Печка газ 2410 схема

Обновлено: 05.07.2024

Основной причиной, побудившей меня дорабатывать печку, было то что вскоре планирую внедрять МПСЗ и злой карбюратор к-88, а повышенная динамика подразумевает повышенное тепловыделение. В случае змз 402 возникает проблема с 4м цилиндром, так как лихо гонять можно только летом, а летом печка закрыта, то есть циркуляция ОЖ у 4го цилиндра всяко будет меньше, даже и с прокладкой ГБЦ с круглыми окошками. Как вариант, можно сдалать перепускной кран, и пускать ОЖ мимо печки, но у такого варианта есть существенный недостаток - горячая ОЖ из ГБЦ снова подаётся в блок, не охлаждаясь. Проблема усугубляется тем, что гидродинамическое сопротивление такого пути ОЖ ощутимо меньше, что приведёт к тому, что циркуляция ОЖ в основном радиаторе и по "малому" кругу мимом печки будет соспоставимой. То есть температуру цилиндров мы выравняем, но вот циркуляцию через основной радиатор ухудшим, то есть ограничим движок по максимальной нагрузке - система охлаждения просто не справится. Как эта проблема решается в современных авто - малый круг делается циркуляцией через печку. То есть ОЖ выходит с обратной стороны ГБЦ от помпы и постоянно циркулирует через радиатор печки. Летом же горячий воздух не попадает в салон благодаря герметичным заслонкам и развитым каналам подачи воздуха через/мимо печки. В отличие от варианта с шунтированием печки, при постоянной циркуляции ОЖ, печка создаёт гидродинамическое сопротивление, то есть ОЖ через основной радиатор идти гораздо легче, чем через радиатор печки - в результате основной поток ОЖ идёт через основной радитор и эффективно охлаждается. Таким образом - моя задача была загерметизировать заслонки, чтобы разделить потоки холодного и горячего воздуха и чтобы летом, при циркулирующей ОЖ в радиторе отопителя, тепло не шло в салон. Как бонус я загреметизировал все щели в печке. Также при замене салонного фильтра я обратил внимание, что соты радиатора не пропаяны к трубкам, отчего решил сменить и радиатор отопителя. В процессе снятия отопителя я намаялся с тросиками и ужаснувшись тому, что их придётся цеплять обратно решил автоматизировать управление заслонками.

Доработка печки

При разборке таки понял, зачем нужна четвёртая заслонка приточной вентиляции - она закрывает\открывает центральные воздуховоды:


Её почти все глушат при переборке печки, а в 3110 её вообще убрали. Зимой я замечал, что лобовое стекло со стороны пассажира начинало оттаивать немножко раньше, теперь понятно почему:


Аэродинамика просто ужасна и воздуху продраться до воздуховода со стороны водителя проблематично. Так выглядит располовиненная деталь печки:



Заслонки удаляем, теперь, теоритически, воздуху будет легче попадать на сторону водителя, чем разворачиваться на 180 градусов и идти на половину пассажира, что в общем-то неплохо.



Формуем по периметру герметиком. Как показала практика, зря я мудрил съёмную заглушку - надо было шурупами прикрутить.



Изначльно планировал на заслонку стекло/ноги поставить активатор, даже купил его, однако поразмыслив решил оставить тягу. Однако сперва, подготавливая к автоматизации данную заслонку, решил проблему подклинивания заслонки. Чтобы она не задевала стенок, с одной стороны подобрал шайбы, с другой стороны шайбы одеть невозможно из-за выпрессованных упоров на оси, поэтому навернул гвоздь вокруг оси:




Для того, чтобы уплотнительные буртики из герметика держались крепче просверли дырки в корпусе, впоследствии от дырок отказался так как герметик силовой нагрузки не несёт, ограничиваясь просто обезжириванием поверхности.




После застывания герметика, видим выступивший буртик, который может вызывать заклинивание заслонки, да и создаёт лишнее аэродинамическое сопротивление:



Уплотнение заслонки ноги/стекло готово. Теперь зимой при разморозке стекла всё тепло пойдёт только на стекло:


Далее переходим к воздушной заслонке. Штатную мне так и не удалось зафиксировать на оси с тем, чтобы она не задевала стенок, так что пришлось изготовить новую из оргстекла, как и ось. Размеры 13*15,5 см. Правда потом её ещё пришлось уменьшить, но об это будет ниже :) . Ещё одно преимущество оргстекла - низкая теплопроводность, то есть такую заслонку можно не утеплять. Итак, обматываем заслонку упаковочной плёнкой:







Перед формованием уплотнителя на верхней части отопителя делаем проставку между половинками из изоленты, для того, чтобы при стягивании половинок герметик не препятствовал уплотнению половинок по периметру:




А теперь формуем основной уплотнитель, с боков подпираем по границе резинового уплотнителя колодца, так как здесь отопитель будет упираться в колодец:








С обратной стороны уже всё не так просто. С одной стороны нужно сохранить сечение канала, а с другой стороны максимально отдалить поток холодного воздуха от печки, чтобы даже турбулентными потоками захватывалось минимум подогретого воздуха. Для этого выкройка выходит за пределы радиатора на несколько см, а чтобы под собственным весом она не затыкала канал, из проволоки сделана оттопырка:


Чтобы канал сформовался правильно, заполняем его чем-нибудь, обмотав оно упаковочной плёнкой. Поскольку консткрукция корпуса в месте контакта с изолятором довольно сложная, я не стал мучиться с упаковочной плёнкой, а промазал места контакта изолятора с корпусом касторовым маслом для облегчения отделения изолятора после застывания герметика:







Аналогично изготавливаем верхнюю часть теплоизолятора. Фоток мало, так как все руки были в герметике, и процесс это довольно нервозатратный:








Далее приступил к изготовлению кронштейна крепления мотор-редуктора. Стояла задача воспользоваться штатными болтами, чтобы в случае поломки был шанс снять кронштейн без снятия отопителя с автомобиля:


Сперва изготовил шпиндель, выполнив пропил под квадратную ось мотор-редуктора (ширина 8мм), на самой оси редуктора вырезал небольшую ось, которая войдёт внутрь оси шпинделя, отцентрировав ось мотор-редуктора с осью заслонки:







Так выглядит мотор-редуктор изнутри - никакой электроники, ось останавливается, когда упирается в выступы:



Между делом сформовал уплотниель между нижней частью отопителя и пластиковой частью по известной технологии, обмотав одну деталь плёнкой, а вторую обезжирил и покрыл герметиком:


Опробовав мотор-редуктор, огорчился люфту заслонки. Ощутимый вклад вносил шплинт. Для жёсткой фиксации шпинделя пришлось постараться. На оси сделал пропилы:


Аналогично поступил на шпинделе. Чтобы проточить в нужных местах, продевал шплинт и нацарапывал нужное положение пропила тонкой проволокой:


Далее изготовил такую дабл-шпонку, она будет упираться в корпус отопителя, то есть никуда не денется:


Вот так выгляди конструкция в сборе. Диаметр оси 6 мм, обрабатывал детали надфилями очень аккуратно. В итоге люфт шпиндель/ось пропал полностью:


Разъёмы мотор-редуктора спилил нафиг. Во-первых у меня не было нужных фишек, а во-вторых они упирались в корпус и не давали установить мотор-редуктор как надо:


Так выглядит шпиндель, роль шплинта играет болт на 4 с гровером, дополнительно покрыт клеем момент. Обычно затянутые соединения покрываю цапон-лаком, но он кончился:



Поскольку мотор-редуктор был успешно внедрён, то решил пойти дальше и попытаться замутить климат-контроль, то есть микроконтроллер должен будет поддерживать заданную температуру в салоне независимо от температуры воздуха, охлаждающей жидкости и скорости её циркуляции. Для этого необходимо установить датчики температуры, я применил lm19ciz они измеряют температуру от -50 до +110 - более чем достаточно, стоят рублей 50 и питания требуют 5 Вольт. Впаял их в платы:









Печка действительно наклонена салонной частью вверх, то есть радиатор отопителя надо устанавливать штуцерами вверх:




При затяжке гаек крепления печки, удивился тому, как туго они шли. Решил снять передок, и понял, что Штирлиц был близок к провалу как никогда:


Заслонка упёрлась в колодец и нехило выгнулась. Как она не сломалась ни в одном месте, и не пострадал редуктор - ХЗ. В общем слава ручной сборке ГАЗа - двух одинаковых колодцев не бывает. И обратите внимание на зазоры по бокам. Ослабил гайки, открыл/ закрыл заслонку - вот насколько она заходила на колодец. То есть штатная заслонка рассчитана на то, чтобы упираться в колодец, а не в отопитель.


Фотка сделана при помощи зеркала. При помощи зеркала начиркал, сколько надо отрезать. К счастью, болты крепления заслонки выходят в колодец, так что снял заслонку, не снимая отпителя и отпилил лишнее - где-то 8 мм в среднем:





Временно подключил мотор-редуктор заместо антенны. На будущее подключу его к МПСЗ. Вот видео, где показано как мотор-редуктор управляет воздушной заслонкой:

Как показал первый опыт эксплуатации, план сработал на все сто, то есть ОЖ через радиатор отопителя салона циркулирует постоянно, а в салоне жарче не стало. В то же время терморежим 4го цилиндра ощутимо улучшился. В чём это проявляется - раньше с закрытой печкой при динамичном разгоне тапок в пол до 4-5 тысяч оборотов после разгона ощутимо падала динамика, то есть для того чтобы ехать с постоянной скоростью, приходилось жать тапок некоторое время, пока движок остывал, ощутимо сильне. Теперь же динамичный разгон за 4 тысячи оборотов происходит спокойно, без последствий, то есть по окончании разгона машина едет как раньше. Из-за циркуляции горячей ОЖ мимо основного радиатора проблем не появилось, успел уже в жару в пробке постоять - стрелка температуры неподвижна. Также с закрытым краном печки движок при перегреве слегка начинало колбасить, теперь такого нет.

Направление вращения крыльчатки

Во время переборки отопителя решил проверить правильность направления вращения крыльчатки, и был удивлён, тому что она вращалась в неправильную сторону:


Во всех цетробежных насосах, которые мне встречались ранее, лопасти были направлены назад, а здесь они были направлены вперёд. Вспомнив нехорошими словами инженеров ГАЗа и\или криворуких сборщиков, я довольный поменял контакты в фишке, развернув направление вращения в правильную сторону. Однако шума при работе стало гораздо меньше, также сперва ощутимо упали обороты, я это списывал на то, что щётки притёрлись для вращения в обратную сторону. Запланировал, если в течение месяца обороты не восстановятся, то заменю щётки, а то и сам моторчик. Однако, в течение нескольких дней обороты вернулись до прежних значений, а воздух из диффузоров не шёл. Вообще не шёл - моторчик шумел, а не дуло ни хрена. Я крепко задумался, а почему так? Изучил вопрос. Оказывается, в промышленности применяются вентиляторы как с направлением лопастей вперёд, так и назад. То есть косяк инженеров ГАЗа отпадал, как говорится, it`s not bug, it`s feature!


Поразмыслив над причинами штиля, до меня допёрло, неотъемлемой частью цетробежного насоса является отвод, так сказать "аппендицит", а сам поток воздуха с крыльчатки срывается по касательной:


То есть после разворота вращения крыльчатки лопастями назад, весь поток воздуха тупо упирался в стенку, таким образом, направление вращения в цетробежном насосе менять нельзя. Стало быть, так и было задумано инженерами ГАЗа, осталось понять почему?


Поразмыслив, пришёл к такому выводу. В отмеченной области, накапливается воздух, и покидает её, только накопив необходимую кинетическую энергию, вследствие цетробежной силы. В случае лопастей, направленных назад, воздух просто вытесняется. По опыту, обороты электрического двигателя зависят от напряжения, а потребляемый ток от нагрузки. Таким образом получается, что лопасти, направленные вперёд, накапливают дополнительную массу, увеличивают нагрузку на двигатель, и, как следствие, потребляемый ток. То есть в случае лопастей, направленных вперёд, электродвигатель потребляет дополнительную мощность, которая идёт на увеличение скорости воздушного потока, увеличенная скорость даёт увеличенное давление потока и меньшее затухание при движении по воздуховодам. Распалата за это, повышенный шум.


Это самое "накопление" воздуха до момента накопления воздухом необходимой кинетической энергии объясняет и хитрую форму лопастей, в случае направленности назад, как правило применяются прямые, или слегка искривлённые лопасти.

В общем в очередной раз убедился, что инженеры ГАЗа - толковые ребята, а стоковые решения - самые верные.


Итак имеем изначально старый автомобиль, ГАЗ-24 Волга, с его не совсем удачной печкой(отопителем), хотя выжать из заводской конструкции без кардинальных переделок можно многое. Итак приступим.

1. Если у вас на прогретом двигателе ЗМЗ-24Д/402 рука не терпит касания к трубкам на радиатор печки (отопителя салона), а в салоне холодно, значит радиатор отопителя забит и требуется его промывка. Промывка есть закрытая и открытая. Первая это когда радиатор промывается проточной водой без вскрытия. Второй — снимается один из бачков радиатора отопителя, и трубки прочищаются маслощупом или проволокой, Второй метод более действенный так как просто промывка может не пробить наглухо закисшие соты, коих может оказаться немало (крупная соринка — отшкал от ржавеющей от воды чугунной гильзы и чугунной помпы забивает, а мелкая ржа и прочие продукты попадающие в СО помогают закупориванию трубки), за 30 лет 20% забитости радиатора отопителя, а это недогрев. Также при механической прочистке частично соскабливается накипь ухудшающая теплопередачу (поэтому вода только дистиллированная если таки вода). Чтобы качественно распаять радиатор печки нужна паяльная лампа, чтоб запаять — паяльник-топорик, хотя и 100 Вт при наличии свободного времени катит.

2. Забор воды в систему охлаждения надо сделать с головки блока цилиндров — там выше температура на пару градусов(а мы боремся за каждый процент). Правильный танчик — от ГАЗЕли с 402 мотором под ввертываемый штуцер — улучшит подачу воды из ГБЦ. Если хватит мастерства перепаять трубки радиатора печки на больший диаметр вообще цены вам не будет(а вашей печке тем более).

3. Подающий патрубок идет на НИЖНИЙ патрубок радиатора отопителя (печки). Отсасывающий (с помпы на верхний). При несоблюдении этого правила печка нормально греть не будет. Это актуально для ЗМЗ-24Д с его системой подачи охлаждающей жидкости.

4. Моторчик вентилятора отопителя (печки), обязательно убедиться в том, что он крутится правильно — поток воздуха должен быть достаточно ощутимым даже на родном моторчике. Если моторчик отопителя гудит, а воздух не обладает достаточно ощутимым напором значит или закрыт воздухозаборник печки или моторчик крутится не в ту сторону. Чтобы определить открытость заборника проверяем трос его привода и закрывает/ открывает ли он заслонки. Если открыто и потока воздуха нет, а включение моторчика на ходу только ухудшает подачу воздуха, значит кулибины перепутали полярность половинок мотора печки при сборке. Моторчик аккуратно располовинить и смотреть, чтоб не повредить проводку внутри провернуть половинки относительно друг друга на 180 градусов. Направление вращения от полярности в родном моторчике не зависит. Попутно зачистить провода на соединениях дабы уменьшить падение напряжения. Мощность штатного электродвигателя отопителя МЭ226 — 35Вт, потребляемый ток 7,5А.

5. Моторчик вентилятора отопителя от другой машины. Подходят моторчики от Приоры (с проставками в 8 мм и родной крыльчаткой+небольшое уплотнение). Фото:
Также подходит моторчик печки от Ланоса(в сборе с крыльчаткой). Приоровская крыльчатка в родной корпус отопителя не влезает.

Вот установленный дополнительный электромоторчик печки от автомобиля Daewoo Lanos:
Моторчик печки от Daewoo Lanos подходит как родной, только у него крыльчатка выгнута по другому. При правильном направлении вращения моторчик обеспечивает просто таки замечательную прокачку воздуха, что в свою очередь улучшает отопление и вентиляцию салона.

6. Радиаторы печки от других машин. По моим сведениям без переделки корпуса печки (подрезки по месту) и пересверливания дырок в моторном щите ничего не подходит. Только родные паять, чистить, или менять на новые из запасов (нынче не выпускаются пока, может китаезы допрут, но пока не доперли).

7. Отсасывающее отверстие на помпе сделать большего диаметра(перезать резьбу под сантехнический штуцер) — актуально при использовании танчика (задняя заглушка ГБЦ) подачи увеличенного диаметра штуцера (вн. диаметр больше 12 мм).

8. Термостат — при установке намазать герметиком посадочное отверстие в помпе, чтобы жидкость не циркулировала в обход термостата.9. Электровентилятор и кожух на радиаторную решетку — обе меры ускоряют прогрев и уменьшают выхолаживание двигателя зимой. Однако летом электровентилятор достаточно спорное для волги решение. Температура в подкапотном может подняться достаточно существенно. Все зависит от состоянии двигателя и внутренней и внешней чистоты радиатора.

10. Прочищайте печку от листьев перед началом зимы сняв моторчик или всю печку. Снимать без надобности печь не нужно, прилагать усилие к патрубкам печного радиатора нельзя — начнет течь.
11. Установка дополнительного мотора-насоса который прокачивает охлаждающую жидкость через отопитель полезна. Однако она достаточно затратна и эффект больше будут чувствоваться если автомобиль мало работает на оборотах, а много тянется на холостых и низких оборотах, когда эффективности штатной помпы не хватает. Также с его помощью можно обогреваться в салоне некоторое время на стоянке не включая двигатель, пока он не остынет. Моторчики-насосы используются разнообразные. Есть ГАЗелевские которые работают не очень надежно, а стоят дорого. Есть и от других автомобилей (в частности от Mercedes, однако я подобные устройства не устанавливал).
12. Щели в салон. Следует отметить, что часто пониженная температура в ногах водителя, и в салоне в целом особенно в сильную стужу возникает из-за неплотности закрытия заслонок воздухопритока в левой части короба моторного щита сверху. Этот люк используется для усиления вентиляции летом. Восстановить его нормальную работу можно приклеив к створкам заслонок поролоновый уплотнитель (который там должен быть штатно). Для этого заслонку нужно демонтировать. Болты ее крепящие как правило закисают намертво. Поэтому перед тем как что либо с силой крутить нужно несколько дней подряд пшикать на болты WD40 или подобные вещества (солярка, дизтопливо). Если заниматься реставрацией заслонок неохота можно законопатить эту щель подручными уплотнительными материалами. Также холодный воздух и угарные газы могут проникать в салон через прочие неплотности щита моторного отсека который изобилует отверстиями в ногах водителя. Для этого нужно поврежденные уплотнители заменить. В частности часто бывают неплотности на местах прохода проводки в моторный отсек и в месте педали газа, рулевого управления. К сожалению в свободной продаже эти детали не найти — нужно искать на разборках или приспосабливать подобные от других автомобилей.

14. Еще есть два метода, которые не относятся напрямую к отопителю но позволяют ускорить прогрев и уменьшить выхолаживание мотора на скорости. Не смотря на наличие жалюзей холодный воздух под напором скорости легко просачивается во все щели и выстужает мотор тем самым прогрев удлинняется и больше тепла уходит с ветром. Боремся с этим двумя методами — во первых классический кожух на решетку радиатора — причем нужно смотреть такой чтоб закрывал все до бампера. Хорошее подспорье в зимние холода. Да и грязи в моторный отсек залетит меньше. Но нужно внимательно смотреть за температурой. Если на улице +5 можно на подъеме где-то и перегреть. Поэтому пользуемся только в морозы. Второй метод — демонтаж крыльчатки вентилятора двигателя. Метод кардинально ускоряющий прогрев и убирающий проблемы холода для движка. Пользоваться осторожно — можно ненароком перегреть мотор. Лучше пользоваться только когда реальные холода зимой. Ближе к весне возвращаем на место. Комбинировать эти два метода нельзя. Кожух и снятый вентилятор это гарантия перегрева при движении по трассе. Развечто вы гарантированно ездите на короткие дистанции (до 5) и вам это не критично. Или морозы стоят дикие.

Еще статья по теме сохранения тепла в Волге — крайне рекомендую к прочтению.

Подробная расшифровка с фото, электрической схемы блоков предохранителей и реле у автомобилей марки ГАЗ.

При замене неисправного предохранителя следует подогнуть держатель предохранителя для обеспечения надежного контакта.

Схема предохранителей ГАЗ 24-10 и ГАЗ 24-12 (1985—1993)


А
Функция/компонент
Левый блок (ПР112)
1 16 Прикуриватель, часы, звуковые сигналы, штепсельная розетка
2 8 Плафон, подкапотная лампа, лампа освещения вещевого ящика, сигнализатор открытых дверей
3 8 Резерв
4 8 Резерв
5 8 Комбинация приборов, реле электродвигателя отопителя, реле обогрева заднего стекла
6 8 Система экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ), освещение таксометра
7 8 Ближний свет левой фары
8 8 Ближний свет правой фары
9 8 Дальний свет левой фары, сигнализатор дальнего света фар
10 8 Дальний свет правой форы
Правый блок (ПР121)
1 16 Резерв
2 6
Указатели поворота
3 6
Аварийная сигнализация
4 8 Плафон санитарного отделения, фара-искатель
5 8 Правые габаритные огни, освещение багажника, лампы освещения приборов, подсветка прикуривателя
6 8 Противотуманные фары, сигнализатор противотуманных фар, левые габаритные огни, освещение номерного знака, опознавательный фонарь такси
7 8 Электродвигатель антенны, стеклоочиститель
8 8 Стоп-сигналы
9 16 Обогрев заднего стекла
10 16 Электродвигатель отопителя, лампы света заднего хода

Биметаллический предохранитель стеклоочистителя

Цепь электродвигателя стеклоочистителя защищена биметаллическим предохранителем непрерывного действия.

Схема предохранителей ГАЗ 24-10 и ГАЗ 24-12 (1985—1993)

Схема предохранителей ГАЗ 24-10 и ГАЗ 24-12 (1985—1993)

Предохранитель магнитолы

На автомобиле установлена стереофоническая магнитола. Магнитола подключена к клемме INT выключателя зажигания. Предохранитель установлен на питающем проводе магнитолы.

как подключить печку. Оценка: -
-
-
-
-

Подскажите, у меня змз 402 и нужно подключить правильно радиатор печки. Могу ли я пустить один патрубок на радиатор печки с танчика ( как вход) а другой с помпы ( как выход). И еще одно, где на радиаторе печки находится вход а где выход?

Могу ли я пустить один патрубок на радиатор печки с танчика ( как вход) а другой с помпы ( как выход).
Именно так.
И еще одно, где на радиаторе печки находится вход а где выход?
Особой разницы нет.

И ещё одно: если прогнила перегородка между патрубками радиатора отопителя, то печка греть не будет всё равно!

Где вход и выход, разница есть. Выход надо делать сверху, чтобы в радиаторе отопителя не скапливался воздух.

Я пробовал оба варианта - разницы нет и воздух не скапливается. А также полезно менять направление циркуляции в отопителе, чтобы реже его промывать.

А если ДВС 21А? До сих пор не могу до конца разобраться, наша помпа гонит ОЖ в печку или высасывает из нее? Кто-нибудь проверял ЛИЧНО?
Прошу не "вмануалеуказничать", т.к. ЛИЧНО в двух разных книгах видел совершенно полярные на сей вопрос мнения.

Направление вращения крыльчатки помпы - по часовой стрелке (нагнетает в блок), соответственно, из печки жидкость отсасывается.

Направление вращения крыльчатки помпы - по часовой стрелке (нагнетает в блок), соответственно, из печки жидкость отсасывается.

+1
По другому и быть не может, какие ещё "полярные мнения"!

Это то и смущает! Смотрю на помпу - вроде бы понятно как должна работать, а смотрю в книгу и начинаю сходить с ума.

Да что за книга то такая? Неужели шибко такая из себя вся умная? Хотя я и в мануале 21й от 1962 года находил опечатки в схеме электрооборудования, и в 24ке схему вентиляции картера вверх ногами растиражировали. Но это опечатки. А вот полярное мнение это уже серьезно.

Ну и по поводу насоса. В принципе наша помпа это обычный центробежный насос. А у такового всасывающая полость соосна валу, а полость нагнетания на переферии. А что касается направления вращения, то оно имеет значение только если крыльчатка имеет спиралевидные лопасти, ну и нагнетательный отвод расположен по касательной к крыльчатке.

Самое смешное заключается в следующем: если шланг от печки (подключение к верхнему патрубку) снять со стального углового патрубка (штуцера) на помпе, то при прогазовке двигателем вода отлично течёт из шланга довольно сильным напором, то есть помпа нагнетает воду (или тосол) в радиатор печки. Вот поэтому в заводском подключении печка подключается от краника печки шлангом к своему верхнему патрубку (сам краник на БЦ или на ГБЦ), а жидкость самотёком стекает через печку к нижнему патрубку и затем течёт по шлангу и стальной трубе к угловому штуцеру на помпе.

Указанный эксперимент проводить при закрытом пальцем (можно резиновой заглушкой) угловом штуцере на помпе и при несколько поднятом вверх шланге от печки (то есть выше печки), чтобы не было самотёка из печки за счёт гравитации. Этот шланг подключён к верхнему патрубку радиатора печки. Система охлаждения должна быть заправлена водой, чтобы не умыться и не залить всё тосолом.

Так что помпа всё же толкает жидкость в печку, но затем, после углового штуцера в помпе, подхватывает своей крыльчаткой эту жидкость и направляет её в БЦ для круговорота по указанной схеме, заодно омывая и охлаждая БЦ.

Читайте также: