Поза водителя за рулем специальная оценка условий труда

Обновлено: 15.05.2024

Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда. А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда. В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля? Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда.
В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень. Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто.

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей

При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень. 9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряжённости трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряжённости трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц. 10.

Классификация условий труда водитель ассинезаторной машины

Класс условий труда водителя легкового автомобиля

Классификация условий труда водитель ассинезаторной машины

Если сотруднику не нужно принимать решения, условия труда относятся к оптимальным, если простые решения по инструкции – к допустимым, сложные задачи с выбором по известным алгоритмам – к вредным (класс 3.1), творческая деятельность – к вредным (класс 3.2).

Водитель автомобиля вредные условия труда

  • В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  • Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  • То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
  • Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров.

Стационарное рабочее место (далее также – СРМ)

При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда.

Согласно Трудовому кодексу, дистанционной (удаленной) работой признается исполнение определенных трудовых обязанностей вне территории нахождения работодателя, любого обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, а для поддержания связи и общения с работодателем используется связь через интернет.

При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда.

Что можно считать оборудованным стационарным рабочим местом в обособленном подразделении? Под оснащенностью рабочего места принято понимать создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, и как следствие, возможность исполнения таких обязанностей в созданных условиях.

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

В связи с изменением законодательства и отменой аттестации рабочих мест в с начала 2014 года изменился и подход к проведению специальной оценки условий труда водителей автомобилей. Это, в первую очередь, можно связать в основном с принятием новой методики спецоценки, заменившей собой старый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Новшества в законодательстве и внесенные изменения в методике позволят большинству водителям, имевшим вредность при действующей аттестации, снизить её до допустимого уровня.

В первую очередь это связано с повышением допустимого уровня шума для легковых и грузовых автомобилей, и уравнением его с допустимым уровнем для спецтехники. Получается один и тот же фактор раньше оценивался по разному в зависимости от типа транспортного средства, теперь предельно допустимый уровень фактора шума привели к одному значению.

Метод проведения спецоценки.

Независимо от транспортного средства спецоценка проводится по Методике проведения специальной оценке условий труда. При проведении спецоценки проводятся как инструментальные замеры вредных производственных факторов, так и экспертные оценки.

Перед проведение спецоцнки назначается комиссия , которая определяет перечень рабочих мест , подлежащих СОУТ, а также выбирает аттестующую организацию

К выбору комиссии необходимо подходить серьезно. В состав комиссии включают руководителей заинтересованных служб – бухгалтерия, отдел кадров, отдел труда и занятости, охрана труда, представители профсоюза.

Соут водителей с

Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ. Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров. Как оценивается длительность управления автомобилем? Длительность управления автомобилем может влиять на оценку такого фактора, как поза сидя.

Она была введена впервые и характеризует тяжесть труда. Раньше нужно было выбрать позу водителя из трех вариантов: вынужденная, фиксированная или неудобная. Возникали разногласия – какую из трех поставить в карте аттестации рабочих мест.

Особенности проведения спецоценки (СОУТ) водителей спецтехники (автомобилей)

При проведении замеров на спецтехнике необходимо, чтобы спецтехника работала в штатном режиме с использованием различного спецоборудования. Например, при замере снегоуборщика СМП – 17 замерять его работу в разных режимах – когда он грузит снег и работают лопаты и режим когда он двигается к месту погрузки снега. Или, например, подметальный трактор МТЗ -82 со щеткой. У него необходимо замерять уровень вибрации, шума, пыли и СО2 в процессе его подметания, а так же замерить уровень шума и вибрации и содержания СО2 в салоне когда машина двигается к объекту проведения работ. Содержание пыли замеряется только когда автомобиль работает в режиме подметания.

Из всего выше сказанного специальная оценка условий труда водителей автомобилей и спецтехники является не очень простой задачей и очень сильно отличается от СОУТ на офисных местах. Но, как правило, вредные факторы в транспорте – уровень вибрации локальный, уровень вибрации общий, уровень шума и содержание СО2 в кабине. Другие вредные факторы измеряются и определяются индивидуально, исходя из выполняемых работ.

Так же необходимо составить хронологию рабочего дня. Какой процент рабочего времени водитель находится в кабине автомобиля и осуществляет движение и сколько он находится в стоящем на месте авто (стоит в пробке, ожидает погрузки, прогревается). Необходимо знать сколько времени тратит на плановые ТО, сколько времени тратит на осмотр авто, заполняет ли он документы в офисе и сколько тратит на это времени. Так же необходимо замерить уровень освещенности за столом, где он заполняет путевые листы. Сколько времени тратит на медосмотр перед выездом. Поднимает ли тяжести при исполнении должностных обязанностей и выполняет ли другие обязанности.

После определения количества рабочих мест и определения вредных факторов и составления хронологии рабочего дня производятся замеры. На основании этих замеров, пользуясь законами и нормативами лаборатория, проводящая СОУТ определяет класс вредности, и опасности. Затем предоставляет отчет на утверждение комиссии. Данный отчет о проведении спецоценки действителен в течение 5 лет со дня его утверждения, в случае, что условия на рабочих местах не изменились. Если техника будет списана и будет закуплена новой марки, то на этих рабочих местах необходимо провести СОУТ в течение 6 месяцев со дня начала работ людей на этой технике.

Один экземпляр отчета хранится у заказчика, другой экземпляр лаборатория отправляет в инспекцию по труду. Естественно, что в течение 5 лет часть сотрудников увольняется, и принимаются новые работники. Вновь принятые сотрудники должны быть ознакомлены с условиями труда на их рабочем месте. А для подтверждения этого в отчете по СОУТ под подписями уволенных сотрудников пишут, что с условиями труда ознакомлены – ФИО, дату и подпись. Если нет свободного места, то вставляется чистый лист ознакомления, где так же они расписываются и пишут, что ознакомлены. Специальная оценка условий труда водителей автомобилей и спецтехники проводится нашей организацией в кратчайшие сроки с минимум усилий для клиента. Звоните!

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей

Снип 12-03-2001. безопасность труда в строительстве. часть 1. общие требования Так, в соответствии со ст. Водителя лишили прав: действия работодателя Для водителей управляющих легковыми автомобилями может быть установлена ненормированная продолжительность рабочего дня. При этом график выхода в смены составляется с учетом нормальной продолжительности рабочей недели. Внимание ТК предусматривает, что время управления автомобилем не может составлять более 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов, при выходе в смену 2 раза в неделю, но не более 90 часов в неделю. Кроме того, согласно . 1 ст. Б.И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Также согласно ст.

Спецоценка условий труда водителей автомобилей

В случае если водитель работает на нескольких машинах, изучается распределение рабочего времени на каждый автомобиль. Далее организация, проводящая СОУТ, производит все необходимы измерения в рабочей зоне водителя, исходя из предоставленной хронологии рабочего процесса, то есть измерения выполняются там, где находится работник в течение трудового дня. Если один сотрудник работает на нескольких транспортных средствах, то замеры производятся в каждом автомобиле. Измеряются факторы общей и локальной вибрации, шум от двигателя и агрегатов транспортного средства, химический состав воздуха в кабине машины, также анализируются параметры тяжести и напряженности. Все измеряемые и исследуемые параметры фиксируются в протоколах первичных измерений.

Спецоценка условий труда водителей автомобилей грузовых

Настройка рабочего места водителя


В первую очередь, сев за руль автомобиля, вам необходимо правильно настроить рабочее место водителя. Правильно настроенное рабочее место позволит вам долгое время находиться за рулем без чувства усталости и переутомления, при этом обеспечивая безопасность и возможность быстрого реагирования на изменяющуюся дорожную обстановку.

Организации проводящие СОУТ

Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

Но так ли это на самом деле?

Общие принципы оценки условий труда водителя

В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

  • шум;
  • инфразвук;
  • вибрация общая и локальная;
  • недостаточная освещенность в кабине;
  • вредные вещества в воздухе;
  • параметры микроклимата в кабинет;
  • тяжесть и напряженность труда.

Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.

В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).

И этот классификатор говорит следующее:

  • виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником;
  • микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя);
  • освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).

Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.

Все дело в том, что:

  • автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды);
  • водитель прецизионные работы не выполняет;
  • все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.

2. Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.

Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса.
Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.
Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.
Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей
Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ.
Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.
Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо:
- учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов;
- проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально);
- подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Проанализируйте результаты АРМ, если они были.
Если АРМ проводилась, и условия труда были признаны вредными, то идентификация на рабочем месте водителя не проводится.
Перечень же подлежащих исследованиям факторов определяет эксперт без учета ограничений идентификации.
Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных используйте свое право формировать итоговый документ исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Чего ждать водителям от СОУТ в будущем?

Чтобы этого не было, необходимо подходить к процессу СОУТ тщательно и всесторонне:


Повод для разговора

Методика специальной оценки условий труда существенно изменила подход к определению количества и уровней вредных факторов на рабочих местах водителей.

Почему это важно

По результатам аттестации рабочих мест водителей их условия труда часто признавались вредными. Однако сейчас ситуация может измениться. С чем связаны такие ожидания? Почему труд водителя из вредного перейдет в класс допустимого? Необходимо понять, чего ожидать работодателям от использования новой методики.

Существуют ли отличия в методике спецоценки рабочих мест водителей от оценки, которая проводилась в ходе аттестации рабочих мест?

Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации. Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.

Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда. Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.

Что изменилось в оценке уровня шума?

Ранее уровень шума оценивался по гигиеническим критериям, базировавшимся на санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 2. Данным документом устанавливались предельно допустимые уровни (далее – ПДУ) шума в зависимости от класса автомобиля. Для легковых автомобилей ПДУ по шкале А составлял 60 дБ, для грузовых – 70, для спецтехники – 80. Таким образом, один и тот же фактор оценивался по-разному.

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры. К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем. Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор.

Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался. Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей.

В Методике спецоценки различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.

Как изменилась оценка напряженности труда водителей?

Напряженность труда в ходе аттестации рабочих мест оценивалась по 23 показателям. В Методике спецоценки из них осталось только 6. И это напрямую отразится на оценке условий труда водителей.

Часть показателей отпала и не оценивается не потому, что так захотелось законодателю, а потому что о большинстве из них сложно судить объективно и однозначно.

Эмоциональные нагрузки, которые оценивались в ходе аттестации рабочих мест, также не могут носить объективного характера. Например, водителю свойственно испытывать чувство риска за свою жизнь, поскольку он является участником дорожного движения – его рабочему месту сразу присваивали класс 3.2. Но четких критериев оценки этого показателя нет, поэтому такой фактор сочли субъективным и исключили из методики оценки.

По оценке плотности сигналов у водителей разных классов автомобилей различий нет. Здесь речь идет о звуковых и цветовых сигналах.

Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями?

Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации. Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч. присутствует как общая, так и локальная вибрация. Причем ее уровни могут быть значительны. Особенно для экскаваторщиков, которые работают с гидромолотами.

Общая вибрация распространяется на тело водителя через точку опоры на сиденье. А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.

Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию. В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше.

В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения. Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ.

Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров.

Как оценивается длительность управления автомобилем?

Длительность управления автомобилем может влиять на оценку такого фактора, как поза сидя. Она была введена впервые и характеризует тяжесть труда. Раньше нужно было выбрать позу водителя из трех вариантов: вынужденная, фиксированная или неудобная. Возникали разногласия – какую из трех поставить в карте аттестации рабочих мест. Например, многие считали, что поза водителя фиксированная, потому что пятка его правой ноги находится на полу, а носок на педали акселератора. Кто-то считал позу вынужденной – кабина не позволяла применять другие позы. Кто-то – неудобной. На самом деле это обычная поза сидя. Для нее разработаны критерии оценки.

Длительность управления автомобилем может быть принципиальной в тех случаях, когда какой-либо вредный фактор превышает установленные ПДУ. Тогда проводят временные замеры. Если же ПДУ не превышен, время управления автомобилем значения не имеет.

Различаются ли оценки условий труда дальнобойщиков и водителей городских маршрутов?

Да, нужно четко разделять виды работ. Первое – время непосредственного управления транспортным средством, второе – время ожидания, время погрузки. Третье – совмещение с ремонтными функциями. Их все нужно оценивать. Стандартными являются первых два вида.

У дальнобойщиков время непосредственного управления автомобилем в процентном отношении к общему времени работы больше. У водителей, занятых на коротких маршрутах, – меньше. Если ПДУ вредных факторов не превышено, нужно проводить хронометрирование. Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда. А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда.

В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля?

Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда. В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень.

Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто. Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности.

В карте аттестации указывают марку автомобиля. Номерные агрегаты, государственный регистрационный знак не вписывают. Впрочем, их можно вписать, жестких требований к этому нет. При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда.

Какие последствия принесет изменение в подходе оценки условий труда водителей?

Подводя итог, можно сказать, что в результате внесенных изменений в методику оценки условий труда водителей можно ожидать, что многие рабочие места больше не будут подпадать под категорию вредных.

  1. В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  2. Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  3. То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
  4. Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров. В этих районах плотность сигналов, на которые должен реагировать водитель, значительно ниже.

На вопросы отвечал Андрей МОСКВИЧЕВ, исполнительный директор Клинского института охраны и условий труда (Клин)


По оценке фиксированной позы на рабочем месте водителя Минтруда разъясняет следующее.

При этом рабочая поза (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется путем наблюдения за выполнением работы. Время пребывания в фиксированной (неудобной, вынужденной) позе зависит от времени управления транспортным средством и определяется на основании фотографии рабочего времени.

Фотография рабочего времени — последовательное фиксирование времени, затрачиваемого работником в течение рабочего дня (смены) на выполнение определенных технологическим процессом постоянных (ежедневных) операций и перерывы в работе.

Понятие неудобной, фиксированной и вынужденной поз приведены в пункте 47 Инструкции о гигиенической оценке характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда 3 .

Фиксированная поза - когда отсутствует возможность изменения положения частей тела относительно друг друга. То есть работник какое-то время должен оставаться абсолютно неподвижным, иначе трудовая функция будет не выполнена. При этом водитель при управлении транспортным средством вынужден изменять положение частей тела (управление педалями, изменение направления движения поворотом руля, наблюдение по зеркалам и т.п.). Периоды времени, когда водитель с целью управления транспортным средством остается неподвижным, можно рассматривать как фиксированная поза.

Из приведенного понятия следует, что неудобная поза в принятом понимании не может быть оценена в ходе аттестации рабочего места водителя.

------------------------------------
1 Утверждены постановлением Министерства здравоохранения от 14.06.2013 № 47
2 Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35
3 Утверждена Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь от 13.06.2013 № 027-1212

Материалы по теме

Специалист по охране труда должен повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года. Ранее было — не реже 1 раза в 5 лет.

Ранее

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда на 04.10.2019 в январе-сентябре 2019 на производстве погибло 106 работников (+ 10.

Редакция журнала «Охрана труда. Практикум» подготовила для вас подборку самых интересных статей за 2019 год по мнению Ваших коллег, инженеров по охране труда.

Позднее

Министерство труда и социальной защиты определило порядок оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Инструкция.

За первое полугодие уровень травматизма в энергетике по сравнению с аналогичным периодом 2018 года вырос в 3 раза. И это не смотря на жесточайший.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.


Для водителя

Российское законодательство устанавливает необходимость регулярного обследования мест исполнения служебных обязанностей на предприятиях для определения степени неблагоприятного воздействия в ходе производства на здоровье персонала. В результате такого процесса устанавливают регламент использования защитных средств, назначают выплату компенсационных пособий и доплат в качестве возмещения ущерба, относят профессию к различным группам по вредности, определяют количество дней отпуска, оплачиваемого работодателем, прочие преференции.

В предлагаемом материале рассматривается аттестация рабочего места по условиям труда водителя автомобиля с кратким обзором назначения и порядка данной процедуры.

Рабочее место водителя

Кабина автомобиля – место, в котором водитель проводит большую часть рабочего времени (это отсек с сиденьем, органами управления и контроля, защищенный от воздействия внешней среды). Поэтому именно ее относят к основному месту исполнения обязанностей представителя данной профессии.

Рабочее место водителя

Кабина

Требования к кабине определяют государственные стандарты, различные для разной техники:

Также требования изложены в Техническом регламенте ТАОС ТР ТС 018/2011, прочих нормативных документах.

Согласно этим стандартам, кабина должна предусматривать наличие:

  • запираемых дверей;
  • сиденья для водителя с регулированием в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклона спинки;
  • стеклоочистителей, омывателя лобового стекла с подогревом при работе зимой;
  • обогревательного устройства для комфортных условий в холодное время года;
  • приборной панели, расположенной напротив водительского сиденья;
  • освещения внутреннего пространства кабины и панели приборов;
  • солнцезащитного устройства;
  • зеркал заднего вида;
  • места для размещения аптечки;
  • диэлектрического коврика и аналогичного покрытия педалей сцепления, тормоза и газа;
  • огнетушителя.

Кстати. В кабине водителя должны поддерживаться надлежащие санитарные условия по чистоте, содержанию воздушной среды согласно условиям соответствующих нормативов. Запрещено размещать внутри салона аккумуляторное устройство.

Инструменты и приспособления

  • стальных подставок;
  • буксировочного троса;
  • лопаты;
  • предохранительной вилки для замка колеса;
  • противоскользящих цепей (зимой).

Присутствие прочих инструментов не регламентируется. Но в дороге водителю сложно обойтись без минимального набора приспособлений для устранения возможных неисправностей:

  • домкрата;
  • гаечных, разводных и торцевых ключей;
  • фигурных, крестовых и плоских отверток;
  • динамометрического ключа;
  • молотка;
  • плоскогубцев;
  • зубила;
  • набора напильников;
  • смазочного шприца;
  • набора щупов для измерения зазора, другого измерительного инструмента.

В комплекте обязательно должно быть запасное колесо.

Обустройство автомобиля, прицепа и полуприцепа

Требования к обустройству автомобильной техники (включая прицепы и полуприцепы) установлены Техническим регламентом ТР ТС 018/2011. Необходимо обеспечить исправность:

  • тормозов;
  • рулевого управления;
  • осветительных и сигнализационных приборов;
  • надлежащее давление в шинах, целостность ходовых колес;
  • ремней безопасности;
  • сцепных элементов;
  • задних и боковых защитных устройств;
  • мотора, включая все его системы;
  • других конструктивных элементов.

Нельзя изменять конструкцию авто, не согласовав вносимые коррективы с изготовителем. Результаты надлежащим образом оформляют, проводят перерегистрацию ТС в органах ГИБДД с учетом измененных характеристик транспорта.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта

Аттестация рабочего места по условиям труда водителя ТС

Рабочее место водителя периодически аттестуют, чтобы оценить состояние условий труда. Эти работы выполняет специализированная экспертная организация, привлеченная работодателем на договорной основе, при условии соответствия исполнителя предусмотренным законодательством требованиям.

Работы выполняют в порядке, установленном утвержденной методикой, чтобы избежать субъективности в оценке неблагоприятных обстоятельств и объективно выдержать правила проведения данной процедуры.

В составе комиссионной группы присутствует аттестованный эксперт, производящий измерения. Проверку организует администрация предприятия, обязанная предоставить исполнителю необходимую документацию и разработать меры по итогам проведенного обследования.

Порядок аттестации регламентирован Федеральным законом № 426-ФЗ, принятым в декабре 2013 года.

На основании п. 1 Методических рекомендаций, утвержденных в январе 2014 года приказом Минтруда РФ № 33н, данное мероприятие проводят, чтобы:

  • идентифицировать неблагоприятные характеристики, потенциально влияющие на водителя соответствующего предприятия, производственного участка, для того или иного автомобиля (с учетом марки и модели);
  • исследовать и измерить количественные показатели указанного влияния;
  • отнести условия рабочего места к соответствующей группе по установленному классификатору;

Работы оформляют согласно требованиям, установленным действующими законодательными актами, с составлением комплекта обязательных бумаг.

Сроки проведения

Обследование проводят с периодичностью в 5 лет с последующей переаттестацией по истечении указанного срока.

Возможно проведение внеочередной проверки, обусловленной:

  • созданием новых рабочих мест;
  • изменением технологии производства;
  • применением новых материалов;
  • предписанием государственного инспектора;
  • использованием новых средств защиты, которые могут изменить степень воздействия на водителя вредных веществ;
  • произошедшим несчастным случаем или отмеченным профзаболеванием;
  • решением трудового коллектива, оформленным при участии профсоюзной организации.

От момента наступления перечисленных событий до дня проведения оценки не должно отмечаться ухудшения состояния рабочего места, подлежащего проверке.

Аттестационная комиссия

Состав аттестационной комиссии формируют из представителей проверяемого предприятия. Руководит группой директор или его непосредственный заместитель. В качестве членов в нее входят специалист по ОТ, профсоюзного комитета, руководители подразделений. Экспертов независимой экспертной организации, привлеченной по ГПД, в комиссионную группу не включают.

В задачу комиссии входит организация подготовительных действий (с составлением списка профессий и их расстановкой по рабочим местам, распределения оценочных мер по датам, мероприятий по итогам проверки, подготовкой данных о выплачиваемых компенсациях).

Привлеченная экспертная комиссия до истечения 5 дней от момента заключения договора с заказчиком передает в единую информационную базу идентификационный номер данного исследования. Эксперт проводит оценку согласно составленному комиссией графику.

Оценка условий труда

Условия труда оцениваются двумя последовательными методами.

Оценка условия труда

Инструментальная

Инструментальный метод предполагает:

  • хронометраж рабочего времени с определением фактической продолжительности пребывания водителя в течение смены в кабине или других точках с описанием проведенных работником действий;
  • замеров характеристик производственной среды соответствующих значений загазованности, запыленности воздуха рабочей окружающей среды, шума, вибрации, прочих неблагоприятных воздействий.

Выполненные измерения фиксируют протоколами. Если водитель работает одновременно на нескольких автомобилях, замеряют показатели для каждой из марок машин. При нескольких идентичных рабочих местах достаточно исследовать 20 процентов общего количества без полной оценки каждой точки.

Экспертная

По результатам выполненных измерений характеристик рабочей среды эксперт оценивает соответствие показателей утвержденным нормам. При выявлении отклонений это отмечают в экспертном заключении, оформляемом по результатам проверки.

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса

Тяжесть и напряженность труда оценивают исходя из результатов хронометража с учетом операций, выполняемых водителем, и интенсивности загрузки в ходе смены. На данную оценку также влияет значение промежутка времени, выделяемого на отдых в течение рабочего дня, интервал между отдельными сменами.

Оформление результатов аттестации

Проведенную аттестацию надлежащим образом оформляют документально.

Карта фотографии рабочего времени водителя

Эту карту заполняют в табличной форме по стандартному образцу со столбцами следующего содержания:

  • начала и окончания действия;
  • выполняемой операции;
  • продолжительности выполнения.

Отдельно отмечают все действия водителя за прошедший трудовой день. По завершении хронометража фиксируют продолжительность полезных действий. При исследовании рабочего места эти операции делят на группы по характеру движений и затратам энергии для аттестации общей трудоемкости выполнения служебных обязанностей.

Карта аттестации рабочего места

Эту карту оформляют на стандартном бланке с указанием:

  • наименования и адреса предприятия;
  • номера карты;
  • названия рабочего места;
  • подразделения;
  • марки и других данных грузового или легкового автомобиля;
  • кода ЕТКС;
  • категории, к которой относят персонал;
  • формы организации труда;
  • результатов оценки по различным показателям;
  • наличия защитных средств;
  • предусмотренных доплат к тарифу;
  • количества рабочих часов в неделю, длительности отпуска;
  • рекомендуемого режима труда и отдыха с указанием частоты перерывов, другими рекомендациями;
  • требований к водителям, подходящим для данной профессии;
  • периодичности медосмотров;
  • способов улучшения условий труда на рабочем месте;
  • итоговыми рекомендациями комиссии.

Документ подписывают участники комиссионной группы, указывают дату проверки.

Протокол измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса

Этот протокол показывает интенсивность нагрузки работника с учетом тяжести трудового процесса на основе выполненных расчетов.

После указания в документе наименования АТП, номера и даты составления документа, данных по рабочему месту (структурного подразделения, участка, кода профессии, половой принадлежности сотрудника, количества рабочих мест и краткого описания обязанностей) следует таблица с указанием таких показателей:

  • общей массы грузов с учетом расстояния переноски;
  • количества наклонов в течение дня;
  • региональной нагрузки при переноске тяжестей на дистанцию 1 м;
  • общей нагрузки при ручной переноске материалов и деталей на дистанцию в пределах 5 м;
  • аналогичных данных при расстоянии более 5 м;
  • продолжительности нахождения в стоячем положении.

СОУТ вместо АРМ

Введенным Федеральным законом № 426-ФЗ взамен аттестации рабочих мест (АРМ) стали проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). В приведенной ниже таблице указаны основные отличия данных процедур.

ХарактеристикаАРМСОУТ
Заинтересованность руководства и владельцев предприятия в процедуреНедостаточная (АРМ не гарантировала снижение страховых выплат)Присутствует ввиду достаточности СОУТ для корректировки тарифа взносов в ПФР
Чем утвержденаПриказом МинсоцздравразвитияФедеральным законом
Указание в нормативе обязанностей участниковРазрозненныеВ рамках единого документа
На кого возложены оценочные функцииНа специалиста по АРМНа независимого эксперта
Состав комиссииПредставители предприятия и оценочной организацииЭкспертная организация исключена из состава комиссионной группы
Состав принимаемых мерСодержалась сертификация работ по ОТ, не влиявшая на будущую аттестациюВвели декларирование условий рабочего места по итогам идентификации эксперта

Необходимость ввода СОУТ вместо АРМ объясняется несовершенством действовавшей процедуры.

Профессия водителя – одна из наиболее сложных. Аттестация рабочего места ставит задачей оценить влияние неблагоприятных факторов на здоровье сотрудника с учетом специфики служебных обязанностей.

Читайте также: