Схема пневмоподвески вольво ф12

Обновлено: 03.07.2024

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ VOLVO F12 3
Ежедневные проверки Volvo F12 3
Общее ознакомление 3
Комбинированный приборный щиток 6
Центральные сигнальные лампы 8
Зуммер 9
Часы/счетчик пробега (аксессуар) 9
Выбор функции часов и счетчика пробега 9
Тахограф (или спидометр) 10
Ручной рычаг тормоза прицепа 11
Дросселирования выхлопа) 11
Ручка глушения двигателя 11
Ручной привод дроссельной заслонки 11
Замок зажигания 12
Индикаторная лампа подогрева двигателя .12
Манометр турбонаддува (аксессуар) 12
Блокирующий клапан стояночного тормоза 12
Выключатель фар и подсветки приборов 12
Выключатели противотуманных фар 13
Регулятор высоты фар дальнего света 13
Выключатель прожекторных ламп 13
Рычажок указателя поворотов, переключения дальнего и ближнего света фар, а также мгновенного дальнего света фар 13
Выключатель предупредительной мигающей сигнализации 14
Выключатель опознавательных огней 14
Выключатель освещения кабины 14
Рычажок для смыва и очистки ветрового стекла и стекол фар 14
Прерыватель движения щеток 15
Сигнальная лампа воздухоочистителя 15
Выключатель нагрева зеркал 15
Включение блокировки дифференциала 15
Выключатель блокировки дифференциала, сигнальная лампа блокировки дифференциала тягачи 4x2, 6x2 и 8x2 15
Выключатель блокировки дифференциала, сигнальные лампы блокировки, тягачи 6x4 и 8x4.16 Выключатель подъемника тележки 16
Гидравлический подъемник тележки 16
Пневматический подъемник тележки 16
Дополнительное оборудование Wolvo F12 17
Выключатель отбора мощности 17
Выключатель отбора мощности для систем KOBLAM и KOBKLO 17
Включение отбора мощности типа KOBKLO 17
Дополнительное оборудование 17
Выключатель для привода ведомых колес 17
Блок климатизации 19
Вентиляционные отверстия 19
Кондиционирование воздуха (АС) 19
АТС/Кондиционирование воздуха, датчик температуры 20
Сиденья 20
Инерционные ремни безопасности 22
Регулировка положения рулевого колеса 22
Огнетушитель 22
Сигнальные треугольники 23
Запорные кнопки дверей 23
Люк крыши 23
Датчик километража 23
Откидывание кабины 24
Спуск кабины в исходное положение 25
Сигнальная лампа замка кабины (8) 25
Обкатка 5000 км 25
Пуск двигателя Volvo-F12 25
Устройство холодного запуска 26
Важные замечания относительно пуска и вождения 27
Прогрев двигателя 27
Дросселирование выхлопа при вождении 27
Глушение двигателя 27
Сервопривод сцепления 27
Переключение передач 28
Коробки R 1400, R 1700, SR 1400, SR 1700 и SR 2000 28
Положения рычага переключения передач 28
Положения перекидного переключателя 28
Ограничитель диапазонов 29
Переключение передач на повышение 29
Переключение передач на понижение производится в обратном порядке 29
Задний ход 30
Замедленная передача 30
Переключатель делителя. Коробка передач SR 1400, SR 1700 и SR 2000 30
Тормозная система Wolvo-F12 31
Функционирование системы ABS 31
Воздушная подвеска 4x2,6x2 32
Компрессор 32
Наполнение 32
Приборы и средства управления 32
Манометр 32
Сигнальная лампа воздушной подвески 33
Подъем тележки 33
Подъем поддерживающей оси 33
Перегрузка 33
Опускание поддерживающей оси 33
Пресс тележки 33
Ручное управление уровнем подвески 34
Положение ручного управления 34
Блок управления 35
Установка внешних стоек 35
Буксировка автомобиля 36
Накачивание шин 37
Усилитель руля 37
Советы по технике вождения 38
Регулярное обслуживание 39
Инструкции по смазке в период обкатки 41
Меры зимнего ухода 42
ДВИГАТЕЛЬ VOLVO-F12 42
Проверка уровня масла 43
Смена масла двигателя 43
Смена масляных фильтров 44
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ R 1400, SR 1400, R 1700, SR 1700 И SR 2000 44
Проверка уровня масла 44
Смена масла коробки передач 45
Замена фильтра коробки передач 45
ОТБОР МОЩНОСТИ KOBKLO, KOBLAM 45
Проверка уровня масла 46
Смена масла 46
ЗАДНИЙ МОСТ 46
Проверка уровня масла 46
Смена масла заднего моста 46
ЗАПРАВОЧНЫЕ ЕМКОСТИ 47
Тягачи 4x2, 6x2 и 8x2 47
Тягачи 6x4 и 8x4 47
ПОДЪЕМНИКТЕЛЕЖКИ 47
Проверка уровня масла 47
Смена масла и чистка масляного фильтра 47
ЖИДКОСТЬ ПРИВОДА СЦЕПЛЕНИЯ
Проверка уровня жидкости 48
ЖИДКОСТЬ УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ 48
Проверка уровня жидкости 48
Смена жидкости и вставки фильтра 48
СМАЗЫВАЕМЫЕ СТУПИЦЫ 49
Проверка уровня масла 49
НАСОС НАКЛОНА КАБИНЫ 49
Проверка уровня масла 49
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА VOLVO 49
Проверка уровня масла 49
Смена масла, масляных фильтров 50
СМАЗКА 50
Смазка шасси, кузова 50
Смена охлаждающей жидкости 51
Защита от замерзания 51
Антикоррозийная защита 51
Фильтр для антифриза (только для F16) 51
Слив системы охлаждения 52
Заполнение пустой системы охлаждающей жидкостью 53
Заправочные емкости системы охлаждения: 53
Сливные краны 52
ВЕНТИЛЯТОР С ТЕРМОСТАТИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ 53
Проверка приводных ремней 54
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА 54
Прокачка топливной системы 54
Слив конденсата из топливного бака 55
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ 55
Очистка воздушного фильтра 55
Замена элемента фильтра 56
Вторичный фильтр 56
Циклоновый воздухоочиститель (только F16J56)
КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА 57
Проверка эксикатора 57
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 57
Помощь при запуске 58
Главный выключатель аккумулятора 58
Предохранители и реле 58
Подсоединение дополнительных электроприборов 60
Разъем (В+) 60
Стартер двигателя 60
Замена ламп 61
Фары 61
Смена щетки стеклоочистители 61
Хвостовое освещение 61
Лампы щитка приборов 62
Проверка уровня электролита 62
Проверка сигнальной лампы (рабочие тормоза) и регулятора давления 62
Проверка уровня антифриза 62
Спуск конденсационной воды из баллонов с воздухом 63
Проверка утечек воздуха 63
Проверка тормозной системы 63
Замена воздушного фильтра компрессора 64
Проверка давления в шинах 64
Спаренные колеса 65
Как продлить эксплуатацию шин 65
Держатель запасного колеса 65
Смена колес 65
Установка дискового колеса 66
Спаренные колеса 66
Проверка затяжки колесных гаек 67
Мойка автомобиля 67
Чистка обивки 67
Очистка ремней безопасности 68
Подкраска кабины 68
Идентификационные таблички 70
СПРАВОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ ВОЛЬВО F12 71
Перевод единиц измерения 71
Нагрузка на оси автомобиля Volvo F 12 71
Размеры тягача 71
Двигатель 10 литров Общие данные 72
Система смазки 72
Топливная система 73
Система охлаждения 73
Электрическая система 73
Лампы 73
Сцепление 74
Задний мост Тягачи 4x2, 6x2 и 8x2 74
Коробка переключения передач 74
Задний мост Тягачи 6x4 и 8x4 75
Усилитель рулевого управления 75
Передние колеса и управление 75
Продольный наклон поворотного шкворня по отношению к плоскости пола 75
Колеса и покрышки 75
Коробка отбора мощности 76
Смазка автомобиля. Тягачи 4x2, 6x2 и 8x2 с тележкой с гидроприводом 77
Задняя подвеска для тягачей 6x2 с пневматическим подъемником тележки 78
Задняя подвеска для тягачей 6x4 и 8x4 тележка с двойным приводом 78
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ Volvo F-12 79
Общие положения 79
Подробные характеристики двигателя 79
Картер цилиндров 79
Гильзы 79
Коленчатый вал 79
Вкладыши 80
Маховик двигателя 80
Шатуны 80
Поршни 80
Пальцы поршней 80
Поршневые кольца 80
Распределительный механизм 80
Распределительный вал 80
Шестерни механизма распределения 80
Промежуточная шестерня 80
Клапаны 81
Зазор клапанов на холодном двигателе 81
Пружины клапанов 81
Головки цилиндров 81
Седла клапанов 81
Направляющие клапанов 81
Смазка двигателя 81
Регулировка насосов 83
Условия испытаний 83
Корпуса инжекторов и инжекторы 84
Электрооборудование Volva F12 84
Аккумуляторы 84
Генератор переменного тока 84
Стартер 84
Прочее оборудование 84
Турбокомпрессор 84
Воздушный фильтр 84
Моменты затяжки резьбовых соединений 84
Масляный насос 82
Клапаны масляной системы 82
Масляные фильтры 82
Объемы масла 82
Охлаждение двигателя 82
Водяной насос 82
Клапан избыточного давления 82
Термостаты 82
Объем системы охлаждения 82
Топливная система 82
Идентификация насосов и регуляторов 82
ДВИГАТЕЛЬ ВОЛВО Ф12 85
Демонтаж двигателя 85
Установка двигателя 86
ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ 86
Снятие головок цилиндров 86
Демонтаж головки цилиндра 86
Контроль 86
Обработка поверхностей 87
Замена одного из нагнетательных стволов инжектора 87
Седла клапанов 87
Направляющие клапанов 88
Клапаны 88
Пружины клапанов 88
Сборка головки цилиндра 88
Установка головок цилиндров 88
Коромысла 89
Регулировка коромысел (зазора клапанов) 90
Метод регулировки зазора клапанов 90
КАРТЕР ЦИЛИНДРОВ 90
Гильзы 90
Жиклеры охлаждения поршней 91
Подшипники коленчатого вала 91
Подшипники распределительного вала 91
Коленчатый вал 91
Демфер 92
Сальники подшипников 92
Маховик двигателя 93
Шатуны 93
Поршни 93
Узел шатун-поршень 93
Поршневые кольца 94
Монтаж узлов шатун-поршень 94
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ 94
Снятие картера и шестерен 94
Распределительный вал 95
Монтаж шестерен и картера 95
Уплотнение переднего подшипника 96
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ 96
Масляный насос 96
Демонтаж 96
Монтаж 97
Выпускной клапан 97
Масляные фильтры 97
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЛЬВО-Ф12 99
Водяной насос 99
Снятие водяного насоса 99
Демонтаж водяного насоса 100
Сборка водяного насоса 101
Установка водяного насоса 101
Термостат 101
Заполнение контура охлаждения 101
Термостатический вентилятор 102
Блокировка вентилятора 103
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА 104
Корректор давления наддува 104
Установка начала впрыска 105
Метод с метками 105
Метод без метки 105
Определение начала нагнетания на топливном насосе (ТНВД) 105
Соединение насоса с двигателем 105
Контроль начала впрыска топлива 106
Прокачка топливного контура 107
Запуск двигателя 107
Инжекторы 107
Выявление дефектного инжектора 107
Регулятор давления газа выпуска 107
Турбокомпрессор 108
Контроль давления наддува 108
Замена турбокомпрессора 109
СЦЕПЛЕНИЕ 110
Характеристики 110
Регулировка серво-расцепления 110
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ R И SR 1700 112
Подробные характеристики 112
Передаточные числа коробки передач 112
Объемы масла КПП 113
Моменты затяжки 113
Снятие и установка КПП 113
Выходное реле 113
Демонтаж 113
Главный картер 117
Подготовка валов 119
Первичный вал 119
Коробка sr 1700 119
Вторичный вал. КоробкаИ1700 120
Вторичный вал коробки передач SR 1700 120
Промежуточный вал 122
Масляный насос 122
Монтаж главного картера 123
Расчет толщины распорного кольца первичного вала для коробки R 1700 125
Регулировка положения вилок 127
Коробка передач SR1700 128
Монтаж выходного реле 128
Привод входного реле SR1700 128
Механизм выбора передач 129
ЗАДНИЙ МОСТ 131
Подробные характеристики 131
Объем масла 131
Моменты затяжки соединений 132
Практические советы 132
Установка корпуса носка моста 132
Дифференциал 133
Ведущая шестерня 134
Регулировка конусного расстояния 134
Сборка ведущей шестерни 135
Регулировка холостой нагрузки подшипников ведущей шестерни 135
Регулировка холостой нагрузки подшипников дифференциала 136
Регулировка зазора ведущей шестерни 136
Регулировка контактной площадки 136
Устройство блокировки дифференциала 137
Монтаж и регулировка 137
Ступицы задних колес 137
ПЕРЕДНИЙ МОСТ 138
Подробные характеристики 138
Идентификация осей 138
Моменты затяжки 138
Ступицы передних колес 139
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ 140
Подробные характеристики 140
Идентификация рулевого механизма 140
Рулевой механизм 140
Объем масла в рулевом механизме 140
Моменты затяжки 140
Рулевая колонка 140
Проверка и регулировка клапанов ограничения давления 142
Слив системы 143
Замена осушительного патрона и прокачка системы 143
ТОРМОЗА 149
Идентификация колесных цилиндров 149
Воздушный компрессор 149
Регулятор 149
Практические советы 150
Контроль накладок 150
Моменты затяжки 150
Замена накладок 151
Центровка тормозных колодок 152
Механизм разводки колодок 153
Устройство компенсации износа колодок 155
Регулировка тормозов 157
Корректор торможения для пневматической подвески 157
ДЕТАЛИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ 160
СХЕМА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ 170
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОДВЕСКА 174
Уравнительные клапаны 174
Пульт управления 174
Электроклапан 174
Пневматические подушки 175
Ограничитель давления 175
Управление уравнительными клапанами 176
Ограничитель подъема 179
Ручное регулирование высоты 179
ДЕТАЛИ ПОДВЕСКИ 181
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ 191
Практические рекомендации 191
Плавкие предохранители и реле 191
Реле 191
Плавкие предохранители и реле 192
Реле 192
Список элементов на электросхемах 192
Цветовые коды на кабелях 194
Электросхемы (схемы электрооборудования Вольво) 195
ДЕТАЛИ КАБИНЫ 209
Решетка радиатора 209
Бампер 209
Привод замка кабины 210
Кузовные детали кабины 211
Задняя подвеска длинной кабины 212
Задняя подвеска кабины 213
Привод подъема кабины 214
Кабина 215
Двери 216
Зеркала заднего вида 217
Ступеньки кабины 218
Угловая часть переда кабины 219
Детали системы отопления и вентиляции 220
Стояночный отопитель Webasto dw 80 221
Спойлер на крыше 223
Седло и подрамник 223

Объединённый форум владельцев грузовиков и спецтехники. Клуб Грузовод.ру

Подскажите пожалуйста, где можна скачать руководство по ремонту volvo f12, с маркой двигателя D12 ( нужно снятие и установка ГБЦ).

Доброе время суток. Подскажите пожалуйста. Ф12 123.мотор. Холодная хорошо заводится и ровно работает, прогревается начинают плавать обороты и плохо заводится. Заранее спасибо.

подскажите пожалуйста как на одиночку вольво ф12 поставить механический кран подъема ленивцев.может кто сталкивался или схема

Может кто то сталкивался . Подскажите , с чего можно подобрать задние амортизаторы на кабину ? Спасибо

Здравствуйте, кто подскажет сколько градусов нужно выставить на моховике с двигателем дт 122ф момент зажигания.

Всем доброго времени суток. Подскажите, как на ТНВД отрегулировать турбокорректор? Точнее - мне надо добавить топлива с помощью турбокорректора. Тягачем владею 3,5 месяца, перед НГ решил отремонтировать форсунки - так как при прогреве, и при уличной температуры в -10, был сизый дым и подтраивание. Отнес в сервис, при мне проверили все форсунки - открывались форсы на 170-190 бар и при этом, ни.



Компрессор 1 подает сжатый воздух через регулятор давления 2 в осушитель воздуха 3. Назначением автоматического регулятора является поддержание давления воздуха в пневмосистеме в заданных пределах, к примеру (7.2 – 8.1 бар). Осушитель удаляет из воздуха содержащаяся в нем влагу, которая выводится из системы через вентиляционный канал. Подготовленный воздух подводится к 4-х контурному защитному пневмоклапану 4, который препятствует снижению рабочего давления в тормозной системе при отказе в одном или нескольких контурах системы тормозов. Ресиверы (6 и 7) обеспечивают работу контуров первой и второй тормозной системы через тормозной кран 15. В контур 3 воздух поступает от ресивера 5 через автоматическую соединительную головку 11, кран управления тормозом прицепа 17, 2-х позиционный клапан (2-х ходовой), обратный клапан 13, кран включения стояночной тормозной системы 16 и ускорительный клапан 20 в камеру пружинного энергоаккумулятора пневмоцилиндра 19. Контур 4 предназначен для питания вспомогательных потребителей сжатого воздуха, например, моторного тормоза. В прицепную тормозную систему воздух подводится через соединительную головку 11 и шланг ресиверу. Затем, через магистральный воздушный фильтр 25 и тормозной кран прицепа 27 он поступает в ресивер 28 и далее к ускорительным клапанам ABS 38.

Рабочая тормозная пневмосистема


При открытии тормозного крана 15 через магнитный клапан АВ 5 39 воздух поступает в тормозную камеру 14 (передняя ось грузовика) и на автоматический регулятор тормозных усилий 18. Регулятор включается и направляет воздух в рабочую камеру пневмоцилиндров 19 через магнитный клапан 40. Давление в тормозных камерах, соответственно и усилие, необходимое для торможения, зависит от степени нажатия на педаль тормозного крана, а также от его загрузки автомобиля. При этом величина давления, регулируемая нагрузкой на грузовик, регулируется автоматическим регулятором тормозных усилий 18, который соединен с задней осью шарнирным соединением.

При загрузке и разгрузке автомобиля изменяется расстояние между рамой и осью грузовика. Таким же образом осуществляется управление давлением в системе тормозного привода.

Кроме автоматического регулятора тормозных усилий через магистраль управления приводится в действие клапан нулевой-полной нагрузки в тормозном кране грузовика. Так же и давление тормозной системе привода колес передней оси корректируется в зависимости от загрузки грузовика.

Управление краном управления тормозами прицепа 17 осуществляется обоими рабочими контурами системы тормозов. При этом, сам кран осуществляет подачу воздуха через соединительную головку 12 и шланг на тормозной кран прицепа 27. При этом, начинается поступление сжатого воздуха от ресивера 28 через тормозной кран прицепа, кран растормаживания прицепа 32, пневмоклапан соотношения давлений 33 к автоматическому регулятору тормозных сил 34, а также к ускорительному клапану АВ 5 37. Регулятор же тормозных сил 34 управляет Ускорительным клапаном.

Сжатый воздух поступает в тормозные пневматические камеры 29 передней оси автомобиля, а через регулятор тормозных сил 35 и при срабатывании ускорительных клапанов АВ 5 38 – к тормозным камерам 31. Давление в тормозной системе прицепа согласуется с давлением тормозной системы грузового автомобиля при помощи автоматических пневморегуляторов 34 и 35 тормозных сил и устанавливается таким, какое требуется для данной степени загрузки прицепа. Пневмоклапан 33 уменьшает величину давления на тормозных колодках для избегания блокировки колес передней оси в режиме притормаживания.

Ускорительные клапаны АВ 5 в прицепе и магнитные клапаны АВ 5 в грузовом автомобиле управляют (создание, поддержание и сброс) величиной давления в тормозных камерах и включаются с помощью электронных блоков АВ 5 (36 или 41). Это управление осуществляется независимо от давления, создаваемого тормозными кранами грузового автомобиля или прицепа.

В нерабочем состоянии (магниты обесточены) краны выполняют функцию ускорительных клапанов и служат только для быстрой подачи и сброса давления в тормозных камерах.

Стояночная тормозная пневмосистема

Вспомогательная тормозная система

Торможение прицепа в автоматическом режиме (экстренное торможение)

В случае разрыва давление в магистрали мгновенно падает до атмосферного. В результате этого срабатывает тормозной кран 27 и начинается процесс экстренного торможения. При срабатывании рабочей тормозной системы встроенный в клапан управления тормозом прицепа 17, двухходовой двухпозиционный клапан перекрывает проходное сечение в направлении соединительной головки 11 магистрали снабжения сжатым воздухом. Таким образом, разрыв магистрали управления тормозной системы вызовет быстрое падение рабочего давления и в течение законодательно регламентированного времени (не более двух секунд) сработает тормозной кран прицепа 27. Начнется автоматическое торможение. При этом, обратный клапан 13 предотвращает случайное срабатывание стояночной тормозной системы при падении давления в магистрали подачи сжатого воздуха к тормозной системе прицепа.

Компоненты блока АВ 5

Как правило, в оборудование европейского грузовика входит: три контрольными лампы текущего контроля системы, реле, инфомодуль и розетка АВ5 (24В). После включения зажигания загорается контрольная лампа желтого цвета, если автомобиль с прицепом без системы АВ 5 или питающий кабель разорван. Контрольная лампа красного цвета гаснет, если автомобиль набрал скорость более семи кмч и блок АВ5 не обнаружил неисправности в системе.

Тормозная система Volvo FH

Топливная система VOLVO FH12

Принцип работы пневматической тормозной системы WABCO ABS

Тормозной механизм Volvo FH12. Ремонт

Пневматическая тормозная система

Коды неисправностей, поиск неисправностей, электрические схемы Volvo FH / FM. Том 3

Ремонт электрики,замена цилиндра горного тормоза на Вольво FH

Volvo FH-12. топливная система SCR AdBlue. (2)

Кран управления пневмоподвеской


Подвеска кабины — на пружинах и амортизаторах. (Подвеска кабины может быть на пневмобаллонах или комбинированная). По части плавности хода нареканий к подвеске нет. Однако большая масса кабины приводит к тому, что к пробегу примерно 200 тыс. км приходится менять изношенные капроновые втулки передних опор кабины. Такова расплата за комфорт. (Проблема не в массе кабины а в плохих дорогах, особенно на территории некоторых АТП). Но тут есть несколько сложных моментов.

Недавно фирма Volvo начала предлагать модернизированную чашку опоры, в которой вместо капроновых втулок использованы игольчатые подшипники. Однако касательно этого предложения у механиков фирмы снова возникло несколько замечаний. Во-первых, новую чашку опять же возможно установить на старое место только в сборе и стоит она уже около 9000 руб. Во-вторых, инженеры ввели в узел дополнительные гайки для центровки и затяжки подшипников, что усложняет конструкцию. В-третьих, выточка на торце вала, доставляющая столько хлопот, осталась без изменений. Другая сложность еще и в том, что из-за введения измененного узла запчасти на прежнюю, более простую и дешевую, чашку в Россию теперь поставляются только на заказ.

Однако к пробегу примерно 450 тыс. км из-за низкого качества нашего дизтоплива отмечено ухудшение работы насос-форсунок: расход топлива возрастает на 5 — 10%, увеличивается дымность. Распылители форсунок отдельно не меняются, поэтому приходится заменять насос-форсунку целиком, которая стоит около 23 тыс. руб. за штуку. Моторный тормоз VEB имеет некоторые особенности устройства. Эта система представляет собой комбинацию горного тормоза традиционной конструкции и декомпрессионного тормоза. Закрытая заслонка в выпускном коллекторе создает тормозное усилие на такте выпуска, так как для удаления отработанных газов поршню приходится затрачивать дополнительную работу.

Принцип же работы декомпрессионного моторного тормоза состоит в том, что тормозное усилие развивается на такте сжатия. Перед началом такта сжатия, когда поршень находится в нижней мертвой точке, на короткое время приоткрываются выпускные клапаны и в цилиндр попадают отработанные газы из выпускного коллектора, находящиеся там под высоким давлением из-за закрытой заслонки горного тормоза. Давление в цилиндре поднимается и в такте сжатия поршню приходится затрачивать дополнительную энергию для преодоления избыточного давления в цилиндре.

Слабое место двигателя из-за плохого дизтоплива — топливный насос низкого давления. В насосе через резиновое уплотнительное кольцо топливо начинает протекать в систему смазки двигателя грузовика. Определяется этот момент по быстроповышающемуся уровню масла в поддоне картера двигателя. Новый насос в сборе стоит около 7500 руб. Прибавьте к этому замену масляных фильтров (их на моторе, между прочим, три штуки) и 36 л масла, и в итоге сумма ремонта подскакивает уже до 15 тыс. руб. Правда, этот насос можно перебрать. Но после переборки агрегат желательно испытать, чтобы в случае неудачи с ремонтом снова не повторить вышеназванную процедуру смены масла и фильтров.

На данных машинах необходимые узлы смазываются через обычные пресс-масленки. И по мнению механиков, такой вариант ничуть не хуже, а даже проще, надежней и экономней системы центральной смазки. Согласно вольвовскому регламенту ТО точки смазки положено шприцевать каждые три месяца, хотя есть смысл делать это чаще, учитывая наши грязные и пыльные дороги. (Российские техцентры Volvo дают рекомендации сроков смазки подвески в зависимости от условий эксплуатации. Самосвалы рекомендуется мазать каждую неделю, другие машины, учитывая загрязненность наших дорог, — каждый месяц). При соблюдении рекомендации проблем с узлами не бывает.

Также отметим особенность подшипников передних ступиц. Смазываются эти подшипники обычным моторным маслом, а сама пробка для контроля и заливки масла сделана из пластмассы. После нескольких процедур отворачивания/заворачивания уплотнительное резиновое кольцо на пробке уже не обеспечивает должной герметичности, так что из-под пробки начинает подтекать масло. Кроме этого, при откручивании у пробки часто ломается слабый пластмассовый бортик. Фирма Volvo учла это нарекание и теперь предлагает для своих грузовиков более надежные латунные пробки с шестигранной головкой под гаечный ключ. (Масло в передних ступицах не требует плановой замены и меняется только в случае ремонта узла. Пробки для контроля и заливки масла не предназначены для многократного использования, так как срок службы их соответствует сроку службы всего узла).

Пневмосистема шведского тягача также заслуживает отдельной главы. Начнем с того, что компрессор создает в основных ресиверах давление 12 ат, тогда как у грузовиков других марок более распространен вариант давления 8 ат. При подаче же воздуха в контуры тормозной системы специальные отсекающие клапаны понижают давление с 12 до 8 ат. Если в воздушной системе скапливается много влаги, эти клапаны могут выйти из строя (один новый клапан стоит $100). Кстати, момент прорыва давления можно увидеть по двум манометрам, которые показывают нормальное давление (8 ат) в контурах рабочей тормозной системы. В случае отказа вышеназванных клапанов стрелки этих манометров просто зашкаливает.

Рекомендация здесь одна: следить за компрессором, вовремя делать ему профилактический ремонт, а также регулярно сливать конденсат из ресиверов, что не только является хорошей профилактикой, но и позволит вовремя заметить неисправности. (Золотые слова).

Месторасположение масловлагоотделителя воздушной системы, по мнению эксплуатационников, выбрано не совсем удачно. Стоит этот узел очень низко, да еще в арке переднего правого колеса сразу за бампером. На чистых дорогах Европы это, может быть, и нестрашно. Но в России дороги известно какие, и в итоге осушитель щедро поливается всякой дрянью, которую поднимает колесо. Если влага проникает в осушитель, первым же морозом ее прихватывает и лед перекрывает воздушные каналы. Определить этот момент можно по тому, что после запуска двигателя манометры в кабине не показывают давления, а из-под машины слышны звуки предохранительного клапана, который, спасая систему от разрыва (компрессор-то работает, а воздух в систему не идет), начинает постоянно сбрасывать создаваемое давление. Итог один — водитель бежит за чайником! Хотя это, так сказать, крайний случай. Дело в том, что конструкторы Volvo все же предусмотрели такой вариант событий и оснастили осушитель подогревом. И пока подогрев работает, все будет в порядке. Тем не менее осушитель не любит большого накопления остаточной влажности. Учитывая российские условия, патрон осушителя рекомендуется менять два раза в год — весной и осенью. Надо заметить, что гораздо лучше в наших условиях чувствуют себя двухколонные осушители, устанавливаемые по заказу. (При всех своих преимуществах двухколонные осушители тем не менее сложнее и их применение обходится дороже. Так, ремкомплект на одноколонный осушитель стоит 3200 руб., а на двухколонный — около $500, поскольку этих ремкомплектов надо уже три штуки! Поэтому нередки случаи, когда эксплуатационники заменяют двухколонные осушители на одноколонные. — Прим. ред.) (Современные одноколонные осушители при своевременной замене фильтра работают нисколько не хуже двухколонных).

От продольных перемещений задний мост удерживается реактивными тягами. Верхняя треугольная тяга имеет резинометаллический шарнир, установленный на картере моста. В принципе узел довольно надежен, но на наших дорогах нередко выходит из строя из-за качества дорог и перегруза автопоезда. Причем на машине, стоящей на ровной поверхности, дефект иногда визуально незаметен. Чтобы увидеть дефект, задний мост надо поднять либо опустить. Первый шарнир на фирме заменили при пробеге машины в 210 тыс. км. Запчасть из Германии стоит 2000 руб., оригинал дороже в два раза. Приходится брать то, что подешевле.

На эксплуатируемых грузовиках и спереди и сзади применены барабанные механизмы с самоподводящимся приводом колодок. Передние и задние колодки в случае применения торможения прицепом и моторным тормозом ходят по 300 тысяч верст. Касательно тормозов есть одна рекомендация — не стирать тормозные накладки до конца и следовать требованиям производителя относительно остаточной толщины тормозных накладок. В противном случае ломается механизм самоподвода колодок. Один ремкомплект этого узла стоит около 10 тыс. руб. Чтобы до этого не доводить, фирма Volvo рекомендует при замене сразу ставить новые барабаны (не протачивая старые) и колодки. Правильно, конечно, вот только далеко не все российские владельцы грузовиков Volvo могут позволить себе следовать этой рекомендации.

За годы работы все проблемы с этим узлом свелись к тому, что на двух машинах биение кабины из-за вышеуказанных проблем с опорами приводило к разрушению верхнего сальника рулевого редуктора. Для замены сальника редуктор приходится полностью разбирать. Но здесь надо отдать должное фирме Volvo, которая предусмотрела саму возможность разборки и ремонта этого дорогостоящего узла. На грузовиках других марок редуктор подчас просто меняется из-за невозможности этот самый узел разобрать. Других проблем с рулевой на машинах не отмечено. Наконечники рулевых тяг на фирме меняют через 150 тыс. км пробега, причем на поперечной рулевой тяге меняются два наконечника, а на продольной — один. На фирме покупают неоригинальные наконечники, которые обходятся по 1000 руб. за штуку.

Конусовидные шкворни переднего моста выдерживают по нашим дорогам пробег до 400 тыс. км. Для выборки люфта предусмотрены регулировочные шайбы, но если они не помогают, это говорит о том, что шкворни пора менять. Один ремкомплект, в который входят шкворень, регулировочные шайбы и втулки, стоит около $100. Нижняя часть шкворня вращается в капроновой втулке, входящей в ремкомплект, а верхняя часть имеет опорный подшипник, который продается уже отдельно и стоит около 2500 руб. Отдельно отметим, что смазывается шкворневой узел через три пресс-масленки: одна стоит снизу и две — для подшипника — сверху. (Что касается ремонта, то меняются шкворни легко, но очень долго: 2 механика могут затрачивать на это до 10 — 12 ч с учетом регулировки развала-схождения. Это объясняется тем, что приходится долго регулировать вышеупомянутые опорные подшипники. Но если все отрегулировать сразу и как следует, о шкворнях можно забыть до следующей замены. И если вовремя поменять шкворни, то можно оставить старый опорный подшипник. — Прим. ред.)

В свою очередь, не будем забывать и о положительных сторонах грузовиков Volvo. К ним относятся комфортабельность и динамичность машин, а также их высокая ремонтопригодность. Кроме этого, сервисная сеть Volvo — одна из самых развитых в России. И последнее. Никто из механиков и водителей, рассказывавших нам о проблемах с машиной, ни разу не сказал, что Volvo — плохой, ненадежный грузовик. А глас народа, как известно.

Читайте также: