорванным с крепления краем бампера и т.п.). С учетом дорожного покрытия и вида отброшенного предмета (деталь, груз или часть его и т.п.) следы могут быть в виде волочения, притертости (на мягком грунте, снегу, песке от предметов, не имеющих острых кромок и углов).

На асфальте или бетоне такие следы могут быть заметны за счет отслоения грязи, пыли и могут иметь вид скольжения. При отбросе деталей с острыми углами или кромками, мокика, мопеда, велосипеда образуются множественные царапины.

Так, например, по царапине, оставленной на дорожном покрытии углом металлического кузова, сорванного с грузового автомобиля при встречном касательном столкновении с автобусом на дороге, удалось установить точку первоначального контакта транспортных средств.

Если всё указанное выше не будет должным образом выявляться при расследовании ДТП и доводиться до общественного сознания с активным воздействием на всю систему обеспечения безопасности жизнедеятельности, то не стоит особенно совершенствовать расследование и экспертизу ДТП. Создать систему обязательного страхования с возмещением ущерба в виде материальных выплат и на этом успокоиться. Но это опасное заблуждение, так как людские и материальные потери от ДТП - это невосполнимые потери общества, в целом задерживающие его развитие, и за них обществу придётся расплачиваться своим будущим.

Приходится констатировать, что в настоящее время правоохранительные органы и суды оказались не готовы к резко возрастающему объёму работы по расследованию ДТП, число и сложность которых интенсивно увеличивается с развитием автомобилизации и стихийных рыночных отношений в стране. В последнее время участились обращения страховых компаний к экспертам с целью вскрыть имитацию ДТП или сговор водителей для получения выгодного для них страхового возмещения.

Для работы в ГИБДД и по расследованию ДТП привлекаются новые люди, не имеющие достаточного опыта и вынужденные действовать в условиях явной перегрузки. Суды также перегружены рассмотрением дел по ДТП, и дополнительно ещё реализуется

тенденция перенести на суды решения, которые раньше принимались в отделениях административной практики ГИБДД.

Нарастает в целом конфликтность в обществе. Ситуация усложняется из-за установки в судопроизводстве на принцип состязательности вместо поиска истины и социальной справедливости. Снижается качество расследования, преобладает упрощённый поверхностный подход, а разбирательство ДТП в судах из-за отсутствия их специализации длится годами. Исчезли из практики частные определения к автотранспортным и дорожным организациям по ответственности за безопасность движения. В результате какого-либо заметного воздействия на исправление положения с аварийностью в стране не происходит.

Поэтому совершенно необходимо поднимать уровень расследования ДТП с выявлением всех объективных обстоятельств и причин, для чего следует расширять и углублять деятельность экспертов и специалистов. Только на базе качественного и глубокого расследования всех причин можно разрабатывать обоснованные мероприятия для повышения безопасности движения. Востребованность деятельности специалистов с постановкой перед ними разнообразных сложных задач в свою очередь, заставит развивать методы экспертных исследований, не только полнее использовать достижения науки и техники, но и формировать заказ на направленные для целей экспертной практики научные исследования в сфере автотранспортной деятельности.

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Обобщение практики расследования уголовных дел об автотранспортных происшествиях позволяет выделить несколько типичных особенностей, характерных для методики их расследования.

Во-первых, бланкетность состава ст. 264 УК, обусловливающая необходимость определения конкретных правил, которые были нарушены участниками автотранспортного происшествия.

Следователь, помимо статей УК, обязан хорошо знать правила безопасности движения, безопасности уличного движения, правила технической эксплуатации транспорта, поскольку они определяют порядок движения транспорта, нормы поведения водителя и других лиц. Необходимо также иметь представление о материальной части автомобильного транспорта и управлении им. Данные обстоятельства требуют от следователя особой подготовки, специализации.

Во-вторых, расследование автотранспортных происшествий предписывает проведение первоначальных следственных действий в неотложном порядке и максимально быстро с момента, как только стало известно о совершенном преступлении. Действия, связанные с осмотром места происшествия и установлением скрывшегося транспортного средства и его водителя или их розыском, проводятся безотлагательно, так как в противном случае могут исчезнуть следы преступления и преступника. Местом происшествия по рассматриваемой группе дел всегда является участок материальной среды (дорога, проезжая часть), в минимальной степени обеспечивающий сохранение материальных следов в силу погодных условий, движущегося но участку другого автотранспорта, где произошло происшествие и были оставлены его следы, и т.д. Освидетельствование участников автотранспортного происшествия для установления состояния опьянения также является неотложным, так как его признаки утрачиваются довольно быстро.

В-третьих, специфический механизм автотранспортного происшествия, скоротечность протекания события происшествия обусловливают тот факт, что не всегда свидетели происшествия и даже его участники могут его полно и правильно описать. Обычно они видят только какую-то часть происшествия, а остальное додумывают. Поэтому одна из задач следователя состоит в том, чтобы отделить (отсеять) то, что эти лица видели (или слышали) от того, что они додумали. Для этого необходимо устанавливать больше свидетелей, сравнивать их показания, проводить допросы на месте происшествия, осуществлять следственные эксперименты, повторные допросы и т.д.

В-четвертых, процесс расследования автотранспортных происшествий осуществляется установлением причины через ее следствия. Это расследование причинно-следственных связей и отношений. Оно имеет определенную специфику. К этой же группе относится расследование нарушений правил техники безопасности и охраны труда, пожаров и нарушений правил пожарной безопасности, а также расследование уголовных дел еще по ряду составов УК.

Основное содержание всего расследования подчинено установлению сущности и причин случившегося: произошло происшествие из-за нарушения требований безопасности движения водителем, пешеходом или другим участником движения, или же по вине пострадавшего, или по другим причинам, не зависящим от участников движения.

Наконец, в-пятых, расследование автотранспортных происшествий предписывает проведение ряда обязательных следственных действий. Таковыми являются освидетельствование участников автопроисшествия для установление состояния опьянения, осмотр места происшествия и транспорта, назначение судебно-медицинской экспертизы для установления тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшим, назначение автотехнической экспертизы.

Обобщение судебно-следственной практики показало, что без проведения этих следственных действий расследование является неполным. Нужно обращать особое внимание и на качество их производства.

В совокупности данные обстоятельства определяют специфику методики расследования автотранспортных происшествий. В конкретных уголовных делах могут появляться и некоторые другие особенности, обусловленные обстоятельствами совершения конкретного преступления.

1. Санкт-Петербургский университет МВД России

ТЕМА:
МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ
ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЙНЫХ
НАПАДЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА
ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

3. План лекции

1. Криминалистическая характеристика
грабежей и разбойных нападений,
совершенных на водителей
автотранспортных средств
2. Типичные следственные ситуации
расследования грабежей и разбоев,
совершенных в отношении водителей
автотранспорта
3. Тактика следственных действий при
расследовании грабежей и разбойных
нападений, совершаемых в отношении
водителей автотранспорта

4. Список литературы

5. Вопрос 1. Криминалистическая характеристика грабежей и разбойных нападений, совершенных в отношении водителей автотранспорта

Уголовный кодекс Российской Федерации
определяет грабеж как “открытое хищение
чужого имущества” (ч.1 ст.161 УК РФ), а
разбой как “нападение в целях хищения
чужого имущества, совершенное с
применением насилия, опасного для жизни и
здоровья, либо с угрозой применения такого
насилия.” (ч.1 ст.162 УК РФ).

Эти преступления обычно совершаются:
в период, предшествующий началу
управления водителями автотранспортом;
во время управления водителями
автотранспортом;
в период, следующий за моментом
окончания управления водителями
автотранспортом.

93% преступников, совершающих грабежи и
разбои в отношении водителей
автотранспорта, осуществляют
целенаправленный поиск объекта
преступления.

9. Мотивы:

корыстные побуждения - 74%; желание
сокрыть ранее совершенные преступления 11%; создать условия для совершения новых
преступлений - 15% (в связи с чем
преступниками в 71% случаев похищался
автотранспорт и в 86% случаев - различное
имущество).

- 80% исследуемых преступлений совершается
группами.
- большинство преступников (69%) имеет возраст
от 18 до 29 лет. Они, имея образование не выше
среднего специального (93%), постоянно или
временно проживали в местности, где совершали
преступления (97%). В основном это были рабочие
(39%) либо лица, которые не работали и не учились
(47%).

имел ли место грабеж,
разбойное нападение или
иное преступление
способ совершения
грабежа или разбойного
нападения
Время, место и иные
обстоятельства
преступления
каковы причины и
условия совершения
преступления
Обстоятельства,
подлежащие
установлению
что похищено, кому
принадлежит
похищенное; размер
материального ущерба
имелись ли пособники,
подстрекатели,
укрыватели похищенного
Личность потерпевшего;
какие последствия для его
жизни и здоровья повлекло
преступление
кто совершил грабеж
(разбой); если это
группа лиц, то каков ее
состав и роль каждого
участника

12. Вопрос 2. Типичные следственные ситуации расследования грабежей и разбоев, совершенных в отношении водителей автотранспорта

13. Типичные следственные ситуации:

Обнаружено автотранспортное средство. Никаких других
сведений о потерпевших и преступниках не имеется.
Обнаружен труп водителя (и пассажиров), информации о
преступниках и местонахождении автотранспорта нет.
Обнаружен труп водителя и автотранспортное средство.
Преступники с места преступления скрылись. Информация о них
отсутствует.
После совершения грабежа или разбоя, посягающего на водителя
автотранспорта, преступники скрылись. Есть потерпевший,
свидетели-очевидцы.
Во время преступления лица, его совершающие, задержаны.
Информация о преступлениях данного вида получена в ходе
расследования иных уголовных дел
Явка с повинной.

Читайте также: