Расточка коленвала газ 3307

Обновлено: 02.07.2024

Написано для всех желающих переделать мотор ЗМЗ-53/66/672/511/513 (V=4,25л.) в ПАЗовский мотор ЗМЗ-523 (V=4,7л.) и за минимальные деньги максимально повысить его мощность.

Маленький экскурс: двигатели ЗМЗ-53, ЗМЗ-66, ЗМЗ-511, ЗМЗ-513 и ЗМЗ-672 – это почти один и тот же мотор. ЗМЗ-53 это старое обозначение, новая маркировка ЗМЗ-511. То же самое с ЗМЗ-66, новая его маркировка ЗМЗ-513. Мотор ЗМЗ-672 создан на базе ЗМЗ – 66 и имеет теже характеристики, что и 66-ой с 53-им. Двигатель ЗМЗ-523 был разработан в начале 90-х годов - это мотор увеличенного рабочего объема, разработанный для применения на автобусах ПАЗ и грузовиках повышенной проходимости группы ГАЗ.


Это 66-ой

- на 66/513-м на головках блока цилиндров есть приливы для крепления штатного компрессора. Показаны стрелками.

Подробнее о всех моих переделках я писал ранее в своем ЖЖ. Всем удачи! Если есть что спросить или прокомментировать, вы знаете где меня искать. ;)

Написано для всех желающих переделать мотор ЗМЗ-53/66/672/511/513 (V=4,25л.) в ПАЗовский мотор ЗМЗ-523 (V=4,7л.) и за минимальные деньги максимально повысить его мощность.

Маленький экскурс: двигатели ЗМЗ-53, ЗМЗ-66, ЗМЗ-511, ЗМЗ-513 и ЗМЗ-672 – это почти один и тот же мотор. ЗМЗ-53 это старое обозначение, новая маркировка ЗМЗ-511. То же самое с ЗМЗ-66, новая его маркировка ЗМЗ-513. Мотор ЗМЗ-672 создан на базе ЗМЗ – 66 и имеет теже характеристики, что и 66-ой с 53-им. Двигатель ЗМЗ-523 был разработан в начале 90-х годов - это мотор увеличенного рабочего объема, разработанный для применения на автобусах ПАЗ и грузовиках повышенной проходимости группы ГАЗ.


Это 66-ой

- на 66/513-м на головках блока цилиндров есть приливы для крепления штатного компрессора. Показаны стрелками.

Подробнее о всех моих переделках я писал ранее в своем ЖЖ. Всем удачи! Если есть что спросить или прокомментировать, вы знаете где меня искать. ;)

Запчасти для Львовских автопогрузчиков АП-40814, 4014, 4045 с двигателем ГАЗ-52. Запчасти к погрузчикам ЛЗА АП-4081, 40810, АП-41015, АП-41030 Лев с дизелем Д-243. Запасные части для автопогрузчиков АП-40811, 40816 с двс Д-144.

Поршневая группа и шатуны ГАЗ-51, ГАЗ-52

Поршни двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 изготовлены из термически обработанного алюминиевого сплава. Днище поршня плоское, юбка овальной формы, получаемой при шлифовании поршня по копиру. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца, т. е. в плоскости действия на поршень боковых сил. Величина овальности 0,29+0,05 мм.

Чтобы юбка поршня пружинила, в ней сделана П-образная прорезь. Овальная форма и П-образная прорезь позволяют подбирать поршни ГАЗ-51, ГАЗ-52 к цилиндрам с минимальным зазором в направлении действия на поршень боковых сил (перпендикулярно оси поршневого пальца) и значительно большим зазором в направлении, в котором боковых сил нет (параллельно оси поршневого пальца).

Это снижает шумность работы поршней непрогретого двигателя, а также исключает возможность задиров поршней во время работы двигателя с полной нагрузкой.

Последнее объясняется тем, что при нагревании поршня ГАЗ-51, ГАЗ-52 вследствие овальной формы юбки и П-образной прорези расширение юбки поршня в различных радиальных направлениях неодинаково: вдоль оси поршневого пальца поршень расширяется больше чем в направлении, перпендикулярном к оси поршневого пальца.

В результате этого юбка поршня после нагревания становится почти цилиндрической, и величина зазорамежду ней и цилиндром в различных радиальных направлениях выравнивается.

На головке поршня ГАЗ-51, ГАЗ-52 проточено пять кольцевых канавок: верхняя — самая узкая — для уменьшения теплопередачи от днища поршня к верхнему компрессионному кольцу и, таким образом, для снижения температурного режима работы этого кольца; во второй и третьей канавках установлены компрессионные кольца, в двух нижних — маслосъемные кольца.

В канавках для маслосъемных колец просверлены отверстия, через которые масло, снимаемое маслосъемными кольцами с зеркала цилиндров, отводится в полость поршня и оттуда — в картер двигателя.

Засорение или закупорка этих отверстий нагаром или смолистыми отложениями приводит к резкому повышению расхода масла, так как в этом случае большое количество его проникает в пространство над поршнем и сгорает в нем.

В средней части поршня ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 имеются две бобышки с отверстиями для поршневого пальца. Внутри бобышек по наружным концам проточены кольцевые канавки (по одной в каждой бобышке), предназначенные для установки в них стопорных колец.

Диаметр отверстия под поршневой палец в бобышках поршня равен 22 мм.

Ниже бобышек внутри поршня имеются два прилива для подгонки поршней по весу. Вес поршня стандартного размера 450±2 г.

Для улучшения приработки к цилиндрам поршни ГАЗ-51, ГАЗ-52 после окончательной механической обработки подвергают контактному лужению. Толщина слоя полуды 0,004—0,006 мм.

В двигатель поршни устанавливаются так, чтобы П-образная прорезь на юбке была обращена в сторону, противоположную клапанам.

Поршневые кольца двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52

Поршневых колец четыре: два компрессионных и два маслосъемных. Все кольца расположены над поршневым пальцем.

Каждое кольцо изготовляется из индивидуальной чугунной отливки некруглой формы, что обеспечивает мелкозернистую, износостойкую структуру чугуна, а некруглая их форма — неравномерное распределение давления кольца на стенки цилиндров (с постепенным повышением давления к замку). Замок у всех колец прямой.

Малая высота компрессионных колец ГАЗ-51, ГАЗ-52 и высокая их упругость, а также неравномерное распределение давления на стенки цилиндров обеспечивают хорошую герметичность колец при работе двигателя на всех оборотах коленчатого вала.

Вследствие того, что верхнее компрессионное кольцо работает в более тяжелых условиях и поэтому изнашивается быстрее, чем остальные кольца, его наружную цилиндрическую поверхность подвергают пористому хромированию, повышающему износостойкость кольца в 3—4 раза.

Общая толщина хромированного слоя равна 0,10—0,15 мм, толщина пористого хрома 0,04—0,06 мм. В результате пористого хромирования верхнего компрессионного кольца износостойкость остальных трех поршневых колец и цилиндров также несколько повышается. Таким образом, срок работы колец до замены их новыми значительно увеличивается.

Наружную цилиндрическую поверхность второго компрессионного кольца и обоих маслосъемных поршневых колец ГАЗ-51, ГАЗ-52 для улучшения приработки к цилиндрам подвергают электролитическому лужению. Толщина слоя покрытия 0,005—0,010 мм.

Поршневые кольца должны выполнять одновременно три функции:

— обеспечивать герметичность цилиндра (не пропускать газы из цилиндра в картер двигателя);

— распределять пленку масла по зеркалу цилиндра и не допускать попадания масла в камеры сгорания;

— передавать тепло от головки поршня к стенкам цилиндров.

Выполнять эти функции кольца могут только тогда, когда они по своей окружности плотно прилегают к зеркалу цилиндра и оказывают на него определенное давление.

Потеря кольцами упругости и закупоривание нагаром или смолистыми отложениями щелевидных прорезей в маслосъемных кольцах приводят к резкому повышению расхода масла и к снижению мощности двигателя. Ухудшение герметичности колец обнаруживается на работающем двигателе по усиленному пропуску газов в картер.

Пропуск газов и повышенный расход масла являются признаком износа поршневых колец и основанием для их замены.

Поршневые пальцы ГАЗ-51, ГАЗ-52

Наружный диаметр поршневого пальца — 22мм, внутренний 14,8 мм, длина 70 ± 0,1 мм.

Поршневой палец, удерживаемый двумя стопорными кольцами только от осевых перемещений, во время работы двигателя имеет возможность свободно проворачиваться в бобышках поршня и в верхней головке шатуна; поэтому поршневой палец изнашивается незначительно и равномерно по всей длине.

Для предотвращения стука поршневых пальцев ГАЗ-51, ГАЗ-52, воспринимающих во время работы большие динамические нагрузки, их подбирают к поршням и шатунам с минимальными необходимыми для обеспечения нормальной смазки зазорами.

Сборка двигателя автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-53

Для сборки двигателя, так же как и для его разборки, блок цилиндров двигателя в сборе с картером сцепления закрепляют на стенде (см. рис. 1).

Все детали двигателя перед сборкой подбирают по размерам, тщательно промывают, продувают сжатым воздухом и протирают чистыми салфетками. Все резьбовые соединения (шпильки, пробки, штуцера и т. д.), если они вывертывались при разборке или были заменены, необходимо ставить на сурике или свинцовых белилах, разведенных натуральной олифой.



Неразъемные соединения (заглушки блока и головок цилиндров) ставят на нитролаке.

К постановке на ремонтируемый двигатель не допускаются:

— шплинты и шплинтовочная проволока, бывшие в употреблении;

— пружинные шайбы, потерявшие упругость;

— болты и шпильки с вытянувшейся резьбой;

— гайки и болты с изношенными гранями;

— детали, имеющие на резьбе более двух забоин или вмятин или сорванные нитки резьбы;

Собирают двигатель в порядке, обратном разборке.

Ниже приводятся отдельные рекомендации и дополнительные требования по сборке двигателя.

При замене гильз цилиндров перед установкой гильзу подбирают по гнезду в блоке цилиндров.

Гильзы подбирают при помощи точной металлической линейки и набора щупов следующим образом:

— гильза, установленная на свое место в блоке цилиндров без уплотнительных прокладок, должна утопать относительно привалочной поверхности блока цилиндров.


Линейку устанавливают на привалочную поверхность, а щуп вводят в зазор между линейкой и торцом гильзы (рис. 2).

Толщину прокладки выбирают таким образом, чтобы после установки гильзы с прокладкой было обеспечено возвышение ее над поверхностью блока цилиндров в пределах 0,02—0,09 мм.

Уплотнительные прокладки выпускают различной толщины:

0,3; 0,2; 0,15 и 0,1 мм. В зависимости от зазора на гильзу цилиндра надевают ту или иную прокладку, иногда необходимую величину получают набором прокладок различной толщины.

Поршневая группа ГАЗ-52

Поршни ГАЗ-52

Поршни ГАЗ-52 отливают из алюминиевого сплава и термически обрабатывают. Они имеют плоские днища и эллиптическую форму юбки. Для улучшения приработки поршни покрыты тонким слоем олова.

Величина эллиптичности юбки 0,29 мм. Большая ось эллипса расположена в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца. Для придания юбке пружинящих свойств в ней сделана П-образная прорезь.

В горячем состоянии при работе двигателя автопогрузчиков АП-40814, 4014, 4045 эллиптичность поршня уменьшается, и его форма приближается к круглой.

Такая форма позволяет уменьшить зазор между цилиндром и поршнем в направлении действия боковых сил (перпендикулярно оси поршневого пальца). Это устраняет стук поршней при работе на непрогретом двигателе и исключает задиры их при работе двигателя с полной нагрузкой.

На головке поршня ГАЗ-52 имеется три канавки для поршневых колец. В канавке для маслосъемного кольца просверлены отверстия, через которые масло, снимаемое со стенок цилиндров, отводится в картер двигателя.

Под бобышками для поршневого пальца сделаны два прилива, которые позволяют подгонять поршни по массе.

Поршни устанавливают в цилиндры так, чтобы П-образная прорезь юбки была обращена в сторону, противоположную клапанной коробке. Эта сторона цилиндра не подвергается действию боковых сил при рабочем ходе поршня. Масса стандартного поршня равна 460±2 г.

Поршня подбирают к цилиндрам индивидуально. Для облегчения подбора их разбивают на 5 групп. Условное обозначение групп выбивают на днище поршня и на бобышках в верхней части цилиндров блока.

Поршневые кольца ГАЗ-52

Каждый поршень имеет три кольца: два компрессионных и одно маслосъемное. Кольца изготовляют из серого чугуна, индивидуально отливая каждое кольцо в некрупные формы. Этим обеспечиваются надлежащая структура материала и герметичность колец.

Наружная цилиндрическая поверхность верхнего компрессионного кольца, работающего в очень тяжелых условиях, покрыта пористым хромом. Это в несколько раз повышает его долговечность, что, в свою очередь, повышает долговечность остальных колец и цилиндров двигателя львовских автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045.

Рис. 4. Расположение компрессионных колец на поршне ГАЗ-52

1 — верхнее компрессионное; 2 — нижнее компрессионное; 3 — маслосъемное

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт двигателя ГАЗ 52 своими руками проводиться достаточно типично, как и для остальных 6-рядных моторов. Как показывает практика, большинство автолюбителей делают это именно самостоятельно, поскольку стоимость восстановления достаточно дорогая.

Вначале проведения ремонта мотор подвергается разборке, что характерно для операции проведения восстановления. Разбирается поршневая группа, вытягивается коленчатый вал, снимается головка блока цилиндров. Следующим этапом становится проведения диагностических работ.


Диагностика

В процессе диагностики, ДВС Газ 52 подвергается промерам. Так, мерятся поршневая группа, а также коленчатый вал. Соответственно мотор осматривается на наличие трещин. Согласно промерам мотор ГАЗ 52, ремонт которого проводится, проводится подбор поршней. Основными ремонтным размерами являются поршни — 82.5мм, 83 мм. В дальнейшем нет смысла проводить расточку, и проводится гильзовка блока.

Что касается коленчатого вала, то он растачивается на специальном станке для проточки коленвалов. Так, типовыми ремонтными размерами, которые устанавливаются на шейках, являются 0.25 мм, 0.50 мм и 0.75 мм. В очень редких случаях, применяется размер с маркировкой 1,00 мм. Такая размерность шеек коленчатого вала значительно понижает твердость, что с большой вероятностью может привести к обрыву сердца двигателя и прочим последствиям.


Расточка

Расточка ГАЗ 52 (двигатель) должна проводиться профессионалами и очень точно. Так, силовой агрегат устанавливается на специальный стенд, на котором точатся цилиндры. Если перед этим проводилась гильзовка блока, то все равно необходимо проточить гильзы и подогнать поршни по зазорам.

Также, чтобы не было дисбаланса, поршневая группа подгоняется по весу. Так, поршни и шатуны (точнее втулки) подгоняются по весу методом проточки.

Следующим этапом становится хонинговка. Каждый цилиндр хонингуется до получения зеркальной поверхности. Это необходимо для того, чтобы сгорание происходило правильно, а поршни с маслосъемными кольцами скользили и полностью снимали масло со стенок.

После проведения этих операций, мотор ставится на плоскошлифовальный станок и поверхность шлифуется. Так, снимается от 1 до 5 миллиметров, пока поверхность не станет ровной. Следующим этапом станет мойка, чтобы очистить весь внутренний мир двигателя от стружки и пыли.


Сборка

Процесс сборки достаточно долгий. Сначала перевязывается поршневая группа, а точнее укладывается коленчатый вал, и к нему присоединяются шатуны с поршнями. Далее, происходит переборка верхней части блока цилиндров. Так, меняются направляющие втулки, клапаны, седла клапанов (при сильном разрешении блока в местах крепления клапанов). При необходимости проводится опресовка , и устраняются трещины. Делается это при помощи аргонной сварки.

Далее, мотор начинает собраться. В процессе сборки проводится диагностика водяного насоса. При необходимости на нем меняют вал в сборе, подшипник и крыльчатку. Помпа — один из элементов, которые устанавливаются последними. Впоследствии, ставится поддон. Когда все собрано в мотор заливают масло. Для двигателя ГАЗ 52 это 10 литров смазочной жидкости — М-8.

Последним этапом по праву становится обкатка и регулировка клапанов. Так, данный силовой агрегат сначала катается на холодную, а потом уже на горячую. После пробега 1000 км, стоит провести техническое обслуживание по замене масла, масляного фильтра и регулировка клапанного механизма.






Коленвал ГАЗ 53

Одной из основных деталей двигателя является коленчатый вал. Передача через маховик крутящего момента на коробку передач и, следовательно, колеса – главная задача механизма. Деталь подбирается строго по характеристикам каждого мотора. Если купить коленчатый вал ГАЗ -53 , то исключительно для двигателя на данную модель.
Серьезная нагрузка предполагает, что он должен быть из сверхпрочного материала. Из чугуна, как, например, коленчатый вал ЗМЗ 53 , или закаленной стали. Целостная конструкция обеспечивает дополнительную прочность. Зачастую коленчатый вал двигателя ЗМЗ 53 , в частности, производят литьевым методом, для других моделей используют также метод точения и ковки.

Клуб влюблённых в автомобили ГАЗ (от 51 до Next)

Сергей Щичко

Сергей Щичко запись закреплена

Подскажите какие отличия коленвала пазовского от газ 53?и какие последствия могут быть при установке пазовского коленвала на газ 3307?говорят нужно метки грм на зуб смещать.просто взяли новый коленвал с автокалонны где одни пазики поставили на газончик.он какой то не бодрый тяги нет такой как была.компрессия от 9 до 10.всё что можно попеременял и без изменений.неужели из за коленвала?заводится хорошо что холодный что горячий

Александр Денека

Сергей Щичко

Сергей Щичко

Александр, я тоже кстати слышил.говорят что поршня на 4 мм выше будут подниматся.доставать до голов.но нет.всё работает нормально.но тяги нет .тупая вобще

Екатерина Шестопёрова

на сколько я знаю ход поршня на 8мм у паза больше соответственно и каленвал другой ,а если двигатель работает то причина не в каленвале ,а в чём причина это клапана зажаты и по раньше зажигание.

Сергей Щичко

Екатерина, нет клапана я проверял даже чуть побольше зазор сделал подстукивают.при 80 градусов вскрывал проверял зазор есть.чуть раньше делаю зажигание прогревается тогда потом заводится с трудом.

Екатерина Шестопёрова

Сергей, он тогда просто тугой и всё таки поршня близко к головке увеличена степень сжатия конечно это моё мнение, что другие скажут?

Сергей Щичко

Екатерина, если степень сжатия больше чем положено из за этого может мотор хуже работать?тяга теряется?

Екатерина Шестопёрова

Сергей Щичко

Екатерина, а сколько притирались примерно по времени?а то я с середины июля и до 25 ноября с неё не вылазил.ну не сутками конечно а часов по 12 точно

Екатерина Шестопёрова

Александр Буликов

Сергей Щичко

Александр, незнаю сам маркировку не посмотрел.просто я думаю раз у них пазики одни зачем тогда им коленвал покупать газ 53?а почему не будет работать с обычными поршнями?поршня будут доставать до головок?

Валера Шевкаленко

Странно на моём газоне летом движок перебирали так вот с мужиками не могли понять почему грм на два зуба не совпадает а заводится и работает норм!

Олександр Михайлик

Сергей, я думаб что сейчас у тебя увеличина степень сжатия, а бенз я так думаю ты льеш не 95. Вот тебе и тяги нет, попробуй раз капни 95, хоть литров 10 на пустой бак и попробуеш. А пазовский кв да больше ход.

Александр Буликов

Сергей, я сам то его и не видел , читал на форуме газ 66 таким образом хотели поднять степень сжатия но поршня фрезеровать под форму камеры сгорания. Ведь камера же не круглая и меньше чем поршень. Тебе нужно взять или сделать ввертыш индикатор в цилиндр (раньше продавались такие, а может шли в комплекте с мото иж показывает вмт и там еще риски для установки зажигания, ) И завернуть себе в мотор и в заведомо стандартны и все будет ясно. А ежели все работает и так, то дорога тебе только на пропановские заправки 108 октановое число.

Сигизмунд Шариков

Колено 53 и 523(паз) разные номер выбит на противовесе.Разница в том, что. шейки вала смещены на 4 мм и если ставишь вал 523 и то поршня надо ставить паз.Поршня тоже разные,гильзы и шатуны одни и те же.,поэтому пазовский вал даже крутится в53 моторе не будет.Себе собирал мотор из 53 го пазовский(разница ощутимая-мотор на газу работает) Причину ищи в метках,зажигании,клапанах.Удачи.

Читайте также: