Природный газ для автомобилей плюсы и минусы

Обновлено: 04.07.2024

Несмотря на то, что за последние годы цена на нефть на мировом рынке упала более чем в два раза, российским автомобилистам платить за бензин приходится сейчас на меньше, а больше, чем прежде. Недоумевать не приходится: в цене бензина стоимость нефти составляет не более 15%, а остальное — это переработка, транспортировка, наценки бензозаправок, и что самое главное — налоги и акцизы, составляющие до 60% стоимости. Снижать эти ставки никто не собирается, а вполне возможно, что они даже и вырастут, так что проблема удорожания бензина наверняка останется актуальной еще в течение длительного времени.

Именно поэтому многие владельцы автомобилей задумываются о том, чтобы перевести свои машины на более дешевое газовое топливо: пропан-бутан или же сжиженный природный газ. Для этого необходимо потратиться на приобретение и профессиональный монтаж соответствующего оборудования, и тогда автомобиль можно заправлять и бензином, и газом. Казалось бы, все просто, однако газ на авто устанавливать пока решает не так уж и много владельцев частных легковых транспортных средств. О том, какие же плюсы и минусы сулит такой переход, пойдет речь ниже.

История установки газа на автомобили

В нашей стране идея перевода если и не всего автомобильного парка, то хотя бы его части на газ, возникла еще в начале 80-х годов прошлого века. Было решено оснастить газовым оборудованием часть эксплуатируемых грузовиков и автобусов. Издали соответствующую директиву, начали переоборудование машин, однако вскоре в Министерство транспорта СССР начало поступать множество жалоб на проблемы, массовые поломки из-за перевода на газ, пожары и т.п. В результате процесс, что называется, был остановлен, грузовики и автобусы, как и раньше, стали заправлять исключительно бензином и дизельным топливом.

В реальности дело обстояло так, что перевод государственных автомобилей на газ не сопровождался особыми техническими проблемами или же проблемами безопасности. Просто на государственных автопредприятиях и у водителей, и у начальства с переводом техники на газ пропадала возможность банально воровать государственный бензин. В стране тогда был серьезный дефицит этого топлива, и оно очень ценилось. Таким образом, идея перевода отечественной техники (или хотя бы ее части) на газ стала жертвой самого настоящего саботажа.

О том, что заправлять машины можно не только бензином, но и газом, вспомнили тогда, когда страна перешла на рыночные отношения, и поэтому люди стали просчитывать, что выгоднее. Оказалось, что газовое топливо имеет целый ряд преимуществ.

Плюсы перевода автомобиля на газ

баллон с газом в багажнике авто

Баллон с газом в багажнике авто.

Основными плюсами от перевода авто на газ являются:

  • Значительная экономия на топливе;
  • Безопасность для двигателя;
  • Экологичность газового топлива;
  • Простота в эксплуатации газобаллонного оборудования.

Еще один плюс газа — повышение ресурса двигателя. Установлено, что двигатели, использующие в качестве топлива газ, работают значительно дольше, чем их аналоги на обычном топливе. Это связано с целым рядом факторов. Одним из важнейших из них является то, что октановое число газа составляет около 110, поэтому силовой агрегат работает более плавно и мягко, при его функционировании существенно снижается уровень вибраций и шума. В двигателях, работающих на газе, гораздо более эффективно работает система зажигания. Кроме того, газ в цилиндрах сгорает равномернее, благодаря чему существенно снижаются нагрузки на поршневую группу. К тому же, после сгорания смеси газа и воздуха на стенках цилиндров не образуется никакого налета.

Еще одним существенным плюсом газового топлива является то, что при его сгорании в атмосферу выбрасывается намного меньше вредных веществ, чем при сгорании бензина (специалисты утверждают, что как минимум в три раза). Дело в том, что в нем отсутствуют различные присадки и сера. Кроме того, в цилиндрах газ сгорает практически полностью.

Современное газобаллонное оборудование существенно сложнее по своей конструкции, чем то, что ранее использовалось для установки на карбюраторные двигатели. И комплекты, выпускаемые ведущими производителями, не доставляют водителям практически никаких проблем в эксплуатации и обслуживании. Кстати говоря, все они обеспечивают легкое переключение питания с газа на бензин непосредственно из салона автомобиля.

Некоторые водители опасаются, что перевод автомобиля на газовое топливо пойдет в ущерб безопасности. Иными словами, они боятся, что газ может стать причиной пожаров и взрывов. На самом же деле в этом отношении газ намного более безопасен, чем бензин: вероятность его возгорания или взрыва существенно ниже, чем у бензиновых паров. Кроме того, независимые тесты показывают, что правильно установленное качественное газовое оборудование даже при ДТП оказывается существенно более безопасным, чем стандартный бак с бензином.

Минусы перевода автомобиля на газ

комплект для установки газа на авто

Комплект для установки газа на авто.

Помимо достоинств у перевода автомобилей на газ есть и несколько минусов. К главным из них нужно отнести следующее:

  • Стоимость газового оборудования;
  • Падение мощности двигателя;
  • Увеличение массы авто и уменьшение объема багажника;
  • Проблемы с заправкой топливом.

Каждый новый рост цен на топливо, заставляет наших соотечественников, которые все еще заправляются бензином, задуматься об установки газовой аппаратуры, в качестве сокращения расходов на топливо. Мы решили углубиться в тему установки газовой аппаратуры и проявить плюсы и минусы данной затеи.

Выбираем тип газа: СПГ или СНГ – метан или пропан

По всему миру используются два типа газа в качестве топлива для автомобилей. Сжиженный Нефтяной Газ (СНГ — LPG), известный в простонародии как пропан (на самом деле это смесь пропана и бутана), является самым распространенным. Но есть и альтернатива – Сжатый Природный Газ (СПГ — CNG) или метан, с которым мы больше всего встречаемся на кухне, у газовой плиты, но для автомобилей его сжимают и охлаждают, затем заправляют посредством сжатия, под высоким давлением. Метан очень редко можно найти на заправочных станциях, а в Румынии и Венгрии он полностью отсутствует.

Переход на газ: плюсы и минусы

Сжиженный Нефтяной Газ (пропан)

Плюсы: большая распространенность, меньшая стоимость оборудования (в сравнении с метановой установкой), экономия на топливе 35-45%, больший запас хода, лучшая работа двигателя.

Минусы: стоимость больше (в сравнении с метаном), снижение мощности двигателя, плохая работоспособность при низких температурах, менее экологический вид топлива, исчезнет вместе с нефтью.

В целом, пропан можно найти практически везде, что делает его более практичным и легкодоступным топливом. Пропан можно с легкостью найти и в постсоветских странах и странах Евро Союза. Стоимость практически вдвое ниже в сравнении с бензином. На сегодняшний день, стоимость литра пропана составляет 9,97 лей, что соответствует примерно 55% от стоимости бензина. Тем не менее, расход пропана, в сравнении с бензином немного больше, порядка 10-15%, но это незначительно, если сопоставить стоимость пропана и бензина. Основным плюсом является дальность действия, в среднем 400-500 км. Установка занимает немного места в багажнике, особенно если использовать так называемый баллон-бублик, устанавливаемый на месте запасного колеса. При выборе газовой установки, стоит обратить внимание на современные установки четвертого поколения, которые избавляются от страшных минусов установок первых двух поколений. Подобные установки оснащены электронным блоком управления и отдельными форсунками для каждого цилиндра. Это позволяет добиться практически идеальной газо-воздушной смеси, более низкого расхода топлива, а также устранить проблемы износа клапанов и головки блока цилиндров в целом. Проблемы, связанные с износом двигателя, вызывало высокое октановое число пропана, которое приближается к отметке 100, а это означает и более высокое тепловыделение при работе двигателя, что увеличивало риск прогорания клапанов, хотя риск детонации меньше, чем при работе на бензине.

Переход на газ: плюсы и минусы

Системы четвертого поколения тщательно следят за этим делом и корректируют смесь таким образом, чтобы двигателю не грозила поломка. При использовании современной газовой аппаратуры можно наоборот увеличить срок службы двигателя, ведь при работе на газе на поршнях, клапанах и свечах практически не налипает нагар, в отличие от бензина, что лучшим образом сказывается и на чистоту и свойства моторного масла, которое не теряет свою вязкость и требует более редкой замены. Потеря в мощности двигателя с переходом с бензина на газ также незначительна, порядка 2%, в сравнении с установками прошлых поколений, потеря мощности которых достигала 20%.

Переход на газ: плюсы и минусы

Кстати, существуют автомобили, которые оснащены установкой LPG уже с завода. Среди них Chevrolet Spark, Dacia Duster, Dacia Logan, Opel Astra, Opel Zafira Tourer, Opel Meriva, Opel Insignia, Opel Corsa, Seat Altea XL, Volkswagen Polo, Volkswagen Golf и некоторые модели Volvo.

Переход на газ: плюсы и минусы

Сжатый Природный Газ (метан)

Плюсы: меньшая стоимость топлива, экономия на топливе (больше, чем на пропане),работоспособность в любую погоду, экологичность.

Минусы: меньший запас хода, меньшее количество заправочных станций, большой вес газовой аппаратуры, съедает больше пространства в багажном отделении, снижение мощности двигателя.

Главное преимущество метана в сравнении с бензином и даже пропаном, это самая низкая стоимость. Но противоположной стороной медали является его низкая распространенность – заправочные станции, на которых можно найти метан можно пересчитать по пальцам. Более того, запас хода на метане, в среднем вдвое меньше, чем на пропане, примерно 200-250 км, а это, при отсутствии инфраструктуры (заправки метаном сконцентрированы в основном в Кишиневе и Бельцах), еще больше усугубляет ситуацию. Проблема небольшой дальности действия связана с емкостью баллонов, предназначенных для легковых автомобилей, хотя их габариты и внушительны, не будем забывать, что метан находится в газовом виде и его объем больше, а пропан в жидком виде, соответственно он не столь объемный. Из-за конструктивной особенности баллонов, которые должны выдержать хранящийся под высоким давлением в 200 атмосфер метан, метановая установка дороже пропановой и окупается она гораздо позже – примерно через 30 000 км, в сравнении с 20-ю тысячами километров для пропановой установки, зато, после того как газовая аппаратура окупится, экономия на топливе будет значительнее.

Переход на газ: плюсы и минусы

Благодаря своему газообразному состоянию, работоспособности метановой установки, не грозят никакие морозы. Конечно, в наши дни экология это хорошо и метан является одним из самых экологически чистых видов топлива, выбросы которого в четыре раза ниже, чем выбросы бензиновых двигателей, но тех, кто переходит на метан, особенно в нашей стране, это практически не волнует.

Переход на газ: плюсы и минусы

Опасно ли газобаллонное оборудование?

Природный газ сегодня - основная альтернатива нефтяным видам топлива. При переводе транспорта на метан в 2 - 3 раза снижаются выбросы по оксиду углерода, в 2 раза по окислам азота, не образуется сажа, свойственная дизельным двигателям.

 Фото: iStock

Но для автомобилистов использование газомоторного топлива связано как с очевидными преимуществами, так и с определенными сложностями. Пожалуй, определяющим фактором выбора служит цена вопроса. Так, стоимость КПГ (сжатого метана) в среднем по России составляет 16 рублей за куб. По расходу куб метана эквивалентен литру бензина. С момента добычи до готового топлива природный газ нужно лишь очистить, осушить и сжать в компрессоре, а на заправочную станцию он уже доставляется по трубе. Это позволяет экономить на транспортных расходах и в конечном итоге обусловливает низкую цену КПГ. При этом природный газ не снижает мощность автомобиля, а его использование уменьшает износ двигателя более чем на треть. В результате двигатель служит дольше, а перевозчик экономит не только на топливе, но и на техническом обслуживании. После установки газобаллонного оборудования автовладельцу не придется самостоятельно собирать документы, необходимые для ТО. Это сделает фирма по установке газобаллонного оборудования. Причем установка ГБО на малотоннажный грузовик при базовых расчетных параметрах окупится за полгода.

Фото: iStock

В России уже внедряются специализированные программы по переводу транспорта на природный газ. Сегодня основной проводник технологических изменений - компания "Газпром газомоторное топливо" внедряет четыре стимулирующие акции для юридических лиц: "EcoGas - экономия для Вас!+", "EcoCity", "Первый раз - первый газ!" и "Год без забот". Участие в программах позволяет сократить первоначальные затраты или ускорить срок окупаемости установки ГБО. Наиболее активно на природный газ переходят службы такси. Партнерами "Яндекс.Такси" сейчас эксплуатируется 4300 автомобилей на метане. В ближайшие два года 40 процентов парка партнеров планируется перевести на ГМТ. Для этого между "Газпром газомоторное топливо" и "Яндекс.Такси" заключено соглашение о сотрудничестве и предусмотрено создание специальных условий по переводу транспорта партнеров агрегатора на природный газ. "За время действия акций ГБО установлено боле чем на 15 тысячах единиц техники. Участниками программ сегодня являются как крупные транспортные компании, так и частные предприниматели. Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет в три раза сократить топливные затраты бизнеса", - рассказал гендиректор "Газпром газомоторное топливо" Олег Мелехин.

Впрочем, внедрение передовых технологий связано и с определенными рисками. По-прежнему более широкому использованию ГМТ препятствует инфраструктурная недостаточность. Так, работа с авто на КПГ предполагает точный расчет маршрута от заправки до заправки, поскольку такое горючее в канистру не зальешь, а не доедешь хоть метр до колонки - дальше будешь толкать вручную или проситься на буксир. Сегодня в России чуть больше 400 метановых АГНКС, заправки же со сжиженным метаном вообще можно посчитать на пальцах.

Как пояснил директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов: "Главными потребителями КПГ являются автобусы, именно поэтому наибольшее количество АГНКС наблюдается в крупных городах и отсутствует на трассах. В России сейчас наиболее востребованным является СУГ, в основном у частных лиц и мелких предпринимателей - владельцев LCV. Именно поэтому в России наиболее развитой является инфраструктура для заправки газовых баллонов пропаном, нежели метаном".

Возможности применять газомоторное топливо необходимо транслировать на всю территорию страны, а не только в городских агломерациях, считают эксперты. При развитии соответствующей инфраструктуры ГМТ может показать высокую эффективность и в грузоперевозках, считает президент Национальной Ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. "Рынок грузоперевозок с использованием самосвалов, работающих на метане, в нашей стране только формируется. Необходимость перехода на использование этого экологичного топлива очевидна. Но вначале необходимо построить инфраструктуру, и перевозчики с удовольствием подпишутся под этим процессом", - резюмирует глава ассоциации.


Какое топливо используется для газобаллонных автомобилей? На выбор доступно два варианта: природный газ (метан) и сжиженный (пропан-бутан). Первый требует больших финансовых затрат, но помогает сэкономить, а второй более популярен, но не всегда дает ожидаемый эффект. Ниже рассмотрим основные виды применяемого топлива, приведем их особенности, преимущества и недостатки.

Виды топлива

На 2021 год выделяется два основных вида топлива для газобаллонных автомобилей — природный и сжиженный газ. Кратко рассмотрим их особенности.

Метан

Для заправки автомобилей с газобаллонным оборудованием часто применяется природный газ, который часто поставляется в сжатой форме. Для достижения такого эффекта используется специальный компрессор, уменьшающий объем в 200-250 раз. Для получения сжиженного газа метан охлаждается до 161,5 градусов Цельсия. Транспортировочное давление составляет 230 атмосфер. Оно необходимо, чтобы в один литр поместилось больше топлива. Октановое число пропана — 110-120.


Для выдерживания высокого давления метан помещается в баллоны с большой толщиной стенок. По этой причине емкости весят больше (от 60 до 130 кг), а их стоимость выше, чем у пропановых вариантов. Такое топливо используется для автомобилей с дизельными и бензиновыми моторами. Преимуществом газобаллонной системы на метане является также наличие субсидии и возможность поставить оборудование на автомобиль с экономией до 80-90 процентов стоимости.

Пропан / бутан

Второй вариант топлива, которое используется для автомобилей с газобаллонными установками — пропан-бутан. В частности, пропан (С3Н8) представляет собой побочный продукт, получаемый при добыче нефти. Он не имеет цвета и запаха, а также находится в сжиженном состоянии. Бутан (С4Н10) представляет собой схожий элемент, который добавляется в пропан для повышения октанового числа и лучшей работы газобаллонного оборудования на автомобиле.


Критической температурой пропана / бутана является +97 и +126 градусов Цельсия соответственно. Для хранения таких газов применяются специальные баллоны, а сами они хранятся под давлением 1,57 МПа. При этом баллон, который используется для хранения имеет существенно меньший вес.

Плюсы и минусы

Чтобы принять решение, что выбрать для ГБО на авто — метан или пропан, необходимо сравнить преимущества и недостатки каждого из вариантов. После этого проще увидеть разницу и принять окончательное решение.


  • перевод в жидкое состояние только при очень низкой температуре, а именно -163 градуса;
  • высокая стоимость установки газобаллонного оборудования, поэтому такое горючее используется реже;
  • высокая цена баллонов из-за их веса и конструкции;
  • средний запас топлива всего 250-350 км;
  • снижение мощности мотора на 20-30%;
  • небольшое количество заправок, где используется такое горючее для газобаллонных автомобилей.
  • отсутствие смазывающих и растворяющих качеств, что повышает ресурс мотора;
  • нет серы, которая приводит к коррозии баллона;
  • сравнительно небольшой вес емкости, которая используется для хранения;
  • безопасность с позиции накопления смол в системе подачи топлива и камере сгорания;
  • большой выбор заправок;
  • экономия на покупке в сравнении с бензином (пропан-бутан вдвое дешевле);
  • запаса топлива хватает на 500-100 км в зависимости от бака, который используется в газобаллонном оборудовании;
  • более низкая стоимость установки ГБО, если сравнивать с рассмотренным выше топливом;
  • уменьшение токсичности, благодаря низкому содержанию окиси азота / углерода / углеводородов.


  • снижение динамики транспортного средства на 5%;
  • более высокий расход — 11-11,5 л;
  • затраты не окупаются при небольшом пробеге;
  • не предусмотрена государственная субсидия при установке.

Зная, какое топливо используется для газобаллонных автомобилей, можно делать выводы в отношении оптимального вида. ГБО на метане последнее время набирает обороты, благодаря появлению государственной субсидии и скидки на установку. При этом сам газ дешевле и в дальнейшем позволяет больше экономить на заправке. С другой стороны, установка пропан-бутанового оборудования обходится дешевле, поэтому используется для автомобилей чаще.

По взрывоопасности метан менее опасен. В случае ДТП баллоны с природным газом почти не деформируются из-за большой толщины. Если говорить с позиции эксплуатации, пропан более удобный вариант из-за большего числа заправок с таким топливом. В случае, когда используется метан в газобаллонном оборудовании, могут возникнуть трудности с заправкой автомобиля. Ситуация усложняется и меньшим запасом хода машины, переоборудованной на природный газ.

В комментариях напишите, какое топливо используется на вашем автомобиле в газобаллонной установке, и почему. Поделитесь своим мнением в отношении применения природного газа в качестве топлива для машины.

Автомобиль на газе: плюсы и минусы

Многие автовладельцы, сокрушаясь по поводу растущих цен на бензин, подумывают об установке газобаллонного оборудования. На первый взгляд, перевод автомобиля на голубое топливо кажется выходом – оно дешевле и эффективнее. Но специалисты говорят, что торопиться не стоит.

Газ в два раза дешевле

Облазила десятки форумов автолюбителей, пока готовила этот материал. Не буду перечислять многочисленные отзывы, резюмирую итог: по факту, у ГБО (газобаллонного оборудования) оказалось больше минусов – и ездят машины медленнее, и заправок маловато, и риск взлететь на воздух присутствует опять-таки. Плюс казался один, но очень, очень жирный – это цена на топливо. Еще кое-где упоминалась экологичность газового топлива, дескать, от его сгорания меньше вредных веществ выделяется в атмосферу.
Видов газа, используемых в качестве топлива для автомобилей, два. Это пропан и метан. Пропан более распространен, однако дороже, а вот оборудование на него стоит дешевле. Метан встречается за АЗС очень редко, оборудование на него стоит дорого, но цена метана кажется очень смешной – раза в три дешевле бензина.

Между тем, вот первый подводный камень: цена на установку ГБО достаточно высока – современное оборудование, в среднем, стоит от 30-35 тысяч рублей. Кусается!
Батайчанин Олег раньше работал в такси, сменил несколько автомобилей, которые были оборудованы ГБО. Вот какое мнение у него сложилось:

Словом, знатоки советуют устанавливать газ в том случае, если вы ездите много, часто и на большие расстояния. Тогда да – экономия на топливе будет заметной для вашего кошелька.

Сегодня 1 литр бензина, в среднем, стоит 36 рублей. 1 литр газа (пропана) – около 17 рублей. Метан еще подешевле, но и заправок с метаном днем с огнем не сыщешь. 17 и 36 – разница в два раза!

Вредит ли газ автомобилю?
Но будет с того экономия на самом деле? Тут мнения разнятся даже у специалистов.

По отзывам автовладельцев, поставить на учет автомобиль с ГБО – та еще задача. От вас требуется подтвердить, что оборудование соответствует всем необходимым нормам. Если же вы впервые устанавливаете ГБО на автомобиль, вам тоже придется оформлять это дело в ГИБДД и побегать с бумажками. Учтите, что отныне вам предстоит регулярное ТО для газового оборудования.
Требования к газовому оборудованию автомобилей разбросаны по разным нормативным актам. Это: 1) технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств (Глава V, раздел 4; приложение 8, раздел 9; приложение 9, пункт 8, приложение 18; 2) Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств; 3) Статья 12.5 КоАП, часть 1.

К слову, согласно последнему закону, а именно кодексу об административных правонарушениях, штраф за отсутствие регистрации ГБО 500 руб. (со скидкой 250 руб.) и ли арест до 15 суток. Статья 12.5 КоАП РФ ч.1 / Статья 19.3 КоАП РФ.

Ставить ГБО или нет – решать вам, конечно. Но все же советуем отнестись к этому процессу серьезно и обращаться только в сертифицированные организации. Ради вашей же собственной безопасности.

Раз в неделю редакция будет награждать авторов лучших читательских новостей.

Читайте также: