Прибор звуковой сигнализации на схеме

Обновлено: 03.07.2024


Приборы освещения и сигнализации это потребители тока, к которым электрический ток с напряжением 12 вольт подается при включении соответствующего переключателя, находящегося в салоне автомобиля.
Приборы освещения необходимы при движении автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Они обозначают габаритные размеры транспортных средств, обеспечивают освещение дороги и внутренних пространств автомобиля.

Приборы освещения включают в себя:

  • фары (блок-фары),
  • задние фонари,
  • лампы освещения номерного знака,
  • лампы освещения салона автомобиля,
  • лампу освещения подкапотного пространства,
  • лампу освещения багажника.


Блок-фара (рис. 61) состоит из корпуса, отражателя и рассеивателя. Внутри нее в специальном гнезде установлена лампа, имеющая два режима работы - ближнего и дальнего света фар. Управление режимами работы фар производится из салона автомобиля с помощью переключателя. Также в фаре находится лампа габаритного света, которая включается для обозначения размеров машины. В этом же общем корпусе располагается и лампа указателя поворота.

Рис. 62 Задний фонарь (правая сторона) 1 - стоп-сигнал; 2 - световозвращатель; 3 - фонарь заднего хода; 4 - габаритный фонарь; 5 - указатель поворота


Задние фонари (рис. 62) имеют лампы габаритного света, которые включаются вместе с передними габаритными огнями. Там же находятся лампы стоп-сигналов, указателей поворота и заднего хода.

Приборы сигнализации служат для информирования других водителей и пешеходов обо всех изменениях направления движения автомобиля, его торможениях и остановках, а также для предупреждения об опасности.

К приборам сигнализации относятся:

  • передние и задние указатели поворотов,
  • бортовые повторители указателей поворотов,
  • лампы стоп-сигналов,
  • лампы включения заднего хода,
  • звуковой сигнал.

Эксплуатация приборов освещения и сигнализации
При эксплуатации автомобиля в темное время суток важнейшим вопросом является правильная регулировка света фар. Направление световых пучков должно быть таким, чтобы дорога перед автомобилем хорошо освещалась, и в тоже время, водители встречного транспорта не ослеплялись светом фар вашего автомобиля.
Для регулировки света фар используются два винта, к которым открывается доступ из моторного отсека автомобиля. Вращением одного из винтов изменяется направление пучка света в вертикальной плоскости, а другого в горизонтальной.



Рис. 64 Регулировка света фар

Но независимо от наличия или отсутствия корректора, при изменении загруженности автомобиля и соответствующем изменении наклона фар, обязательно отрегулируйте их, если вам предстоит ночная поездка. Иначе эта поездка может закончиться не так, как вы хотели.
При необходимости замены ламп фар и прочих лампочек, это должен уметь делать сам водитель. Не мешает знать, что, меняя галогенную лампу, следует работать в перчатках. Нельзя браться голой рукой за стеклянную колбу, так как жирные следы от пальцев выведут лампу из строя.
А вообще, прежде чем менять негорящую лампу стоит сначала проверить предохранитель, защищающий электрическую цепь, в которую она включена. Если вы поставили новый предохранитель, а при включении потребителя он сразу же вышел из строя, то не пытайтесь продолжать эксперимент. Найдите сами, или с помощью специалиста, причину короткого замыкания в цепи, в противном случае недалеко и до пожара.




Для индивидуальной защиты населения предназначены сирены личной охраны или звукошоковые персональные устройства. Они могут быть использованы в системах охранной сигнализации, при защите автотранспортных средств, а также багажа: вмонтированы в атташе-кейсы и чемоданы.

Базовый элемент (рис. 28.1) устройств на рис. 28.2 и 28.3 на микросхеме типа К561ЛЕ5 содержит генератор субгерцового диапазона и генератор, управляемый напряжением.

Простые звукосигнальные охранные системы и устройства

На рис. 28.2 показана схема сирены личной охраны. Сирена включается при кратковременном замыкании контактов кнопки SB1. В схеме может быть также задействована кнопка SB2, при нажатии и удержании которой более десяти секунд сирена срабатывает и отключается лишь через 2. 3 мин. Переключатель SA1 задает характер звуковых сигналов: от периодического завывания до двухтональных звуковых посылок. В ждущем режиме устройство практически не потребляет энергии, поэтому не нуждается в выключателе. Понизить выходную мощность можно, если исключить из схемы мощный транзистор VT2 типа КТ805, при этом громкость звукового сигнала и потребляемый устройством ток понизятся в несколько раз. Громкоговоритель в этом случае желательно подключать через трансформатор. Можно использовать радиотрансляционный репродуктор.

Простые звукосигнальные охранные системы и устройства

Простые звукосигнальные охранные системы и устройства

На рис. 28.3 приведена схема охранно-сторожевого устройства с использованием сирены. В исходном состоянии конденсаторы С1, С2 и С4 заряжены от источника питания, схема сигнализации выключена. Кнопка SB1 установлена, например, на двери водителя, кнопка SB2 (или кнопки) — на других дверях, капоте и багажнике автомобиля. При установке устройства в режим охраны включается тумблер SA1, после чего водитель за время до 5 сек покидает автомобиль (кратковременно замыкается кнопка SB1).

Конденсатор С1 при замыкании кнопки разряжается, но напряжение на конденсаторе С2 остается в пределах логической единицы за счет подпитки от конденсатора С4, и включения сирены не происходит. Затем устройство в течении 3 мин входит в сторожевой режим: конденсаторы С1 и С2 заряжаются до напряжения питания. Если до истечения заданного времени кратковременно замкнуть кнопку SB1, сирена включится через 1. 10 сек, а если замыкание кнопки произойдет после выхода на режим охраны, задержка времени срабатывания составит 10 сек, что дает возможность водителю отключить сигнализацию. Нажатие кнопки SB2 в любом случае приведет к немедленному включению сирены. Время звучания сирены составляет 1. 1,5 мин. После окончания звучания сирены устройство автоматически вновь переходит в сторожевой режим. Сирена работает непрерывно, если двери открыты (кнопки SB1 или SB2 замкнуты — наиболее неблагоприятный для охраняемого объекта режим).

Для придания звуку сирены наибольшего подобия звуку сигналов спецслужб может потребоваться подбор сопротивления, включаемого параллельно конденсатору задатчика характера звучания (конденсатор С2 на рис. 28.2 и конденсатор СЗ на рис. 28.3). Величина сопротивления, подключенного параллельно этому конденсатору, — десятки кОм.

Переключатель SA1 (рис. 28.3) должен быть установлен скрытно, желательно применить геркон типа КЭМ-3 и включать/отключать его с помощью магнита. При использовании устройств в составе охранной сигнализации автомобиля (см, например, рис. 28.5), в качестве кнопки SB1 могут быть применены маятниковые охранные реле, инерционные датчики качания и т.д.

На рис. 28.4 представлена схема сирены персональной охраны, выполненная на микросхеме типа K561J1H2 и трех транзисторах. Устройство содержит два генератора: генератор ультранизкой частоты, определяющий характер модуляции звукового сигнала, и управляемый генератор низкой частоты. Для усиления звукового сигнала используется незадействованные элементы микросхемы и составной транзистор VT1 и VT2, в коллекторную цепь которого включен низкоомный громкоговоритель. В устройстве можно использовать одну-две микросхемы типа K561ЛE5 или K561ЛA7. Такая доработка предполагается для развития самостоятельного творчества.

Простые звукосигнальные охранные системы и устройства

Простые звукосигнальные охранные системы и устройства

Рис. 28.5. Устройство звукосигнализации

Устройство работает следующим образом. В отключенном состоянии напряжение питания от батареи GB1 через цепочку VD2 и R2 поддерживает уровень логической единицы на входах 1 и 8 микросхемы DD1. Потребляемый при этом ток составляет единицы микроампер, разряд батареи практически отсутствует. При включении переключателя SA1 специальным ключом (см. выше), устройство переводится в режим сторожевой сигнализации. В этом случае оно немедленно сработает при замыкании кнопки (или датчика) SB2 с последующим самоотключением через определенный интервал времени (десятки секунд), только если устранена причина срабатывания датчика. Срабатывание датчика В1 сопровождается коротким предупредительным звуковым сигналом, длительность и громкость которого определяется элементами R4 и С1. Сирена включится, если устройство в течение 6. 10 сек (определяется постоянной времени R3C3) не будет отключено хозяином. Если не будет повторных срабатываний датчиков, через несколько десятков секунд (60. 90 сек, что определяется постоянной времени R1C2) звуковой сигнал отключится и устройство выйдет снова на режим охраны объекта. Потребляемый при этом ток составляет доли миллиампера. Максимальный ток, потребляемый устройством при звуковой сигнализации, составляет 200. 300 мА.

В качестве датчика В1 используется контактная группа ма-ятниково-пружинного типа, состоящая из внешнего металлического стакана (цилиндр диаметром около 10 мм), внутри которого через диэлектрическую прокладку установлена пружина, свитая из неизолированного проводника. Датчик регулируют таким образом, чтобы при любом положении устройства конец пружины не замыкался на внешний электрод (цилиндр), в то же время даже малое покачивание устройства должно вызывать замыкание контактной группы.

Для подсветки, например, замочной скважины, а также для проверки годности элементов питания используется светодиодный излучатель НИ.

Охранные устройства с прерывистой светозвуковой сигнализацией (рис. 28.6, 28.7) выполнены с использованием генераторов на аналогах инжекционно-полевых транзисторов [Ра 6/00-27].

Простые звукосигнальные охранные системы и устройства

Простые звукосигнальные охранные системы и устройства

В первом из устройств (рис. 28.6) шлейф охранной сигнализации В1 включен параллельно переходу эмиттер — база транзистора VT1. При исправном состоянии шлейфа транзистор VT1 закрыт, устройство потребляет от источника питания ток не более 20 мкА. В случае, если шлейф В1 будет разорван, генератор импульсов на транзисторах VT1 и VT2 начнет синхронно вырабатывать короткие звонкие посылки звука (BF1) и яркие вспышки света (HL1).

Средний ток, потребляемый устройством в режиме тревожной сигнализации, составляет 2 мА при частоте следования светозвуковых посылок 1. 3 Гц. Резистор R2 определяет частоту следования светозвуковых посылок — от непрерывного звучания и свечения до долей Гц.

В устройстве (рис. 28.7) в качестве датчика использован пьезокерамический преобразователь BQ1 (излучатель типа ЗПЗ). Если он наклеен на поверхность стекла или иную гладкую поверхность, то легкое постукивание по стеклу вызовет срабатывание светозвуковой сигнализации — следует короткая светозвуковая посылка. Потенциометром R3 регулируют порог срабатывания устройства.

К вспомогательному электрооборудованию относится группа приборов и устройств, обеспечивающих звуковую сигнализацию, отопление и вентиляцию места водителя и пассажирского салона, очистку стекол и световых приборов, подъем и опускание стекол, радиоприем, радиосвязь и другие вспомогательные функции.

ПРИБОРЫ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Звуковые сигналы предназначены для оповещения других участников движения о приближении транспортного средства или о состоянии его агрегатов, а также о срабатывании охранной сигнализации. Исходя из этого, звуковые сигналы могут быть подразделены по следующим признакам:

  • 1) приборы внешней сигнализации, передающие информацию другим участникам движения;
  • 2) приборы внутренней сигнализации, передающие информацию водителю о выходе контролируемых показателей работы систем за установленные пределы.

В зависимости от источника энергии внешние звуковые сигналы могут быть электрическими вибрационными или пневматическими.

По характеристикам звучания внешние электрические вибрационные звуковые сигналы могут быть подразделены на шумовые и тональные. Конструктивные схемы таких сигналов могут быть выполнены в двух разновидноетях: с рупорным резонатором или с дисковым резонатором. При этом шумовые сигналы оснащаются дисковым резонатором, а тональные — рупорным.

На современных транспортных машинах устанавливается комплект из двух звуковых сигналов — одного низкого и одного высокого тона. На легковых автомобилях представительского класса устанавливается комплект из трех сигналов — одного низкого и двух высокого тона. После установки на автомобиль сигналы настраиваются на требуемую звуковую частоту и включаются одновременно. В некоторых случаях на автомобили особо малого класса устанавливается один звуковой сигнал с дисковым резонатором. Частотный диапазон действия звуковых сигналов обычно находится в пределах 300. 600 Гд. Разница основных частот звука сигналов низкого и высокого тонов составляет 70. 100 Гц. Однако, по данным [11], наиболее хорошо перекрывают шум движения и слышны в кабине обгоняемого автомобиля сигналы с частотным спектром в пределах 1800. 3550 Гц. Звуковое давление внешних сигналов находится в пределах 105. 125 дБА. Превышение указанных пределов может травмировать органы слуха человека.

Для исключения влияния массы автомобиля на звуковые характеристики сигнала применяется его упругая подвеска. Вихревое движение воздуха, возникающее при движении автомобиля, уменьшает расстояние слышимости сигнала; тем более ощутимо, чем выше скорость автомобиля.

Питание звуковых сигналов осуществляется от бортовой сети номинальным напряжением 12 или 24 В в повторно-кратковременном режиме с длительностью рабочего цикла 5 с. Основными исполнительными элементами таких сигналов являются электромагнит с катушкой, подключенной к сети питания через контакты прерывателя и якорь электромагнита, соединенный со звукоизлучающей мембраной. В редких случаях при наличии в бортовой сети переменного тока, например на мопедах или легких мотоциклах, могут применяться сигналы с мембраной, реагирующей на изменение амплитуды и частоты переменного тока в силовой катушке.

Питание катушки электромагнита 3 (рис. 6.15) подается через контакты прерывателя 7. Возникающий в катушке 3 магнитный поток притягивает якорь 4 к сердечнику 5. При этом перемещающийся выступ якоря действует на держатель 6 подвижного контакта прерывателя и разрывает цепь питания катушки 3 электромагнита. После этого под действием упругой силы мембрана возвращается в исходное состояние, в результате чего контакты прерывателя замыкаются и цикл повторяется. Для уменьшения искрения между контактами прерывателя может быть включен конденсатор емкостью 0,4. 0,6 мкФ.

Звуковая частота шумового сигнала с дисковым резонатором в значительной мере зависит от толщины мембраны. Увеличение толщины мембраны вызывает снижение частоты звуковых колебаний, и наоборот, снижение толщины мембраны приводит к увеличению частоты звуковых колебаний.

Регулировка звуковой частоты шумового сигнала осуществляется поворотом винта, расположенного на его задней крышке. При этом регулировочный винт изменяет амплитуду хода подвижного контакта прерывателя. Принципиально рабочий процесс тонального звукового сигнала (рис. 6.16) аналогичен действию шумового сигнала. Основное его отличие состоит в том, что резонатором его сигнала является столб воздуха, находящийся в рупоре.

Эффект рупорного резонатора образуется под давлением мембраны 6 на столб воздуха, находящийся в полости между корпусом резонатора 7 и крышкой 8. Конфигурация резонатора 7 обеспечивает взаимное наложение частот колебаний мембраны 6 и воздушного столба в рупоре. Этим достигается значительное увеличение амплитуды звуковых колебаний определенной частоты. Для повышения эффекта резонансного наложения частот осуществляется расширение конца рупорного резонатора. Настройка тонального сигнала на требуемую звуковую частоту осуществляется путем изменения хода подвижного контакта


Шумовой сигнал С304 с дисковым резонатором:

1 — корпус; 2 — ярмо электромагнита; 3 — электромагнитная катушка; 4 — якорь; 5 — сердечник; 6 — держатель подвижного контакта прерывателя; 7 — контакты прерывателя; 8 — мембрана; 9 — крышка мембраны; 10 — дисковый резонатор.


Тональный звуковой сигнал С308 с рупорным резонатором:

1 — корпус; 2 — сердечник электромагнита; 3 — якорь; 4 — катушка электромагнита; 5 — ярмо электромагнита; 6 — мембрана; 7 — корпус рупорного резонатора; 8 — крышка резонатора.


Схема включения звуковых сигналов:

К,Рс — контакты реле включения сигналов; Кнс — кнопка управления звуковыми сигналами; Тс — тональный сигнал; Шс — шумовой сигнал; Б — аккумуляторная батарея; Рс — реле включения сигналов.

прерывателя. При этом определенное значение имеет объем воздуха, находящегося в рупоре.

В сравнении с шумовыми сигналами, потребляющими ток порядка 4. 6 А, тональные сигналы потребляют ток до 10 А, в связи с чем их включение посредством механических кнопок оказывается нежелательным. Для включения таких сигналов (рис. 6.17) используются промежуточные реле.

При нажатии на кнопку управления сигналами Кнс подается электропитание на обмотку реле включения сигналов Рс. Возникающая при этом магнитодвижущая сила притягивает якорек реле и замыкает контакты этого реле КгРс, чем обеспечивается подача тока к контактам звуковых сигналов Тс и Шс и их параллельное включение. Такое решение позволяет направлять относительно большой ток, порядка 20. 30 А, потребляемый звуковыми сигналами, через контакты реле Рс, чем обеспечивается разгрузка контактов кнопки Кнс. Через контакты кнопки управления сигналами проходит небольшой ток, потребляемый обмоткой реле Рс, порядка 1 А, что позволяет снизить вероятность отказа цепи включения сигналов из-за окисления контактов кнопки от искрения. Для обеспечения постоянной готовности звуковых сигналов к работе цепь управления работой звуковых сигналов обычно не защищается от короткого замыкания посредством включения плавких предохранителей, так как существующая вероятность их перегорания значительно снижает надежность системы. В некоторых случаях для защиты цепи используются термобиметаллические предохранители, имеющие в сравнении с плавкими больший период задержки размыкании цепи при перегрузках по току.

Готовый набор звуковой сигнализации

Типы охранных систем

Звуковая сигнализация является одной из самых простых в установке и обслуживании, но одним из самых эффективных способов отпугнуть преступника. Она предназначена для подачи громкого сигнала, который не только отпугивает нарушителя, но и привлекает внимание собственника, соседей или полицию.

Согласно полицейской статистике большинство преступников при срабатывании сигнализации немедленно скрываются с места преступления, в редких случаях захватив какой-нибудь малоценный предмет с прихожей. Несомненно, использование таких средств защиты существенно снизит материальные потери от несанкционированного проникновения.

Системы звуковой сигнализации имеют широкую область применения. Они устанавливаются в квартирах, гаражах, частных домах, небольших магазинах или дачах. Единственным условием их эффективного функционирования является наличие близкорасположенных соседей. На территориально отдаленные объекты, где сирену никто не услышит, устанавливать звуковую сигнализацию не имеет смысла.

Устройство

Производители выпускают множество готовых к установке наборов. Однако, комплектация устройств звуковой сигнализации, у большинства моделей, довольно схожи. В стандартный набор входят:

  • Главный контроллер – устройство предназначено для приема сигналов с охранных детекторов, его обработки и если пороговое значение превышает величину, заложенную в программе, отправки сигнала на включение сирены и лампы. Основным параметром, в соответствии с которым необходимо сделать выбор данного устройства является количество подключаемых шлейфов и то сколько детекторов движения и других датчиков можно последовательно подключить на один шлейф.
  • Детекторы движения. Обычно это инфракрасные или комбинированные с ультразвуковыми, датчики с объемной зоной контроля. Они отслеживают перемещение теплового излучения в контролируемой зоне. При обнаружении нарушителя посылается сигнал тревоги путем размыкания цепи шлейфа.

При покупке дополнительных детекторов целесообразно выбирать устройства той же компании производителя. Если это невозможно нужно обратить внимание на тип срабатывания (нормально замкнуто или нормально разомкнуто), он должен совпадать с типом уже установленной сигнализации.

Сирена

  • Магнитоконтактные датчики для контроля открывания дверей и окон. Состоит из двух частей, подает сигнал тревоги при размыкании устройств. Имеет высокую стойкость к внешним воздействиям, но при разбитии стекла может не сработать, так как контакты не размыкаются.

Читайте так же: Функционирование и устройство автономной охранной сигнализации, структура и применяемые детекторы

Оповещатели

В качестве тревожных оповещателей используются сирены и стробоскопические проблесковые лампы. Как правило, лампы используются для информации о состоянии системы сигнализации. При непрерывном горении система сигнализации находится в режиме охраны, при мерцании – в режиме тревоги.

Сирены – ревуны при активации издают громкий звук мощностью 100-125 Дб. Обычно время функционирования составляет 3-5 мин в зависимости от индивидуальных настроек.

Схема звуковой сигнализации

В некоторых моделях имеется дополнительное устройство – считыватель электронных ключей Touch Memory, при помощи которого всю систему можно поставить на охрану и снять с нее.

Принцип работы и особенности функционирования

Способ срабатывания системы звуковой сигнализации стандартный. После получения сигнала о несанкционированном проникновении контроллер дает команду на активацию, и сирена начинает работу. Эффективность функционирования системы зависит от продолжительности звукового сигнала. Поэтому сирену вместе с автономным блоком питания необходимо разместить в недоступном для быстрого доступа месте, желательно в металлическом корпусе.

Читайте также: