Самый большой замер на автозвуке в мире

Обновлено: 04.07.2024

Рейтинг-тест Авторевю 2020: как Голованов оценил аудиосистемы всех машин?


Леонид Голованов


Сравнить аудиосистемы всей десятки, от простенького Polo до ­премиум-SUV-флагманов, причем с единой меркой? Я так и сделал, но не обнаружил ни одного аудиоаутсайдера. Редкий случай, когда все наши финалисты оказались по звуку как минимум неплохи. Причем самый дешевый не стал худшим.

И здесь куда хуже тем, кто вообще не получает от музыки никакого удовольствия. А вот для меломанов и ­аудиофилов открываются, так сказать, дополнительные возможности.



Если бы я купил Polo, то не удержался бы от экспериментов — этот звук можно заметно улучшить малой кровью

Впрочем, цена еще ничего не гарантирует.

Словом, от тембральной окраски и других искажений всех сортов, свойственных несовершенному аудиотракту, сильнее всего страдает восприятие записей инструментов со сложными спектрами. Скрипки визжат, духовые режут, рояль стеклит. Какое уж тут удовольствие!

Но зато в Polo чувствуется объемность звучания — и даже есть некое подобие сцены, разве что пришлось сместить баланс вправо, дабы сфокусировать звук по центру. А вот Karoq этого совершенно лишен. Звук в нем почище, классика уже воспринимается нормально. Однако запаса мощности усилители почти не имеют: в попытке расслышать нюансы громкость пришлось выкручивать практически на максимум. И если в Polo оркестр хотя бы равномерно рассажен в недрах передней панели, то Karoq опускает его не просто в яму — где-то под ногами играют бедолаги.

Так что в целом именно Karoq на последнем месте.

А после Polo идет плотная группа из двух Kia — и Arteon, звук в котором сочетает кароковскую относительную чистоту и приемлемый динамический диапазон Polo. Впрочем, кому теперь интересно, как играет система машины, выведенной с рынка… И как не поругать электронщиков группы Volkswagen за аудиоинтерфейс, в котором просто не предусмотрен поиск файлов, рассортированных по папкам?


Bose в Kia звезд с аудионеба не хватает, зато Seltos хорош еще и дизайном решеточек

Причем простота архаичного тойотовского интерфейса — та, что хуже воровства, — здесь даже в масть: за пару нажатий можно попасть в нужную папочку, а громкость регулируется обычной крутилкой.

Mercedes не был бы Мерсе… Хотя сейчас уже ни в чем нельзя быть уверенным.


Может ли e-tron иметь мощный звук? Ведь эти ватты напрямую сокращают дальность электрохода!

И как в нашем полигоновском тесте, на вершине пищевой ­аудиоцепочки та же сладкая белая парочка семиместных. Не исключаю, что если бы наш GLS имел не младшую систему Burmester, а топовую, с 26 динамиками и более чем полуторакиловаттным усилением, то лучшим был бы он. Провал, по сравнению с BMW, как раз по энергетике: звук детальный и чистый, но не хватает напора — например, контрабас играет бледнее, чем должен. Поэтому джазовые трио или квартеты в GLB или RAV4 слушать поинтереснее. Зато как объемно и выпукло играют барабаны! И оркестр дышит.


Красивые грили имени герра Бурместера еще ничего не означают: GLS имеет два варианта брендированного аудио

Но еще естественнее и ярче звук системы Bowers & Wilkins в BMW: 20 динамиков, каждый со своим каналом усиления, и примерно полтора киловатта суммарной мощности. Плюс куда более широкие возможности по настройке всего этого хозяйства — которыми, увы, все-таки пришлось воспользоваться. До идеала ведь все равно далековато.


Жесткие диффузоры динамиков — в гармонии с остальными чертами характера X7

Если взять абсолютную пятибалльную шкалу и за единицу принять какой-нибудь Renault Logan, а за пятерку Bugatti Chiron — лучший штатный автозвук, который я пока что слышал, — то вся наша десятка уложится практически в один балл. От троечки за Karoq до четверки за X7.

Но если брать по гамбургскому счету… Вернее, по мюнхенскому: самая крупная выставка аудиоаппаратуры класса hi-end традиционно проходила именно там, и среди шести сотен экспонентов всегда бывало несколько ­по-настоящему впечатляющих. Не только ценником около полумиллиона евро или выше, но и звучанием.

Так вот, если ориентироваться на уровень лучших звукозаписывающих студий и хай-энд-систем, включая мою домашнюю, то оценки за X7 и GLS сползут на уровень куда ниже тройки. Возможен ли бескомпромиссный звук в салоне автомобиля? Уверен, что да. Как минимум я точно знаю, как радикальным образом улучшить любую штатную автоаудиосистему даже без вмешательства в акустику и электронику.

Однако нужно ли это ширнармассам? Которые лишь иногда врубают Моргенштерна, Басту или, ну не знаю, Монеточку. Динамика и хорошие басы, кстати, все равно нужны и для рэпа с попсой.

Мораль сей басни? ­Во-первых, в целом корреляция между ценой машины и возможностями штатного ­аудио среди именитых брендов есть (а другие в нашу десятку не попали). А во-вторых, я не вижу смысла отдельно тестировать качество звучания в рамках наших испытаний. Лучше я дам вам не рыбу, а удочку — ловите свою удачу сами. Для того чтобы найти и выбрать свой звук, не нужны полигоны или V-Box — просто флешка с той музыкой, которую вы любите. Запоминайте нюансы, сравнивайте ощущения. Доверяйте своему слуху и вкусу. И запишите в качестве тестовых еще и пару-тройку композиций, которые для вас слишком сложны и звучат неприятно, — например, того же Стравинского или Kronos Quartet. Не понимаете этой музыки, не любите кошек? Возможно, вы найдете систему, которая умеет их готовить. И ваша жизнь изменится. К лучшему.


Этот фургон, оснащенный 80-ью динамиками, был обнаружен 18 июня 2016 года, после того, как полиция получила многочисленные жалобы на неимоверный звук от людей, проживающих в районе стадиона Сити-Филд (Нью-Йорк, США).

Найден самый громкий автомобиль в мире

Когда полицейские начали подъезжать к месту, откуда исходил шум, у них всех заложило уши. А по прибытию, они обнаружили фургон, вокруг которого собралось около сорока человек. Владельцем этого ужасающе громкого автомобиля был 47-летний Нельсон Идальго. В итоге Идальго был арестован по обвинению в нарушении общественного порядка, хулиганстве и незаконном переоборудовании транспортного средства, которое, как оказалось, обошлось его владельцу в кругленькую сумму - $ 20000.

Однако, в этой истории интересно не это, а то, каким был обнаруженный автомобиль, и какой он издавал звук. Оказалось, что установленные в фургоне колонки имели размер от 20 до 36 см в диаметре, а звук, производимый ими, многократно усиливался несколькими усилителями. При этом, каждый 20-сантиметровый динамик производил на выходе около 98 децибел (дБ) звука. А всего в переоборудованном фургоне находилось 80 таких динамиков. В итоге, по примерным подсчетам, оказалось, что найденный фургон выдавал на гора звук силой около 189 дБ.

Очень громкий звук

Для понимания: 196 дБ - это уже тот уровень звука, на котором у человека происходит разрыв барабанной перепонки. Звук такой силы равен звуковым волнам, которые бы вы испытали, если бы стояли на расстоянии 18 метров от взрыва 1 тонны тротила.

И, как полагают сегодня ученые, на Земле человечество лишь однажды слышало звук бОльшей силы – его произвел в 1918 году Тунгусский метеорит. Сила звука от его падения на землю примерно равнялась 300-315 дБ в эпицентре взрыва.

Так что на сегодняшний день автофургон Нельсона Идальго можно смело назвать самым громким автомобилем в мире. Правда, этот рекорд не может быть зафиксирован официально, ведь переоборудование этой машины произошло незаконно. А вот законно зафиксированным рекордом самого громкого автомобиля в мире является результат, поставленный на специальном конкурсе DB Drag Racing Spring Break Nationals в 2013 году.

Мировой рекорд - самый громкий автомобиль в мире

Победившая машина, двери и окна которой для установки рекорда полностью завинтили на болты, смогла произвести звук силой 181,1 дБ. Говорят, когда стоишь возле такого автомобиля, каждая клеточка твоего тела болезненно вибрирует, подкатывает тошнота и глотать становится трудно, а слышать – невозможно.

Звуковые гиганты

Несмотря на концертную непрактичность, для таких гигантов по сей день находят ниши. Исполинские аудиосооружения, объединяющие в себе огромное количеством излучателей и мощных усилительных приборов, обладают колоссальным звуковым давлением. Сегодня, поражающие воображение обывателей, аудиомонстры строят для различного рода соревнований (чаще в автозвуке), в качестве выставочных концептов, удивляющих своими параметрами, а также для использования в промышленных испытаниях.

Как появилась идея или, что делает LSD со звукорежиссером

Звуковые гиганты

Фил Спектор

Звуковые гиганты

Grateful Dead

Звуковые гиганты

Звуковые гиганты

Звуковые гиганты

Звуковые гиганты

Для предотвращения обратной связи микрофон — АС и образования эффекта естественной реверберации, концертная площадка оснащалась дублированными конденсаторными микрофонами с низкой чувствительностью (дублирующий микрофон располагали на расстоянии 60 мм от основного и повернутыми на 180 градусов по фазе к динамикам. Вокалисту приходилось петь как можно ближе к этой спарке, чтобы не увеличивать чувствительность. По словам музыкантов – это решение было более утомительным, чем использование традиционного динамического микрофона (пожалуй, это единственный недостаток системы, который отмечали участники коллектива).

Звуковые гиганты

Монстр звука для монстров рока

Несмотря на почти повсеместный отказ от исполинских саунд-сооружений в 80-е, некоторые мероприятия просто не могли обойтись без таковых. Так случилось с фестивалем Monsters of Rock в Дербишире (Великобритания), который проходил с 19-го по 22-е августа 1988 года. Участники фестиваля, среди которых были Metallica, Van Halen, KISS, David Lee Roth, Megadeth, Guns `N` Roses, Helloween и Iron Maiden хотели действительно мощно выступить перед многочисленной публикой, на фестиваль прибыло 107,000 зрителей.

Звуковые гиганты

Для этого была сооружена акустическая конструкция длинной 45 (150 футов) и высотой 10 метров (35 футов), которая имела общую RMS 523 000 Вт (указана не максимальная, а программная рабочая мощность) и обеспечивала звуковое давление в 100 дБ на расстоянии 1,7 мили. Измерения SPL (звукового давления) во время выступления Iron Maiden показали значение от 118 дБ до 124 дБ на расстоянии 90 м от источника звука, пиковые значения достигали 140 дБ.

Звуковые гиганты

В состав системы вошли — 300 кабинетов TMS-3 и 60 сабвуферов TSW-124, нагруженные 460-ю отдельными каналами QSC и BSS усиления, разделёнными на 4 полосы. Все АС были произведены компанией Turbosound. Более половины оборудования принадлежало группе Iron Maiden. Закономерным итогом стало занесение в 1990-м году этой громадины в Книгу Рекордов Гиннеса, как самой большой саундсистемы из когда-либо звучащих.

Звуковые гиганты

Концепт DESPACIO от McIntosh и Джеймса Мерфи, побивший рекорды 70-х

Звуковые гиганты

Одна из видных разработок в области сверхмощных саунд систем несколько лет назад появилась у известной американской компании

Society of Sound — выставочный концепт от Bowers & Wilkins

На WOMAD 2014 легенды true High End компания Bowers & Wilkins представили своё сверхмощное сооружение с пафосным названием Society of Sound. Система была спроектирована на основе комбинации классических фазоинверторных сабвуферов с трёхполосными кабинетами (Mid-bass, СЧ, ВЧ), изготовленных из березовой фанеры.

Звуковые гиганты

Звуковые гиганты

Приобрести это звуковое чудовище эту концептуальную разработку можно всего за 1 миллион Евро.

Испытания Orion на Lokheed Martin

Звуковые гиганты

Система воспроизводит звук работы реальных ракетных двигателей, записанный при помощи 100 микрофонов, что позволяет с высокой точностью воссоздать акустические условия на стартовой площадке космодрома.

Несмотря на некоторую утопичность и иррациональность аудиоколлосов, они продолжают находить применение не только в шоу-бизнесе, но и в серьезных инженерных разработках. В одном из материалов о легендарных усилителях прошлого и настоящего я усомнился в практической ценности тороидального усилителя Opera Only, однако, ближе познакомившись со сверхмощными саунд-системами, этот монстр уже не кажется таким бесполезным.

прибор шумомер

Автозвук

Подходя вплотную к автозвуку, на разных этапах, может потребоваться устройство для замера уровня шума и звукового давления, которое как раз и называется шумомером. Притом не обязательно строить супердорогую, профессиональную аудиосистему, ровно как и не предполагается строить систему соревновательно уровня, чтобы найти применение этому полезному измерительному устройству. Непосредственно прибор шумомер может понадобиться абсолютно всем и каждому, притом его значимость окажется выше для подготовки автомобиля к вибро и звуко изоляционным работам, нежели чем измерение звукового давления у собранной системы, которое больше актуально для профессионалов и преследует совсем другие цели.

Что такое шумомер. Виды и классификация


  • Класс 0 — наиболее высокоточные из существующих
  • Класс 1 — необходимая точность для лабораторных исследований
  • Класс 2 — шумомеры для использования на производстве
  • Класс 3 — бытовые шумомеры для повседневных нужд с приличной погрешностью

Принадлежность шумомера к тому или иному классу так же очень критична, поскольку от этого зависит и воспринимаемый прибором диапазон частот. Данная зависимость выглядит следующим образом: шумомеры класса 0 и класса 1 работают в диапазоне частот от 20 Гц до 18 кГц; шумомеры класса 2 работают в диапазоне частот от 20 Гц до 8 кГц, шумомеры класса 3 работают в диапазоне частот от 31,5 Гц до 8 кГц.

прибор шумомер-02

Такое деление по классам имеет прямую зависимость со стоимостью: самые точные шумомеры закономерно стоят больших денег, тогда как бытовые измерительные приборы доступны для подавляющего большинства.

Помимо классификации по точности измерения, шумомеры так же дополнительно делятся по классам установленных в них фильтров:

  • Класс A — предназначен для небольшой громкости (в диапазоне 20–55 фон)
  • Класс B — предназначен для средней громкости (в диапазоне 55–85 фон)
  • Класс C — предназначен для высокой громкости (в диапазоне 85–140 фон)

прибор шумомер-03

Установленных фильтров может несколько, в этом случае необходимо переключение между ними в зависимости от предполагаемого уровня громкости измеряемых шумов.

Принцип работы шумомера и устройство

Как понятно уже из названия, прибор шумомер сконструирован для измерения шума, т.е. несогласованного между собой звука в слышимом диапазоне частот. Основной задачей прибора является определение звуковой интенсивности/давления в том диапазоне частот, на который изначально расчитан конкретный шумомер.

прибор шумомер-04

Принцип работы шумомера достаточно прост: он улавливает шум при помощи микрофона, преобразуя механические звуковые колебания в электрические. Затем полученные электрические колебания поступают на встроенный усилитель и усиливаются, потом посылаются на выпрямитель и ещё целый ряд встроенных фильтров для корректировки. Фильтры нужны для того, чтобы разбить беспорядочный звуковой фон на отдельные частоты и замерять интенсивность каждой в отдельности.

Устройство шумомера может отличаться в зависимости от цены и комплектации. Однако базовое устройство предполагает измерительный прибор с микрофоном, встроенным усилителем звука, набором корректирующих фильтров для частотного разделения поступившего звука, а так же дополнительных индикаторов. Для вывода полученных данных чаще всего используется LCD дисплей, хотя механические стрелочные индикаторы так же пользуются популярностью за счёт проверенной временем простоты и надёжности.

прибор шумомер-05

Шумомеры могут значительно отличаться по внешнему виду, габаритам, дизайнерскому исполнению, потребляемой энергии и другим параметрам. Современные устройства по замерению уровня шума зачастую так же оснащаются дополнительными функциями, например слотом для карты памяти (чтобы сохранять/переносить полученные данные), или разъёмом для подключения к ПК для дальнейшей обработки информации. О целесообразности дополнительного функционала каждому судить для себя, однако для целей однократного или нечастого измерения звукового давления в салоне автомобиля все второстепенные функции будут скорее лишними, при этом они будут однозначно увеличивать конечную стоимость шумомера.

Какой шумомер подойдёт для целей автозвука?

На что важно обратить внимание на этапе выбора шумомера под задачи подготовки к зашумлению салона автомобиля и прочих автозвуковых тонкостей? Для таких специфичных целей важно обратить внимание на:

Альтернативные способы измерения уровня звукового давления

В широком понимании прибор шумомер не только бывает в отдельном корпусе и в том классическом представлении, что было дано выше, но данное устройство так же может входить в состав других измерительных приборов или же заменяться аналогами, например при наличие соответствующего ПО и микрофона. Наиболее распространённые альтернативные варианты шумомеров, которые в том числе могут помочь с конкретной задачей по измерению уровня звукового давления в салоне автомобиля:

Читайте также: