Причины дтп человеческий фактор

Обновлено: 02.07.2024

Авторы: ⁠⁠ Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Год: 2012
Описание: ГДЗ (готовые домашние задания) для учебника по ОБЖ 8 класс авторов Смирнов Хренников от gdzznaniya. Здесь вы найдёте готовые ответы на вопросы и задания, проверочные работы и параграфы. Этот решебник в первую очередь пригодится родителям для проверки домашних работ своих детей-школьников. Однако им бесплатно и онлайн могут пользоваться и сами подростки, если у них возникнут трудности с ответами на какие-либо вопросы и задания.

1 Почему выросло количество автомобилей на дорогах нашей страны?

Во-первых, увеличивается численность населения.

Во-вторых, технический прогресс не стоит на месте. С каждым днём производство автомобилей становится всё дешевле, а сами машины становятся более надёжными и удобными в использовании. Благодаря этим факторам, покупка автомобиля становится всё более доступной для населения.

2 Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?

Быстрое увеличение количества автомобилей привело к росту дорожно-транспортных происшествий и пострадавших от ДТП. Ведь только в период с 1992 по 1997 года количество автотранспортных средств в России увеличилось более чем на 4 млн. единиц.

4 Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и гибели людей на дорогах?

Это позволило Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.

Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.


Это быстро и бесплатно !

1. Нарушение ПДД

  • Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
  • Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
  • Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
  • Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
  • Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.

2. Неисправности ТС

Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:

  • нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
  • несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
  • превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
  • наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
  • неисправность системы усиления рулевого управления;
  • неисправность внешних осветительных приборов;
  • недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
  • повреждения шин;
  • нарушение герметичности системы питания двигателя;
  • неисправности в системе вывода отработавших газов.

3. Неуважение

Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:

4. Дороги

По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:

  • Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
  • Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
  • Неисправность светофоров.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте

Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов. Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств. Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.

6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке

Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.

7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад

Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Опасности тумана:

  • Снижение дальности обзора.
  • Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
  • Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
  • Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.

В случае гололёда актуальными советами будут:

  • Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
  • Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
  • Передачи переключать желательно быстро, но плавно.

Опасности сильных дождей:

  • Снижение видимости.
  • Повреждение дорожных знаков.
  • Размыв самого полотна дороги.
  • Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
  • Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
  • Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.

Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:

  • Уменьшение дальности видимости.
  • Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
  • Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
  • Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
  • Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
  • Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.

Другие причины ДТП

К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.

Статистика

Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:

  • 25% по причине нарушения скоростного режима.
  • 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
  • 10% занимает выезд на встречную полосу.

Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.

На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:

  • По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
  • Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
  • Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .

Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Госавтоинспекция опубликовала статистику по аварийности на российских дорогах и основным факторам, которые приводят к ДТП.

Данные приводятся в докладе Научного центра безопасности дорожного движения МВД России и учитывают статистику за первые девять месяцев этого года. В январе-сентябре 2018 года количество аварий на улицах и дорогах России снизилось на 1,9%, до 119 386. Улучшается статистика по жертвам: за первые девять месяцев этого года количество погибших в авариях снизилось на 4,7% (12 886 человек), раненых — на 2%, до 152 818 человек.

На третьем месте аварии, в которых участвовали транспортные средства с выявленными неисправностями: на них пришлось 3,8%, или 4491 ДТП, что на 2,2% меньше, чем годом ранее. К основным видам неисправностей относились: установка на одну ось ТС шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора, а также установка ошипованных и неошипованных шин одновременно (удельный вес 25,3%), наличие конструктивных изменений по сравнению с серийными транспортными средствами, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах (18,5%), неисправность внешних световых приборов (13,2%) и износ рисунка протектора (10,2%).

Основными видами ДТП остались столкновение транспортных средств (42,7%) и наезд на пешехода (27,2%).

Три четверти всех аварий (77%) произошло в городах и населенных пунктах, при этом доля погибших и раненых составила 47,8% и 74% соответственно. В отчете отмечается, что в январе-сентябре выросло количество ДТП, в том числе с погибшими и ранеными, в сельских поселениях.

В отчете также говорится о том, что за указанный период серьезно снизилось количество аварий по вине пьяных водителей: 10 160, что на 12,2% меньше, чем в прошлом году. Каждое третье такое происшествие случилось в выходные дни (суббота и воскресенье), однако наибольшая тяжесть последствий отмечалась в четверг.

Причина алкоголизма, как социального зла раскрывается в трёх положениях:

количество алкоголя, приходящегося на душу населения, обратно пропорционально заработной плате и жилой площади, приходящихся на душу населения, и прямо пропорционально количеству мест, продающих алкоголь в розлив. Это основные направления, по которым должна вестись действительная борьба. А всё другое – видимость борьбы.

Причины дорожно-транспортных происшествий, совершаемых по вине водителя, всегда известны: водитель не справился с управлением или заснул за рулём. А вот почему он не справился с управлением или заснул за рулём, следует разобраться: в этом корни рассматриваемого зла.

Не будем рассматривать и ДТП по вине управления автомобилем в алкогольном или наркотическом опьянении: в этом направлении ведется организованная и целенаправленная борьба в государственном масштабе.

Неисправность автомобиля тоже не составляет основную причину ДТП – машины ежегодно проходят проверку на техническое состояние.

Остаётся профессиональное мастерство водителя: его способность правильно определять обстановку, влияющую на безопасность движения, принимать правильные решения и последовательно выполнять действия – то, что составляет психофизиологическую основу труда водителя.

Водитель одновременно выполняет несколько психофизиологических операций: получает информацию о дорожно-транспортной обстановке, включая приём информации, распознавание объектов и наблюдение за дорожно-транспортной обстановкой; оценивает и прогнозирует обстановку, как основу для принятия решения. Возникает набор решений, составленный на базе знаний и опыта, и из этого набора водитель выбирает единственное и окончательное решение, наиболее рациональное, по его мнению, и производит совокупность технических приёмов для реализации принятого решения.

Действия представляют собой: повороты рулевого колеса, переключение рычага коробки передач, нажатие на педали тормоза и газа, включение и выключение сигналов поворота, наблюдение за показаниями приборов, а также контроль над результатами своего управления с учётом характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Дорожно-транспортное происшествие есть следствие ошибки хотя бы в одном из приведенных положений.

Недостаточные знания психофизиологических особенностей труда водителей и физиологических возможностей человека приводят к завышению водителем своих профессиональных возможностей, что в конечном итоге является истоком дорожно-транспортных происшествий по вине водителей. Завышение водителем своих физиологических возможностей составляет и причину сна за рулём. И если мы действительно хотим бороться за безопасность дорожного движения, то нужно начинать от его истоков. Сам по себе водитель не может знать этих особенностей - первоисточником их для него является автошкола или курсы водителей – изучение психофизиологических особенностей водителя и методов борьбы с утомляемостью предусмотрено учебной программой подготовки водителей. Однако в современных автошколах и курсах, которые являются частными (а проще сказать, коммерческими) предприятиями, практически этим вопросам должного внимания при подготовке не уделяется, и водитель познаёт их самостоятельно в процессе профессиональной деятельности без должной теоретической основы – такое самообразование дорого обходится государству, а водителю - иногда стоит жизни.

Положение усугубляется отсутствием стабильного учебного пособия для водителей, в котором наряду с вопросами оказания первой медицинской помощи излагались бы психофизиологические особенности труда водителей и методы борьбы с утомлением. Учащимся автошкол и курсов, как правило, рекомендуют краткие пособия по оказанию первой медицинской помощи, которые можно использовать только как рекомендации на случай ДТП.

Основной причиной дорожно-транспортных происшествий является недостаточная подготовка водителей по вопросам психофизиологической особенности труда водителей и методов борьбы с утомлением.

Расследование ДТП обязательно включает выяснение причины происшествия. Авария может произойти как по вине водителя, так и из-за внешних факторов: источниками риска могут стать поломки авто, нарушения ПДД другими участниками дорожного движения, плохих погодных условий и др. Действия правоохранительных органов включают сбор статистики количества ДТП и исследование обстоятельств их возникновения для снижения травматизма людей.

Общие

Чаще всего авария происходит по причине того, что один из участников дорожного движения проигнорировал ПДД. Однако иногда ДТП может произойти из-за плохих дорожных условий или неправильной организации дорожного движения на участке дороги. Разберем эти причины подробнее. Детальнее о том, какие бывают виды ДТП, можете узнать из этой статьи.

Неподчинение сигналам регулирования и дорожным знакам

Человек может нарушить ПДД по причине невнимательности или банального игнорирования правил. На участке дороги, где пересекаются два направления, порядок проезда регулируется правилами дорожного движения и соответствующими сигналами:

  • светофора;
  • регулировщика;
  • дорожными знаками и разметкой.

Так как несоблюдение правил разъезда нарушает участник, который совершает движение в одном из направлений, он создает аварийно опасную ситуацию и подвергает опасности других участников дорожного движения.

Неудовлетворительные условия на дорогах и недостатки в организации

Существуют ситуации при которых вина ложится не на водителя или пешехода, а на плохие дорожные условия. Таковыми условиями могут быть:

  • стертая разметка;
  • недостаточное освещение;
  • испорченные дорожные знаки;
  • наличие деревьев, перекрывающих знаки или светофор;
  • плохая погода: снежные заносы или гололед;
  • неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, открытые люки;
  • несоответствие дороги геометрическим параметрам.

Вышеперечисленные факторы могут стать причиной непонимания водителем порядка проезда перекрестка или же снижения коэффициента сцепления, что в свою очередь увеличивает тормозной путь автомобиля.

По вине водителя

Чаще всего в аварии виноват человек по различным причинам. В таком случае органы правопорядка после расследования ДТП принимают меры, чтобы у виновника не возникало желания повторно прибегнуть к нарушению. О том, как происходит расследование ДТП и как составляется акт о результатах, читайте тут.

Нарушение ПДД

Желание сократить себе дорогу или ускорить проезд, а также простая невнимательность и пренебрежение правилами чаще всего чреваты последствиями. Рассмотрим ТОП-5 причин, по которым водителей признают виноватыми в авариях.

  1. Управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Алкоголь пагубно влияет на организм, а одним из его действий считается замедление реакции. В опьянении человек за рулем может не замечать ограничений или слишком поздно реагировать на увиденный знак/сигнал. Также, в зависимости от степени опьянения, может быть изменена степень адекватности и восприятия средств регулирования.
  2. Превышение скорости движения. На каждом участке дороги установлена максимальная скорость движения транспортных средств. Она зависит от расположения участка (например, в городе или за его пределами), а также от степени аварийности, наличия уклонов, крутых поворотов и др.

Важно! Невнимательность, усталость или состояние здоровья не являются причинами для оправдания в случае аварии. Водитель, чувствуя недомогание, не должен садиться за руль.

Недостаточная квалификация

В последние годы большинство аварий возникают по вине водителей, которые имеют опыт вождения не более 3 лет. Ввиду неопытности человек за рулем, развивая большую скорость, может не успеть среагировать на препятствие или сигнал светофора (так как скорость реакции увеличивается с опытом вождения).

Кроме того, многие лица, получающие права, садятся за руль не сразу после обучения, а через длительное время. Чтобы успешно водить автомобиль, необходимо сразу же после получения водительского удостоверения садиться за руль и получать опыт.

Техническая неисправность ТС

Отправляться в путь на автомобиле, у которого проявляются технические неполадки – опасно. На дороге в таком случае необходимо включить аварийный сигнал и на минимальной скорости доехать к ближайшей станции техобслуживания или же вызвать эвакуатор.

Системы, поломка которых опасна:

  • двигатель;
  • тормозная система;
  • система охлаждения двигателя;
  • коробка передач;
  • панель управления (спидометр и пр.).

Также не стоит отправляться в путь, ощущая люфт в какой-либо системе, увидев нарушение целостности колес или подвески, проблемы с зеркалами заднего вида, внешними световыми приборами, стеклоомывателями и т.д.

Из-за пешеходов

Нередко дорожно-транспортное происшествие является следствием нарушения ПДД пешеходами. Так же как и водители они могут не следовать правилам дорожного движения, нарушая их по незнанию или умышленно.

Для пешеходов выделены конкретные участки, на которых они должна передвигаться – тротуары (п. 4.1 ПДД России). Пребывание человека на проезжей части, не преследующее цель перейти дорогу, можно считать нарушением. Особенно это касается катания на роликах, самокатах, гироскутерах, а также на иных средствах, не являющихся транспортом.

Для передвижения на таких средствах выделены специальные роллердромы и открытые площадки для катания.

Появление и движение пешехода по проезжей части вызывает у водителей необходимость в объезде: человек занимает часть полосы, препятствуя движению автомобилей. Это чревато ДТП с участием транспортных средств и пешеходов.

Наиболее распространенными причинами, по которым пешеход нарушает ПДД, являются:

  1. Незнание правил – не освобождает от ответственности. Например, многие пешеходы не в курсе, что на пешеходный переход нельзя выскакивать внезапно и, если это вызовет ДТП, согласно ПДД виноват будет именно пешеход.
  2. Невнимательность – одна из самых распространенных причин наездов на пешеходов. Человек, выходящий на проезжую часть, обязан убедиться в своей безопасности и не должен задерживаться на дороге, если это не связано с обеспечением безопасности движения (п. 4.6 ПДД). Это означает, что бездумно выбегать на дорогу запрещено, особенно не убедившись, что рядом нет транспортных средств.
  3. Лень – свойство, присущее всем людям, однако на дороге она чревата травматизмом и даже гибелью. Многие пешеходы ленятся пройти 100 метров до установленного места перехода, и переходят проезжую часть в неустановленном месте. Особенно это опасно, если у водителя в этой части дороги ограничена видимость: человек за рулем может не успеть среагировать.

Справка! В ночное время, двигаясь вдоль проезжей части (при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и обочин) пешеход должен иметь на одежде светоотражающие вставки для того, чтобы водитель вовремя заметил человека в условиях плохой видимости (пункт 4.1 ПДД).

Меры предотвращения аварий правоохранительными органами

Для того чтобы лицо, виноватое в ДТП, не повторяло вновь своих ошибок, правоохранительные органы принимают комплекс мер, регламентируемых статьями 12.1—12.37 КоАП РФ. В соответствии с видом правонарушения, может последовать наказание:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение прав на определенный срок (от месяца до 2 лет);
  • задержание транспортного средства;
  • арест.

Меры могут быть приняты к водителю автомобиля, владельцу транспорта, должностному лицу, ответственному за эксплуатацию или перевозку.

Для определения правильности установленных знаков и режима работы светофоров регулярно измеряется интенсивность транспортного потока и тип единиц средств, движущихся в нем. Кроме того, постоянно обновляется разметка, улучшается состояние покрытия дороги. Власти должны следить за отсутствием на проезжей части посторонних предметов и сооружений, препятствующих движению.

В случае перекрытия дороги ГИБДД должны заблаговременно уведомить водителей о том, что участок транспортной сети будет временно недоступен. При этом обязательно требуется сообщить причину закрытия, его сроки и рекомендуемые пути для объезда.

Внимание! Сейчас активно популяризируется обучение детей правилам дорожного движения. В детских садах и школах выделяют время для проведения уроков по ознакомлению детей со знаками и основными правилами для пешеходов.

Кроме того, дороги должны активно патрулироваться, а для фиксации нарушений на многих участках закреплены камеры наблюдения. Так правоохранительные органы в случае ДТП смогут определить виновника и отыскать его.

Для автолюбителей мы подготовили материал о том, как происходит оформление ДТП, а также как оказать неотложную помощь, если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия.

Четкое соблюдение правил дорожного движения не может дать 100% гарантию безопасности, но обязательно снизит шансы получить травму, повредить автомобиль или просто испугаться непредвиденной ситуации. Знание правил – обязательное требование к каждому водителю и пешеходу, а их нарушение наказывается всегда обоснованно.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇


Происшествия на дороге можно рассматривать в нескольких ракурсах. Это могут быть проблемы, вызванные технической неисправностью ТС, а может быть простое правонарушение. Рассмотрим классификацию ДТП, отталкиваясь от ПДД РФ: какие виды аварий бывают, их причины и характеристики.

Признаки аварий

Чтобы ДТП классифицировать по видам, оно должно признаваться аварией. Соответственно, отвечать таким признакам:

  • Признак события. Как действие, так и бездействие может стать причиной аварии. Например, водитель намеренно выезжает на встречную полосу, что приводит к происшествию, – это действие. А вот если он не включает сигнал поворота и это также приводит к аварийной ситуации на дороге, – это уже бездействие.
  • Признак движения ТС. Для того чтобы факт ДТП был признан, хотя бы одно из участвующих ТС должно находиться в движении. Даже если во втором автомобиле нет никого. Если же автомобиль находится без движения и на него упало дерево, мусор из окон, град и т. д., рассматривается такое событие как нанесенный вред со стороны физических или юридических лиц.
  • Признак процесса ДТП. Устанавливаются все условия произошедшего ДТП – какое покрытие, по которому перемещалось ТС, тротуары, строения, ж/д переезды и другое.
  • Признак ТС. Участником движения должно быть ТС, которое занимается перевозкой людей, грузов. В движение оно может приводиться механически, животными или с помощью приложения человеком физической силы. Прицепы, мотоциклисты, велосипедисты или телеги, запряженные животными, - все они являются участниками ДТП. Но при этом отдельно животные не могут соответствовать понятию транспортного средства.
  • Признак последствий. После любой аварии наступают последствия. Это может быть как денежный ущерб людям, окружению или другим машинам, ущерб здоровью человеку вплоть до его гибели.

опрокидывание автомобиля

Классификация ДТП по видам

Аварии подразделяются на разные виды.

По характеру аварии

  • Столкновение. Может быть лобовое столкновение, боковое, касательное.
  • Наезд на другую не движущуюся машину движущейся.
  • Опрокидывание автомобиля – машина переворачивается.
  • Падение физического лица – вследствие изменения его траектории пассажир выпадает из него или падает в его салоне.
  • Наезд на велосипед – ТС сталкивается или наезжает на управляемый велосипед.
  • Наезд на препятствие – авто наехало на недвижимый предмет (бордюр, ограда, столбы и так далее).
  • Наезд на физическое лицо.
  • Другие виды – любые аварии, которые нельзя причислить к вышеперечисленным, но которые имеют признаки ДТП.

По характеру нанесенного вреда

  • Незначительные повреждения.
  • Крупные аварии.
  • Происшествия с ущербом для транспорта.
  • С повреждениями не ТС.
  • Такие, которые влекут вред здоровью человека или его гибель.

Классификация ДТП по количеству участников

  • 1 водитель.
  • С участием 2 лиц.
  • 3 и более.

Классификация ДТП по степени тяжести травм, полученных физическими лицами

  • Кратковременный вред здоровью – легкая.
  • Затянувшееся расстройство здоровья – средняя.
  • Та, которая приводит к потере профессиональных навыков и умений, влечет потерю трудоустройства, риск потерять жизнь, утрату одного из органов, приводящую к инвалидности, – тяжкая.
  • Летальный исход.
  • Та, которая привела к смерти нескольких участников происшествия.

лобовое столкновение

Не является ДТП

К транспортному пришествию нельзя отнести ситуацию, в которой машины не двигались либо не нанесли никакого вреда.

Если столкновение ТС произошло на льду, в поле или в других местах, в которых отсутствуют ПДД, в таком случае вопрос регулируется нормами гражданского права.

Причины

Всем авариям сопутствуют определенные факторы, которые влияют на поведение участников аварии.

Причины ДТП бывают трех типов:

  • Факторы технического характера.
  • Субъективного характера.
  • Дорожные условия.

Есть и другие факторы – форс-мажорные. Например, на дорогу выбежало дикое животное или упало дерево, незнание автомобилистом правил дорожного движения, мало опыта, сгорела машина по причине технической неисправности.

сгорела машина

Условия

Основные условия причин ДТП:

  • Связанные со здоровьем водителя – усталость, болезнь.
  • Рассеянное внимание. Водителя часто отвлекают пассажиры своими разговорами, чего делать категорически нельзя, он может разговаривать по телефону или громко слушать музыку. Внимание шофера должно всегда фокусироваться на дороге и других участниках транспортного движения.
  • Неблагоприятные погодные условия, которые ухудшают видимость на дороге, – может быть туман, снегопад, дождь.
  • Технические причины – автомобиль может быть неисправен.
  • Ямы и другие повреждения на дороге.
  • Искаженные состояние сознания вследствие запрещенных лекарственных средств, наркотиков, алкоголя.

причины ДТП

Классификация аварий согласно юридической оценке

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста при попадании в аварию или другие происшествия, связанные с нарушением ПДД?

Подобное участие специалиста необходимо, потому как:

  • Может являться элементом выяснения причины аварии.
  • Позволяет достоверно указать причину вины участников.
  • Дает возможность в ограничении степени материального ущерба.
  • Может быть основанием при определении степени виновности участников и позволяет определить уровень ответственности – уголовной, административной, гражданской.

Такая классификация очень важна для страховых компаний при решении споров в судебном порядке. Ведь неверное определение причин аварии может быть причиной отказа в возмещении материального ущерба или в неправомерном решении суда.

Достоверное определение причин, признаков и предшествующих условий аварии дает возможность страховщику составить правильное представление о происшествии, что позволяет определить сумму возмещения по каждой отдельной ситуации.

Летальный исход одного из участников или нанесенный серьезный вред его здоровью влечет за собой уголовную ответственность.

классификация дтп по видам

Юридические основы аварии

1. Объективность повода, из-за которого произошло ДТП:

  • Когда авария произошла по субъективному поводу – повлиял человеческий фактор. Например, водитель уснул, отвлекся или принял неверное решение.
  • Объективный повод – тот, который мало зависит от водителя. Может быть яма на дороге, плохие погодные условия, на дороге отсутствуют предупреждающие знаки.

При определении степени виновности смягчающим обстоятельством может признаваться объективный повод.

2. Причины с юридической точки зрения:

  • Общие причины для всех видов аварий. Может быть нахождение водителя в неадекватном состоянии (определяет экспертиза), рассеянное внимание, превышение скоростного режима на определенном участке дороги. Случай установленного факта алкогольного или другого опьянения водителя делает его автоматически виновным.
  • Специфические причины – те, которые приводят в большом количестве случаев к авариям определенного механизма. Например, один из участников отказался пропустить другого, имеющего преимущество согласно ПДД. Это может привести к заднему, боковому или лобовому столкновению.

3. Серьезность последствий:

  • Летальный исход. При массовом ДТП может быть сразу несколько случаев.
  • Телесные повреждения.
  • Денежный ущерб.

наезд на препятствие

Примеры ДТП

  1. Пассажир общественного транспорта упал в салоне и получил травмы вследствие того, что водитель по своей невнимательности наехал на бордюр. Авария будет квалифицироваться как наезд на препятствие.
  2. Водитель ехал, не соблюдая скоростной режим, вследствие чего съехал в овраг и зацепил человека, выполняющего сельскохозяйственные работы. Пострадавший остался жив, но получил травмы, нанесенные его здоровью. Несомненно – вина водителя, который превысил скорость.
  3. Столкнулись легковой автомобиль, автобус и грузовик - это уже массовое ДТП.
  4. При незначительном столкновении автомобилей, один из них взорвался по причине не выявленной ранее технической неисправности. В итоге машина сгорела. Авария будет квалифицироваться как та, что произошла из-за технических проблем с автомобилем.

Последствия аварий

Наиболее тяжелые последствия фиксируются после столкновения автомобиля с поездом, его наезда на человека, мотоциклиста. В таких случаях у пострадавшего мало шансов выжить или можно остаться инвалидом.

массовое ДТП

В определении тяжести столкновений играют роль не только габариты участников, а и такие факторы, как время суток, возраст участников, их состояние. Например, с наиболее тяжелой степенью определяются аварии, произошедшее после полуночи до трех часов утра. Также важен день недели, когда случилась авария. В пятницу процент аварий намного выше. Многие водители в своем стремлении выехать за город значительно превышают скорость и не обращают внимания на ПДД. Алкогольное или же другое опьянение водителя во много раз увеличивает шансы попасть в серьезное ДТП, так как водитель не способен трезво оценивать свои действия.

Как бы там ни было, самое главное - водителям внимательно следить за дорогой, соблюдать ПДД, никогда не садиться за руль больными или опьяненными. Это может нанести непоправимый вред не только автомобилистам, но и окружающим.

Читайте также: