Регулировка сцепления газ 66

Обновлено: 02.07.2024

Сцепление автомобилей - сухое, однодисковое, с демпферным устройством, установлено в литом алюминиевом картере.

Сцепление автомобиля Газ-66 отличается от сцепления автомобиля Газ-53А только различными упорными цапфами вилок выключения сцепления (что обусловлено различными приводами выключения сцепления), крышками люков установки-зажигания и наличием штифта установки зажигания, запрессованного в картер сцепления автомобиля ГАЗ-66 (в картере сцепления ГАЗ-53А штифт отсутствует).

Нажимные и ведомые диски, а также муфты выключения сцепления автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 отличий не имеют.

Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-53А-механический, автомобиля ГАЗ-66 - гидравлический.


1. Схема фрикционного сцепления

В качестве нажимного устройства в таких сцеплениях может использоваться несколько цилиндрических пружин с периферийным расположением по окружности нажимного диска. Сцепление с такими пружинами отличается достаточно высоким нажимным усилием и простотой обслуживания. Сцепление автомобиля ГАЗ-66 расположено в чугунном картере, установленном на блоке цилиндров. Ведущая часть сцепления включает в себя маховик, нажимной диск и кожух, прикрепленный к маховику болтами. К нажимному диску при помощи игольчатых подшипников крепятся рычаги, установленные на пальцах опорных вилок, закрепленных гайками в кожухе сцепления. По окружности кожуха расположено нажимных пружин, под которые со стороны нажимного диска подложены теплоизоляционные шайбы, уменьшающие передачу тепла к пружинам, теряющим при нагреве свои упругие свойства.

Ведомая часть сцепления состоит из ведомого диска, ступицы и ведущего вала коробки передач. С обеих сторон к ведомому диску прикреплены фрикционные накладки из медно-асбестовой плетенки или другой металлоасбестовой композиции, обладающей высокими фрикционными свойствами. Со ступицей ведомый диск соединяется при помощи пружин, которые являются составной частью пружинно-фрикционного гасителя крутильных колебаний (демпфера).

Гаситель крутильных колебаний уменьшает крутильные колебания, возникающие из-за неравномерности вращения коленчатого вала двигателя, при резких изменениях частоты вращения валов трансмиссии, движении автомобиля по неровностям дороги, резком включении сцепления и т.д. Эффективное уменьшение (гашение) крутильных колебаний повышает долговечность механизмов трансмиссии, особенно зубчатых передач и карданных валов.

Рассмотрим устройство гасителя крутильных колебаний. К ведомому диску заклепками крепится стальное кольцо, на котором с обеих сторон размещено восемь пар стальных фрикционных пластин. Два стальных диска с прямоугольными окнами жестко крепятся к фланцам ступицы ведомого диска вместе с маслоотражателями. Диски конструктивно выполнены так, что они с некоторым усилием прижимаются к фрикционным пластинам. Восемь пружин установлены в прямоугольных окнах, расположенных по окружности стальных дисков и стального кольца. Концы пружин упираются в стальные пластины, размещенные в прямоугольных окнах.

При такой установке пружин ведомый диск центрируется по наружному диаметру ступицы и может поворачиваться вокруг нее на определенный угол в обе стороны, сжимая при этом пружины. Угол поворота ведомого диска ограничивается сжатием пружин до соприкосновения витков. При перемещении ведомого диска возникает сила трения между стальными дисками и фрикционными пластинами, что приводит к гашению (уменьшению) крутильных колебаний, возникающих на валах трансмиссии при резких изменениях их частоты вращения. Гаситель крутильных колебаний способствует также более плавному нарастанию сил трения и крутящего момента во фрикционном сопряжении сцепления в момент начала движения автомобиля или при переключении передач, обеспечивая тем самым (даже при быстром отпускании педали сцепления) сравнительно легкое включение сцепления.

Управление сцеплением осуществляется при помощи механизма выключения, привод которого может быть механическим или гидравлическим.

Механизм выключения сцепления состоит из муфты с выжимным подшипником и четырех рычагов. Перемещение муфты с подшипником по направляющей осуществляется вилкой выключения сцепления, к которой муфта прижимается оттяжной пружиной. При этом подшипник отжимается от рычагов на 1,5-3 мм, что соответствует свободному ходу педали сцепления 35 - 50 мм. При меньшем зазоре подшипник во время работы двигателя может постоянно или периодически нажимать на рычаги, вызывая пробуксовку сцепления и увеличивая тем самым изнашивание фрикционных накладок и подшипника. При большом зазоре сцепление полностью не выключается, в результате чего появляется шум зубчатых колес в коробке передач при переключениях с одной передачи на другую. Зазор регулируют, изменяя рабочую длину тяги с установленной на ней пружиной и гайкой.

Привод механизма выключения сцепления механический, смонтирован на левом лонжероне рамы и соединен при помощи рычагов и тяг с вилкой выключения сцепления. При нажатии на педаль сцепления ее вал поворачивается и через рычаг, тягу и рычаг действует на вилку, а через нее на муфту и выжимной подшипник. В результате этого муфта вместе с подшипником перемещается и нажимает на внутренние концы рычагов, которые, опираясь средней частью на пальцы опорной вилки, отводят своими наружными концами нажимной диск от ведомого.

После прекращения нажатия на педаль и плавном ее отпускании муфта с подшипником под действием пружины и педаль привода под действием оттяжной пружины возвращаются в исходное положение. В момент включения сцепления крутящий момент от маховика передается к кожуху, а от него через четыре пары пластинчатых пружин на нажимной диск. При этом под действием нажимных пружин ведомый диск надежно зажимается между рабочими плоскостями маховика и нажимного диска. Таким образом передается крутящий момент от маховика двигателя через ведомый диск и его шлицевое соединение в коробку передач и далее к другим агрегатам трансмиссии.

Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, зависит от силы нажатия пружин, размеров дисков, коэффициента трения и числа трущихся поверхностей. Повышение крутящего момента, передаваемого сцеплением на автомобилях большой грузоподъемности, достигается в основном путем увеличения числа ведомых и нажимных дисков.

карбюратор фрикционного сцепление транспортный

Техническое обслуживание сцепления автомобилей ГАЗ-66 с гидроприводом имеет свои особенности.

Гидравлический привод выключения сцепления ГАЗ-66

Рис.3. - Гидравлический привод выключения сцепления ГАЗ-66

Подтекание жидкости из трубопроводов системы проверяют ежедневно. Для заполнения общей системы гидропривода сцепления и тормозов применяют тормозную жидкость ГТЖ-22, которую заливают в количесве 0,75 л. При ТО-1 провертывают на 2 - 3 оборота колпачковую масленку смазки упорного подшипника 15, в которую заправлена консистентная смазка 1 - 13, а также проверяют уровень тормозной жидкости в резервуаре 2 и свободный ход педали 1 сцепления. Нормальный уровень жидкости должен быть на 15 - 20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия. При заполнении привода жидкостью в нем останется немного воздуха, который необходимо удалить - прокачатъ. Для этого надевают резиновый шланг на головку перепускного клапана 9, рабочего цилиндра 8, а другой конец шланга опускают в прозрачный сосуд с небольшим количеством тормозной жидкости и отвертывают на 1/2 - 3/4 оборота перепускной клапан 9. Насосом для накачки шин, привернутым к резьбовому наконечнику пробки главного цилиндра, создают давление в системе, вытесняющее воздух. Прекращение выделения пузырьков воздуха из резинового шланга свидетельствует о том, что воздух вытеснен из системы. Свободный ход педали сцепления должен составлять 30 - 37 мм. Этот размер определяется суммой двух зазоров. Зазор между концами рычагов 14 и упорным подшипником 15 муфты выключения 16 должен быть равен 2 мм, и регулируется изменением длины толкателя 18 вилки 17, который ввинчивается или вывинчивается из наконечника 20 и фиксируется с помощью контргайки 19. Зазор между толкателем 6 и поршнем 4 главного цилиндра обычно должен быть равен 0,5 - 1,5 мм. Его регулируют поворотом эксцентрикового болта 5. Предварительная (грубая) регулировка осуществляется изменением длины тяги привода 7.

Нормальный ход поршня 21 рабочего цилиндра должен быть равен 23 мм, если же он меньше, то возможно неполное выключение сцепления. Этот ход не регулируется, уменьшение его указывает на присутствие воздуха в системе гидропривода, в связи с чем необходимо произвести прокачку.

Жидкость ГТЖ-22 обладает сильными окислительными свойствами, а поэтому через одно ТО-1 ее нужно сливать и профильтровывать. При ТО-2, но не реже, чем через шесть месяцев, жидкость сменяют. При этом промывают систему привода и смазывают трущиеся детали тонким слоем касторового масла.

Равномерное (без перекосов) выключение ведомого диска 10 сцепления обеспечивается расположением концов рычагов 14 в одной плоскости. В сцеплениях ГАЗ-66 (ГАЗ-53А) эти концы должны лежать в плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска, на расстоянии 42,5 мм с точностью ± 0,25 мм, а у сцепления ЗИЛ-130 это расстояние должно быть 40,2 ± 0,25 мм. Регулировка положения рычагов осуществляется сферическими гайками 13 подвижного крепления вилки рычагов 14. Игольчатые подшипники 12 рычагов при сборке смазывают консистентной смазкой ЯН 3 - 2 или 1 - 13с. Перед установкой муфты 16 ее внутренняя кольцевая канавка заполняется смазками ЯНЗ-2 или 1 - 13с.

Регулировка газовой ножки 66

Сцепление грузовика с полным приводом ГАЗ-66 (рис. 1) повсевременно закрытое, однодисковое, сухое, с демпфирующим устройством на ведомом диске, установленном в литом дюралевом картере 3.

Крышка сцепления 10 ГАЗ-66 прикреплена к маховику 2 коленвала при помощи 6 болтов, три из которых центрированы.

Рис. 1. ГАЗ-66 сцепления

1. пахта; 2. маховик; 3-х отстойный бак; 4. подчиненный драйв; 5. нажимной диск; 6. рычаг; 7. регулировочная гайка; 8. сцепление; 9. первичный вал редуктора; 10. крышка сцепления; 11. весна; 12. нижняя часть корпуса сцепления

Давление сцепления ГАЗ-66 создается двенадцатью пружинами 11, установленными меж крышкой сцепления 10 и нажимной пластинкой 5. Вращающий момент передается от мотора на коробку средством зажима ведомого диска 4 меж маховиком 2 и нажимной пластинкой 5 пружины 11. ,

Устройство переключения состоит из 3-х рычагов 6. Особые опорные гайки 7 служат опорными точками рычагов на корпусе 7. Для отсоединения сцепления ГАЗ-66 употребляет упрямый подшипник, установленный на сцеплении 8. Одновременное нажатие на подшипник на всех рычагах 6 регулируется гайками 7, которые открываются после регулировки.

Во время эксплуатации ГАЗ-66 рычаги не регулируются. Когда сцепление включено, для зажима ведомого диска с полным усилием пружин 11 требуется свободный зазор на 4-5 мм внешнего конца вилки 9 (фиг. 2) сцепления. Он устанавливается методом регулировки длины плунжера 12 рабочего цилиндра.

Отсутствие свободного хода приведет к резвому износу рычагов, выходу подшипника из строя и может привести к ожогу фрикционных колодок. Подшипник выключения сцепления смазан маслом 1 (см. Рис. 1). Масляный фитинг и муфта соединены трубкой и гибким шлангом. При установке нового шланга заполните его маслом.

Нажимной диск сцепления ГАЗ-66 уравновешен в сборе с коленчатым валом и маховиком мотора, потому при подмене ведомого диска нужно кооперировать отметки 0 на маховике и корпусе давления диска во время сборки.

Привод сцепления ГАЗ-66 (рис. 2) является гидравлическим, осуществляется при помощи наружной педали 23, тяги 2, промежного рычага 8, головного цилиндра 22, трубопровода и рабочего цилиндра 14. Ступицы педалей сцепления и промежный рычаг имеет пластмассовые заглушки, которые не требуют смазки. ,

Рис. 2. Привод сцепления ГАЗ-66

A. компенсационное отверстие; B. перепускное отверстие; 1. наполнение бака; 2. тяги; 3. пружины выпускной педали; 4. соединительный шланг; 5. кронштейн сцепления и педали тормоза; 6. скоба промежных рычагов; 7. подшипник; 8. промежный рычаг; 9. вилка; 10. регулировочная гайка; 11. контргайка; 12. толкатель; 13. снимите пружинные вилки; 14. рабочий цилиндр; 15. поршень; 16. крышка перепускного клапана; 17. гидравлический выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 18. толкатель головного цилиндра; 19. защитный колпачок; 20. поршень головного цилиндра; 21. манжета; 22. главный цилиндр; 23. педаль; 24, 25. Трубопроводы; 26. гибкий шланг

Педаль сцепления соединена с промежным рычагом при помощи тяги 2. Пальцы тяги и толкателей разбиты. В последнем заднем положении, педаль удерживается выхлопной пружиной 3, в то время как ограничения хода педали в заднем положении осуществляется нажатием толкатель 18 на упрямой шайбой мастера сцепления цилиндров ГАЗ-66.

При таковой конструкции обеспечивается неизменный зазор меж поршнем и поршнем головного цилиндра. Этот зазор не регулируется во время сборки и эксплуатации. Толкатель 18 прикреплен к промежному рычагу 8 при помощи специального болта.

Главный цилиндр сцепления ГАЗ-66 имеет клапан лишнего давления, который улучшает выпуск воздуха из системы. Снутри головного цилиндра 22 находится поршень 20, снабженный 2-мя уплотнительными гильзами.

Меж поршнем и внутренним кольцом 21. установлена ​​тонкая железная шайба. Пружина повсевременно придавливает поршень в последнее заднее положение. В данном случае край внутренней манжеты должен проходить через компенсационное отверстие, оставляя его открытым.

Ведомый цилиндр сцепления ГАЗ-66 крепится к корпусу сцепления болтами. В корпусе рабочего цилиндра находится поршень 15 с уплотнительной манжетой, расширительный грибок и пружина сжатия. Для удаления воздуха из системы клапан, закрытый резиновой крышкой 16, ввинчивается в рабочий цилиндр.

Переключатель блокировки 17 стояночного тормоза установлен на цилиндре ведомого сцепления ГАЗ-66. Толкатель вставлен в сферическое углубление поршня рабочего цилиндра, на которое навинчивается регулировочная гайка 10.

Рабочий цилиндр защищен от загрязнения резиновой крышкой. Натяжная пружина 13 повсевременно давит на вилку сцепления 9, толкатель и поршень в последнем фронтальном положении.

Система сцепления ГАЗ-66 заполнена через горловину бака, которая имеет три изолированные секции, одна из которых снабжает систему привода сцепления, а две другие. отдельная тормозная система.

Уровень воды в баке должен быть на уровне нижнего края заливной горловины. Воздух из системы удаляется через перепускной клапан в рабочий цилиндр. Для этого снимите резиновый колпачок с головки клапана и наденьте шланг, чтоб накачать тормоза.

Конец шланга следует опустить в стеклянный сосуд с маленьким количеством тормозной воды, потом открутить клапан на 1/2 оборота. Сделайте давление в системе при помощи педали сцепления ГАЗ-66.

Когда воздух перестает вытекать из системы и жидкость течет равномерным потоком без пузырьков, клапан должен быть плотно обернут, потом шланг должен быть удален, экран и колпачок установлены на место и заполнены в наполнительном баке до нижней край заливной горловины.

Дно не должно находиться в баке во время перекачки, потому что это приведет к попаданию воздуха в систему. После прокачки нужно проверить ход толкателя рабочего цилиндра, который должен быть более 23 мм.

Регулировка произвольного катания педали сцепления автомобилей ГАЗ-66

Проверьте свободный ход педали сцепления, который должен быть 32-44 мм. При регулировке удостоверьтесь, что свободный конец внешнего конца вилки сцепления составляет 4-5 мм.

Регулировка вилки сцепления сцепления ГАЗ-66 осуществляется в последующем порядке:

Чтоб крутить толкатель, используйте клапан переливного колеса сцепления колеса ГАЗ-66. Поворачивая толкатель, удерживайте регулировочную гайку вторым ключом и поверните контргайку. Проверьте плагин для свободной игры.

Основными частями сцепления, которые нужно поменять либо отремонтировать во время работы, являются приводные и нажимные диски, также выжимной подшипник сцепления.

Видео: Регулировка Лапок Сцепления Газ 66

ЗАМЕЧАНИЯ О ЗАПИСИ МАШИНЫ

Чтоб снять подшипник сцепления, снимите коробку совместно со сцеплением, отсоедините пружину выключения сцепления, снимите сцепление и выдавите из него подшипник.
До того как надевать новый подшипник на муфту, удостоверьтесь, что она заполнена смазкой.
При установке коробки со сцеплением на автомобиль, удостоверьтесь, что смазочный шланг к подшипнику не поврежден, вставив его в корпус сцепления, до того как устанавливать редуктор на штифты корпуса сцепления. Если шланг подшипника был удален или заменен по какой-либо причине, заполните его смазкой при регулировке. Для этого дважды выдавите содержимое полностью заполненного соска из крышки; только третий раз смазочный пистолет смазывает подшипник сцепления.

ОТКЛЮЧЕНИЕ ХРАНЕНИЯ ДИСКА

Чтоб снять диски сцепления с автомобиля, снимите коробку. После снятия нижней части корпуса сцепления отвинтите болты крышки сцепления к маховику через нижний лючок картера. В данном случае все болты следует равномерно отвинчивать, чтоб не согнуть опорные стойки корпуса и не сломать болты, которые совсем ослаблены.
Диски сцепления, отсоединенные от маховика, снимаются с картера в определенном положении. Поначалу снимите прижимающую пластинку, повернув ее одной из ножек корпуса вниз и подняв ведомый диск (рис. 33), потом приведите.

Рис. 33. Расположение редуцированной и нажимной пластин с крышкой сцепления в момент их снятия

РЕЗУЛЬТАТЫ И СБОРКА ДИСКА ДЛЯ ДРУГА

Нажимной диск разбирается в последующем порядке:

  • сделать отметки на корпусе и прижимающей плите, чтоб сохранить первоначальное положение этих деталей во время сборки, как следует, для поддержания баланса;
  • расположите диск на стол для пресса, поместив под диск древесную подкладку, чтоб опорные ножки могли двигаться вниз;
  • расположите древесный блок поверх кожуха, чтоб он не закрывал какие-либо регулировочные гайки опорных вилок рычагов сцепления (рис. 34);
  • нажимая на стрелу прессом, сжимая пружины сцепления, чтоб разгрузить рычаги освобождения сцепления, открутите гайки опорных вилок рычага, медлительно отпустите пресс, снимите крышку сцепления, подпружините пружины вилки и пружины;
  • осторожно снимите пальцы, которые размещены в выступах нажимной пластинки, отсоедините рычаги с опорными вилками от нажимной пластинки и соберите игловатые подшипники иглы;
  • осторожно снимите пальцы опорных вилок и соберите ролики игловатых подшипников.

Рис. 34. Снятие крышки сцепления

Если на поверхности трения нажимной пластинки обнаружены деформация, биение, кольцевые канавки либо трещинкы, вызванные перегревом, диск подменяют либо чинят методом шлифования и шлифования; толщина отремонтированного диска должна быть меньше толщины нового диска, не более 1,5 мм.
Разница в размерах от каждой из осей 3-х отверстий под осью рычагов сцепления до обрабатываемой поверхности не должна превосходить 0,15 мм, а сама поверхность должна быть гладкой (при проверке пластинки щуп 0,05 мм не должен проходить).
Сломанные либо ослабленные пружины должны быть изменены (лучше, чтоб поменять все пружины). Усилие сжатой пружины должно составлять 62,5. 68 кг при сжатии от свободной длины 61 мм до длины 40 мм.
Пружина вил опорного рычага сцепления, которые утратили свою упругость, также должна быть заменена, в неприятном случае головка муфты может двигаться в оборотном направлении при больших оборотах мотора, и это приведет к тому, упрямый подшипнику для непрерывной работы и раннего износа.
При сжатии пружины опорной вилки от свободной длины 12,5 мм до длины 9,5 мм, усилие пружины должно составлять 14 ± 1,5 кг.

Нажимная плита с кожухом и рычагами собирается в последующем порядке:

  • собирать рычаги освобождения сцепления с опорной вилкой;
  • Для этого в надлежащие отверстия рычагов помещают резиновые шарики поперечником 8,5 мм, после этого зазоры меж шариками и стенами отверстий заполняются игловатыми роликовыми подшипниками (каждый подшипник обязан иметь 19 роликов). Резиновые шарики нужны, чтоб ролики не развалились во время сборки. После установки роликов в отверстиях рычагов нанесите одну-две капли масла, применяемые для смазки коробки;
  • воткните рычаги сцепления с роликами в пазы опорных вилок, а потом осторожно воткните пальцы в штифт. Резиновые шарики выталкиваются пальцами во время сборки;
  • таким же образом соберите прижимающую пластинку при помощи соединительных рычагов;
  • Используя, как и при разборке, собрать пресс, древесные панели в блоке, прижимающую плиту с кожухом, пружины и теплоизоляционные шайбы. В данном случае метки на диске и корпусе, нанесенные во время разборки, соединяются воединыжды.

При сборке корпуса с отремонтированным диском железные шайбы помещаются под нажимные пружины, кроме изолирующих шайб, чтоб восполнить уменьшение толщины диска, чтоб поддерживать силу пружины сжатия. канавки должны быть равны величине, на которую толщина прижимающей пластинки уменьшилась после ремонта).
После сборки отрегулируйте положение рычагов сцепления. Если адаптация отсутствует, эту операцию можно выполнить при помощи свободного маховика. Для этого разгрузочный диск, собранный с кожухом, помещают на поверхность трения маховика. Шайбы шириной 10,2 мм размещены в 3-х местах меж нажимной пластинкой и маховиком и обернуты болтами, крепящими кожух к маховику. Используя регулировочные гайки тяговых рычагов, они достигают того, что размер от поверхности маховика до концов рычагов составляет 53 ± 0,75 мм (рис. 35), а отклонение концов рычагов от одной плоскости составляет менее 0,3 мм; потом открутите регулировочные гайки. Во время установки вы сможете использовать новый управляемый диск заместо шайб.

Рис. 35. Регулировка положения рычага сцепления

РЕМОНТ ДИСКА СЛАВНОГО ЗАКРЫТИЯ

Рисунок 36. Редактирование диска сцепления

Установка дисковых фиксаторов

Отремонтированные диски сцепления на автомобиле инсталлируются в последующем порядке:

  • в отверстие в шарикоподшипнике приводного вала редуктора, установленного на маховике, помещается огнеупорная смазка (константин либо масло 1-13);
  • протрите поверхности трения маховика и нажимного диска кусочком незапятанной ткани, немного смоченной бензином;
  • поначалу ведомый диск вставляется в картер мотора, следя за тем, чтоб маленькая часть его ступицы была ориентирована ​​на маховик, потом вставляется нажимной диск, поворачивая одну из его опорных ножек вниз и прижимая к маховику;
  • отцентрируйте ведомый диск относительно оси коленчатого вала мотора. Для этого оправка, показанная на фиг., Вставляется в щелевое отверстие ступицы диска через заднее отверстие корпуса 37 сцепления, так что ее конец заходит в шарикоподшипник на маховике. Вы сможете использовать свободный приводной вал для центрирования ведомого диска;
  • Перед фиксацией крышки сцепления на маховике метки на маховике и крышке соединяются воединыжды, которые выбиваются на заводе после совместной балансировки коленчатого вала с маховиком и сцеплением;
  • равномерно затягивайте все болты, крепящие кожух к маховику;
  • установите коробку в нижней части корпуса сцепления.

Рис. 37. Оправка для установки диска сцепления

РЕМОНТ РЕМОНТ ВКЛЮЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

При сборке рабочего цилиндра детали промывают спиртом и смазывают касторовым маслом. После сборки баллон проверяется на плотность при давлении 4-6 кг / см² с погружением в спирт.


Надо отметить, что и корзина вращается вместе с маховиком постоянно, так как жестко связана с ним. А диск сцепления периодически отходит от маховика и останавливается. Это происходит, когда водитель выжимает педаль сцепления для переключения скорости. Оттяжная пружина 15 держит педаль в верхнем положении. Водитель давит на педаль, она идет вниз. Толкает систему рычагов, соединенных с тягой 14. Через нее усилие переходит на вилку отжатия. Которая в свою очередь приводит в движение муфту отжатия сцепления.

Для отжатия сцепления сделаны рычаги 5, которые находятся в окнах выступов прижимающего диска. В муфте отжатия находится подшипник, который в свою очередь давит на рычаги 5. Те отжимают нажимной круг от диска сцепления, разъединяя двигатель от коробки скоростей.

Маховик, коленвал и корзину балансируют вместе. Ставят метки на маховике и на кожухе. Их надо совмещать при сборке.

При покупке комплекта сцепления нужно быть хорошо подготовленным, ведь от правильного выбора зависит долгосрочность работы, и то, насколько просто будет нажимать педаль сцепления.

Регулировка сцепления ГАЗ-53

От начальных промежутков между элементами сцепления зависит его эффективная работа. Когда двигатель работает, нужно чтобы педаль легко перемещалась в пределах 32-40 мм. Когда двигатель остановлен оптимальное свободное перемещение равно 6-7 мм. Такие люфты обеспечат нужный промежуток между упорным подшипником и рычагами нажимного круга.

Если не будет этих зазоров подшипник будет постоянно давить на рычажки и значит будет постоянно вращаться. В итоге выйдет со строя. Кроме того, будут гореть фрикционные накладки диска сцепления. Регулировка указанных зазоров производится уменьшением или увеличением длины тяги 14. Для этого сначала надо ослабить гайку 13. Если ее отвернуть тяга удлинится. Если завернуть тяга уменьшится.

Очень важна своевременная смазка трущихся частей сцепления. Наиглавнейший деталью для смазки является нажимной подшипник муфты 8. Он работает в тяжелых условиях: большие обороты и большая прижимная сила. Чтобы смазка была качественной, нужно два раза выжать масленку 6.

Никакая регулировка не поможет, если водитель неправильно переключает скорости. Делать это надо медленно отпуская сцепление, и последовательно переключая скорости. Случайно перескочив через скорость, можно поломать ступицу ведомого круга. Если машина движется назад, нельзя включать скорость вперед. Такое действие тоже приведет к нежелательным эффектам: поломке или преждевременному выходу из строя фрикционных частей.

Размеры центровки для диска сцепления ГАЗ-53

У водителей и слесарей ремонтников большие затруднения вызывает установка диска сцепления. Так как диск этот свободно ерзает на маховике. Если устанавливать на глаз, то после установки корзины, часто ведущий вал коробки скоростей не заходит в отверстие ведомого вала.

Чтобы облегчить этот процесс находчивые слесаря придумали оправку – центровку.


Толстый конец диаметром 28,6 мм вставляется внутрь диска сцепления. Тонкий диаметром 17 мм внутрь маховика. Минимальный зазор между оправкой и внутренними диаметрами сопрягаемых деталей обеспечивает свободное скольжение друг относительно друга. Поэтому можно прижать ведомый круг к маховику. Получаем идеальное, соосное сопряжение маховика и круга сцепления. После надеваем корзину на маховик.

Справа на оправке указана насечка. Это делается для удобства держания центровки рукой. Диаметр 24 мм свободный. То есть его можно делать и меньше, например, 23 мм.

Диск сцепления ГАЗ-53

Если диск сцепления изношен до заклепок, то накладки надо менять. Меняют обе сразу, потому что они ставятся одинаковой толщины. Также не допустимы сколы и другие видимые дефекты. Для снятия накладок, нужно удалить заклепки. Обычно их высверливают.

Свежие накладки клепают с расчетом, чтобы промежуток между поверхностью накладки и шапочки заклепки был не менее 2 мм. С обоих сторон. После этой операции нужно замерить круг биение. Допуск 0,7 мм на расстоянии 130 мм от оси вращения.

После восстановления ведомого круга его монтируют на маховик при помощи оправки нарисованной выше. Но до этого закладывают солидол или литол в шариковый подшипник, который находится в маховике.

Главный цилиндр сцепления ГАЗ-53

Изначально, у автомобиля ГАЗ-53 не было гидравлического усилителя сцепления. Поэтому водителям было тяжело выжимать сцепление. Многие умельцы стали делать переделки сцепления. Для большего давления педали на сцепление, через несколько рычагов, применяется гидравлическое усиление. Его основные узлы: главный и рабочий цилиндр, соединенные между собой трубками. Без этого усиления управлять сцеплением можно, но тяжело. Когда не выжимается, то неисправен рабочий цилиндр. Он или течет, или нет тормозной жидкости в системе.

Если неисправен главный цилиндр сцепления газ 53, то педаль легко нажимается. Сцепление то работает, то нет. Первым делом надо проверить наличие тормозной жидкости в системе. Она может исчезнуть из-за разрыва тормозных шлангов.


Перед каждым выездом водитель должен осматривать гидравлический усилитель сцепления. Нужно контролировать количество автотормозной жидкости в бочке 2. Снаружи него есть метка минимального объема. Уровень делают выше этой метки.

При заполнении гидроусилителя тормозным агентом, туда попадают воздух, который мешает нормальной работе механизма. Педаль проваливается. Поэтому систему прокачивают. Надевают шланг на стравливающий клапан 9, который ввернут в рабочий цилиндр сцепления ГАЗ-53 - 8. Другой конец гибкой трубки опускают в сосуд с тормозной жидкостью. Стравливающий клапан вращают против часовой стрелки на пол оборота.

Затем нажимают на педаль сцепления. Тем самым создается давление в системе гидропривода. Воздух выталкивается по шлангу в банку с тормозной жидкостью. Когда педаль находится внизу, упершись в пол, надо завернуть стравливающий клапан на место. Педаль отпускается. Вся операция делается много раз, пока пузырьки воздуха появляются в сосуде (для этой работы желательно брать прозрачную баночку, чтобы лучше видеть всплывание воздуха из гибкой трубки в банку).

Одному человеку неудобно делать эту операцию. Так как придется часто переходить из кабины к перепускному клапану и обратно к педали сцепления. Поэтому прокачку гидропривода сцепления делают вдвоем.

После окончания этой процедуры свободный ход педали уменьшается. Он должен быть в пределах 32 – 38 мм. Это расстояние позволяет обеспечить два зазора. Первый, равный 2,0 мм – зазор между нажимным подшипником 15 и кончиками рычагов 14. Если он больше или меньше 2,0 мм, то его изменяют, вворачивая или выворачивая толкатель 18 вилки 17 из наконечника 20. Предварительно надо ослабить контргайку 19. Затем ее надо затянуть.

Второй зазор делают 0,7 – 1,4 мм - расстояние между штоком 6 и поршнем 4 главного цилиндра. Сначала грубо, на глаз этот промежуток выставляют тягой привода 7. Затем точно при помощи ассиметричного болта 5.

Движение поршня 21 должно быть 23 мм. Если оно меньше, сцепление будет выжиматься не полностью. Это расстояние не изменяется механическим способом. Если оно меньше указанного, то надо прокачивать гидропривод.

В гидроусилитель заливают тормозную жидкость Она сильно окисляет внутреннюю поверхность деталей. Поэтому ее надо менять каждые полгода.

Регулировка корзины сцепления ГАЗ-53

При монтировании отремонтированной корзины важно совместить отметины на маховике и на кожухе. Если нажимной круг после ремонта стал тоньше, то необходимо компенсировать это уменьшение толщины. Для этого под теплоизоляционные прокладки подкладывают металлические шайбы. Их высота равна убыли толщины круга. Это позволяет сохранить сила прижатия пружин.

Важнейший момент при монтировании корзины сцепления – это точное выставление головок рычагов отключения сцепления. От этого зависит равномерность износа ведомого круга и соответственно маховика. Иначе маховик получит односторонний износ и потеряет рабочую геометрию, что будет приводить к частым поломкам сцепления.


Крайние точки верхушек рычагов должны находиться в плоскости параллельной поверхности маховика. Для регулировки используют запасной маховик. Корзину с нажимным кругом кладут на поверхность маховика. Под нажимной круг подставляют три шайбы высотой 10,2 мм. Присоединяют болтами корзину к маховику. Поворачивая гайки на 24 рычагов выжимания сцепления делают промежуток между кончиками и рабочей плоскостью маховика 53 ± 0,75 мм.

Ремонт газ

Возможные причины неисправности сцепление.

Ремонт и регулировка сцепление Газ.

Привод сцепление Газ 3307 гидравлический.

Рис.1. 1 - питающий бачок; 2 - питающий шланг; 3 - главный цилиндр; 4 защитный колпак; 5 - толкатель главного цилиндра; 6 - муфта выключения сцепления; 7 - вилка; 8 педаль; 9 - регулировочная гайка; 10 - контргайка; 11 - толкатель; 12 - оттяжная пружина; 13 цилиндр; 14 - поршень; 15 - клапан прокачки; 16 - поршень главного цилиндра; 17 - манжета; А компенсационное отверстие; В - перепускное отверстие.

Привод сцепление Газ 53 механический.

Рис. 2. 1 - маховик, 2 - картер, 3 - ведомый диск, 4 - нажимной диск, 5 - оттяжной рычаг, 6 - масленка, 7 - регулировочная гайка, 8 - муфта выключения сцепления, 9 - ведущий вал коробки передач, 10 - вилка, 11 - кожух, 12 - нажимная пружина, 13 - регулировочная гайка, 14 - тяга, 15 - оттяжная пружина, 16 - педаль сцепления.

Как выяснилось в разговоре, с моим знакомым, он не может отрегулировать, после ремонта, сцепление. Я в первую очередь попросил перечислить весь перечень проделанных работ от начала и до конца, во время ремонта сцепление. Выяснилось что и маховик и ведущий диск в ремонте не нуждались, то есть выработки на них не было. Шлифовать, у токаря, нужды не было.

Сцепление Газ 3307 и Газ 53.

Рис.3. А - 2,5-3 мм; 1 - маховик; 2 - картер; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - рычаг нажимного диска; 6 - масленка; 7 - регулировочная гайка; 8 - муфта выключения сцепление; 9 - первичный вал коробки передач; 10 - вилка; 11 - кожух; 12 - нажимная пружина.

Если вдруг кто не знает как нажимной диск сцепление-4, так же и маховик-1 (см.рис.3.) ремонтируются. Пугаться не чего не нужно это не так сложно. Положите нажимной диск на подставку и установите на стол пресса. На кожух положите подкладку таким образом, чтобы было удобно отвинчивать регулировочные гайки-7. Нажимая прессом на подкладку, разгрузите рычаги-5 от усилия нажимных пружин-12, отверните регулировочные гайки-7, плавно отпустите пресс и снимите кожух.

Примечание: Перед тем как начать разборку сцепления нужно, обязательно, отметить расположение всех деталей относительно нажимного диска и самого диска относительно кожуха и сцепление в сборе относительно маховика для того, чтобы после сборки сохранить заводскую балансировку всего узла. Запомните это важно .

И так, как разберете, сцепление, не забудьте про маховик если есть выработка, его тоже лучше снять. На этом, пока, Ваша работа, по ремонту нажимного диска сцепление и маховика завершена, остальное предоставьте хорошему токарю. Он должен выточить и выровнять поверхность маховика и диска. После того, как токарь сделает свое дело, соберите все в обратной последовательности. И не забудьте про метки которые Вы сделали перед тем как приступить к разборке сцепление.

Вышеперечисленную работу, то есть шлифовку, мой знакомый не делал, не было нужды. Получается толщина как маховика, так же и нажимного диска сцепление не менялась, то есть не уменьшалась. Он просто поменял ведомый диск-3 и обратно все собрал, отрегулировал как положено. "Завел двигатель выжал педаль сцепление и давай включать передачу, но не тут то было не в какую, не включается не какая передача" (Это я пишу как он мне сам рассказывал). "Заглушил двигатель выжал сцепление включил 1 передачу и завел двигатель, с включенной передачей, все нормально. Как обычно тронулся поехал все нормально. Как останавливаюсь хочу включить передачу, при работающем двигателе, не в какую. Глушу двигатель, включаю передачу, завожу двигатель и еду. Так и мучаюсь" (с его слов).

Вот он попросил помощь, в чем может быть проблема. А проблема в одной маленькой хитрости про которую он к сожалению не знал, как выяснилось. Да не только он многие про эту хитрость не знают, вот я и решил поделится, опытом так сказать, с Вами.

И так что же произошло, что изменилось после ремонта, связанного с заменой ведомого диска сцепление Газ 3307 и Газ 53. Почему сцепление не выключается, по идее все должно быть в норме, тем более после ремонта и положенной регулировки. Данная проблема, в моей практике, встречалась с бензиновым двигатель ЗмЗ 511 и с бензиновым двигателем ЗиЛ. А виной всему, всего лишь толщина накладок ведомого диска сцепление. Как правила, диски сцепление, именно накладка ведомого диска, которые продаются в автозапчастях, толще. Они идут ну как бы, получается ремонтные. И это рассчитано, на случай, если вдруг подверглись ремонту маховик и нажимной диск сцепление. То есть вытащивались у токаря.

И как же нам с Вами поступить, как нам выйти из положения нам же нужно как то компенсировать эту лишнюю толщину, если допустить что мы не трогали маховик и нажимной диск сцепление. А поможет нам в данной ситуации загнутая проволока толщиной 4мм (см.рис. 4.). Да да не удивляйтесь именно так.

Рис. 4. Загнутая проволока.

За фото прошу прощения сам не стал фотографировать, то что нашел в просторах нашего бескрайнего интернета. Это просто что бы Вам показать какой, примерно, должна быть проволока. Может кто то сейчас засмеялся, а кто то удивился: "А чем тут может помощь это проволока, не понятно". Согласен с Вами первый раз когда я узнал про эту хитрость тоже удивился. А когда поставил эти проволоки куда нужно был в восторге, после того как сцепление нормально заработало и передачи начали включатся как по маслу, так сказать.

Рис. 5. Место установки проволоки.

Я на картинке указал место куда нужно подкладывать проволоку толщиной 4мм. Нужно просто ослабить болты кожуха. Как нам известно, кожух сцепления-11 закреплен на маховике-1 коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами. И так, после того как ослабили болты, между кожухом-11 и маховиком-1 (см.рис.3.) прямо на сами болты засовываете проволоку, ну как бы, получается вроде регулировочной шайбы.

Кто то может подумал: "а почему нельзя шайбу толщиной 4мм использовать", можно и шайбу. Только есть одно ,но. Рано или поздно нам придется убирать эти самые регулировочные проволоки. Это будет завесить от пробега Вашего авто. По мере износа накладки, ведомого диска, сцепление начнет пробуксовывать, мы еще это явление называем "ведет сцепление".

Это "ведет сцепление", то есть пробуксовка сцепление, и будет сигналом, что пора избавляться от наших регулировочных проволок. Для этого нам будет достаточно всего лишь немного ослабить болт крепления кожуха и достать проволоку. А если была бы шайба нам бы пришлось целиком болт откручивать. Зачем это нам нужно, лишний раз откручивать и закручивать болт, еще можно резьбу попортить. Вот по этой причине и придумали "умные люди" такую хитрость с проволокой.

После того как я рассказал, своему знакомому, про эту хитрость он сел в свое л/а и быстренько помчался домой. Через пол часика примерно, позвонил и поблагодарил. Причина оказалась именно в этом. Говорит что теперь передачи все как по маслу включаются.

Вот такие вот не хитрые хитрости иногда нам помогают при ремонте автомобилей. Если вдруг кто то что то не понял спрашивайте, лучше в комментариях. Потому что вдруг с такой же проблемой как у Вас может кто нибудь когда нибудь столкнется. Так что пишите спрашивайте отвечу, помогу чем смогу.

Основные элементы сцепление Газ 3307 и Газ 53.

Сцепление автомобиля ГАЗ-3307 однодисковое, сухое, рычажное, с периферийными пружинами, гасителем крутильных колебаний, установлено в картере 2 (см.рис.3).

Основными элементами сцепление Газ 3307 являются ведомый диск 3 в сборе с фрикционными накладками и нажимной диск 4 в сборе с кожухом 11 и рычагами 5. Кожух сцепление закреплен на маховике 1 коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами (см.рис.3.).

Между кожухом и диском 4 установлено двенадцать нажимных пружин. Усилие сжатия пружин обеспечивает создание необходимой силы трения и передачи крутящего момента от маховика через кожух и нажимной диск на ведомый диск сцепления. Для выключения сцепление служат три рычага 5. Точками опоры рычагов на кожухе являются специальные гайки 7.

Одновременность нажатия подшипником на все рычаги регулируют гайками 7, которые после регулировки раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля эти рычаги, как правило, не регулируют. Для выключения сцепление служит упорный подшипник, установленный на муфте 8.

Между концами рычагов нажимного диска (корзины) и подшипником выключения сцепление Газ 3307 необходим зазор 2,5-3,0 мм, который обеспечивается при свободном ходе 4-5 мм наружного конца вилки 10 включения сцепления и соответствует свободному ходу педали 40-55 мм при неработающем двигателе

Смазка подшипника выключения сцепление Газ 3307 осуществляется колпачковой масленкой 6, расположенной сверху картера сцепление. Масленка и муфта выключения сцепление соединены гибким шлангом.

При установке нового шланга необходимо заполнить его смазкой. Для этого нужно дважды выжать в него полностью заправленную колпачковую масленку. Только после третьей заправки смазка из масленки будет подаваться в подшипник.

Регулировка привода выключения сцепление Газ 3307

Перед регулировкой привода необходимо проверить уровень жидкости в питающем бачке 1 (см. рис.1) и при наличии воздуха в системе (подтекание на трассе, гидропривод, провал педали и пр.) прокачать привод.

При регулировке привода сцепление автомобиля ГАЗ-3307 следует обеспечить свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления, равный 4-5 мм, что соответствует необходимому зазору между концами оттяжных рычагов и подшипника выключения сцепление.

Регулировка свободного хода вилки выключения сцепление ГАЗ-3307 проводится в следующем порядке:

  • отсоединить оттяжную пружину 12 (см.рис.1);
  • приложить линейку вдоль толкателя 11 и, покачивая рукой вилку 7, замерить свободный ход вилки. Если он не укладывается в требуемые пределы, то надо ослабить контргайку 10 и, придерживая регулировочную гайку ключом, вращать толкатель 11, добиваясь необходимого свободного хода (см.рис.1). Для вращения толкателя использовать ключ перепускного клапана колесного цилиндра;
  • затянуть контргайку, придерживая толкатель от проворачивания ключом;
  • проверить свободный ход вилки.

Ну что же, с сцеплением Газ 3307 и Газ 53 на этом, пока, закончим. Надеюсь Вам что нибудь то поможет из этой статьи. Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий "Ремонт ГАЗ". Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.

Читайте также: