Первоочередные меры направленные на устранение причин и условий совершения дтп

Обновлено: 05.07.2024

Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием спроса на услуги автомобильного транспорта, который сегодня является наиболее востребованным и динамично развивающимся из всех видов транспорта. На его долю приходится три четверти грузов, перевезенных всеми видами транспорта, одновременно существенно увеличился объем осуществляемых им пассажирских перевозок.

Значительное увеличение автомобильного парка наряду с другими факторами обусловило рост количества дорожно-транспортных происшествий. В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.

На Всероссийском совещании с председателями комиссий по безопасности дорожного движения и руководителями ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации 20 декабря 2005 г. начальник ДОБДД МВД России В.Н. Кирьянов отметил, что критическая ситуация в сфере безопасности дорожного движения усугубляется тенденцией к дальнейшему ухудшению, которая определяется:

  • высоким уровнем аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. В ближайшее пятилетие прогнозируется возможность роста числа погибших до 38 - 40 тыс. чел. и количества ДТП свыше 212 тыс. случаев;
  • высокой долей среди погибших людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет), которая за 5-летие может превысить 30%;
  • продолжающимся ухудшением условий дорожного движения в городах;
  • низким уровнем безопасности перевозок на пассажирском автотранспорте .

Состояние безопасности дорожного движения в нашей стране в последние годы стало очень серьезной проблемой.

Преступность и правонарушения (2001 - 2005): Статистический сборник. М., 2006. С. 132 - 133.

Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2006 году. М., 2007. С. 50 - 51.

Помимо причинения вреда гражданам дорожно-транспортная аварийность наносит ущерб также и экономике страны. По оценкам специалистов, ежегодные потери от ДТП в последние годы составляют 2,4 - 2,6% ВВП страны, т.е. около 3 млрд. рублей, темп прироста экономического ущерба - 5 - 7% в год .

Головко В.В. Учебник инспектора ГИБДД. М., 2007. С. 6.

По экспертным оценкам, увеличение количества автомобилей в России по-прежнему будет продолжаться, и к 2010 г. на 1000 жителей будет приходиться 260 - 300 автомототранспортных средств. Увеличение количества автомототранспорта сопровождается возрастанием доли водителей, многие из которых не имеют соответствующей подготовки, а также природных данных для управления транспортными средствами . Это также во многом способствует аварийности на дорогах.

Кольчурин А.Г. Расследование преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения. Краснодар, 2003. С. 3.

Современное крайне критическое состояние безопасности дорожного движения обусловливает высокие требования к предупреждению дорожно-транспортных происшествий, в частности к деятельности органов предварительного расследования в этой сфере.

Деятельность следователя по предупреждению преступлений имеет очень важное значение, поскольку в процессе расследования преступлений он наиболее полно исследует все аспекты преступления и может предложить самые целесообразные меры по устранению криминогенных факторов .

Невский С.А. Деятельность следователя по предупреждению преступлений // Вестник Воронежского института МВД России. 1999. N 1 (3). С. 90.

Уголовно-процессуальный кодекс обязывает следователя принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, в том числе выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также принимать меры по их устранению. Указанные обстоятельства входят в предмет доказывания по уголовному делу (ч. 2 ст. 73 УПК), поэтому их невыяснение ведет к неполноте расследования.

Деятельность следователя по предупреждению преступлений в научной литературе условно разделяется на несколько этапов:

  • установление лиц, совершивших преступление, а также выявление причин и условий, способствующих совершению преступления;
  • анализ выявленных криминогенных факторов;
  • выбор и осуществление мер, направленных на устранение или нейтрализацию криминогенных факторов.

Установление лиц, совершивших преступление, причин и условий, способствующих их совершению, возможно лишь при правильно организованном расследовании, что вызывает необходимость глубокого и четкого знания следователями методики расследования различных видов преступлений .

Невский С.А. Борьба с незаконным оборотом оружия. М., 2003. С. 95.

Наиболее распространенной процессуальной формой предупредительной деятельности является внесение представлений о принятии мер об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в порядке ст. 158 УПК.

Представление - это процессуальный акт предварительного следствия, обязывающий должностных лиц государственных органов, организаций, предприятий, учреждений и т.п. принять соответствующие меры для устранения негативных факторов, способствовавших совершению преступлений. Особенность представления заключается в том, что оно основано на достоверных данных, полученных в результате расследования преступления, позволяющих следователю не просто указать на выявленные недостатки, но и, самое главное, наиболее правильно определить характер мер, направленных на их устранение .

Невский С.А. Борьба с незаконным оборотом оружия. М., 2003. С. 96.

Наиболее полно и объективно все обстоятельства ДТП могут быть исследованы лишь при условии правильно организованного взаимодействия между следователем и сотрудниками ГИБДД. Именно сотрудники ГИБДД, обладая специальными познаниями и опытом, могут предоставлять следователю необходимую квалифицированную информацию.

В литературе отмечается, что формы взаимодействия следователя и сотрудника ГИБДД по профилактике ДТП могут быть самыми различными, при этом выделяются два главных аспекта этой совместной деятельности.

Первый - это взаимодействие по выявлению причин преступления и условий, способствующих его совершению, второй - это совместные меры по устранению этих причин.

Для выявления причин и условий, способствовавших совершению ДТП, возможно поручение следователя органу дознания о производстве отдельных следственных и розыскных действий, а также оказание сотрудниками ГИБДД содействия следователю при производстве отдельных следственных действий.

К совместным мерам по устранению факторов, обусловивших совершение ДТП, следует отнести: внесение представлений о принятии конкретных мер к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; принятие профилактических мер в ходе производства отдельных следственных действий; выступления по результатам оконченных расследованием уголовных дел на собраниях коллективов автотранспортных предприятий; выступления в печати, по радио, телевидению с использованием материалов уголовных дел .

Яковенко В.Е. Взаимодействие следователей с работниками ГАИ при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях. М., 1996. С. 40 - 43.

Предупредительная деятельность лиц, осуществляющих производство предварительного расследования, может не ограничиваться рамками конкретного уголовного дела, возможно осуществление предупредительных мер на основе глубокого анализа ряда уголовных дел. В этом случае сотрудники следственных подразделений вправе выносить обобщенные представления. Вынесение обобщенных представлений как форма предупредительного воздействия достаточно эффективно для предупреждения ДТП. Его следует активнее использовать в профилактической деятельности следственных органов, поскольку оно способствует интеграции предупреждения аналогичных преступлений и разработке наиболее эффективных мер по устранению факторов, способствовавших их совершению.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Одним из условий успешной борьбы с аварийностью на транспорте является проведение комплекса эффективных профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Указанная деятельность следователя должна иметь следующие цели:

  • - выявление обстоятельств, которые могут способствовать созданию аварийной ситуации или отрицательно влиять на формирование социальной ориентации личности;
  • - установление причин и условий, способствовавших совершению каждого конкретного дорожно-транспортного происшествия;
  • - разработка комплекса профилактических мероприятий по устранению выявленных криминогенных обстоятельств;
  • - осуществление контроля за реализацией намеченных предупредительных мер;
  • - оказание воспитательного воздействия на граждан формой и содержанием процесса расследования;
  • - предупреждение рецидива преступлений;
  • - проведение обще-профилактических мероприятий, направленных на снижение потенциальной опасности отдельных элементов ситуации и оказывающих корректирующее воздействие на личность;
  • - выявление полноты и правильности осуществления обще-социальных и специально-криминологических профилактических мероприятий.

Основой профилактической деятельности является наиболее полное и всестороннее выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортных происшествий. Процесс их выявления -- составная часть общего процесса расследования. Однако полное выявление всех криминогенных обстоятельств может быть осуществлено только в том случае, если исследование данного вопроса будет специально выделено, что предполагает самостоятельное планирование сбора доказательственного материала с использованием всех тактических средств, имеющихся в распоряжении следователя.

Рассматриваемая категория происшествий по своей структуре представляет собой сложное, многогранное явление. Его развитие зависит от целого комплекса факторов, характеризуют с одной стороны, дорожную обстановку, с другой -- личность участников дорожного движения.

В качестве причин и условий, способствовавших совершению ДТП, наиболее часто выступает техническое состояние транспортных средств. Причиной многих происшествий могут стать личные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации. Среди них наиболее распространенными являются: а) неисправность ножного или ручного тормоза (изношенность или подгорание тормозных накладок, увеличение зазора между лодками и барабаном колеса, разрыв тормозного шланга и др.); б) неисправность рулевого управления (большой суммарный люфт рулевого колеса, заедание и разъединение тяг рулевого привода в результате износа и поломки шарового пальца и т. д.); в) различные дефекты ходовой части (изношенность шин); г) использование нестандартных деталей.

Способствовать совершению дорожно-транспортного происшествия могут также дорожные условия. Неудовлетворительное состояние дороги, плохие дорожные условия выражаются в дефектах дорожного покрытия, недостаточной ширине проезжей части, наличии насаждений, строений и других объектов, ограничивающих обзорность, недостаточной ширине или плохом состоянии обочин, слабой освещенности, производстве ремонтных работ с нарушением правил техники безопасности и других причинах. Неудовлетворительное дорожное покрытие, как правило, связано с некачественной работой дорожных служб (скользкое покрытие, неровности проезжей части, плохое состояние дороги). К этой же группе относятся недостатки в организации движения на определенном дорожном участке (отсутствие дорожных знаков, светофоров, ограждений либо их установка с нарушением действующих правил, неправильное размещение остановок общественного транспорта). Одним из наиболее опасных мест возникновения ДТП являются участки пересечения, примыкания улиц и дороги, особенно в тех случаях, когда отсутствует информация оповещения водителя о праве преимущественного проезда.

Обстоятельствами, способствующими совершению дорожно-транспортных происшествий, являются также действия пешеходов и пассажиров. Как правило, наезды происходят вследствие грубых нарушений пешеходами правил дорожного движения (переход проезжей части вне пешеходных переходов, перед близко идущим транспортом, неожиданный выход на проезжую часть из-за укрытий, ограничивающих обзорность водителей, по вине нетрезвых пешеходов). В зависимости от обстоятельств дела на такие нарушения (в совокупности с другими) необходимо обращать внимание по конкретным делам.

Обстоятельствами, способствующими дорожно-транспортным происшествиям, иногда являются действия должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и ремонт транспортных средств, организацию движения, состояние дорог. Вопрос об ответственности должностного Лица, отвечающего за техническое состояние транспортных средств либо состояние дороги, решается на основе анализа всех материалов дела. Большую помощь в оценке фактических данных, связанных с действиями должностных лиц, в определении того, насколько их действия соответствуют нормам специальных правил, следователю могут оказать эксперты-автотехники. При анализе конкретной обстановки дорожно-транспортного происшествия эти специалисты не только устанавливают, какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться участники происшествия, но и устанавливают выполнение требований других нормативных актов.

Обстоятельства, способствующие совершению ДТП, могут быть связаны с личностью водителя. Прежде всего в качестве такого обстоятельства может выступать антиобщественная направленность (установка) личности водителя (не допустить обгона другим транспортным средством, лихачество, желание заработать путем незаконного провоза пассажиров и грузов со скоростью, превышающей установленную, и т. д.).

Обеспечение правил безопасности движения, нарушение которых влечет уголовную ответственность, не может быть сведено лишь к соблюдению правил движения. Водитель отвечает и за технически грамотное управление автомобилем. Для того чтобы следователь в числе других мог разрешить и вопрос о криминогенных обстоятельствах, необходимо всесторонне выяснить технические причины происшествия, способствовавшие его совершению.

В ходе проведения предварительного следствия необходимо также выявлять обстоятельства, характеризующие состояние здоровья водителя, его психофизиологические качества, сопоставляя их с реальными действиями в конкретной дорожной обстановке.

По материалам расследования уголовного дела следователь в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона обязан принять меры к устранению выявленных причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия. К числу таких мер относятся: внесение представлений следователей в соответствующие предприятия, организации и учреждения; выступление на общем собрании коллектива трудящихся; использование материалов для выступления в печати, по радио, телевидению личные беседы с должностными лицами и др.

Профилактическая деятельность следователя не может ограничиваться предупреждением преступлений только по материалам конкретного уголовного дела. Большое место в ней отводится обще профилактическим мероприятиям, проводимым в широком плане борьбы с преступностью. Среди них можно выделить: анализ следователем дорожно-транспортных происшествий в отдельном автотранспортном хозяйстве, в населенном пункте или на следственном участке; обобщение материалов о причинах и условиях, способствовавших совершению того или иного вида дорожно-транспортных происшествий; обобщение практики реагирования на представления следователей соответствующими органами, учреждениями и общественными организациями и принятие мер к устранению выявленных недостатков.

Также можно отметить, что профилактику дорожно-транспортных происшествий необходимо проводить постоянно. Мы считаем, что самый большой эффект профилактика оказывает на этапе формирования личности, т.е. еще в школьном возрасте. Если в школьных учреждениях регулярно проводить профилактику, то это не только приведет к понижению уровня ДТП с участием детей, но и в дальнейшем приведет к тому, что взрослея дети будут более вежливы на дороге как в качестве пешеходов, так и в качестве водителей.

Таким образом, основой профилактической деятельности является наиболее полное и всестороннее выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортных происшествий. В качестве причин и условий, способствовавших совершению ДТП, наиболее часто выступает техническое состояние транспортных средств, могут стать личные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, могут также дорожные условия, являются также действия пешеходов и пассажиров, иногда являются действия должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и ремонт транспортных средств, организацию движения, состояние дорог, могут быть связаны с личностью водителя.

Процесс совершенствования законодательства, направленный на обеспечение максимальной безопасности процесса дорожного движения и всех его участников, продолжается.

car crash collision in urban street

Ещё одним нововведением стало то, что к полномочиям владельцев автомобильных дорог стали относиться мероприятия по обеспечению БДД при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля каждого года) утверждение перечней аварийно-опасных участков, а также в их числе теперь разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения ДТП.

Security CCTV camera operating over the road

Как сообщили в пресс-службе, правительство РФ должно определить перечень документов по стандартизации, применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории страны. К иным изменениям относится также то, что теперь к обязательным элементам обустройства автомобильных дорог и железнодорожных переездов относятся работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и видеосъёмки для фиксации нарушений ПДД и обеспечения сохранности дорог.

Читайте также: