Схема управления двигателем эбу

Обновлено: 04.07.2024

Обе системы имеют в комплектации датчик кислорода и катализатор. Первоначально системы были спроектированы и откалиброваны производителем (GM) для норм токсичности США- 83 , которые впоследствии были перестроены для удовлетворения требований токсичности Евро‑ 2 . Позднее появилась версия для норм России (только для 16 -ти клапанного двигателя ВАЗ- 2112 ).

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ
ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ
ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ
ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

Для автомобилей классической компоновки используется модификация Январь 5 . 1 . 3 2104 – 1411020 - 01 в комплектации Евро‑ 2 , без датчика детонации. От версии 5 . 1 отличается только не запаянными элементами канала детонации.

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

В качестве ПЗУ в данных блоках использована микросхема FLASH, емкостью 256 Kb, из которых только 32 Kb содержат калибровочные таблицы и могут быть считаны и перезаписаны. Вернее, записать можно все 256 Кб, а вот считать только 32 кб. Считывание /запись этих блоков (без вскрытия блоков) поддерживает программатор Combiloader от SMS – Software. Возможно так же программировать flash внешним программатором через переходник, подключаемый к шине ЭБУ.

В данном ЭБУ использован 16 -разрядный процессор B 58590 (внутренняя маркировка фирмы Bosch), 20 – разрядная шина и, в качестве ПЗУ, для хранения ПО и калибровок, использована flash – память 29 F 200 .

ЭБУ разных модификаций аппаратно различаются. ЭБУ под нормы Е 3 ( 1411020 – 50 ) имеет дополнительный драйвер для подогревателя 2 ‑го датчика кислорода. Так же возможны различия по каналу ДТВ.

Этот тип ЭБУ поддерживает не отключаемую драйверную диагностику. Поэтому при установке ГБО на них строго обязательно применение безразрывного отключения форсунок.

- 2111 – 1411020 - 72 с прошивкой V 5 V 13 K 03 (V 5 V 13 L 05 ). Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 13 I 02 , V 5 V 13 J 02 ).
– 2111 – 1411020 - 62 с прошивкой V 5 V 03 L 25 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 03 K 22 ).
– 2112 – 1411020 - 42 c прошивкой V 5 V 05 M 30 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 05 K 17 , V 5 V 05 L 19 ).

По проводке блоки взаимозаменяемы, но только со своим, соответствующим блоку, ПО.

Почти все автомобили 2110 – 2112 выпуска позднее июня 2003 года выпущены с этим блоком, а модификация 2111 – 1411020 - 72 частый гость на новых 2109 – 2111 .

Эти ЭСУД сняты с производства в начале 2005 г.

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

Внутри этого семейства имеются аппаратные различия. Как видно на рисунке внизу, ЭБУ для 8 кл. модификаций ( 2111 – 1411020 - 80 и 21114 – 1411020 - 30 ) содержат два ключа управления зажиганием. Блоки для 16 -клапанных двигателей 1 , 6 ( 21124 – 1411020 - 30 ) имеют 4 встроенных ключа управлением зажигания.

Подробнее о двигателях ВАЗ 21114 и 21124 читайте здесь.

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

Некоторые блоки имеют непривычную идентификацию: 22 XC 052 S, 33 XC 0305 . 22 XC 052 S это копия B 122 HR 01 , 33 XC 0305 – B 120 ER 17 . На самом деле это название одной и той же прошивки, но в первом случае по классификации Bosch, а во втором случае по классификации ВАЗ.

22 XC 052 S – System Supplier ECU SoftwareNumber
B 122 HR 01 – Vehicle Manufacturer ECU SoftwareNumber

Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия- 83 .

В августе 2007 г. на новых автомобилях и в продаже появились новые блоки управления Январь 7 . 2 собранные на принципиально новой элементной базе. Используется процессор SGS Tomphson с внутренним flash. Непонятно высокое предназначение этого блока, т.к буквально через несколько месяцев, в декабре 2007 г. он был сменен на М 73 для норм Евро‑ 3 .

С точки зрения диагностики, эти ЭБУ имеют точно такой же диагностический протокол, как обычные Январи‑ 7 . 2 , полностью поддерживаемый в новой версии SMS-Diagnostics 2 .

Новые контроллеры М 73 производятся двумя заводами: НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.
Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный.

Автэловские проекты (софт АВТЭЛ):

21124 – 1411020 - 12 854 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3
21114 – 1411020 - 12 855 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3
21114 – 1411020 - 12 855 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3

Итэлмовские проекты (софт ВАЗ):

(обратите внимание, что эти контроллеры может выпускать и АВТЭЛ, то есть, прошивка будет начинаться с A)

Проекты АВТЭЛ имеют ПО, родственное Микас- 11 . Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в Микас- 11 реализована модель АВТЭЛ, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас‑ 7 . 1 , а в ПО M 73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь‑ 5 / 7 ). Теоретически, данное ПО может работать и с ДАД, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Аппаратно блок практически идентичен Январь 7 . 2 +, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М 7 . 3 в Январь 7 . 2 +

На этом, собственно, можно поставить точку в истории ЭСУД с механическим дроссельным узлом.

ЭБУ с поддержкой электронного дроссельного узла (с конца 2010 г.)

В конце 2015 г., вслед за автомобилями УАЗ, на Нива-Шевроле появилась очередная модификация: Bosch M(E) 17 . 9 . 71 , 21230 – 1411020 - 50 . Блок аппаратно отличается от 17 . 9 . 7 , программируется модулем Combiloader Tricore TC 17 xx (BSL) или Bosch ME 17 . 9 . 7 OBD, но, только после снятия защиты (разблокировки) ЭБУ с помощью модуля BSL Tricore TC 17 xx.

ЭБУ М 74 не совместим по проводке/разъему ни с одним ранее применявшимся ЭБУ.

Программирование М 74 возможно программатором Combiloader c соответствующим модулем (XC 27 x 5 ) в BSL режиме. Т.к производитель вывел вход разрешения программирования на колодку (есть мнение, что это временно), то возможен перевод в BSL режим без разборки ЭБУ.

Следует иметь ввиду, что данные блоки постоянно дорабатываются производителем и уже имеют различие в аппаратном и программном обеспечении. Например, прошивки для Калины I 444 CB 02 и I 444 CC 03 построены на одном аппаратном уровне и программно взаимозаменяемы, а I 444 CD 04 уже имеет различия и несовместима с предыдущими сериями.

В связи с появлением данного типа контроллера кабель М 74 для Combiloader дополнен доп. разъемом OBD, старый кабель снят с производства.

Аппаратные различия, внутри одного семейства, на этом не заканчиваются, М 74 , берущие сигнал скорости с ДС на КПП и, отличаются аппаратно от М 74 , сигнал на которые идет с АBS. Различия наглядно представлены на фото.

Фото платы М 74 8 V [v 7 . 37 ] (среднее разрешение, номиналы видно)

Блоки M 86 , помимо автомобилей ВАЗ, устанавливаются, с оригинальным программным обеспечением, так же на автомобили УАЗ.

M 74 M – рабочее заводское название и, возможно, в дальнейшем ВАЗ идентифицирует его как-нибудь по другому.

Внимание! Фото высокого разрешения предоставлены А. Михеенковым (aka ALMI). На них полностью просматривается топология плат и номиналы применяемых элементов. Фото находятся в архивах размером 3 – 25 Mb. Автором запрещено размещение данных фотографий на сторонних интернет – ресурсах без согласования и разрешения.

Как работает ЭБУ

Схема работы ЭБУ

Схема работы ЭБУ

Для того чтобы понять, что такое ЭБУ в автомобиле, для начала нужно разобраться с тем, как данная система работает. В первую очередь ЭБУ собирает данные с датчиков:

  • Температура мотора и окружающей среды,
  • Данные о подаче кислорода и топлива,
  • Датчик скорости,
  • Датчик холостого хода,
  • Данные от систем антизаноса, стабилизации, антиблокировочной системы, некоторых других систем безопасности,
  • Информация о состоянии коленвала (или коленвалов)
  • Информация о положении дроссельной заслонки, педали газа
  • Контроль количества охлаждающей жидкости, тормозной жидкости и самой тормозной системы
  • Датчик напряжения внутренней электросети автомобиля,
  • Информация из цепи ЭУР или о состоянии гидроусилителя.

Это минимальный набор данных, которые блок электронного управления получает для анализа постоянно. Чем выше классом машина, тем этот список все длиннее. Добавляются, например, данные о состоянии пневматической подвески у внедорожника и пр.

По мере анализа всей этой информации ЭБУ постоянно отдает команды для поддержания автомобиля в рабочем режиме. Фактически блок управления всегда держит под контролем:

  • Впрыск инжекторов,
  • Подача воздуха и всю система зажигания,
  • Управление газораспределением,
  • Состав выхлопных газов,
  • Управление автоматической КП
  • Поддержание нужного значения температуры,
  • Всю осветительную систему, внутреннюю и наружную,
  • Подогрев, кондиционер,
  • Стеклоподъемники и прочее.

Как выглядит ЭБУ

Электронный блок управления (со снятой крышкой)

Электронный блок управления (со снятой крышкой)

Это электронная плата, помещенная в небольшой корпус (алюминиевый или пластиковый). Материал оболочки зависит от места нахождения блока. Если он располагается в салоне, то обычно в пластиковом корпусе, а если под капотом машины – то в металлическом. Из контроллера наружу выходят пара разъемов под CAN шины. Иногда имеется дополнительный разъем для удобства диагностики и перепрошивки.

Внутри ЭБУ устроен как мини компьютер, плата блока управления состоит из запоминающих устройств, а именно:

  • ОЗУ – оперативной памяти для обработки промежуточных данных об автомобиле,
  • ППЗУ – постоянная память, хранит установки функций двигателя и прочее необходимое ПО.
  • ЭРПЗУ – предназначено для хранения временной информации: кодов блокировки и доступа, пробега, температуры в двигателе, расхода горючего и пр.

ЭБУ легко опознать по двум шлейфам, подсоединенным к нему. Если блок электронного управления расположен под капотом, то рядом с блоком предохранителей или с аккумулятором. Если он находится в салоне, то обычно под панелью, либо под задним диваном. Есть модели автомобилей, в которых блок электронного управления расположен даже в багажнике.

Неисправности и ремонт ЭБУ

Поврежденный чип на плате ЭБУ

Поврежденный чип на плате ЭБУ

ЭБУ – важная и, как правило, очень надежная часть автомобиля. Но можно однозначно говорить о его неисправности:

  • Если машина не запускается или плохо управляется,
  • Происходят различные блокировки (дверей, сцепления и пр.),
  • На дисплей постоянно выдаются ошибки,
  • Происходят сбои в работе двигателя.

Самая частая причина выхода из строя ЭБУ – короткое замыкание в бортовой электросети. Также поломка может случиться из-за аварии, перегрева, попадания на плату жидкостей (воды, антифриза), в результате коррозии.

Снять ЭБУ достаточно просто, для этого нужно:

  1. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора,
  2. Отсоедините два входящих шлейфа,
  3. Открутите болты крепления.

Если ЭБУ размещается возле печки на передней панели, предварительно понадобится ее (панель) снять.

Видео об ЭБУ

Что такое ЧИП-тюнинг ЭБУ

ЧИП-тюнинг электронного блока управления

ЧИП-тюнинг электронного блока управления

Усовершенствование заводского программного обеспечения, то есть замену стандартной прошивки ЭБУ, называют ЧИП-тюнингом.

Если вы решили сделать ЧИП-тюнинг, помните: новое ПО должно быть абсолютно адаптировано под вашу марку, либо должно быть оригинальным.


Любой современный автомобиль оборудуется управляющим модулем — электронным блоком, который позволяет обеспечить наиболее оптимальную работу мотора. В результате некорректной работы ЭБУ могут возникнуть проблемы в эксплуатации автомобиля. Что представляет собой ЭБУ ВАЗ 2114, где он находится и как его самостоятельно заменить — узнайте из этого материала.

ЭБУ ВАЗ 2114 представляет собой бортовой компьютер транспортного средства, предназначенный для управления основными системами авто. Параметры управляющего модуля влияют как на функциональность тех или иных регуляторов, так и на работу двигателя в целом. То есть важность данной системы отрицать нельзя.

Местоположение контроллера

В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 управляющий модуль устанавливается под центральной консолью авто, в частности, посредине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, необходимо выкрутить фиксаторы бокового каркаса консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полтора литровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.

В автомобилях, оборудованных 1.6- и 1.5- литровыми моторами с ЭБУ нового образца масса берется с приваренной шпильки. Сама шпилька фиксируется на металлическом корпусе контрольного щитка у тоннеля пола, неподалеку от пепельницы. Во время производства инженеры ВАЗ, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может разболтаться, соответственно, это приведет к неработоспособности некоторых устройств.

Устройство и принцип работы

Управляющий блок электронной системы работает в соответствии с показателями, полученными от датчиков:

  • скорости;
  • детонации;
  • лямбда-зонда;
  • фаз впрыска горючего;
  • положения коленчатого вала;
  • положения дросселя;
  • расходомера воздуха;
  • температуры антифриза.

В соответствии с данными, полученными от этих контроллеров, управляющий модуль осуществляет управления следующими системами:

  • зажигания;
  • адсорбером;
  • форсунками, а также бензонасосом;
  • системой вентиляции и отопления;
  • программами для диагностики работоспособности авто;
  • регулятором холостых оборотов (автор видео — Евгений Вехтер).

Что касается устройства, то конструктивно управляющий модуль состоит из следующих компонентов:

Характерные неисправности: их признаки и причины

По каким признакам можно определить неисправность ЭБУ:

  • нет сигналов управления, поступающих от исполнительных устройств (РХХ, расходомера, различных датчиков и т.д.);
  • нет сигнала взаимодействия с системой зажигания, топливным насосом, форсунками и прочими элементами;
  • при подключении диагностического тестера связь с электронной системой также будет отсутствовать;
  • также признаком могут служить перегоревшие контакты и механические повреждения устройства.

Какие причины способствуют выходу из строя управляющего устройства:

  • замыкание электроцепи или ее обрыв;
  • неправильный ремонт электрики, в ходе которого были допущены ошибки, в частности, речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
  • подкуривание севшего АКБ от автомобиля с заведенным мотором;
  • поломку блока может спровоцировать неверное подключение клемм аккумулятора — плюс вместо минуса и наоборот;
  • отключение контактов АКБ при заведенном двигателе;
  • попадание влаги на плату модуля электронной системы;
  • механические повреждения девайса в результате аварии (автор видео о ремонте управляющего модуля в гаражных условиях — канал Авто Практика).

Диагностика ЭБУ

Блок управления двигателем ВАЗ — это устройство, которое может проработать долгое время без поломок, тем не менее, ни одно оборудование не может быть защищено от неисправностей. При обнаружении первых симптомов поломок устройство подлежит диагностике, поскольку несвоевременная проверка и ремонт могут привести к более серьезным последствиям. Диагностика устройства подразумевает считывание кодов ошибок, сохраненных в памяти девайса, для их дальнейшей расшифровки.

Лучше всего проверять ЭБУ в специализированных центрах, поскольку диагностическое оборудование должно быть настроено под определенную модель ЭБУ. Разумеется, процедура диагностики может быть осуществлена и своими силами — с помощью компьютера, диагностического адаптера и программного обеспечения.

В том случае, если ЭБУ не отвечает на проверку, но следует проверить его работоспособность, в частности:

  • произвести диагностику девайса на предмет перегрева;
  • убедиться в том, что устройство подключено к цепи питания и что его контакт с бортовой сетью хороший;
  • произвести диагностику механической целостности девайса — вполне возможно, что на корпусе устройства имеются повреждения, также причина может заключаться в образовании коррозии.

Помните о том, что качественный ремонт блока управления в домашних условиях выполнить невозможно. Процедуру ремонта лучше доверить специалистам, причем не с любого СТО, а именно из сертифицированных центров.

Если вы решили заменить ЭБУ, то эту задачу можно осуществить в домашних условиях — подробная инструкция по самостоятельной замене устройства представлена в ролике ниже (автор видео — канал AVTO CLASS).

Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-2
Bosch 7.9.7, Январь 7.2 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (2111-1411020-80, 81,82).
Мотор 1.5 литра 8 клапанный.


    1. — контроллер;
    2. — колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
    3. — колодка диагностики;
    4. — датчик-сигнализатор иммобилизатора(АПС);
    5. — блок управления иммобилизатором(АПС);
    6. — катушка зажигания;
    7. — свечи зажигания;
    8. — форсунки;
    9. — электробензонасос;
    10. — колодка жгута системы зажигания к жгуту электробензонасоса;
    11. — колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;
    12. — колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
    13. — колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
    14. — датчик скорости;
    15. — регулятор холостого хода;
    16. — датчик положения дроссельной заслонки;
    17. — датчик температуры охлаждающей жидкости;
    18. — датчик массового расхода воздуха;
    19. — датчик положения распределительного вала(фаз);
    20. — датчик кислорода;
    21. — датчик положения коленчатого вала;
    22. — датчик детонации;
    23. — электромагнитный клапан продувки адсорбера;
    24. — колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
    25. — предохранитель цепи питания контроллера;
    26. — реле зажигания;
    27. — предохранитель реле зажигания;
    28. — предохранитель цепи питания электробензонасоса;
    29. — реле электробензонасоса;
    30. — реле электровентилятора;
    31. — колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
    32. — колодки жгута системы зажигания к жгута переднего;
    33. — электровентилятор системы охлаждения;
    34. — колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
    35. — выключатель зажигания;
    36. — комбинация приборов;
    37. — блок бортовой системы контроля;
    38. — реле стартёра;
    39. — монтажный блок;
    А — к клемме "плюс" аккумуляторной батареи; В1,В2 — точки заземления жгута системы зажигания;

2115-3724026-11 — Жгут системы зажигания;

Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-2
Bosch 7.9.7, Январь 7.2 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (21124-1411020-30 , 21124-1411020-31,32).
Мотор 1.6 литра 16 клапанный с индивидуальными катушками зажигания.


Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-3
Bosch 7.9.7+, М73 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (2111-1411020-30).
Мотор 1.6 литра 8 клапанный.


1 — контроллер;
2 — колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
3 — колодка диагностики;
4 — датчик-сигнализатор иммобилизатора(АПС);
5 — блок управления иммобилизатором(АПС);
6 — катушка зажигания;
7 — свечи зажигания;
8 — форсунки;
9 — электробензонасос;
10 — колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;
11 — колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;
12 — колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
13 — колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
14 — датчик скорости;
15 — регулятор холостого хода;
16 — датчик положения дроссельной заслонки;
17 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
18 — датчик массового расхода воздуха;
19 — датчик положения распределительного вала(фаз);
20 — датчик кислорода управляющий;
21 — датчик положения коленчатого вала;
22 — датчик детонации;
23 — электромагнитный клапан продувки адсорбера;
24 — датчик неровной дороги;
25 — датчик кислорода диагностический;
26 — колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
27 — предохранитель цепи питания контроллера;
28 — реле зажигания;
29 — предохранитель реле зажигания;
30 — предохранитель цепи питания электробензонасоса;
31 — реле электробензонасоса;
32 — реле электровентилятора;
33 — колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
34 — колодки жгута системы зажигания к жгута переднего;
35 — электровентилятор системы охлаждения;
36 — колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
37 — выключатель зажигания;
38 — комбинация приборов;
39 — блок бортовой системы контроля;
40 — реле стартёра;
41 — монтажный блок;

А — к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
В1 — точка заземления жгута датчика уровня топлива;
В2,В3 — точки заземления жгута системы зажигания;

Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-3
Bosch 7.9.7+, М73 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (21124-1411020-10).
Мотор 1.6 литра 16 клапанный с индивидуальными катушками зажигания и двумя датчиками кислорода.


А,Е — к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
В1 — точка заземления жгута проводов катушек зажигания;
В2,В3 — точки заземления жгута системы зажигания;
В4 — точка заземления жгута датчика уровня топлива;
С — к стартёру;
D — к выключателю плафона освещения салона двери водителя;

Система управления двигателем

Двигатель ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности R83-02 с контроллером 2111-1411020-61 (Январь-5.1) или 2111-1411020-60 (М1.5.4N) на автомобилях ВАЗ-2113, -2114, -2115


1 — фрагмент монтажного блока;
2 — электровентилятор системы охлаждения двигателя;
3 — индикатор состояния автомобильной противоугонной системы;
4 — блок управления автомобильной противоугонной системы;
5 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 — датчик расхода воздуха;
7 — дроссельный патрубок;
8 — колодка, присоединяемая к датчику положения дроссельной заслонки;
9 — колодка, присоединяемая к регулятору холостого хода;
10 — контроллер;
11 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера;
12 — датчик кислорода;
13 — датчик детонации;
14 — датчик положения коленчатого вала;
15 — датчик скорости;
16 — адсорбер;
17 — аккумуляторная батарея;
18 — главное реле;
19 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов антиблокировочной системы тормозов;
20 — колодка диагностики;
21 — плавкий предохранитель защиты цепей главного реле;
22 — плавкий предохранитель защиты контроллера; 23 — плавкий предохранитель защиты электробензонасоса и его реле;
24 — реле включения электробензонасоса;
25 — реле включения электровентилятора;
26, 27 — колодки, присоединяемые к жгуту проводов панели приборов;
28 — модуль зажигания;
29 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
30 — свечи зажигания;
31 — форсунки;
F — провод переднего жгута, идущий к клемме "В+" генератора;
G — провода переднего жгута проводов.
Порядок условной нумерации штекеров в колодках:
А — контроллера;
Б — блока управления автомобильной противоугонной системы;
В — индикатора состояния автомобильной противоугонной системы;
Г — колодки 26;
Д — дроссельного патрубка;
Е — датчика расхода воздуха;
Ж — электробензонасоса и датчика кислорода;
З — датчика скорости;
И — модуля зажигания.
Назначение штекеров в колодке 26:
1 — к низковольтному входу тахометра в комбинации приборов;
3 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (от контроллера);
4 — к выключателю плафона, расположенному на стойке двери водителя;
5 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (подача "+" питания);
6 — к маршрутному компьютеру (сигнал расхода топлива);
7 — к комбинации приборов (сигнал скорости автомобиля);
8 — к выводу "15" выключателя зажигания (штекер 4 колодки выключателя).

Двигатель ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 с контроллером 2111-1411020-40 (МР7.0) на автомобилях ВАЗ-2113, -2114, -2115


1 — фрагмент монтажного блока;
2 — электровентилятор системы охлаждения двигателя;
3 — индикатор состояния автомобильной противоугонной системы;
4 — блок управления автомобильной противоугонной системы;
5 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 — датчик расхода воздуха;
7 — дроссельный патрубок;
8 — колодка, присоединяемая к датчику положения дроссельной заслонки;
9 — колодка, присоединяемая к регулятору холостого хода;
10 — контроллер;
11 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера;
12 — датчик кислорода;
13 — датчик детонации;
14 — датчик положения коленчатого вала;
15 — датчик скорости;
16 — адсорбер;
17 — аккумуляторная батарея;
18 — главное реле;
19 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов антиблокировочной системы тормозов;
20 — колодка диагностики;
21 — плавкий предохранитель защиты цепей главного реле;
22 — плавкий предохранитель защиты контроллера; 23 — плавкий предохранитель защиты электробензонасоса и его реле;
24 — реле включения электробензонасоса;
25 — реле включения электровентилятора;
26, 27 — колодки, присоединяемые к жгуту проводов панели приборов;
28 — модуль зажигания;
29 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
30 — свечи зажигания;
31 — форсунки;
F — провод переднего жгута, идущий к клемме "В+" генератора;
G — провода переднего жгута проводов.

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

А — контроллера;
Б — блока управления автомобильной противоугонной системы;
В — индикатора состояния автомобильной противоугонной системы;
Г — колодки 26;
Д — дроссельного патрубка;
Е — датчика расхода воздуха;
Ж — электробензонасоса и датчика кислорода;
З — датчика скорости;
И — модуля зажигания.

Назначение штекеров в колодке 26:

1 — к низковольтному входу тахометра в комбинации приборов;
3 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (от контроллера);
4 — к выключателю плафона, расположенному на стойке двери водителя;
5 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (подача "+" питания);
6 — к маршрутному компьютеру (сигнал расхода топлива);
7 — к комбинации приборов (сигнал скорости автомобиля);
8 — к выводу "15" выключателя зажигания (штекер 4 колодки выключателя).

Схема подключения системы управления двигателем ВАЗ

Схема подключения системы управления двигателем ВАЗ зависит от применяемого блока управления и комплектации датчиков и приборов управления. На большинстве моделей ВАЗ устанавливается система электронного управления двигателем МР7.0.

Существует несколько комплектаций, в зависимости от норм токсичности отработанных газов. Последнее время выпускаются системы с распределительным впрыском топлива с нормами токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3.

Отличие комплектации.

Схема подключения системы управления двигателем ВАЗ системы ЕВРО имеет отличая от ранних систем управления двигателем, которые заключается в наличие в системе катализатора и адсорбера. Кроме того в системе под нормы токсичности ЕВРО-3 добавлен дополнительный датчик кислорода, и датчик неровности дороги. На последних моделях кроме того применяется система зажигания с низковольтным распределением, то есть на каждую свечу установлена отдельная катушка зажигания.

Назначение выводов блока управления двигателем МР 7.0

Схема подключения системы управления двигателем ВАЗ достаточно сложная и для поиска неисправностей в ней необходимо знать назначение выводов ЭБУ.

Примечание:
Данные представлены для системы ЕВРО-3 с контроллером МР7.0.

Некоторые элементы могут отсутствовать в системе Евро-2.

Схема подключения системы управления двигателем ВАЗ, работа блока управления двигателем МР 7.0.

Включение ЭБУ.

Включение электробензонасоса.

Включение зажигания является для контроллера сигналом на замыкание реле электробензонасоса и главного реле. Включение и выключение обоих реле происходит подачей на катушку реле минуса через вывод 3 и 36 ЭБУ. При отсутствии сигналов датчика положения коленчатого вала в течение 2 секунды, на выводе 49 отсутствует переменное напряжение около 3В, контроллер выключает реле бензонасоса. При поступлении сигнала с датчика положения коленчатого вала контроллер вновь включает реле электробензонасоса.

Продувка адсорбера.

Датчик коленвала.

Датчик коленвала подаёт сигнал на вывод 49 ЭБУ. Сигналом является вырабатываемое им переменное напряжение частота которого соответствует частоте прохождения зубьев задаточного диска под датчиком.

Для проверки датчика коленвала необходимо проверить напряжение на выводе 49 ЭБУ. При вращении коленчатого вала двигателя на контакте присутствует сигнал напряжения переменного тока, близкий по форме к синусоиде, с частотой и амплитудой, пропорциональными оборотам. При включенном зажигании и отсутствии вращения коленчатого вала в случае исправной цепи датчика напряжение на контакте равно нулю, а в случае обрыва в цепи близко к 5 В.

Взаимодействие иммобилайзера и ЭБУ.

Читайте также: