Причины дтп на производстве

Обновлено: 02.07.2024

Правила безопасного поведения участников дорожного движения

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений:

  • от прямого удара транспортным средством;
  • от общего сотрясения тела человека вследствие удара;
  • от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;
  • от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП значительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - переломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутренних органов и раны.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

  • водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;
  • пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;
  • пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

При работе с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями возможен риск последствий в виде аварий и иных чрезвычайных ситуаций. На данный момент ни в законодательстве, ни в судебной практике не сформирован единый подход к определению источников финансирования ликвидации последствий аварий на производстве, а также перечень лиц, ответственных за ликвидацию таких последствий.

В качестве финансовых источников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве законодателем предусматривается обязательное формирование эксплуатирующими организациями финансовых резервов для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, а также возможность финансирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет резервного фонда в установленных законом случаях.

В рамках настоящей статьи нами будут рассмотрены способы и порядок создания финансовых резервов для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайный ситуаций на производстве, а также источники финансирования мероприятий по ликвидации таких последствий в случае банкротства предприятия.

I. Когда создаются финансовые резервы

Действующее законодательство предусматривает следующие случаи обязательного формирования финансовых резервов в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. При эксплуатации опасных производственных объектов.

Отсутствие документарного подтверждения наличия резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий является нарушением требований промышленной безопасности и, как следствие, основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке статьи 9.1 КоАП РФ.

2. При получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.

Однако нужно учитывать, что аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.

3. С целью ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По общему правилу, государство не несет ответственности по долгам (обязательствам) юридических лиц и граждан. Однако отсутствие денежных средств у организаций требует государственного финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку от этого зависит защита окружающей среды, жизни и здоровья граждан. Таким образом, в противоречие общему правилу государство фактически несет субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств у причинителя вреда.

4. При эксплуатации гидротехнических сооружений.

Необходимо обратить особое внимание на обязанность по созданию финансовых ресурсов для ликвидации последствий на производстве, закрепленную в законе как за собственниками гидротехнического сооружения, так и за эксплуатирующими организациями.

Соответственно, несоблюдение обязанности по созданию финансовых ресурсов может повлечь административную ответственность в порядке ст. 9.2 КоАП РФ как собственников гидротехнических сооружений, так и эксплуатирующих организаций (7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015).

Усиленные меры законодателя по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений продиктованы их длительным износом, а также тем, что большинство из них не подвергались ремонту с момента создания предприятия. Несоблюдение эксплуатирующими организациями, а также собственниками гидротехнических сооружений условий безопасности, в том числе непроведение текущего и капитального ремонта, порождает повышенные риски возникновения аварийных ситуаций на производстве.

II. Способы формирования финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок и способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий. Ответы на указанные вопросы содержатся в отдельных разъяснениях органов государственной власти.

1) выделением на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств;

3) заключением договора банковской гарантии;

4) иными способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Нужно отметить, что суды придерживаются разъяснений Ростехнадзора при разрешении споров между производственными предприятиями (10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО) и надзорными органами (11. например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014).

Рассмотрим перечисленные способы подробнее.

1. Выделение денежных средств на отдельном расчетном счету организации

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве встречается в практике чаще остальных. Документами, подтверждающими наличие сформированных финансовых резервов, являются: приказ руководителя эксплуатационной организации о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, а также справка из банка о наличии соответствующей суммы на расчетном счету эксплуатирующей организации.

Так, в рамках Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012
по делу № А66-6039/2012 суд признал неправомерным заключение надзорного органа об отсутствии у общества резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий после того как в материалы дела был представлен приказ руководителя общества о создании такого резерва.

2. Заключение договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

В письме указано, что формирование таких резервов может осуществляться через механизм страхования. При этом государственный орган считает данный способ формирования финансовых резервов наиболее эффективным для тех предприятий, которые испытывают нехватку финансовых средств.

3. Заключение договора банковской гарантии

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий аварий на производстве практически не регламентирован на законодательном уровне и не используется на практике.

приказ по организации о создании финансовых резервов;

справка-подтверждение банка о размещении финансового резерва, безотзывная банковская гарантия, страховой полис.

В заключении настоящего раздела отметим, что формирующие резервы финансовые средства должны находиться на счетах эксплуатирующей организации и могут быть использованы по назначению только в результате произошедшей аварии. Проверка наличия денежных средств на счетах компании для локализации и ликвидации аварий на производстве осуществляется регулирующими органами (Ростехнадзором) при проведении плановых проверок. Выявление факта отсутствия соответствующего резерва на расчетных счетах компании является основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

III. Расчет суммы финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок расчета суммы финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, которым могут руководствоваться организации, эксплуатирующие ОПО. Вопрос формирования резерва финансовых средств разъясняется государственными органами.

Полный ущерб формируется из суммы всех предполагаемых затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварий, включая затраты на локализацию, ликвидацию и расследование аварий.

В свою очередь, затраты на локализацию и ликвидацию последствий аварий включают:

1. расходы, связанные с локализацией и ликвидацией последствий аварий, в том числе:

непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при локализации и ликвидации аварии;

стоимость электрической энергии, израсходованной при локализации и ликвидации аварий;

стоимость материалов, израсходованных при локализации и ликвидации аварий;

стоимость услуг специализированных организаций по ликвидации и локализации аварий.

2. расходы на расследование аварий, включая:

оплату труда членов комиссии по расследованию аварии;

затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии;

стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии и оценку последствий аварии.

Суммы перечисленных расходов носят предположительный характер и должны соответствовать стоимости реальных затрат в случае их возникновения.

Таким образом, размер финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве определяется индивидуально для каждой организации с таким расчетом, что сумма сформированного резерва полностью компенсирует расходы от аварий и их последствий.

Что касается учета финансовых резервов в целях налогообложения прибыли, то гл. 25 НК РФ носит закрытый характер и не предусматривает создание в налоговом учете резерва финансовых средств (резерва предстоящих расходов) для целей локализации и ликвидации последствий аварий (для ликвидации чрезвычайных ситуаций).

При этом информация о сформированных финансовых резервах отражается в бухгалтерской отчетности организации.

IV. Финансирование в случае банкротства эксплуатирующей организации

Как нами указывалось ранее, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Однако на практике может возникнуть ситуация, когда необходимость ликвидации последствий аварий возникает на стадии банкротства предприятия. В этом случае мероприятия по ликвидации последствий аварий на производстве будут осуществляться за счет так называемых текущих платежей.

При этом квалифицирующим признаком при разрешении вопроса об отнесении платежей к текущим является момент возникновения денежного обязательства. Текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в одной процедуре банкротства.

Соответственно, расходы на ликвидацию последствий аварий на производстве, возникшие до возбуждения банкротного дела, не относятся к текущим платежам и должны быть рассмотрены в рамках дела о банкротстве (18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу № А40-150529/09-150-1021), расходы, возникшие после возбуждения дела о банкротстве, относятся к текущим платежам (19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу № А33-10246/2016), в связи с чем не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне очереди, за счет конкурсной массы.

В качестве примера, иллюстрирующего описанное выше, рассмотрим два судебных дела о взыскании убытков, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

Таким образом, затраты организации на ликвидацию последствий аварий на производстве в процессе процедуры банкротства признаются текущими платежами и возмещаются за счет конкурсной массы вне очереди.

В практике есть случаи, когда собрание кредиторов принимает решение о продлении процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление), чтобы организация могла производить текущие платежи на ликвидацию последствий аварий. Так, в рамках Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 № 15АП-516/2007 по делу № А53-6581/2007-С3-39 собранием кредиторов принято решение о продлении стадии наблюдения процедуры банкротства, чтобы организация могла производить текущие платежи и вести работы по ликвидации последствий аварии. Кроме того, за стадией наблюдения следует стадия финансового оздоровления, которая позволяет не только выплачивать текущие платежи, но и аккумулировать денежные средства для расчета с кредиторами, которые учтены или будут учтены в реестре кредиторов.

После завершения процедуры банкротства бремя ответственности за локализацию и ликвидацию последствий аварий на производстве возлагается на нового собственника ОПО. В случае отсутствия покупателя на имущественный комплекс или ОПО, требующие проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, нереализованное имущество переходит в собственность органов местного самоуправления или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти

Отказ органов местного самоуправления или органов исполнительной власти от принятия нереализованного имущества законом не предусмотрен. В случае уклонения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти от принятия имущества, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

Резюмируя сказанное, финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварий на производстве осуществляется за счет сформированных финансовых резервов организации, эксплуатирующей ОПО или гидротехнические сооружения. В случае недостаточности финансовых резервов финансирование мероприятий осуществляется из средств резервного фонда. Таким образом, в конечном итоге основное бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приходится на государственный бюджет.

При этом, нужно отдельно отметить, что предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - это разные вещи. Так, предотвращение аварий на производстве осуществляется только за счет организаций - собственников ОПО, ликвидация последствий аварий на производстве осуществляется в первую очередь за счет средств собственника ОПО и только в случае нехватки средств, привлекаются денежные средства из резервного фонда. Нельзя, к примеру, осуществить ремонт оборудования на ОПО за счет государственного бюджета, основываясь лишь на том, что отсутствие ремонта может впоследствии привести к чрезвычайной ситуации. Фактически федеральные органы власти берут на себя только бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве и только в субсидиарном порядке.

7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015.

10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО.

11. См., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014.

12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу
№ А62-2161/2013.

16. Консультация эксперта, 2016, С.В. Разгулин.

18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу
№ А40-150529/09-150-1021.

19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу
№ А33-10246/2016.

Верховный Суд вернул на новое рассмотрение дело о взыскании компенсации за гибель работника по пути на рабочее совещание в результате автомобильной аварии, виновником которой посчитали другого работника, управлявшего машиной


Один из адвокатов посчитал, что определение ВС должно послужить основанием для возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника, отвечавшего за охрану труда. Другая заметила, что Суд в очередной раз не стал принимать самостоятельное решение по существу, несмотря на наличие всех необходимых доказательств.

Верховный Суд опубликовал Определение от 13 января по делу № 14-КГ19-28, касающемуся спора о взыскании компенсации морального вреда с работодателя членами семьи работника, погибшего в результате ДТП при исполнении трудовых обязанностей.

В кассационной жалобе в Верховный Суд РФ женщины просили отменить судебные акты нижестоящих инстанций как незаконные.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС напомнила, что обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда, а каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям трудового законодательства, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Суд пояснил, что в рассматриваемом деле нижестоящие инстанции не установили юридически значимые обстоятельства – например, были ли обеспечены работодателем погибшему работнику условия труда, отвечающие требованиям охраны труда и безопасности. Высшая судебная инстанция также не согласилась с выводом апелляции о том, что вред здоровью Перфильева, повлекший его смерть, был причинен действиями К., не входящими в трудовую функцию последнего. Как пояснил ВС РФ, оба сотрудника ехали в машине к месту проведения рабочего совещания по заданию их работодателя.

Таким образом, ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Производственные аварии и катастрофы

1.2. Опасности аварий и катастроф

Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп.

Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий обычно характерны удаленность места катастрофы от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи .

Классификация транспортных аварий


Пожары и взрывы — самые распространенные чрезвычайные события в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это, прежде всего, промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ. Это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.

Обычно аварии с выбросом таких веществ носят комбинированный характер . Кроме того, некоторые вещества в определенных условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ — не частое явление. Объясняется это, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких чрезвычайных ситуаций . Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапное обрушение зданий, сооружений. Подобного типа происшествия чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д. Обычно обрушения приводят к большим человеческим жертвам.

Классификация аварий с выбросом биологически опасных веществ

Классификация обрушений зданий и сооружений


Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

Аварии на электроэнергетических системах

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия — повреждение и разрушение гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий, нарушение судоходства, уничтожение значительных материальных ценностей.

Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро- и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Такие предприятия называют потенциально опасными объектами.

Аварии на очистных сооружениях

Опасные объекты в России

В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно функционируют около 45 тыс. потенциально опасных промышленных производств и объектов, от аварий на которых продолжают страдать и гибнуть люди.

Потенциально опасный объект — объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике и окружающей природной среде.

Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера :

• износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;
• недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;
• недостаточная технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;
• недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;
• увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;
• недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;
• размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;
• недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;
• резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;
• отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.


ЧС техногенного характера наносят огромные материальные потери, представляют опасную угрозу для здоровья, уносят жизни тысячи людей, отрицательно воздействуют на экологическую среду. В связи с этим каждому члену общества важно знать, что нужно для предотвращения ЧС, какие правила соблюдать в сложных обстоятельствах.

Что это такое

Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера включают в себя определение, термины предмета.

В целом чрезвычайные ситуации подразделяют на три группы: техногенные, природные, социальные.

Рассмотрим определение. Чрезвычайная ситуация техногенного характера представляет собой обстановку, которая создается на определенной территории источником опасности и составляет угрозу человеческой жизни, наносит ущерб имуществу и окружающей среде.

ЧС техногенного характера имеют свои отличительные признаки. Главным из них является человеческий фактор. Подобные ЧП возникают на объектах, созданных людьми. Либо на природных объектах под влиянием деятельности людей. Подобные чрезвычайные происшествия происходят в результате действия человека.


После схода с рельсов в центре города Лак Мегант, Квебек с железнодорожных вагонов поднимается дым, которые везли сырую нефть

В отличие от техногенных ЧС природные катаклизмы возникают по причинам естественного характера: тайфуны, бури, ураганы, молнии, морозы, землетрясения, проливные дожди, наводнения.

Аварийные ситуации на производстве и меры по их ликвидации

При аварии эксплуатация оборудования немедленно прекращается в случаях:

— превышения допустимого давления в аппарате и невозможности его сброса;

— выхода из строя предохранительных клапанов;

— при появлении в аппарате, арматуре, трубопроводах, сосудах, которые работают под давлением, трещин, выпучин, пропусков, неплотностей, разрывов прокладок.

— при неисправности указателей и регуляторов уровня жидкости;

— при выявлении неплотностей, утечек, неисправностей запорно-регулирующей арматуры;

— при поломке предохранительных устройств блокировки;

— при пожаре, угрожающему непосредственно оборудованию, находящемуся под давлением;

— при выявлении в рабочей зоне взрывоопасных концентраций веществ в количествах, превышающих ПДК.

При пожаре в производственных и рабочих помещениях должна быть отключена вентиляция с механической тягой. После определения источника пожара, вызывают пожарную команду и принимают меры по локализации и ликвидации очага с применением первичных средств пожаротушения.

При возникновении загазованности в помещениях установки, свыше 20% от НКПВ, от датчиков газоанализаторов автоматически включается аварийная вентиляция. Предусматривается так же ручное её включение. Одновременно с этим производят контроль воздушной среды переносными газоанализаторами, выявляют и по мере возможности устраняют причины возникновения повышенной загазованности.

Аварийный режим отменяется в том случае, если после обследования состояния оборудования и коммуникаций на месте аварии и повторных анализов воздушной среды на отсутствует опасная загазованности.

Аварийную остановку установки производят:

а) в случае прекращении подачи электроэнергии от центральных и автономных источников;

б) при возникновении пожара на установке;

в) при достижении загазованности выше 20% НКПВ;

г) при прекращении подачи промышленной воды;

д) при прорыве газа или конденсата;

е) в случае прекращении подачи воздуха КИПиА.

При аварии или пожаре на отдельных участках установки, аварийную остановку производят в случае, когда безопасная работа остальных участков и установки в целом невозможна.

В штатном режиме УКПГ снабжается электроэнергией от трансформаторных подстанций ТСЗУ-1000 кВт 6/0,4 кВ. Средний коэффициент нагрузки составляет 0,65. Если один трансформатор выходит со строя, остальные способны обеспечить заданную нагрузку.

В случае полного исчезновения напряжения в включается аварийная дизельная электростанция, которая берет на себя нагрузку всей установки.

Перевод от штатного электроснабжения на аварийное осуществляется автоматически или в ручном режиме со щита управления.

Прекращение подачи воды.

Прекращение подачи воздуха КИПиА.

Если прекращается подача воздуха КИПиА происходит отключение исполнительных механизмов и средств автоматики. В случае, если прекращение подачи воздуха КИПиА кратковременно, установка не останавливается, регулирование проводят вручную при помощи байпасных линий, пользуясь показаниями местных приборов. Если дальнейшего ведения процесса не возможно, производится нормальная остановка УКПГ.

Прорыв трубопроводов подачи газа и конденсата.

При разрыве трубопроводов подачи газа и конденсата:

— производится аварийная остановка технологической линии (цеха);

— сбрасывается давление из аварийного участка;

— прекращаются все ремонтные и огневые и работы;

— вызывается пожарная команда;

— из аварийной зоны выводятся все лица не участвующие в ликвидации аварии.

При пожаре на установке.

В случае пожара на установке:

— вызывается пожарная команда;

— производится аварийная остановка УКПГ;

— сбрасывается давление из аппаратов на которые могут попасть под воздействие открытого огня и высоких температур;

Источник

Решения по предотвращению ЧС техногенного характера

Для предотвращении на производстве ЧС техногенного характера предусмотрено: периодическое техническое обслуживание и ремонт оборудования, автоматизированный контроль за производственным процессом, установка современных систем защиты оборудования (предупредительная и аварийная сигнализации).

Причины аварий

В основном ЧС техногенного характера возникают по следующим причинам:

  1. низкий уровень квалификации кадров, занятых непосредственно на объекте;
  2. нарушения технологической дисциплины и порядка обслуживания объекта;
  3. материальный износ оборудования, средств технического контроля и предупреждения нестандартных ситуаций;
  4. ошибки на стадиях проектирования и строительства объекта.

Большинство аварий происходят по причинам ошибок и халатных действий персонала. По этим причинам возникают в мире 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% морских катастроф, 90% ДТП.

Проблема аварийности промышленного производства, энергетических систем различных трубопроводов в России достаточно актуальна. Это объясняется огромной территорией страны и наличием на ней множества технических и строительных объектов, обслуживающих население. Каждый из них обладает сроком износа. Только система водоснабжения во многих городах изношена на 65%.

Кризисы в экономике, недостаток финансовых средств усугубляет положение, нарастают серьезные экологические проблемы.

Но аварии случаются не только в России, но и в более благополучных с экономической точки зрения странах. В апреле 2010 года в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана (США) взорвалась и затонула после сильного пожара морская буровая установка. Вылилось около пяти млн. баррелей нефти. Катастрофа нанесла большой ущерб побережью, размер которого оценили в миллиарды долларов.


Взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon

Решения по предотвращению ЧС природного характера

Для предотвращении на производстве ЧС техногенного характера предусмотрено: система оповещения, молниезащита оборудования, дежурная аварийная техника (расчистка подъездных дорог и территории в случае сильных снегопадов), система сейсмоконтроля (в районах, где вероятность появления землетрясения высокая)

Расчет производим согласно

Вероятная аварийная ситуация: разгерметизация промышленного газопровода на территории промплощадки на удалении 70 метров от операторной, утечка газа, появление взрывоопасной концентрации ГВС, возникновение искры, воспламенение и взрыв ГВС.

Определение параметров ударной волны при взрыве ГВС .

Масса газовоздушной смеси, (т), Q 1,1.

Расстояние от эпицентра взрыва, м 70.

Рассчитываем радиус зоны детонационной волны (R1):

Избыточное давление в радиусе зоны действия детонационной волны составляет ?Рф1 = 900 кПа.

Определяем радиус зоны смертельного поражения людей:

Определим избыточное давление:

В нашем случае таблицы П12.5 величина ?Рфравна 26 кПа.

В результате взрываразрушения помещений будут слабые.

Обслуживающий персонал, находящийся в помещении будет за границей безопасного удаления.

Для ?Рф3 определяем радиус безопасного удаления из табл. П12.5

, отсюда Rбу = 229 м

Схема взрыва газовоздушной смеси представлена на листе 10

В случае взрыва ГВС в количестве 1,1 т и расстоянии 70 м от эпицентра взрыва до параметры его будут следующие:

Радиус зоны детонационной волны (R1), м 19,09

Избыточное давление ?Рф, кПа 26

Радиус зоны смертельного поражения людей (Rcпл), м 31

Граница безопасного удаления, м 229

Профилактика ЧС

Ежегодно природные и техногенные чрезвычайные ситуации приобретают все большее распространение во всем мире, в том числе, и в России. Ущерб от их последствий исчисляется до 5% от валового продукта страны. Потери от аварий и катастроф в сравнении с 60-ми годами прошлого столетия увеличились в десятикратном размере.

В России за три квартала 2017 года зафиксировано 117 ЧС техногенного характера, в которых погибло 357 человек.

Возможно ли избежать ЧС техногенного происхождения? Специалисты полагают, что избежать полностью возникновения ЧП не удастся, но снизить потери от них возможно путем разработки и осуществления конкретных мер по их предупреждению.

Сегодня государства вынуждены учитывать возможные потери от происшествий в своей экономической политике, разрабатывать более существенные программы по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Естественно, большее внимание уделяется предупреждению чрезвычайных ситуаций, что с экономической точки зрения гораздо эффективнее, чем устранение последствий подобных ЧС.

В России предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет комплекс мер, осуществляемых органами власти различных уровней по устранению причин возникновения аварий, снижению потерь от их негативных последствий. Примером может служить Концепция безопасности, принятая властями города Нижний Тагил. В ней предусмотрены новые подходы к проектированию и градостроительству, разработаны меры по снижению угроз потенциально опасных производств, запрещена застройка санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов.

На федеральном уровне пристальное внимание уделяется информированию и обучению населения защитным действиям в случае возникновений техногенных ЧС. В школах введен предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), позволяющий ознакомить учащихся с элементами правильного поведения в опасных ситуациях. На уроках и внеклассных мероприятиях подросткам предлагаются ситуативные задачи, проверочные тесты по ОБЖ. Подобные тесты можно увидеть в Интернете.

Проблемы остаются

Проводимые исследования показывают, что на практике не все так гладко. Медленно решаются вопросы профилактики ЧС в работе с хлорсодержащим оборудованием. На предприятиях молочной и мясоперерабатывающей промышленности аммиачно-холодильные установки не отвечают современным технологическим требованиям. Не уменьшается опасность возникновения пожаров на предприятиях по переработке нефти, производству синтетического каучука, нефтебазах.

По-прежнему остро стоит вопрос о возведении очистных сооружений. В стране действуют свыше 30 тысяч водоемов и сотни накопителей сточных вод и отходов.

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 12105
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: