Противотуманки слепят встречных водителей что делать

Обновлено: 02.07.2024

Здравствуйте, друзья! Тема сегодняшнего разговора — противотуманные фары (ПТФ), или попросту противотуманки. Разберемся, когда их разрешено либо, наоборот, запрещено использовать, и какие санкции грозят в случае нарушения этих требований.

Необходимо сразу отметить, что какие-либо запреты или обязанности по включению противотуманных фар в ПДД отсутствуют. Правилами лишь прописаны ситуации, когда их можно использовать. О каких ситуациях речь? Поясним.

ПДД: раздел 19

Именно здесь кроется ответ на вопрос.

Согласно пунктам 19.3; 19.4; 19.5 и 19.7 ПДД, возможность (но не обязанность) пользоваться противотуманными фарами появляется:

К слову, напомним, что недостаточной видимостью, согласно пункту 1.2 ПДД, является дальность обзора менее 300 метров при сумерках или осадках.

Вышеуказанные ситуации, при которых возможно использование противотуманных фар, на практике означают запрет их применения в любых других случаях.

Особенности езды днем

Итак, дневное время суток предусматривает использование ПТФ в непогоду при видимости менее 300 метров, а также вместо ближних фар при обозначении авто на дороге.

Когда именно запрещены ПТФ

Исходя из четко прописанных условий, разрешающих использовать противотуманные фары, можно сформулировать ситуации, когда они запрещены.

Итак, пользоваться противотуманками нельзя:

  • вечером или ночью — на освещенной дороге;
  • в ночное время или при недостаточной видимости — в качестве ближних или дальних фар;
  • днем — одновременно с ДХО или ближними фарами.

Кстати, бытует мнение, что возможность использования ПТФ зависит от того, едет ли авто по населенному пункту либо загородной дороге. Это миф — ПДД таких различий не содержат.

Очевидно, причина подобных выводов кроется в том, что загородные трассы нередко изобилуют неосвещенными участками. И как правило, именно там автомобилисты имеют возможность включать ПТФ на законных основаниях.

Каким цветом разрешается светить?

Для ответа на вопрос достаточно обратиться к Перечню неисправностей, исключающих эксплуатацию транспортного средства (это приложение к ПДД).

Пункт 3.6 этого документа разрешает для передних фар только желтые, белые либо оранжевые огни. Для задних фар допускаются белые (задний ход и освещение госномера), красные, оранжевые или желтые (противотуманные) огни.

Еще раз: ПТФ могут заменить ближний свет?

Как отмечали ранее, есть две ситуации, когда можно пользоваться противотуманками место ближних фар.

Во-первых, это позволительно делать днем, чтобы обозначить свое авто для других транспортных средств. Во-вторых, вечером или ночью — при стоянке или остановке на неосвещенном участке дороге, но лишь совместно с габаритными огнями.

Условия включения задних ПТФ

В соответствии с пунктом 19.7 ПДД, основанием для использования задних противотуманных фонарей является исключительно недостаточная видимость.

Другими словами, если за окном непогода (ливень, туман, снегопад) или сумерки, при которых дальность обзора составляет менее 300 метров, вы имеете право пользоваться задними противотуманными фонарями.

Предусмотрена ли ответственность за ослепление противотуманными фарами?

Это покажется странным, но санкций в подобном случае нет. В такой ситуации, согласно Правилам дорожного движения, обязанность выключить огни распространяется исключительно на дальний свет.

Нюанс тут в другом. Если встречных водителей слепят противотуманки, значит, они работают неправильно. Чаще всего причиной является источник света, который не предусмотрен или вовсе запрещен для этих фар.

И такая ситуация является уже явным нарушением, предусмотренным статьей 12.20 Административного кодекса, и грозит предупреждением либо штрафом 500 рублей. Если же в некорректной работе ПТФ обнаружат дефект из Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию авто, то нарушитель сталкивается с реальной угрозой лишения прав на 6 — 12 месяцев согласно части 3 статьи 12.5 Административного кодекса.

Если противотуманные фары не предусмотрены производителем вашего автомобиля, то их установка означает внесение изменений в конструкцию.

А такая процедура требует:

  • разрешения Госавтоинспекции;
  • протокола безопасности (из лаборатории — уже после монтажа ПТФ);
  • прохождения техосмотра;
  • свидетельства о соответствии изменений требованиям безопасности.

Отсюда можно сделать вывод, что изменением в конструкцию не является ситуация, когда противотуманные фары переставлены с более продвинутой комплектации автомобиля.

Это полностью соответствует Техническому регламенту Таможенного союза (утвержденному Комиссией ТС № 877 от 9 декабря 2011 года), пункт 77 которого освобождает от подобной процедуры транспортное средство в случае установки противотуманок, рассчитанных на данную модель и предусмотренных в эксплуатационной документации.

Справедливости ради отметим, что даже установка ПТФ, предусмотренных заводом, нарушает пункт 3.1 Перечня неисправной, поскольку в этом случае световые приборы по своему количеству не соответствуют первоначальной (заводской) конструкции.

Теоретически это штраф 500 рублей согласно части 1 статьи 12.15 Административного кодекса. То есть формально вы все равно должны зарегистрировать внесенные в конструкцию изменения, правда, в упрощенном порядке.

И тут самое главное — это правильное подключение фар к автомобильной электросети. В противном случае расходы могут в разы превысить 500-рублевое наказание.

Допускается ли демонтаж заводских противотуманных фар?

Здесь можно сказать однозначно: нет.

И в отличие от предусмотренной Техрегламентом установки противотуманок, их снятие законных оснований не имеет. Впрочем, инспектор и тут практически гарантированно не сможет определить, что заглушки на месте ПТФ — это незаводская комплектация.

Возможна ли установка в ПТФ светодиодных ламп либо ксенона?

Тут всё просто. Если конструкцией противотуманных фар подобный вариант предусмотрен, то — без проблем.

И в этом случае нужно руководствоваться Перечнем неисправностей, пункт 3.4 которого запрещает пользоваться транспортным средством при установке ламп, не соответствующих типу фары.

Таким образом, если противотуманная фара разработана для эксплуатации с галогеновым источником света, то устанавливать в нее светодиодную лампу ( LED -источник) или ксенон запрещено.

О штрафах

В заключение скажем четко обо всех финансовых рисках, связанных с противотуманными фарами.

Наказать водителя инспектор может по трем основаниям:

  • использование противотуманных фар с нарушением ПДД;
  • отсутствие ПТФ, предусмотренных конструкцией автомобиля, или, наоборот, несанкционированное конструкционное изменение в виде установленных противотуманок;
  • установка ксеноновых или светодиодных ламп в условиях, когда противотуманные фары на это не рассчитаны.

В каждой ситуации предусмотрены свои санкции.

Использование противотуманных фар с нарушением ПДД. Нормы применения противотуманных фар (впрочем, как и любого внешнего светового прибора автомобиля) изложены в разделе 19 Правил дорожного движения. И в случае любого нарушения ответственность грозит по статье 12.20 Административного кодекса в виде штрафа 500 рублей.

Теоретически штраф может быть заменен предупреждением (статья предусматривает такой вариант), однако в реальности подобная удача практически исключена.

Отсутствие либо несанкционированная установка ПТФ. Здесь применяется часть 1 статьи 12.5 Административного кодекса, предусматривающая аналогичное наказание в виде предупреждения либо штрафа 500 рублей. Но в данном случае проблемы только начинаются.

Следом за постановлением собственнику наверняка придет письмо из ГИБДД с просьбой представить машину на осмотр, дабы удостовериться, что конструкция транспортного средства не подверглась изменению. И если этого не сделать, то следующим шагом становится прекращение регистрации авто.

Установка непредусмотренных ксеноновых или светодиодных ламп. В такой ситуации наступает ответственность, также предусмотренная частью 1 статьи 12.5 Административного кодекса и чреватая штрафом 500 рублей.

Ранее мы отмечали, что инспектор может усмотреть здесь основание для применения части 3 статьи 12.5 КоАП, которая грозит совсем иными последствиями, а именно лишением прав на 6 — 12 месяцев. Однако дела́ по такому основанию, как правило, закрываются уже после первого рассмотрения.

Всё дело в Постановлении Верховного Суда № 20 от 25 июня 2019 года, в соответствии с которым лишение прав грозит при одновременном несоответствии цвета огней и режима их работы.

Таким образом, установка ксеноновых или светодиодных ламп, которые не предусмотрены для использования в конкретных противотуманных фарах, наказывается исключительно по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса. В то же время, по этой статье инспектор выносит требование об устранении выявленного нарушения. А неисполнение требования чревато уже прекращением регистрации транспортного средства.

Причина, по которой одни светодиодные фары работают хорошо, а другие всех слепят


Технология светодиодов прошла долгий путь за последние пять лет, хотя была открыта в начале прошлого века и впоследствии внедрена в производство в начале 60-х годов XX века в США.

На данный момент (на 2020 год) в мире насчитывается огромное количество брендов, выпускающих на рынок качественные и не очень компактные элементы освещения. Качественные, яркие (а значит, дорогие) все чаще ставятся в качестве ламп головного света на новые автомобили. В подавляющем большинстве эти новые авто входят в премиум-сегмент, а поэтому очень дороги и не каждому автомобилисту по плечу их приобрести. Но что делать, если освещать дорогу ярким белым светом все же хочется? Выход давно предложен: LED-комплекты.

В этом материале мы не будем касаться законодательной стороны вопроса (это тема отдельной статьи, тем более ранее мы писали по этой теме: Можно ли лишиться прав за светодиодные лампы в фарах , Можно ли ставить светодиодные лампы в противотуманные фары ) и изменчивости законодательства в этом вопросе. Некачественные светодиоды и их кустарная установка запросто могут привести к аварийным ситуациям на дороге – ослепленные водители встречных автомобилей, плохой, тусклый, неравномерный пучок света, мешающий самому автовладельцу, с неправильно установленным или некачественным комплектом.

Это те важные нюансы, о которых автомобилисты должны помнить, чтобы не нарушать закон и не создавать сложных ситуаций на дороге при замене галогенных ламп в фарах своего автомобиля.

Поэтому рекомендовать какие-либо комплекты светодиодов мы также не можем; каждому желающему установить на свое авто LED-фары придется изучить законодательство РФ относительно данной темы самостоятельно или обратиться в сертифицированную фирму, в которой помогут произвести замену, не отступая от буквы закона.

Различия светодиодов с технической точки зрения


*В этом материале пойдет речь о светодиодах plug-and-play, установка которых подразумевается в изначальные отражатели галогенных фар, а не замену старых ламп на новые светодиодные в новом заводском корпусе.

Как выбрать лучшие светодиодные лампочки


Как советует американский технолог, «Если вы собираетесь производить замену светодиодной лампы в стандартном корпусе с заводским (старым) отражателем, вы должны убедиться, что комплект имеет точки креплений, аналогичные установленным заводским галогенным лампам.

Комплекты LED-лампочек, в которых каждая из них имеет свой собственный небольшой отражатель, выглядят так, словно они должны хорошо светить. На практике подобные варианты чаще всего усугубляют ситуацию, бросая разрозненные пучки света в разные стороны и слепя встречных водителей.

Как утверждают специалисты (Andrew P. Collins с Jalopnik):

Ряд особенностей LED-ламп

Корпус фар в большинстве старых автомобилей имеет множество отражателей, окружающих галогенную лампу. Галогенная лампа работает так же, как и любая другая обычная лампочка в вашем доме: электричество проходит через тоненькую нить накаливания, расположенную в ней, свет от которой распространяется во все стороны.


Чтобы сконцентрировать свет в направленный пучок, используются отражатели. Отражатели расположены так, чтобы они направляли свет от упомянутой нити накаливания на нужную сторону дороги, не ослепляя других водителей. Главное здесь – это фокусировка. Не имеет значения, насколько ярка лампочка, если сфокусировать весь поток света не получается и он распространяется во все стороны. Это важная информация для понимания, почему не все светодиоды подходят под конкретные отражатели в фарах.

Светодиоды работают несколько иначе, что практически показано в видео. Когда вы выбираете светодиоды на замену галогенных ламп, кажется, что имеет смысл, чтобы каждая светодиодная лампа была оборудована достаточным количеством диодов, чтобы отбрасывать свет во всех направлениях так же, как галогенная лампа. Все равно ведь отражатель фары создаст нужный пучок и направит его в правильную сторону.


Именно этого эффекта и нужно стремиться достичь при подборке светодиодной лампы на замену галогенной. А точнее, светодиоды должны располагаться в том месте, где располагалась нить накала на галогенной лампе. Именно это один из важнейших параметров, позволяющий добиться хороших результатов при подборке комплекта, который, с большей долей вероятности, не будет ослеплять других участников движения и будет освещать дорогу без размытий, ярко и лучше оригинальной лампочки накаливания.

Конечно, важен и бренд, и хорошо сделанный продукт для хорошего освещения. Но расположение именно светодиодных чипов относительно расположения нити накала на галогенной лампе является хорошим показателем того, будет ли светодиодная лампа, на которую вы смотрите, эффективно освещать или просто ослеплять встречный трафик.

Установка – это важно!


Ознакомьтесь с инструкцией по установке, почитайте форумы или посмотрите на следующем видео, как устанавливаются светодиодные лампочки правильно:

Для понимания, о чем идет речь в видео, нажмите на субтитры > перевод субтитров


Часть водителей вообще не понимают, или даже возмущаются тем, для чего вообще включать свет, когда на улице и так день? В особенности такой слабый как от ходовых огней, и что освещать ближним светом. Весь секрет введения такого правила в том, что согласно исследованиям, когда автомобиль едет по трассе на большой скорости и у него включен свет, другие участники движения реагируют на него лучше, чем на транспорт без света. Это является важным моментом для своевременного реагирования и маневрирования во время движения. Таким образом, это правило необходимо для того, чтобы снизить риск возможных аварийных ситуаций на дорогах в светлое время дня.


Разрешено ли включать противотуманные фары (ПТФ) днем

Включение ПТФ допускается в любое время, вне зависимости от погодных условий и количества уличного света вокруг. В ПДД об этом говорится сразу в паре пунктов, оба они расположены в 19 разделе. В пятом – что движение транспорта в дневное время разрешено исключительно с горящими ближними фарами или ходовыми огнями. И в четвертом – что за место фонарей ближнего света разрешено использовать ПТФ. Иначе говоря, в дневное время нужно пользоваться одними из этих трех источников света.


При каких условиях должны включаться световые приборы

Выше уже рассмотрено, что при передвижении, транспортные средства имеют право пользоваться в качестве светового прибора – противотуманные фары. Однако, в некоторых ситуациях помимо этого светового прибора потребуется включение еще одних источников света. В правилах движения конкретно указаны ситуации и типы световых приборов, которые водитель должен включать в соответствии с обстановкой.


В некоторых случаях, совместно с противотуманными фонарями, обязательно нужно зажигать и другие осветительные фонари. К примеру, согласно правилам, в дневное время этими условиями будут:

  • плохая видимость;
  • плохие погодные условия;
  • тоннели;
  • остановка на дороге без освещения.


Если не видно ничего дальше чем на 300 метров, при этом еще идет снег или льет сильный дождь, или же опустился глубокий туман. То обойтись одними противотуманными огнями не получится. Обязательно нужно включить фонари ближнего или дальнего освещения. В последнем указанном случае, когда на дороге нет освещения, но нужно остановиться, то следует воспользоваться стояночными огнями, либо всеми ПТФ, в том числе и задними. Так же разрешено вместо этого воспользоваться фарами ближнего света. Режим работы ПТФ определяется специальным документом, который разработан Таможенный союз.

Отсутствие водительской культуры или неприятная случайность?

Дальний свет фар придуман, чтобы освещать загородные дороги и трассы. По правилам, его нужно выключать, если навстречу едет другой автомобиль. Это по правилам. А в реальной жизни некоторые водители не выключают дальний свет даже в черте города, ослепляя других участников движения и создавая аварийные ситуации.

Разновидности фар

Несколько фактов о дальнем свете фар

  • Ослепленный дальним светом водитель обычно ‎мигает фарами, чтобы другой водитель переключился на ближний свет.
  • ПДД говорят, что ослепленный водитель должен включить аварийку, снизить скорость и остановиться.
  • Около 15% ДТП происходит в темное время суток во время встречного разъезда.
  • У 95% водителей глаза привыкают к скачку освещения за 2-4 секунды. Но у 5 % водителей глаза приходят в себя после вспышки дальнего света до 20 секунд!

Как водители слепят друг друга дальним светом?

Ослепление дальними фарами при встречном разъезде

Ослепление при встречном разъезде

Ослепление фарами при повороте

Ослепление на повороте

Ослепление фарами через зеркало заднего вида

Ослепление через зеркало заднего вида

Почему водители ослепляют дальним светом

Не все водители умышленно слепят других. Тогда в чем причина?

Ослепил в левом повороте

Человеческий фактор

Ксеноновые лампы

Нет, мы не будем сейчас защищать или осуждать любителей ксенона. Вопрос в другом. Грамотно установленные ксеноновые лампы не слепят встречных водителей. Но ‎не все водители и автомеханики корректно устанавливают такие лампы.

Какие ксеноновые лампы слепят водителей:

  • лампы, кустарно установленные в рефлекторную фару;
  • некачественные лампы;
  • лампы качественные, но неправильно установленные в патроне;
  • любые лампы, цветовая температура которых выше 4300 К. До 4300 К — свет максимально приближенный к дневному и глаза не режет;
  • нет системы очистки фар (специальных омывателей) и автокорректора (регулирует наклон ламп в зависимости от положение автомобиля на дороге) — при ксеноновых лампах они обязаны быть;
  • качественные лампы, которые не отрегулировали после установки.

Ксеноновые лампы в фарах будут безопасными, если установить их правильно

Ксеноновые лампы для фар безопасны, если установлены правильно

Неправильная регулировка фар

В любом случае фары должны быть отрегулированы. Чисто теоретически регулировать фары нужно при каждом техосмотре. Многие водители, приезжая на СТО, озадачены вопросами глобального ремонта, им не до регулировки фар. А некоторые владельцы автомобилей и не знают, что это нужно делать.

ВАЖНО! Правильно отрегулированные фары ближнего света освещают путь до 70 метров!

Разновидности фар

Типы фар и расстояние, которое они освещают

Праворульные автомобили

Что делать, если вас ослепили: 5 лайфхаков

От ослепления фарами защитят антибликовые очки

Антибликовые очки для водителей

Нужно ли наказывать водителя, который ослепил вас?

Действительно, очень неприятно, когда вас ослепляют. Особенно, если это произошло из-за того, что встречному водителю собственный комфорт важнее, чем безопасность других участников движения. Как быть?

Не стоит на дороге отвечать на хамство хамством

Не отвечайте на хамство хамством

Некоторые пострадавшие от автохамства водители платят обидчику той же монетой — ослепляют в ответ. Но нужно ли так поступать?

Во-первых, мы призываем не опускаться до уровня такого водителя.

Во-вторых, во время вендетты вы можете ослепить не только автохама, но и других участников движения. Кроме того, ослепленный автохам может неадекватно повести себя и спровоцировать аварию.

Вывод. Культурный водитель:

  • правильно использует ксеноновые лампы, регулирует фары при техосмотре;
  • не забывает переключаться с дальнего света в черте города;
  • в целях безопасности использует наши лайфхаки;
  • уважает других участников движения и пользуется дальним светом только при необходимости, не мешая другим.

Давайте оставаться взаимовежливыми, и вместе с Master Service будем формировать автокультуру на дорогах нашей страны.

Читайте также: