Правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим в дтп

Обновлено: 17.05.2024

Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают около 30 тысяч человек и свыше 250 тысяч получают ранения.

Основными причинами смерти пострадавших в ДТП являются следующие факторы:

травмы, не совместимые с жизнью, - 20%;

задержка скорой помощи - 10%;

бездействие или неправильные действия очевидцев ДТП - 70%.

Число погибших могло быть существенно меньше, если бы пострадавшим при ДТП была оказана квалифицированная доврачебная помощь. К сожалению, смерть значительного количества людей произошла не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за неверных действий тех, кто оказывал им доврачебную помощь, или из-за бездействия окружающих.

Для того чтобы не терять драгоценного времени, а часто ценой промедления становится человеческая жизнь, необходимо четко усвоить алгоритм действий в ситуациях, связанных с дорожными происшествиями, в которых имеются пострадавшие.

Общая последовательность оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях заключаются в следующем:

прекращение дальнейшего воздействия на пострадавшего повреждающего фактора;

поддержание жизненно важных функций организма пострадавшего;

передача пострадавшего бригаде скорой помощи или доставка его в лечебное учреждение.

Помощь, оказываемая пострадавшим в ДТП, подразделяется на три этапа:

первый этап - на месте ДТП. Включает в себя доврачебную помощь пострадавшим в ДТП, а также в необходимых случаях самопомощь и взаимопомощь. На этом же этапе квалифицированную медицинскую помощь оказывают сотрудники бригад скорой помощи и службы спасения, вызванные на место происшествия.

второй этап - при транспортировке пострадавших в лечебное учреждение. Данный этап обычно выполняется медицинскими или спасательными специальными бригадами. Однако в ряде случаев доставка пострадавших в лечебное учреждение может выполняться, например, водителями попутного транспорта. На данном этапе пострадавшим также оказывается необходимая помощь.

третий этап - в лечебном учреждении.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Если случилось ДТП, в котором имеются пострадавшие, то действуйте по следующей общей схеме:

Обеспечение безопасности на месте ДТП

Прежде, чем приступить к оказанию помощи, необходимо обозначить место происшествия, включив аварийную световую сигнализацию и выставив знак аварийной остановки. Знак аварийной остановки устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и 30 метров – вне населенных пунктов.

Это необходимо сделать и для того, чтобы обезопасить пострадавших, а также лиц, оказывающих им помощь. Именно эту последовательность, регламентирует и п. 2.5 ПДД.

На месте ДТП для исключения развития опасных последствий следует немедленно заглушить двигатель автомобиля. Многие современные транспортные средства оборудуются специальным устройством, блокирующим подачу топлива к двигателю при ДТП. Если разлит бензин, нужно обязательно отключить аккумулятор поврежденной машины.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО

Пострадавший в сознании

Человек, получивший ранение в результате ДТП, чаще всего находится в состоянии травматического шока. Шок - ответная реакция организма, характеризующаяся глубоким расстройством его функций. Различают две фазы шока: возбуждение и затем угнетение. При оказании первой помощи пострадавшего следует освободить от травмирующего фактора, обездвижить, предоставив полный покой, согреть, контролировать пульс и дыхание. По возможности дать обезболивающие средства (анальгин, аспирин, панадол). Когда пострадавший находится в первой фазе шока, он из-за возбуждения может не осознавать тяжести своего состояния. Затем, если будет развиваться шок, произойдет резкое угнетение всех жизненных процессов. Человек становится бледен, неподвижен, не жалуется на боль. В отличие от обморока при шоке сознание обычно сохраняется.

Обморок сопровождается кратковременной потерей сознания. Возникает резкая бледность кожи, глаза закатываются и закрываются, пострадавший теряет устойчивое положение. Конечности становятся холодными на ощупь, кожа покрывается липким потом, пульс становится редким. Возможно непроизвольное мочеиспускание. Продолжительность приступа составляет от нескольких секунд до 1-2 мин, затем происходит быстрое и полное восстановление сознания.

Пострадавшего в таком состоянии надо уложить на спину с несколько откинутой назад головой, расстегнуть воротник, обеспечить доступ свежего воздуха, обрызгать лицо холодной водой, поднести к носу ватку, смоченную в нашатырном спирте.

Пострадавшему необходимо приподнять ноги: при этом кровь быстрее прильет к голове, и он скорее придет в сознание.

Пострадавший без сознания

Если пострадавший находится без сознания, необходимо определить, жив ли он. Это очень важно, так как часто при серьезных травмах человек не подает признаков жизни. В такой ситуации, за исключением несомненных признаков гибели, следует немедленно приступить к оказанию необходимой помощи.

Если имеются хотя бы малейшие сомнения в смерти пострадавшего, необходимо сразу же принять меры по реанимации, чтобы исключить гибель человека в результате неоказания помощи.

Рассмотрим признаки, позволяющие сделать вывод о том, что пострадавший несомненно жив.

Наличие сердцебиения определяется на слух или рукой. Прослушивание проводят (или прикладывают руку) в левой части груди.

Пульс наиболее удобно определять на шее, в районе прохождения сонной артерии, либо на височной артерии или же на внутренней части предплечья.

Наличие дыхание определяется по возвратно-поступательным движениям грудной клетки, а также по запотеванию зеркала или же по колебанию ваты, поднесенных к носу пострадавшего.

Признаком того, что человек жив, является сужение зрачка при резком освещении глаза, например, карманным фонариком. При его отсутствии аналогичной реакции можно добиться, если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем руку быстро отвести в сторону.

Внимание: при глубокой потере сознания реакция на свет может отсутствовать.

При наличии любой из данных реакций неотложное оказание помощи может сохранить человеку жизнь.

Перенос пострадавших

Самостоятельное передвижение

При отсутствии у пострадавшего противопоказаний, то есть при наличии легких травм, он может передвигаться самостоятельно, опираясь на руку сопровождающего.

В более тяжелых случаях спасатель кладет руку пострадавшего себе на плечи, одной рукой берется за кисть этой руки, а второй обхватывает пострадавшего за талию. Если пострадавший не может перемещаться самостоятельно, его нужно переносить на руках или с помощью подручных средств.

Тема. 9 Основы реанимации

Реанимация(повторение, возобновление, оживление) — комплекс мероприятий, направленных на восстановление важнейших жизнен­ных функций организма в целях оживления больного, находящегося в терминальном состоянии.

Терминальное (крайне тяжелое, критическое) состояние — обрати­мый процесс угасания жизненно важных функций организма. В тер­минальном состоянии выделяют три периода; предагональный, аго­нальный и клиническую смерть. Они могут возникать при различных заболеваниях, травмах, отравлениях, несчастных случаях, утоплении, поражении электрическим током и т.д.

В предагонаяъном состоянии сознание сохранено, но спутано, арте­риальное давление падает до нуля, пульс нитевидный, резко учащен, дыхание учащается и углубляется, затрудненное, кожа бледная.

В состоянии агонии артериальное давление и пульс не определя­ются, дыхание похоже на заглатывание воздуха, роговичный рефлекс и реакция зрачка на свет отсутствуют.

Клиническая смерть — это кратковременная переходная стадия между жизнью и смертью.

Основные признаки; отсутствие пульса на сонной артерии; потеря сознания. При потере сознания более чем на 4 мин, но при сохранении пульса на сонной артерии имеет место кома, а не клиническая смерть. В этом случае необходимо повернуть пострадавшего на живот, очи­стить ротовую полость и приложить холод к голове. Нельзя оставлять человека в состоянии комы лежащим на спине. Следующий симптом клинической смерти — потеря чувствительности роговицы; роговица имеет очень высокую степень чувствительности, так как богато снаб­жена чувствительными нервными окончаниями; при минимальном раздражении роговицы у живого человека возникает моргание. Отсут­ствие роговичного рефлекса — ранний признак клинической смерти. Для определения наличия или отсутствия роговичного рефлекса мож­но осторожно прикоснуться к роговице кончиком носового платка (не пальцем): если человек жив, веки моргнут. Следующие признаки — расширение зрачков, не реагирующих на свет (реакцию зрачков на свет надо проверять на обоих глазах, так как один из них может оказаться искусственным); отсутствие сердцебиения и самостоятельного дыха­ния (рис. 15.1). Продолжительность клинической смерти в обычных условиях — 3—6 мин. В течение этого времени человека можно начать возвращать к жизни при помощи реанимации. Охлаждение тела до 34-32 °С уменьшает чувствительность клеток головного мозга к кислородному голоданию, поэтому при гипотермии тела (например, при утоплении в холодной воде, в проруби) продолжительность кли­нической смерти увеличивается.

При стойкой и необратимой утрате функций организма, и в первую очередь коры головного мозга, говорят о наступлении биологической смерти,при которой любые реанимационные мероприятия противо­показаны, так как бесполезны.

Признаки, констатирующие окончательную смерть: трупное

Реанимациясостоит из комплекса мероприятий, в который входят искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца.

При некоторых тяжелых заболеваниях и травматических повреж­дениях реанимация не будет иметь смысла и ее не следует начинать. Противопоказаниями к реанимации являются: злокачественные опу­холи с метастазами, заболевание какого-либо органа или системы ор­ганов в стадии декомпенсации, т.е, когда приспособительные меха­низмы организма не способны компенсировать вызванные болезнью изменения; тяжелая травма черепа с размозжением головного мозга.

Подготовка пострадавшего к реанимации:

уложить его спиной на ровную жесткую поверхность (лучше — с несколько опущенным головным концом);

• расстегнуть стесняющую грудную клетку одежду и обеспечить свободную проходимость дыхательных путей;

• открыть рот, осмотреть его полость и с помощью салфетки очи­стить от слизи, слюны, травы, песка, рвотных масс и т.д., вынуть съемные зубные протезы (рис. 15.2);

• для улучшения проходимости верхних дыхательных путей и предупреждения западения языка голову пострадавшего сле­дует запрокинуть с помощью мягкого валика, подложенного под его плечи.

Непрямой (закрытый, наружный) массаж сердца представляет собой сжатия его между грудиной и позвоночником. Оказывающий помощь накладывает одну свою ладонь на другую (нельзя располагать ладонь нижней руки так, чтобы ее большой палец был направлен на спасателя!) и ритмично, с частотой до 60 раз в минуту, толчкообразно и сильно надавливает ими на нижнюю треть грудины пострадавшего по сред­ней линии, не отрывая ладоней друг от друга и от тела реанимируемо­го.

Во избежание травмы ребер пальцы надо приподнять, локтевые суставы — разогнуть для усиления давления. Не­однократно повторяемые смещения грудины на 3—5 см в сторону по­звоночника приводят к сдавливанию сердца и выталкиванию из него крови, что и поддерживает кровоток в жизненно важных органах.

Признаками восстановления сердечной деятельности являются суже­ние зрачков, появление пульса на сонных артериях, повышение арте­риального давления, уменьшение цианоза.

Преимущества описанного способа искусственной вентиляции легких:

• выдыхаемый воздух реаниматора содержит 17% кислорода, до­статочные на данном этапе оживления для усвоения легкими по­страдавшего;

выдыхаемый воздух реаниматора содержит также 4% углекисло­го газа,

• который возбуждает дыхательный центр и стимулирует восстановление самостоятельного дыхания;

• по сравнению с другими приемами искусственной вентиляции легких этот способ обеспечивает больший объем воздуха, посту­пающего в легкие пострадавшего.

Последовательность выполнения основных мероприятий сердечно- легочной реанимации (СЛР).

1. Срочно вызвать реанимационную бригаду.

2. Оценить место происшествия с точки зрения безопасности для всех участников работы.

3. Констатировать наличие признаков клинической смерти у по­страдавшего.

4. Уложить его спиной на ровную жесткую поверхность, освобо­дить грудную клетку, расстегнуть поясной ремень.

5. Обеспечить проходимость дыхательных путей, подложив под плечи пострадавшего мягкий валик для максимального запрокидыва­ния головы.

В случае внезапной остановки сердца (при электротравме, утоп­лении) произвести прекардиальный удар:с расстояния 20—30 см нане­сти отрывистый удар кулаком по нижней трети грудины, прикрыв дву­мя пальцами мечевидный отросток, для возбуждения автоматической системы сокращения сердца.

6. Через 2—3 с оценить эффективность прекардиального удара, проверив наличие пульса на сонной артерии.

7. Если пульса нет, начать непрямой массаж сердца 15-кратным нажатием на грудину.

8. Присоединить ИВЛ — выполнить два полных вдувания рот в рот. Если под плечами пострадавшего нет мягкого валика, для запрокиды­вания головы при каждом вдувании необходимо рукой приподнимать его шею. Затем продолжить реанимацию по схеме:

• если работает один спасатель, он чередует 15 нажатий на гру­дину с двумя-тремя вдуваниями;

• если работают два и более спасателей, то через каждые пять на­жатий делается одно вдувание. Через каждые 3—5 мин сле­дует прерываться для контроля эффективности реанимации по пуль­су на сонной артерии и состоянию зрачков (по их ширине и реакции на свет).

Прекращать реанимацию можно лишь по прибытии реанимацион­ной бригады. Если через 30—40 мин от начала реанимационных ме­роприятий сердечная деятельность не восстанавливается, зрачки оста­ются широкими и не имеют тенденции к сужению, реакция их на свет отсутствует, можно считать, что в организме наступили необратимые изменения и гибель мозга и реанимацию целесообразно прекратить. При появлении явных признаков биологической смерти реанимация может быть прекращена раньше.

Реанимацию следует продолжать в случаях:

• гипотермии тела пострадавшего, когда констатировать смерть нельзя до проведения активного согревания;

• утопления, особенно в холодной воде;

• повторной остановки сердца после восстановления сердечной деятельности.

ЛЕКЦИЯ 2

ТЕМА 2. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях

Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают около 30 тысяч человек и свыше 250 тысяч получают ранения.

Основными причинами смерти пострадавших в ДТП являются следующие факторы:

травмы, не совместимые с жизнью, - 20%;

задержка скорой помощи - 10%;

бездействие или неправильные действия очевидцев ДТП - 70%.

Число погибших могло быть существенно меньше, если бы пострадавшим при ДТП была оказана квалифицированная доврачебная помощь. К сожалению, смерть значительного количества людей произошла не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за неверных действий тех, кто оказывал им доврачебную помощь, или из-за бездействия окружающих.

Для того чтобы не терять драгоценного времени, а часто ценой промедления становится человеческая жизнь, необходимо четко усвоить алгоритм действий в ситуациях, связанных с дорожными происшествиями, в которых имеются пострадавшие.

Общая последовательность оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях заключаются в следующем:

прекращение дальнейшего воздействия на пострадавшего повреждающего фактора;

поддержание жизненно важных функций организма пострадавшего;

передача пострадавшего бригаде скорой помощи или доставка его в лечебное учреждение.

Помощь, оказываемая пострадавшим в ДТП, подразделяется на три этапа:

первый этап - на месте ДТП. Включает в себя доврачебную помощь пострадавшим в ДТП, а также в необходимых случаях самопомощь и взаимопомощь. На этом же этапе квалифицированную медицинскую помощь оказывают сотрудники бригад скорой помощи и службы спасения, вызванные на место происшествия.

второй этап - при транспортировке пострадавших в лечебное учреждение. Данный этап обычно выполняется медицинскими или спасательными специальными бригадами. Однако в ряде случаев доставка пострадавших в лечебное учреждение может выполняться, например, водителями попутного транспорта. На данном этапе пострадавшим также оказывается необходимая помощь.

Перед водителем как потенциальным участником первой помощи рано или поздно может встать ряд вопросов:

Рассмотрим ответы на эти вопросы в соответствии с действующим законодательством.

1. Что такое первая помощь? Кто ее может оказывать?

2. Каковы права и обязанности водителя в сфере оказания первой помощи?

3. Предусмотрена ли ответственность за неоказание водителем первой помощи?

В случае невыполнения обязанностей, связанных с ДТП, предусмотренных п. 2.5 Правил дорожного движения РФ, в том числе в случае непринятия мер по оказанию первой помощи пострадавшим, водителю грозит привлечение к административной ответственности и наказание в виде административного штрафа (ч. 1 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В свете вышеуказанных норм водитель должен помнить, что оказание первой помощи приносит пользу не только пострадавшему, но и работает в пользу самого водителя при дальнейшей оценке последствий ДТП.

5. Может ли водитель быть привлечен к ответственности в случае ошибки в ходе оказания первой помощи и неумышленного причинения вреда пострадавшему?

Для водителя, который стоит перед необходимостью оказать первую помощь, важное значение имеет вопрос юридических последствий неправильного оказания первой помощи и неумышленного нанесения вреда в ходе оказания первой помощи. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что водитель не является профессиональным медицинским работником и не имеет постоянной практики по оказанию первой помощи, поэтому из-за боязни сделать ошибку и причинить вред пострадавшему может уклониться от оказания первой помощи.

6. Достаточно ли обучения, полученного в автошколе, для оказания первой помощи?

7. Какими документами определяется правовое положение водителей?

Правовое положение водителей определяется следующими нормативными документами:

Гражданский кодекс Российской Федерации N 51-ФЗ от 30.11.1994, часть 2.

Перед водителем как потенциальным участником первой помощи рано или поздно может встать ряд вопросов:

Рассмотрим ответы на эти вопросы в соответствии с действующим законодательством

1. Что такое первая помощь, имеет ли водитель право оказывать первую помощь, не являясь профессиональным медицинским работником?

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан определяют первую помощь как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.

Участниками оказания первой помощи являются лица, обязанные ее оказывать по закону или по специальному правилу и прошедшие обучение по первой помощи. Водитель, безусловно, попадает под эти критерии и называется в числе участников оказания первой помощи. Помимо водителей, применительно к ДТП потенциальными участниками оказания первой помощи являются сотрудники ГИБДД и сотрудники других служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Указывая водителей транспортных средств в качестве участников первой помощи, государство тем самым уполномочивает эту категорию граждан на оказание помощи и возлагает надежду на проявление со стороны водителей социальной активности, так как принятие простых мер по оказанию первой помощи очевидцами происшествия до прибытия бригады скорой помощи зачастую является решающим для спасения жизни.

То есть водитель, причастный к ДТП, в котором есть пострадавшие, обязан до приезда бригады скорой медицинской помощи оказать пострадавшим первую помощь.

В случае невыполнения обязанностей, связанных с ДТП, предусмотренных п. 2.5 Правил дорожного движения РФ , в том числе в случае неоказания первой помощи пострадавшим, водителю грозит привлечение к административной ответственности и наказание в виде административного штрафа ( ч. 1 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях ).

В свете вышеуказанных норм водитель должен помнить, что оказание первой помощи приносит пользу не только пострадавшему, но и работает в пользу самого водителя при дальнейшей оценке последствий ДТП.

5. Может ли водитель быть привлечен к ответственности в случае ошибки в ходе оказания первой помощи и неумышленного причинения вреда пострадавшему?

Для водителя, который стоит перед необходимостью оказать первую помощь, важное значение имеет вопрос юридических последствий неправильного оказания первой помощи и неумышленного нанесения вреда в ходе оказания первой помощи. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что водитель не является профессиональным медицинским работником и не имеет постоянной практики по оказанию первой помощи, поэтому из-за боязни сделать ошибку и причинить вред пострадавшему может уклониться от оказания первой помощи.

  1. Оценка обстановки (с определением угрозы для собственной жизни, угрозы для пострадавших и окружающих, с оценкой количества пострадавших).
  2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь по закону или специальному правилу.
  3. Определение признаков жизни (с определением наличия сознания, дыхания, пульса на сонных артериях).
  4. Извлечение пострадавшего из транспортного средства и его перемещение.
  5. Восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей.
  6. Проведение сердечно-легочной реанимации.
  7. Остановка кровотечения и наложение повязок.
  8. Проведение опроса больного на наличие признаков сердечного приступа.
  9. Проведение осмотра больного/пострадавшего в результате несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний и заболеваний, угрожающих их жизни и здоровью.
  10. Герметизация раны при ранении грудной клетки.
  11. Фиксация шейного отдела позвоночника.
  12. Проведение иммобилизации (фиксации конечностей).
  13. Местное охлаждение.
  14. Термоизоляция при холодовой травме.
  15. Придание оптимального положения.

Таким образом, кандидаты в водители автотранспортных средств по итогам обучения должны овладеть приемами и навыками выполнения вышеназванных мероприятий по оказанию первой помощи.

Правовое положение водителей определяется следуюшими нормативными документыми:

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Д.В. Марченко

В статье рассмотрены вопросы и проблемы оказания пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Д.В. Марченко

Оказание первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях водителями транспортных средств. Юридические аспекты, обучение, оснащение

Problems of first-aid treatment by the victim in road accident: modern aspect

In article questions and problems of first-aid treatment by the victim in road and transport incidents are considered/

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям;

- гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации.

Включаясь с учебный процесс, где используются мультимедийные технологии (сетевые технологии, электронные пособия и др.), курсант становится субъектом коммуникативного общения с преподавателем, что развивает самостоятельность и творчество в его учебной деятельности.

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ

доцент кафедры ПТ и БЖ ФГОУ ВПО ВСИ МВД России

В статье рассмотрены вопросы и проблемы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

In article questions and problems of first-aid treatment by the victim in road and transport incidents are considered*.

Сегодня мировая статистика неумолимо свидетельствует, что каждый год во всём мире от различного рода травм и (или) повреждений погибает огромное количество человек и ещё больше остаются инвалидами. Травму называют сейчас убийцей номер один, при этом трагичен тот факт, что от травм погибают в основном молодые и трудоспособные люди.

Marchenko D.V. Problems of first-aid treatment by the victim in road accident: modern aspect.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

Каждый современный человек не только должен владеть правилами и приёмами первой помощи, но и быть готовым применить эти знания в самых неожиданных, порой экстремальных ситуациях. Ведь в большинстве случаев пострадавшие погибают на догоспитальном этапе - до приезда бригады скорой медицинской помощи и реального начала оказания медицинской помощи. В большинстве случаев гибель людей является необоснованной, пострадавших можно было спасти, окажись рядом с ними грамотный человек. Одной из важнейших проблем, стоящих перед нашим обществом на данном этапе, является дорожно-транспортный травматизм, который за последние десятилетия приобрёл катастрофический характер.

Мировой опыт спасательной практики показывает, что жизнь пострадавших нередко зависит от того, оказана ли какая-либо помощь в первые минуты после ДТП. Фактор времени при дорожно-транспортных происшествиях является ключевым.

По мнению специалистов, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти до 3 минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75 %. При увеличении этого промежутка до 5 и более минут вероятность оживления снижается практически до нуля. В нашей стране из-за несвоевременного оказания медицинской помощи при ДТП погибают более 25 % всех пострадавших.

По данным научно-исследовательского института скорой помощи имени Склифосовского (г. Москва), примерно у 19 % пострадавших в ДТП причиной смерти были кровотечение, внутренние повреждения, асфиксия и

другие состояния, требовавшие немедленной доврачебной медицинской помощи, которая им не была оказана вовремя. Установлено также, что из числа всех, получивших тяжёлые травмы при ДТП, 60 % погибают на месте и 8 % - при эвакуации в лечебные учреждения.

Грамотно и своевременно оказанная первая помощь до приезда на место происшествия спасателей и врачей СМП в большинстве случаев является главным фактором спасения.

Одной из важнейших групп потенциальных участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП являются водители транспортных средств. Именно в этой группе вопросы оказания первой (в том числе и самопомощи) помощи могут быть актуальны по следующим причинам:

- водители могут быть участниками ДТП и сами могут пострадать;

- водители могут быть очевидцами ДТП;

- водители - самая многочисленная группа участников, поэтому даже их минимальное участие в оказании первой помощи пострадавшим в ДТП суммарно может дать медицинский, социальный и экономический эффект (Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Халмуратов А.М., 2009).

Как правило, водители являются ещё и самой неорганизованной группой участников оказания первой помощи (разный возраст, разные специальности, разное образование и т.д.), знания по вопросам первой помощи для них являются непрофессиональными, а отсюда и невысокая вероятность оказания помощи пострадавшим.

Именно поэтому обучение навыкам оказания первой помощи постра-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

давшим в ДТП должно осуществляться по единой методике, носить чёткий, недвусмысленный характер, быть понятным и простым. На современном этапе оказание первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях осуществляется значительно реже, чем это можно было ожидать. Это происходит, несмотря на то, что в Правилах дорожного движения есть упоминание о необходимости оказания первой помощи, автомобили оснащены аптечками, а в автошколах обучают правилам оказания первой помощи.

К сожалению, обучение зачастую носит формальный характер (изучаются правильные ответы в экзаменационных билетах, используются общие фразы, абстрактные понятия), ничего общего не имеющего с обстановкой реального происшествия. По некоторым данным (Герасимов Л.И., Смирнов С.В., 2000) водителями

транспортных средств помощь пострадавшим оказывается в 7-8 % всех случаев ДТП. Основные причины отказа от оказания первой помощи - незнание, неумение, боязнь общения с пострадавшим, потенциальная юридическая ответственность за жизнь и здоровье пострадавших. Многие водители искренне полагают, что оказание первой помощи пострадавшим в ДТП - зона ответственности СМП, спасателей или сотрудников ГИБДД.

По данным некоторых исследователей (Петров ГМ., 2000), сотрудниками ГИБДД реальная помощь пострадавшим оказывается лишь в 0,7-1,1 % всех случаев; при этом неотложные мероприятия в отношении пострадавших требуются не менее чем в 65 % случаев ДТП.

В 2009 г. было проведено иссле-

дование по анализу причин, снижающих качество первой помощи. Было рассмотрено 3 позиции:

- нормативно-правовая база по оказанию первой помощи в нашей стране;

- экспертная оценка современного состояния системы обучения водителей и сотрудников ГИБДД навыкам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;

- факторы, влияющие на доступность и качество автомобильных аптечек.

Действующие правовые нормы не определяют права водителя по ока-

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

занию первой помощи - нет прямого указания на обязанность водителя оказывать первую помощь, не определена ответственность за её неоказание, отсутствуют нормы, определяющие юридическую защиту водителя в случае гибели пострадавшего (в результате оказания первой помощи или, например, развития у него осложнений).

телями или сотрудниками ГИБДД пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Изучение профессиональной подготовки водителей по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП показало её низкий уровень, формальность подходов и отсутствие единой методики обучения.

Кроме того, анализ качества и доступности оснащения современных автомобильных аптечек (согласно требований приказа Минздравмедпрома РФ № 325 от 20.08.1996 г.) показал, что аптечки малопригодны при использовании их оснащения в реальных условиях - количество перевязочного материала минимально, ножницы имеют крайне низкое качество и не способны вообще что-либо резать, вместо жгута зачастую используются куски резиновой трубки или резиновой полосы, медикаменты самостоятельно могут быть заменены производителем на более дешёвые аналоги, флаконы с зелёнкой или аммиаком заменяются ампулами.

Всё это значительно снижает вероятность качественного и грамотного оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, увеличивая и без того высокий процент погибших на дорогах.

Поэтому первую помощь целесообразно рассматривать не иначе как

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС

комплекс экстренных и своевременных мер, направленных на достижение одной и главной цели - не дать человеку умереть. Это особенно актуально для ДТП, где счёт идёт не на часы, а на минуты.

Первую помощь при автомобильных травмах нередко приходится оказывать в весьма сложной и неблагоприятной обстановке. Это объясняется тем, что ДТП часто возникают в условиях интенсивного дорожного движения или в отдалённой местности на безлюдных дорогах, в жаркий летний день, дождь, туман, а зимой - в снегопад, метель, мороз, в тёмное время суток и т.д. Подход к пострадавшему может быть затруднён, если двери и окна автомобиля невозможно открыть или тело зажато между деформированными частями автомобиля.

В таких случаях первоочередной задачей является извлечение пострадавшего из автомобиля или освобождение частей его тела. Это требует умения и большой осторожности, так как неумелое выполнение операций может усугубить тяжесть полученных травм и быть причиной гибели человека.

Необходимо учитывать, что возникающая при травме угроза жизни человеку может нарастать. Промедление с оказанием первой помощи в таких случаях может привести к смерти пострадавшего. Кроме того, своевременно и правильно оказанная первая помощь предупреждает осложнения, положительно влияет на дальнейшее восстановление нарушенных функций и сокращает сроки восстановления работоспособности пострадавшего.

При тяжёлой травме и большой кровопотере неподвижность находящегося в бессознательном состоянии пострадавшего, отсутствие у него пульса и дыхания создают обманчивое впечатление бесполезности дальней-тттих действий. Однако такое заключение может быть ошибочным, так как при резком угнетении жизненных функций признаки жизни могут быть выявлены только при тщательном обследовании. Для этих целей необходимо осуществить по возможности быструю и достоверную диагностику состояния пострадавшего по определённому алгоритму действий (Марченко Д.В., Ермаков А.Р., 2008).

Лица, причастные к дорожнотранспортным происшествиям, находятся в стрессовом состоянии и не всегда способны оказать само- и взаимопомощь, а травмы, полученные участниками ДТП, отличаются особой тяжестью и разнообразием (различные комбинации повреждений головы, груди, живота, таза, позвоночника, конечностей).

Выходом из сложившейся ситуации может явиться обучение водителей и сотрудников ГИБДД по единой методике (Марченко Д.В., Власов Ф.М., 2009), а также разработка эффективных правовых и экономических механизмов, стимулирующих граждан и организации на подготовку и оказание первой помощи пострадавшим в ДТП.

Читайте также: