Почему стрелка спидометра замирает при аварии

Обновлено: 30.06.2024

В Беларуси ежедневно происходят десятки ДТП, в которых не последнюю роль играет скорость: ее неправильный выбор часто служит главной причиной происшествия, равно как скорость определяет и тяжесть последствий.

Для исследования обстоятельств ДТП требуются специальные познания. О том, как на самом деле происходит вычисление скорости, даже если водитель уверяет, что он не превышал, нам рассказали начальник сектора автотехнических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области капитан юстиции Александр Радовский и официальный представитель УГКСЭ по Витебской области Наталья Романова.

"Стрелка спидометра может фиксировать скорость ДТП, но есть нюанс"

– Среди автолюбителей бытует мнение, что при столкновении стрелка спидометра замирает на той отметке скорости, с какой ДТП и было совершено. Насколько это соответствует действительности?

– В специализированной литературе имеются сведения о такой возможности определения скорости по электронным панелям. Стрелки тахометра и спидометра в них приводятся в действие шаговыми электродвигателями, которые после прекращения подачи питания остаются в своем положении, фиксирующем значение скорости в момент удара. Такое возможно, если после удара у автомобилей разрушается АКБ и останавливается двигатель, то есть разрывается электрическая цепь питания.


Судебные эксперты при проведении исследований по определению скорости руководствуются требованиями Правил ЕЭК ООН, согласно которым "скорость по прибору никогда не должна быть меньше истинной скорости", а ее фактическое значение определяется исходя из специального соотношения.

Разберем, как это работает, на примере приборной панели MINI Cooper, которая поступила на исследование к судебным экспертам управления ГКСЭ по Витебской области после ДТП.


При осмотре судебные эксперты установили, что стрелка спидометра во время удара остановилась на значении 100 километров в час. Механическое подсоединение троса привода спидометра в панели отсутствовало: привод представлял собой шаговый электродвигатель с двумя электромагнитными катушками и шестеренчатым приводом. Стрелка спидометра была расположена на оси зубчатого колеса редуктора.


При ее вращении ручным усилием каких-либо заеданий и рывков выявлено не было. То есть конструкция удовлетворяла всем условиям, при которых при отключении питания стрелка останавливается, не меняя местоположения во время удара.

Далее используя зависимость V1³ V2³ (V1–4)/1,1, где V1 – скорость на спидометре, V2 – фактическая скорость автомобиля в момент ДТП, эксперты рассчитали, что в момент ДТП реальная скорость составляла от 87,3 до 100 километров в час.

Фактическая скорость не может быть больше той, что зафиксирована на спидометре, однако бытующее мнение о том, что спидометр после ДТП может показывать скорость столкновения, недалеко от истины.

"Важно не качество картинки, а частота кадров видео"

– Скорость в момент ДТП играет решающую роль для всех видов последствий. Насколько трудоемкой процедурой является ее расчет?

– Условно говоря, достаточно поделить путь на время, как нам всем рассказывали когда-то в школе, хотя различных тонкостей на самом деле хватает. Существуют специальные программные комплексы, которые созданы как раз для проведения судебных экспертиз. Все зависит от сложности отдельно взятой ситуации. Но при этом можно высчитать скорость, используя и более простые инструменты.

– Чем лучше видеорегистратор, тем точнее будут расчеты?

– С точки зрения судебной экспертизы качество самой картинки не играет практической роли. В экспертизе важно "привязаться" к окружающим объектам с заведомо известными размерами. Это может быть расстояние между линиями разметки, между осветительными мачтами или просто колесная база автомобиля. Что касается самого видеорегистратора, то для нас важно не столько качество картинки, сколько частота кадров видео.

Объясняется это тем, что при вычислении скорости видео буквально разбирается по кадрам. Если видеорегистратор выдает "честные" заявленные 30 кадров в секунду, это лучший из возможных вариантов. Но часто бывает так, что на деле кадры дублируются или выпадают. Тогда мы считаем уже фактическую их частоту и делаем расчеты с учетом полученных данных.


Кроме того, важным параметром является наличие времени на самой видеозаписи. Без него определить кадровую частоту уже не выйдет, поэтому расчет будет производиться исходя из усредненных параметров.

– Это актуально и для камер видеонаблюдения?

–- Да, принципы расчетов остаются теми же. Рассмотрим простой пример с определением скорости автобуса по камерам видеонаблюдения.

Покадровый просмотр видеозаписи позволяет определить контрольные точки. В нашем примере ими стали две опоры осветительных мачт, между которым автобус преодолел 36,44 метра. Это будут соответственно точки А и Б.



То есть общее время движения транспортного средства на выбранном участке от точки А до точки Б составляет 6,833 – 4,083 = 2,75 секунды. Дальнейший расчет производится по формуле Va=S/t*3,6. Выходит, что автобус двигался со скоростью 47,7 километра в час.


Похожим образом, но при помощи уже более сложных расчетов определяется и замедление транспортных средств. Эти данные при помощи специальных программ позволяют делать выводы касательно возможности или невозможности избегания или совершения ДТП с различными сценариями.

Другой пример из практики, основанный уже на записи не камеры наблюдения, а видеорегистратора. На участке автодороги, на правой полосе которой шли ремонтные работы, была ограничена скорость движения. Автомобиль с включенным видеорегистратором двигался по левой полосе. В какой-то момент водитель наехал на мужчину, двигавшегося во встречном направлении по правой полосе. Для выяснения скорости движения автомобиля в управление ГКСЭ по Витебской области была назначена судебная автотехническая экспертиза, предоставлен видеорегистратор.



При изучении записи видеорегистратора судебные эксперты установили, что в момент наезда пешеход находился в кадре между линиями дорожной разметки. Какие-либо объекты, которые пересекал автомобиль в момент наезда и которые были зафиксированы в протоколе ДТП, отсутствовали. То есть длину контрольного участка определить было невозможно. Однако расчет скорости можно было выполнить по другим известным расстояниям, которые присутствовали в кадре непосредственно перед совершением наезда и в протоколе осмотра.

Кроме того, во внимание была принята частота кадров: некоторые из них дублировались. Поскольку на видео имелся временной маркер, была рассчитана действительная частота кадров.

Вычисления показали, что автомобиль преодолел контрольный участок от А до Б за 0,79 секунды. Далее уже по ранее упомянутой формуле Va=S/t*3,6 была рассчитана скорость транспортного средства непосредственно перед совершением наезда на пешехода – она составила 91,1 километра в час.

– А если в кадр не попали вообще никакие ориентиры с известными параметрами?

– Это редко встречающаяся ситуация. Как правило, можно сделать необходимые замеры либо произвести привязку к окружающим объектам и колесной базе автомобиля. То есть какой-нибудь из способов так или иначе позволит рассчитать скорость. Даже в фильмах можно высчитать скорость.

Возьмем хотя бы "Кавказскую пленницу". В данном случае у нас нет данных ни о расстоянии между столбами, ни каких-либо других расстояний в принципе. Но мы знаем колесную базу автомобиля Adler Triumpf.



Следовательно, остается лишь внимательно изучить кадры. Отыскав контрольные точки, получили, что за 0,12 секунды автомобиль проезжает 2,63 метра. Выходит, что его скорость во время погони составляла 78,9 километра в час. По крайней мере именно такую скорость хотели показать зрителю, потому что видео может быть ускорено для большой зрелищности.

Другой пример – "Форсаж". Зная колесную базу Mitsubishi, получаем, что за 0,3 секунды автомобиль в повороте проезжает 2,625 метра, то есть его скорость составляет 31,5 километра в час.


К этим примерам из фильмов не стоит относиться слишком серьезно, тут важен сам принцип. Попадет момент ДТП в объектив видеорегистратора или камеру наблюдения – роли не играет. Сегодня вычисление скорости не является невыполнимой задачей, судебные эксперты Государственного комитета судебных экспертиз успешно с этим справляются в ходе проведения автотехнических экспертиз. Вместе с тем чем меньше подобных экспертиз будет выполнено, тем с большей уверенностью можно говорить о безопасности на дорогах.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

quote: Originally posted by Wand-:

вопрос в том насколько стрелка на спидометре машины, попавшей в ДТП отражает реальную скорость автомобиля?

Вообще не отражает, может даже отломиться.

почему же всплывает эта фишка с определением скорости?

Данные о скорости в момент ДТП теоретически сохраняются в блоках SRS Airbag так же возможна запись угла удара и ускорения. Оценивать скорость по заклинившей стрелке спидометра мягко говоря неправильно

quote: Originally posted by 9par:

до некоторх пор привод спидометра осуществлялся механически

Это да, но жесткой механической связи стрелки с тросиком не было никогда так, что все равно некоректно использовать информацию о показаниях заклиненой стрелки

quote: Originally posted by DIZZI:

Это да, но жесткой механической связи стрелки с тросиком не было никогда так, что все равно некоректно использовать информацию о показаниях заклиненой стрелки

да по этому я и написал " деформащии привода или корпуса самого спидометра " видел когда оплёткой троса спидометра вгибало чашку непосредственно имеющую привод стрелки

quote: Originally posted by Wand-:

почему же всплывает эта фишка с определением скорости?

Встречный вопрос, вы когда-нибудь слышали упоминания, типа "после удара стрелка спидометра застыла на отметке 20 (30, 40. ) км/ч. "?
Просто "на отметке 130 км/ч" звучит красиво и устрашающе. Журнашлюшки, что с них взять.

quote: Originally posted by ПашаАБАКАН:

Встречный вопрос, вы когда-нибудь слышали упоминания, типа "после удара стрелка спидометра застыла на отметке 20 (30, 40. ) км/ч. "?

quote: Originally posted by DIZZI:
На стрелку в момент удара возможны различные воздействия в самых разных плоскостях, висит она на часовой пружинке, прям как маятник, так, что она может и завысить, и занизить показания на момент деформации корпуса[/B]

quote: Originally posted by RZ296:

Шаговый двигатель

quote: Originally posted by RZ296:

Показания замирают не от заклинивания или поломки панели, а от экстренного отключения питания, когда приборка просто не успевает вернуть стрелки в нулевые положения.

Сразу вспоминается анекдот про электрика в кинотеатре, который меееедленно тащит вилку из розетки.

И вопрос: а когда ключ зажигания поворачиваешь в положение 0 – это не экстренное отключение питания ? И если нет, то прошу подробно объяснить разницу с формулами. Так, на всякий случай упомяну про скорость света

quote: Originally posted by Kir*:

И вопрос: а когда ключ зажигания поворачиваешь в положение 0 – это не экстренное отключение питания ?

ЗЫ такие комбинации стоят например на отечественных Вазах, на Газелях. На иннно не припомню но тоже возможно есть

И вопрос: а когда ключ зажигания поворачиваешь в положение 0 – это не экстренное отключение питания ?

В иномарках такое специально сделано, чтобы сотрудники ДПС могли на месте зафиксировать скорость, которая была у автомобиля на момент столкновения? Или это просто глюк спидометра? Видел в новостях много раз про это показывали, но так и не понял, почему стрелка при ДТП не сбрасывается в ноль, а фиксируется на значении, которое было за долю секунды до столкновения.

Потому что в современных автомобилях стрелки приборов двигаются не за счет электромагнитного поля, как в классике например, а шаговыми электродвигателями.

Когда зажигание выключается по нормальному, блок управления двигателем (в общем случае) возвращает стрелки в ноль. При аварии он такого не делает:))

Есть кстати извращения. Например, на Матизах стрелка уровня топлива не возвращается в ноль никогда. В смысле при выключении зажигания.

ask - Почему спидометр замирает при аварии

Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы в категории Авто

Смотрела только что чрезвычайные события,вот рассказывали,что машина в аварию попала,и показали спидометр,на нем был показатель 120км-это и была его скорость или при ударе он уже неправильный,сбивается?

если удар повлиял на приборную панель, то стрелка могла и замереть в на той скорости при которой произошла авария. Только в этом случае. А так стрелка упадет на ноль скорее всего

После аварии стрелка спидометра не может показывать скорость с которой двигался автомобиль, так как спидометр отображает реальную скорость при движении. А вот бортовой компьютер сохраняет данные по скорости, пройденному расстоянию и расходу топлива.

Такое может быть только при сильных ударах.

У электро-механических спидометров установлен шаговый двигатель, если при ударе происходит обрыв питания на него, то стрелка замирает в том положении в котором и была.

У механических спидометров это произойдет магнитный диск сместится и в результата заклинит механику привода стрелки.

У электронных цифровых спидометров стрелки нет, поэтому при обрыве питания лампочка гаснет . и все.


Скажите, а это правда, что при ДТП (авария авто) стрелка на спидометре "застывает" на той цифре при которой гнал водитель?


Musson



Musson



Чудо_на_эскуде


Araks


Genadiy


marisha_



TechRepresentative



последнийромантик


TechRepresentative


последнийромантик


TechRepresentative


rustic_peasant



Tem


Clockwork_orange


В лобовом столкновении под Красноярском погибли три человека, двое ранены


q.w.e.r.


Woltor_III


G55


Woltor_III


G55


Эдд


G55



krown078


Buharik


ВадЛен


Laki


ВадЛен


ЛАСКОВЫЙ_СКИНХЭД


VYG


TiQr


Lonely


Buharik


TiQr


Woltor_III


VYG


свирепый_ёж


VYG


Laki


свирепый_ёж


Здравствуйте!подскажите где можно приобрести ролик генератора и натяжитель на Nissan March bk12?во многих магазинах нет,может кто сталкивался с этим вопросом



SJ5 2013 г. Загорелись все ошибки на табло. Авто не запускается, стартер крутит. Кому можно обратится?


🙏🏻

Вечер добрый. Подскажите как убрать к стенкам задний ряд сидений на эльгранде 50 кузов. Крючки внизу не реагируют, а крюк в рельсах который держит скобу основания сидения отверткой не отгинается. Всë не ржавое. Поделитесь секретом кто знает

Форум Cахком - популярный сахалинский форум! Здесь делятся новостями, идеями, узнают общественное мнение, находят друзей.

и такие заявления часто. как это зависит от конструкции?
типа -а ля Жигули или кан-шина.

Wand-
вопрос в том насколько стрелка на спидометре машины, попавшей в ДТП отражает реальную скорость автомобиля?

Теоретически может заклинить в любом положении.

вот и я думаю, что если тресну кому-нибудь по балде вольтметром и стрелка замрет на отметке 5, то в никто не напишет, что тот пострадал от напряжения в 5кВ.

почему же всплывает эта фишка с определением скорости?

Данные о скорости в момент ДТП теоретически сохраняются в блоках SRS Airbag так же возможна запись угла удара и ускорения. Оценивать скорость по заклинившей стрелке спидометра мягко говоря неправильно 😊


до некоторх пор привод спидометра осуществлялся механически и в момент удара происходило заклинивание механизма в результате деформащии привода или корпуса самого спидометра на той скорости что была на тот момент в советские времена это часто использовалось так как было не далеко от истины и освобождало в некоторой степени от проведения трасологической экспертизы сейчас же когда приборы сменились сначало на аналоговые а теперь и цифровые или даже с шаговыми двигателями привязка абсолютно абсурдна и если и примняется то по невежеству и стереотипности
но совершенно не отражает истинной картины
где например тут должна заклинить "стрелка"??

Это да, но жесткой механической связи стрелки с тросиком не было никогда 😊 так, что все равно некоректно использовать информацию о показаниях заклиненой стрелки

У меня при жесткой аварии электрика аварийно отключилась (подозреваю, что блок управления подушками помимо отстрела подушек и натяжителей заодно и пережег предохранители, питающие бортовую электронику, чтобы предотвратить возможность пожара). Так как стрелки приборной панели приводятся в движение шаговыми двигателями, показания на панели замерли на тех значениях, которые были при ударе.
Автомобиль, если что- Приора.

DIZZI
Это да, но жесткой механической связи стрелки с тросиком не было никогда 😊 так, что все равно некоректно использовать информацию о показаниях заклиненой стрелки

да по этому я и написал " деформащии привода или корпуса самого спидометра " видел когда оплёткой троса спидометра вгибало чашку непосредственно имеющую привод стрелки

Вопрос в том что показывает заклиненая стрелка? температуру воды в Индийском океане или год календаря Майя? 😊 На стрелку в момент удара возможны различные воздействия в самых разных плоскостях, висит она на часовой пружинке, прям как маятник, так, что она может и завысить, и занизить показания на момент деформации корпуса

Встречный вопрос, вы когда-нибудь слышали упоминания, типа "после удара стрелка спидометра застыла на отметке 20 (30, 40. ) км/ч. "?
Просто "на отметке 130 км/ч" звучит красиво и устрашающе. Журнашлюшки, что с них взять.

ПашаАБАКАН
Встречный вопрос, вы когда-нибудь слышали упоминания, типа "после удара стрелка спидометра застыла на отметке 20 (30, 40. ) км/ч. "?

DIZZI
На стрелку в момент удара возможны различные воздействия в самых разных плоскостях, висит она на часовой пружинке, прям как маятник, так, что она может и завысить, и занизить показания на момент деформации корпуса[/B]

Шаговый двигатель, вообще-то, это не пружинки, а довольно сильная штука, вал которой провернуть ощутимо тяжело, ну и, вдобавок, стрелки более-менее сбалансированы. Показания замирают не от заклинивания или поломки панели, а от экстренного отключения питания, когда приборка просто не успевает вернуть стрелки в нулевые положения.
Но, само собой, всякое может случиться, жесткий удар- вещь непредсказуемая и сильная. Ну и электронные приборки ко всяким шестеркам отношения не имеют вообще никакого.

Я писал про старый спидометр с приводом от тросика. Но, на ганзе читать посты не принято (с)
С шаговым все понятно, если питание пропало то встанет там где был, но тоже конструкции приборных панелей разные встречаются.

RZ296
Показания замирают не от заклинивания или поломки панели, а от экстренного отключения питания, когда приборка просто не успевает вернуть стрелки в нулевые положения.

Сразу вспоминается анекдот про электрика в кинотеатре, который меееедленно тащит вилку из розетки.

И вопрос: а когда ключ зажигания поворачиваешь в положение 0 - это не экстренное отключение питания ? И если нет, то прошу подробно объяснить разницу с формулами. Так, на всякий случай упомяну про скорость света 😛

Kir*
И вопрос: а когда ключ зажигания поворачиваешь в положение 0 - это не экстренное отключение питания ?

Есть комбинации приборов которые при скидывание клеммы акума или сгорании предохранителя замораживают показания всех приборов, тахометра, спидометра, датчика температуры. Когда же отключается зажигание то исчезает только ign+ а постоянное питание B+ присутствует, панель видя такое дело, возвращает приборы в "ноль"

ЗЫ такие комбинации стоят например на отечественных Вазах, на Газелях. На иннно не припомню но тоже возможно есть

Да пожалуйста. Так, чтобы сразу- а не задумывались, как идут часы в комбинации приборов при выключении зажигания? Для особо гениальных и остроумных- комбинация приборов, на всякий случай, не обесточивается! Ну кто бы мог подумать! Да, индикации на ЖК нет, но напряжение- есть. Еще подколки будут или фсё, иссякло остроумие-то?
При этом, когда снимал комбинацию и отключал разъем жгута, накопленная инфа БК, типа среднего расхода и прочего, терялась, как и установки времени- ну, это на случай идеи с батарейкой, как на материнской плате.

Kir*

И вопрос: а когда ключ зажигания поворачиваешь в положение 0 - это не экстренное отключение питания ?

Чего спорить то? Ведь ясно что показания спидометра на аварийном авто неадекватны.

Туфта, имхуется мне, про эти показания по стрелкам. Эффекту для, и только. Питание не исчезает мгновенно, масса видео, где фары задние еще горят, а морды уже почти нет. Это про "шаговое" исполнение. При тросике, да и без него, но с импульсами, тоже стрелка не останется на месте, т.к. пружинка вернет её, а привод через магнитную систему. У меня доска оталась от Култуса, на ок.100 км\ч столб попался, так все стрелки на нулях, кроме уровня топлива, так ему и положено. Согласен, при ударе много составляющих, и даже при сильной деформации приборов "показания" спидометра не могут приниматся в расчет. Про специальное "пережигание" от подушек не поверю, схемы говорят об обратном, тем более при ударе еще двери открывать надо (замки разлочить).

При расследовании авиакатастроф для восстановления показаний приборов на момент удара о землю часто использовались отпечатки стрелок приборов на циферблатах. Но в авиации соверешенно другие скорости.

9par
сейчас же когда приборы сменились сначало на аналоговые а теперь и цифровые или даже с шаговыми двигателями привязка абсолютно абсурдна и если и примняется то по невежеству и стереотипности
но совершенно не отражает истинной картины

Во первых - отражает. И по тем же самым "механическим" причинам - в момент удара возникают сильные мгновенные перегрузки и механизм стрелки часто блокируется. Точно так же, как заблокируется секундная стрелка ваших часов, если вы их хорошенько йопните оземь.
Во вторых - в приборках нет шаговых двигателей

Читайте также: