Особенности вождения фуры зимой

Обновлено: 05.07.2024

У тяжелого транспортного средства (особенно у тягачей) на скользкой дороге быстрее возникают проблемы, чем у легкового транспорта.

Можно упомянуть два обстоятельства, которые усложняют движение тяжелых транспортных средств по скользкой дороге:

транспортные средства тяжелые, длинные и широкие;

некоторые дороги узкие, извилистые и крутые.

Крупные транспортные средства, разъезжаясь с другими транспортными средствами, зачастую должны двигаться у самого края дороги. Чтобы в таких случаях был сохранен правильный и стабильный курс, важно двигаться с соответствующей скоростью, иметь хорошие шины и тормоза.

Из-за поворотов и крутых подъемов вам в пути постоянно приходится выбирать соответствующую скорость и место, чтобы другие участники дорожного движения чувствовали себя в безопасности. Автомобилем всегда следует управлять так, как того требует сцепление с дорожным покрытием в каждом конкретном месте.

Скольжение полуприцепа

При управлении автопоездом чаще всего опасные ситуации возникают в связи с полуприцепом, и именно из-за него управление на скользкой дороге становится особенно сложным.

Опытный водитель-профессионал сразу же заметит, что автомобиль скользит. Скольжение полуприцепа не так легко заметить, но через некоторое время, посмотрев в зеркало заднего вида, увидите, что полуприцеп идёт боком. Поэтому важно каждый раз, тормозя на скользкой дороге, смотреть в зеркало заднего вида.

Когда длинное и тяжелое транспортное средство начинает скользить, создается серьезная ситуация, требующая большого внимания. Снова совладать с транспортным средством очень нелегко. Это может занять много времени и места на дороге. Помните, что лучше съехать на автопоезде в кювет, чем столкнуться с движущимся по встречной полосе транспортом.

Полуприцеп особенно скользит вследствие следующих причин:

  • при большой скорости;
  • на поворотах;
  • при торможении;
  • на сильно заснеженной дороге;
  • при не подходящих для зимнего движения шинах;
  • если колеса правой стороны съехали с дороги;
  • при неисправности антиблокировочной системы (АБС) тормозов.

Неправильное согласование тормозов автомобиль–полуприцеп, неверная укладка грузов и неровное дорожное покрытие – всё это может стать причиной скольжения как автомобиля, так и полуприцепа.

При управлении тягачом с полуприцепом очень важно обеспечить, чтобы полуприцеп хорошо двигался в седле и не мешал повороту тягача (для чего необходимо регулярно смазывать седло). Для того чтобы движение по скользкой дороге на тягаче было безопасным, необходимо заранее предусматривать возможные ситуации на дороге, правильно оценивать условия движения и состояние дороги. Также важно, чтобы транспортное средство было технически исправным. Серьезные несчастья при скольжении прицепа обычно происходят из-за того, что прицеп соскальзывает на полосу встречного движения. Водитель изображенного на фотографии автопоезда оказывается в сложном положении, так как прицеп скользит на полосу встречного движения. Эта ситуация может закончиться серьезным столкновением (смотретьрис. 1).

Скользкая дорога при спуске со склона

При спуске по длинному склону в зимний период более скользким дорожное полотно может быть внизу склона, а не в верхней его части. Поэтому перед движением вниз со склона следует:

внимательно оценить условия движения;

решить, стоит ли надевать цепи;

решить, с какой скоростью двигаться;

позаботиться о СВОБОДНОЙ ДОРОГЕ!

Если используете цепи, следует принять во внимание и то, где уложен груз.

Из-за уложенного в передней части тяжелого груза и мощных вспомогательных тормозов, тормозящих только ведущие колеса, эти колеса могут начать скользить. Для того чтобы это не случилось, можете надеть цепи на ведущие колеса (смотреть рис. 2).

Подъем двухосного моста за ведущую ось усложняет управление автомобилем на скользкой дороге (смотреть рис. 3)

Иногда для того чтобы избежать скольжения прицепа и обеспечить достаточную стабильность и торможение при спуске со склона, требуется надевать цепи на колеса прицепа (смотреть рис. 4).

При движении по скользкой дороге рабочая тормозная система дает лучший эффект торможения, чем вспомогательная тормозная система, поскольку вспомогательная тормозная система тормозит только ведомые колеса. Постоянно помните об опасностях, которые могут возникнуть в случае перегревания тормозов или прекращения их действия. Если вы пользуетесь цепями при движении вниз по склону, с целью усиления сцепления с дорожным покрытием обратите внимание на распределение груза.

ВАЖНО! Не поднимайтесь и не спускайтесь по склону, если видите, что там уже стоит другой застрявший автомобиль.

Безопасность при спуске с горы зависит от того, как вы подготовились ПЕРЕД началом спуска. Дорога может быть настолько скользкой, что лучше не начинать движение, пока она не будет посыпана.

Только низкая начальная скорость, а также правильное использование вспомогательных тормозов и передач поможет беречь тормоза, не позволит им перегреваться и перестать действовать.

(Рис. 1) Скользкая дорога при спуске со склона

(Рис. 2) Когда груз уложен в передней части, может понадобиться надеть цепи на задние колеса


(Рис. 4) При использовании цепей улучшается сцепление с дорожным покрытием и стабильность при торможении.

Порядок установки универсальных цепей противоскольжения

Обратите внимание: существуют цепи противоскольжения разных типов!

1. Уложите цепи противоскольжения на землю. Убедитесь, что нет узлов и переплетений.


3. Сначала закрепить верхнюю боковую цепь.


4. Затем вручную уложить цепь на поверхности колеса, натягивая внешнюю боковую цепь. Затем закрепить замок внешней боковой цепи.


5. Потяните замок, закрепив натяжной ключ в цепи и повернув его под углом 90°, так, чтобы замок цепи оказался в натянутом положении.

6. Если вам нужно натянуть два звена, они должны находиться параллельно друг к другу. Расположение цепей противоскольжения автомобилей с ABS и ERS могут отличаться. Цепи необходимо надевать на колеса с датчиком ABS.

Положение цепей противоскольжения на автосоставе.

Внимание! Проехав 100-200 м, необходимо остановиться и повторно натягивать цепи.

Подъем на скользкий склон

Зимой перед подъемом в гору очень важно хорошо оценить дорожные условия, для того чтобы транспортное средство не остановилось на склоне с прокручивающимися на месте ведущими колесами.

Цепи противоскольжения следует надеть на колеса перед подъездом к склону. Надев цепи, надо проверить, хорошо ли затянуты колесные гайки.

Имеется несколько возможностей не допустить прокручивание ведущих колес при подъеме в гору:

  • использование цепей улучшает сцепление колес с дорожным покрытием;
  • сцепление с дорожным покрытием повышает рассыпанный на дороге песок;
  • сцепление с дорожным покрытием улучшает укладка груза над ведущими колесами.


Если дорога наклонная, всегда надевайте цепи, прежде всего на вышестоящее колесо, при этом не забудьте надеть на себя яркий жилет.

ВНИМАНИЕ! При остановке на скользкой дороге колеса бывают горячими. Не забудьте, что транспортное средство может начать скользить, несмотря на то, что тормоза включены!

Целенаправленно выбрав колею, можно избежать самых скользких мест дорожной полосы.

Двигаясь на наиболее высокой возможной скорости перед уклоном, на вершине склона требуется меньшая тяговая сила, и можно немного отпустить педаль акселератора. Выберите передачу, чтобы при подъеме в гору количество оборотов было относительно высокое, так как в том случае, если колеса начнут прокручиваться, вы сможете немного отпустить акселератор, и автомобиль снова начнет движение, до того как количество оборотов снизится до такого уровня, что придется включить более низкую передачу. Если у автомобиля многоосный мост, можно достичь большей нагрузки на оси, используя подъемник оси.

Своевременно перейдя на более низкую передачу (желательно на 2-ю), не понадобится менять передачу при подъеме в гору. При неправильном выборе передачи, возможно, придется остановиться, а из-за этого могут возникнуть еще более крупные проблемы. В транспортных средствах с автоматической коробкой передач, возможно, придется во многих случаях, когда скользко, переходить на ручное управление коробкой передач.

Выбираемый водителем метод зависит от степени крутизны склона и от того, насколько узкая или извилистая дорога.

При использовании механизма блокировки дифференциала, в случае пробуксовки колес, из-за уклона дороги автомобиль может начать скользить в направлении края дороги. Поэтому старайтесь избежать пробуксовки колес, и будьте особенно внимательны на поворотах.

В случае сложных условий вождения, когда на ведомые колеса надеты цепи, особенно при подъеме на склон, механизм блокировки дифференциала необходимо включить в целях обеспечения наилучшего движения.

Если буксует одно из ведущих колес, можно с помощью механизма блокировки дифференциала заставить другое ведущее колесо тянуть автомобиль вперед. Включая его, ведущие колеса не должны двигаться или должны вращаться с одинаковой скоростью.

Территории/ площадки предприятий

Обычно на территориях предприятий бывает более скользко, чем на дорогах. Так уж бывает, что снег и лед на дорогах счищают быстрее, чем в местностях, где движение небольшое. Не удивляйтесь. Всегда будьте готовы к тому, что на автостоянке или на стоянках для отдыха может быть скользко, несмотря на то, что на дорогах снега не было.

О НАС

В гололед на "фуре" лучше не ездить, но если есть такая необходимость и рейса не избежать, то необходимо серьезно подготовиться. Узнать предварительный прогноз погоды, запастись противогололедными цепями, песком, лопатами, выбрать наиболее оптимальный маршрут - с минимумом подъемов и с меньшей интенсивностью движения, рассчитать загруженность трассы в дни поездки. И найти попутчика или коллегу по маршруту.

Очень странный вопрос. Если вы водитель профессионал, то вы наверняка должны знать все нюансы поведения большегрузных автомобилей в условиях скользкой дороги и тем более гололеда. А если вы новичок и не обладаете достаточным опытом, то вам лучше не садиться за руль в сложных дорожных условиях. А вообще профессионалы говорят, что описать поведение груженой фуры словами просто невозможно, здесь нужна практика и особое водительское чутье.

Некоторые водители рекомендуют потренироваться на льду, например, на озере или широкой реке, только обязательно проверьте толщину льда, чтобы не оказаться в ледяной воде вместе с автомобилем. Честно говоря, такие эксперименты тоже не безопасны, но учиться, все-таки, где то нужно.

Зимний период для водителей любой категории накладывает дополнительную ответственность при управлении автомобилем. Опасные погодные явления характерные для российской зимы могут привести к аварийным ситуациям даже у опытных водителей. Особенно это касается водителей грузовых автомобилей, так как управление большегрузным транспортом уже само по себе сложнее чем вождение легкового автомобиля.

Опасные явления.

К наиболее опасным явлениям, которыми характерен зимний период для водителей категории С и более относятся:

  • Гололед
  • Снегопад
  • Метель
  • Оттепель
  • Заморозки ниже 25 С
  • Образование колеи на дороге

С каждыми из таких явлений безусловно сталкивался, наверное, каждый водитель в нашей стране. Поэтому многим знакомы неприятные ощущения, которые появляются в результате заноса на скользкой дорогое, или из-за ухудшенной видимости в результате снегопада.

Вождение грузового автомобиля.

Грузовой автомобиль благодаря своему весу обладает большей устойчивостью чем легковой, однако из-за большого веса увеличивается и инерция, которую необходимо учитывать. Зимой водителю грузовика приходиться постоянно учитывать погодные условия, состояние дороги, а также загрузку и вес автомобиля. Вес грузовика оказывает большое влияние на управляемость в зимнее время. Как бы хорошо ни была обработана дорога противогололедными реагентами, она все равно может представлять опасность.
Еще одно распространённое и неприятное явление – это появление колеи на дороге. Такое явление возникает на плохо обрабатываемых дорогах, или после обильного снегопада, после которого дорожные службы не успели еще очистить проезжую часть. Опасность колеи заключается том, что автомобиль становиться мало управляемым, и любой резкий маневр может запросто выкинуть автомобиль из колеи либо на обочину, либо что еще хуже на полосу встречного движения. Поэтому на дороги с колеей нужно или по возможности избегать или управлять автомобилем очень аккуратно, не совершая резких маневров и соблюдая скоростной режим.
Резкие смены температуры воздуха зимой приводят к образованию гололеда. Вождение автомобилей, особенно грузовых на таких дорогах становиться крайне опасным, так как машина теряет устойчивость и сцепление с поверхностью. Двигаться на дороге при гололеде необходимо с малой скоростью, не делая резких маневров соблюдая большую дистанцию между участниками дорожного движения.

Обучение на категорию С.

Все особенности вождения грузового автомобиля в зимний период подробно разбираются на курсах вождения категории С . В автошколе Досааф опытные инструкторы обязательно делаться своим опытом и знаниями по управлению грузовиком в зимний период.

Зимний период для водителей любой категории накладывает дополнительную ответственность при управлении автомобилем. Опасные погодные явления характерные для российской зимы могут привести к аварийным ситуациям даже у опытных водителей. Особенно это касается водителей грузовых автомобилей, так как управление большегрузным транспортом уже само по себе сложнее чем вождение легкового автомобиля.

ВложениеРазмер
vozhdenie_zimoi_1.docx 319.2 КБ

Предварительный просмотр:

Зимний период для водителей любой категории накладывает дополнительную ответственность при управлении автомобилем. Опасные погодные явления характерные для российской зимы могут привести к аварийным ситуациям даже у опытных водителей. Особенно это касается водителей грузовых автомобилей, так как управление большегрузным транспортом уже само по себе сложнее чем вождение легкового автомобиля.

Опасные явления.

К наиболее опасным явлениям, которыми характерен зимний период для водителей категории С и более относятся:

  • Гололед
  • Снегопад
  • Метель
  • Оттепель
  • Заморозки ниже 25 С
  • Образование колеи на дороге

С каждыми из таких явлений безусловно сталкивался, наверное, каждый водитель в нашей стране. Поэтому многим знакомы неприятные ощущения, которые появляются в результате заноса на скользкой дорогое, или из-за ухудшенной видимости в результате снегопада.

Вождение грузового автомобиля.

Грузовой автомобиль благодаря своему весу обладает большей устойчивостью чем легковой, однако из-за большого веса увеличивается и инерция, которую необходимо учитывать. Зимой водителю грузовика приходиться постоянно учитывать погодные условия, состояние дороги, а также загрузку и вес автомобиля. Вес грузовика оказывает большое влияние на управляемость в зимнее время. Как бы хорошо ни была обработана дорога противогололедными реагентами, она все равно может представлять опасность.
Еще одно распространённое и неприятное явление – это появление колеи на дороге. Такое явление возникает на плохо обрабатываемых дорогах, или после обильного снегопада, после которого дорожные службы не успели еще очистить проезжую часть. Опасность колеи заключается том, что автомобиль становиться мало управляемым, и любой резкий маневр может запросто выкинуть автомобиль из колеи либо на обочину, либо что еще хуже на полосу встречного движения. Поэтому на дороги с колеей нужно или по возможности избегать или управлять автомобилем очень аккуратно, не совершая резких маневров и соблюдая скоростной режим.
Резкие смены температуры воздуха зимой приводят к образованию гололеда. Вождение автомобилей, особенно грузовых на таких дорогах становиться крайне опасным, так как машина теряет устойчивость и сцепление с поверхностью. Двигаться на дороге при гололеде необходимо с малой скоростью, не делая резких маневров соблюдая большую дистанцию между участниками дорожного движения.

Обучение на категорию С.

Все особенности вождения грузового автомобиля в зимний период подробно разбираются на курсах вождения категории С . В автошколе Досааф опытные инструкторы обязательно делаться своим опытом и знаниями по управлению грузовиком в зимний период.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План урока учебной практики: "Формирование, построение и заполнение средствами MS EXCEL документа "Путевой лист грузового автомобиля." для обучающихся по профессии "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)"


Методические рекомендации по выполнению технического обслуживания грузового автомобиля в процессе практического обучения вождению

В методических рекомендациях рассмотрены вопросы организации и выполнения работ по техническому обслуживанию грузовой техники. Описаны виды , порядок и периодичность технических действийводителя (студ.


Инструктаж по безопасности на территории детского сада в зимний период
ВОЖДЕНИЕ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Владельцев больших автомобилей должно волновать не только где можно автозапчасти для грузовиков купить, но и вопрос безопасности вождения. Какие в данной сфере существуют правила. об этом я рас.

Консультация для родителей "Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период"

Родителям даются рекомендации о тех подвижных играх, которые можно проводить с детьми дома на прогулке в зимний период.

Презентация к открытому уроку «Работа в зимний период. Модуль 2».


Безопасность на дорогеВ связи с тем, что выпал снег, дети больше времени будут проводить на улицах, а как известно, дети-пешеходы – это особая категория участников дорожного движения, которые по.

Читайте также: