Порядок цилиндров газ 63

Обновлено: 05.07.2024

ГАЗ-63 — советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 тонны.

История

Проектирование автомобиля началось ещё в 1938 году. Первые опытные образцы ГАЗ-63 были созданы перед Великой Отечественной войной в 1939 и 1940 году, серийное производство развёрнуто с 1948 года. Наиболее массовый полноприводный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР в 1950—60-х. В 1968 году уступил место модели ГАЗ-66. Степень унификации с народнохозяйственной моделью ГАЗ-51 до 80 %.

Выпуск продолжался до 1968 года, всего было выпущено 474 464 автомобиля.

Особенности конструкции

Автомобиль имел рамную конструкцию, полный привод, короткие свесы и односкатную ошиновку. Кузов представлял собой деревянную платформу с высокими бортами и с открывающимся задним бортом.

Вездеход ГАЗ-63 стал первым советским автомобилем с полным приводом, выпускавшимся в серии. Машина вместе с ЗиС-151 составляла основу автомобильного парка Советской Армии в первые послевоенные десятилетия. Грузовик выпускался в Северной Корее под именем Sungri-61 и в Китае под обозначениями Yuejin NJ230 и NJ230A.

Великолепно зарекомендовавшая в армии машина совершенно не годилась для гражданской службы. Перегруженный двигатель не справлялся с работой, захлёбываясь при работе на полную мощность, а при использовании грузоподъемности по максимуму, вездеход терял свое основное преимущество – проходимость.

История создания модели

Разработка перспективного поколения грузовых автомобилей началась в 1937 году. Проект предусматривал создание максимально унифицированных автомашин — гражданского грузовика с приводом на задний мост и армейской машины, оснащенной полным приводом. Новое поколение грузовиков кардинально отличалось от ГАЗ-АА.

Прототип ГАЗ 63

Первый прототип ГАЗ-63 появился весной 1939 года, опередив на несколько месяцев гражданского собрата. Машина стала первым автомобилем с приводом на все колеса, построенным на ГАЗ. На вездеходе применили 76-сильный мотор Dodge D5 и оригинальную раздаточную коробку, которая могла отключать один или оба моста. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала испытания машины, но работа по улучшению конструкции не прекратилась.

На дальнейшее развитие машины оказали влияние американские и английские грузовики, поставлявшиеся по ленд-лизу.

Серийное производство планировалось начать в 1945 году, однако из-за сложностей технологического характера его пришлось перенести на 1948 год.

Первые машины сошли с конвейера в начале осени. В тот момент едва ли кто предполагал, что вездеход продержится в производстве 20 лет и разойдется тиражом почти 475 тыс. экземпляров.

Особенности конструкции

Вездеход ГАЗ-63 построен на рамном шасси. Компоновочная схема обеспечивает короткие передний и задний свесы, что положительно влияет на геометрическую проходимость ГАЗ-63. В конструкции использованы шины с возможностью работы на пониженном давлении, стоит отметить, что при этом значительно снижался ресурс резины. Подкачка колёс производилась от работающего двигателя.

Для обеспечения быстрого запуска на радиаторе ГАЗ-63 имелась жаровая труба, в которую вставлялась паяльная лампа.

Место установки лампы располагалось в правой арке переднего колеса. При работе лампы жидкость в радиаторе прогревалась пламенем, а горячий воздух отогревали масло в поддоне двигателя вездехода.

Устройство машины

Для установки узлов вездехода ГАЗ-63 используется рама, собранная из стального профиля, на заклёпках. Боковые части рамы состоят из лонжеронов переменного профиля. Поперечины приклепаны к лонжеронам, кроме второй, на которой расположены опоры двигателя. Эта опорная балка двигателя съёмная, крепится на болтах.

Газ 63 тент

Передняя часть рамы заканчивается буфером, на верхней части которого имеются два буксировочных крюка. Задняя поперечина укомплектована стандартным буксировочным механизмом с пружинным амортизатором.

Двигатель

В качестве силового агрегата на вездеходе ГАЗ-63 используется 70-сильный карбюраторный двигатель модели ГАЗ-21. Двигатель имеет 6 цилиндров, расположенных в ряд. Система газораспределения с нижним расположением клапанов. Система охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости от центробежного насоса. ГАЗ-21 был рассчитан на работу на бензине с октановым числом А-66.

Питание топливом осуществляется диафрагменным насосом, подающим бензин из бака емкостью 90 литров.

Бак установлен между лонжеронами рамы под кабиной. На ранних версиях вездехода запас топлива хранился в 105-литровом баке, размещенном под платформой на левом лонжероне рамы. После 1949 года этот бак стал дополнительным.

Расход топлива на бортовых вездеходах ГАЗ-63 составлял до 25 л на 100 км пробега (всего на 5 литров больше, чем у гражданского ГАЗ-51). Седельный тягач из-за большего веса автопоезда расходовал 35 л на 100 км.

Трансмиссия

Двигатель на ранних вездеходах ГАЗ-63 оснащен полуцентробежным сцеплением, укомплектованным одним рабочим диском сухого трения. Позднее стало применяться обычное однодисковое сцепление, обеспечивающее равномерное прижатие дисков во всем диапазоне оборотов.

Газ 63 бортовой

На вездеходах устанавливался один тип механической коробки скоростей, обеспечивавшей 4 передачи для движения вперед. Высшая передача является прямой. В конструкции коробки применяются шестерни с прямым зубом.

Распределение крутящего момента ведется при помощи отдельного редуктора. Коробка связана с редуктором карданным валом. Раздаточный редуктор ГАЗ-63 имеет прямую и понижающую скорость, а также предоставляет возможность отключения привода переднего моста.

Раздаточный редуктор вездехода связан с мостами, унифицированными карданными валами.

Вал между раздаточной коробкой и коробкой скоростей имеет одни геометрические размеры. Валы не имеют промежуточных опор, оснащены шлицевыми соединениями, допускающими перемещение узлов трансмиссии.

Вспомогательные приводы

Ранние выпуски вездехода ГАЗ-63 оснащались 1-цилиндровым воздушным компрессором, предназначенным для накачки шин. Компрессор крепился на картере коробки и имел привод от паразитного вала. Позднее от компрессора отказались, для накачки стало использоваться приспособление, вкручивающееся в свечной колодец цилиндра двигателя.

ПМЗ-19 на базе ГАЗ 63.

На вездеходах ГАЗ-63А устанавливалась лебедка с приводом от отдельной коробки отбора мощности. Коробка имела 3 скорости и располагалась на боковой поверхности картера коробки передач. Между лебедкой и выходным валом устанавливалась карданная передача.

Коробка отбора обеспечивала пониженную и повышенную скорости натягивания троса на барабан и одну скорость для размотки троса. Мощности двигателя хватало для обеспечения усилия тяги 3500 кг.

Аналогичная коробка отбора применялась на седельных тягачах ГАЗ-63Д, только выходной вал был направлен назад.

Коробка применялась для работы приводов опрокидывания самосвального полуприцепа ГАЗ-707. С середины 50-х годов стала применяться упрощенная коробка отбора, имевшая по одной скорости вперед и назад. Последние версии вездеходов комплектовались коробкой отбора, унифицированной с узлом от ГАЗ-66.

Рулевое управление

Управление вездеходом ГАЗ-63 осуществляется при помощи механического управления. Рулевой вал соединен с червячным валом, установленным в редукторе. Вал имеет нарезку глобоидального профиля. По нарезке движется двухгребневый ролик, связанный с выходным валом.

Газ 63 будка

На выходе редуктора установлена сошка, при помощи тяги осуществляющая поворот колеса. Между колесами установлена дополнительная поперечная тяга, обеспечивающая синхронность работы управления.

Ранние вездеходы ГАЗ-63 комплектовались трехспицевым рулевым колесом с диаметром 450 мм, позднее его сменили на руль диаметром 425 мм.

Тормозная система

Рабочие тормоза машины установлены на всех колесах, имеют барабанный тип. Привод механизмов от гидравлической системы, не имевшей усилителя. На ранних вездеходах ГАЗ-63 использовался дисковый стояночный тормоз. Фиксация колодок выполнялась при помощи рычага, установленного на полу кабины.

С 1956 стал применяться барабанный механизм с механическим управлением.

Седельные тягачи ГАЗ-63П и 63Д из-за большей массы оснащались гидровакуумным усилителем в контуре привода тормозов, а также увеличенным в размерах главным тормозным цилиндром.

Кабина

На ранних версиях вездехода ГАЗ-63 устанавливалась кабина комбинированной конструкции. Из металла изготавливался каркас, переднее оперение, рама лобового стекла, панель приборов и каркасы боковых дверей. Задняя часть кабины и панели дверей изготовлены из дерева и обшиты сверху тонкой фанерой.

Газ 63 реставрированный

Из-за этого задняя часть кабины имеет характерную плоскую форму. На стенке имеется смотровое окно, закрытое защитной сеткой. Крыша кабины имела деревянный каркас, на котором натягивался дерматин или брезент.

Для вентиляции, рама лобового стекла могла откидываться вверх. Двери не имели поворотных форточек, но оснащались опускающимися стеклами. Для очистки ветрового стекла имелся единственный дворник с приводом от вакуумного механизма.

Привод работал от разряжения во впускном коллекторе двигателя, поэтому интенсивность очистки зависела от оборотов мотора.

Характерной чертой ранних вездеходов ГАЗ-63 является отсутствие отопления в кабине, а также деревянные подножки.

С 1949 года началось внедрение переходных кабин цельнометаллической конструкции со скругленной задней частью. Наружные поверхности имели окантовку из стальных полос, закрепленную шурупами. Под дверями появились грязезащитные фартуки, оснащенные двумя подштамповками.

Подножки вездехода ГАЗ-63 стали выполняться из металла. В конструкции дверей продолжали использоваться деревянные части, но снаружи двери обшивались стальным листом. Кабина такой схемы применялась до конца 1957 года, после чего стала использоваться полностью металлическая конструкция. Внешне кабины отличаются скругленными рамками боковых стекол и открывающимися форточками.

Полноприводный ГАЗ-63 А

Интерьер кабины ГАЗ-63 оставался постоянным, изменялось только качество и материалы отделки. Сиденья для пассажира и водительское разделены, между ними расположена колонка КПП, с рычагом переключения передач. Водительское сиденье регулировалось в продольной плоскости. Под сиденьем водителя располагался аккумулятор, до 1960 года, его располагали в специальном креплении на левом лонжероне рамы автомобиля.

Подвеска

Вездеход ГАЗ-63 оснащен зависимой подвеской на листовых рессорах. Кинематика работы подвесок унифицирована – задний конец рессоры установлен на качающейся серьге, компенсирующей изменение длины узла. В передней подвеске использованы рычажные амортизаторы, работающие на сжатие и на отбой.

Задние рессоры машины укомплектованы дополнительными подрессорниками.

На армейских, и части гражданских машин использовались колесные диски 18х8, с разрезными бортовыми и замочными кольцами. Несколько отличались в этом плане седельные тягачи на базе ГАЗ-63, они комплектовались дисками от ГАЗ-51.

Грузовая платформа

Бортовой вездеход ГАЗ-63 оснащался бортовой грузовой платформой, выполненной из дерева и расположенной на раме, позади кабины. Погрузка-выгрузка осуществлялась через откидной задний борт кузова.

Музей истории ОАО

Боковые борта могли быть увеличены за счёт установки поверх досок –решёток сколоченных по определённым типоразмерам. Платформа устанавливалась на раму посредством брусовой обрешётки. В кузове, по бортам располагались откидные скамьи, рассчитанные на размещение 12 человек.

Габариты кузова вездехода ГАЗ-63:

  • длина – 2940 мм;
  • ширина – 1990 мм;
  • высота бортов (боковых и переднего) – 890 мм;
  • погрузочная высота – 1285 мм.

Откинутый задний борт ГАЗ-63 удерживался цепями горизонтально и служил продолжением пола платформы. На кромке борта имелись откидные подножки, облегчавшие доступ на платформу. На бортах имеются скобы крепления четырех съемных дуг. Под полом платформы вездехода установлены два ящика ЗИП и бидон на 10 литров моторного масла.

Газ 63 старое фото

С 1953 года передний борт стал оснащаться двумя светоотражателями желтого цвета, а задний – двумя отражателями красного цвета. Катафоты применялись на вездеходе 10 лет, вплоть до внедрения пластиковых рассеивателей на внешней светотехнике ГАЗ-63.

Технические характеристики

ПараметрГАЗ-63ГАЗ-63АГАЗ-63П
Грузоподъемность на шоссе и на грунте, кг 2000 и 1500 4000 и 3000
Вес прицепа, кг 2000 Не используется
Длина, мм552558004950
Ширина, мм 2200 2110
Высота, мм 2245 2220
База, мм 3300
Масса снаряженная, кг320034402783
Скорость, км/час 65 55

Модификации

Завод выпускал несколько модификаций вездехода:

  • ГАЗ-63 – базовая версия;
  • ГАЗ-63А – базовая версия укомплектованная 4,5 тс лебедкой;
  • ГАЗ-63Э и 63АЭ – авто армейского исполнения с экранировкой электросетей и оборудования, модель АЭ оснащалась тяговой лебёдкой, аналогичной установленной на модели А;
  • ГАЗ-63У и 63АУ – варианты на экспорт, отличались качеством изготовления и отделкой;
  • ГАЗ-63Ю и 63АЮ – автомобили, предназначенные для эксплуатации в тропическом климате, установлено дополнительное охлаждение двигателя и дополнительные фильтры;
  • ГАЗ-63П и Д – седельные тягачи на базовой основе.

Гражданские шасси ГАЗ-63 использовались для создания пожарных цистерн моделей АЦУ-20 и ПМГ-19, рукавной машины АР-1,6 и машины для обеспечения связи АСОП-5. На гражданской службе активно эксплуатировались цистерна для нефтепродуктов АТЗ-2,2 и для молочной продукции АЦ-18 и ВЦПТ-1,5.

Газ-63 армейский

Шасси и бортовой грузовик ГАЗ-63 широко использовались в Советской Армии. На основе вездехода монтировались топливный заправщик ТЗ-63, подвозчик масла МЗ-3904, медицинский фургон АС-1, платформа для перевозки легкого понтонного парка, подвижные радиостанции. Небольшими сериями выпускалась 17-ствольная реактивная установка БМ-14-17. Узлы грузовика использовались при создании бронетранспортера БТР-40 и плавающей машины БРДМ-1.

Для армейских нужд была выпущена малая партия (не более 9 штук) штабных автобусов ПАЗ-654.

Салон комплектовался столами и местами для персонала, жестко закрепленными на полу. Имелось радиооборудование, стеллажи для размещения оружия и дополнительных средств тушения возгораний.

На наружной стороне кузова имелась лестница, применявшаяся при установке антенн. Салон автобуса оснащался дополнительным обогревателем. До серии машина не дошла из-за низкой остойчивости и перегрузки шасси.

ПАЗ-654

На базе вездехода выпускался санитарный автобус АС-3, предназначенный для перевозки раненых или больных, а также медицинского оборудования. Цельнометаллический фургон мог вместить семь лежачих больных и двух сидячих. При перевозке только сидячих больных вместимость возрастала до 14 человек. Для постройки использовалось автобусное шасси, оснащенное амортизаторами на заднем мосту и листами рессор с пониженной жесткостью.

След в истории автомобилестроения

Вездеход ГАЗ-63 стал основой для создания легких бронетранспортеров БТР-40 и БРДМ-1, которые явились новым видом вооружения для Советской Армии и массово производились почти 10 лет.

Полученные данные позволили усовершенствовать конструкцию нового армейского автомобиля и улучшить эксплуатационные характеристики.

На сегодняшний день эксплуатация машин ГАЗ-63 продолжается. Вездеходы применяются как для доставки грузов в условиях бездорожья, так и в роли экспедиционных автомобилей. Экземпляры первых лет выпуска имеют коллекционную ценность.

ГАЗ-63

Боевые машины

ГАЗ-63

Полноприводный грузовик ГАЗ-63 с обычным деревянным кузовом

История создания

Во второй половине 30-х годов прошлого века конструкторы Горьковского автозавода впервые задумались о разработке полноприводного грузовика собственной конструкции. Точнее, речь шла о создании нескольких вариантов шасси, на базе которых можно было бы затем выпускать целое семейство новых машин.

Причина такого сходства проста – оригинальную кабину для нового грузовика еще не создали, взяв её попросту от уже освоенного в производстве ГАЗ-АА. Дальнейшие работы далеко не продвинулись, поскольку началась война. Вспомнили про ГАЗ-63 лишь в 1943 году, когда Андрей Липгарт, главный конструктор Горьковского автозавода, подготовил проектный документ, предусматривавший создание сразу нескольких новых видов техники – обычных универсальных грузовиков, машин повышенной проходимости и легковых автомобилей.

Несмотря на то, что до победы было еще довольно далеко, а строить всю эту технику предполагалось только после войны, Государственный комитет обороны одобрил предложение Липгарта.

От других советских грузовиков эти автомобили отличались в первую очередь прогрессивной компоновкой внутренних агрегатов, благодаря которой кузов стал более вместительным, при сохранении прежних общих габаритов. Этого удалось достичь за счет установки двигателя в носовой части машины, над передним мостом, а не позади от него.

Несмотря на конструктивное сходство двух новых грузовиков (уровень унификации составил в итоге 80%), серийное производство ГАЗ-63 началось лишь в 1948, спустя два года после того, как началась конвейерная сборка ГАЗ-51. Объяснение тут несложное — полноприводный автомобиль был сложнее по своей конструкции.

ГАЗ-63 выпускался вплоть до 1968 года. Всего было изготовлено 474 464 таких автомобилей в различных модификациях. На многих машинах в ходе их эксплуатации устанавливались различные варианты кузовов, что позволило существенно расширить сферу применения грузовиков.

Особенности конструкции

ГАЗ-63 представляет собой полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости с увеличенным клиренсом и стандартной двухосной базой. Основным несущим элементом конструкции является рама. Все её детали изготовлены из стали и соединены между собой заклёпками, за исключением второй поперечной опоры, которая крепится к боковым лонжеронам при помощи болтов и используется для установки двигателя. Передняя часть рамы образует буфер, на котором расположены два крюка. Используют их при необходимости буксировки.

Кабина

Кабина ГАЗ-63

Кабина грузовика ГАЗ-63, взгляд через дверь со стороны водителя

Начиная с этого года кабины приобрели заметно более закругленные, разглаженные очертания. Кроме того, на боковых стеклах стали устанавливать форточки.

В целом двухместная кабина ГАЗ-63 довольно скромная: уровень комфорта почти нулевой, сиденье водителя можно регулировать лишь в продольной плоскости, перемещая его вперед или назад. Впрочем, о вентиляции конструкторы позаботились – приоткрывать можно не только боковые окна, но и лобовое стекло. Издержками такого решения является проникновение пыли. Кроме того, в некоторых кабинах прорезался верхний люк.

Кузов

Кузов ГАЗ-63, точнее, грузовая платформа, находится непосредственно позади кабины. Эта часть конструкции машины сделана из дерева и закреплена на раме. Задний борт кузова можно откинуть для погрузки или разгрузки. По бокам грузовой платформы имеются откидные скамьи. Вместимость кузова — 12 человек.

ГАЗ-63 с дугами для тента

ГАЗ-63 с установленными в кузове дугами для растягивания брезентового тента

Следует отметить, что при откидывании заднего борта он не опрокидывался вниз, а фиксировался цепями на уровне пола грузовой платформы.

Подвеска и колёса

Передний и задний мосты автомобиля оборудованы продольными рессорами полуэллиптической формы, изготовленными из стального листа. Колебания длины этих деталей под нагрузкой компенсируются качающейся серьгой, к которой прикрепляется их задний конец. Задние рессоры снабжены подрессорниками, а на передней части подвески установлены гидравлические рычажные амортизаторы, работающие как на отбой, так и на сжатие.

На большинстве модификаций ГАЗ-63 использовались односкатные колёса с дисками диаметром 18 дюймов или 457,2 мм. Давление в шинах можно уменьшать, что улучшает проходимость по рыхлому грунту, снегу и на заболоченных участках. Но при этом существенно ускоряется износ покрышек. Компрессор на грузовике не устанавливался, однако, подкачка шин осуществлялась не вручную, а с помощью специального механизма. Вначале использовался насос с приводом от коробки передач, а затем машину оснастили устройством, позволявшим накачивать шины воздухом, поступающим от одного из цилиндров двигателя.

Задний мост

Задний мост ГАЗ-63

Внешний вид заднего моста автомобиля ГАЗ-63

В целом конструкция заднего моста ГАЗ-51 и ГАЗ-63 совпадает, отличаются только передаточные числа главной передачи, составляющие, соответственно, 6,67 и 7,6.

Силовая установка

Первоначально на этом двигателе использовался карбюратор К-49А, но еще в начале 50-х годов произошла его замена на К-22ГГ с улучшенными характеристиками. Мотор имеет шесть расположенных в ряд цилиндров, охлаждение – жидкостное.

Запуск двигателя может показаться довольно непривычным современным водителям, привыкшим к тому, что стартер включается либо ключом зажигания, либо специальной кнопкой. На ГАЗ-63 устанавливался пусковой электродвигатель СТ-08, для включения которого применяется ножная педаль. Поначалу таким же образом оборудовались и грузовики ГАЗ-51, однако, в 60-х они получили более современные стартеры, в то время как полноприводный автомобиль решили не трогать.

Мотор оборудован оригинальной системой предпускового подогрева. Под капотом грузовика, с правой стороны, имеется котел. Разогреть его можно при помощи паяльной лампы, вставленной в жаровую трубу через люк в крыле переднего правого колеса. Разумеется, в котле при этом должна находиться охлаждающая жидкость, в качестве которой используется обычная вода.

Двигатель ГАЗ-63

Двигатель грузового автомобиля ГАЗ-63

На восстановленных любителями машинах ГАЗ-63 порой устанавливается не штатный мотор, а дизель увеличенной мощности.

Коробка передач

Автомобили ГАЗ-63 комплектовались четырёхступенчатой механической коробкой переключения передач. Перечень передаточных чисел для каждой ступени выглядит следующим образом:

Передаточное число для движения задним ходом – 7,82.

Управление передачами выполняется при помощи рычагов, установленных в кабине. Синхронизаторов МКПП не имеет, что заметно усложняет работу водителя.

Топливная система

ГАЗ-63 использует в качестве горючего бензин А-66 или А-70. Основной топливный бак размещен под кабиной и крепится между продольными лонжеронами. Эта ёмкость вмещает 90 литров. Кроме того, на левом лонжероне, под грузовой платформой, имеется еще один бак на 105 литров – первоначально именно он был основным. Подача топлива осуществляется при помощи диафрагменного насоса. Общего запаса горючего хватает для того, чтобы проехать с полной нагрузкой примерно 740 километров.

Дополнительный бак ГАЗ-63

Дополнительный бак грузовика ГАЗ-63

Технические характеристики

Снаряженная масса 3,28 тонны
Полная масса 5,35 тонны
Грузоподъемность 2 тонны
Максимальная скорость 65 км/ч
Длина грузовика 5,525 м
Высота 2,25 м
Ширина 2,2 м
Клиренс 0,27 м
Колесная база 3,3 м

Расход топлива зависит от веса машины. При полной загрузке обычного ГАЗ-63 на каждые 100 километров грузовик, двигаясь со скоростью 40 км/ч, расходует 25 литров бензина. В то же время седельным тягачам ГАЗ-63Д или ГАЗ-63П для преодоления того же расстояния потребуется 35 литров горючего.

Приводимые для ГАЗ 63 технические характеристики не затрагивают напрямую проходимость. Это важнейшее качество оценивалось обычно при сравнении с другими машинами.

Тюнинг

Грузовики ГАЗ-63 давным-давно устарели, и в своем первоначальном виде могут представлять интерес только для коллекционеров или сотрудников автомобильных музеев. Тем не менее есть энтузиасты, которые находят такие машины, восстанавливают их и даже выполняют для ГАЗ 63 тюнинг. Под этим подразумевается не столько изменение внешнего вида, сколько самостоятельная модернизация машины.

Наиболее простой способ придать грузовику новые качества – это установить на него современный двигатель. Обычно с этой целью используются различные дизельные моторы. Преобразованный ГАЗ-63 оказывается довольно экономичным и в то же время мощным автомобилем, сохраняющим при этом неплохую проходимость.

Модификации

Полноприводный автомобиль ГАЗ-63, помимо исходной базовой модели, производился в следующих основных вариантах:

ГАЗ-63У и ГАЗ-63Ю выпускались тоже с экранированным электрооборудованием. Такие субмодификации обозначались, соответственно, ГАЗ-63ЭУ и ГАЗ-63ЭЮ.

Значительный интерес представляет собой производившееся отдельно шасси ГАЗ-63Е. Оно предназначалось для изготовления небольших автобусов. Это была геофизическая лаборатория ПАЗ-663 и автолавка ПАЗ-659. Для улучшения устойчивости, на заднюю ось ГАЗ-63Е устанавливались двухскатные колеса. Кроме того, были использованы более мягкие рессоры, а гидравлические амортизаторы устанавливались на обе оси, а не только на переднюю.

Автолавка ПАЗ-659

Автолавка ПАЗ-659, сделанная на базе шасси ГАЗ-63Е

  1. РСЗО БМ-14;
  2. Машина для уборки снега с шнекороторным механизмом;
  3. Носитель бурильно-крановой гидравлической машины;
  4. Заправщик;
  5. Фургон;
  6. Медицинский автомобиль;
  7. Пожарная машина.

В то же время самосвалов на базе ГАЗ-63 по каким-то причинам так и не появилось.

Экспорт в зарубежные страны

Достоинства и недостатки

РСЗО на базе ГАЗ-63

РСЗО на базе ГАЗ-63

Автомобиль ГАЗ-63 для своего времени был очень неплох и отличался следующими положительными качествами:

  1. Простота и надёжность конструкции, высокий уровень ремонтопригодности;
  2. Совместимость по большинству комплектующих с автомобилем ГАЗ-51;
  3. Высокая проходимость, позволявшая уверенно перемещаться по сельской местности и грунтовым дорогам;
  4. Значительная грузоподъемность, возможность буксировки орудий и прицепов;
  5. Способность к эксплуатации при низких температурах;
  6. Универсальность.


Полноприводной седельный тягач ГАЗ-63П выпускался Горьковским автомобильным заводом на базе автомобиля ГАЗ-63 с 1958 по 1968 годы.

ГАЗ-63ПУ — экспортный вариант.

ГАЗ-63Д — отличался наличием коробки отбора мощности и механического вывода для привода самосвального механизма полуприцепа-самосвала.


ГАЗ-63Д с полуприцепом-хлопковозом ГАЗ-707

Кабина — двухместная, цельнометаллическая.

Колёсная формула 4х4

Передний свес 875 мм.

Колея спереди/сзади 1506/1650 мм.

Наибольшая допустимая масса полуприцепа с грузом 6000 кг.

Снаряженная масса 2700 кг.

Полная масса (при нагрузке на седельно-сцепное устройство 2500 кг.) 5350 кг.

под передней осью 250 мм.

под задней осью 250 мм.

Радиус поворота 9,0 м.

Максимальная скорость 60 км/час

Контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/час 36 л/100 км

Двигатель ГАЗ-51: карбюраторный, рядный, 4-тактный, нижнеклапанный.

Число цилиндров 6

Число клапанов 12

Диаметр цилиндра и ход поршня 82,0х110,0 мм.

Рабочий объём 3485 см³

Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4

Степень сжатия 6,2

Максимальная мощность 70 л.с. при 2800 об/мин

Максимальный крутящий момент 20,5 кгс*м (201 Н*м) при 1500-1700 об/мин

Электрооборудование 12 В

Аккумуляторная батарея 6СТ-68

Генератор Г-108Г, 20 А, 250 Вт.

Стартер СТ-8, 1,3 л.с.

Свечи зажигания М-12У

Сцепление однодисковое, сухое.

Коробка передач 4-ступенчатая.

коробки передач 6,40; 3,09; 1,69; 1,00; з.х. - 7,82.

главной передачи 7,6 (38 и 5 зубьев).

Размер шин 7,50-20

Рабочие тормоза барабанные на все колёса с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.

Ручной тормоз барабанный на трансмиссию с механическим приводом.

Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное число 20,5.

Передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах; амортизаторы гидравлические, двухстороннего действия.

Задняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами.

Читайте также: