Почему в нашей стране смертность от дтп в несколько раз выше чем в развитых странах

Обновлено: 02.07.2024

Над темой номера работали

Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ

Тимур
ФАТТАХОВ

Смертность от ДТП в России на фоне других стран

Смертность от ДТП в России в расчете на 1000 жителей намного выше, чем в большинстве развитых стран, и, в отличие от них, в России не наблюдается устойчивой долговременной тенденции к снижению этого показателя (рис. 10 и 11).

Рисунок 10. Стандартизованный коэффициент смертности от ДТП в 2009 (*2008) год, на 100000

Рисунок 11. Стандартизованный коэффициент смертности от ДТП, 1980-2010, на 100000 населения

Стандартизация коэффициента смертности по возрасту позволяет элиминировать влияние различий в возрастной структуре населения разных стран и обеспечить тем самым корректные межстрановые сопоставления, которые и представлены на рис. 9 и 10. Но существуют и другие различия, которые также необходимо учитывать при сравнении смертности от ДТП в России и в других странах.

Прежде всего, это относится к различиям в автопарке разных стран. Число погибших в ДТП зависит не только от численности населения и его структуры, но и от уровня автомобилизации страны. Несмотря на заметный рост российского автопарка (рис. 12), по сравнению с другими странами он все еще невелик.

*включая пикапы и легковые фургоны.

Рисунок 12. Автомобильный парк России, в тысячах

Источник. Статистический ежегодник России 2011, с. 478.

По числу автомобилей на 1000 жителей Россия уступает многим странам в разы (рис. 13).

Рисунок 13. Число легковых автомобилей на 1000 жителей в некоторых странах в 2010 (*2009) году

В то же время, при относительно небольшом автопарке число ДТП и их жертв в расчете на один автомобиль в России намного выше, чем в странах с высоким уровнем автомобилизации (рис. 14).

Рисунок 14. Число погибших на 100000 легковых автомобилей в 2010 (*2009) году

Из сказанного ясно, что если бы насыщенность автомобилями в России была такой же, как в типичных западных странах, то число ДТП и пострадавших в них было бы намного большим. Чтобы дать представление о порядке величин, сопоставим фактическое число погибших в ДТП в России в 2010 году с тем, каким оно могло бы быть при современном уровне автомобилизации в трех европейских странах – Великобритании, Швеции и Франции (мы ограничимся данными по легковым автомобилям, по которым имеется необходимая для расчетов информация).

Как следует из рис. 14, Великобритания и Швеция имеют очень низкие показатели смертности на дорогах. Этого удалось достичь благодаря долговременной и целенаправленной политике в области безопасности дорожного движения. Франция - страна со средним показателями транспортной смертности в европейском регионе. Поэтому интересно сравнить, насколько смертность в России превосходит аналогичный показатель в странах-лидерах, а также в стране со средними показателями транспортной смертности.

Как следует из табл. 1 и рис. 15 и 16, если бы в России уже сейчас был достигнут уровень автомобилизации трех взятых для сравнения стран без изменения уровня смертности от ДТП, то общее число погибших от этой причины, примерно, удвоилось бы. Но если бы, без увеличения автомобильного парка, удалось снизить смертность от ДТП в России в расчете на 10000 автомобилей до уровня европейских стран, то общее число погибших на дорогах России сократилось бы во много раз (при достижении французского уровня – в 6 раз, при достижении шведского – в 12,5 раза).

Таблица 1. Фактическое число погибших от ДТП в России в 2010 году и возможное число погибших при уровнях автомобилизации и смертности от ДТП в трех странах и современной численности населения России

Уровень автомобилизации в 2010 г.

Гипотетическое число автомобилей в России при уровне автомобилизации соответствующих стран

Гипотетическое число погибших в России при уровне автомобилизации соответствующих стран и их смертности от ДТП в расчете на 10000 автомобилей, тысяч человек


Вторая названная специалистом причина — это отсутствие освещения. Большинство аварий происходят в темное время суток, заявил он.

Последним фактором, способствующим высокой смертности на дорогах, является небольшое количество регулируемых пешеходных переходов. В России надо переходить к регулируемым переходам со светофорами и вызывной кнопкой, считает Шкуматов.

Из публикаций в прессе и выступлений с различных трибун мы постоянно слышим о катастрофической ситуации со смертностью в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) на наших дорогах. Действительно, согласно статистике ГИБДД РФ, в 2014 году смертность в авариях составила 18 человек на каждые 100 тыс. населения страны. По этому показателю Россия соседствует с такими странами, как Гондурас, Гамбия, Никарагуа, Туркменистан и Мозамбик. При этом в Евросоюзе средний показатель смертности составляет пять, а в США — 10 человек на 100 тыс. населения. Что же у нас пошло не так?

ДТП с участием автомобиля Porshe-911 на улице Большая Якиманка

Москва. 27 июня 2015. На месте ДТП на улице Большая Якиманка с участием автомобиля Porshe 911, в результате которого погибли два человека.

Москва. 27 июня 2015. На месте ДТП на улице Большая Якиманка с участием автомобиля Porshe 911, в результате которого погибли два человека.

Москва. 27 июня 2015 г. На месте ДТП на улице Большая Якиманка с участием автомобиля Porsche 911, в результате которого погибли два человека.

Все эти меры правильные, но направлены, прежде всего, на снижение уровня аварийности, а не смертности в ДТП. Вопреки бытующему мнению удельное (в пересчете на 100 тыс. населения) количество аварий, в которых страдают люди в России, и так существенно меньше, чем во многих странах Евросоюза и США.

Так почему же аварии в России уносят так много жизней?

Если внимательно проанализировать мировую статистику пострадавших и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий и сравнить ее с российской, то может оказаться, что существует незамеченная или игнорируемая профильными министерствами и ведомствами проблема, в значительной мере определяющая высокую смертность в ДТП в России. Ниже приведена сводная таблица, отражающая данные по количеству пострадавших в ДТП на 100 тыс. населения разных стран мира и количество смертных исходов в ДТП в 2013–2014 гг.

Снимок экрана 2015-10-14 в 22.05.20

Для наглядности представим табличные данные в виде сравнительной диаграммы.

Копия dtp-1

Почему в России низкая выживаемость пострадавших в ДТП?

Выживаемость пострадавших в ДТП напрямую связана со своевременностью и качеством оказания экстренной медицинской помощи. Проведенные Еврокомиссией исследования показали, что чем ниже уровень экономического развития страны-члена Евросоюза, тем выше смертность при ДТП на догоспитальном этапе, так как система оказания экстренной медицинской помощи в таких странах развита недостаточно хорошо. Данные европейской статистики приведены на диаграмме ниже. Высокий уровень смертности в ДТП наблюдается в таких небогатых странах Евросоюза, как Польша, Литва, Латвия, Болгария и Румыния, и тем не менее там она в 1,8–2,2 раза ниже, чем в России.

Снимок экрана 2015-10-14 в 21.40.40

По данным статистики ДТП многих европейских стран, большинство смертельных исходов в ДТП происходит в сельской местности (например, 73% случаев в Испании в 2013 году). Чем дальше место аварии от места базирования сил экстренной медицинской помощи и лечебных учреждений, тем больше вероятность смертельных случаев в ДТП.

Роль экстренной медицинской помощи

В отчете роли оказания экстренной медицинской помощи после дорожных происшествий, подготовленном в 2009 году по заказу Европейской комиссии, указывается, что примерно половина смертей при ДТП происходят в течение нескольких минут после аварии, в результате травм, не совместимых с жизнью, и асфиксии (удушья) при отсутствии немедленной помощи. Борьба за жизнь тех, кто не скончался сразу во время аварии, определяет уровень выживаемости в дорожно-транспортных происшествиях. Автомобильная (транспортная) травма, как и боевая травма, является тяжелой, часто сочетанной и множественной. Автомобильная травма во многих случаях сопровождается кровопотерей, развитием шока и других тяжелых осложнений. Например, по испанской статистике за 2013 год, причиной смерти 37,7% всех скончавшихся на госпитальном этапе в результате автомобильных травм послужило повреждение головного мозга, а у 33,3% — повреждение органов грудной и брюшной полости.

Для оказания помощи пострадавшим в ДТП с тяжелыми повреждениями требуется не просто высокий уровень квалификации специалистов и хорошее оснащение лечебного учреждения, а специализированное отделение для оказания помощи при сочетанной травме, где помощь пострадавшим оказывает слаженная команда из врачей нескольких смежных специальностей.

Силы и средства экстренных служб, задействованных при оказании помощи при ДТП на Северной автомагистрали A1 в Иль-де-Франс

Силы и средства экстренных служб, задействованных при оказании помощи при ДТП на Северной автомагистрали A1 в Иль-де-Франс

Силы и средства экстренных служб, задействованных при оказании помощи при ДТП на Северной автомагистрали A1 в Иль-де-Франс

Тяжело пострадавшие в ДТП (кто не погиб сразу) расстаются с жизнью в период от 1 до 4 часов после аварии из-за незамеченных медиками внутренних повреждений (5%), несвоевременной доставки в стационар (12%) или доставки в лечебное учреждение, не имеющее специализированного отделения по оказанию помощи при тяжелой сочетанной травме (32%).

Поэтому для уменьшения смертности в ДТП в Российской Федерации прежде всего требуется создание современной системы экстренной медицинской помощи при дорожных происшествиях.

Статистика Евросоюза говорит, что социально-экономический ущерб от гибели и получения инвалидности граждан в происшествиях на дорогах превышает потери от смертности населения из-за онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Каждый третий европеец хотя бы раз в жизни проходит лечение в стационаре из-за травм, полученных при ДТП. Потери от гибели людей в авариях составляют 2% от ВВП Евросоюза. По данным СМИ, в нашем случае — до 3% ВВП.

Обычная картина на въезде на территорию одной из больниц Санкт-Петербурга и проезде к приемному отделению: заставленный машинами проезд и закрытый шлагбаум.

Обычная картина на въезде на территорию одной из больниц Санкт-Петербурга и проезде к приемному отделению: заставленный машинами проезд и закрытый шлагбаум.

Обычная картина на въезде на территорию одной из больниц Санкт-Петербурга и к приемному отделению: заставленный машинами проезд и закрытый шлагбаум

Оформление ДТП

Би-би-си рассказывает, как смертельные ДТП разрушают жизни родственников погибших, и объясняет, как проблемы с инфраструктурой и законодательством способствуют росту числа аварий.

"Я так и не справился с этим горем, время не лечит и не учит с этим жить, - рассказывает Роман Шимко, потерявший в ДТП своего сына. - После того случая мой отец заболел раком, с женой я развелся два года назад".

Гибель шестилетнего Алеши Шимко в подмосковной Балашихе стала одной из самых громких и обсуждаемых аварий последних лет. 23 апреля 2017 году мальчик шел с детской площадки к своему подъезду вместе с дедушкой и попал под колеса автомобиля Hyundai Solaris, за рулем которого была 31-летняя Ольга Алисова.

Свидетели позднее рассказывали о страшных подробностях аварии: по их словам, Алисова переехала ребенка передними и задними колесами, протащила его по дороге около 10 метров и остановилась только после громких криков очевидцев.

"Наверное, до этого случая у меня не было цели в жизни, были обычные вещи: рост, семья, работа. А потом у меня появилась цель - наказать виновных. И сегодня я этим живу", - признается Роман Шимко. Сейчас он работает в Росгвардии.

Через несколько месяцев после аварии родители мальчика получили заключение судмедэкспертов, которое потрясло. Согласно выводам специалистов, в крови ребенка было обнаружено около 2,7 промилле алкоголя, то есть количество, примерно равное двум рюмкам водки.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Новость об обнаружении алкоголя в крови шестилетнего ребенка быстро разлетелась по СМИ и вызвала волну возмущения в обществе, а семья мальчика потребовала провести повторную экспертизу. В результате расследования выяснилось, что алкоголь в крови мальчика оказался по вине судмедэксперта Михаила Клеймёнова - тот неправильно взял образцы крови.

Сам Клеймёнов в ток-шоу на федеральном телеканале осенью 2017 года утверждал, что никакой ошибки во время экспертизы быть не могло. "Я своими руками брал кровь у мальчика, опечатывал ее и отправлял в лабораторию. Никаких фальсификаций не было", - говорил он.

В итоге против судмедэксперта возбудили уголовное дело по статье "Халатность" и в мае 2019 года приговорили к 10 месяцам исправительных работ.

Виновница ДТП Ольга Алисова в ноябре 2017 года была приговорена к трем годам колонии-поселения с лишением права управления транспортными средствами на два с половиной года. Согласно выводам следствия, она превысила скорость.

Автор фото, Roman Shimko

Роман Шимко уверен, что виновные в гибели его сына не понесли заслуженного наказания

В ноябре 2019 года Алисова вышла на свободу, однако скандалы вокруг ДТП с Алешей Шимко на этом не закончились. Роман Шимко рассказывает, что адвокаты Алисовой организовали группу в соцсетях, где утверждалось, что она невиновна, а в его адрес звучали оскорбления.

Би-би-си нашла эту группу в соцсети "ВКонтакте". В ней состоит около 120 участников, а в одном из постов отмечается, что она создавалась "не с целью опорочить потерпевшего, а с целью не дать ему опорочить обвиняемую".

"Мы вычислили всех участников этой группы, хотя они писали под вымышленными именами. Я их навещал и посещал их лично, после чего они обещали больше так не делать, испугавшись наказания", - говорит Шимко.

Отец погибшего мальчика говорит, что хотя все время ощущал поддержку своей позиции, в том числе со стороны некоторых чиновников и знаменитостей, это мало помогает ему.

"Это знаете, как утопающий, который тонет посреди реки, а люди стоят на берегу и кричат: "Мы с тобой, мы с тобой!" - признается он.

Роман говорит, что Ольга Алисова постепенно выплачивает ему компенсацию в 2,5 млн рублей, назначенную судом. Однако он по-прежнему считает приговор слишком мягким.

Шимко и Алисова дважды участвовали в ток-шоу на федеральных телеканалах. В обеих передачах Ольга и ее родственники утверждали, что Роман вторгается в их личную жизнь и угрожает им.

В одной из телепрограмм Ольгу попросили дать показания на детекторе лжи: женщина говорила, что не употребляла алкоголь и наркотики перед тем, как села за руль, но аппарат показал, что она якобы врет. После этого Роман набросился на Ольгу и повалил ее на пол, а та в ответ пообещала написать на него заявление в полицию.

"Вообще, ДТП со смертельным исходом - это как узаконенное убийство. Получается, если мне не понравился человек, то я могу сесть за руль, задавить человека и получить условный срок или заплатить компенсацию", - рассуждает Роман.

Роман Шимко собирается преследовать дальше и судмедэксперта Клеймёнова - против того он готовит новый судебный иск. "Он вышел сухим из воды, но он должен быть наказан по закону, должен понести настоящее наказание", - утверждает он.

С самой Ольгой Алисовой Би-би-си связаться не удалось. Ее подруга сказала, что сейчас виновница скандальной аварии не хочет общаться с журналистами, сестра Алисовой на вопросы Би-би-си не ответила.

Плохие дороги и недостатки в законах

Несмотря на то, что в России, согласно статистике, в последние годы стали лучше водить, уровень аварийности со смертельным исходом на российских дорогах остается высоким - примерно каждое одиннадцатое ДТП приводит к гибели человека, говорится в недавнем докладе МВД.

По данным Всемирного банка, в начале 2000-х годов Россия была одним из мировых лидеров по числу смертельных ДТП, однако с 2014 года началось резкое сокращение смертности на дорогах, а в последние годы в России гибнет меньше людей на 100 тысяч населения, чем в Индии, Китае и даже США. При этом Россия все еще сильно опережает по смертности страны Западной Европы - Францию, Британию и Германию.

Если график не загрузился, попробуйте использовать другой браузер

Обеспокоенность в связи с большим числом жертв ДТП осенью высказывал и президент Владимир Путин. На встрече с вице-премьером Маратом Хуснуллиным в октябре он призывал активнее работать над снижением смертности на дорогах. "Мы не можем на дорогах терять столько людей, как при военных действиях", - подчеркивал Путин.

Наказания за аварии и нарушение ПДД в России в последние годы не раз ужесточались. Например, в 2019 году власти ужесточили ответственность для виновников ДТП, скрывшихся с места преступления: если в ДТП погибли два и более человека, то водителю грозит лишение свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенную должность на срок до трех лет.

В декабре 2021 года Госдума одобрила законопроект об ужесточении наказания для лихачей - "тех, кто намеренно превышает скоростной режим или выезжает на полосу встречного движения": теперь им может грозить тюрьма на срок до двух лет и лишение права занимать определенную должность на срок до трех лет. 30 декабря это законопроект подписал Владимир Путин.

Однако одна из проблем состоит в том, что власти недостаточно жестко наказывают водителей за административные правонарушения, считает автоюрист Лев Воропаев.

"Если бы у нас гражданин всегда нес ответственность за превышение скорости или за несвоевременную оплату штрафов, то у нас уголовных преступлений стало бы гораздо меньше. Ведь у многих пойманных на серьезных ДТП находят сотни неоплаченных штрафов. Вся проблема, как я считаю, - в уходе от ответственности по более мелким правонарушениям", - объясняет он.

При этом виновниками ДТП нередко становятся и пешеходы, и привлечь их к ответственности в современных условиях практически невозможно, сетуют эксперты.

"Вся наша судебная практика повернута в защиту прав пешеходов. В подавляющем большинстве случаев пешеход прав в любой дорожно-транспортной ситуации. Пешеходов крайне редко штрафуют за нарушение правил, и эту практику нужно систематизировать", - предлагает Лев Воропаев.

"Оштрафовать пешехода может только сотрудник ГИБДД, а их у нас на дорогах становится все меньше и больше становиться уже не будет", - отмечает главный редактор журнала "За рулём" Максим Кадаков.

Еще одна причина большого числа ДТП в России - плохое состояние дорог во многих городах и поселках страны.

"У нас значительная доля аварий происходит по причине отвратительного состояния дорог. Нет разметки, дороги ночью плохо освещаются. При таких дорогах нулевой смертности достичь просто невозможно", - говорит Кадаков.

На статистику по авариям негативно влияют и лакуны в законодательстве, в результате которых виновники серьезных преступлений зачастую уходят от ответственности.

"У нас все равны перед законом, но некоторые оказываются "равнее". Например, у нас нет жесткого наказания для тех, кто демонстративно нарушает правила и плюет на законы, а потом еще и показывает все это в соцсетях. И таких случаев становится все больше", - рассуждает Кадаков.

Отсидел за другого

"Когда я находился в заключении, было очень тяжело осознавать, что настоящий преступник где-то гуляет и проживет свою жизнь с друзьями и близкими, а ты находишься здесь, вдали от дома, - рассказывает житель Саратова Максим Митенков. - Были такие моменты, когда ничего не хотелось делать, просто хотелось, чтобы этот ад быстрее закончился и все".

В июне 2020 года Митенков вышел на свободу. В тюрьму Максим попал за ночное ДТП на одной из улиц Саратова - в той аварии погибла его девушка, ехавшая с ним в одной машине. Из трех лет колонии он отсидел полтора, после чего был освобожден по УДО. После тюрьмы Митенков вернулся на работу в саратовское кафе, где трудился до заключения. Однако он понимает, что отбытый срок теперь может помешать ему в дальнейшем.

"Я вернулся на прежнюю работу, потому что меня там все знали. Я хотел устроиться на другую работу, но теперь это проблематично - служба безопасности уже не пропускает. Я понимаю, что, например, в банк у меня устроиться уже не получится в связи со статьей" - говорит он.

Автор фото, Maxim Mitenkov

Максим Митенков уверен, что отсидел свой срок без вины, но добиваться пересмотра дела не хочет

Авария произошла в ночь на 6 ноября 2016 года на пересечении проспекта 50 лет Октября и улицы Технической в Саратове. В автомобиль ВАЗ-21110, за рулем которого был Митенков, на большой скорости врезался Daewoo Kalos, которым управлял Денис Загородных. Рядом с Максимом в машине сидела его подруга Ирина Кощакова, которой в день аварии исполнилось 22 года. В результате ДТП она погибла.

На полицейскими кадрах, снятых вскоре после аварии, видно, как у Загородных берут тест на алкоголь, и алкотестер показывает 0.84 промилле (при допустимых 0.16). Там также запечатлено, как полицейские изымают у него сверток с неким "растительным веществом".

В ходе расследования было проведено пять экспертиз, в том числе две независимые экспертизы в разных регионах страны, писали местные СМИ. Обе независимые экспертизы и одна "системная" показали, что автомобиль Daewoo ехал по встречной полосе, однако заказанная следствием повторная экспертиза опровергла эти выводы. Все экспертизы также подтверждали, что Загородных ехал с превышением скорости.

"Сначала следствие явно шло в мою пользу, - вспоминает Митенков. - Следователь не раз успокаивал меня и клятвенно обещал мне, что засадит настоящего виновника, но потом он почему-то резко поменял свое отношение".

Би-би-си направила запрос в Саратовское управление СКР с просьбой прояснить обстоятельства расследования.

Дело Митенкова приобрело широкий резонанс - его и родителей Ирины Кощаковой начали приглашать в ток-шоу на федеральные телеканалы, где они пытались доказать невиновность Максима. При этом Денис Загородных от общения с прессой уклоняется и за все пять лет после аварии не дал ни одного интервью или комментария журналистам. Би-би-си с ним связаться также не удалось.

Виновным в ДТП признали Митенкова, который, согласно выводам следствия, нарушил правила и должен был уступить дорогу автомобилю Daewoo. Загородных отделался штрафом и лишением прав на 1,5 года.

Адвокаты Митенкова пытались обжаловать вердикт, но безуспешно.

"Дело было довольно громкое, и в тюрьме все про него уже знали, - говорит Максим. - Я устроился на работу в столовую. Ко мне относились достаточно хорошо, шли на уступки, разрешали видеться с родителями. Осужденные ко мне тоже относились нормально. Но все равно пребывание в тюрьме - это просто пустая трата времени, это потеря года жизни".

Проблемы возникли и у брата Максима, который хотел устроиться в ФСБ и уже прошел необходимые испытания. Работу он в итоге не получил, как считают братья, из-за злополучного приговора.

Спустя полтора года после своего освобождения Митенков признается, что не хочет добиваться пересмотра дела и доказывать, что виновником аварии был пьяный лихач.

"Я все это испытал на своей шкуре, и доверия к этой системе у меня больше нет, - рассказывает он. - Я понимаю, что если сейчас что-нибудь пойдет не так, то меня, не дай бог, опять упекут. Лучше я просто поживу как человек".

Пьянство за рулем

Согласно статистике МВД, за первые 9 месяцев текущего года каждое девятое ДТП (11,3%) произошло с участием пьяных водителей. Водители, находившиеся в состоянии опьянения, стали виновниками в 9 из 10 ДТП (92,1%), в которых участвовали.

"В целом у нас кривая смертности идет вниз: за последние 10 лет смертность на дорогах сократилась вдвое. Но при этом за этот же период практически не менялось количество смертей и покалеченных людей в пьяных авариях", - говорит Максим Кадаков.

По его мнению, наказание за пьянство за рулем необходимо ужесточать.

"Если пьяный за рулем везет человека в машине, то это должно быть отягчающим обстоятельством, а если в автомобиле находятся дети - то еще более отягчающим обстоятельством. Ответственность должна быть предельно жесткой, вплоть до пожизненного лишения прав", - считает эксперт.

Автоюрист Лев Воропаев придерживается другого мнения: он полагает, что наказание за пьяную езду в России стало вполне адекватным после недавних ужесточений.

В июне 2019 года были утверждены поправки в уголовный кодекс, которые ужесточали уголовную ответственность за ДТП со смертельным исходом, совершенные по вине нетрезвых водителей. Согласно обновленным нормам, если пьяный водитель устроил аварию и причинил тяжкий вред здоровью другого человека, ему может грозить от трех до семи лет лишения свободы (ранее максимальный срок составлял четыре года).

"У нас постоянно ужесточают наказание в этой категории преступлений. Но чтобы пресечь саму возможность сесть за руль, нужны не высокие штрафы и сроки - нужно изымать транспортные средства, чтобы человек просто не мог воспользоваться машиной. Но по этому направлению никто почему-то пока не хочет идти", - говорит эксперт.

Трагедия на перекрестке

Вечером 18 июня 2018 года москвич Евгений Львов решил позвонить с работы своей беременной супруге, чтобы узнать, как прошел прием у врача.

"Я знал, когда она должна была приехать домой, и позвонил ей, но никто не отвечал. После шестого или седьмого звонка я понял, что произошло что-то неладное, и позвонил своей теще, которая тоже ничего не знала. Затем поступил звонок из экстренных служб, и мне сказали, что моя жена поступила в Боткинскую больницу и лежит в реанимации", - вспоминает Евгений.

Врачи боролись за жизнь Натальи шесть дней, однако спасти ее не удалось. Девочка, которая вот-вот должна была появиться на свет, тоже скончалась.

Автор фото, Yevgeny Lvov

Евгений Львов полагает, что водителя BMW должны были судить за двойное убийство

О своих эмоциях в тот день Евгений предпочитает не рассказывать. "Есть такие вопросы, на которые я даже не знаю, что ответить", - сдержанно говорит он.

Водитель BMW скрылся с места преступления сразу после ДТП. Его задержали только через неделю после аварии - им оказался 32-летний сотрудник Московского финансово-промышленного университета "Синергия" Михаил Исаханов, у которого за год, как выяснило следствие, было около 50 административных правонарушений.

Дело изначально было заведено по статье "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств", но после смерти Натальи его переквалифицировали на более тяжкую статью. Позднее экспертиза обнаружила в крови Исаханова следы наркотиков, и дело было снова переквалифицировано.

Сам Исаханов своей вины не признавал и на суде утверждал, что такое происшествие "могло случиться с каждым". "Вы так описываете меня, но это могло случиться с каждым. "Хачик на BMW!" А эта BMW стоила 400 тысяч рублей, она 2004 года. У этого "хачика" четыре высших образования, ни одно из которых не куплено. Я не этот сатана и гад, которого вы описываете", - возмущался Исаханов на первом судебном заседании, обращаясь к журналистам.

"Он не хотел признавать вину, - говорит Евгений. - На суде он повторял, что виноват только в том, что оказался за рулем этой машины в этот момент, и его подрезала другая машина. Я хорошо запомнил эти его слова".

Вину водителя удалось установить, в том числе благодаря отзывчивости свидетелей ДТП, которые охотно давали показания.

"Мы развешивали объявления, в которых просили свидетелей откликнуться. И люди звонили мне, присылали фотографии, которые я показывал следователю. Одна женщина поливала цветы, все видела и снимала на телефон, кто-то ехал на машине и сделал видеозапись, еще один человек видел ДТП из кафе. Все эти люди приходили на суд и давали показания", - рассказывает Евгений.

Еще одна женщина, пострадавшая в результате этого же ДТП, - Варвара Бойко - также подтвердила следствию показания ряда свидетелей о том, что BMW под управлением Исаханова "летел на красный сигнал светофора".

Точка в деле была поставлена в августе 2019 года, когда Савеловский районный суд Москвы приговорил Исаханова к шести годам колонии общего режима. В своем последнем слове осужденный сказал, что раскаивается в происшедшем, однако продолжал настаивать на том, что ДТП произошло по вине водителя другого автомобиля, который его якобы подрезал.

Евгений Львов говорит, что в целом работой следствия удовлетворен, однако водитель мог бы получить и более суровое наказание, если бы ему предъявили обвинения в смерти нерожденного ребенка.

"В той аварии погиб и мой ребенок, а Россия не признает прав нерожденных детей, и убийство плода не является предметом судебных разбирательств. Мы пытались доказать, в том числе и с примерами из мировой практики, что это был живой человек, но, к сожалению, у нас ничего не получилось", - говорит он.

Читайте также: