Сбил знак и уехал с места дтп что будет

Обновлено: 05.07.2024

Такая ситуация не всегда считается ДТП, иногда это причинение ущерба. Если виновник не скрылся с места происшествия, все отлично! Если нет, придется все же решать вопрос при помощи полиции и администрации парковки.

Содержание

Оставляя машину на парковке, мы рассчитываем, что с ней ничего не случится. Но и там ваше авто могут повредить. Какими правами обладает владелец в этом случае и с кого требовать возмещения ущерба, если вам поцарапали машину на парковке или как-то иначе повредили, читайте в нашей статье.

Является ли это ДТП?

Достаточно любопытно, каким образом классифицируются повреждения, полученные автомобилем на парковке. ДТП это считается только в том случае, если авто пострадало от другого движущегося транспортного средства. В остальных ситуациях повреждения классифицируются как ущерб. То есть, если кто-то ехал по парковке и задел вашу машину, это ДТП (например, на автомобиле, мотоцикле или скутере). Если кто-то специально или случайно поцарапал краску, сбил дворник, оставил вмятину, это – причинение ущерба вашему имуществу (ст. 15 ГК РФ).

Важно! Если вам ударили дверью машину на парковке (когда другой владелец уже припарковался и просто выходил), это не ДТП, а причинение ущерба. Если владелец другого авто парковался и стукнул ваш автомобиль, это ДТП на парковке.

Как действовать в той или иной ситуации? Куда обращаться, если на парковке повредили автомобиль?

Вне зависимости от того, как автомобиль пострадал, первым делом нужно позвонить в полицию. А далее, в зависимости от того, было ДТП или нет, схема действий несколько разнится.

  • Если произошло ДТП (и это очевидно), на место должны приехать представители ГИБДД. Они оформят происшествие.
  • Если речь идет о порче имущества, приезжает опергруппа или участковый.

Как все оформить?

В первом случае (с ДТП) немалое значение имеет также то, скрылся виновник с места происшествия или нет. Если он дождался вас, признает свою вину и готов участвовать в разбирательстве и составлении протокола, это существенно облегчает задачу.

Кстати, в ряде случаев можно обойтись вообще без ГИБДД и просто составить извещение о ДТП (так называемый европротокол). Эта схема дтп на парковке самая простая и понятная, она допустима при соблюдении следующих условий:

  • Нет пострадавших (людей).
  • ДТП затронуло только два автомобиля.
  • У обоих владельцев оформлено ОСАГО.
  • Обстоятельства причинения вреда не вызывают разногласий у участников ДТП, либо такие разногласия есть, но тогда будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.

Такой вариант оформления ДТП существенно упрощает ситуацию и дает возможность не терять много времени на официальное разбирательство.

Однако, даже если такой вариант вам не подходит, в целом проблем возникнуть не должно, и все расходы на ремонт будут покрыты за счет страховки или средств виновника.

Если же тот, кто повредил ваш автомобиль, скрылся с места происшествия, все равно нужно вызывать ГИБДД и самому оставаться на месте происшествия, пока не будут завершены все формальности.

Если автомобиль пострадал не от действий человека

Что делать, если задели машину на парковке другие водители, мы опишем ниже. Но бывает, что автомобиль поврежден не напрямую человеком. Например, если упала сосулька или еще что-то с крыши, свалилось дерево, рекламный щит и так далее. В этом случае необходимо выяснить, кто отвечает за благоустройство территории, а также доказать, что произошедшее – не форс-мажор (то есть действительно дерево было старым, здание – ветхим и так далее). Эта проблема скорее актуальна для тех, кто паркуется во дворе, а не на официальной парковке.

План действий в случае ДТП или ущерба имуществу, фиксация повреждений

Что делать дальше? Кто должен возмещать ущерб?

Если виновник найдется и его вина будет доказана, он возместит ущерб, причиненный автомобилю. Отыскать скрывшегося виновника можно по записям с камеры наблюдения (если таковая есть), на основании свидетельских показаний или по записям парковки (например, можно определить, кто выезжал с парковки в то время, пока там находился ваш автомобиль, и обзвонить этих людей).

Имея список повреждений, вы можете обратиться к эксперту для оценки стоимости восстановления автомобиля до исходного состояния (которое было до происшествия; если есть старые повреждения, их, естественно, считать не нужно). Заключение эксперта необходимо вручить администрации стоянки вместе с претензией либо лично, либо заказным письмом с уведомлением, чтобы было доказательство информирования.

Когда можно покинуть место происшествия?

Если виновник дождался вас, вы решили дело мирно и не имеете друг к другу дополнительных претензий, можно покидать место происшествия. Оставлением места дтп без пострадавших на парковке это не считается. В дальнейшем вопрос будет передан страховым компаниям, и вы получите компенсацию.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Не все хотят тратить время на оформление ДТП, особенно если автомобиль не получил серьёзных повреждений. Поэтому, договорившись об отсутствии взаимных претензий, водители нередко разъезжаются. Рассказываем, почему в большинстве случаев так делать не стоит и какие есть исключения.

Что вы узнаете из статьи

  • Если покинуть место ДТП по устной договорённости с другим водителем, можно лишиться прав.
  • Страховой легче взыскать ущерб с того, кто покинул место ДТП. То есть водитель рискует также своими деньгами.
  • Оставить место ДТП можно только в четырёх случаях, в том числе если составлен европротокол.

Если покинуть место ДТП, можно лишиться прав

Оставление места ДТП — административное правонарушение.Ответственность за него определяет пункт 2 статьи 12.27 КоАП. Штраф законом не предусмотрен, только лишение прав на срок от одного года до полутора лет. Также возможен административный арест на срок до 15 суток. Наказание зависит в том числе от наличия отягчающих обстоятельств, например состояния алкогольного опьянения.

Даже если на словах участники аварии договорились об отсутствии претензий и разъехались, а потом один из них вернулся на место ДТП и вызвал полицию, доказать устную договорённость будет сложно. Покинувший место аварии водитель рискует не только лишиться прав, но и стать жертвой автоподставы. Одна из самых распространённых схем строится на том, что пострадавший шантажирует виновника аварии по телефону угрозой вызвать ГИБДД на место аварии. Избежать проблем водитель может, если просто останется на месте ДТП и вызовет инспектора.

Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД

Если покинуть место ДТП, высока вероятность иска от страховой

Если автомобилист покинул место аварии, не оформляя ДТП по правилам и не составляя расписку, ему будет сложнее защитить себя в суде в случае применения суброгации.

Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Применение суброгации связано с тем, что по ОСАГО установлены лимиты: по возмещению вреда здоровью — 500 тысяч ₽, по возмещению материального ущерба — 400 тысяч ₽. Если сумма страхового возмещения превышает эти лимиты, закон оставляет за страховщиком право взыскать разницу с виновника.

Если водитель уедет с места аварии, вполне возможно, что страховая использует это как аргумент в суде, и суд встанет на её сторону. В этом случае водителю придётся выплатить запрашиваемую страховщиком сумму. Избежать этого можно, если составить расписку о том, что пострадавший получил от виновника денежную компенсацию и больше претензий не имеет. Но автомобилист, чья машина пострадала, должен отдавать себе отчёт, что на основании такого соглашения страховая может отказать в выплате или ремонте.

Что писать в расписке:

  • ФИО, паспортные данные и адреса регистрации участников ДТП;
  • дату, время и адрес места происшествия;
  • краткое описание ДТП;
  • указание виновности конкретного лица;
  • информацию об ущербе и его оценку;
  • сумму денежной компенсации — числом и прописью;
  • отсутствие претензий ко второй стороне;
  • сведения о добровольном составлении расписки, трезвом уме и ясной памяти, без физического и психологического давления;
  • дату и подписи обоих водителей.

Лучше составить расписку об отсутствии претензий в двух экземплярах — для каждого из участников ДТП. Так водители смогут доказать, что не покидали место аварии и решили вопрос компенсации с другим участником происшествия в частном порядке.

Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽

Когда можно уехать с места ДТП

Существуют четыре ситуации, когда можно уехать с места ДТП и не остаться без прав.

Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться прав

Участники аварии должны следовать Правилам дорожного движения.

  1. Остановить машину и включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки: в городе — за 15 метров от места ДТП, за пределами города — за 30 метров. Не перемещать предметы, которые имеют отношение к происшествию.
  2. Убедиться, что нет пострадавших, если они есть, незамедлительно вызвать скорую помощь и, если требуется, спасателей.
  3. По возможности привлечь свидетелей и зафиксировать их данные.
  4. Провести фото- или видеосъёмку места происшествия.
  5. Если машины полностью перекрыли движение, сразу после завершения съёмки убрать их с проезжей части.
  6. Если в ДТП не более двух участников — определиться, оформлять европротокол или вызывать сотрудников ГИБДД.
  7. Подробно изложить обстоятельства в европротоколе или в протоколе ГИБДД.
  8. Известить свою страховую компанию о факте ДТП. Европротокол нужно передать в страховую компанию в течение пяти дней. Для получения возмещения ущерба потребуется оригинал европротокола. Если протокол составлял сотрудник ГИБДД, действует трёхлетний срок исковой давности для обращения в страховую за возмещением ущерба по ОСАГО.

Оформление ДТП по всем правилам поможет защитить свои права в сложных случаях, когда страховая компания отказывает в возмещении или предъявляет требование к виновнику ущерба в порядке суброгации.

Чтобы сэкономить время и деньги, оформляйте ОСАГО

Выбрать выгодную страховку удобно на Сравни.ру

водитель, стаж — семь лет

Случай на дороге. Как водителя, сбежавшего с места ДТП, всё равно признали виновным

Я готовился к юбилею. Мы с сестрой закупили полный багажник продуктов, и прямо в этот багажник въехал автомобиль. Было очень страшно: когда произошло столкновение, моя нога сорвалась на педаль газа, и мы понеслись вперёд. Я с огромным трудом вырулил, машина остановилась прямо перед бензовозом. Виновник ДТП сразу же убежал с места происшествия.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД не смогли установить виновника, поскольку не было ни фото, ни видео ДТП, которые бы подтвердили, что за рулём в момент аварии был собственник автомобиля. Из-за этого страховая отказала мне в выплате или ремонте авто.

В общей сложности я потратил почти полгода, чтобы добиться ремонта по страховке. Мне помогли показания свидетеля и тот факт, что виновник не только скрылся с места ДТП, но и игнорировал вызовы полиции. В итоге владельца автомобиля признали виновником аварии. После этого страховая компания согласилась возместить расходы на ремонт. Впоследствии я узнал, что сбежавшего водителя лишили прав.

Если в ДТП пострадал только один автомобиль, то его водитель вправе оставить место происшествия без вызова сотрудников полиции. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу автолюбителя, лишенного прав по ч. 2 ст.12.27 КоАП (оставление места ДТП его участником).

Его машина, действительно, попала в ДТП – неудачно съехала в кювет и перевернулась. К счастью, в инциденте больше никто не пострадал. Водитель добрел до ближайшего придорожного кафе (там работала его жена), чтобы перевести дух. Вскоре туда же подъехали и сотрудники ГИБДД. Его обвинили в том, что он скрылся с места аварии, привезли обратно к опрокинутой легковушке и составили протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Районный суд согласился с тем, что водитель нарушил предписания п. 2.5 ПДД, что правонарушение это вообще имеет повышенную общественную опасность, а потому отобрал права на год. Краевой суд с ним целиком согласился.

Вакина Ольга

24 апреля 2019 г. вступили в силу изменения в ст. 264 УК РФ (Федеральный закон от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ), в соответствии с которыми оставление места ДТП в случае, если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть, является признаком, отягчающим вину. Водитель будет нести более суровое наказание по сравнению с тем, которое было бы назначено, если он бы остался на месте происшествия.

По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.

Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.

Справедливое наказание

Водители, покинувшие место аварии с жертвами, теперь будут по умолчанию считаться находившимися за рулем в состоянии опьянения

До внесения указанных поправок срок наказания в виде лишения свободы за причинение водителем тяжкого вреда составлял до двух лет, если наступила смерть – до пяти лет. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, сроки наказания увеличивались и составляли соответственно до четырех лет за причинение тяжкого вреда здоровью и от двух до семи лет в случае ДТП со смертельным исходом.

За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.

Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.

Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.

Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.

В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено. Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб., так и лишение свободы сроком до года.

Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.

С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.

Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.

После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.

В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.

Предупреждение совершения преступления

Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.

С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.

С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.

Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.

Читайте также: