От чего зависит надежность водителя

Обновлено: 02.07.2024

Вложенные файлы: 1 файл

!!КР.doc

Длительное время в России проблема безопасности дорожного движения с позиции водительского фактора рассматривалась, главным образом, как дисциплинарная, т.е. решаемая путем ужесточения санкций. Ужесточение наказаний за нарушения Правил дорожного движения (ПДД) считалось самым главным способом профилактических мер снижения уровня аварийности. Однако, как международный опыт, так и практика применения российского законодательства выявили его несостоятельность.

В конечном счете, надежность водителя определяется уровнем его возможностей и готовностью обеспечить безопасное управление транспортным средством. Понятие “надежность” часто отождествляется с “профессионализмом”, “мастерством”, “дисциплинированностью” и некоторыми другими терминами, определяющими необходимые для водителя качества по безаварийному управлению автомобилем.

1 Надежность водителя

  • медицинская — отсутствие заболеваний (гипертония, ишемия, язва желудка и др.), резкие проявления которых в процессе движения автобуса могут привести к потере контроля над автомобилем в процессе движения;
  • психофизиологическая — комплекс личностных качеств водителя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. п.), недостатки которых могут вызвать потерю времени в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или привести к ошибкам в принятии решений либо к их исполнению;
  • профессиональная — наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее рациональные приемы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;
  • социально-психологическая — совокупность личностных качеств человека (уровень общей культуры, чувство ответственности, дисциплинированность и т. п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.

Причины, влияющие на снижение надежности водителей, так или иначе связаны с ее составляющими. Например, неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низки ми психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п. Также причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности неправильно сформированные навыки или потеря таковых. Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем являются низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя и пр.

Незнание водителем правил безопасного управления автомобилем, связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.

Надежность водителя может быть обеспечена (повышена) путем воздействия на каждую из перечисленных составляющих.

  1. на повышение уровня профессионального мастерства направлена система повышения квалификации водительского состава. Также профессиональная составляющая включает знание ПДД и умение использовать эти знания на практике, умение управлять автобусом в различных дорожно-климатических условиях, а также социальную адаптивность, в первую очередь, с пассажирами.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка выражается в наличии широкого диапазона навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет: максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно с минимальной затратой сил управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях.

Вероятность совершения ДТП в значительной степени зависит от возраста и стажа водителя. Наибольший показатель опасности характерен для водителей в возрасте от 18 до 25 лет. Это объясняется малым опытом управления автомобилем и переоценкой своих профессиональных возможностей. Значительное увеличение показателя опасности возникновения ДТП наблюдается у водителей старше 50 лет, большинство из которых имеет значительный стаж управления автомобилем, но отличается ухудшением ряда важных функций организма, с точки зрения безопасного управления автомобилем. Среди них, например, острота зрения, особенно в сумеречное время суток, при ослеплении фарами встречного автотранспорта.

  1. на повышение медицинской и психофизиологической составляющих направлены контроль за состоянием здоровья и режимом труда и отдыха и внедрение методов профотбора (профподбора) водительских кадров. Уровень здоровья водителя оценивается и контролируется на основе ряда требований соответствующих законодательных и подзаконных актов. Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно реагировать на изменения в дорожной ситуации. Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов его организма. К этим свойствам относятся восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества. Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке.

Работа водителя автомобиля предъявляет высокие требования к его психофизиологическим функциям и состоянию. При управлении автомобилем в сложных дорожных условиях, в большом городе, особенно при возникновении критических дорожных ситуаций водитель нередко работает на пределе своих возможностей. Поэтому прием небольших доз алкоголя, вызывающих даже незначительное снижение психофизиологических возможностей водителя, нередко приводит к ошибкам и ДТП. После приема даже небольших доз алкоголя снижаются устойчивость и интенсивность внимания, замедляются его переключение, нарушаются процессы мышления и памяти. В результате водителю требуется больше времени для оценки дорожной обстановки и приема решения, что снижает его готовность к действиям. Одновременно снижается острота зрения, нарушается глазомер и способность различать цвета, сужается поле зрения, увеличивается время восстановления зрения после ослепления, нарушается координация движений, их точность, резко увеличивается время реакций.

  1. социально-психологическая составляющая определяется применением пропагандистских и воспитательных мер.

Повышение надежности водителей является одной из важнейших составляющих деятельности АТП, в плане поддержания необходимого уровня безопасности дорожного движения. На решение этой задачи и направлены следующие Рекомендации:

надежность водителя на линии

Здравствуйте, дорогие друзья. Службу БДД мы с вами создали, расписали должностные обязанности, организовали КТП, укомплектовали документацией, оборудованием и инструментом. Перейдем к самой непростой, но самой интересной составляющей обеспечения безопасного движения на предприятии – это обеспечение профессиональной надежности водительского состава.

Что скрывается под данным термином:

1. Допускать к работе в качестве водителя можно только лицо, имеющее российское национальное водительское удостоверение установленной формы. В удостоверении должны быть указаны те категории (или подкатегории) ТС, к управлению которыми предполагается допустить водителя.

2. Водитель должен иметь медицинскую справку установленного образца о прохождении медицинского освидетельствования. В еней указывается, к управлению какими категориями ТС водитель допущен по состоянию здоровья.

3. Водитель должен знать и свободно ориентироваться в Правилах дорожного движения. Для этого перед приемом на работу необходимо провести пробную проверку знаний для выяснения уровня его теоретических знаний. При работе (при выявлении нарушений ПДД) водителя необходимо подвергать внеочередной проверке знаний ПДД. По окончании ежегодных занятий по 20-часовой программе водителя необходимо подвергать повторной проверке знаний ПДД.

4. Водитель должен пройти соответствующие виды инструктажей. На этом мы остановимся подробнее в следующей статье.

5. Перед допуском к самостоятельной работе водитель должен пройти стажировку под руководством опытного наставника. В одной из следующих статей мы подробно остановимся на данном пункте.

6. Ежегодно в начале календарного года проводятся занятия со всем водительским составом предприятия по 20-часовой учебной программе. На этом мы также остановимся в одной из следующих статей.

7. Для повышения профессионального мастерства, оттачивания навыков виртуозного управления транспортным средством, популяризации профессии нужно проводить соревнования среди водителей с награждением победителей ценными призами.

8. Необходимо регулярно производить информирование водительского состава. На КТП нужно установить табло с информацией о текущих погодных условиях (дождь, снегопад, гололед, температура воздуха). Необходимо не реже одного раза в месяц проводить собрания с водительским составом для доведения важной информации (нарушения ПДД, изменения в нормативных документах и т. п.). В целях предупреждения ДТП в осенне-зимний период нужно проводить индивидуальные беседы с молодыми водителями (общий стаж — до 5 лет) об особенностях управления автотранспортом в этот период. Необходимо оформлять и вывешивать на стендах информационные листы по ДТП, совершенным водителями предприятия, с подробным разбором обстоятельств, причин происшествий.

Это наиболее полный перечень проводимых с водителями мероприятий для обеспечения их профессиональной надежности. Значительного снижения аварийности (в разы) можно достигнуть, только проводя перечисленные мероприятия, а не заниматься формализмом (оформляя их только на бумаге).

Надежность водителя — это способность безошибочного вождения
транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях
в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом
взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и
внешних факторов
Надежность - это качественная характеристика водительской деятельности
(работоспособность)
и
определяется
количественной
характеристикой
результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных
условиях.
К основным факторам, определяющим надежность, относятся:
• профессиональная пригодность,
• подготовленность
• работоспособность.

На результативность и эффективность работоспособности
водителя оказывают влияние индивидуальные психологические
особенности, условия деятельности и особенности потока
информации.
1. К индивидуальным особенностям относятся:
•психофизиологические
(темперамент,
время
реакции,
особенности восприятия, пороговые данные ощущений,
внимание, память, особенности мышления и т.д.),
• личностные качества (характер, мотивация, установки),
•уровень профессиональной подготовки, физические данные и
состояние здоровья.
2. Условия деятельности включают: особенности рабочего
места
(расположение
органов
управления,
приборов,
сидения);обзорность,
видимость;
исправность
техники;
микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость
воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость
движения; уровень организации движения.
3. К особенностям потока информации относятся:
пространственное расположение источников информации,
скорость информационного потока; легкость восприятия
информации, которая определяется размерами, контрастностью,
освещенностью (цифр, слов, знаков).

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний,
умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным
средством в различных дорожных и климатических условиях.
Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для
эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя
объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается
в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять
автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и
навыков.
Умение- это способность правильно использовать специальные знания в
практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в
различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно
выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для
этого ему необходимо сформировать навыки.
Навык- это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия
автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем
сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при
управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то
своевременно замечает и исправляет ее.

5. Факторы, влияющие на надежность водителей

Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее
значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая
устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости.
Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на
качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот),
представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за
определенный срок. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка
молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП.
Проведенными исследованиями установлено,
что нижняя граница безопасного возраста
водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с
тяжелыми последствиями), для женщин водителей безопасный возраст наступает с 23 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает
минимума, наступает сравнительно поздно и
составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у
женщин.

6. Реакция водителя

Время реакции - это интервал времени между моментом появления сигнала об
опасности и окончанием ответного действия
Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального
опыта, а также в результате тренировки.
Значение времени реакции водителя определяется тем, что
от него зависит остановочный путь автомобиля, а,
следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время,
необходимое для остановки автомобиля, включает в себя
• время реакции водителя (с момента восприятия
препятствия до начала нажатия на педаль тормоза);
• время срабатывания привода тормозов (с момента
нажатия на педаль тормоза до момента начала
срабатывания привода)
• время действия полностью включенных тормозов (от начала торможения до остановки автомобиля).

7. Пути повышения надежности водителей

8. Действия водителя во внештатных (критических) ситуациях

9. Типы темперамента

Тип
Описание
Холерик
Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности,
и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в
бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник
Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью,
высокой психической активностью, разнообразием мимики,
отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик
Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым
внешним выражением эмоций, низким уровнем психической
активностью.
Меланхолик
Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность
движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень
психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко
переживать даже не зная события, преобладают отрицательные
эмоции.

10. Получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель,
достижение которой однозначно расцениваем как
успех.
Например:
освоить
технику
управления
автомобилем в совершенстве, и тогда появляется
стремление
добиться
в
этой
области
совершенства, и мы находим средства и
совершаем действия, которые направлены на
достижение поставленной цели. Осознавая для
себя мотив достижения успеха, люди реально
оценивают свои возможности и ошибки, как в
жизни, так и на дороге и не перекладывают свою
ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание
неудач. И тогда цель человека заключается не в
достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у
человека нет цели,
и у него появляется
неуверенность в себе потому, что у него нет веры в
достижении успеха. Он боится, что его могут
осудить и обидеть. Этот страх зачастую
проявляется в агрессивном поведении. У человека
возникает закрытость получения новых знаний и
навыков:

- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и
возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот,
завышена.
Всё это НЕ способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

Способности человека к профессиональной деятельности
водителя автомобиля определяются следующими качествами:
• хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная
ловкость и хорошая координация движений;
• лёгкость формирования двигательных навыков;
• высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения
и суставно-мышечного чувства;
• скорость и точность сенсомоторных реакций;
• быстрота и точность определения скорости движения и
пространственных отношений;
• хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая
устойчивость внимания;
• хорошая зрительная и оперативная память;
• высокая готовность памяти;
• настойчивость, решительность, смелость, терпение;
• эмоциональная устойчивость;
• самообладание, дисциплинированность;
• инициативность и сообразительность.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шатунова Ольга Васильевна, Искандарова Гульнара Камилевна

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шатунова Ольга Васильевна, Искандарова Гульнара Камилевна

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЯ КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Шатунова Ольга Васильевна, Искандарова Гульнара Камилевна, Казанский федеральный университет, Елабужский институт, г. Елабуга

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, надежность водителя, таксономия Блума.

В системе ВАДС водитель является оператором. Управление заключается в определении положения автомобиля, направления и скорости его движения относительно дороги, подвижных и неподвижных объектов на ней. Трудовые

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

процессы, выполняемые водителем при движении автомобиля, во многом типичны для деятельности любого оператора сложной системы. Это, главным образом, операции, связанные с приемом и обработкой информации, изменением параметров управляемого объекта, а также контролем над выполняемыми действиями [2].

Поскольку проведение мероприятий по снижению уровня автомобилизации исключено, повышение безопасности дорожного движения возможно только путем повышения активной, пассивной и послеаварийной ее составляющих. В последние годы ведется работа именно в этом направлении: совершенствуются конструкции автомобилей, разрабатываются новые технологии безопасности. Однако, несмотря на это, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) на уличной дорожной сети не редкость. Причем лидирующими причинами ДТП являются: нарушение скоростного режима, несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, нарушение правил перестроения и обгона [3].

В табл.1 показано количество ДТП и пострадавших в них за 2015 год на • территории России. По сравнению с 2014 годом наблюдается значительное сокращение пострадавших среди водителей и пассажиров, на 14,3 и 9,9 % соответственно. С высокой вероятностью можно предположить, что это обусловлено активными работами по совершенствованию технических средств пассивной безопасности автомобиля. Однако стоит отметить тот факт, что, несмотря на все работы, ведущиеся в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, увеличилось количество пострадавших среди велосипедистов и других участников дорожного движения, а количество пострадавших среди пешеходов если и уменьшилось, то весьма незначительно. Кроме того, возросло количество ДТП с особо тяжкими последствиями, что связано, в большинстве случаев, с несоблюдением скоростного режима.

Анализ основных показателей ДТП на территории России

Наименование показателя ДТП ± % в сравнении с 2014 г. Погибло ± % в сравнении с 2014 г. Ранено ± % в сравнении с 2014 г.

ДТП - всего 184000 - 8,2 23114 - 14,7 231197 - 8,6

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

продолжение таблицы 1

водителями (лицами, управляющими механическими транспортными средствами) 83853 - 14,3 9093 - 18,9 84216 - 13,4

велосипедистами 5454 7,0 421 - 2,3 5061 8,1

пассажирами 64947 - 9,9 6350 - 19,5 86529 - 8,9

пешеходами 58221 - 0,6 7138 - 4,1 53718 0,0

иными участниками движения 595 17,8 83 12,2 593 24,6

с особо тяжкими последствиями 228 9,1 623 1,6 2098 19,3

Анализируя данные, представленные в табл.2, нельзя не констатировать общее снижение аварийности на дорогах России. Наряду с уменьшением • показателя аварийности, в целом наблюдается положительная динамика сокращения числа участников ДТП, получивших во время аварий травмы различной степени тяжести, - 204068 человека за период 2013 года против 184000 человек за 2015 год.

Сводная таблица показателей ДТП на территории России за период 2013-2015 гг.

Год Общее количество ДТП Количество ДТП из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств

Всего Погибло Ранено Всего Погибло Ранено

2013 204068 27025 258437 179017 23092 236124

2014 199720 26963 251785 174634 22940 228824

2015 184000 23114 231197 157943 19011 207985

Как показывают данные исследований, основной причиной ДТП является не недостаточное оснащение автомобилей средствами защиты, а человеческий фактор. Количество ДТП из-за нарушений водителями транспортных средств правил дорожного движения (ПДД) в России составляет более 85% от общего количества ДТП [4].

Следовательно, сложно ожидать положительных результатов от

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

применения наукоемких технологий в проектировании средств защиты без использования инновационных подходов в подготовке водительского состава. Если на технические аспекты безопасности можно влиять напрямую и получать закономерные результаты, то работа с человеком требует особых подходов и повышенного внимания. Это связано с особенностями личности каждого водителя: психофизиологическими свойствами, уровнем подготовленности, работоспособности, нравственных качеств, состояния здоровья, темперамента, жизненного опыта, особенностями восприятия действительности и др. Различные воздействия на человека не обеспечивают однозначного результата, поэтому работа в данном направлении требует более глубокого анализа и дифференциации объектов воздействия.

Длительное время в России проблема безопасности дорожного движения с позиции водительского фактора рассматривалась главным образом как дисциплинарная. Ужесточение наказаний за нарушения правил дорожного движения считалось самым главным способом профилактики снижения уровня аварийности. Однако, основным недостатком этих мер является необходимость большого отрезка времени для выработки у водителей позитивных привычек. •

В настоящее время с целью повышения надежности водителей и снижения уровня ДТП, кроме ужесточения санкций, проводится множество мероприятий: размещаются агитационные баннеры и растяжки, создается информационное пространство, оптимизированное под водителя (совершенствуется приборная панель, устанавливаются дублирующие знаки, светофоры, улучшается качество красок для нанесения дорожной разметки, на опасных участках устанавливаются светоотражающие элементы для предупреждения водителей в темное время суток и др.). На предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, организованы занятия по повышению профессионального мастерства водителей. Функционируют центры, организующие курсы контраварийной подготовки, курсы экстремального вождения автомобиля для всех желающих, правовые курсы для водителей.

Однако, несмотря на жесткость требований, которые предъявляются к водителям транспортных средств, за рулем нередко оказываются лица, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить безопасность движения. Поэтому необходимо не просто воздействовать на водителя в условиях рабочей среды, а постоянно совершенствовать процесс обучения кандидатов в водители, а также их переподготовки с целью повышения надежности.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

управлению ТС в течение заданного промежутка времени с допустимыми уровнями напряженности труда и рисками возникновения конфликтной ситуации, ДТП и чрезвычайных ситуаций [5].

Р.Ш. Ахмадиева считает, что надежность водителя - это ответственность за безопасное управление транспортным средством (без ДТП); способность к упреждающим действиям по предотвращению опасностей и угроз, возникающих на дороге; психологическая устойчивость к любым условиям дорожного движения; способность адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей; самооценка готовности к обеспечению безопасности дорожного движения [6]. По мнению В.Е. Петрова, надёжность водителя как субъекта деятельности противоположна агрессивному вождению как преднамеренному созданию помех, которые несут угрозу жизни и здоровью окружающих или увеличивают вероятность возникновения ДТП (альтернативные дефиниции - рискованный стиль вождения, опасная езда, хамское поведение на дороге) [7].

Надежность водителя - очень важный показатель, и его качественное улучшение позволит с высокой эффективностью повысить безопасность • движения с учетом существующих на дорогах реальных условий. Это самостоятельная проблема в дорожной науке, требующая для своего решения не только постановки специальных исследований и мероприятий, но и разработки смежных теоретических и методических аспектов, в частности, выявления особенностей восприятия водителем дорожных условий в зависимости от его психофизиологического состояния.

Проблема повышения надежности водительского труда в системе ВАДС исследовалась многими учеными, причем к ее решению применялись разные подходы [8; 9]. Мы предлагаем рассмотреть проблему повышения надежности водителя через таксономию Блума - схему образовательных (педагогических) целей, предложенную американским ученым Бенджамином Самюэлем Блумом в 1956 году [10]. Данная таксономия интересна тем, что она может быть применима ко всем сферам человеческой деятельности.

1. Когнитивная область включает в себя психические процессы, выполняющие функцию рационального познания. К таким познавательным процессам относят запоминание, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений и т.п.

2. К аффективной, то есть эмоционально-ценностной, сфере относят все

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

психические процессы, связанные с переживаниями человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Выражаясь простым языком, к аффективной сфере можно отнести чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания.

3. Психомоторная область - это сплав психологических и физиологических механизмов управления человеком своими движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении различных психомоторных качеств.

Используя идеи Б. Блума, определим три области деятельности водителя, которые характеризуют его надежность. К когнитивной области отнесем такие характеристики водителя как грамотность в вопросах правил дорожного движения, общий интеллектуальный уровень, достаточно высокий уровень кратковременной и долговременной памяти, хорошая зрительная память, внимательность, склонность к изучению техники и т.п. Аффективная область, на наш взгляд, включает в себя ответственность, инициативность, стрессоустойчивость, интерес к деятельности водителя, чуткость, умение сопереживать, отзывчивость и т.п. К психомоторной области отнесем такие характеристики как: скорость и точность сенсомоторных реакций, быструю • ориентацию в дорожно-транспортной обстановке, быстрое и точное определение скорости и пространственных отношений, выносливость, работоспособность и т.п.

Таким образом, мы приходим к выводу, что понятие надежности водителя □ интегративное качество личности, лежащее в плоскости пересечения трех областей деятельности: когнитивной, психомоторной и аффективной. Поэтому содержание программ подготовки кандидатов в водители и программы их профессиональной переподготовки должно быть составлено таким образом, чтобы у преподавателей и инструкторов была возможность воздействовать одновременно на все сферы деятельности обучаемых. Для этого рекомендуется использовать не только традиционные технологии обучения, но и интерактивные формы проведения занятий: ролевые и деловые игры, видеоанализ дорожных ситуаций, кейсы, элементы тренинга. Такой интегративный подход к проблеме повышения надежности водителей должен обеспечить их более качественную подготовку.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

3. Федотов А.В. Рациональная организация грузовых автомобильных перевозок с учетом сложности труда водителей и их квалификации: Автореф. дис. . канд. техн. наук. - М.: МАДИ, 2000. - 16 с.

4. Глухов, А. К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России. - М.: Логос, 2013. - 64 с.

5. Василенко В.А. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом // Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 37-39.

6. Ахмадиева, Р.Ш. Качество безопасности дорожного движения // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. - 2009. - №1. - С. 19-23. •

7. Петров В.Е. Методика психологической диагностики надёжности водителя по управлению транспортным средством // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - №4 (36). - С. 9196.

8. Новизенцев В.В. Повышение безопасности дорожных условий. - М.: Изд-во МАДИ, 2012. - 139 с.

9. Полянова Т.А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М.: МГУ, 2000. - 22 с.

Читайте также: