Особенности вождения в условиях гололеда конспект мчс

Обновлено: 04.07.2024

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге в зимний период.

Обучающие: закрепить знания детей о работе светофора, познакомить с правилами безопасного поведения на дороге в зимнее время года во время гололеда.

Развивающие: формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора, развивать внимание, совершенствовать координацию движений, развивать речь и активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах, воспитывать у детей культуру поведения на улице.

Оборудование: макет светофора, жезл, слайды с различными ситуациями на дороге, макет города, CD-проигрыватель, дорожные знаки.

Организационный момент. Приветствие:

Станем рядышком по кругу

Нам здороваться не лень

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Воспитатель: Ребята! Что это лежит ?

Дети: Волшебная коробочка!

Воспитатель: Интересно, что в ней?

Дети: Полицейский жезл.

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую руку и передать другому участнику. Передача жезла происходит под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Дети: О правилах дорожного движения.

Воспитатель: Правильно, мы сегодня поговорим об особенностях правил поведения на дороге в зимнее время.

Воспитатель: Итак, на улице зима, дороги покрыты ледяной коркой, а если идет снег, то еще и снегом, под которым прячется лед. Это явление называется гололед.

Зима опасный период для водителей и пешеходов. Много аварий на дорогах происходит в зимнее время и пешеходам тоже нужно быть осторожней, чтобы не упасть.

Скажите ребята, а как водители готовят машины к зиме? (ответы детей).

Дети: - В это время года на колеса машинам надевают зимнюю резину.

Воспитатель:А люди, пешеходы готовятся к зиме? (ответы детей)

Да, люди надевают теплые вещи, а еще лучше носить обувь на нескользящей подошве. А поскользнувшись и упав на улице, человек торопится подняться, но не надо спешить, сначала надо осмотреть себя: пошевелить руками и ногами. Если боли нет, можно и вставать.

Воспитатель: Запомните правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, а если кто-то упал, помочь подняться, позвать на помощь взрослого.

Воспитатель: Пешеходы в гололед тоже должны быть внимательными и осторожными. Выходя на улицу обратите внимания на обувь.

- Ребята, какая должна быть обувь? (ответы: подошва должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду; девочкам отказаться от высоких каблуков.)

-А как надо передвигаться по дороге? (надо смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места; в гололед надо передвигаться, как лыжник небольшими скользящими шагами, так как ноги разъезжаются в стороны и стоит потерять равновесие, то ушиб, вывих или перелом обеспечены; для поддержания равновесия руки должны быть свободными, не держать их в карманах).

Ну уж, если случилось падение, что нужно сделать? (нужно присесть, сгруппироваться, чтобы смягчить удар о землю; опасно падение на спину, головой. Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу перед близко идущем транспортом, это опасно.

Основная часть.

1. Беседа по картинкам

Воспитатель: Поговорим об особенностях правил поведения на дороге в зимнее время. Действительно, на дороге зимой, особенно в гололед, нужно быть внимательными и пешеходам и водителям. На дорогах скользко и водителю трудно остановить машину. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, т. к. водитель, если даже затормозит, то машина будет на скользкой дороге передвигаться еще какое-то время дальше. Следовательно, надо подождать, когда проедут машины, а если на переходе есть светофор, то нужно дождаться зеленого сигнала светофора и только тогда переходить дорогу.

(картинка №2. Дети катаются на горке, выезжая на проезжую часть.)

А самое интересное развлечение-это катание с горы, с самой, самой высокой снежной горы, самой крутой. сел на санки и с горы вжик. красота! А просто так кататься с горки не интересно. Сегодня я вам покажу такую гору, с которой можно съехать быстро и выехать прямо на дорогу, по которой мчаться машины. и посоревноваться с водителями машин.

Класс! Машины едут, а мы между ними на санках проскочим, вот водители удивятся! Посмотреть на реакцию детей.

Да разве можно, съезжать на санках с горки, да на дорогу, где ездят машины? (ответы детей)

- Что делают дети? Что вас насторожило?

(картинка №3. Ребята катаются на санках, закрепив их за автомобиль.)

Что вы заметили?

- Почему ребята поступили не правильно? - Дети катаются на санках в не положенном месте, на проезжей части, они могут попасть под колёса машины. Нельзя привязывать санки к машине, это опасно.

Загадки для детей.

1. Раньше счёта и письма,

Всем ребятам нужно знать

2. Как зовутся те дорожки,

По которым ходят ножки?

Различать учись их точно,

Не лети как на пожар.

Это только …? (Тротуар)

3. Вот дорожная загадка:

Как зовется та лошадка,

Что легла на переходы,

Где шагают пешеходы? (Зебра)

4. Какой свет нам говорит:

5. Какой свет нам говорит:

Воспитатель: - Зимняя одежда сковывает движение, капюшоны и меховые воротники закрывает обзор. Подойдем, ребята, к пешеходному переходу. А как вы узнали, что это пешеходный переход?

Воспитатель: Посмотрите, наш знакомый Светофор

Как дорогу перейти

Он сигналы зажигает,

Помогает нам в пути.

- Вот загорелся зеленый сигнал светофора. Можно переходить через проезжую часть не спеша, смотря по сторонам и под ноги.

- Почему нельзя перебегать через дорогу?

Дети: - Можно поскользнуться и упасть.

Воспитатель: - Крепко держите родителей за руку, предварительно снимите перчатку или варежку.

- Запомните! Перевозить детей через дорогу в санках нельзя. Ребенка надо взять за руку, а санки везти за собой.

Воспитатель: Ребята, в каком порядке расположены огни светофора? Кто расскажет, почему именно так? Сколько запрещающих цветов у светофора? Какие? А разрешающих?

Февраль был теплый, как апрель,

А тут еще снежку метель

На тротуар набросила.

Скользит автобус голубой.

Не зря шофер волнуется —

Один упал, упал другой,

Поспешность не помощница:

Один затылок трет рукой,

Другой от боли морщится.

Шофер отвел от них беду

(Так не всегда случается).

На мостовой шалить на льду,

Действительно, на дороге зимой особенно в гололед нужно быть внимательными и пешеходам и водителям. На дорогах скользко и водителю трудно остановить машину. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, т.к. водитель если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться еще какое-то время дальше. Следовательно, надо подождать, когда проедут машины, а если на переходе есть светофор, то нужно дождаться зеленого сигнала светофора и только тогда переходить дорогу.

Воспитатель:Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет.

Вам надо отгадать загадку и найти подходящий знак.

Загадки по ПДД:

1.Всем знакомые полоски, Знают дети, знает взрослый, На ту сторону ведет. ("Пешеходный переход".)

2.На машинах здесь, друзья, Ехать никому нельзя, Можно ехать, знайте, дети, Только на.

3.А здесь, ребята, не до смеха, Ни на чем нельзя здесь ехать, Можно только своим ходом, Можно только пешеходам.

4.Этот знак заметишь сразу: Три цветных огромных глаза. Цвет у глаз определенный: Красный, желтый и зеленый. Загорелся красный - двигаться опасно. Для кого зеленый свет - проезжай, запрета нет. (Светофор)

5.В белом треугольнике. С окаемкой красной. Человечкам – школьникам. Очень безопасно. Этот знак дорожный. Знают все на свете: Будьте осторожны, На дороге . (дети).

6.Что за знак дорожный: Красный крест на белом? Днем и ночью можно. Обращаться смело! Врач повяжет голову. Белою косынкою. И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).

8. В этом месте пешеход. Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать. Хочет пассажиром стать.

(место остановки автобуса)

9. Отчего бы это вдруг. Стрелки дружно встали вкруг? И машины друг за другом. Мчатся весело по кругу. Что такое, В самом деле. Словно мы на карусели! -Мы на площади с тобой, -Здесь дороги нет прямой. (круговое движение)

Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)

Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! Ответил ей мальчик. – Это просто старушка.

Воспитатель: Почему старушка упала?

Дети: Она упала потому, что скользко, гололед.

Воспитатель: а что бы вы сделали, если бы оказались рядом с бабушкой (ответы детей)

Воспитатель: А какой мальчик?

Дети: добрый, внимательный, отзывчивый.

Воспитатель: Ребята как надо передвигаться по дороге (смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места).

Когда дорога очень скользкая и по ней тяжело идти, необходимо соблюдать определенные правила.

По возможности нужно обходить скользкие участки; идти нужно осторожно, наступая на всю стопу. Чтобы не получить травму – надо уметь падать правильно: если вы поскользнулись, постарайтесь упасть вперед, на живот, вытянув вперед руки, слегка согнутые в локтях – чтобы не было перелома, ладони смягчают удар. При падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо; не падайте на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную травму. Если вы падаете назад, успейте сгруппироваться , округлив спину и поджав колени к животу. (Падение на спину плашмя может привести к травме позвоночника).

Воспитатель: что может произойти, если вы неправильно упали?

Дети: сломать руку, ногу, получить травму и попасть в больницу.

И еще одно важное правило, которое обязательно нужно помнить: будьте особенно внимательными, когда переходите дорогу! Ни в коем случае не нарушайте правила перехода через улицу. На гололеде автомобиль может занести, и он не успеет вовремя затормозить.

Проведем эксперимент: сначала надо толкнуть машинку по ковру, а затем по гладкому полу. Почему по ковру машина проехала меньше расстояние, чем по гладкой поверхности?

Дети: чем более скользкой будет поверхность, тем дальше укатится машинка.

Ребята, многие из вас не раз ездили с папой на машине. А как папа должен вести машину, чтобы избежать заносов на дороге?

Дети: двигаться с невысокой скоростью. Держать дистанцию между машинами, избегать резкого торможения на поворотах, плавно поворачивать руль, ехать с включенными фарами.

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дороге?

Тише едешь – дальше будешь.

В темную ночь дорога далека.

Дорога даже в ухабах, лучше бездорожью

И на ровной дороге люди ломают ноги.

Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?- да

Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу? – нет

Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу? – да

Сел в автобус, не взяв билет. Так поступать полагается? – нет

Пешком по улице идет пешеход? – да

Играть, кататься на лыжах можно там, где машины едут? – нет

Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу? – да

Не надо по улице спокойно шагать, нужно по ней вприпрыжку бежать? – нет

-Что такое тротуар? (дорога для пешеходов)

-Что такое зебра? (пешеходный переход)

-Кого называют пешеходом? (человека без транспортного средства)

-Как правильно обходить автобус? (сзади)

-Кого называют водителем? (человека, управляющего каким-либо транспортом)

-Где следует ходить пешеходам? (по тротуару)

-Где можно детям играть на улице? (в специальных местах, отведенных для игр)

-По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара (по левому, навстречу движущемуся транспорту)

-Если ты едешь в автобусе или в автомобиле, то ты кто? (пассажир)

- Голос автомобиля (сигнал)

-Как называется место, где люди ожидают автобус? (остановка)

-Назовите транспортное средство, сделанное доброй феей из тыквы, на котором Золушка поехала на бал? (карета)

-Назовите двух или трехколесное транспортное средство, водителем которого вы можете стать? (велосипед)

Игра "Паровозик"

(2 команды, первый ребёнок бежит, оббегает ориентир, бежит к команде, второй зацепляется руками за первого, бегут вдвоём, оббегают ориентир, бегут за третьим и т.д.)

Итог занятия:

Воспитатель: Мы надеемся, что вы запомнили все правила, которые могут вас подстерегать в зимнее время года.

О безопасном вождении автомобиля в гололед, в сильный дождь, в туман и о правилах безопасного вождения.

Многие из начинающих автомобилистов, и даже автомобилисты со стажем, не всегда знают, как правильно и безопасно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, основными из которых считаются движение на автомобиле в гололед, сильный дождь, туман (условия ограниченной видимости), а также, в снегопад, или на зимней дороге.

Краеугольным камнем безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, и в особой степени в сложных является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.

Туман

При управлении автомобилем в туман, или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.

Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.

Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.

Дождь

Сильный дождь, вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.

Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.

Гололед

При движении на автомобиле в гололед, и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.

Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.

Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.

Необходимо тщательно следить за работой двигателя и режимом движения, при этом, желательно держать обороты двигателя на отметке, близкой к началу уровня максимальной тяги двигателя, - ведь в этом случае, при неожиданном заносе, резким нажатием на педаль газа можно увеличить тягу двигателя до максимальной, и моментально выйти из начинающегося заноса.

В статье рассказывается:

Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях требует отдельного разговора. В самом деле: езда в солнечный летний денек будет заметно отличаться от движения в снегопад или сильный туман. Эти и другие неблагоприятные метеорологические явления сильно затрудняют вождения и часто провоцируют аварии.

Ухудшение погодных условий всегда несет опасность для водителей автотранспорта. В такие моменты желательно вообще лучше никуда не выезжать. А если все же пришлось это сделать, то крайне необходимо соблюдать правила движения. Причем в каждом конкретном случае рекомендации будут свои.

Общие правила вождения при опасных метеорологических условиях

Гололед, метель, туман, обильные осадки в виде снега или проливного дождя, град, шквальный ветер и пылевые бури – все это погодные условия, которые создают серьезную угрозу безопасности дорожного движения. Учитывая климатические условия нашей страны, можно сказать, что основные проблемы на дорогах связаны со снегом, туманом и ливнями.

Общие правила вождения при опасных метеорологических условиях

Общие правила вождения при опасных метеорологических условиях

В обязанности дорожных служб входит своевременное реагирование на ухудшение метеорологической обстановки и изменение состояния покрытия на автодорогах. Их задача – обеспечить безопасность дорожного движения в разных погодных условиях.

Но это требование выполняется далеко не всегда, поэтому очень многое все же зависит от навыков водителей, их внимательности и профессионализма.

Правила езды в гололед

Рассматривая безопасность дорожного движения в разных погодных условиях, прежде всего стоит поговорить о гололеде. Его относят к наиболее опасным факторам. Одной из его главных особенностей является скользкое покрытие на дорогах, состоящее из льда, пыли и воды. По причине физического состояния воды, которая замерзает при температуре ниже нуля, предметы по наледи без особых усилий скользят по непредсказуемой траектории. При попадании автомобиля на заледеневшее дорожное покрытие в большинстве случаев он теряет управляемость из-за плохого сцепления шин с трассой. Стоит в первую очередь опасаться таких состояний, как лёд + вода, лёд + только что выпавший снег.

Правила езды в гололед

Правила езды в гололед

Существенные преимущества для управления авто при гололёде обеспечивают зимняя резина хорошего качества, отличные шипы и шипование, прошедшее сертификацию, система ABS (антиблокировка тормозов), полный привод.

Зимнее содержание дорог: подготовка, технологическая база

Приемы безопасного управления машиной в период гололёда:

И, естественно, на дорогах, покрытых гололедицей, необходимо существенно сбрасывать скорость автомобиля.

Рекомендации по вождению в снегопад

Снег – ещё одно довольно распространённое явление в России. Он несет две главные проблемы: плохую видимость и изменение сцепления с дорогой. Первая весьма опасна, особенно в тёмное время суток. Свет фар моментально рассеивается падающим снегом, лучи получаются ненаправленными, из-за чего не освещают трассу.

Снегопад опасен ещё и тем, что снижается качество сцепления с дорожным покрытием. Именно поэтому рекомендуется сбросить скорость автомобиля. При первых признаках будущего снегопада следует заранее проверить работу дворников и омывателя.

Рекомендации по вождению в снегопад

Рекомендации по вождению в снегопад

Стиль вождения в таких условиях похож на тот, который применяется в гололедицу. Наиболее опасным моментом считается торможение на гладкой и/или неровной дороге – на булыжных мостовых, трамвайных путях, элементах дорожной разметки и др. В большинстве случаев это грозит потерей управляемости.

Необходимо знать, что снег очень часто забивает световую оптику, причём быстро. Вполне предсказуемо, что через 30 минут движения ваши фары могут перестать освещать дорогу, а стоп-сигналы и указатели поворотов будут совсем не видны. Такое крайне опасно!

Возьмите на вооружение следующие советы:

А ещё в зимнее время года полезно иметь в багажнике ремни или цепи противоскольжения – это может помочь в трудной ситуации. Не забудьте также о лопате и надежном буксировочном тросе.

Советы по управлению автомобилем в дождь

Советы по управлению автомобилем в дождь

Советы по управлению автомобилем в дождь

Он способен наполнять водой глубокие ямы, которые можно принять за небольшую лужу. Попасть колёсами автомобиля в такую яму не просто неприятно, а очень даже опасно.

Средства управления дорожным движением: опыт России и зарубежных стран

Если неожиданно заехали в лужу, то не нужно менять траекторию движения и экстренно тормозить. Оптимальное решение – плавно сбросить газ, параллельно притормаживая.

Правила управления автомобилем в туман

Правила управления автомобилем в туман

Правила управления автомобилем в туман

Особенности вождения при сильном ветре

На малых скоростях воздушный поток не представляет никакой опасности водителю. Исключение – ураганы, способные сдвинуть или поднять вверх автомобиль.

Особенности вождения при сильном ветре

Особенности вождения при сильном ветре

Для мотоцикла, обладающего плохим соотношением массы и парусности, порывы ветра представляют серьёзную опасность. Шквальные потоки воздуха могут привести к потере равновесия или изменению траектории движения.

Программа развития транспортной инфраструктуры: что собой представляет

На немалых скоростях порывы ветра несут опасность как для мотоциклов, так и для автомобилей. Невозможно предсказать последствия сильного ветра в комбинации со скользким покрытием автомагистрали. Пыль и мелкие предметы, которые поднимаются ветром, могут попасть в глаза. Именно по этой причине первым делом нужно закрыть окна в автомобиле и опустить визор шлема мотоцикла.

Существуют и такие крайне опасные моменты:

  • Порывистый ветер способен сбить под колёса автомобиля велосипедиста и даже вытолкнуть на дорожную поверхность пешехода, который пропускает транспорт.
  • Ветер ломает столбы и деревья, в результате чего они резко падают на автомобиль или перед ним.

В таких условиях во время движения по дороге, возле которой растут раскидистые деревья, необходимо сбавить скорость до безопасного значения. Крыша автомобиля защищает от веток, а вероятность падения дерева прямо на машину низкая. Но итог того, что произойдёт столкновение с массивным стволом на огромной скорости, предсказуем и весьма печальный. Вывод, как и во всех ранее упомянутых случаях — не торопиться.

Рекомендации по управлению транспортным средством в ночное время

Хотя тёмное время суток нельзя отнести к климатическим явлениям, но и это достаточно сложный период для безопасности дорожного движения в разных погодных условиях.

В первую очередь речь идет о загородных трассах, которые не освещены. Хоть и показатель интенсивности движения ночью уменьшается в десятки раз, вероятность аварии значительно повышается. Внимание водителя становится слабым, возникает нарушение оптимального режима бодрствования и сна, поэтому снижается время реакции.

Основные опасности езды ночью: недостаточный уровень освещения, вероятность заснуть во время движения, ослепление встречным и попутным транспортным средством, искажение видимости, необъективность в оценке расстояния, цвета и структуры объектов.

Правила и ограничения во время движения ночью

Правила и ограничения во время движения ночью

Правила и ограничения во время движения ночью:

  • Всегда снижать значение скорости до минимума, особенно в зимнее время года и на неизвестной дороге.
  • Никогда не смотрите на встречный свет фар! При случайном попадании луча необходимо здесь и сейчас сбросить скорость, плавно остановиться без изменения полосы движения.
  • Внимательно смотрите на обочину. Это позволит не съехать с трассы (если отсутствует разметка) и в нужный момент увидеть стоящую на обочине машину или идущего пешехода.
  • Проходить повороты следует медленно, особенно в неизвестной местности. В тёмное время суток без разметки яркого типа весьма сложно оценить кривизну поворотов, поэтому не стоит рисковать.
  • Ближе к четырём часам утра наступает самое опасное время. Рекомендуется, при возможности, попросить кого-нибудь подменить вас, а если вы единственный водитель – лучше выспаться. Отыщите безопасное место и поспите хотя бы 30 минут. В большинстве случаев этого времени достаточно для восстановления сил и энергии.

В заключение отметим еще один важный момент.

Безопасность дорожного движения в разных погодных условиях зависит не только от опыта и мастерства тех, кто едет за рулем, но и от технического состояния автотранспорта. Важно, чтобы были исправны все осветительные приборы и тормозная система. Должны качественно работать снегоочистители, протектор шин соответствовать климатическим особенностям.

Как известно, лучший вариант для того, чтобы преодолеть неприятности – это не сталкиваться с ними. Мы уже говорили, но повторимся: по возможности лучше вообще не пользоваться автомобилем во время снегопада, ливня или гололедицы.

Для начинающих водителей самым трудным и сложным периодом для поездок на автомобиле является зима. Даже при небольшом ветре на дороге могут образоваться наносы, сугробы и переметы.

Небольшой низкий сугроб лучше всего преодолевать на скорости. В этом случае необходимо разогнать автомобиль и пробиваться через снег за счет инерции, не допуская пробуксовки колес. Если водитель почувствовал, что с ходу сугроб не пройти, нужно остановиться, дать задний ход и повторить попытку по уже проложенной колее. Небольшой, но высокий сугроб правильнее разгрести лопатой. Если впереди застряла машина, не пытайтесь сразу объезжать ее. Остановитесь, помогите водителю, а затем двигайтесь по его следам.

Движение в снегопад, тем более ночью, сложнее, чем в тумане. Падающий снег и непроглядная белая стена впереди очень утомляют зрение. Ночью нужно пользоваться таким же освещением, как при движении в тумане, так вы ограничите отсвет от направленных вверх лучей. Двигаться в снегопад следует очень медленно, так как следить за дорогой в такую погоду еще труднее, потому что края занесены снегом и не видно куда дорога ведет. Необходимо включать свет даже днем, чтобы предупредить всех находящихся на дороге. Если вообще ничего нельзя различить, и вам кажется, что вы потеряли ориентацию, нужно остановиться и обследовать дорогу пешком. Такая задержка лучше, чем падение в занесенную снегом канаву.

На дороге водитель видит снег в разных видах: свежий, укатанный, мокрый, талый и обледеневший. Передвигаясь по свежему снегу, шины автомобиля, вминаясь в него, предотвращают юз, и, если двигаться равномерно, без резких поворотов и торможения, ехать по нему будет неплохо. Лучше всего ездить по слежавшемуся, но еще не укатанному снегу. При езде по свежему снегу обычно укатывается середина дороги. По краям дороги лежит еще глубокий снег, который прекращает занос и возвращает автомобиль на середину. Однако такой снег опасен при обгоне и при разъезде машин. Канавы, занесенные снегом, могут быть незаметны, поэтому следует быть осмотрительным. Выезжая на свежий снег, следует заранее проверить, куда едете. Разъезжаясь, делайте это осторожно, встречные автомобили, как правило, заезжают в глубокий снег. Лучше будет, если при разъезде один водитель остановится. Еще более осторожным нужно быть при обгоне, потому что, въехав в глубокий снег на краю дороги, автомобиль может скользнуть назад. Обгон лучше выполнять на широком месте дороги или оставить его до ближайшего населенного пункта.

Хорошо передвигаться по укатанному, но еще не затвердевшему снегу. Неудобство представляет только колея, выбитая на узкой дороге посредине. С такой дороги трудно сворачивать, например, при встрече с другим автомобилем. На слегка укатанной или разъезженной дороге применяют обыкновенные шины с нестершимся протектором. Нужно всегда помнить, что тормозной путь на снегу и возможности для юза увеличиваются в несколько раз.

Пешеходы на снегу неустойчивы. Поэтому, даже когда поверхность дороги позволяет развить сравнительно большую скорость, заметив пешехода, необходимо ее снизить. В населенных пунктах не следует забывать о детях, которые могут кататься по мостовой на санках.

Очень тяжелым является мокрый, разжиженный снег. При движении это чувствуется сразу. Если слой его небольшой и колеса достают до мощеной поверхности дороги, движение очень опасно. Толстый слой такого снега скользит как грязь, особое внимание при движении по нему необходимо при торможении и на поворотах. При езде по глубокому снегу используют шины с соответствующим протектором и цепи, которыми опутывают ведущие колеса.

Для начинающего водителя самым неприятным и опасным является езда в гололедицу, когда сцепление шин с поверхностью дороги снижается, тормозной путь удлиняется почти в 5 раз и удержать автомобиль становится очень трудно. Проскальзывание колес может произойти из-за небольшого поворота руля, из-за того, что вы слегка дотронетесь до тормозной педали или прибавите газ.

В такой ситуации главными условиями безопасности являются: повышенная внимательность, осмо трительность, низкая скорость и плавность хода. Торможение должно быть весьма ограниченным, остановку следует производить преимущественно торможением двигателя. Съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту, необходимо заранее переключиться на низшую передачу, чтобы не применять тормоза. Включая сцепление, одновременно прибавляют газ, чтобы при этом не произошло рывка ведущих колес. Пока это возможно, ехать нужно по середине дороги. Если все-таки придется тормозить, следует несколько раз подряд нажать на педаль тормоза, чтобы в случае юза колеса вновь вошли в сцепление с дорогой. Направление передних колес меняйте не спеша во избежание юза, из которого в гололед трудно выйти. При разгоне газ прибавляют осторожно, если газ прибавить быстро, немедленно произойдет юз. Но юза бояться не следует. Конечно, нужно стараться ездить так, чтобы его избежать, но научиться выходить из юза необходимо непременно. Сознание, что вы умеете справляться со скольжением, придаст вам в себе уверенности. В случае, если автомобиль внезапно занесет в сторону, не следует терять голову, а спокойно, легким движением рулевого колеса или изменением открытия дроссельной заслонки вывести его из заноса. Если вас занесло на ровной сухой дороге – значит, вы допустили ошибку, либо у автомобиля плохо отрегулированы тормоза: одно или оба колеса одной стороны тормозят больше, чем другой, либо вы слишком резко затормозили, либо едете на поворотах с большой скоростью.

Занос происходит при резком торможении. Ни одни тормоза не действуют абсолютно одинаково, при резком торможении одно колесо будет всегда блокироваться раньше другого. Незаблокированное колесо тормозит сильнее заблокированного, и вот автомобиль уже едет боком. Даже когда тормоза отрегулированы очень хорошо, причиной заноса может быть поверхность дороги. Левыми колесами вы едете ближе к центру, правыми по краю, где больше пыли и песка. Различное сцепление шин с поверхностью дороги способствует блокировке колес, и поперечный выпуклый изгиб дороги занос усиливает. В случае блокировки нужно мгновенно ослабить нажим на педаль тормоза. Это правило является главным для прекращения заноса и мы его не раз будем повторять. О нем нужно постоянно помнить, им нужно, постоянно упражняясь, овладеть на практике, пока оно не станет выполняться бессознательно в любое время года на любой дороге.

На поворотах газ прибавлять не следует, лучше подождать с разгоном, пока автомобиль не пойдет в прямом направлении. На подъемах нужно двигаться равномерно, без остановок, так как нет уверенности, что снова удастся стронуться с места. Если начали буксовать передние колеса, следует дать задних ход и разогнаться снова. Место для остановки выбирайте с таким расчетом, чтобы оба ведущих колеса, по возможности, стояли на твердой почве, что обеспечит им опору при трогании.

Гололед не прощает ошибок. Он очень обманчив и не всегда заметен издалека. Если водитель едет осторожно, ему проще проехать покрытую льдом часть дороги, если он и не подозревает о льде. При движении на большой скорости пространство, покрытое льдом, на которое водитель въезжает внезапно, может оказаться местом аварии. Поэтому следует быть осторожным в оттепель. Наиболее опасен занос – движение автомобиля, сопровождающееся боковым скольжением его задней или передней оси. Причиной заноса, как уже отмечалось, является плохое сцепление колес с дорогой. В этом случае резкое торможение, движение на поворотах с повышенной скоростью ведут к тому, что сила инерции становится больше силы сцепления и отрывает колеса от дороги, которые продолжают движение юзом и скользят по направлению силы инерции: вперед при резком торможении, а на поворотах – вбок. Именно поэтому на скользкой дороге следует избегать резких торможений и больших скоростей на поворотах, которые, даже очень плавные, следует выполнять без выключения сцепления.

В случае заноса на повороте необходимо прекратить торможение, быстро повернуть руль в сторону заноса, а затем, как только автомобиль выровняется, плавно возвратить рулевое колесо в первоначальное положение. Основной причиной заноса, как уже отмечалось, является блокировка колес, особенно задней или задних осей при торможении. Занос передних колес происходит не от резкого торможения, а на поворотах. Опасность блокировки колес имеется всегда. Тормозные силы рассчитываются на определенное значение коэффициента сцепления шин с дорогой. Однако состояние дорог бывает различным и при движении сцепление меняется.

С только что начавшимся заносом бороться легче, так как еще не так велика скорость бокового скольжения и автомобиль не так далеко ушел в сторону. Большое боковое смещение опасно: сбоку могут быть другие машины, люди, препятствия. Занос прекращается тем раньше, чем раньше водитель повернет передние колеса в сторону начавшегося заноса задних колес. Может случиться, что прекратившийся занос задних колес в одном направлении начнется в другом, и водителю приходится вновь возвращать руль обратно, в сторону нового скольжения. Занос нужно гасить как можно раньше, рефлекторно, быстрым резким поворотом руля. При выводе автомобиля из заноса не нужно дожидаться полного прекращения движения задней части автомобиля, а едва почувствовав эффект от поворота руля, начинать обратное вращение, опережая новый занос в другую сторону.

Если на скользкой дороге начался боковой занос, нужно моментально отпустить тормоз. Затем торможение следует продолжить, но тормозить осторожно, чтобы не вызвать повторной блокировки колес. Когда все колеса заблокированы и одновременно скользят, вывести автомобиль из заноса поворотом руля нельзя, потому что изменение положения некатящихся передних колес не может изменить траекторию движения. Здесь следует применить прерывистое торможение. Этот способ несложен и вполне доступен начинающему водителю. Он значительно сокращает тормозной путь автомобиля и избавляет его от опасных заносов. Удобным и надежным способом торможения в гололед является комбинированный, преимущественно двигателем, путем плавного уменьшения частоты вращения коленчатого вала с одновременным нажатием на тормозную педаль.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Основы безопасного вождения в ночное время

Основы безопасного вождения в ночное время Ночью управлять автомобилем значительно труднее, чем днем. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги, окружающих предметов, нарушается представление о пространстве, ослабляется внимание, утомляется быстрее, чем днем

Основы безопасного вождения в дождь

Основы безопасного вождения в дождь Ночных поездок при желании можно избежать, а вот от дождя укрыться довольно сложно. Сильный дождь неприятен тем, что уменьшает видимость, сужает поле зрения, ухудшает состояние дорог и способность автомобиля передвигаться. После

Основы безопасного вождения при движении в тумане

Основы безопасного вождения при движении в тумане Наиболее опасным погодным условием является туман. Он значительно ухудшает видимость, меняет окраску световых лучей всех цветов, кроме красного. Так, желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый – желтоватым.

Основы безопасного вождения в условиях бездорожья

Основы безопасного вождения в условиях бездорожья Управлять автомобилем в условиях бездорожья так же непросто, как и в условиях гололеда, и здесь есть свои особенности.Для обычных автомобилей на бездорожье губительны малый дорожный просвет, длинная база и большие

Глава 1 Принципы безопасного вождения

Оснастка зимних кивковых удочек

Особенности вождения

Особенности вождения Легковой автомобиль сконструирован прежде всего для перевозки пассажиров. При буксировке прицепа-дачи, прицепа-магазина или грузового прицепа ухудшаются управляемость, тормозная динамика, топливная экономичность, долговечность, резко возрастает

Производство земляных работ в зимних условиях

Производство земляных работ в зимних условиях Гидромеханизированные земляные работы в зимний период следует выполнять по специальному ППР.В зимних условиях преимущественно применяется намыв сооружений под воду. Допустимое возвышение конусов грунта над уровнем воды

Глава 2. Психофизиологические основы вождения автомобиля

Глава 2. Психофизиологические основы вождения автомобиля Понятие о деятельности водителя Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен

Правила безопасного загара

Приметы и средние даты некоторых зимних фенологических явлений в Петербурге и окрестностях

Приметы и средние даты некоторых зимних фенологических явлений в Петербурге и окрестностях 1 декабря – ледостав малых рек (Тосны, Сестры).4 декабря – Введение Богородицы во храм; первые морозы, которые, однако, зимы не ставят.9 декабря – Георгий Победоносец, Юрий холодный

Читайте также: