Правила и приемы вождения по бездорожью управление транспортным средством на полевых дорогах

Обновлено: 30.06.2024

* Если вы застряли в грязи или в снегу на машине с автоматической коробкой передач, не пытайтесь раскачивать забуксовавшую машину.

* Часто выбраться из глубокой колеи мешают повернутые передние колеса. Иногда достаточно установить их прямо, чтобы автомобиль сдвинулся с места. Иногда, чтобы выехать из глубокой колеи, недостаточно повернуть колеса. В этом случае надо лопатой прокопать пологий выезд спереди или сзади по ходу движения автомобиля.

* Подъезжая к труднопроходимому участку дороги, постарайтесь вспомнить, что чем больше инерция автомобиля, чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя и ниже передача, тем большее сопротивление может преодолевать автомобиль. Поэтому, заранее оценив серьезность препятствия, найдите такой режим движения, чтобы проскочить весь участок с ходу. Конечно, на пути может встретиться такой грунт, песок или снег, что колеса увязнут по ступицу и автомобиль сядет на днище. Чтобы этого не случилось, предварительно по колее следует уложить все, что попадется под руки: доски, ветки, камни. В крайнем случае, когда попадется очень вязкий грунт, а попытки выбраться собственными силами малоэффективны, лучше, чтобы не повредить автомобиль, прибегнуть к помощи буксира, лебедки или домкрата.

* С помощью ручной лебедки можно довольно быстро вытащить застрявший автомобиль массой до 1 т. Сельским жителям, охотникам и рыболовам, чей путь обычно не ограничивается асфальтом, такая лебедка просто необходима. Она способна прийти на помощь автомобилю, застрявшему на скользком подъеме, в реке или глубокой луже. Опорой для лебедки (если она не имеет специального устройства) может служить дерево, кол, лопата и даже монтажная лопатка из шоферского инструмента.

* Большую помощь в преодолении сложных участков оказывают разные приспособления на ведущих колесах: цепи, браслеты, скобы разных конструкций. Эффективным и, вероятно, самым простым приспособлением для преодоления буксования является металлическая сетка с ячейками размером 20x20 мм, которую подкладывают под колеса. Две полосы такой сетки размером 0,4x1,5 м несложно разместить в багажнике.

В процессе тренировки вы заметите, что автомобиль чутко отзывается не только на изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя, но и на манипуляции педалью сцепления. Стоит чуть резче отпустить ее, тут же последует пробуксовка колес. Преодолевая трудный участок, лучше вообще не трогать эту педаль, чтобы не появилась причина остановки. Если в конкретной ситуации без сцепления не обойтись, включать и выключать его нужно плавно и осторожно, ориентируясь на частоту вращения двигателя.

* Частота вращения коленчатого вала должна быть постоянной и при движении по скользкой дороге. Не забывайте, что всякое изменение режимов работы двигателя может вызвать непредвиденную и нежелательную остановку. Неприятно, когда на пути возникает участок раскисшей дороги, да еще с глубокой колеей, ибо вытащить автомобиль, осевший на мост или днище, — почти искусство. В самом деле, в других случаях бывает достаточно толкнуть его или взять на буксир. Здесь же такие действия могут привести к повреждению узлов и деталей, расположенных под днищем. Встретив такой размытый участок дороги, необходимо сначала тщательно его обследовать и, если требуется, подготовить для благополучного преодоления. Когда колея слишком глубока на длинном отрезке пути, стараются, чтобы она оставалась между колесами. Проехать по твердым и широким гребням нетрудно, а вот по мягким и узким — очень сложно. Чтобы не съехать с гребней в глубокую колею, лучше, когда колеса одной стороны будут на колее, а другой — на обочине. В таком положении намного легче держать нужное направление, поскольку колеса, идущие по колее, почти не требуют управления.

Лишь в одном случае домкрат можно заменить буксиром без риска повредить автомобиль, когда передние колеса попали в ров или яму. В этом случае торец бревна или связанные буквой X две жерди подставляют под буксирный трос, наклонив их в сторону автомобиля. При натяжении троса передняя часть приподнимется и автомобиль продвинется вперед.

* Преодолевая серьезные водные преграды, помните, что высокая скорость отнюдь не гарантирует безопасный проезд и, в первую очередь, для двигателя. Вода может попасть во впускной коллектор, а там недалеко и до цилиндров. Если ее много, гидроудар неизбежен. Вода, в отличие от воздуха, несжимаема: поршень со всего хода ударится в воду, будто в стену, и давление в цилиндре превысит норму в несколько раз.

Погнутые или сломанные шатуны — результат неудачного форсирования водной преграды.

Бывает, что двигатель (если обороты невысоки) может просто остановиться. Попробуйте пустить его стартером. Если не получается, выверните свечи и проверните коленчатый вал.

Вода выйдет из цилиндров через отверстия, и двигатель можно пустить. Если возник стук в блоке, значит, повреждены шатуны и мотор нужно немедленно остановить. Если все обошлось — вам очень повезло.

* Проехав по воде, уровень которой достигает тормозных барабанов, обязательно просушите тормоза. Для этого немного натяните рычаг ручного тормоза. На эту операцию обратите особое внимание.

* Рассмотренные ситуации, конечно, не дают представления обо всех случаях, возможных там, где дорога не благоустроена. Как показывает опыт, знания, сообразительность и находчивость помогают найти выход из любых положений.

Что такое пара чемоданов для тяжелоатлета? Легкотня, только руки занимают. Вот и пикап Mitsubishi L200, находящийся на длительном тесте в редакции, до сих пор возил только колесики, чемоданчики… - в общем, грузики. Пришло время загрузить его и загнать. куда надо!

Мешки ворочать

Паспортная грузоподъемность Mitsubishi L200 — 920 кг. Владельцы возят на таких пикапах и по 1100–1200 кг. Для ровного счета мы взяли тонну — двадцать 50-килограммовых мешков с песком. Грузчику, чтобы положить первые мешки к дальнему борту, да еще друг на друга, приходилось работать на корточках. Это потому, что наш пикап оборудован опциональным кунгом.

Были сомнения, что в кузов войдут все двадцать мешков. После загрузки оказалось, что места хватает еще как минимум на десяток. Но больше грузить нельзя: пикап и так задрал нос, угрожающе просев задком.

Груз L200 — 20 мешков с песком по 50 кг. Суммарно — тонна, больше паспортной грузоподъемности пикапа.

Груз L200 — 20 мешков с песком по 50 кг. Суммарно — тонна, больше паспортной грузоподъемности пикапа.

Как им управлять?

Для подготовленного внедорожника такая колея — чепуха, прогулочная тропа. Для стандартного автомобиля, да еще полностью загруженного, — серьезное испытание.

Для подготовленного внедорожника такая колея — чепуха, прогулочная тропа. Для стандартного автомобиля, да еще полностью загруженного, — серьезное испытание.

А теперь — в реку!

Но нашей-то задачей было именно как следует порезвиться. И не на асфальте, а на бездорожье. Друг-оффроудер, ведущий школы внедорожной езды на YouTube Григорий Алешин, завел на трассу, по которой любят кататься московские и подмосковные джиперы, — в районе Никитских (или Мартьяновских) каменоломен под Домодедово.

Груженый автомобиль заметно просел на заднюю ось, из-за чего фаркоп то и дело задевает булыжники под водой.

Груженый автомобиль заметно просел на заднюю ось, из-за чего фаркоп то и дело задевает булыжники под водой.

Первое упражнение — брод. Речку (или широкий ручей) с веселым названием Рожайка взрослый может перейти, надев забродные сапоги. По техническим характеристикам, L200 может преодолевать броды глубиной до 70 сантиметров. Уточню: с гладким твердым дном. В этом месте дно Рожайки покрыто крупными булыжниками. Немного ошибаешься с траекторией — и по ним скребут то противоподкатный брус, то фаркоп. Но машина упрямо идет вперед: 430 ньютон-метров — это, конечно, сила.

Сесть-встать

Двигаясь по колее, самое главное — не свалиться в нее всеми колесами. Увы, но колеса иногда просто соскальзывают.

Двигаясь по колее, самое главное — не свалиться в нее всеми колесами. Увы, но колеса иногда просто соскальзывают.

Попытки выехать своим ходом оказались безуспешными даже после включения понижайки и всех блокировок. Дергать тросом полностью груженую машину было также бесполезно. Пришлось заняться физкультурой — выгрузить половину мешков и загрузить их обратно после того, как выдернули L200. Желание довести эксперимент до конца победило соблазн бросить груз в лесу. А что, те же джиперы были бы рады мешкам с песком.

Демпфер и фаркоп

Длинный (1210 мм) задний свес — главное, что ограничивает проходимость пикапа. Угол съезда уменьшают и противоподкатная балка со сцепным устройством (фаркопом).

Длинный (1210 мм) задний свес — главное, что ограничивает проходимость пикапа. Угол съезда уменьшают и противоподкатная балка со сцепным устройством (фаркопом).

Раздаточную коробку и автомат защищает от нежелательных контактов толстый металлический лист. Внушительная защита есть и под картером двигателя. Это плюс.

Раздаточную коробку и автомат защищает от нежелательных контактов толстый металлический лист. Внушительная защита есть и под картером двигателя. Это плюс.

Но вообще Mitsubishi L200 удивил. С тонной груза, вброд и по отсутствующей дороге… Этот пикап способен на многое — доказано личным опытом.

10 советов эксперта по бездорожью

1. Многие водители автоматически пристегиваются ремнем безопасности, едва заведя двигатель. На бездорожье также стоит пристегиваться. Но перед бродом (!) ремни безопасности лучше отстегнуть — чтобы не терять время, если машина начнет тонуть.

3. Чтобы снизить давление в шинах, можно обойтись обычным ключом от машины, нажимая на ниппель. У нас есть еще более удобный инструмент — ключ от кунга. Однако лучше всего специальный инструмент, дефлятор — продается в автомагазинах. Самые удобные (но и самые дорогие) модели — совмещенные с манометром.

5. Закрепив трос такелажной серьгой (шаклом), ввинчивающийся палец стоит ослабить на пол-оборота. Это поможет без проблем снять трос, если серьга деформируется от нагрузки.

6. Чтобы стропа не выстрелила при разрыве и не попала в машину или человека, на нее стоит накинуть гаситель, которым может стать обычный напольный коврик, ватник или старая куртка.

7. Форсировать брод на автомобиле можно только тогда, когда нет другого пути по суше. Для развлечения это делать точно не стоит. Мы же делаем это по служебной необходимости.

8. Перед бродом нужно отключить вентилятор радиатора или дать двигателю остыть, чтобы он не нуждался в охлаждении при преодолении водной преграды.

9. Выехав с оффроуда, колеса придется подкачивать. Позаботьтесь о том, чтобы у вас был хороший компрессор.

10. Кроме дефлятора, манометра, компрессора, динамического троса и лопаты перед вылазкой на бездорожье нужно запастись непромокаемыми сапогами (можно полиуретановыми) и сменной одеждой. Лучше потерять несколько минут и переодеться, чем безуспешно пытаться отчистить хорошие вещи.


Не всё на бездорожье зависит от автомобиля. Неумелый водитель может легко попасть впросак даже на подготовленном внедорожнике и на относительно простых участках. Поэтому хотя бы базовыми знаниями должен обладать каждый автомобилист. Сразу оговоримся, что опытным джиперам советы покажутся элементарными. Но те, кто съезжает с дороги раз в месяц, зачастую слабо представляют, как правильно преодолевать природные препятствия.


Трезво оценивать обстановку

Как ни странно, некоторые автовладельцы понятия не имеют, где находится предел возможностей их автомобиля. Если у машины низкий клиренс, огромные свесы и привод на одну ось, на более-менее серьёзное бездорожье путь заказан. Это очевидно. Иногда, впрочем, реальный дорожный просвет не совпадает с заявленным или вообще не значится в технических характеристиках. Чтобы внедорожная вылазка не стала сюрпризом, нужно проверить, где находится самая низкая точка автомобиля. Не всегда она определяется по бамперу.

Нельзя забывать про слабые места. Скажем, не у каждого кроссовера хорошо защищён моторный отсек. Да даже и со стальной защитой днища легко повредить что-либо на сложных участках. Например, детали выхлопной системы.

В целом, перед вылазкой на бездорожье надо чётко представлять, на что способен автомобиль. Допустим, если есть возможность принудительной блокировки межосевого дифференциала, не стоит её игнорировать.


Из препятствий на бездорожье часто попадаются камни различных форм и размеров. Если не обращать на них внимания, то даже безобидный булыжник может доставить неприятности. Следите за его острыми краями! А если камень большой и гладкий, то следует двигаться прямо и таким образом, чтобы колесо наехало на него целиком. В противном случае велик риск повредить покрышку.

Подниматься и спускаться без резких движений

Сухие и, тем более, скользкие подъёмы и спуски таят в себе опасность. Даже те, что на первый взгляд кажутся простыми. Штурмовать холмы надо аккуратно, на низкой передаче и на ровном газу, чтобы не допускать пробуксовки. При крутых спусках резкие движения тоже чреваты. Некоторые вседорожники оснащены электронным помощником, который подтормаживает колёса при движении под горку. Остальным надо очень аккуратно работать с тормозами и, желательно, тормозить двигателем. Когда автомобиль начинает скользить, инстинктивно хочется посильнее нажать на педаль тормоза. Нельзя этого делать ни в коем случае, чтобы полностью не потерять контроль над машиной. Главное в такой ситуации — сделать ровно наоборот. Поддав газу, можно вернуть сцепление с покрытием.

Не бояться грязи и колеи

Грязевую кашу можно преодолевать либо на скорости ходом, либо потихоньку внатяг. Первый вариант подойдёт, если участок небольшой. Второй способ лучше использовать на длинном сложном пути и предпочтительно на машинах с тяговитым мотором, которые имеют солидный крутящий момент на низких оборотах.


И в любом случае нельзя останавливаться, как бы ни хотелось затормозить. Залог успешного преодоления сложного грязевого участка заключается в спокойном и ровном ходе и плавном рулении. Активная работа руками и ногами, может, выглядит эффектно, но на деле на бездорожье чаще всего вредит.

Не рыть себе яму

Летом многие стремятся приехать к воде прямо на песчаные пляжи с палатками и прочим выходным скарбом. Но езда по песку очень коварна. То же касается и снежных сугробов. Во-первых, следует заранее спустить давление в шинах примерно до 0,5–1 атмосферы. Таким образом увеличивается площадь контакта колеса с поверхностью, а значит — автомобиль не будет так легко проваливаться. Во-вторых, надо избежать сколь бы то ни было значительных пробуксовок. Резко тормозя и газуя в песке или на снегу, вы роете самому себе яму, в которую быстро закопается машина.


Для многих людей, которые владеют внедорожниками, бездорожье это что-то неизведанное и страшное. Удивлены? Ведь зачем тогда внедорожник. Но так уж получается, что многие владельцы внедорожников, которые потратили не малые деньги на полноприводный автомобиль, никогда в своей жизни не выезжали на бездорожье и даже ни разу не включали пониженную передачу для преодоления сложных участков дороги.

Что такое 4WD и как тяга помогает на бездорожье?


Термин - полноприводный автомобиль на самом деле вводит автолюбителей в заблуждение. Многие из автовладельцев полагают, что раз их автомобиль полноприводный то, заехав в грязь, машина без проблем выберется с плохой дороги, так как крутящий момент передается на все четыре колеса.

Полноприводная система в машине означает, что крутящий момент двигателя делится между передними и задними колесами с помощью дифференциалов, которые и передают получаемую мощность на колеса.

Когда поворачиваете на автомобиле, то ваши внешние и внутренние (по отношению к углу поворота) колеса двигаются с разной скоростью в связи с тем, что внешним колесам при повороте необходимо проехать больше расстояние, чем внутренним.


Система передачи крутящего момента на колеса настроена таким образом, чтобы передавать мощность на то колесо, которое имеет меньшее сопротивление. На асфальтовом покрытии это незаменимая вещь. Но когда машина выезжает на бездорожье, передача мощности на все четыре колеса (пускай и с разным крутящим моментом) не поможет, чтобы без проблем проехать сложной участок дороги.

Например, если вы будете проезжать скалистый неровный участок дороги, когда некоторые колеса внедорожника могут не иметь сцепление с дорогой, то без блокировки дифференциала вам будет сложно проехать без проблем неровную дорогу.

Для того чтобы ваш внедорожник чувствовал себя уверенно на бездорожье необходимо, чтобы машина была оснащена системой передней и задней блокировки дифференциалов. К сожалению, подобной системой оборудованы не много внедорожников. Часть продаваемых на рынке полноприводных машин могут быть оснащены такой системой только в качестве опции, за которую необходимо заплатить не малые деньги.


Но не волнуйтесь. Многие современные внедорожники и некоторые кроссоверы в настоящее время оснащаются эмулированием блокировки дифференциалов. Как правило, подобная имитирующая система определяет на какое колесо необходимо послать максимальный крутящий момент, а какое колесо должно быть полностью отключено от передачи мощности. То есть электроника внедорожника самостоятельно определяет, какому колесу в определенный момент времени необходима мощность больше всего.

Максимально медленное передвижение по бездорожью


Самая большая проблема при передвижении по бездорожью это слишком быстрая езда. Помните, что чем быстрее вы передвигаетесь по плохой дороге, тем больше рисков, что машина получит повреждения и застрянет.

Для того чтобы понимать, почему по бездорожью необходимо ездить на максимально медленной скорости, давайте представим, что вы переезжаете лежачий полицейский. Если вы едите слишком быстро, то ваша подвеска может не справляться со смягчением от неровности, что приведёт к жесткому удару, что принесет вам дискомфорт. Проезжая лежачего полицейского на медленной скорости, подвеска легко поглотит удар от неровности, делая ваше передвижение на автомобиле комфортным.


Тоже самое происходит и с внедорожными неровностями. Например, если вам нужно проехать по большой неровности или камню то, проехав этот участок на большой скорости, вероятнее всего вы повредите ваш автомобиль. Если же вы подъедете к камню на бездорожье на медленной скорости, подвеска вашего автомобиля сможет подстроиться под неровность и сохранить сцепление ваших колес с дорогой.

В школе мастерства передвижения по бездорожью Land Rover учат такому правилу "Двигайтесь максимально медленно, но не менее чем это необходимо для движения".

Например, вам не нужно проезжать какие-то неровности на бездорожье, когда требуется ехать на максимально медленной скорости, а вы собираетесь забраться в какую-нибудь гору или холм по грязи. Большинство неопытных водителей для этого будут нажимать педаль в пол и буксовать в грязи в надежде, что благодаря мощности внедорожника покорят возвышенность.

Если вы хотите все-таки забраться в горку на грязной дороге, то вы должны знать правильную технику вождения по бездорожью. Самое главное, что вы должны знать при движении по бездорожью в гору, это выбор правильной (но не максимальной) скорости.


Скорость не должна быть медленной (есть риск остановиться на половине пути, и тогда все придется начинать сначала) и слишком быстрой (слишком большая скорость может привести к пробуксовки колес, что, соответственно, приведет к застраиванию машины).

Используйте низкий диапазон крутящего момента или пониженную передачу мощности


Вождение по бездорожью связано с ситуациями, с которыми вы никогда не столкнётесь в обычном мире при движении по асфальту, в городе или на шоссе. На бездорожье вы будете постоянно сталкиваться с различными неровностями и другими препятствиями, которые необходимо преодолевать.

Чаще всего ваша машина будет иметь дело со склонами и оврагами. Лучшее решение для оптимального преодоления препятствий на бездорожье, это включение пониженной передачи крутящего момента на колеса.

К сожалению, многие современные внедорожники не оснащаются раздаточной коробкой, с помощью которой можно включить пониженную передачу крутящего момента на колеса. Поэтому используйте в таком случае для передвижения по сложным участкам дороги самую низкую скорость в коробке передач.


Большинство старых и 4WD внедорожников и пикапов оснащены возможностью включить пониженную передачу крутящего момента с помощью дополнительного рычага рядом с ручкой коробки передач. Некоторые автомобили вместо отдельной ручки включения пониженной передачи оснащены электронной кнопкой или имеют режим включения непосредственно на ручке коробки передач.

Этот режим пониженной передачи крутящего момента может вам помочь пройти такие участки дороги, на которых вы не можете проехать на полноприводной машине, не имеющую возможность движения на пониженной передаче.

Но помните, что вы не должны включать пониженную передачу или ехать на самой низкой передаче, если вы собираетесь проехать несложные участки дороги. Например, вы не должны включать пониженную передачу крутящего момента, если собираетесь проехать небольшую колею на бездорожье.

Вы должны использовать низкий диапазон передачи крутящего момента только тогда, когда хотите проехать сложный участок бездорожья. Например, собираетесь забраться на холм или гору, в грязь или проехать каменистый участок дороги.


Также вы можете использовать низкую передачу крутящего момента при спуске с горы. Особенно на крутых спусках. Это позволит вам тормозить машину двигателем, предотвращая перегрев тормозной системы, и сохранить контроль над автомобилем.

Если ваш внедорожник имеет автоматическую коробку передач и не имеет режим пониженной передачи крутящего момента, то для того чтобы проехать тяжелый участок бездорожья или спуститься с крутого склона, вы можете включить "1" передачу или режим "L".

Также вы можете отключить электронную систему контроля тяги. Некоторые автомобили имеют электронную систему помощи при спуске, которую вы также можете включить, если столкнетесь с проблемой спуска по грязи. В крайнем случае, если у вас что-то не получается при спуске с горы, вы можете выключить двигатель и спускаться накатом, контролируя автомобиль с помощью педали тормоза.

Снизьте давление в шинах


Если ваши колеса накачаны как баскетбольный мячик, то конечно от любых неровностей ваша машина будет отскакивать, что не способствует легкому движению по бездорожью. Если вы снизите давление в колесах, то снизите отскок колес при ударе о неровности. Помните, что сильно накаченные колеса будут создавать лишнюю ненужную энергию отскока, что будет способствовать лишней инерции машины.

Когда вы едете в городе по асфальту, хорошо накаченные колеса помогают автомобилю без лишнего сопротивления катиться по дороге. Из-за небольшого сопротивления колес автомобилю необходимо меньше энергии, чтобы передвигаться по дороге. Это способствует экономии топлива и предсказуемой управляемости.

Но когда вы оказываетесь на бездорожье, съехав с идеального ровного асфальтового покрытия дороги, высокое давление в шинах будет подбрасывать ваш автомобиль на неровностях, создавая вам дискомфорт и сложности при прохождении сложных участков дороги.

Шины с небольшим давлением не только лучше передвигаются на бездорожье, но и лучше поглощают удары о неровности, уменьшая риск повреждения покрышек и поломку автомобиля.

Кроме того, слегка спущенные колеса имеют более большую площадь сцепления с поверхностью дороги. Это особенно очень важно, если вы, например, передвигаетесь по песку или грязи. По такой дороге шины с низким давлением позволяют лучше распределять вес автомобиля. Также за счет большего сцепления с поверхностью у вас будет больше шансов не застрять на труднодоступных участках бездорожья.

Обычно опытные владельцы внедорожников советуют накачивать колеса для поездок по бездорожью на 75 процентов от рекомендуемого давления производителем для поездок в городе. Но помните, что спустив давление для передвижения по трудным участкам дороги, вы не должны оставлять низкое давление, если снова выезжаете на асфальт.


Нет, конечно, если вы ненадолго выедите с бездорожье на асфальтовое покрытие, то нет необходимости накачивать колеса. Но если вы закончили свое движение по бездорожному участку, то лучше все-таки восстановить необходимое давление в шинах.

Спуская давление в шинах, будьте осторожны, чтобы не переборщить, поскольку ваша резина держит машину, предотвращая от движения на ободах или дисках. Помните, что если вы слишком снизите давление в колесах, то на неровной дороге вы можете повредить колесный диск.

Не бойтесь перевернуться и повредить автомобиль


Некоторые водители думают, что один из самых ярких признаков, что автомобиль часто ездит по бездорожью это различные повреждения на кузове. Но это не так. На самом деле, если вы видите внедорожник со многими повреждениями от поездок по бездорожью, это говорит о том, что его владелец не умеет эксплуатировать машину на плохой дороге.

Именно из-за неправильного понимания многие владельцы внедорожников не хотят использовать свои проходимые машины на бездорожье, считая, что если выехать на плохую дорогу, то даже опытный водитель повредит машину.

Это одно из самых основных заблуждений, которое и отпугивает многих водителей от поездок по бездорожью.


Но на самом деле, если вы будете подходить к поездке со здравым смыслом и не будете торопиться, то маловероятно, что вы повредите свой автомобиль.

Если вы нервничаете, выезжая на бездорожье, и боитесь на каком-то участке дороге ошибиться и повредить автомобиль, помните что вас никто не заставляет проезжать участки, где вы не уверенны, что проедете. Если в процессе передвижения вы столкнетесь с участком, который для вас сложен, и вы не уверенны, можете просто развернуться и не рисковать.

Кроме того, советуем вам не выезжать на бездорожье в одиночку. Отправляясь в поездку, возьмите с собой единомышленников или друзей, которые помогут вам проехать сложные участки дороги без повреждений.


Например, если вы на каком-то участке дороге опасаетесь, что вашему автомобилю не достаточно клиренса для беспрепятственного прохождения бездорожья, то вам может кто-нибудь подсказать снаружи, как нужно проехать опасный участок дороги. И если вашей машине угрожает опасность повреждения, вас заранее предупредят.

И помните, что опасаясь повредить автомобиль, вы лишаете себя острых ощущений, которые могут дарить внедорожники. Ведь автомобиль можно повредить не только когда он движется. Перестаньте бояться бездорожья. Пора начать использовать свой внедорожник на полную.

Читайте также: