Психологические качества человека и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения

Обновлено: 28.04.2024

Петров Владислав Евгеньевич
Московский городской психолого-педагогический университет
магистрант факультета экстремальной психологии

Petrov Vladislav Evgenyevich
Moscow city psychological and pedagogical University
master student of the faculty of extreme psychology

Следует отметить, что теоретические, научно-методические и практические аспекты проблемы управления транспортным средством широко рассматриваются представителями различных отраслей наук. Одним из перспективных является использование психологического знания при анализе проблем безопасности дорожного движения.

Большая часть исследователей анализируют деятельность водителя и психологические причины, снижающие его профессиональную надёжность. Так, Д. Клебельсберг [11], А.Н. Романов [26], В.М. Курганов [14] и П.А. Пегин [20] в рамках системного подхода транспортной психологии обращаются к управлению транспортным средством в контексте экстремальности и личностной детерминации поведения за рулём. Специалистами даются объяснения и делаются прогнозы основных типов поведения участников дорожного движения (в т.ч. стилей управления автотранспортом). Акцент на операциональных характеристиках деятельности водителя делается А. Каминским [10], М.С. Горбачевым [5], C. Lee et al [37]. В этих и других публикациях управление транспортным средством рассматривается как деятельность, причём деятельность в особых (экстремальных) условиях.

Российский законодатель относит транспортное средство к источнику повышенной опасности. Это обусловлено не столько сложностью автомобиля как технического устройства, сколько действием ряда объективных и субъективных факторов экстремальности. Экстремальность в управлении транспортным средством обусловлена следующими аспектами:

  • вероятностью гибели и травматизации в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • высокой динамикой дорожной ситуации или монотонией, сложностью её прогнозирования, а также непредсказуемостью поведения на дороге некоторых участников дорожного движения;
  • необходимостью постоянного мониторинга дорожной ситуации и контроля транспортного средства;
  • повышенной конфликтностью с участниками дорожного движения;
  • необходимостью максимальной мобилизации водителем всех психофизиологических и психологических ресурсов;
  • вероятностью утраты имущества (в первую очередь, транспортного средства), а также нанесения имущественного ущерба третьим лицам;
  • юридической и социально-правовой ответственностью за совершенное дорожно-транспортное происшествие;
  • неблагоприятно воздействующим на психику видом дорожно-транспортного происшествия (искореженный автомобиль, обезображенный труп водителя, пешеход с размозженной конечностью и т.п.);
  • затруднением нормального функционирования органов и систем жизнедеятельности водителя.

Следует учитывать, что экстремальные факторы действуют как на водителей-любителей, так и на водителей-профессионалов. Иное дело их восприятие самим участником дорожного движения. Проходя сквозь призму личности, систему ценностей, индивидуального своеобразия, социальных установок и т.п., тот или иной фактор обусловливает соответствующее поведение водителя за рулём.

Экстремальность вождения связана с гаммой эмоциональных состояний. Так, управление транспортным средством насыщено эмоциональными переживаниями. Встречаются положительные эмоции, например, радость, удовольствие, гордость, комфорт. При опасном вождении четверть российских водителей переживают наслаждение, чувство свободы и жажду риска (Ю.И. Лобанова [16; С. 79-80]). Но, к сожалению, гораздо чаще отрицательные – тревога, отчаяние, злоба, испуг, растерянность, стресс (Ch.S. Dula et al [32],E. Berdoulata[29], A. Whitmore [42]).

Таким образом, вождение следует рассматривать как особый вид деятельности, связанный с управлением транспортным средством как источником повышенной опасности. Именно наличие различных факторов опасности обусловливают экстремальный характер деятельности водителя.

Для водителей, как профессионалов, так и любителей, важнейшей компетенцией являются особенности управления транспортным средством. Профессионализм водителя предполагает безаварийность, безопасность, надёжность, уважение других участников дорожного движения в противовес хамскому и агрессивному поведению, рискованности и безответственности. В качестве интегральной характеристики, отражающей особенности управления транспортным средством, можно рассматривать стиль управления. Более того, согласно подходу Е.А. Климова [12], это следует позиционировать как стиль деятельности (в т.ч. индивидуальный).

Стиль управления транспортным средством можно рассматривать как относительно устойчивую совокупность приёмов и технических действий водителя, а также его личностных особенностей, связанных с приведением транспортного средства в движение, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с дорожной ситуацией, предназначением и техническими возможностями транспортного средства. Стиль управления как константная характеристика во многом определяется не только специальными знаниями, умениями и навыками вождения, но и индивидуальными качествами личности водителя.

Опасный стиль управления целесообразно определить как совокупность действий водителя по управлению транспортным средством, связанных с преднамеренным созданием помех, которые несут угрозу жизни и здоровью окружающих или увеличивают вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Примерами тому являются: частое маневрирование, резкое торможение после разгона, несоблюдение дистанции или интервала и т.п. Однако агрессивность в стиле управления следует рассматривать не только как деятельностный аспект, но и как характеристику личности водителя. В нём, как и во многих других экстремальных ситуациях, проявляется широкий спектр латентных личностных свойств.

В противовес опасному вождению можно выделить надёжность управления транспортным средством как интегральное качество личности и стиль, связанный с безаварийностью и снижением риска возникновения опасной дорожной ситуации, с исключением создания помех для иных водителей, их уважением, с предсказуемостью поведения на дороге и др. Надёжность связана с наличием (в т.ч. степенью выраженности) или отсутствием у водителя определённых индивидуально-психологических характеристик. Несмотря на отсутствие в настоящее время единой точки зрения на перечень таких качеств, правомерно выделять особенности личности, сдерживающие или способствующие опасному вождению.

В зависимости от активности водителя, позиции, занимаемой им при выборе особенностей управления транспортным средством следует выделить:

  • активный стиль – это осознанно демонстрируемая водителем активность при выборе стиля управления автотранспортом;
  • реактивный стиль – это поведение водителя при управлении транспортным средством, являющееся приспособлением или ответной реакцией на определённую дорожную ситуацию, а также поведение иных участников дорожного движения.

Стиль управления как стиль деятельности хотя и не в решающей мере зависит от индивидуальных особенностей человека, но определяет своеобразие её выполнения. На него оказывают влияние различные факторы, выступающие как вероятностная детерминирующая сила.

В силу повышенной общественной опасности, большей вероятности наступления негативных последствий опасный (агрессивный) стиль управления представляет повышенный исследовательский интерес. Проведём анализ проблематики агрессивного поведения при управлении транспортным средством.

В России девиации поведения при управлении транспортным средством достаточно давно являются предметом научного психологического обсуждения. Так, в работах В.А. Василенко [3], В.В. Ермолаева [7], Ю.И. Лобановой 17, Н. Нарицына [19] и др. раскрывается проблематика агрессии как средства разрешения внутриличностного конфликта, а также факторов, предопределяющих стиль вождения.

В зарубежных исследованиях психологическая проблематика агрессивного поведения за рулем обсуждается напрямую. В ряде научных статей E.B. Blanchard [30], J.El. Chliaoutakis [31], P. Ellison-Potter [33], El. Joannes [35] и др. анализируют личностную детерминацию агрессии за рулём, а С. Gold [34], A.S. Kremez [36], G. Miller [38], M. Moller [39], M. Paavera [40] учитывают основные (психологические) риски управления транспортным средством.

Акцент на поведенческих аспектах, моделях поведения делается в деятельностном подходе. И в опасном и в агрессивном поведении демонстрируются девиантные модели, т.е. оба понятия объединяются измененными (нетипичными) поведенческими реакциями.

Поскольку агрессивность считается устойчивой чертой личности [2, 9], поэтому агрессивный стиль управления транспортным средством можно рассматривать как устойчивую характеристику поведения. При этом агрессия при управлении транспортным средством – это мотивированное деструктивное поведение, наносящее вред участникам дорожного движения, приносящее физический ущерб или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Существуют проявления агрессивного поведения водителей на дороге, не находящие должную юридическую оценку со стороны отечественного законодателя. По нашему мнению, они следующие:

  • преследование других участников дорожного движения;
  • чрезмерная и безосновательная манипуляция сигнальными устройствами;
  • принуждение других участников дорожного движения оперативно изменять скорость или направление движения, принимать иные меры для обеспечения личной безопасности, безопасности окружающих;
  • вербальные и невербальные угрозы, оскорбления или унижения по отношению к иным участникам дорожного движения;
  • непосредственное физическое воздействие или использование предметов для воздействия на других участников дорожного движения.

Таким образом, в результате проведённого теоретического анализа проблемы управления транспортным средством было установлено, что:

1. Управление транспортным следует рассматривать как особый вид деятельности, связанный с управлением транспортным средством как источником повышенной опасности. Именно наличие различных факторов опасности обусловливают экстремальный характер деятельности водителя.

2. Стиль управления транспортным средством – это относительно устойчивая совокупность приёмов и технических действий водителя, а также его личностных особенностей, связанных с приведением транспортного средства в движение, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с дорожной ситуацией, предназначением и техническими возможностями транспортного средства.

3. Агрессивный стиль управления транспортным средством – это совокупность действий водителя по управлению транспортным средством, связанных с преднамеренным созданием помех, которые несут угрозу жизни и здоровью окружающих или увеличивают вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Исследование позволило теоретически обосновать влияние психологически значимых факторов на стиль управления транспортным средством, определить в качестве перспективного такое направление психологической работы как диагностика склонности водителей к опасному (агрессивному) управлению транспортным средством (оценка надёжности и безаварийности управления автотранспортом). Дополнительная психологическая поддержка работы с водителями позволит нивелировать влияние негативного субъектного слагаемого аварийности на дороге, существенно снизить риск возникновения опасных дорожных ситуаций, повысить культуру поведения автолюбителей и водителей-профессионалов.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Основную роль в деятельности водителя играют зрительные ощущения. Благодаря ним водитель получает информацию о положении управляемого автомобиля на дороге, объектов на ней, о форме, цвете, размере этих объектов, о показаниях приборов.

Видимое пространство, которое человек может охватывать взглядом при неподвижном глазном яблоке - поле зрения. Для цветных объектов поле зрения значительно меньше, чем для белого фона. Поле зрения двумя глазами составляет 120 - 130 ° и практически охватывает все пространство перед автомобилем.

Поле зрения может расширяться и сужаться. При значительном сужении поля зрения водитель может упустить важные детали дорожной обстановки, поэтому допустить серьезные ошибки.

Способность глаз получать отчетливые изображения предметов, находящихся на разных расстояниях, обеспечивается аккомодацией. Способность различать форму предмета даже на значительном удалении от глаза - острота зрения, определяемая минимальным расстоянием между двумя точками или линиями, когда глаз воспринимает их раздельно. Наиболее острое зрение - центральное в конусе с углом 3 - 4 ° (конус центрального зрения), хорошая острота зрения - в конусе 7 - 8 ° , удовлетворительное - в конусе 12 - 14 ° (конус расширенного зрения). Предметы, расположенные за пределами 14 ° , обычно видны без ясных деталей и цвета (140 - 160 ° - конус периферийного зрения). Острота бокового зрения в 4 раза ниже, чем острота центрального.

Зрительное восприятие объекта зависит от его видимости. Видимость - возможность различать особенности окружающей обстановки, которая зависит от освещенности предметов и прозрачности воздушной среды. Ее характеристиками служат дальности и степень видимости. Дальность видимости - минимальное расстояние, на котором рассматриваемый объект невозможно различить на фоне окружающих предметов. Она зависит от яркости объекта и контрастности его относительного фона, а также скорости движения. Степень видимости - возможность различать отдельные детали наблюдаемого предмета. Она зависит от яркости и контрастности объекта, а также от его освещенности.

Оценка скоростей движения объектов лежит в основе динамического глазомера, являющегося одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, чем в действительности. После продолжительной езды с большой скоростью водитель привыкает к ней, вследствие чего может превысить допустимую скорость.

Из-за резких колебаний освещенности дороги в темное время суток зрению водителя приходится приспосабливаться к каждому новому участку дороги. Происходит сильное раздражение сетчатки глаза, из-за чего наступает временное ослепление. В течение времени адаптации способности различать предметы и оценивать их характеристики ухудшаются еще сильнее. Опасными являются темновая и световая адаптация. Время адаптации глаза со света на темноту составляет 30 - 40 секунд, а с темноты на свет от 10 секунд до 4 минут.

Слуховое восприятие является для человека вторым по значению психическим процессом. Оно зависит от трех факторов: слухового анализатора, источника звука и среды, передающей звук от источника к уху. Человек воспринимает звуки в интервале частот от 20 до 20000 Гц.

Уровень звукового давления зависит от амплитуды колебаний и измеряется в децибелах. Допустимым пределом шума в кабине автомобиля считается 75-80 дБ.

Равновесие - способность воспринимать изменения положения тела в пространстве, а также действия на организм ускорений и перегрузок. В сохранении равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. При движении по криволинейному участку водитель ощущает действие центробежной силы и наблюдает за траекторией автомобиля, сопоставляя вестибулярные ощущения со зрительными.

При изменении скорости или направления движения возникает ускорение: прямолинейное - при увеличении или уменьшении скорости движения, радиальное (центростремительное) - при изменении направления движения. Возникающие в противоположных ускорениям направлениях силы инерции порождают перегрузки. В реальных условиях движения перегрузки, действующие на водителя, невелики. Они не могут вызвать значительных физиологических расстройств. Однако наблюдается изменение тонуса мышц, вследствие чего водитель не всегда может выдержать прямолинейное направление движения. При больших ускорениях наблюдается расстройство зрения. При своевременном прекращении действия перегрузок происходит нормализация всех функций.

Существенное влияние на человеческий механизм оказывает вибрация. Интенсивность и характер ее воздействия зависят от вида колебаний, способа их возбуждения и интенсивности. Под влиянием вибрации в организме происходят различные органические и функциональные изменения, в том числе в системе кровообращения, центральной и вегетативной нервных системах, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Под действием вибрации ухудшается зрительное восприятие, снижается качество внимания, замедляется реакция, понижается точность действия.

Переработка поступившей к водителю информации и принятие им решения осуществляется на основе мышления. Это высший познавательный процесс, благодаря которому в сознании человека постигается сущность и отражаются внешние особенности воспринимаемых объектов или явлений. Для деятельности водителя характерно оперативное мышление, возникающее в ходе практической деятельности и направленное на достижение ближайшей цели.

При прогнозировании развития дорожной обстановки водитель мысленно приводит в движение все элементы этой обстановки и анализирует результаты своих предполагаемых действий и вырабатывает новое суждение о своих наиболее целесообразных действиях. В основе прогнозирования лежит умозаключение, являющееся высшей формой мышления. Оно позволяет предвидеть изменение дорожной обстановки и с помощью целенаправленных действий предупредить возникновение опасных ситуаций.

Память - свойство нервной системы хранить информацию о событиях внешнего мира и реакции организма на эти события. Память водителя должна отличаться достаточным объемом, быстротой и точностью запоминая, длительностью удержания заученного материала. Различают три вида памяти:

  • - непосредственный отпечаток сенсорной информации (доли секунды);
  • - кратковременная или оперативная память (десятки минут);
  • - долговременная память (сохраняется в течение всей продолжительности жизни человека).

Лучше усваиваются знания, умения и навыки, в приобретении которых человек заинтересован или которые связаны с его профессиональной деятельностью. Поэтому существует понятие профессиональная память.

Реакция - ответное действие организма на какой-либо раздражитель.

Время реакции - интервал между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия. Включает промежутки времени, необходимые водителю для приема и переработки информации.

Знания - совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для управления автомобилем. Умение - способность целеустремленно и правильно использовать свои специальные знания в практической деятельности. Навык - способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания.

Навыки подразделяются на:

- двигательные и сенсорные - развиваются при обучении вождению автомобиля и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности водителя. Сенсорные навыки позволяют водителю точно оценивать условия движения;

- мыслительные (умственные) навыки. Зависят от умственных способностей водителя. Помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, выбрать нужную передачу, оптимальную скорость и т.п.

Утомление - совокупность психофизиологических изменений состояния водителя, которые развиваются в результате его деятельности и ведут к снижению ее эффективности, процесс временного снижения работоспособности.

ИМСО создана ведущими методистами России на основе современных мультимедийных технологий, использование которой в учебном процессе позволит:

  • значительно расширить возможность применения новых методик преподавания,
  • повысить мотивацию обучающихся и эффективность усвоения учебного материала,
  • интенсифицировать процесс подготовки водителей,
  • снизить уровень затрат на оснащение учебных аудиторий,
  • достичь явных конкурентных преимуществ,
  • повысить качество подготовки водителей.

ИМСО состоит из набора независимых модулей, каждый из которых охватывает какую-то часть Примерных программ подготовки водителей.

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Тема 1. Психологические основы деятельности водителя.

Зрение, слух и осязание - важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания.

Различные причины отвлечения внимания, в том числе застегивание ремня безопасности, регулировка зеркала после начала движения, настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки, прикуривание или прием пищи, чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения, телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве.

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Психологические качества человека и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.

Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством.

Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

Практическое занятие по темам 1 - 3

Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Анализ трудностей и успехов в водительской деятельности (примеры из практического обучения вождению обучаемых).

Читайте также: